От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)

Почему

ваш ребёнок

потерял интерес к учёбе?

Уважаемые родители первоклассников! Вопрос об учебной мотивации школьников волнует многих из Вас. Ваше беспокойство понятно. Ведь от того, насколько ребёнок с самого начала своей учебной деятельности будет заинтересован в получении новых знаний, зависит его успешность и самореализация в будущей взрослой жизни. В сегодняшней статье мы поговорим о причинах, которые могут вызвать потерю интереса к учёбе.

Итак, причина первая – ребёнок привык только к игровой форме занятий. Первокласснику трудно освоить обязательный предмет, если его изучение не столь интересно, как ему бы хотелось. Многие школьники склонны получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредоточены. В противном случае интерес к школе у таких учеников заметно угасает уже на начальном этапе обучения. Заканчивается это тем, что любознательный по природе своей и способный ребёнок надолго попадает в разряд троечников.

Причина вторая индивидуальные особенности психики ребёнка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных». Дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче. Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ , так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверенны в себе, несмотря на ярко выраженную способность образно представлять информацию об окружающей действительности. Таким образом, если учитель не принимает во внимание то, каким способом ученик перерабатывает информацию, последний может потерять интерес к учёбе.

Причина третья – индивидуальные особенности личности ребёнка. Нервная система каждого ученика по-разному реагирует на проблему решения задачи. Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению. Они тянут руку и пытаются ответить на вопрос учителя, даже не дослушав его до конца. Даже если они отвечают неправильно, учителя хвалят их за то, что они принимают активное участие на уроке. Флегматики и меланхолики, скорее, не станут выкрикивать мгновенно пришедшее на ум решение задачи, они медленно, тихо и спокойно придут к верному ответу на вопрос. Но большинству учителей импонируют более активные ученики, которых они постоянно хвалят. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут всё сделать быстро, как холерик, и аккуратно, как хочется такому ребёнку. В результате возникающей соревновательности у детей со слабым типом нервной системы снижается самооценка.

Причина четвёртая – особенности воспитания ребёнка в семье. Если родители предъявляют жёсткие требования к поведению дошкольника (особенно до трёх лет), то в школе такой ученик воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждёт наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. А независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.

Причина пята я – ребёнка может не устраивать организация учебной среды, начиная от слишком большого (или малого) количества соучеников до художественных элементов оформления класса.
Мы рассказали об основных причинах, которые могут спровоцировать у первоклассника потерю интереса к учёбе. Но это далеко не полный перечень. У вашего ребёнка могут быть другие причины. Поэтому каждый конкретный случай должен быть изучен психологом и педагогом школы. Не оттягивайте свой визит к специалистам. Без их помощи вам не обойтись.

Понять и помочь

Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то списывается на возраст - дескать, не привык, маленький; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание. Так упускается очень важный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью... Именно в этот момент родители должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на школьные трудности, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка - тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо дается, на все остальные.

На трудности обучения письму и чтению мы обращаем особое внимание именно потому, что с них начинается серьезное отставание ребенка, потеря интереса к учебе и веры в свои силы. Если при этом наказывают учитель – двойкой (прим. - у нас начинают ставить оценки только во втором классе) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания - бесполезными. Теряет интерес, а значит - отставание углубляется. Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится...» А раз никогда, то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - может еще больше испортить дело. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть ненамеренно...) укоряющим взглядом, интонацией, жестом. Тяжелый взор и крепко сжатые губы, когда вы проверяете домашнее задание, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценки не ругаю, но ведь не вертеться-то на уроке может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что его ругаете, в чем упрекаете - за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял, как решить пример. Смысл один - меня ругают, значит, я плохой, ни на что не гожусь, хуже всех...

Вы, наверное, уже поняли: вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Даже при одинаковых причинах внешний облик школьных трудностей может быть различен. Например, у детей с недостатками звуко-буквенного анализа будут при письме не только ошибки в виде замен отдельных букв, перестановок, слияния предлогов, но и плохо сформированный почерк, замедленное письмо. Кроме того, затруднено и формирование навыка чтения: дети будут «спотыкаться», переставлять и путать буквы, а значит, плохо понимать смысл фразы и текста.
Эти же причины могут затруднять и обучение математике, особенно с того момента, когда нужно будет самому прочесть и понять условие задачи.

Главное для вас - как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу - для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Если такой возможности нет, постарайтесь разобраться сами - безусловно, с помощью учителя. Но не торопитесь с выводами, внимательно наблюдайте. Очень часто весь комплекс школьных трудностей возникает словно бы и без особой причины, а просто потому, что ребенку не по силам темп и интенсивность работы класса. А в своем индивидуальном темпе ребенок прекрасно работает! Увы, у учителя на уроке далеко не всегда есть время помогать такому ребёнку и поддерживать его темп работы.

Что же могут родители, если все же появились школьные трудности?

Первое - не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача - помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе - вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать - это не помощь, а основа для новых конфликтов.
Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться - взрослый, а виноват - ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто - ребенка...

Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.

Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать - с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.

Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» - уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!

Что нужно еще учитывать при приготовлении домашних заданий? Ребенок только в редких случаях будет знать, что ему задано. Но за этим нет злого умысла. Дело в том, что домашние задания даются, как правило, в конце урока, когда в классе шумно, а ребенок уже устал и не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне говорит, что им ничего не задали. Или он еще не умеет записать задание, не успевает - и стыдится в этом признаться.

Что можно сделать? Справьтесь о домашнем задании у школьного друга, расскажите ему, почему ваш ребенок не успел записать задание (это очень важно!).

При приготовлении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляют, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха.

Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. И не забывайте - паузы после 20-30-минутной работы обязательны.
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» (одна мама с гордостью сказала нам: «Если нужно,
то работаем до одиннадцати, а иногда и позже») сделать все домашние задания.

Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка... Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается. Только, пожалуйста, не используйте в качестве награды деньги.

Детям с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Об этом подробно рассказывается в специальной статье. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»

Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи.

Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! (Прим. Не могу полностью согласиться с этим пунктом. Думается, что полчаса занятий ежедневно на каникулах не повредит ребёнку. Главное – чтобы занятия приносили радость или, по крайней мере, не огорчали. Нужно давать ребёнку несложные задания, с обязательным успехом в их выполнении. Помогать, но внушать, что он сам сделал. Как правило, на такие «успешные задания» во время учёбы времени не хватает.) Каникулы - для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте... Главное - сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше - сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой - этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») - они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

И «еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.
Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников.

Одна из основных проблем современной школы - нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других - по разным причинам утрачивается со временем.

Наша школа тому не исключение. Как показывают результаты исследования учебной мотивации, рост учащихся с низким уровнем школьной мотивации от класса к классу очевиден.

На сегодня, среди обучающихся 2-3 классов процент детей с низким уровнем мотивации составляет более 20%, то есть каждый пятый учащийся 2-3 класса не хочет учиться. В среднем звене процент детей с низким уровнем учебной мотивации, к сожалению увеличивается.

Так почему происходит так, что ребенок может успешно учиться, но почему-то не хочет?

Все начинается еще с поступления в школу.

Первая ошибка родителей : родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность - это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо . Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Вторая ошибка родителей : ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Третья ошибка родителей : дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении .

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе :

  1. заниженная мотивация к обучению
  2. интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу
  3. отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности
  4. несформированность учебной деятельности
  5. неумение действовать по инструкции взрослого
  6. отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия

Что значит сформировать мотивацию к обучению ? Это значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

Так что же все-таки делать?

  1. во-первых, выяснить, что является причиной низкой мотивации : неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться - станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать . Как правило, такие дети не любят учиться. Эта зарисовка про неумение учиться .

- ошибки воспитательного характера - это:

* неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок - у него просто не хватает на это энергии.

* отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту - дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

* нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»)

* неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека

* завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

* «убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.)

  1. во-вторых, применять в соответствии с причиной коррекционные меры : учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или \ и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
  1. В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом - учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя - приучайте к самоконтролю.
  1. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития , а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).
  1. Очень важный момент - оценивание сделанной работы родителем и учителем . Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежания таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага - учителя (родитель хороший - хвалит, учитель плохой - ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
  1. Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием . А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
  1. Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка . Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно - адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости - можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия - самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности - попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.
  1. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу . Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу - явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу - это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.
  1. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера . Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль - помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.
  1. Не ожидайте немедленных успехов - снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

Успехов и терпения Вам в деле воспитания своих детей!»

Предварительный просмотр:

Необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.

  1. Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:
  2. словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;
  3. необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);
  4. создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).
  5. Для формирования положительного отношения к учению:
  6. заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
  7. создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
  8. опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
  9. использовать интерес учеников к наглядности;
  10. целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
  11. При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:
  12. Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».
  13. Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
  14. Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.
  15. Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.
  16. Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах.
  17. Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.
  18. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте рефлексию и обратную связь во время урока.
  19. Развивать познавательные интересы, для чего необходимо:
  20. не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
  21. использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  22. стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);
  23. специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;
  24. использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Необходимо содействовать развитию саморегуляции детей через формирование произвольной самостоятельной деятельности:

  1. удерживать цель выполняемой деятельности,
  2. составлять программу действий,
  3. уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании.
  1. Необходимо способствовать обогащению и расширению вербального опыта ребенка, его общей осведомленности. Развивать активный словарь, через использование метода свободных словесных ассоциаций. Для расширения объема пассивного словаря необходимо делать упор на чтении. Для повышения общей осведомленности необходимо чаще употреблять современные термины общественно-политического, морально-этического и научно-культурного содержания, давать им объяснения, многократно их повторять, поощрять их воспроизведение в речи ребенка.
  2. Необходимо содействовать в формировании у ребенка основных умственных действий: анализ понятия, выделение составляющих его признаков, обобщение, классификация признаков по критерию существенности (существенные и второстепенные), установление аналогий, умение сопоставлять и объединять разные понятия по сходным признакам, определять виды связей между понятиями и степень их общности (они необходимы для успешного осуществления учебной деятельности). Несформированность умственных действий служит причиной отставания школьников в учебе. Усвоение информации и развитие мыслительной действий школьников взаимосвязаны
  3. Необходимо развивать у ребенка умение обобщать. Необходимо начать с относительно легких заданий, требующих выбрать среди предложенных понятий обобщающее. Затем задания необходимо усложнять, предлагая ребенку самостоятельно искать и формулировать обобщающие понятия. Далее усложнение заданий будет достигаться путем составления цепочек предъявляемых понятий от более частных к более общим. Следующий этап – самостоятельный поиск понятий разной степени общности от конкретного до категориального, где каждое последующее понятий является родовым по отношению к предыдущему.
  4. Необходимо учить определять понятия. Дается представление о существенных и случайных признаках понятий, отрабатывается умение проводить анализ понятий. Анализ понятий нужен для выполнения всех мыслительных операций – аналогий, классификаций и обобщений.
  1. Необходима обязательная консультация психолога, психотерапевта, психиатра.
  2. Необходима организация охранительного режима учебной деятельности с учетом текущего состояния ребенка. Охранительный режим предполагает строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточных пауз для отдыха, адекватный двигательный режим, достаточный сон, правильное распределение нагрузки в течение рабочего дня, недели года.
  1. Гиперактивным детям необходимо находиться в поле вашего непосредственного педагогического внимания (парта ребенка должна находиться перед столом учителя).
  2. Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании, следите за речью: говорите медленно, спокойным тоном. Держите эмоции под контролем.
  3. Учитывайте, что гиперактивные дети игнорируют замечания, но очень чувствительны к похвале. В конфликтных ситуациях реагируйте необычным способом, используйте меньше запретов, «нельзя», «нет», больше говорите «да» или отвлекайте внимание заданиями.
  4. Рекомендуйте родителям организовать для ребенка точный режим дня, информируйте о необходимости четкого соблюдения режима сна, а также определите список обязательных повседневных обязанностей. Досуг ребенка с гиперактивным синдромом должен быть минимально загружен телевиденьем и компьютерными играми.
  5. Избегайте переутомления ребенка, предлагайте не более одного дела одновременно, используйте наиболее четкие и простые инструкции, сложные задания делите на части.
  6. Придумайте совместно с ребенком четкую систему вознаграждений и наказаний, и придерживайтесь ее, но учтите, что постоянное выполнение этих правил для таких детей почти невыполнимая задача.
  7. Рекомендуйте родителям и придерживайтесь сами следующего принципа: ребенок должен мало времени проводить в местах большого скопления людей, лучше, если круг сверстников для игры и общения одновременно не будет превышать 2-3 человек.
  8. Ежедневная посильная физическая нагрузка (трудовая деятельность, физические упражнения, прогулки) уменьшат проявления активности.
  9. Используйте энергию ребенка в необходимом для вас русле: принести что-либо, провести физкультминутку, раздать тетради.
  10. Чаще используйте тактильный контакт, различные поглаживания.
  11. Учитывайте, что изменения в поведении ребенка наступят после терпеливой и последовательной работы.
  1. Необходимо создавать ситуации успешного обучения. Это способствует формированию чувства защищенности и эмоционального комфорта у детей, что является обязательным условием реализации способностей и потенциальных возможностей.
  2. Ориентировать ученика на содержательную сторону обучения, поскольку эти дети большее внимание уделяют общению со сверстниками и педагогом. Предметом поощрения должно быть учебное содержание.
  3. Поддерживать у ребенка интерес к тому, что происходит в классе, через организацию групповой работы, которая позволяет развивать у ребенка интерес к общей деятельности.
  4. Родителям и педагогу необходимо формировать у ребенка самостоятельность и ответственность за результат своего труда.
  5. Следует избегать по отношению к ним так называемого «отрицательного внимания» окриков, высмеиваний и т.д.
  6. Развивать мелкую моторику руки.
  7. При нарушении речи у инфантильных детей, родителям необходимо в соответствии с возрастом общаться с ребенком (не сюсюкать, четко произносить звуки).

Необходимо содействовать созданию единого воспитательного пространства, предъявлять единые требования к ребенку; при работе с родителями занимать позицию единомышленника; доброжелательно относится к родителям и ребенку, показывая при этом вашу заинтересованность в решении проблемы учащегося, т.к. это отражается на учебной деятельности первоклассника; работа с родителями должна носить системный характер, в место спонтанных и одноразовых мероприятий.

Учащимся, у которых выявлены нарушения интеллектуальной деятельности и невротические симптомы, необходима консультация с психологом, психотерапевтом и специалистами СПЦ и ЦКРОиР.

Предварительный просмотр:

Низкая мотивация младших школьников

1. При низкой мотивации, следует учитывать, что для детей общение со взрослыми и с другими детьми обычно представляет самостоятельную и важнейшую ценность. Поэтому основная линия рекомендации – разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающих познавательные элементы.

2. Если в обследовании у ребенка обнаруживается полное отсутствие познавательной направленности, то можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с этим ребенком просто никогда не вели, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье.

3. Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: когда родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящие формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить читать, писать и считать. Педагогическое безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход и в этом случае то же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, вдалбливающего знания нерадивому ученику. Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком младшего школьного возраста – это наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений – фасоль); или фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю.

4. Какой – либо кружок с познавательной направленностью может помощь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто – нибудь из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не обычного «подтягивания» отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием «запуска» познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде «клуба по интересам», в котором сами принимают посильные участие.


Причиной неуспеваемости большинства российских школьников и студентов является отсутствие интереса к учебе. И никакие уговоры родителей, наказания, беседы с учителями и директором не могут вернуть желание сесть за учебники и конспекты. Психологи говорят о том, что «метод кнута» никак не мотивирует к учебе, а лишь наоборот, формирует четкую причинно-следственную связь «не хочешь делать, как все, будешь наказан». Поэтому педагоги и воспитатели всего мира сходятся во мнении, что лучший способ вернуть интерес к учебе - не заставлять, а мотивировать.

Помните о цели

Многие родители и педагоги делают ошибку, говоря подростку, что учеба – главная цель в жизни. На самом деле все выглядит несколько иначе. Учеба как процесс не является целью. Это лишь действие, которое ведет к достижению главного результата: успешной карьеры, высокой заработной платы и социального статуса.

Поэтому школьнику необходимо определиться сразу, что он хочет получить в итоге. Если цель заключается в получении желаемой и высокооплачиваемой работы, то без учебы никак не обойтись. А если такого желания нет, то можно уже сейчас занимать место в очереди на получение пособия по безработице.

Подросток, который научился ставить цели и достигать их, и сам поймет, что имея солидный багаж знаний, он обладает конкурентным преимуществом на рынке труда. И вероятность того, что компания выберет именно его из тысяч других, довольна высока. Поэтому главным мотивирующим фактором должно стать достижение конечной цели.

Быть первым

Школьный класс или студенческая аудитория – это в первую очередь коллектив, где каждый ученик/студент является его частью. Взаимодействие коллектива можно представить в виде часового механизма, где каждая отдельная шестеренка приводит в движение систему деталей и частей единой системы. И если где-то случается поломка, то нарушается цикличная и слаженная работа всего механизма.

Так и в учебе. Если ученик не справляется с учебой, то, скорее всего, и общий показатель успеваемости в классе будет падать. Чтобы вернуть желание учиться и сформировать ответственность за результаты не только перед собой, но и перед всей группой, полезно проводить коллективные интеллектуальные игры. Это позволит снова почувствовать себя частью единой команды и стремиться достичь как личностных, так и коллективных результатов.

Материальный интерес

Сильным мотивирующим фактором для школьника являются деньги. Причем поощрять хорошие отметки в школе могут не только родители. Сегодня в России действуют несколько как государственных, так и частных благотворительных фондов, которые выплачивают стипендии школьникам, показывающим отличные результаты в учебе, являющимся неформальными лидерами в классах и помогающим одноклассникам «подтянуть» успеваемость по тому или иному предмету. Хотите иметь собственные деньги – начинайте учиться.

Дисциплина

Демотивируют школьников и личные увлечения. К примеру, компьютерные игры или социальные сети. Если время, проведенное перед монитором компьютера, превышает три часа, то пора изменить вид деятельности: сделать небольшую физическую разминку, прогуляться по улице, выпить чашку чая или заняться другим полезным делом.

Если же зависимость от клавиатуры и мышки уже довольно сильная, то можно обратиться к школьному психологу. Помните, что подростки, одержимые компьютерными играми и серфингом в социальных сетях, чаще склонны к возникновению депрессии, затруднению в общении со сверстниками и в два раза чаще совершают попытки суицида.

Усталость

Сегодня такое психологическое расстройство, как «синдром профессионального выгорания», чаще диагностируется у работающих людей. Однако выгорание также присуще школьникам и студентам. В такие моменты подросток чувствует апатию, замыкается в себе, теряет интерес к учебе. Чтобы этого не произошло, необходимо разнообразить свое времяпрепровождение. К примеру, занятия спортом, увлечения и хобби могут стать отличной профилактикой выгорания.


В заключение хотелось бы добавить, что потеря интереса к учебе – дело временное, и скорее всего через некоторое время процесс обучения вновь сможет втянуть школьника. Однако поддерживать его интерес к образованию должны также родители и учителя. Если подросток ощущает незаинтересованность взрослых в этом вопросе, то и сам вскоре проникается безразличием к происходящему.

Сегодня многие учащиеся не обнаруживают интереса к школьной программе, воспринимая занятия как утомительную обязаловку. Желание учиться практически полностью утрачивается к 5-7 классу, в то время как учеба сама по себе есть естественный способ человеческого существования.

Школа не тянет…

Увы, сегодня непросто найти ученика, который бы с нетепернием ждал начала учебного года, чтобы снова оказаться за школьной партой. Даже первоклашки довольно быстро разочаровываются в своем новом образе жизни, оказываясь в роли школьников. Но особенно это касается учащихся 5-7 классов – они не обнаруживают очевидного интереса к школьным дисциплинам, у них отсутствует потребность в освоении школьной программы. И хоть школа отнюдь не место, чтобы просто убивать в ней время, многие ученики воспринимают учебный процесс как утомительную обязаловку между переменами и отдыхом, когда можно поиграть в компьютерные игры, заняться спортом или любимым делом.

Школа не ассоциируется у учащихся как . У них и так все есть для этого. Отсюда и отсутствие у школьников внутренней мотивации к учебе. Будь их воля, они бы сократили учебное время наполовину. Сегодня школа утратила былую монополию на знания – благодаря Гугл и Википедии можно легко и быстро найти любую интересующую информацию. В то время как обычные школьные дисциплины вызывают у детей и подростков недоумение, как то: так ли уж необходимо знать правила правописания в эпоху его автоматической коррекции? Да, школа придерживается традиционного набора дисциплин, она консервативна.

А ведь учеба сама по себе есть естественный способ человеческого существования. Ведь самое сложное, из того, что нам приходится освоить в жизни – ходить и говорить – этому мы учимся в раннем детстве с завидным рвением и играючи. Хотя ребенок иногда должен пройти через тысячи болезненных для него моментов, пока начинает более менее связно и членораздельно говорить. Так же как и передвигаться на ногах – все это результат неукротимого желания детей учиться. Они и дальше не сдаются, пока не освоят скейтборд, компьютерную игру или не узнают все острова в Тихом океане.

Что жизнь диктует…

Игра для детей и подростков — естественный способ развития бесчисленных навыков и приобретения знаний. Проблема в том, что естественный энтузиазм в обучении снижается у детей уже в начальной школе и практически пропадает в пубертатный период. Учебные материалы, предлагаемые школой, не вызывают интерес к учебе. Потребности образования современных детей и подростков не совпадают с точкой зрения взрослых.

Человек, по природе своей не может быть запрограммирован, но обучаем. В основе своей, все мы готовы учиться, когда для нас это имеет смысл. Чтобы знания и навыки были усвоены, они должны помогать нам в решении проблемы или реализации потребности. Дети осваивают сенсорный экран потому, что на нем они могут играть в увлекательные игры, или они учатся тому, как взломать код на семейном компьютере, чтобы смотреть то, что им запрещено. А то, что не может быть использовано конкретно в их собственной среде обитания, теряет свою привлекательность. Ну кто захочет провести целые часы, практикуя обработку бумеранга или изучая санскрит? Внутренняя мотивация к обучению возникает в связи с конкретным опытом в своем собственном жизненном пространстве. Мы стремимся приобрести те или иные знания и навыки с тем, чтобы справиться с проблемами, с которыми сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Все это ребенок имеет возможность освоить и вне школы.

Код доступа

Тем не менее, есть и другие мотивы для учебы. Знания и навыки также рассматриваются как культурные коды сообщества. И тот, кто может воспроизвести свои знания и имеет аналогичные навыки, характерные для значимого сообщества, сам относится к этой группе людей. Это знание и мастерство часто не имеет никакой связи с повседневной жизнью, но является одним из условий доступа к соответствующий круг посвященных . И подростки интуитивно осваивают что-либо, дабы не оказаться изгоями той группы сверстников, принадлежность к которой для них ценна. Будь то футбольный клуб, музыка или мода.

Так же и в начальной школе дети учатся и потому, что они хотят быть частью класса – «дети учатся, потому что весь класс стремится к одной цели», — так объясняет этот вид социально-психологической мотивации швейцарский психолог Аллен Гуггенбюль (Allan Guggenbuehl). А учебный материал выполняет и функцию «социального клея». Причем, здесь важна роль учителя — если он сможет реализовать эту функцию учебного материала – то класс, как говорится, у него в кармане, так как он сможет мотивировать к учебе и тех, кому учебный материал по своему содержанию не интересен. Интеграция очень разных детей из разных культур и с разными талантами является основной задачей начальной школы.

На сегодняшний же день в приоритете оказалась учебная программа как таковая. Что является следствием господствующей тенденции нормирования, выражающейся в ошибочном убеждении, что каждый ребенок может все выучить, главное найти к нему индивидуальный подход. На самом деле, чтобы задействовать дополнительную мотивацию в обучении, школе необходимо выработать больше терпимости к инаковости. «В каждом классе могут быть и более слабые ученики, с более низкой успеваемостью, но все равно они учатся лучше, когда класс охвачен общей целью, — продолжает Гуггенбюль. Важно, чтобы дети учились ориентироваться в классе, чтобы узнать себя, и проявили интерес к групповым ценностям и своего коллектива».

Учет гендерных различий

Резервом повышения интереса к учебе несомненно оказывается учет гендерных различий учащихся. В том числе и особенностей психической конституции девочек и мальчиков. Совместное обучение, безусловно, — верный выбор, но не абсолютно во всех отношениях. В частности, девочки и мальчики должны иметь разную сетку часов в расписании, например, по таким дисциплинам, как физкультура и языки.

«К мальчикам должны быть применены иные критерии дисциплинированности и с ними надо обсуждать иные темы, чем с девочками. В организации учебного процесса в школе должен реализовываться не идеологический, а прагматический подход — утверждает Гуггенбюль. – «это очень странно, когда у более половины школьников-мальчиков диагноз дефицита внимания и концентрации, поведенческого или во время чтения. Это скандальное недоразумение». Складывается впечатление: если ребенок не выдержал норматив по успеваемости, то он объявляется больным и плохо успевающим, и соответственно изгоем в классе. Это указывает на серьезные недостатки системы школьного образования.

Ценность отношений

Еще одна причина желания что-то узнать кроется в нашем стремлении к отношениям. Нам необходимы значимые персоны, на которых мы ссылаемся, с которыми мы находимся в более тесном эмоциональном контакте. Мы проявляем интерес друг к другу, фантазируем о других, неизбежно строим определенные ожидания и конфликтуем. Для детей и подростков, помимо членов семьи, чрезвычайно важное значение имеют наставники, люди, которые готовы в них инвестировать свое время и энергию.

Учащиеся больше выкладываются в школе, если у них возникает контакт с учителем. То есть, интерес к предмету у ученика инициируется за счет этого контакта. Дети быстро научаются распознавать, когда учитель доволен ими или чем может быть раздражен. Интерес к предмету может возникнуть, потому что ученик дорожит партнерскими отношениями с учителем. Поэтому преподаватель должен обладать достаточной внутренней свободой и временем, чтобы проявиться как личность для своих учеников. О таких учителях обычно говорят — «с чудинкой».

Обыденность скучна

Существует еще одна причина, почему у учащихся возникает интерес к учебе. Речь идет о стремлении к необычному . Американский психолог Джоан Лукариелло (Joan Lucariello) подвергла анализу спонтанную речь учащихся. То, о чем они охотно говорят без указаний со стороны их родителей и учителей. Вывод был очевиден: событиях и проблемы, выходящие за грани повседневности – безумства, неожиданности, непристойности или насилие. Обыденность не привлекала особого внимания, она скучна. Психологическая причина того: наше мышление активизируется, когда мы сталкиваемся с чем-то неординарным . Что и привлекает наше внимание. По этой причине мы, взрослые, смотрим новостные передачи. И если бы в них рассказывали только о повседневных, нейтральных событиях, их рейтинг упал бы до нуля. Подростки очень быстро осознают, что от них требует учебная программа, и могут утратить интерес к ней.

Интерес к учебному материалу возрастает, если он в какой-то части непривычен и воспринимается не только как обычная часть учебной программы. С позиции ученика, учитель должен быть не только медиатором учебного материала, но и транслировать живой интерес к окружающему миру, к загадкам и парадоксам бытия. То есть быть наставником. Школа как социальный институт сегодня прирастает лишь стараниями педагогов, способных заинтересовать учеников, раскрыться перед ними как личность, и устанавливая контакт с ними, людьми нового поколения, понимая их интересы, увлечения и переживания, быть с ними на одной волне, убежден Гуггенбюль. Словом те, кто в состоянии задействовать у своих учеников все резервы повышения внутренней мотивации к учебе .

Естественно, что такой учитель сможет состояться (и не один, а множество) только тогда, когда система образования строится на соответствующей концепции, и государство готово ее финансировать.

Светлана Александрова Линс

В работе над этой статьей были использованы публикации Аллена Гуггенбюля.

____________________________________________________
Активная ссылка на журнал при перепечатке обязательна.

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску