Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.

Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

  • Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
  • Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
  • Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
  • Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

  1. Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
  2. “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
  3. “Иголочка” : улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
  4. “Накажем непослушный язычок” : На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
  5. “Индюк” : приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
  6. «Скачем на лошадке» : улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
  7. «Покатаемся на качелях» : улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение — он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.

Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.

Видео уроки

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.


Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка- естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет - повод задуматься о наличии дефектов.
Неправильное произношение буквы «л» - самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.
Этот процесс может вызываться рядом причин:
  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье
Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.
Помните! Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться - это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт.
Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений.
Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.
Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!
Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:
  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность - на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения - 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот
Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»



Каппацизм - такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» - одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука - на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»



Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц.
Следующий этап - постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее - показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое.
Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением.
Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача - избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Лучшие упражнения для детей – выговариваем буквы вместе: видео

Случилось так, что ребёнок не выговаривает буквы? Видео наглядно поможет в этом.

Довольно большой процент родителей сталкивается с проблемой, когда их подрастающий малыш не выговаривает слова и те или иные буквы. У некоторых это может пройти самостоятельно, как говорится, ребенок выговаривается. А другим деткам нужно поработать, чтобы научиться выговаривать тот или иной звук правильно.

Четкое произношение звуков очень важно, так как от этого во многом зависит успеваемость в школе, да и уверенность в себе и своих силах. Дефекты речи могут сыграть негативно уже во взрослой жизни и помешать самореализоваться и добиться успеха.

Среди всех букв в алфавите есть такие, которые большинству деток даются тяжело для произношения – это звук «р», например.

Если говорить о букве «л», то она считается легкой для произношения, и научить правильно ее выговаривать детей можно за несколько уроков. В этой статье мы расскажем, как научить малыша произносить букву «л».

Из этой статьи вы узнаете

Почему возникают дефекты речи

Перед тем, как научить детей проговаривать звук «л», важно понять, что привело к тому, что развился именно такой дефект речи. Есть несколько основных причин.

  • Как ни странно, одна из причин, по которым возникают проблемы с произношением, – это привычка сюсюкать со своим чадом. Если вы заметили, что малыш начал плохо выговаривать звуки, то проанализируйте свою речь, когда вы обращаетесь к ребенку.

Если вы неправильно произносите букву, то скорей всего ваш малыш будет говорить точно так же. Так как другого он просто не слышал и считает это нормальным. Постарайтесь разговаривать, четко произнося все звуки.

  • Вторая причина, по которой недоразвился звук «л», – это анатомические особенности развития ребенка. К ним относят слишком короткую уздечку, мягкое небо, заячья губа. Все эти аномалии развития мешают правильно двигаться языку и небному язычку, что делает невозможным выговаривать звук в словах, содержащих эту букву.
  • Еще одна причина, которая может повлиять на то, что ребенок начинает неправильно говорить, – это нарушения развития слухового аппарата. В этом случае, он просто неправильно слышит букву, что и приводит к формированию дефекта.

Определить истинную причину, повлекшую за собой формирование неправильного произношения, сможет логопед. К этому специалисту нужно обратиться, если дефекты у ребенка наблюдаются после 4,5 лет.

До этого возраста звук «л» может сам сформироваться. Считается, что после 4,5 лет у малыша полностью сформирован речевой аппарат, и любое неправильное произношение должно быть вовремя исправлено. Чем быстрее пробовать научить делать это правильно, тем лучше для ребенка.

Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»

Неправильно выговаривание слов, содержащих букву «л», у детей можно заметить также разное:

  • пропускание согласного при проговаривании слова (лошадь – ошадь);
  • замена звука «л» на «у» (лопата – уопата) или на звук «й» (ложка – йожка);

Неправильное произношение может быть замечено только, говоря слова, содержащие букву «л» в мягком или только твердом ее варианте.

Звук «л» произносится путем упирания кончика языка к верхним зубам, выталкиваемый воздух довольно сильный и проходит по боковым сторонам от языка. При этом они не упираются в боковые зубные ряды.

Интересно, что многочисленные исследования доказали, что у каждого взрослого человека, который умеет правильно говорить слова с «л», положение артикуляционных органов может немного меняться, но принцип их расположения одинаков.

Научить ребенка говорить букву «л» не вызывает особых затруднений. Сделать это можно легко и в домашних условиях, проведя несколько занятий с малышом, используя правильные логопедические упражнения.

Комплекс упражнения для постановки правильного произношения звука «л»

Перед любым логопедическим занятие необходимо провести разминку органов артикуляционного аппарата. Эта та же разогревающая гимнастика.

Для детей такие занятия проходят в игровой форме и очень нравятся. Попросите малыша показать вам язык, улыбнуться, покрутить губами, сложенными в трубочку, широко открыть и закрыть рот.

Проведите несколько дыхательных упражнений. Этого будет достаточно, чтобы настроить речевой аппарат ребенка для дальнейшей работы и научить детей правильно проговаривать слова.

  • Улыбка. Это упражнение очень веселое для детей. Попросите малыша, не размыкая губ, улыбнуться во весь рот и застыть в таком положении до десяти секунд. Делать это можно до 8 раз.
  • Вкусный медок. Немного открыв рот, кончиком языка попросите ребенка облизать губы, как после дегустации вкусного меда. Упражнение следует делать одну минуту минимум.
  • Ветерок. Выдувать воздух через чуть-чуть приоткрытый рот, прикусывая при этом кончик языка. Упражнение выполняется около трех минут.
  • Цоканье лошадки. Покажите картинки. Спросите у малыша, что это за животное и попросите только языком поцокать, как делает это лошадка. Для начала ускоряйте произношение звука, а после приглушайте его.
  • Покажи язык. Это упражнение также очень занимательно для детей, так как взрослые разрешают ему делать то, что раньше было запрещено. Попросите ребенка максимально выдвинуть язык вперед и попробовать достать им до подбородка. Следующий этап – достать до кончика носа.

Если перед родителями стоит задача научить ребенка выговаривать «л», то необходимо помнить, что процесс обучения должен быть интересным для детей. Для этого используйте яркие картинки, например, лошадки для одноименного упражнения.

Сами занятия должны длиться не более 5 минут, так как это именно то время, когда 4-х-летний малыш может сосредоточиться на выполнении одного задания.

Дети, которые имеют проблемы при выговаривании слова, содержащего букву «л», должны больше заниматься рисованием, аппликациями, то есть упражнениями на мелкую моторику. Это помогает не только развить речь и научить правильно проговаривать слова, но и способствует лучшему интеллектуальному развитию.

Ребенок не выговаривает букву «Л» - что делать? Обратиться к логопеду или исправить дефект самостоятельно? Что предпринять родителям? Давайте вместе это выясним.

Выбор метода, по которому можно обучить ребенка правильно и связно говорить, основывается на его возрасте. Дети дошкольного возраста легче усваивают тот материал, который преподносится в игровой форме. Подобный метод в большинстве случаев эффективен и результативен.

Отработка навыков правильного произношения «Л» похожа на аналогичное действие в случае со звуком «Р». Наша речь основывается на выдохе. Желательно уметь правильно дышать.

Как научиться выговаривать букву л - это вопрос, который актуален как для детей, так и для взрослых, которые в свое время не избавились от дефекта. Сегодня существуют определенные упражнения, направленные на постановку правильной речи. Родители, которые желают помочь своему ребенку, не прибегая к помощи врача, могут попробовать разные варианты. Чтобы научить его правильно дышать, они могут вместе с малышом надувать воздушные шары, перегонять с место на место легкие предметы, например, ватные шары, перья.

В процессе всех вышеперечисленных манипуляций ребенок не должен надувать щеки.

Решив заняться постановкой твердого звука л или мягкого, родителям в первую очередь необходимо выяснить, как именно будут проходить занятия. Дети младшего возраста не всегда могут понять, в чем заключается смысл артикуляционных упражнений. В данном случае атмосфера игры играет важную роль. Начинать нужно с малого, постепенно увеличивая темпы.

Считается, что научить ребенка произносить букву «Л» достаточно просто. Изначально родителям следует познакомить малыша со всеми органами, которые участвуют в артикуляционном процессе. Нужно доступно объяснить, что делают зубы, рот, щеки.

Так как научить ребенка правильно говорить букву л? Существуют определенные упражнения - артикуляционная гимнастика, которые направлены на развитие и улучшение подвижности речевых органов. При их демонстрации лучше, если родители с ребенком сядут напротив зеркала или друг друга. Таким образом, малыш сможет визуально воспринимать и запоминать занятия.

Несложные и эффективные упражнения. Как поставить ребенку твердую л в игровой форме?

  1. «Лошадка». Следует улыбнуться, приоткрыть рот и показать зубы. Как лошадь, цокаем языком, постепенно увеличивая скорость, при этом, нижняя челюсть неподвижна.
  2. «Ветерок». Улыбаемся приоткрытым ртом. Передними зубами прикусываем кончик языка и дуем (ко рту малыша можно поднести перо или кусок ваты - ему будет интереснее повторять).
  3. «Варенье». Языком делаем круговые движения, облизывая губы сверху вниз (выполняем одну минуту).
  4. «Гул парохода». С приоткрытым ртом долго произносим «ы». В этом случае кончик языка опускаем, а его спинку поднимаем к небу.
Родителям желательно часто заниматься с ребенком лепкой, рисованием, создавать аппликации, которые стимулируют нервные окончания на кистях, что поможет в становлении речи.

Даже при добросовестном выполнении всех упражнений иногда родителям не удается самостоятельно научить малыша правильно говорить. Тогда возникает вопрос, как поставить ребенку звук л? Требуется помощь специалиста. Ситуации, которые требуют обращения к логопеду:

  • в семье русский язык не родной, а родители разговаривают с акцентом, что усложняет постановку звуков;
  • кто-то из родителей имеет плохую дикцию;
  • при долгих и упорных занятиях отсутствует эффект.

Научить ребенка произносить звук «Л» несложно, если процесс будет нести положительную атмосферу. Получая удовольствие от уроков, ребенок быстро освоит новую букву. Кроме упражнений родители могут использовать скороговорки, которые позволят ускорить обучение.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].


к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие - 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая - ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» - «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам - Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па - Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. - Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. - Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.