Я работаю кадровиком на автопредприятии. В коллективе в основном мужчины, большая часть состоит у нас на воинском учете. Два молодых водителя планируют обратиться в военкомат, чтобы заключить контракт с Минобороны о пребывании в мобилизационном людском резерве. С такой ситуацией я сталкиваюсь впервые. Расскажите, пожалуйста, скажется ли как-то заключение этого контракта на работе сотрудников? Требуется ли что-то от кадровиков? Какие документы придется оформлять и как долго может продлиться процедура?

Для того чтобы ответить на ваш вопрос, в первую очередь нужно разобраться в том, что такое запас и какие установлены виды запаса.

В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) мобилизационный запас Вооруженных Сил РФ (далее – ВС РФ) создается для укомплектования соединений, воинских частей на период мобилизационного развертывания.

Запас состоит из:

1. Мобилизационного людского резерва.

Мобилизационный людской резерв (далее – резерв) – граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве (далее – контракт о пребывании в резерве) . Это понятие введено 1 января 2013 г. Федеральным законом от 30.12.2013 № 288-ФЗ.

2. Мобилизационного людского ресурса.

Мобилизационный людской ресурс – граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Ваши сотрудники, пребывающие в запасе ВС РФ, могут поступать в мобилизационные людские резервы ВС РФ. Делается это только на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве. Порядок поступления в резерв, пребывания в нем и исключения из него определяется Законом о воинской обязанности, другими федеральными законами, а также вступившим в силу 15 сентября 2015 г. Положением о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 № 933 (далее – Положение о пребывании в резерве) , и иными НПА РФ.

Наша справка: состав запаса

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Примечание:

  1. Все граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду. Имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения 50 лет, остальные – до 45 лет.
  2. Возраст установлен 30 сентября 2014 г.

Поступление и пребывание сотрудника в мобилизационном людском резерве можно разбить на несколько этапов, в каждом из которых в той или иной мере задействован и работодатель.

Этап 1. Подача работником заявления о желании заключить контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, изъявивший желание заключить контракт, самостоятельно подает заявление в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта РФ (далее – отдел военкомата) , где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть (п. 9 Положения о пребывании в резерве) . Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и российское гражданство, а также другие документы, установленные Положением о пребывании в резерве.

Обратите внимание, два из подаваемых работником в военкомат документов должны оформить вы (работодатель). Это копия трудовой книжки и служебная характеристика с последнего места работы.

Документ 1. Копия трудовой книжки.

Сотрудник, ответственный в вашей организации за ведение трудовых книжек, на основании письменного заявления работника (пример 1) должен оформить копию его трудовой книжки. Срок – не позднее чем через три рабочих дня со дня подачи заявления (п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) . В этом же заявлении работник может указать на необходимость оформления служебной характеристики.

Пример 1. Заявление о выдаче копии трудовой книжки и служебной характеристики

Как сделать копию трудовой книжки?

Шаг 1. Сделать ксерокопии каждого листа подлинника трудовой книжки, в том числе титульного и оборотной стороны первого листа обложки, на котором могут быть сделаны заверяющие записи о внесенных изменениях и дополнениях.

Шаг 2. Листы нумеровать, прошить и скрепить печатью организации.

Шаг 3. На первом листе сделать надпись «Копия», а на последнем проставить:

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилия);
  • дату заверения (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) .

Пример:

Документ 2. Служебная характеристика.

Это официальный документ, содержащий отзыв о служебной, научной и иной деятельности работника, включающий оценку его деловых, психологических и моральных качеств.

Служебную характеристику пишут на бланке организации (учреждения) в произвольной форме от третьего лица. Ее текст, как правило, составляет руководитель структурного подразделения (непосредственный начальник), а утверждает – руководитель организации, скрепляя свою подпись печатью (пример 2) .

Обычно в тексте служебной характеристики условно выделяют три части:

  1. фамилия, имя и отчество работника, дата и место рождения; сведения об образовании (где, когда и какие учебные заведения закончил, ученая степень и звание); состав запаса (воинское звание запаса); занимаемая на момент написания характеристики должность и дата назначения на нее; другие должности в организации и прочие анкетные данные;
  2. оценка профессионального мастерства и компетентности; деловые (для руководителя) и личностные качества; опыт работы и практические навыки; работоспособность; полнота и качество выполнения должностных обязанностей; умение организовывать личное рабочее время и адаптироваться к нововведениям; психологические качества, взаимоотношение с коллегами и клиентами и т. д.;
  3. выводы и назначение характеристики.

Пример 2. Служебная характеристика для поступления в мобилизационный людской резерв

В тоже время...

…несогласие работника с содержанием служебной характеристики не может быть предметом индивидуального трудового спора, так как не затрагивает вопросы применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В то же время работник, который расценивает изложенные в служебной характеристике сведения как порочащие его честь и достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, распространение в Интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной (в том числе устной) форме хотя бы одному лицу.

Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться распространением таковых, если сообщившим их лицом были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы эти сведения не стали известны третьим лицам (абз. 2 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц») .

Этап 2. Прохождение медицинского освидетельствования и комиссии по отбору кандидатов в мобилизационный людской резерв

При положительном рассмотрении заявления в отделе военкомата работник будет направлен на медицинское освидетельствование и комиссию по отбору кандидатов в резерв (далее – комиссия по отбору) . Медицинское освидетельствование и комиссию работник, как правило, проходит в помещениях отдела военкомата, куда его вызывают повесткой. Вручить ее могут как сотрудники отдела военкомата (военно-учетного стола), так и работодатель по поручению отдела военкомата (подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) .

На время медицинского освидетельствования и прохождения комиссии по отбору сотрудники освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка. Им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 1 ст. 7 Закона о воинской обязанности).

При этом воинские перевозочные документы для следования к месту заключения контракта предоставляются кандидату только один раз за время пребывания в запасе.

Для соблюдения этих гарантий вы должны на основании повестки издать приказ об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и возмещении расходов в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее – Правила компенсации расходов) (пример 3). В таком приказе работодатель дает руководителям структурных подразделений поручения по выполнению требований трудового законодательства.

Пример 3. Приказ об освобождении от работы с сохранением места постоянной работы

Этап 3. Заключение работником контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, признанный комиссией по отбору соответствующим требованиям для зачисления в резерв, на основании предписания отдела военкомата будет направлен в воинскую часть для заключения контракта.

При этом первый контракт заключается на три года. Новый контракт может быть заключен на три года, пять лет либо на период до наступления предельного возраста пребывания в резерве (запас второго разряда).

На время исполнения обязанностей, связанных с заключением контракта, сотрудника освобождают от работы с сохранением за ним места и выплатой среднего заработка. Ему возмещают расходы, связанные с наймом жилья и командировкой.

Отдел военкомата обеспечивает кандидата воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно. На основании предписания отдела военкомата (по аналогии с приказом в примере 3 ) работодатель издает приказ.

А что за это будет?

На работодателя возложена обязанность оповещать сотрудников о вызовах (повестках) в военкомат и обеспечивать возможность их своевременной явки в указанное военкоматом место, в том числе в период мобилизации.

Неоповещение работников руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, о вызове их по повестке в военкомат, а равно необеспечение им возможности своевременной явки по вызову по повестке военкомата влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Этап 4. Привлечение резервиста к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам

Во время пребывания в резерве работник может быть привлечен к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам. Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве. Резервист аттестуется за три месяца до истечения срока пребывания в резерве.

Квалификационный экзамен проводится для принятия решения о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности. Такой экзамен резервисты сдают по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обратите внимание: работник вправе обратиться с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть.

После рассмотрения кандидатуры заявителя командир части может направить его для проведения отбора и оформления документов в отдел военкомата, в котором этот работник состоит на воинском учете. На данного гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела военкомата, который должен быть подписан командиром части.

Затем кандидат в резервисты проходит все установленные этапы поступления в резерв: рассмотрение вопроса в отделе военкомата, медицинское освидетельствование, комиссию по отбору, заключение контракта. Необходимо учитывать, что исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также с должностным регламентом.

Вы должны это знать

Расходы, понесенные организацией в связи с пребыванием их работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для этого вам следует обратиться в военкомат

Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

На все эти периоды работодатель издает приказ по приведенной в примере 3 форме об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и средней зарплаты, а также о возмещении ему иных расходов (на наем жилья, проезд и командировку).

При этом все расходы, понесенные работодателем в связи с пребыванием работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для получения такой компенсации нужно обратиться в военкомат.

Работодателю необходимо знать и то, что сотрудники, пребывающие в резерве, имеют право получить профессиональное и дополнительное профессиональное образование в военных профессиональных образовательных организациях или военных организациях высшего образования без взимания с них платы за обучение (п. 5.2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Резюме

Работодатель должен:

  • оформить документы, необходимые сотруднику для подачи заявления для заключения контракта;
  • предоставить предусмотренные законодательством гарантии и компенсации, в том числе освобождение от работы с сохранением должности и выплатой среднего заработка в определенные периоды, а также с возмещением установленных расходов.

Для увеличения картинки кликнуть по ней!

В составе запаса Вооруженных сил России выделяется мобилизационный людской резерв . Включение в состав резерва будет осуществляться на добровольной основе, по контракту.

В настоящее время мобилизационный резерв российской армии составляет 700 тысяч человек и состоит в основном из отслуживших солдат-срочников, сообщил начальник генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров.

По его словам, Минобороны сохраняет планы по поддержанию мобилизационного резерва. Численность контрактников в последующие годы будет увеличиться для поддержания боеспособности армии при любых условиях.

Депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе. Как объяснил корреспонденту один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, речь идёт о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва , который армейское командование, руководство СВР и ФСБ призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Принудительно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Отрывать их от дома и работы на длительный срок – тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско . Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой путь – набор контрактных резервистов через военкоматы.

Чтобы заинтересовать человека «внеурочной» службой, ему станут ежемесячно выплачивать определенную сумму . По мнению законотворцев, в зависимости от воинской специальности и армейского звания человека она может составлять 5-7 тысяч рублей в месяц. Как говорят депутаты, после значительного увеличения армейского жалования в 2012 году, финансовые показатели, скорее всего, пересмотрят.

В период сборов за резервистами сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, они будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей хотят ввести и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Главное, что кошелек «партизана» станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

Сегодня солдата и офицера запаса призывают в строй примерно раз в три года. Сборы длятся не более двух месяцев. Увеличивать их продолжительность нет смысла – иначе человека просто уволят с гражданской работы. Но вызывать резервистов на переподготовку нужно чаще. Авторы законопроекта надеются, что финансовые преференции вызовут у россиян интерес к мобилизационной службе. А значит, появится возможность отбирать туда действительно лучших специалистов.

Согласно документу, на заключение мобилизационного контракта пока вправе рассчитывать:
- бывшие солдаты-сержанты и прапорщики-мичманы в возрасте до 42 лет;
- младшие офицеры до капитана включительно не старше 47 лет;
- майоры, подполковники и соответствующие им морские офицеры – до 52 лет;
- полковники и капитаны 1 ранга – до 57 лет .

Установлен свой ценз и для выпускников военных кафедр гражданских вузов. Контракт на службу в мобрезерве им запретят подписывать через 15 лет после зачисления в запас и присвоения лейтенантского звания. Как и у действующих военнослужащих, первый «партизанский» контракт рассчитан на 3 года, последующие – на 5 лет.

Сформировать в России кадровый мобрезерв депутаты предлагают в несколько этапов, а начать – с создания второго фронта для Вооруженных сил. По мнению законотворцев, к 1 января 2012 года для армии и ВМФ реально набрать 4300 резервистов, а на завершающем этапе в 2014 году иметь 8600 профессиональных запасников. Затем, говорят в Госдуме, дойдет очередь до набора кадрового резерва в ФСБ и СВР.

Ну, а тех солдат и сержантов, кто перед увольнением не захочет подписывать контракт на службу в мобилизационном резерве , включат в так называемый мобилизационный ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их будут реже, чем резервистов. А в случае чрезвычайной обстановки таких людей поставят под ружье во вторую очередь.

Юрий Гаврилов

В разделе

В конце ноября в России заговорили о создании людского резерва на случай глобальной войны. Начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Минобороны России, заместитель начальника Генштаба ВС РФ Василий Смирнов заявил, что в ближайшем будущем планируется создать институт контрактников-резервистов. Генерал рассказал, что в настоящее время активно прорабатывается вопрос изменения концепции подготовки граждан в резерве, одновременно создаётся новая система обучения «запасников». Как сегодня обстоят дела с мобилизационным резервом в Российской армии, насколько реальны планы военных создать новый институт резервистов, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

По новым планам резервистами смогут стать военнослужащие, которые завершили службу по призыву и заключили контракт о дальнейшем прохождении службы в резерве. Услуги «запасников» понадобятся в случае войны, когда резервисты должны будут оперативно пополнить состав кадровой армии. Планируется, что за свою готовность немедленно защитить Родину в мирное время солдаты резерва будут получать деньги.

По прогнозам представителей Минобороны, этот институт начнёт действовать с 2016 года. Сейчас готовятся поправки в соответствующие нормативные акты. По мнению оптимистично настроенных экспертов, создание института резервистов не только решит вопрос с мобилизацией, но и может послужить толчком к отказу от призывной системы. А проблемы с мобилизационной готовностью сегодня серьёзные – больше года назад Министерство обороны более чем в 20 раз сократило количество военных комиссариатов на территории России. Тем самым была практически похоронена старая система мобилизации, которая полностью была завязана на работе этих органов местного военного управления. При этом ничего нового создано не было. В итоге, по оценкам экспертов, после завершения очередного реформирования наша армия окажется не в состоянии обеспечить обороноспособность страны в случае серьёзной войны даже на собственной территории. Это основывается на опыте последних военных конфликтов, который однозначно показывает, что сегодня ни одна армия мира не имеет достаточного потенциала, чтобы вести серьёзные войны только кадровым составом.

Понимают это и военные. Не случайно помимо частей постоянной готовности было создано более 60 баз хранения бригадного состава. По задумке эти базы будут представлять собой хранилища боевой техники, неподалёку на окружных складах хранится вещевое имущество, оружие и боеприпасы. В мобилизационный период такие базы будут развёртывать до штатов военного времени за счёт мобилизационного резерва. Откуда вдруг будет появляться этот резерв, до сих пор непонятно.

Эксперты считают, что Участник подобных учений полковник запаса Евгений Агафонов поделился с «Нашей Версией» впечатлениями об этих мероприятиях: «Казалось, всё делалось для галочки, было положено проводить сборы – имитировали их проведение. Правда, чем занять резервистов, толком никто не знал. В лучшем случае оторванных от работы и семей взрослых людей «грузили» политзанятиями, ещё более усугубилась ситуация в период развала армии, когда подобные сборы превращались в сборища, переходящие в массовые попойки. Так или иначе, резервисты возвращались домой, ничем не усилив свою военную подготовку. При этом на проведение подобных манёвров бессмысленно тратились миллионы государственных рублей».

Последний раз в России крупное мобилизационное учение проводилось в 2008 году, в рамках командно-штабного учения «Стабильность-2008». Тогда, как заявляли военные, впервые в постсоветское время за счёт призыва резервистов было развёрнуто целое соединение. Для развёртывания танковой дивизии было призвано 10 тыс. человек, в основном из Пермского края. Затем танкисты даже совершили марш из Перми на Тоцкий полигон под Оренбургом. Учения официально были признаны успешными. Однако за кадром осталось, что дивизия формировалась почти три месяца, а такая расторопность для современных войн, мягко говоря, недостаточная. Также ничего не упоминалось о затраченных средствах и титанических усилиях работников военкоматов, которые несколько месяцев днём и ночью буквально по подъездам отлавливали резервистов. Ничего не сообщалось и об уровне подготовки резервистов. Как нам удалось выяснить, в сборах участвовали такие запасники, которые не брали в руки оружие, не сидели за рычагами танков уже несколько десятилетий. Неудивительно, что после «успешного» учения эта дивизия прекратила своё существование.

В ходе нынешней реформы новые идеи, как реанимировать систему мобилизации, возникают регулярно. Первоначально высокопоставленные генералы заявляли о планах сформировать институт кадрового резерва из числа сокращаемых молодых офицеров, которые не успели выслужить пенсию и получить другие социальные гарантии от государства. Таких набиралось порядка 60 тысяч. Однако скоро об этих планах было забыто. Сегодня в Минобороны сложилась уникальная ситуация, когда роль кадрового резерва фактически выполняют сокращаемые в результате военной реформы офицеры. Так называемые заштатники, которых Минобороны не может уволить из-за отсутствия жилья. Эти военнослужащие получают часть денежного довольствия, при этом на них не возлагаются служебные обязанности, но в случае войны они будут обязаны взять в руки оружие. По самым приблизительным данным, их сегодня в Минобороны около 100 тысяч.

Как считают специалисты, институт контрактников-резервистов, который военные предлагают создать в 2016 году, – это прямое копирование американского «резерва первого уровня». В Америке уволенные в запас офицеры и специалисты видов вооружённых сил раз в год в течение месяца тренируются в составе своих резервных частей и частей Национальной гвардии. Плюс к этому они дважды в год по две недели участвуют в крупных учениях. За это им платят деньги и обеспечивают всеми льготами, которые положены тем, кто служит государству.

Как рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, сегодня в ситуации с созданием института контрактников-резервистов в Российской армии больше вопросов, чем ответов. Попытка копирования американской системы скорее всего разобьётся о российскую действительность, поскольку требует жёсткого контроля за средствами, выделяемыми на содержание резервистов, и ответственного подхода к их обучению. Кроме того, эта система не является на сегодняшний день самой эффективной, даже у самих американцев она даёт сбои, что наглядно показала война в Ираке, где регулярные части были на голову выше резервных. Для России больше подходит принцип милиционной армии Швейцарии, значительную часть которой составляют обученные резервисты – бывшие призывники, которых ежегодно призывают на сборы из запаса. Или близкий, по сути, израильский вариант, где после окончания регулярной службы все лица рядового и офицерского состава призываются ежегодно на резервистские сборы на срок до 45 дней, считает эксперт. В результате израильская армия имеет в своём распоряжении 445 тыс. человек, готовых в любую минуту выполнить вместе с кадровыми частями любую боевую задачу.

Пока неизвестно, по какому конкретно принципу будет создаваться институт контрактников-резервистов в России, но очевидно, что, поскольку российское военное руководство в ближайшие годы планирует закупать самые современные вооружение и технику, под стать ей должны быть и резервисты. Это автоматически выдвигает более высокие требования и к их подготовке, теперь их обучение должно проводиться не от случая к случаю, а необходимы регулярные сборы и учения. Военные эксперты подсчитали, что примерные затраты на содержание резервистов-контрактников составят 1–1,5 млрд рублей в год. Это минимальная сумма, которая позволит поддерживать их в тонусе и не даст потерять квалификацию. В итоге эти средства обеспечат развёртывание мобилизационного резерва численностью от 100 до 200 тыс. в случае войны. При этом в мирное время резервные военные получать должны стимулирующие выплаты минимум 8–10 тыс. в месяц.

Однако нет уверенности, что такое положение дел будет устраивать всех, к примеру работодателей, ведь резервист будет обязан несколько раз в год исчезать со своего рабочего места, и не факт, что при первой возможности такого работника не попытаются уволить.

Военное ведомство серьезно озаботилось мобилизационными возможностями страны. Как заявил заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов, в минобороны разработан законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе.

Детально обнародовать свои предложения генералы не торопятся. Зато известно, что речь идет о создании в России абсолютно новой структуры - мобилизационного резерва. Условно говоря, это будет второй фронт, который армейское командование призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в Вооруженных силах могут появиться части, где на временной основе будут служить бывшие солдаты-срочники.

Принудительно загонять их в казарму военные не собираются, отрывать от дома и работы на длительный срок - тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско. Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй.

Чтобы заинтересовать человека службой в резерве, минобороны станет ежемесячно платить резервисту некую сумму. Сколько именно - генералы пока не уточняют. Главное, что кошелек запасника хотят пополнять вне зависимости от того, работает он в данную минуту или находится в воинской части.

Размер армейского вознаграждения и срок контракта, по-видимому, будет зависеть от воинской специальности и квалификации резервиста. Людям с дефицитными в войсках профессиями, скажем, операторам зенитных ракетных комплексов ПВО, наверняка положат больше. Ремонтникам или водителям, скорее всего, поменьше. Зато последним не придется надолго покидать семью для армейской переподготовки. Освоить "баранку" нового военного грузовика или бронетранспортера все же проще, чем вникнуть в хитросплетения электронного мозга системы ПВО. Возможно, что с некоторыми категориями бывших солдат заключать контракт вообще не потребуется. К чему платить деньги рядовому стрелку, если его огневые и тактические навыки легко восстановить на краткосрочных военных сборах.

Учитывая, что "технологичные" должности в войсках скоро займут солдаты-профи, вербовкой их гражданских дублеров на службу в резерве займутся военкоматы. В нашем запасном войске успешных бизнесменов и богатых людей - единицы. Поэтому генералы надеются, что материальная заинтересованность и традиционно благожелательное отношение к армии вчерашних солдат заставит откликнуться на инициативу минобороны немалое количество опытных военспецов. Вызывать их на переподготовку планируют всего раз в год. Так что потеря работы резервистам не грозит. Тем более что по действующему законодательству увольнять таких сотрудников запрещается. Этот запрет в новом документе наверняка сохранится. Как и обязанность работодателей выплачивать временно убывшим в армию подчиненным среднемесячную получку.

Принципиально новым моментом в жизни резервистов может стать их временная служба на некоторых объектах минобороны. В обычных гарнизонах их не ждут. После перевода всех воинских частей в категорию постоянной готовности дивизии и бригады на сто процентов укомплектовали призывниками и контрактниками.

Однако кое-где вместо сокращенных полков оставили базы хранения вооружения и военной техники. Этот арсенал задействуют при развертывании Вооруженных сил в угрожающий период. Однако, чтобы бронемашины после долгой "спячки" ездили и стреляли, ракеты взлетали в воздух, а самолеты поднимались в небо, все это хозяйство надо поддерживать в боеготовом состоянии. Такую задачу как раз и хотят возложить на резервистов.

Как заметил Василий Смирнов, в штате каждой базы хранения есть 6 военных должностей и несколько гражданских. Смысла назначать туда военных профессионалов в Генштабе не видят - они нужны в линейных частях. Комплектовать базы новобранцами - себе дороже: солдаты-неумехи только испортят технику. А вот держать на ротационной основе опытных специалистов резерва - самое то.

Другой мобилизационной новацией может стать привлечение бывших солдат к ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов.

Свежий взгляд на организацию армейской службы и подготовку мобилизационного резерва руководство минобороны первоначально хотело изложить в двух новых законах - о военной службе и о воинской обязанности. Однако желание генералов развести призывные и служебные вопросы не нашло поддержки. В итоге Госдума будет рассматривать единый законопроект.

Формирование резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США превышает численность вооруженных сил. К примеру, в Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между , морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая с военными контракт.

Между тем

Не исключено, что к мобилизационным инициативам Генштаба у депутатов возникнут вопросы. Тем более что среди законодателей есть сторонники других вариантов формирования военного резерва. В том числе - по типу белорусского. В этой стране уже 6 лет практикуется следующая схема подготовки "второго фронта". Туда набирают не бывших военнослужащих, а призывную молодежь. Человеку достаточно написать заявление в военкомат с подробным объяснением причин невозможности проходить обычную службу солдатом. Затем получить у медиков справку о хорошем здоровье. Если аргументы заявителя в комиссариате сочтут вескими, его зачислят в мобилизационный резерв. Служба там проходит фактически без отрыва от основной работы. Призывника в течение года, двух или трех лет (срок зависит от его образования и уровня военной подготовки) вызывают на учебу по военно-учетной специальности в одну из армейских частей. Затем наступает этап длительного пребывания в резерве с эпизодической переподготовкой на военных сборах.

Схема выглядит привлекательной. Однако есть серьезный аргумент против ее внедрения в российскую практику. Службу в резерве соседи ввели из-за избытка призывников, которых можно поставить в действующий строй. У нас в стране, как известно, новобранцев всегда не хватает.

Граждане, пребывающие в резерве

1. Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Порядок поступления в резерв, пребывания в резерве и исключения из резерва определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контракт о пребывании в резерве

1. Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, и предусматривает подготовку гражданина к военной службе по мобилизации и исполнение им обязанностей военной службы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. В контракте о пребывании в резерве закрепляются добровольность поступления гражданина в резерв, срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве, и условия контракта о пребывании в резерве.

3. Условия контракта о пребывании в резерве включают в себя обязанность гражданина пребывать в резерве в течение установленного контрактом о пребывании в резерве срока, добросовестно исполнять обязанности резервиста, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных статьей 57.8 настоящего Федерального закона.

5. Заключение контракта о пребывании в резерве, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В контракте о пребывании в резерве предусматривается условие о том, что средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению в случае расторжения контракта о пребывании в резерве по основанию, предусмотренному подпунктом "г" или "д" пункта 1 либо подпунктом "б" или "в" пункта 2 статьи 57.8 настоящего Федерального закона, а также размер подлежащих возмещению средств.

Срок контракта о пребывании в резерве

1. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.

2. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве.

3. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.

Заключение контракта о пребывании в резерве

1. Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:

а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:

  • солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, - в возрасте до 42 лет;
  • младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта, - в возрасте до 47 лет;
  • майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга, - в возрасте до 52 лет;
  • полковника, капитана 1 ранга, - в возрасте до 57 лет;

б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.

2. Гражданин, поступающий в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

3. Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:

а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;

б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;

в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, если исполнение им должностных обязанностей по воинской должности, по которой гражданин может быть приписан к воинской части (может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации, связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.

4. Контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, находящимся на государственной гражданской службе Российской Федерации, при условии его соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и в случае, если пребывание в резерве не будет являться причиной ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен

В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся аттестация и квалификационный экзамен резервиста в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

Пребывание в резерве

Резервист исполняет воинскую обязанность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанности и ответственность резервиста

1. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

2. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

3. В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основания исключения из резерва

1. Гражданин подлежит исключению из резерва:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания в запасе;

б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;

г) в связи с лишением его воинского звания;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;

е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;

ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.

2. Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;

в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.

3. Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;

б) по семейным обстоятельствам:

  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери ребенка;
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

4. Гражданин, пребывающий в резерве, по заключению аттестационной комиссии может быть исключен из резерва досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.