ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЕЙ ГУРИЯ,

АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО, И ВАРСОНОФИЯ,

ЕПИСКОПА ТВЕРСКОГО

Спустя 32 года после кончины святого Гурия и через 20 лет со времени преставления святого Варсонофия, по по-велению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преобра-же-ния Господня. Когда начали копать рвы и выкопали гробницы святых Гу-рия и Вар-сонофия — 1596 года, 4 октября, — то возвестили о сем митропо-литу Ермогену, бывшему тогда архи-пастырем Казани. Митрополит, со-вершив ли-тур-гию и панихиду, при-шел в монастырь со всем освященная собором. Необычность вида нетлен-ных гробов исполнила святителя бла-гоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так опи-сывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, про-чие же его уды целы бяша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его, и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобного Варсоно-фия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурия свя-ти-телю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, но-вых крепчае».

Честные мощи святителей переложили из тех гробов в новые ковчеги и при пении надгробных песнопений поставили поверх земли, чтобы все при-ходящие могли видеть и с верой лобызать их. Возвещено было о сем письмом царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иову. Благочестивый царь и Святейший Патриарх, весь царский синклит и множество народа, узнав о сем, прославили Бога, прославляющего святых Своих. Благочестивый царь повелел хранить святые и многоцелебные мощи святителей в особом приделе, с южной стороны алтаря большой церкви, которая ради этой святыни вскоре была благолепно украшена.

На древней иконе изображения святителей Гурия и Варсонофия отличаются строгостью старинного иконописного стиля. Ростом свт. Гурий выше свт. Варсо-нофия. Лицо свт. Гурия отличается кротостью, карие глаза его смотрят открыто и приветливо; у святителя окладистая борода, длинная и почти вся седая. У свт. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длин-ная, но редкая и оканчивается остро около половины груди; брови у свт. Вар-со-нофия шире, усы тоньше, глаза смотрят строже, чем у свт. Гурия1).

В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; 14 октября 1976 г.), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям.

Великих людей окружают великие сотрудники; а от святых Божиих людей делаются и святыми и подвизающиеся с ними. Так было и со святым Варсонофием, усердным сотрудником первого Казанского архипастыря — . Но не одно только доброе влияние первосвятителя Казанского и святое дело, которое совершали они, сделали святым Варсонофия. Во многом он обязан был в своем величии и тем скорбям, которые, по воле Промысла Божия, он претерпел в юности, и которые сделали его для паствы Казанской драгоценнейшим, паче злата, огнем предощущенного.

Сын бедного священника города Серпухова (Московской губернии), обременённого делами, Варсонофий получил обычное в то время книжное образование посредством чтения часослова, Псалтири, которые служили ему руководством и к церковному чтению и пению.

Блаженный Гермоген, составитель жития Варсонофия, говорит, что он «изящно бе доволен и божественному гласованию», т.е. не только сам мог петь хорошо, но и направлять к согласному пению других. И это ему оказало великую помощь; а еще больше того было полезно ему то молитвенное настроение духа, которое он вынес из благоговейного чтения Часослова и Псалтири, «вмещающей в себе, по слову св. Василия Великаго, полезное от всех богодухновенных книг».

В 1512 году Крымские ханы, нарушив дружественную связь с великим князем Василием Иоанновичем, ворвались со множеством злых татар в русские владения, и, злодействуя всячески, увели многих с собою в плен.

Среди этих несчастных оказался и юный Варсонофий, в миру Иоанн. Ему было тогда около 17 лет. Тяжело было жить ему среди совершенно чужих людей, при том злых врагов, говоривших другим языком и имевших веру, которая внушает смотреть на христиан, как достойных самого низкого презрения. Вот здесь-то и оказался пригодным Иоанну тот молитвенный дух, который ещё в отрочестве был воспитан в нем. И здесь-то впервые в наибольшей полноте он воспользовался заученными им наизусть Псалмами, которые «застарелыя раны души врачуют, и недавно уязвленному подают скорое исцеление». Проливая горькие слезы, юный пленник тысячекратно взывал ко Господу словами псалмов: Бог мой и заступник спасения моего! Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих . И Бог внял его молитвам. Сначала он послал ему ту духовную отраду, какую вообще дает молитва и уединение, направленное к богомыслию. Потом в нем возгорелась такая любовь к Богу, что чувствуя сладость её, он забывал и дом родительский и нежные объятия отца и матери, братьев и сестер. Он всецело предался воле Божией, и Небесный Отец заменил ему всех. Теперь он взывал к Нему: «Судьбы твоя благи! Блажен человек его же накажеши. Да будет воля Твоя!» Не тяготясь уже неволею, теперь он старался воспользоваться своим положением достойно Господа, так устроившего судьбу его. Все поручения, какие возлагали на него, он совершал с полнейшим усердием, как бы работая для Самого Господа. И таким образом он приучился к неуклонному послушанию и точному исполнению поручаемого. Грубое и небрежное отношение господ к бессильному молодому пленнику, приучило его к терпению, кротости, воздержанию и посту. Весь день работая, он по ночам прилежал ко всенощной молитве. И все более постигая сладость всецелой преданности Богу, дал обет монашества.

Господа же Иоанна, ценя его добронравие, безропотность, усердие и верность, мало по малу облегчали тяжесть трудов его и входили с ним в более доверчивые отношения.

Это дало возможность чрезвычайно способному и внимательному Иоанну основательно изучить татарский язык, научиться арабской грамоте и понять закон их магометанской жизни, так что вскоре он «извык до конца бесерменский язык и грамоту сарацинскую». Теперь он, как сосуд Божий, совершенно наполнился тем, что требовалось в его будущем служении. И вот, отец Иоанна, после трех лет, узнав о месте пребывания его в татарской земле, пришел туда, выкупил его и возвратил в свой дом. Рад был Иоанн родительскому дому, ласкам матери и близких, но ещё более он радовался получив позволение исполнить обет монашества. Прибыв в Московский Андрониев манастырь, он принял здесь пострижение и назван был Варсонофием. В монашеском житии своем Варсонофий следовал правилам святителя Василия Великого, Ефрема Сирина, Дорофея, Исаака Сирина и Иоанна Лествичника.

Любовь к Богу, соединенная с богомыслием и представлением Бога пред собою, сердечное расположение к братиям, всецелое послушание к настоятелю, непрестанное преобразование себя по образу Христа, чтение Слова Божия, непрестанное наблюдение за собою, размышление о смерти и суетности земных благ, непрестанная молитва, пост и уединение — вот руководительныя начала, которых держался в своей жизни святой Варсонофий, следуя наставлениям Святых отцов подвижников. И «добре прохождаше он житие свое», говорит пролог. Слава о строгой, богоугодной жизни инока Варсонофия дошла не только до митрополита Макария, но и до самого Государя Царя Иоанна Васильевича.

В 1544 году его сделали игуменом Песношскаго монастыря (Московской Губернии Клинского уезда). Чтобы стяжать искусство направления других к спасительном подвигам, Варсонофий предался ещё более усердной молитве, а также упражнению в чтении Слова Божия; и Господь даровал ему особенную прозорливость и мудрость, и потому он «вполне был достойным пастырем вверенных ему овец». После завоевания Казани, царь Иоанн Васильевич посетил вверенный Варсонофию монастырь и остался им доволен.

Когда потом стали избирать достойных сотрудников первому Казанскому архиепископу, святителю Гурию, то сам царь указал на Германа (который посвящен был в архимандрита Свияжского монастыря и впоследствии был вторым архиепископом Казанским) и на Варсонофия, который был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, еще только предположенного к устроению в Казани. Прибыв в Казань, святой Варсонофий немедленно приступил к возложенному на него труду. В послесловии к Церковному Уставу, написанному самим святителем Варсонофием сказано: «а в Казани начат бысть монастырь строитися, кельи и ограда и всякое строение монастырское Архимандритом Варсонофием, еже о Христе с братиею». Почти все 6 человек первых Казанских иноков были Песношские, прибывшие вместе с Варсонофием, а потому и устав монастырский у них был Песношский — списанный с устава Троицкого Сергиева монастыря. Вскоре число братии возросло до 100 человек. Это побудило Варсонофия ещё с большею ревностью и неутомимостью исполнять принятые на себя обязанности. Видя его святую жизнь и слыша мудрые наставления и вся братия монастырская стремилась соделаться подобною ему. И по словам летописца «многие из них отошли в радость Господа», свидетельством чего «служат телеса, нетлением почтенныя», (обретённая при закладке нового Спасо-Преображенского храма). Святая жизнь Варсонофия благотворно действовала и на многих других и даже на магометан и язычников. «Бе неверныя приводя в Христову веру», говорит о нём блаженный Гермоген. Этому обращению магометан и язычников особенно способствовало то, что он знал татарский язык и все магометанские учения и татарские обычаи. Просвещаемый свыше, Варсонофий часто «бе стязаяся с неверными и укоряя их, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во святую Троицу». Вот когда стали совершенно видимыми те пути Божии, коими Господь готовил Варсонофия, посредством татарского плена, к его великому служению их светом христианскою учения. Не мало содействовало обращению многих ко Христу и то, что Варсонофий знал искусство врачевания больных. Терпеливо осматривая больных, приходящих к нему, он каждому указывал какое-либо особое врачество и всех поучал обращаться к Всецелителю Господу, Спасителю нашему, и «во имя Господа, многия болящия телесне уврачева, мзды не приемля», что, конечно, возбуждало ещё большее доверие к нему. К своему учителю святому архипастырю Гурию — преподобный Варсонофий питал самую сердечную любовь. Он охотно и верно исполнял все его поручения, а потому и святитель Гурий одаривал его такой же любовью. Он делал его участником своих тайных дум и чувств относительно лучшего устроения Казанской епархии; делил с ним тяжелое время своей болезни; пред своей кончиной просил его возложить на себя схиму, что и совершил Варсонофий; он закрыл и глаза своего Господина, на которые всегда взирал с такою любовью и желанием исполнить всё, что безмолвно, но ясно выражалось в них, ибо во всем «бе повинуяся преподобному святителю Гурию».

После нескольких лет усерднейшего служения Богу и святой Его Церкви в Казани, архимандрит Варсонофий был поставлен (в 1567 г.) в епископа Тверского, на место почившего о Господе святителя Акакия, который ещё во время иеродиаконства Варсонофия предсказывал, что он займет в Твери его место. Сделавшись епископом, Варсонофий ещё более начал трудиться над усовершенствованием себя во всех отношениях, наипаче же «бе угождая Богу постом, и пребывая во всенощном стоянии, молитву принося выну (постоянно) Богу!» Чтобы не быть праздным никогда, он продолжал списывать полезные книги и делать монашеские клобуки, и посылал их в Казань братии своей обители, прося молитв о себе. Во всех делах управления паствой святитель Варсонофий являл примерную назидательность, ибо всякое слово его было полно духовной мудрости и спасительно, «приять бо от Бога благодать рассуждения». Время его епископства было тяжёлым временем для всей России. Благоверный царь Иоанн IV Васильевич, сделавшись Грозным, учредил опричнину. Тверь не входила в опричину. Святой Митрополит Филипп, поставивший во епископа Варсонофия, пытался было остановить Царя, но он был сослан в Тверской Отроч монастырь. Тоже было и с назначавшимся в преемники ему архиепископом Казанским Германом, вместе с Варсонофием прибывшим в Казань и служившим здесь во всё время жизни святителя Гурия. Нежданная смерть столь близких и дорогих сердцу Варсонофия святых лиц глубоко действовала на него, удручая и без того отягченную его жизнь. К сему еще присоединилось страшное бедствие от голода, а также и от моровой язвы, от которой умирало скоропостижно бесчисленное множество людей; особенно свирепствовала эта болезнь в Москве. Тверская же паства сохранилась от этой заразы молитвами её святителя. Врачуя телесные болезни, он исцелял и духовные недуги своих пасомых и тем отстранил от них правосудный гнев Божий. Когда Варсонофию было около 80 лет, он почувствовал, что уже не может управлять своей паствой, так как телесные силы заметно ослабели и сердце истомилось от духовных скорбей и стремления к полному совершенству подвижнического жития. Получив увольнение от управления паствой, святитель Варсонофий прибыл в созданную им Спасо-Преображенскую обитель в Казани и облёкся в великий ангельский образ, схиму, «труды к трудом прилагая и угождая Богу постом, молитвою, милостынею и всенощным стоянием». Когда по болезни он не мог уже стоять за богослужением, то просил своих учеников возить себя к богослужению в тележке, чтобы не лишаться наслаждения общим славословием Господу. Наконец старость истощила последние его силы. 11 апреля 1576 года, он предвидя свою кончину, причастился Святых Христовых Тайн, и взглянув с любовью на предстоящих учеников, мирно почил о Господе. Святое тело Варсонофия с честию погребено было архиепископом Тихоном и положено недалеко от алтаря соборной монастырской церкви, близ гроба святителя Гурия, с которым он так близок был при жизни.

4 октября 1595 года тело его обретено было нетленным. От него получались многоразличные исцеления, и святитель Варсонофий причтен был к лику святых святителей и чудотворцев Казанских. Восхваляя святую жизнь Варсонофия и ублажая великие труды его, святая церковь поет ему:

Тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского

Возвестителю пути спасительного,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый, благочестия учителю/ и Православия наставниче, святителю Варсонофие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Варсонофия

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.

Спасо-Преображенский монастырь, основанный святителем Варсонофием, после него продолжал благоукрашаться и увеличиваться, как в постройках своих, так и в числе святой братии.

По свидетельству Патриарха Гермогена, «монастырь, созданный святителем, до ныне Богом соблюдаем, младеет и распространяется, яко древо при водах благолиственно и доброплодно, приносит бо нетленен плод святые святители и преподобные монахи».

В этом монастыре, при создании каменного храма Преображения Господня, обретены были святые чудотворные мощи святителя Гурия и Варсонофия. Мощи святителя Гурия были перенесены в Казанский кафедральный собор, а мощи святителя Варсонофия почивали в соборном монастырском храме Преображения Господня, источая многие чудеса милости Божией всем с верою притекавшим к живому источнику благодати. Вместе с сими святителями обретены были нетленными тела некоторых первых подвижников монастыря, но они оставались на месте их обретения, ка неявляемые ещё миру. Монастырский храм Преображения Господня был устроен по подобию Кафедрального соборного храма Благовещения, но потом он видоизменен пристройками и надстройками. Менее видоизменен трапезный храм во имя святителя Николая Чудотворца, называемый Ратным, построенный самим святителем Варсонофием.

Вместо древнейшего однодневного храма святых Киприана и Иустинии, построен новый — каменный, а вместо древнего храма на вратах (во имя Макария Калязинскаго) построен новый, во имя святой великомученицы Варвары. От святого Варсонофия сохранялись в монастыре: жезл его, церковный устав и святое Евангелие. Кроме того, здесь можно было видеть многие древние иконы (например, Николы Ратного, Тихвинской иконы Божией Матери), воздвизальный крест, обитый басменом, плащаницу, украшенную жемчугом, фелонь без вырезки спереди, серебряный ковш и блюдо — дары Царя Ивана Васильевича Грозного. Спасо-Преображенский монастырь управлялся викарным Казанским епископом. К сему монастырю, кроме некоторых уцелевших дарственных имений, принадлежал еще Феодоровский монастырь.

Гурий, Архиепископ Казанский и Варсонофий, Епископ Тверской

Спустя 32 года после кончины святого Гурия и через 20 лет со времени преставления святого Варсонофия, по повелению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преображения Господня. Когда начали копать рвы и выкопали гробницы святых Гурия и Варсонофия - 1596 года, 4 октября, - то возвестили о сем митрополиту Ермогену, бывшему тогда архипастырем Казани. Митрополит, совершив литургию и панихиду, пришел в монастырь со всем освященная собором. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы бяша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его, и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобного Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурия святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае».

Честные мощи святителей переложили из тех гробов в новые ковчеги и при пении надгробных песнопений поставили поверх земли, чтобы все приходящие могли видеть и с верой лобызать их. Возвещено было о сем письмом царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иову. Благочестивый царь и Святейший Патриарх, весь царский синклит и множество народа, узнав о сем, прославили Бога, прославляющего святых Своих. Благочестивый царь повелел хранить святые и многоцелебные мощи святителей в особом приделе, с южной стороны алтаря большой церкви, которая ради этой святыни вскоре была благолепно украшена.

На древней иконе изображения святителей Гурия и Варсонофия отличаются строгостью старинного иконописного стиля. Ростом свт. Гурий выше свт. Варсонофия. Лицо свт. Гурия отличается кротостью, карие глаза его смотрят открыто и приветливо; у святителя окладистая борода, длинная и почти вся седая. У свт. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая и оканчивается остро около половины груди; брови у свт. Варсонофия шире, усы тоньше, глаза смотрят строже, чем у свт. Гурия.

В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; 14 октября 1976 г.), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

О чем поспорили тверской епископ Федор и новгородский архиепископ Василий Калика? В середине XIV века возник богословский спор между тверским епископом Федором и новгородским архиепископом Василием Каликой на тему о том, существует ли где-нибудь на земле рай. Федор

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Герман, святитель, Архиепископ Казанский Святитель Герман, архиепископ Казанский (в миру Григорий), родился около 1505 года в городе Старицы Тверской области в семье боярина Феодора Афанасьевича Садырева–Полева. С юных лет Григорий возлюбил молитву и чтение святых книг.

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Гурия, первый Архиепископ Казанский, святитель Святитель Гурий, в крещении Григорий, родился в Радонежском городке, где жил некогда преподобный Сергий в родной семье своей до удаления в пустыню. Родители Григория были дворяне Руготины, бедные и малоизвестные. В доме

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Симеон, епископ Тверской, святитель В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми Русской Церкви. Летописи разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем показывают в нем подвижническую, святую жизнь.Блаженный Симеон был

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Арсений, епископ Тверской, святитель Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери от благочестивых, богатых и знатных родителей и получил высокое по тому времени образование. Еще в юные годы отличался он кротостью, не любил

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Варсонофий, епископ Тверской Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника. При крещении младенец получил имя Иоанн, по другим источникам Василий. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок

Из книги Святые и порочные автора Войцеховский Збигнев

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхСвятитель Симеонбыл епископом в Полоцке,но был вынужден

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Святитель Гурий, Архиепископ Казанский (+ 156з), и святитель Варсонофий, епископ Тверской (+ 1575), просветители Казани Память их празднуется 4 окт. в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после 4 окт. вместе с Собором Казанских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Святитель Герман, архиепископ Казанский (+ 1567) Память его празднуется 6 нояб. в день преставления, 23 июня в день второго перенесения мощей внутри Успенского собора в Свияжске, 25 сент. в день первого перенесения мощей из Москвы в Свияжск и 4 окт. вместе с Собором Казанских

Из книги автора

5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними «В качестве полкового священника сибирской армии, - описывает П. Туруханский, - мне пришлось довольно долгое время странствовать по городам и весям

Из книги автора

Герман, архиепископ Казанский Этот деятель Русской православной церкви, славный своим благочестием и силой духа, родился около 1505 года в городе Старица, что близ Твери, в семье боярина Феодора Садырева-Полева и наречен был Григорием. С юных лет он возлюбил молитву и

Из книги автора

Гурий Казанский, святитель (+1563) Архиепископ Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; ок.1500, Радонеж - 5 декабря 1563, Казань) - епископ Русской Церкви, первый архиепископ Казанский и Свияжский.Почитается в лике святителя.Святитель Гурий носил до пострижения имя Григорий

Из книги автора

Варсонофий Тверской, святитель (+1576) Епископ Варсонофий II (в миру - Иван Васильевич; ок. 1495, Серпухов - 11 апреля 1576, Казань) - епископ Тверской, святой Русской церкви лике святителей, почитается как Казанский чудотворец.Родился в семье серпуховского священника, в 1512 году

Из книги автора

АРСЕНИЙ, святый, епископ Тверской родился в городе Твери; пострижен в Киеве игуменом Печерской обители. Живший временно в Киеве митрополит Киприан имел случай оценить высокую добродетель инока Арсения, и когда был вызван в Москву на митрополию, то пригласил ехать туда и

Из книги автора

ВАРСОНОФИЙ, святый, епископ Тверской родился (около 1595 г.) в городе Серпухове от тамошнего священника Василия, и назван Иоанном. Обучаясь, думал он занять тотчас какое-либо причетническое место, но не мог исполнить своего намерения: по случаю набега Крымских татар он попал

Из книги автора

ГЕРМАН, архиепископ Казанский родом из города Старицы; при крещении назван Григорием; происходил от дворянской фамилии Садыревых-Полевых, ведущей свое начало от князей Смоленских; пострижен в Иосифо-Волоколамском монастыре и назван Германом. Слава о житии Германа скоро

Великих людей окружают великие сотрудники; а от святых Божиих людей делаются и святыми и подвизающиеся с ними. Так было и со святым Варсонофием, усердным сотрудником первого Казанского архипастыря — святителя Гурия . Но не одно только доброе влияние первосвятителя Казанского и святое дело, которое совершали они, сделали святым Варсонофия. Во многом он обязан был в своем величии и тем скорбям, которые, по воле Промысла Божия, он претерпел в юности, и которые сделали его для паствы Казанской драгоценнейшим, паче злата, огнем предощущенного.

Сын бедного священника города Серпухова (Московской губернии), обременённого делами, Варсонофий получил обычное в то время книжное образование посредством чтения часослова, Псалтири, которые служили ему руководством и к церковному чтению и пению.

Блаженный Гермоген, составитель жития Варсонофия, говорит, что он «изящно бе доволен и божественному гласованию», т.е. не только сам мог петь хорошо, но и направлять к согласному пению других. И это ему оказало великую помощь; а еще больше того было полезно ему то молитвенное настроение духа, которое он вынес из благоговейного чтения Часослова и Псалтири, «вмещающей в себе, по слову св. Василия Великаго, полезное от всех богодухновенных книг».

В 1512 году Крымские ханы, нарушив дружественную связь с великим князем Василием Иоанновичем, ворвались со множеством злых татар в русские владения, и, злодействуя всячески, увели многих с собою в плен.

Среди этих несчастных оказался и юный Варсонофий, в миру Иоанн. Ему было тогда около 17 лет. Тяжело было жить ему среди совершенно чужих людей, при том злых врагов, говоривших другим языком и имевших веру, которая внушает смотреть на христиан, как достойных самого низкого презрения. Вот здесь-то и оказался пригодным Иоанну тот молитвенный дух, который ещё в отрочестве был воспитан в нем. И здесь-то впервые в наибольшей полноте он воспользовался заученными им наизусть Псалмами, которые «застарелыя раны души врачуют, и недавно уязвленному подают скорое исцеление». Проливая горькие слезы, юный пленник тысячекратно взывал ко Господу словами псалмов: Бог мой и заступник спасения моего! Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих . И Бог внял его молитвам. Сначала он послал ему ту духовную отраду, какую вообще дает молитва и уединение, направленное к богомыслию. Потом в нем возгорелась такая любовь к Богу, что чувствуя сладость её, он забывал и дом родительский и нежные объятия отца и матери, братьев и сестер. Он всецело предался воле Божией, и Небесный Отец заменил ему всех. Теперь он взывал к Нему: «Судьбы твоя благи! Блажен человек его же накажеши. Да будет воля Твоя!» Не тяготясь уже неволею, теперь он старался воспользоваться своим положением достойно Господа, так устроившего судьбу его. Все поручения, какие возлагали на него, он совершал с полнейшим усердием, как бы работая для Самого Господа. И таким образом он приучился к неуклонному послушанию и точному исполнению поручаемого. Грубое и небрежное отношение господ к бессильному молодому пленнику, приучило его к терпению, кротости, воздержанию и посту. Весь день работая, он по ночам прилежал ко всенощной молитве. И все более постигая сладость всецелой преданности Богу, дал обет монашества.

Господа же Иоанна, ценя его добронравие, безропотность, усердие и верность, мало по малу облегчали тяжесть трудов его и входили с ним в более доверчивые отношения.

Это дало возможность чрезвычайно способному и внимательному Иоанну основательно изучить татарский язык, научиться арабской грамоте и понять закон их магометанской жизни, так что вскоре он «извык до конца бесерменский язык и грамоту сарацинскую». Теперь он, как сосуд Божий, совершенно наполнился тем, что требовалось в его будущем служении. И вот, отец Иоанна, после трех лет, узнав о месте пребывания его в татарской земле, пришел туда, выкупил его и возвратил в свой дом. Рад был Иоанн родительскому дому, ласкам матери и близких, но ещё более он радовался получив позволение исполнить обет монашества. Прибыв в Московский Андрониев манастырь, он принял здесь пострижение и назван был Варсонофием. В монашеском житии своем Варсонофий следовал правилам святителя Василия Великого, Ефрема Сирина, Дорофея, Исаака Сирина и Иоанна Лествичника.

Любовь к Богу, соединенная с богомыслием и представлением Бога пред собою, сердечное расположение к братиям, всецелое послушание к настоятелю, непрестанное преобразование себя по образу Христа, чтение Слова Божия, непрестанное наблюдение за собою, размышление о смерти и суетности земных благ, непрестанная молитва, пост и уединение — вот руководительныя начала, которых держался в своей жизни святой Варсонофий, следуя наставлениям Святых отцов подвижников. И «добре прохождаше он житие свое», говорит пролог. Слава о строгой, богоугодной жизни инока Варсонофия дошла не только до митрополита Макария, но и до самого Государя Царя Иоанна Васильевича.

В 1544 году его сделали игуменом Песношскаго монастыря (Московской Губернии Клинского уезда). Чтобы стяжать искусство направления других к спасительном подвигам, Варсонофий предался ещё более усердной молитве, а также упражнению в чтении Слова Божия; и Господь даровал ему особенную прозорливость и мудрость, и потому он «вполне был достойным пастырем вверенных ему овец». После завоевания Казани, царь Иоанн Васильевич посетил вверенный Варсонофию монастырь и остался им доволен.

Когда потом стали избирать достойных сотрудников первому Казанскому архиепископу, святителю Гурию, то сам царь указал на Германа (который посвящен был в архимандрита Свияжского монастыря и впоследствии был вторым архиепископом Казанским) и на Варсонофия, который был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, еще только предположенного к устроению в Казани. Прибыв в Казань, святой Варсонофий немедленно приступил к возложенному на него труду. В послесловии к Церковному Уставу, написанному самим святителем Варсонофием сказано: «а в Казани начат бысть монастырь строитися, кельи и ограда и всякое строение монастырское Архимандритом Варсонофием, еже о Христе с братиею». Почти все 6 человек первых Казанских иноков были Песношские, прибывшие вместе с Варсонофием, а потому и устав монастырский у них был Песношский — списанный с устава Троицкого Сергиева монастыря. Вскоре число братии возросло до 100 человек. Это побудило Варсонофия ещё с большею ревностью и неутомимостью исполнять принятые на себя обязанности. Видя его святую жизнь и слыша мудрые наставления и вся братия монастырская стремилась соделаться подобною ему. И по словам летописца «многие из них отошли в радость Господа», свидетельством чего «служат телеса, нетлением почтенныя», (обретённая при закладке нового Спасо-Преображенского храма). Святая жизнь Варсонофия благотворно действовала и на многих других и даже на магометан и язычников. «Бе неверныя приводя в Христову веру», говорит о нём блаженный Гермоген. Этому обращению магометан и язычников особенно способствовало то, что он знал татарский язык и все магометанские учения и татарские обычаи. Просвещаемый свыше, Варсонофий часто «бе стязаяся с неверными и укоряя их, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во святую Троицу». Вот когда стали совершенно видимыми те пути Божии, коими Господь готовил Варсонофия, посредством татарского плена, к его великому служению их светом христианскою учения. Не мало содействовало обращению многих ко Христу и то, что Варсонофий знал искусство врачевания больных. Терпеливо осматривая больных, приходящих к нему, он каждому указывал какое-либо особое врачество и всех поучал обращаться к Всецелителю Господу, Спасителю нашему, и «во имя Господа, многия болящия телесне уврачева, мзды не приемля», что, конечно, возбуждало ещё большее доверие к нему. К своему учителю святому архипастырю Гурию — преподобный Варсонофий питал самую сердечную любовь. Он охотно и верно исполнял все его поручения, а потому и святитель Гурий одаривал его такой же любовью. Он делал его участником своих тайных дум и чувств относительно лучшего устроения Казанской епархии; делил с ним тяжелое время своей болезни; пред своей кончиной просил его возложить на себя схиму, что и совершил Варсонофий; он закрыл и глаза своего Господина, на которые всегда взирал с такою любовью и желанием исполнить всё, что безмолвно, но ясно выражалось в них, ибо во всем «бе повинуяся преподобному святителю Гурию».

После нескольких лет усерднейшего служения Богу и святой Его Церкви в Казани, архимандрит Варсонофий был поставлен (в 1567 г.) в епископа Тверского, на место почившего о Господе святителя Акакия, который ещё во время иеродиаконства Варсонофия предсказывал, что он займет в Твери его место. Сделавшись епископом, Варсонофий ещё более начал трудиться над усовершенствованием себя во всех отношениях, наипаче же «бе угождая Богу постом, и пребывая во всенощном стоянии, молитву принося выну (постоянно) Богу!» Чтобы не быть праздным никогда, он продолжал списывать полезные книги и делать монашеские клобуки, и посылал их в Казань братии своей обители, прося молитв о себе. Во всех делах управления паствой святитель Варсонофий являл примерную назидательность, ибо всякое слово его было полно духовной мудрости и спасительно, «приять бо от Бога благодать рассуждения». Время его епископства было тяжёлым временем для всей России. Благоверный царь Иоанн IV Васильевич, сделавшись Грозным, учредил опричнину. Тверь не входила в опричину. Святой Митрополит Филипп, поставивший во епископа Варсонофия, пытался было остановить Царя, но он был сослан в Тверской Отроч монастырь. Тоже было и с назначавшимся в преемники ему архиепископом Казанским Германом, вместе с Варсонофием прибывшим в Казань и служившим здесь во всё время жизни святителя Гурия. Нежданная смерть столь близких и дорогих сердцу Варсонофия святых лиц глубоко действовала на него, удручая и без того отягченную его жизнь. К сему еще присоединилось страшное бедствие от голода, а также и от моровой язвы, от которой умирало скоропостижно бесчисленное множество людей; особенно свирепствовала эта болезнь в Москве. Тверская же паства сохранилась от этой заразы молитвами её святителя. Врачуя телесные болезни, он исцелял и духовные недуги своих пасомых и тем отстранил от них правосудный гнев Божий. Когда Варсонофию было около 80 лет, он почувствовал, что уже не может управлять своей паствой, так как телесные силы заметно ослабели и сердце истомилось от духовных скорбей и стремления к полному совершенству подвижнического жития. Получив увольнение от управления паствой, святитель Варсонофий прибыл в созданную им Спасо-Преображенскую обитель в Казани и облёкся в великий ангельский образ, схиму, «труды к трудом прилагая и угождая Богу постом, молитвою, милостынею и всенощным стоянием». Когда по болезни он не мог уже стоять за богослужением, то просил своих учеников возить себя к богослужению в тележке, чтобы не лишаться наслаждения общим славословием Господу. Наконец старость истощила последние его силы. 11 апреля 1576 года, он предвидя свою кончину, причастился Святых Христовых Тайн, и взглянув с любовью на предстоящих учеников, мирно почил о Господе. Святое тело Варсонофия с честию погребено было архиепископом Тихоном и положено недалеко от алтаря соборной монастырской церкви, близ гроба святителя Гурия, с которым он так близок был при жизни.

4 октября 1595 года тело его обретено было нетленным. От него получались многоразличные исцеления, и святитель Варсонофий причтен был к лику святых святителей и чудотворцев Казанских. Восхваляя святую жизнь Варсонофия и ублажая великие труды его, святая церковь поет ему:

Тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского

Возвестителю пути спасительного,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый, благочестия учителю/ и Православия наставниче, святителю Варсонофие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Варсонофия

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.

Основанный святителем Варсонофием, после него продолжал благоукрашаться и увеличиваться, как в постройках своих, так и в числе святой братии.

По свидетельству Патриарха Гермогена, «монастырь, созданный святителем, до ныне Богом соблюдаем, младеет и распространяется, яко древо при водах благолиственно и доброплодно, приносит бо нетленен плод святые святители и преподобные монахи».

В этом монастыре, при создании каменного храма Преображения Господня, обретены были святые чудотворные мощи святителя Гурия и Варсонофия. Мощи святителя Гурия были перенесены в Казанский кафедральный собор, а мощи святителя Варсонофия почивали в соборном монастырском храме Преображения Господня, источая многие чудеса милости Божией всем с верою притекавшим к живому источнику благодати. Вместе с сими святителями обретены были нетленными тела некоторых первых подвижников монастыря, но они оставались на месте их обретения, ка неявляемые ещё миру. Монастырский храм Преображения Господня был устроен по подобию Кафедрального соборного храма Благовещения, но потом он видоизменен пристройками и надстройками. Менее видоизменен трапезный храм во имя святителя Николая Чудотворца, называемый Ратным, построенный самим святителем Варсонофием.

Вместо древнейшего однодневного храма святых Киприана и Иустинии, построен новый — каменный, а вместо древнего храма на вратах (во имя Макария Калязинскаго) построен новый, во имя святой великомученицы Варвары. От святого Варсонофия сохранялись в монастыре: жезл его, церковный устав и святое Евангелие. Кроме того, здесь можно было видеть многие древние иконы (например, Николы Ратного, Тихвинской иконы Божией Матери), воздвизальный крест, обитый басменом, плащаницу, украшенную жемчугом, фелонь без вырезки спереди, серебряный ковш и блюдо — дары Царя Ивана Васильевича Грозного. Спасо-Преображенский монастырь управлялся викарным Казанским епископом. К сему монастырю, кроме некоторых уцелевших дарственных имений, принадлежал еще Феодоровский монастырь.

Теги: Святитель Варсонофий Казанский Казанские святые святые Казанской епархии

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .


Преподобный Павел Препростый, Варсонофий еп. Тверской Гурий и Герман архиеп. Казанские, Прп. Евдокия

Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе даже ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи. Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андрониковом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522-1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподобному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона, что именно он станет некогда преемником святителя Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1461 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14 июня) в 15 верстах от Дмитрова. В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше». В 1553 году в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Поэтому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофнем и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженники Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем, 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии - и главный храм в честь Преображения Господня. Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в православную веру, чему немало способствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцелениям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. По смерти епископа Тверского Акакия ((1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.

Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всем существом своим указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил он в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В то время начались для России тяжкие испытания - царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588-1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преображения Господня. При строительство храма были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия.

Жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия составлено было священномучеником Патриархом Ермогеном.