В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» прицельным метанием палки «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» Думал что она умерла. Ан нет! В Петербурге проводится чемпионат и даже имеются специальные современные площадки для игры в городки для любителей. И не где-то на окраине, а в самом центре города - у стен Петропавловской крепости.

Первые достоверные сведения об игре в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

Особую популярность городки завоевали в XX веке. С 1936 года проводились чемпионаты СССР по городкам.

Даже волк с "Ну погоди" в них сыграл))))

Правда... не очень удачно))))

В советские времена почти все соревнования выигрывали москвичи. Заслуженный мастер спорта, чемпион Союза по городкам в командном и личном зачете Семён Громов в шутку утверждал, что в 50-х годах чемпионские звания распределялись ещё в поезде, который вёз московских городошников на соревнования.

Игра была популярна и у сильных мира сего. Биту кидали, к примеру, Николай II, Владимир Ленин и Иосиф Сталин, у Сталина была площадка на «Ближней даче». После попаданий он говорил: «Вот так мы им!», после промахов — нервно закуривал)))

В 2006 году Владимир Путин в Ижевске с двух ударов снес фигуру «часовые». А Юрий Лужков в 2009-м распорядился отстроить площадку во внутреннем дворике московской мэрии.

Игра очень полезна для здоровья. Она длится примерно полтора часа. Что соотвествет времени примерной тренировки. За это время человек незаметно для себя проходит около 6 км, приседает на корточки около 30 раз, столько же нагибается, тянется в разные стороны и т.п. И все это не спеша, в удовольствие, с азартом и без сильных нагрузок. При этом она доступна для ВСЕХ возрастов. Единственное условие - способность поднять и добросить биту.
Опытный игрок может на равных играть с ребенком, в этом случае опытный кидает биту левой рукой. Это сильно уравнивает шансы)))

Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

Размеры площадки («город») — 2×2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полукон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м.

Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:
- бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
- игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
- во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
- игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка. Правила, в принципе можно и упростить... кидали и битами-камешками по камешкам (называлось это иначе но принцип примерно тот же).

В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее.

Попробуйте, вдруг понравится)))

Эх... может провести чемпионат блогеров Санкт-Петербурга?))) вдруг потом и до межгалактического турнира дойдет...

ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «ГОРОДОШНЫЙ СПОРТ»

Скачать: (cкачиваний: 76)

1. Игра в городки. Городошные фигуры

1.1. Игра в городки.
Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определённого расстояния.
1.2. Городошные фигуры.
1.2.1. Для игры в городки используются 10 или 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рис.1 (Приложение 1).
1.2.2. В партии из 10 фигур для детей (мальчики и девочки), младших юношей и девушек фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности: 1."Пушка", 2."Вилка", 3. "Колодец", 4. "Стрела", 5. "Артиллерия", 6. "Серп", 7."Пулемётное гнездо", 8."Самолёт", 9."Тир", 10."Письмо".
1.2.3. Все фигуры, кроме фигуры "Письмо", ставят на середине лицевой¬ линии "Города", не выходя за его пределы, в соответствии с требованиями "Регламента постановки фигур" (Приложение 2).
1.2.4. Угловые городки фигуры "Письмо" ставят по внешней линии "Города", не выходя за его пределы, так, чтобы в углах образовывались
равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий "Марку", устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла "Города" до переднего левого угла (для играющих правой рукой), или в центре диагонали, идущей от заднего левого угла до переднего правого угла
"Города" (для играющих левой рукой).
1.2.5. Фигуру "Серп" для играющих левой рукой устанавливают в левой половине "Города" в "зеркальном отображении".
1.2.6. Последовательность и количество выбиваемых фигур могут быть изменены в зависимости от системы проведения соревнований. Все изменения должны быть отражены в Положении.


2. Площадка для игры. Оборудование. Инвентарь

2.1. Городошная площадка и её оборудование.
2.1.1. Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном земельном участке размером 30 (22) х 15 (12) метров рис.3.3, (При¬ложение 3).
2.1.2.Оборудование городошной площадки:
- металлические или полимерные листы, на которых контрастирующей краской наносятся линии "городов" и "пригородов".Толщина металли-ческого листа - 10 мм, материал - сталь (ЗСП). Оптимальная ширина ли-стов - 1,33 - 1,5м. Листы укладываются таким образом, чтобы их стык строго совпадал с осевой линией "города" и "пригорода". Стык листов кладётся на меньшую полку угловой стали 75x50x3;
- Отбойная стенка (сетка и резиновый занавес);
- ограждение;
- осветительные приборы для игры вечером;
- фиксированные съёмные планки высотой 40 - 50 мм на лицевых линиях конов и полуконов;
- навесы для укрытия игроков и секретаря от атмосферных осадков. Желательно оборудование общего навеса (над "городами", "пригоро-дами" и отбойной стенкой).
2.1.3. Металлические (полимерные) листы, на которых размечаются два "города" с "пригородами", должны покрывать площадь размером не менее 8,0 х 3.2 м, располагаться строго горизонтально (круглый городок, катящийся в е "городе" или "пригороде" с малой скоростью, должен замедлять движение в любом направлении при отсутствии на него внешнего воздействия.
2.1.4. Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями, передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии - 13 м (для старших юношей и мужчин), 11 м (для старших девушек и женщин) и 6,5 м (для детей и младших юношей и девушек).
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади. из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры "Письмо"), называется полуконом. Расстояние от передней планки полукона до лицевой линии - 6,5м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твёрдой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительными покрытиями являются асфальт или специальные синтетические покрытия.
2.1.5. "Город" - зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в
пределах которой устанавливаются фигуры.
2.1.6. "Пригород" - зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей "города". По центру "Пригорода" на рас¬стоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят краской две отметки длиной 20 см, для установки на них "штрафных" городков.
2.1.7. Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называется штрафной зоной. Её засыпают песком или покрывают мелом из водной суспензии.
2.1.8. Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий "города" с учётом того, что ширина ограничительных линий "города" и боковых линий "пригорода" входят в размеры "города" и "пригорода", а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входят.
Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.
2.2. Инвентарь.
2.2.1. Городок.
Городок (рис.4 Приложение 3) может иметь форму цилиндра диаметром 48-50 мм или прямоугольного параллелепипеда, имеющего в сечении квадрат со стороной 45 - 47 мм, длиной 200 + - 1 мм. Городок изготавливается из древесины, может быть окрашен и не должен иметь каких - либо полостей. Торцы городков должны иметь фаску 2-3 мм и быть ровными. Все грани городка, имеющего в сечении квадрат, должны иметь фаску 2-3 мм.
Для проведения всероссийских и квалификационных соревнований применяются цилиндрические городки.
2.2.2. Бита (рис 5 Приложение 3) представляет собой цилиндр произвольного (для мужчин и юношей) веса, длиной не более метра. Вес биты для девушек не может превышать 2 кг, для женщин – 2,5 кг. Диаметр биты – произвольный в любой её части. Бита собирается из вставок, втулок, концевого стакана и ручки. Наиболее целесообразно изготавливать вставки из древесно – слоистого пластика или кизила, втулки – из цельно тянутой стальной трубы, ручку – из текстолита или кизила. Длина втулки должна быть не менее двух диаметров вставки, Вставки должны соединяться плотно с втулками и закрепляться кернением или другим способом крепления. Глубина запрессовки вставки – не менее, чем внутренний диаметр втулки. Расстояние от края втулки до места крепления – 10-15 мм (за исключением крепления ручки). Составные части не должны иметь взаимных перемещений. Полимерная бита может изготавливаться из полимерной трубы, полимерных стержней или может быть составной. Вес полимерной биты не должен превышать 2 кг. Составная полимерная бита может иметь внутри металлический стержень и резьбовые соединения, обеспечивающие необходимую прочность. Полимерные биты не должны иметь внешних выступающих металлических частей. Составные части не должны смещаться относительно друг друга.

3. Виды соревнований и способы их проведения

3.1. Виды соревнований (дисциплин). Соревнования подразделяются на:
- личные;
- парные;
- парные (смешанные);
- командные;
- лично-командные.

Вид соревнования в каждом конкретном случае определяется Положением.
3.1.1. В личных соревнованиях участники выступают индивидуально.
3.1.2. В парных соревнованиях участники выступают парами: мужскими (юношескими), женскими (девичьими) и смешанными
3.1.3. В командных соревнованиях участники выступают командами.

Состав команды и порядок проведения соревнования определяется Положением.
3.1.4. В лично-командных соревнованиях участники могут выступать и в личном, и в командном зачётах. Победитель соревнований определяется по сумме очков, набранных участниками в личном зачёте, или по сумме очков, набранных в личном и командном зачётах.
3.2. Способы проведения соревнований.
3.2.1. Личные, парные и командные соревнования могут проводиться:
- из определённого количества партий;
- на выбивание установленного количества фигур;
- по круговому способу;
- по способу с выбыванием;
- по смешанному способу.
Количество партий, выбиваемых фигур, а также порядок постановки фигур определяется Положением.

4. Участники соревнований

4.1. Возраст участников. В зависимости от возраста участники соревнований делятся на группы:
- дети (мальчики и девочки) 9 - 12 лет;
- младшие юноши и девушки 13 - 14 лет;
- старшие юноши и девушки 15 - 18 лет;
- юниоры и юниорки 19 - 25 лет;
- мужчины и женщины 26 - 54 года;
- ветераны 55 лет и старше.
4.1.1. Дети, младшие юноши и девушки играют с расстояния 6,5 м - кон и полукон.

4.1.2. Старшие юноши, юниоры и мужчины играют с расстояния 6,5 м - полукон и 13 м - кон. Расстояние для игры ветеранов определяется Положением.
Примечание: при проведении всероссийских соревнований ветераны играют с кона 13 м.
4.1.3. Для участия в соревнованиях городского и выше уровней каждый спортсмен должен иметь справку о допуске к соревнованиям, подписанную врачом, заверенную личной печатью врача или печатью медицинского учреждения. Допускается оформление заявления участника о личной ответственности за состояние здоровья во время соревнований.
4.1.4. Участники соревнований из младших возрастных групп могут
быть допущены к соревнованиям в старших возрастных группах с разре-шения главного судьи при условии соответствия их технической подготовки уровню соревнований.
4.2. Форма одежды.
4.2.1. Участники должны быть одеты в спортивную форму, соответствующую погоде и условиям проведения соревнований.
4.2.2. Участники команды должны быть одеты в единую спортивную
форму с соответствующей эмблемой. Каждый участник команды должен
иметь на спине порядковый номер, под котором он записан в протоколе.
Номер должен быть различим с любого расстояния в пределах площадки.
4.2.3. Капитан команды должен иметь на рукаве повязку, отличающуюся от формы по цвету, или знак "капитан".
4.3. Тренер (представитель).
4.3.1. Команду, участвующую в соревнованиях, представляет тренер
(представитель).
4.3.2. Тренер (представитель) является руководителем команды. Он
несёт ответственность за соблюдение спортивного режима, дисциплину,
чёткое выполнение спортсменами правил и положения о соревновании.
4.3.3. Тренер (представитель) участвует в жеребьёвке, присутствует на заседаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с
тренерами (представителями).
4.3.4. Во время игры тренер (представитель) имеет право находиться при команде. Ему запрещается вмешиваться в действия судей на
площадке.
4.4. Капитан команды.
4.4.1. В каждой команде один из участников избирается капитаном команды.
4.4.2. В отсутствии тренера (представителя) он является руководителем команды. Он один имеет право обращаться к судье. Капитан несёт ответственность за дисциплину в команде во время игры.
4.4.3. Капитан команды следит за последовательностью установки
фигур и очерёдностью выхода участников в каждом заходе.
4.4.4. Если капитан команды покидает площадку, то он сообщает судье номер и фамилию участника, который в его отсутствие будет выполнять функции капитана команды.
4.5. Права и обязанности участников соревнований.
4.5.1. Участники соревнований имеют право:
- на разминку перед началом игры в течение 10 минут в личных соревнованиях. В командных соревнованиях длительность разминки опреде¬ляется из расчета 5-ти минут на каждого участника команды;
- обращаться к судье в личных соревнованиях. В случае несогласия
с решением судьи обращаться к главному (старшему) судье (в командных соревнованиях таким правом обладает только капитан);
- подать протест на решение судьи в течение часа, о чём сделать
соответствующую запись в протоколе после окончания игры;
- опротестовать результат встречи в случае нарушений Правил и Положения. Все апелляции подаются в главную судейскую коллегию (Федерацию) в письменной форме (Приложение 4) в течение часа после окончания встречи;
- на получение медицинской помощи;
- на помощь одного или двух ассистентов в личных соревнованиях.
4.5.2.Участники соревнований обязаны:
- знать и выполнять Правила и Положение о соревнованиях;
- вести себя в духе честного соперничества;
- быть вежливыми и тактичными по отношению к судьям и соперникам;
- избегать действий, направленных на задержку игры и действий,
которые могут быть расценены как таковые;
- во время игры не производить никаких действий, мешающих сопернику.

5. Судейская коллегия соревнований.

5.1. Для проведения соревнований назначается судейская коллегия, в состав которой входят: главный судья, главный секретарь, один или несколько заместителей главного судьи, заместитель главного секретаря, старшие судьи, судьи, судьи-секретари, судья-информатор.
Количественный состав судейской коллегии зависит от количества участвующих в соревнованиях команд. Для проведения личных и командных соревнований, в которых участвует 8-10 команд, судейская коллегия необходима в составе 16 человек. Для проведения соревнований, в которых участвует 11-16 команд, судейская коллегия должна быть в количестве 20 человек. Для проведения соревнований, в которых участвует свыше 16 команд, судейская коллегия составляет 24 человека.
5.2. Главная судейская коллегия.
5.2.1. В состав главной судейской коллегии соревнований входят:
главный судья, главный секретарь, заместитель (заместители) главного
судьи, заместитель главного секретаря.
5.2.2. Главная судейская коллегия (судейская коллегия) работает
под руководством главного судьи. На своих заседаниях она рассматривает вопросы организации и хода проводимых соревнований.
5.2.3. Функциональные обязанности судей определяются “Квалификационными требованиями к спортивным судьям по виду спорта «городошный спорт»

6. Правила и порядок проведения игры.

6.1. Разминка.
6.1.1. Перед началом игры участникам предоставляется разминка (п.4.5.1.).
6.1.2. Перед началом разминки судья и участники выстраиваются за территорией площадок, после чего организованно по команде судьи-информатора (судьи) выходят на площадку и становятся вдоль задней линии "города" с битами, лицом к зрителям. В личных соревнованиях участники занимают места у задней линии "городов" напротив внутренних боковых линий «города». Судья занимает место между участниками. Судья-информатор (судья) объявляет о соревновании и предоставляет разминку.
6.1.3. Во время разминки судья-информатор сообщает сведения о командах (спортсменах), их турнирном положении, достижениях в прошлых со¬ревнованиях и рекордах.
6.1.4. Перед началом игры (до окончания разминки) секретарь должен заполнить протокол, а капитаны команд его подписать.
6.1.5. Игрок команды, не выступающий на протяжении одной партии, имеет право на разминку на свободной площадке, при этом не мешая проведению соревнований.
6.1.6. Во время выхода на кон или полукон и возвращение обратно игрокам запрещается наступать на передние ограничительные планки или перешагивать через них.
6.2. Построение и порядок проведения игры.
6.2.1. После объявления об окончании разминки и подготовки площадок для проведения соревнований, участники становятся вдоль задней
линии "города" с битами, лицом к зрителям. Судья занимает место между участниками.
6.2.2. Судья-информатор (судья) объявляет о соревнованиях и представляет участников игры и судей. Участники приветствуют друг друга.
6.2.3. При выходе на построение, во время разминки и игры участники должны нести биты в одной руке.
6.2.4. Игру начинает команда (участник) правого "города", далее соперники выполняют броски поочерёдно, используя в каждом выходе по две
биты.
6.2.5. Состав команды и количество участников, играющих в одном за¬ходе, определяется Положением. Очерёдность выхода игроков устанавливает капитан или тренер команды. В одном заходе каждый игрок может выходить один раз. В парных соревнованиях участники выполняют броски по очереди
6.2.6. Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то остальные выбивают с полукона. Фигура "Письмо" выбивается только с кона.
6.2.7. После окончания партии команды (участники) выстраиваются
вдоль боковых линий "города" лицом друг к другу и после объявления результата, по команде судьи, меняются "городами".
6.2.8. Опоздавший игрок может вступить в игру после уведомления
судьи, если его фамилия внесена в протокол. Игрок, фамилия которого внесена в протокол, не имеет права покидать площадку, не уведомив судью через капитана.
6.2.9. Если перед началом игры в составе команды на два человека меньше, чем необходимо в одном заходе по Положению, команда не допускается к игре.
6.2.10. Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих "городов".
6.2.11. Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой, но если во время соревнований у игрока сломалась бита, то он имеет право продолжить игру одной битой только в данный день.
6.2.12. В командных играх в решающей партии после выбивания одной из команд фигуры "Артиллерия" команды меняются "городами". При этом обе команды до перехода должны сделать одинаковое количество бросков. Если перед сменой "городов" в решающей партии у игрока осталась одна бита, то после перехода он выполняет бросок одной битой. После перехода команды ставят в своих "городах" очередные фигуры или городки, не выбиты перед сменой "городов" (в том же положении), и продолжают партию. Если игрок команды левого "города" выбил (добил) фигуру "Артиллерия" первой битой, то после перехода он выполняет второй бросок, затем игру продолжает игрок этой же команды.
6.2.13. Команда, играющая неполным составом, выполняет в каждом заходе на два броска меньше. Невыполненные броски считаются "потерянными".
6.2.14. В первом туре личных соревнований главный секретарь распределяет игроков по площадкам по результатам жеребьёвки. Во втором туре осуществляется последовательная смена площадок. На каждой площадке игроки распределяются по парам в строгой зависимости от результатов первого тура. В третьем туре распределяются по парам строго по результатам, показанным за два тура, при этом площадки для каждой пары определяются
жеребьёвкой. Во втором и третьем турах игроки, показавшие лучшие результаты, выступают последними. Время выступления лидеров должно быть удобно для зрителей.
6.2.15. Если один из участников личных соревнований завершил свою партию раньше, то он ждёт, пока соперник окончит свою. При этом ему разрешается делать разминочные броски в порядке своей очереди. Если отставшему сопернику на завершение партии необходимо теоретически не менее пяти бит, или разница в результатах первой партии достигла пяти бит, то игроки меняются "городами" и отставший соперник завершает партию, после чего начинает вторую.
6.2.16. Если городки сдвинуться с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнем положении, биту возвращают и бросок выполняют повторно. Это также касается случаев, когда бита проходит под городками, подскочившими от сотрясения площадки вследствие удара биты.
6.2.17. Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнем положении, но биту не возвращают.
6.2.18. Если от сотрясения площадки после удара биты происходит подскок городков (городка) и бита проходит под городками, не задевая
их, то расположение городков восстанавливается и бросок выполняется повторно.
6.2.19. Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.
6.2.20. Если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму более, чем на половине длины, и большая его
часть осталась в "городе" или "пригороде", бита возвращается, фигура или положение городков восстанавливается. Если в "городе" или "пригороде" осталась меньшая часть городка, то городок считается выбитым.
6.2.21. Если команда, играющая в левом "городе", теоретически не может закончить партию с тем же результатом, с каким закончила команда
в правом "городе", то игра в этой партии прекращается.
6.2.22. Если игрок, играющий левой рукой, сделал промах по фигуре
"Серп" или "Письмо" и при этом не задел ни один городок, то для следующего за ним игрока, бросающего правой рукой, эти фигуры переставляются. И наоборот.
6.2.23. Соревнования (игра) могут быть временно прерваны (отменены):
- из-за неудовлетворительной подготовки площадок;
- из-за неблагоприятных метеорологических условий;
- для оказания медицинской помощи травмированным (заболевшим) участникам соревнований. Если перерыв в игре был не более 15 минут, то игра возобновляется сразу, без разминки, а если более 15 минут, то игрокам
предоставляется пятиминутная разминка, после чего игра возобновляется с прерванного положения партии. Если перерыв длился более двух часов, то прерванная партия начинается заново, а счёт партий, сыгранных до перерыва, сохраняется. Если игра переносится на другой день, то результат сыгранных партий аннулируется.
6.2.24. Если игрок нарушил Правила во время броска, то такой бросок считается "потерянным" (см. п. 6.4.1.).
6.2.25. За нарушение Правил, не связанных с выполнением броска, участник получает предупреждение судьи. В случае повторного нарушения он (команда) наказывается лишением броска (не произведённый бросок считается "потерянным").
6.2.26. За неспортивное поведение участник может быть удалён судьёй до конца игры, а главным судьёй - до конца соревнований.
6.2.27. По окончании встречи судья выстраивает игроков вдоль задних линий "городов", лицом к зрителям. После объявления результата встречи игроки и судьи обмениваются рукопожатиями и покидают площадку.
6.3.. Выбитый и не выбитый городок.
6.3.1. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы "города" или "пригорода" в любом направлении, кроме штрафной зоны.
6.3.2. Городок (городки), выкатившийся за пределы "города" или при «города» и вкатившийся обратно, считается выбитым.
6.3.3. Положение городка, остановившегося рядом с границей "города"
или "пригорода" с внешней стороны, судья определяет визуально, глядя
сверху по вертикали. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на
внешней кромке линии ставят вертикально другой городок и, если городки не соприкасаются,городок считается выбитым.
6.3.4. Положение городка, задевающего при вращении линии "города" или "пригорода", определяется после полной его остановки.
6.3.5. Городок, вкатившийся в "пригород" на расстояние менее 20 см
от штрафной линии или закатившийся за неё, устанавливается на расстоянии 20 см от штрафной линии параллельно ей против центра "города",
если из фигуры выбит хотя бы один городок. Если таких городков несколько, то они устанавливаются встык друг к другу. Городок (городки), коснувшийся покрытия над штрафной зоной, также ставится на штрафную отметку.
Если из фигуры не выбит ни один городок, то все городки, вкатившиесяв "пригород" на расстояние менее 40 см от штрафной линии, устанавливаются на расстоянии 40 см от штрафной линии. Если какой-либо городок, находящийся в "пригороде", мешает установке другого городка на штрафную отметку, он минимально сдвигается в направлении лицевой линии без изменения ориентации.
6.3.6. Городки, вкатившиеся в "пригород" и не дошедшие до штрафной отметки, остаются в занятом положении.
6.3.7. Городок, подкатившийся к штрафной линии на расстояние менее 40 см при выбивании фигуры "Письмо", ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии параллельно ей напротив места, ранее занимаемого этим городком.
6.3.8. В соревнованиях детей, младших юношей и девушек, старших девушек и женщин городки, выкатившиеся к штрафной линии менее, чем на 40 см, ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии по центру «пригорода». В соревнованиях детей такие городки устанавливаются вертикально.
6.3.9. Если выбитый городок, вернувшийся в пределы "города" или "пригорода",помешал движению других городков, то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита.Если городок, вернувшийся в пределы "города" или "пригорода", помешал движению другого городка, двигавшегося по направлению к штрафной линии, то положение городков после удара сохраняется, двигавшийся городок ставится на месте столкновения, при этом бита не возвращается.
6.3.10. Если городок, изменивший направление движения на противоположное (имевший "мёртвую" точку) внутри "города" или "пригорода", поме¬шал движению других городков. то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита. Если городок, имевший ранее "мёртвую" точку, покатился и помешал движению городка, двигавшегося в направлении к штрафной зоне, то двигавшийся городок ставится в положение, в котором он был в момент столкновения городок, имевший ранее "мёртвую" точку, ставится на месте её фиксации.
6.3.11. Если два городка сталкиваются в "городе" или "пригороде" и после этого расходятся, то фиксируется их окончательное положение.
6.3.12. До объявления судьёй результата броска разрешается убирать городки, отскочившие от отбойной стенки или скатившиеся с настила за покрытием «города», не наступая на листы игрового покрытия;
До объявления судьёй результата броска запрещается:
- подметать "город" или "пригород";
- становиться на листы покрытия "города" или "пригорода".
Если эти нарушения повлияли на результат броска, команда (участник), допустившая нарушение, наказывается тем, что городок (городки) выкатившийся в результате нарушения, устанавливается на краю линии в месте его выхода.
6.3.13. Положение городка, катившегося по другому городку, определяется после полной его остановки.
6.3.14. Если возвратившийся в "город" выбитый городок коснулся уже остановившегося городка и при этом изменил его направление, то последний возвращается в прежнее положение, возвратившийся в "город" городок убирается. В этом случае бита игроку не возвращается.
6.4. Потерянный бросок.
6.4.1. Бросок считается "потерянным", а расположение городков восстанавливается, если:
- бросок выполнен до свистка судьи;
- бита коснулась штрафной зоны или покрытия над ней;
- игрок в одном заходе совершил третий и более бросок;
- игрок в период от начала замаха до приземления биты наступил на ограничительную линию (планку) или выскочил за неё и коснулся любой
частью тела поверхности вне зоны кона или полукона. В этом случае положение городков до удара может не восстанавливаться. Решение судьи не
должно быть выгодно участнику (команде), нарушившему Правила.
6.5. Выигрыш партии и конечный результат игры.
6.5.1. Партия считается выигранной той командой (участником), которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При рав¬ном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.
Если во время игры пропущена фигура или в командной игре нарушена очерёдность выхода игроков, то:
- если пропуск фигуры обнаружен до постановки фигуры "Письмо", то пропущенная фигура ставится сразу же после освобождения "города" от
городков;
- если пропуск фигуры обнаружен во время выбивания фигуры "Письмо", то броски, произведённые по фигуре "Письмо", считаются "потерянными", ставится пропущенная фигура, а фигура "Письмо выбивается заново;
- если пропуск фигуры в личных соревнованиях обнаружен после окончания партии, то к результату партии прибавляется четыре биты за каждую пропущенную фигуру;
- если нарушение очерёдности выхода игроков обнаружено до окончания
партии, то все броски, выполненные с момента нарушения, считаются "потерянными" и игра продолжается;
- если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены после окончания игры, то в партии, сыгранной с нарушением, и
во всех несыгранных партиях команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, и результат игры определяется с учётом партий, сыгранных без нарушений;
- если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены до объявления судьёй результата игры, то в партии, сыгранной
с нарушением, команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение и игра продолжается.
6.5.2. Игра выиграна одной из команд (одним из участников), если:
- в игре из трёх партий счёт 2:0,2:1,2,5:0,5;
- в игре из пяти партий счёт 3:0,3:1,3:2,3,5:1,5,3,5:0,5;
При счёте 1,5:1,5 и 2,5:2,5 результат игры - ничья.
6.5.3. В случае, если Положением предусмотрены иные формы проведения соревнований, то возможны другие способы определения победителя в игре.
7. Определение результатов соревнований.
7.1. В соревнованиях на выбивание установленного количества фигур
места участников определяются по наименьшему количеству бит. При равном количестве бит у нескольких участников победитель определяется по
наименьшему количеству бит, затраченных на выбивание фигур:
- последнего тура;
- последней партии последнего тура;
- предпоследнего тура;
- "Пулемётное гнездо", "Часовые", "Тир", "Письмо" во всех партиях соревнований.
7.2. В соревнованиях, проводимых по круговому способу, места определяются по количеству набранных очков. Количество очков, начисляемых по результатам игры, определяется Положением. При равенстве
суммы очков победитель определяется:
- по сумме очков, набранных в играх между ними;
- по разности выигранных и проигранных партий в играх между ними;
- по лучшему среднему техническому результату в выигранных и ничейных партиях в играх между ними;
- по разности выигранных и проигранных партий во всех играх соревнований;
- по среднему техническому результату в выигранных и ничейных партиях во всех играх соревнований.
7.3. В соревнованиях, проводимых по системе с выбыванием, при ничей¬ном счёте победитель определяется в дополнительной партии до первого полученного преимущества одним из участников (одной из команд).

3. Упрощённые правила.

Массовые соревнования в коллективах физической культуры, молодёжных и детских лагерях, других местах отдыха могут проводиться по упрошенным правилам. При этом рекомендуется сохранять размеры площадки. Состав команды может быть произвольным. Городки и биты могут не соответствовать требованиям Правил. Особое внимание необходимо обращать на обеспечение безопасности участников и зрителей. Определять победителя мож¬но по количеству выбитых городков ограниченным количеством бит. В командных и личных соревнованиях ведение протоколов не обязательно, достаточно записать в таблицу конечный результат игры.

История

Игра существует более двух столетий.

Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В 1928 году городки были включены в программу Всесоюзной спартакиады. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур. Начиная с 1987 года асимметричные мишени для левшей стали зеркально переворачивать .

Особую популярность городки завоевали в XX веке. С 1936 года проводились чемпионаты СССР по городкам.

Почти все соревнования выигрывали москвичи. Заслуженный мастер спорта, чемпион Союза по городкам в командном и личном зачете Семён Громов в шутку утверждал, что в 50-х годах чемпионские звания распределялись ещё в поезде, который вёз московских городошников на соревнования. В командных баталиях самыми знаменитыми были команды «Серп и молот» (5 лет чемпионства), «Спартак» (5 лет чемпионства), «Зил».

Согласно официальной статистике, в 1960-е - 1970-е годы городками в СССР занималось около 350 тысяч человек. Популярность городков стала падать к 80-90-м годам.

После распада Советского Союза количество занимающихся резко сократилось, инвентарь городошный больше не производился.

С начала XXI века интерес к городошному спорту снова стал повышаться. В частности ежегодно проходят розыгрыши Кубка Европы по городкам.

Правила

Городошная фигура «Пушка»

Суть игры - бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков - цилиндрических столбиков из берёзы , липы, бука . Главная задача - затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

Размеры площадки («город») - 2×2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») - 13 м, ближнее («полу кон») - 6,5 м; длина городков - 20 см, диаметр их - 4,5-5 см; длина биты - не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:

  • бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
  • игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
  • во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
  • игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Партия в городки состоит из 15 фигур:

1 пушка
2 вилка
3 звезда
4 стрелка
5 колодец
6 коленчатый вал
7 артиллерия
8 ракетка
9 пулемётное гнездо (баба в окошке)
10 рак
11 часовые
12 серп
13 тир
14 самолёт
15 письмо

В этой последовательности их и выбивают.

Состязания городошников бывают личными - между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать следующую получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.

Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии - на асфальте, на земле, на газоне - и делается разметка.

В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее.

В каждой партии может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её.

Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.

Литература

  • Пугачев В.Ф. Городки. - Физкультура и спорт, 1990. - 128 с. - (Спорт для всех). - ISBN 5-278-00216-6
  • Деревенский Б. Г. История игры в городки. - Альманах «Русский міръ», (СПб.) № 1, 2008. С. 357-372.

Городки – игра старинная и очень давняя. История игры уходит корнями в глубь столетий: упоминание об игре в городки прослеживается во многих источниках – в легендах, сказках, документальных свидетельствах, относящихся к развитию Древней Руси. На сегодняшний день городки считаются частью национальной славянской культуры.

Городки игра: описание

Игра городки - это спортивное командно-личное состязание , в котором нужно со строго заданной дистанции выбить прицельным броском палки (биты) так называемые «городки» – специальные фигуры, сложенные особым образом. Они представляют собой 5 коротких палочек цилиндрической формы. Количество выкладываемых с их помощью фигур составляет в общей сложности 15 позиций, которые называются:

  1. «пушкой»;
  2. «вилкой»;
  3. «звездой»;
  4. «стрелкой»;
  5. «колодцем»;
  6. «коленвалом»;
  7. «артиллерией»;
  8. «ракеткой»;
  9. «пулеметным гнездом»;
  10. «раком»;
  11. «часовыми»;
  12. «серпом»;
  13. «тиром»;
  14. «самолетом»;
  15. «письмом».

В этой же последовательности, в которой они перечислены, их и выбивают по очереди, в зависимости от типа состязаний. Таким образом, соревнования могут проходить между спортсменами-городошниками (личные состязания) и целыми командами соперников (командные состязания). Первоочередность вступления в игру обычно назначается жеребьевкой. Следующая команда стартует лишь после того, как все игроки первой выпустят по 2 биты.

По завершении партии право первоочередности переходит к другой команде, которая до этого (в первом матче) вступила в соревнование второй. Игровой площадкой выбирается любая ровная поверхность, независимо от типа покрытия – газон, земля, асфальт, бетон. Перед состязанием на ней обязательно делается разметка.

Размеры игрового поля для городков – 200х200 см , дальняя дистанция (кон) от места броска – 1300 см, ближняя дистанция (полукон) – 65 см, величина биты – до 100 см в длину, величина городков – 20 см, диаметр городков – 4,5…5 см.

Городки игра: история

Игра городки существует уже много веков . Самая первая достоверная информация о ее распространении на Руси датируется началом 19 столетия. Это – гравюры, выполненные в цвете, которые содержались в некоторых изданиях Западной Европы и были дополнены коротким описанием этой народной забавы русских. Однако из отмеченных источников явно следует, что к тому периоду (началу 19 в.) игра городки уже была очень широко распространена и имела четко обозначенные правила. Именно поэтому время ее возникновения относят к 18 столетию – к его первой половине или к середине века.

В роли полноправного вида спорта городки были признаны в 1923-ем году , а до революции они считались по большей части забавой простонародья, хотя ими увлекались и многие видные деятели искусств, политики и науки. В том же году в столице России впервые состоялось Всесоюзное первенство по городошному спорту, у которого уже появились постоянные и единые правила, в 1928-ом они вошли даже во Всесоюзную Олимпиаду.

Хотя до 20-ых годов 20-го века в городки играли преимущественно на земляных площадках, но постепенно стали использовать и твердые покрытия – асфальтированные и бетонированные игровые поля. Деревянные биты тоже приобрели новое качество, став окованными. К 30-ым годам были пересмотрены и правила, получившие обновленную трактовку и 15 обязательных фигур. По сути, они (принятые в 1933-ем) действуют и по настоящее время.

После войны площадки для игры в городки начали оборудовать листами из металла, ведь масса бит непрерывно нарастала, и поля из бетона просто стали быстро приходить в негодность, разбиваясь. Сейчас железо заменили на полимерные ударопрочные материалы, которые издают меньше шума, но прекрасно выдерживают броски любой мощности. В целом после ВОВ городки набрали невероятную популярность, уступая, пожалуй, лишь футболу. В них играли фактически всюду: во дворах, на спортплощадках, на стадионах, в пансионатах, на территориях фабрик и заводов, в пионерлагерях, в спорткружках и проч.

Вообще в начале и середине 20 века отмечался пик популярности городошного спорта, так как с 1936-го по нему проводили целые чемпионаты – например, на первенство СССР. Как свидетельствует статистика, в 60/70 годы 20 столетия городками увлекались порядка 350 000 человек. Однако к 90-ым годам ситуация резко изменилась на противоположную. В наши дни снова отмечается интерес к городкам – даже начали проводиться игры на Кубок Европы.

Городки игра: правила

Играть в городки можно несколькими способами : команда на команду, один на один и в одиночку. Если проводится командное состязание в городки, то в каждой из 2-х соперничающих групп должно быть не меньше чем пять игроков. Допускается наличие и одного запасного.

Ход от команды к команде переходит только в том случае, когда все представители противоположной группы закончат выбивать городки, бросив по 2 биты каждый. Далее приступают к выбиванию фигур их соперники. Каждая партия предполагает розыгрыш от 5 до 15 фигур, которые ставятся точно в определенной последовательности. Каждая из фигур, за исключением «письма» (15-й номер) выстраивается посередине передней черты.

Выбивание происходит с дальней дистанции (с кона), однако если из фигуры вылетает хоть один городок, далее идет бросок с ближнего расстояния (с полукона). Последняя фигура однозначно всегда бьется с кона («письмо»).

Выбитым городок признается в том случае, если он совсем пересекает черту усов или квадрата. В остальных положениях (выкатывание в предел усов или за лицевую черту квадрата) они считаются невыбитыми.

Бросок в городках является утраченным, если:

  • играющий использовал на подготовку к нему свыше полминуты;
  • в момент броска играющий заступил за боковую линию;
  • во время броска спортсмен заступил/наступил на черту полукона/кона;
  • играющий коснулся битой площадки перед ним или штрафной линии.

Все фигуры в подобной ситуации устанавливаются на прежнюю позицию, повторно проводить бросок запрещается. Победа присуждается той команде, которая выиграла подряд 2 матча. Если счет равный – назначается еще один поединок. Победителем в городках признается тот, кто на выбивание городошных фигур затратил меньшее количество бит.

2 страха

Есть я и один достаточно близкий мне человек. И есть 2 моих "таракана", которые мешают нашему взаимопониманию и общению. 1) Мне трудно называть его по имени. Вот мысленно могу а вслух нет. И кстати …

Высшее общество

Для правителей игра в городки всегда были прекрасным способом показать: смотри, чернь, мы с тобой заодно! Биту кидали, к примеру, Николай II, Владимир Ленин и Иосиф Сталин (у Сталина была площадка на «Ближней даче». После попаданий он говорил: «Вот так мы им!», после промахов - нервно закуривал). В 2006 году Владимир Путин в Ижевске с двух ударов снес фигуру «часовые». А Юрий Лужков в 2009-м распорядился отстроить площадку во внутреннем дворике московской мэрии. Правда, насладиться игрой он так и не успел.


Игра в городки: фигуры

Городки в их нынешнем виде появились в 1923 году. Раньше кидали биту кто во что горазд, но тут партия поставила перед методистом С. В. Сысоевым задачу: сформулируй правила игры в городки - истинно народной игры, альтернативы буржуазному гольфу или бильярду. Сысоеву пришлось редактировать и названия фигур: вместо неблагозвучных «колбасы» и «очереди» появился идеологически верный «серп». До ревизии Сысоева использовалось более 150 названий фигур для игры в городки (часто разными словами называли одну комбинацию), после осталось 15.


Замах на рубль

Прожженные городошники верят в то, что в советские времена городки были вторым по популярности видом спорта после футбола (интересно, а доминошники в курсе?). Городошная площадка, мол, была обязательным атрибутом приличного пансионата наравне с трехразовым питанием и катамаранами на пляже. В 70-е годы палку с переменным успехом кидали более 600 000 человек, теперь городошников в 30-40 раз меньше. На игре в городки ведь не заработать: призовой фонд самого денежного соревнования в мире, Кубка мэра Москвы, составляет 250 000 руб.


Стыковка с миром

В Международную федерацию городошного спорта (IFGS) входят 10 стран: Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Латвия, Эстония, Казахстан, Германия, Финляндия и Швеция. По словам президента IFGS Евгения Артамонова, на ближайший ЧМ-2011 приедут игроки из Израиля, Норвегии и даже Канады. Большинство участников - наши эмигранты. В Германии, самой продвинутой городошной стране ЕС, городками заведует Эдвин Фезер: в союзные времена он работал в ПТУ в Челябинске, а теперь тренирует детей в Карлсруэ.


Правила игры в городки

Твоя задача - кинуть биту так, чтобы городки (5 деревянных цилиндров, из которых составлена фигура) вылетели из «города», квадрата со стороной 2 м. Первый раз кидаешь с 13 м; если городки по-прежнему в городе, но хотя бы один его покинул - повторяй бросок уже с 6,5 м. И так до победного. Чего сложного, спросишь ты? А то, что норматив мастера спорта - это 132 биты на 90 фигур. Про абсолютный рекорд в 109 бит (его в 1997 году установил Леонид Анискин) мы даже не говорим.


Был бы человек

Здесь тебе никогда не скажут: извини, ты не подходишь. Если можешь швырнуть биту - вперед. Возрастной «рекорд» региональных российских соревнований по игре в городки - 98 лет, самому юному участнику было 4 года. Слово Евгению Артамонову: «Главное качество спортсмена - психологическая устойчивость. Соревнования проходят по три часа, а проиграть все можно за одну секунду». Впрочем, и совсем легким физически это занятие не назовешь: спортсмен проходит около 2 км за тренировку и вдоволь приседает.


Сыграли в ящике

Если до включения в олимпийскую программу игре в городки - как до Луны, то включения в реалити-шоу The Amazing Race американского канала CBS они дождались. Суть шоу: участники должны пройти контрольные пункты в разных странах, выполняя задания с «национальной» окраской. В прошлом году в Петербурге игроки The Amazing Race должны были выбить три фигуры при игре в городки: «пушку», «звезду» и «колодец». «Весело было, - вспоминает Евгений Артамонов. - Одна команда прибежала на рубеж первой, а убежала последней: час попасть не могли».


Вам письмо

Классические правила игры в городки подразумевают выбивание 15 фигур. В «еврогородках» (те же правила, только играют полимерными битами) есть шестнадцатая фигура - «факс». В классических городках все фигуры, кроме «письма», профессиональный игрок может выбить с одной биты. Особенность «письма» в том, что городки укладываются по углам «города», а в центре лежит еще один городок - «марка». Раньше игрокам нужно было сначала «распечатать письмо» - выбить марку. А потом уж приниматься за остальные городки. На фигуру уходило минимум три биты. Теперь правило с «маркой» упразднили и письмо выбивается с двух бит.


Где играть

В России существует более 1000 городошных площадок, чаще всего играть на них можно бесплатно. Аренда инвентаря стоит от 50 до 100 руб. в час. Персональные наборы для игры в городки продаются в интернете за 700-4500 руб.


Палка о двух концах

Если думаешь, что бита - это обычная деревянная палка, то ты сильно ошибаешься. Если верить правилам игры в городки, это «стержень длиной не более метра», который состоит из:


1. Стакана Обычно его делают из стали. Стакан может иметь утолщения, обеспечивающие необходимую прочность биты.

2. Металлических втулок - помогают бите набрать вес (профессионалы обычно кидают битами весом 3,5-4,2 кг).

3. Вставок Чаще всего их делают из древесно-слоистого пластика или кизила - он гораздо прочнее дуба, не говоря уж о березе.

4. Ручки Ее делают из текстолитового стержня: он очень прочный и не стирается минимум 10 лет.


Брось ты это

Хочешь научиться выбивать фигуры? Игра в городки - это прежде всего правильный бросок.

Возьми биту в правую руку (если ты правша). Левой - слегка придержи. Согни правую руку в локте на 90°, локоть прижми к туловищу, а ладонь разверни вверх.

Поставь правильно ноги: стопа правой развернута под углом 30-45° к направлению броска, левая чуть впереди. Отведи правую руку назад и вниз, поверни корпус вправо. Правую ногу слегка согни в колене, перенеси на нее центр тяжести.

Разгон биты начинается сразу после завершения движения биты назад - с мощного разворота двух ног на носках с одновременным разворотом таза. Вслед за ногами и тазом резко разверни туловище и плечевой пояс.

При броске левый локоть должен сделать активное движение влево и назад. Этот рывок поможет удержать туловище от наклона вперед и развернуть плечевой пояс.

С началом разгона правая рука должна находиться как можно ближе к туловищу, чтобы обеспечить контроль над битой в момент мощного разворота ног и туловища. Кисть развернута в направлении броска, расслаблена и находится чуть позади линии руки.

В момент броска доверни кисть вперед, отпускай биту и молись, чтобы она попала в фигуру, а не кому-нибудь в окно. Запомни: при правильном броске бита должна лететь параллельно земле.

Nota bene: Бросок нужно сделать на вдохе.


Текст: Александр Беляев

Фото: Diomedia/Alamy, Legion-Media

Иллюстрации: Ириней Калачев