Севастополь в декабре месяце

«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря уже сброси-ла с себя сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть ве-селым блеском; с бухты несет холодом и туманом; снега нет — все черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка пре-рываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один на-рушает тишину утра… Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идет своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужи-ки — сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, вес суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом». Только на бастионах «вы увидите… защитников Севастопо-ля, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища». В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечат-лениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Ра-неные, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельд-шер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища… войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и ба-рабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а … войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти…» Молоденький офицер, воевавший на четвертом бастионе (самом опасном), жалуется не на обилие бомб и снарядов, па-дающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция па опасность; он ведет себя слишком смело, развязно и непринужденно. По пути на четвертый бастион все реже встречаются невоенные люди, и все чаще попадаются но-силки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведет себя спо-койно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту разрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало при-слуга, но все же на другое утро он уже опять палил из всех пу-шек. Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую зем-лянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, дви- жениях защитников бастиона видны «главные черты, состав-ляющие силу русского, — простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства». «Чув-ство злобы, мщения врагу… таится в душе каждого». Когда ядро летит прямо па человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть» в по-добной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу рус-ского народа… Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высо-кая побудительная причина — эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, по лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине… Надолго оставит в сии сле-ды эта эпопея Севастополя, которого героем был народ рус-ский…»
Севастополь в мае

Проходит полгода с момента начала боевых действий в Се-вастополе. «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи — успоко-иться в объятиях смерти». Наиболее справедливым представ-ляется решение конфликта оригинальным путем; если бы сра-зились двое солдат (по одному от каждой армии), и победа бы осталась за той стороной, чей солдат выйдет победителем. Та-кое решение логично, потому что лучше сражаться один на один, чем сто тридцать тысяч против ста тридцати тысяч. Вообще война нелогична, с точки зрения Толстого: «одно из двух: пли война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумас-шествие, то они совсем не разумные создания, как у нас поче-му-то принято думать». В осажденном Севастополе на бульваре гуляют военные. Среди них — пехотный офицер (штабс-капитан) Михайлов, высокий, длинноногий, сутулый и неловкий человек. Он недав-но получил письмо от приятеля, улана в отставке, в котором тот пишет, как его жена Наташа («близкий друг» Михайлова) с увлечением следит по газетам за передвижениями его полка и подвигами самого Михайлова. Михайлов с горечью вспомина- ет свой прежний круг, который был «до такой степени выше oтеперешнего, что когда в минуты откровенности ему случалось рассказывать пехотным товарищам, как у него были свои дрож-ки, как он танцовал на балах у губернатора и играл в карты с штатским генералом», его слушали равнодушно-недоверчиво, как будто не желая только противоречить и доказывать про-тивное». Михайлов мечтает о повышении. Он встречает на буль-варе капитана Обжогова и прапорщика Сусликова, служащих его полка, и они пожимают ему руку, но ему хочется иметь дело не с ними, а с «аристократами» — для этого он и гуляет по буль-вару. «Л так как в осажденном городе Севастополе людей мно-го, следовательно, и тщеславия много, то есть и аристократы, несмотря на то, что ежеминутно висит смерть над головой каж-дого аристократа и неаристократа… Тщеславие! Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь наше-го века… Отчего в наш век есть только три рода людей: одних — принимающих начало тщеславия как факт необходимо суще-ствующий, поэтому справедливый, и свободно подчиняющих-ся ему; других — принимающих его как несчастное, но непрео-долимое условие, и третьих — бессознательно, рабски действу-ющих под его влиянием…» Михайлов дважды нерешительно проходит мимо кружка «аристократов» и, наконец, отваживается подойти и поздоро-ваться (прежде он боялся подойти к ним оттого, что они могли вовсе не удостоить его ответом на приветствие и тем самым уколоть его больное самолюбие). «Аристократы» — это адъю-тант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов и рот-мистр Праскухин. По отношению к подошедшему Михайлову они ведут себя достаточно высокомерно; например, Гальцин берет его под руку и немного прогуливается туда-сюда только потому, что знает, что этот знак внимания должен доставить штабс-капитану удовольствие. Но вскоре «аристократы» начи-нают демонстративно разговаривать только друг с другом, да-вая тем самым понять Михайлову, что больше не нуждаются в его обществе. Вернувшись домой, Михайлов вспоминает, что вызвался идти наутро вместо заболевшего офицера на бастион. Он чув-ствует, что его убьют, а если не убьют, то уж наверняка награ-дят. Михайлов утешает себя, что он поступил честно, что идти на бастион — его долг. По дороге он гадает, в какое место его могут ранить — в ногу, в живот или в голову. Тем временем «аристократы» пьют чай у Калугина в краси-во обставленной квартире, играют на фортепиано, вспоминают петербургских знакомых. При этом они ведут себя вовсе не так неестественно, важно и напыщенно, как делали на бульваре, де-монстрируя окружающим свой «аристократизм». Входит пехот-ный офицер с важным поручением к генералу, но «аристокра-ты» тут же принимают прежний «надутый» вид и притворяют-ся, что вовсе не замечают вошедшего. Лишь проводив курьера к генералу, Калугин проникается ответственностью момента, объявляет товарищам, что предстоит «жаркое» дело. Галыдин спрашивает, не пойти ли ему на вылазку, зная, что никуда не пойдет, потому что боится, а Калугин принимается отговари-вать Гальцина, тоже зная, что тот никуда не пойдет. Гальцин выходит на улицу и начинает бесцельно ходить взад и вперед, не забывая спрашивать проходящих мимо раненых, как идет сражение, и ругать их за то, что они отступают.
Калугин, отправившись на бастион, не забывает попутно де-монстрировать всем свою храбрость: не нагибается при свисте пуль, принимает лихую позу верхом. Его неприятно поражает «трусость» командира батареи, о храбрости которого ходят ле-генды. Не желая напрасно рисковать, полгода проведший на бастионе командир батареи в ответ на требование Калугина осмотреть бастион вместе отправляет Калугина к орудиям вме-сте с молоденьким офицером. Генерал отдает приказ Праскухпиу уведомить батальон Ми-хайлова о передислокации. Тот успешно доставляет приказ. В темноте под обстрелом противника батальон начинает движе-ние. При этом Михайлов и Праскухин, идя бок о бок, думают только о том, какое впечатление они производят друг на друга. Они встречают Калугина, который, не желая лишний раз «себя подвергать», узнает о ситуации на бастионе от Михайлова и поворачивает обратно. Рядом с ними взрывается бомба, погибает Праскухин, а Ми-хайлов ранен в голову. Он отказывается идти на перевязочный пункт, потому что его долг — быть вместе с ротой, а кроме того, за рану ему положена награда. Еще он считает, что его долг — забрать раненого Праскухина или же удостовериться, что тот мертв. Михайлов под огнем ползет обратно, убеждается в гибе-ли Праскухпна и со спокойной совестью возвращается. «Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и же-ланий, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу ча-совни Мертвых в Севастополе; сотни людей — с проклятиями и молитвами на пересохших устах — ползали, ворочались и сто- пали, — одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, па конках и па окровавленном полу перевязочного пункта; а вес так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул бе-лый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло лазур-ному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая ра-дость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могу-чее, прекрасное светило». На другой день «аристократы» п прочие военные прогули-ваются по бульвару и наперебой рассказывают о вчерашнем «деле», но так, что в основном излагают «то участие, которое принимал, и храбрость, которую выказал рассказывающий в деле». «Всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг п сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалова-нья». Между русскими п французами объявлено перемирие, про-стые солдаты свободно общаются друг с другом п, кажется, не испытывают по отношению к противнику никакой вражды. Молодой кавалерийский офицер просто рад возможности по-болтать по-французски, думая, что он невероятно умен. Он об-суждает с французами, насколько бесчеловечное дело они за-теяли вместе, имея в виду войну. В:)то время мальчишка ходит по полю битвы, собирает го-лубые полевые цветы и удивленно косится на трупы. Повсюду выставлены белые флаги. «Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди — христиане, ис-поведующие один великий закон любви и самоотвержения, гля-дя на то, что они сделали, не упадут с раскаянием вдруг на ко-лени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вме-сте с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, п со сле-зами радости и счастия не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны — и снова свистят орудия смерти и страда-ний, снова льется чистая невинная кровь и слышатся стоны и проклятия». «Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой се? Все хороши и все дурны… Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и кото-рый всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
Севастополь в августе 1855 года

Из госпиталя па позиции возвращается поручик Михаил Ко-зельцов, уважаемый офицер, независимый в своих суждениях и в своих поступках, неглупый, во многом талантливый, уме-лый составитель казенных бумаг и способный рассказчик. «У пего было одно из тех самолюбии, которое до такой степени слилось с жизнью и которое чаще всего развивается в одних мужских, и особенно военных кружках, что он не понимал дру-гого выбора, как первенствовать пли уничтожиться, и что са-молюбие было двигателем даже его внутренних побужде-ний». На станции скопилось множество проезжающих: нет лоша-дей. У некоторых офицеров, направляющихся в Севастополь, нет даже подъемных денег, и они не знают, па какие средства продолжить путь. Среди ожидающих оказывается и брат Ко-зельцова, Володя. Вопреки семейным планам Володя за незна-чительные проступки вышел не в гвардию, а был направлен (по сто собственному желанию) в действующую армию. Ему, как всякому молодому офицеру, очень хочется «сражаться за Оте-чество», а заодно и послужить там же, где старший брат. Воло-дя — красивый юноша, он и робеет перед братом, и гордится им. Старший Козельцов предлагает брату немедленно ехать вместе с ним в Севастополь. Володя как будто смущается; ему уже не очень хочется на войну, а, кроме того, он, сидя на стан-ции, успел проиграть восемь рублей. Козельцов из последних денег оплачивает долг брата, и они трогаются в путь. По дороге Володя мечтает о героических подвигах, которые он непременно совершит на войне вместе с братом, о своей кра-сивой гибели и предсмертных упреках всем прочим за то, что те не умели при жизни оценить «истинно любивших Отечество», и т. д. По прибытии братья отправляются в балаган обозного офи-цера, который пересчитывает кучу денег для нового полкового командира, обзаводящегося «хозяйством». Никто не понимает, что заставило Володю бросить спокойное насиженное место в далеком тылу и приехать без всякой для себя выгоды в воюю-щий Севастополь. Батарея, к которой прикомандирован Володя, стоит на Ко-рабельной, и оба брата отправляются ночевать к Михаилу на пятый бастион. Перед этим они навещают товарища Козел ьцо-ва в госпитале. Он так плох, что не сразу узнает Михаила, ждет скорой смерти как избавления от страданий. Выйдя из госпп- таля, братья решают разойтись, и в сопровождении денщика Михаила Володя уходит в свою батарею. Батарейный командир предлагает Володе переночевать на койке штабс-капитана, который находится на самом бастионе. Впрочем, на койке уже спит юнкер Вланг; ему приходится ус-тупить место прибывшему прапорщику (Володе). Сперва Во-лодя не может уснуть; его то пугает темнота, то предчувствие близкой смерти. Он горячо молится об избавлении от страха, успокаивается и засыпает под звуки падающих снарядов. Тем временем Козельцов-старший прибывает в распоряже-ние нового полкового командира — недавнего своего товари-ща, теперь отделенного от него стеной субординации. Коман-дир недоволен тем, что Козельцов преждевременно возвраща-ется в строй, но поручает ему принять командование над его прежней ротой.

Трагичная картина изображена в цикле Толстого, познакомиться с котором можно при помощи краткого содержания «Севастопольских рассказов» для читательского дневника.

Сюжет

Севастополь в декабре

В городе спокойно, люди заняты повседневными заботами, и никто не подумал бы, что за его стенами идет жестокая и кровопролитная война. Защитники Севастополя полны уверенности, что врагам не взять их город, а русская армия непобедима и великий русский народ не устрашить. Автор описывает всю напрасность, жестокость и драматичность войны - люди гибнут и гибнут, а верхушки власти не могут договориться о мире и позволяют своим народам отдавать жизни из-за своих споров. В больницах лечат раненых, ампутируют и выбрасывают конечности, на полях сражения солдаты с ужасом вспоминают о гибели своих товарищей.

Севастополь в мае

Прошло 6 месяцев. Город в осаде. Русские погибают, много раненых и умирающих. Город истерзан штурмами. Горожан становится все меньше. Верхушки власти не достигают успеха в переговорах, и бессмысленная война с французами продолжается. После очередного сражения поля покрыты нескончаемыми трупами обеих сторон. Аристократы хвастаются своими подвигами в битве, хотя это ложь. Солдаты воюют, подчиняясь своим командирам, а в моменты перемирия общаются со своими врагами как с обычными людьми, ведь такими они и являются.

Севастополь в августе 1855

Сражения идут уже внутри города. Периодов перемирия становится меньше. В Севастополь пребывают братья - один - любимец армейцев и храбрый воитель, вернувшийся из госпиталя после ранений, а второй - добровольно вступил в войска, чтобы защищать родину. Оба молодых солдата гибнут. Первый умирает при доблестном ведении атаки на французов, а второго убивают во время засады, когда враги совершают военный маневр. Русским приходится отступить. Французы занимают Севастополь.

Вывод (моё мнение)

Война не щадит никого, она возникает из-за разногласий власть имущих, а страдают народы. Но разве нужно воевать из-за споров тех, кому нет дела до мирных жителей? Кто наши враги - ведь они такие же люди, как мы, у них есть семьи, любимые, желания и цели, они не хотят умирать, как и мы. Война бессмысленна и жестока.

Граф Лев Николаевич Толстой является одним из самых почитаемых писателей-прозаиков в русской истории. Значимость его трудов невозможно переоценить. Автор уделил особое место в своем творчестве военной тематике, и сборник «Севастопольские рассказы» является ярким представителем этого жанра. «Севастопольские рассказы» были изданы в 1855 году. Особенностью этих очерков является тот факт, что писатель сам был участником описываемых боевых действий, и, можно сказать, примерил на себя роль военного корреспондента. Сборник был написан меньше чем за год, и все это время Толстой находился на службе, что позволило ему с удивительной точностью передать основные события тех месяцев. Сюжет полностью реалистичен, именно его и передает краткий пересказ от команды «Литерагуру».

Рассказчик прибывает в осажденный Севастополь и описывает свои впечатления, совмещая описания самых, казалось бы, будничных вещей, и перечисление ужасов войны, проникающих повсюду – смешение «городской жизни и грязного бивуака».

Он попадает в залу Собрания, в которой устроен госпиталь для раненых солдат. Каждый солдат по-разному описывает свое ранение – кто-то не чувствовал боли, потому что не заметил ранения в пылу боя, и жаждет выписки, а умирающий, уже «пахнущий мертвым телом» мужчина уже ничего не видит и не понимает. Женщина, носившая своему мужу обед, от снаряда потеряла ногу по колено. Чуть дальше автор попадает в операционную, которую описывает как «войну в настоящем ее выражении».

После госпиталя рассказчик попадает в резко контрастирующее с госпиталем место – трактир, где рассказывают друг другу различные истории моряки и офицеры. Например, один молодой офицер, несущий службу на самом опасном, четвертом бастионе, хорохорится, делая вид, что больше всего его заботит грязь и непогода. По пути к четвертому бастиону попадается все меньше невоенных людей, и все больше вымотанных солдат, в том числе раненых на носилках. Солдаты, давно привыкшие к грохоту выстрелов, спокойно гадают, куда попадет следующий снаряд, а офицер-артиллерист, увидев тяжелое ранение одного из солдат, невозмутимо комментирует: «Это вам каждый день эдак человек семь или восемь».

Севастополь в мае

Автор рассуждает о бесцельности кровопролития, которое не могут решить ни оружие, ни дипломатия. Он считает верным, если бы сражались только по одному солдату с каждой стороны – один оборонял бы город, а другой – осаждал, говоря, что так «логичнее, потому что человечнее».

Читатель знакомится со штабс-капитаном Михайловым, некрасивым и нескладным, но производящим впечатление человека «чуть повыше» обыкновенного пехотного офицера. Он размышляет о своей жизни до войны и находит свой прежний круг общения куда изысканнее нынешнего, вспоминая друга-улана и его жену Наташу, которая с нетерпением ждет новостей с фронта о героизме Михайлова. Он погружается в сладостные мечты о том, как получит повышение, мечтает быть вхожим в высшие круги. Штабс-капитан стесняется своих нынешних товарищей, капитанов его полка Сусликова и Обжогова, желая подойти к «аристократам», гуляющим по пристани. Он не может заставить себя сделать это, но, в конце концов, присоединяется к ним. Выходит так, что каждый из этой группы считает кого-либо «большим аристократом», чем он сам, каждый преисполнен тщеславия. Ради шутки князь Гальцин берет Михайлова под руку во время прогулки, считая, что ничего не принесет ему большего удовольствия. Но через некоторое время с ним перестают беседовать, и капитан направляется к себе домой, где вспоминает, что вызвался идти вместо заболевшего офицера на бастион, гадая, убьют его, или просто ранят. В конце концов, Михайлов убеждает себя, что поступил верно, и его в любом случае наградят.

В это время «аристократы» беседуют у адъютанта Калугина, но делают это без прошлой манерности. Однако это длится лишь до появления офицера с посланием генералу, чьего присутствия они демонстративно не замечают. Калугин сообщает своим товарищам, что им предстоит «жаркое дело», на бастион отправляются барон Пест и Праскухин. Гальцин тоже вызывается идти в вылазку, в душе зная, что никуда не пойдет, а Калугин отговаривает его, при этом понимая, что тот испугается идти. Через некоторое время Калугин сам выезжает на бастион, а Гальцин на улице опрашивает раненых солдат, и сначала возмущается тому, что они «просто так» покидают поле боя, а потом начинает стыдиться своего поведения и поручика Непшитшетского, кричащего на раненых.

Тем временем Калугин, показывая напускную храбрость, сначала гонит уставших солдат по их местам, а затем направляется к бастиону, не пригибаясь под пулями, и искренне расстраивается, когда бомбы падают слишком далеко от него, но падает в страхе на землю, когда рядом с ним разрывается снаряд. Он поражается «трусости» командира батареи, настоящего храбреца, полгода по факту жившего на бастионе, когда тот отказывается сопровождать его. Калугин, движимый тщеславием, не видит разницы между временем, проведенным капитаном на батарее, и его несколькими часами. Тем временем Праскухин прибывает на редут, на котором нес службу Михайлов с поручением от генерала идти к резерву. По дороге они встречают Калугина, браво идущего по окопу, снова чувствующего себя храбрецом, однако, не решившегося идти в атаку, не считая себя «пушечным мясом». Адъютант же находит юнкера Песта, который рассказывает историю о том, как заколол француза, приукрашивая ее до неузнаваемости.

Калугин, возвращаясь домой, мечтает о том, что его «героизм» на бастионе заслуживает золотой сабли. Неожиданная бомба убивает Праскухина и легко в голову ранит Михайлова. Штабс-капитан отказывается идти на перевязку, и хочет узнать, жив ли Праскухин, считая это «своим долгом». Удостоверившись в смерти товарища, он догоняет свой батальон.

На следующий вечер Калугин с Гальциным и «каким-то» полковником гуляют по бульвару и разговаривают о вчерашнем. Адъютант спорит с полковником о том, кто был на более опасном рубеже, на что второй искренне удивляется, что не погиб, ведь из его полка погибло четыреста человек. Повстречав раненого Михайлова, они ведут себя с ним так же надменно и пренебрежительно, как и прежде. Рассказ заканчивается описанием поля боя, где под белыми флагами стороны разбирают тела погибших, а простые люди, русские и французы, стоят вместе, разговаривают и смеются, несмотря на вчерашний бой.

Севастополь в августе 1855 года

Автор знакомит нас с Михаилом Козельцовым, поручиком, получившим в бою ранение в голову, но выздоровевшим и возвращающимся в свой полк, точное расположение которого, однако, офицеру было неизвестно: единственное, что он узнает от солдата из своей роты, то, что его полк перебросили из Севастополя. Поручик является «офицером недюжинным», автор описывает его как человека талантливого, с хорошим умом, хорошо говорящего и пишущего, с сильным самолюбием, заставляющим его «первенствовать, или уничтожаться».

Когда транспорт Козельцова прибывает к станции, она переполнена людьми, которые ждут лошадей, которых на станции уже нет. Там он встречает своего младшего брата – Володю, который должен был служить в гвардии в Петербурге, но был отправлен – по его желанию – на фронт, по стопам брата. Володя – молодой человек 17 лет, привлекательной внешности, образованный, и немного стесняющийся своего брата, но относящийся к нему, как к герою. После разговора старший Козельцов предлагает брату сразу ехать в Севастополь, на что Володя соглашается, внешне проявляя решимость, но внутри колеблясь, однако считая, что лучше «хоть с братом». Однако он четверть часа не выходит из комнаты, а когда поручик идет проверить Володю, тот как будто смущается и говорит, что должен одному офицеру восемь рублей. Старший Козельцов платит долг брата, тратя последние деньги, и они вместе отправляются в Севастополь. Володя чувствует себя оскорбленным тем, что Михаил отчитал его за игру в азартные игры, да еще и «из последних денег» выплатил его задолженность. Но в дороге его мысли переходят в более мечтательное русло, где он представляет, как сражается с братом «плечом к плечу», о том, как погибает в бою, и его хоронят вместе с Михаилом.

По прибытию в Севастополь братья направляются в обоз полка, чтобы узнать точное месторасположение полка и дивизии. Там они беседуют с обозным офицером, считающем в балагане деньги полкового командира. Также никто не понимает Володю, отправившегося на войну добровольно, хотя имевшего возможность служить «в теплом местечке». Узнав, что батарея Володи находится на Корабельной, Михаил предлагает брату переночевать в Николаевских казармах, но ему нужно будет отправиться на свое место службы. Володя хочет отправиться к брату на батарею, но Козельцов-старший ему отказывает. По дороге они навещают друга Михаила в госпитале, но он никого не узнает, мучается и ждет смерти, как избавления.

Михаил отправляет своего денщика в сопровождение Володе до его батареи, там Козельцову-младшему предлагают переночевать на кровати дежурящего штабс-капитана. На ней уже спит юнкер, но Володя в звании прапорщика, и поэтому младшему по званию приходится идти спать на двор.

Володя долгое время не может уснуть, в его мыслях ужасы войны и увиденное в госпитале. Только после молитвы Козельцов-младший засыпает.

Михаил прибывает в расположение своей батареи и там направляется к командиру полка, чтобы доложить о прибытии. Им оказывается Батрищев – военный товарищ Козельцова-старшего, повышенный в звании. Он разговаривает с Михаилом холодно, сетует на долгую отлучку поручика и дает ему под командование роту. Выходя от полковника, Козельцов сетует на соблюдения субординации, и направляется в расположение своей роты, где его радостно встречают и солдаты, и офицеры.

Володя же на своей батарее тоже был хорошо принят, офицеры обращаются с ним, как с сыном, наставляя и поучая, и сам Козельцов-младший с интересом спрашивает их о делах на батарее и делится новостями из столицы. Также он знакомится с юнкером Влангом – тем самым, на чьем месте он спал ночью. После обеда приходит донесение о необходимом подкреплении, и Володя, вытянув жребий, с Влангом отправляется на мортирную батарею. Володя изучает «Руководство по артиллерийской стрельбе», но оно оказывается бесполезным в реальном бою – стрельба беспорядочна, и во время боя Володя чуть не погибает.

Козельцов-младший знакомится с Мельниковым, который совершенно не боится бомб, и с ним, несмотря на предупреждения, выходит из блиндажа и целый день находится под огнем. Он чувствует себя храбрым и горд тем, что хорошо выполняет свои обязанности.

На следующее утро происходит неожиданное нападение на батарею Михаила, который спит мертвым сном после бурной ночи. Первой мыслью, пришедшей в его голову, была мысль о том, что он может выглядеть как трус, поэтому он хватает саблю и бежит в бой со своими солдатами, воодушевляя их. Он получает ранение в грудь, и, умирая, спрашивает священника о том, отбили ли русские свои позиции, на что священник укрывает от Михаила новость, что на Махаловом кургане уже реет французское знамя. Успокоившись, Козельцов-старший умирает, желая своему брату такой же «хорошей» смерти.

Однако нападение французов настигает Володю в блиндаже. Видя трусость Вланга, он не желает быть похожим на него, поэтому активно и смело командует своими людьми. Но французы обходят позиции с фланга, и Козельцов-младший не успевает спастись, погибая на батарее. Махалов курган захвачен французами.

Выжившие солдаты с батареи погружаются на пароход и перемещаются в более безопасную часть города. Спасшийся Вланг оплакивает Володю, который стал ему близок, пока другие солдаты говорят о том, что французов скоро выбьют из города.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Севастополь в декабре месяце«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет - всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра... Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идёт своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужики - сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, все суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом». Только на бастионах «вы увидите... защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища».В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечатлениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища... войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а... войну в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти...». Молоденький офицер, воевавший на четвёртом, самом опасном бастионе, жалуется не на обилие бомб и снарядов, падающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция на опасность; он ведёт себя слишком смело, развязно и непринуждённо.По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведёт себя спокойно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту взрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало прислуги, но всё же на другое утро он уже опять палил из всех пушек.Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую землянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, движениях защитников бастиона видны «главные черты, составляющие силу русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства... Чувство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого». Когда ядро летит прямо на человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть» в подобной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина - эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»

Лев Толстой «Севастопольские рассказы» (первую часть) написал через месяц после осады в 1854 году. Это - воображаемая экскурсия по городу. Краткое содержание «Севастопольские рассказы» не способно передать, конечно, всю глубину произведения. Обращаясь к читателю на «вы», автор предлагает ему стать свидетелем того, что происходило в госпиталях, на редутах и бастионах осажденного города.

«Севастопольские рассказы»: краткое содержание 1 часть о событиях в декабре 1854

В декабре в Севастополе 1854 года снега не было, но было морозно. В городе начиналось обычное военное утро. На подходе к пристани воздух был наполнен запахами навоза, угля, сырости и мяса. На пристани толпились люди: солдаты, моряки, купцы, женщины. Пароходы и ялики, наполненные народом, постоянно причаливали и отчаливали.

При мысли, что он находится в Севастополе, душу наполняла гордость и мужество, а кровь быстрее начинала течь по жилам. Хотя зрелище, представляющее смесь красивого города и военного грязного бивуака или военного лагеря, было ужасным.

В севастопольском госпитале, что расположился в большой зале Собрания, общаются раненые. Один матрос не помнит боли, хотя лишился ноги. Другой больной лежит на полу, из-под одеяла выглядывает перебинтованный остаток руки. От него исходит удушливый неприятный запах. Рядом лежит женщина-матроска без ноги, она принесла мужу обед на бастион и попала под обстрел. Раненых перевязывали прямо в операционной, они с ужасом наблюдали за ампутациями, слыша крики и стоны больных. Кругом страдания, кровь и смерть.

Самое опасное место - это четвертый бастион. Офицер, спокойно прохаживающийся от амбразуры к амбразуре, рассказывает, что после бомбардировки на его батарее осталось в действии только одно орудие и всего лишь восемь человек, но на следующее утро он уже палил снова из всех своих пушек. Из амбразуры можно увидеть укрепления неприятеля - они близко. В матросах, обслуживающих орудие, в ширине их плеч, в каждой мышце, каждом их твердом и неторопливом движении видны составляющие русской силы - простота и упрямство. Всякий, увидевший это, понял бы, что взять Севастополь нельзя.

«Севастопольские рассказы»: краткое содержание 2 часть о событиях в мае 1855

Уже полгода войне за Севастополь. Множество людских честолюбий оскорбились, тысячи удовлетворились, но тысячи и успокоились, объятые смертью. Можно усомниться в наличии разума у воюющих, потому что война нелогична - это сумасшествие.

Среди гуляющих по бульвару пехотный штабс-капитан Михайлов, который, кроме наград и денег хочет войти в круг военной «аристократии». Он образован адъютантом Калугиным, князем Гальциным, подполковником Нефердовым и ротмистром Праскухиным. Они высокомерны по отношению к Михайлову.

Наутро Михайлов отправляется вместо офицера, что заболел, в тринадцатый раз на бастион. Рядом с ним разорвалась бомба, был убит Праскухин. Туда же, но в штаб, отправился и Калугин. Желая осмотреть укрепления, он просит капитана показать их. Но капитан воюет на бастионе уже полгода безвылазно, а не время от времени, как Калугин. Период тщеславия и риска уже прошел, награды он уже получил и понимает, что везение его подходит к концу. Поэтому он перепоручает адъютанта молодому лейтенанту, с которым они бесполезно соревнуются в риске, им кажется, что они смелее капитана.

«Севастопольские рассказы»: краткое содержание 3 часть о событиях в августе 1855

Козельцов Михаил, офицер, которого уважали в войсках, после ранения возвращался в осажденный Севастополь. На станции скопилось очень много людей. Лошадей на всех не хватает. Среди ожидающих Михаил встречает своего родного брата Владимира, в должности прапорщика направляющегося в действующие войска.

Володю прикомандировали к батарее, расположенной на Корабельной. Прапорщик долго не может уснуть, ему мешают мрачные предчувствия.

Старший Козельцов, прибыв к новому командиру, получает свою прежнюю роту. Раньше они были товарищами, но теперь между ними стена субординации. В роте все рады возвращению Козельцова, его уважают и солдаты и офицеры.

Володя знакомится с артиллерийскими офицерами. Особенно дружен с ним юнкер Вланг. Их обоих отправляют на очень опасную батарею на Малаховом кургане. Все теоретические знания Володи оказываются бесполезными на батарее. Ранят двух солдат, некому чинить орудия. Юнкер так испуган, что думает только о том, чтобы остаться в живых. Солдаты его команды прячутся в блиндаже Володи.

С утра орудия батареи уже в порядке. Володя очень рад, что не струсил, а наоборот может хорошо выполнять свои обязанности, он теряет чувство опасности.

Штурм французов застает врасплох старшего Козельцова. Он выскакивает со своей маленькой саблей вперед, воодушевляя солдат. Получив смертельное ранение в грудь, он спрашивает, выбили французов или нет. Из жалости ему говорят, что да, выбили. Он умирает, думая о брате и радуясь, что выполнил свой долг.

Володя командует легко и весело своей батареей, но французы все равно обходят и его убивают. На кургане французский флаг. Вланг вместе с батареей пароходом переправляется в безопасное место. Он горько жалеет о гибели Володи.

Солдаты, покидая город, говорят, что французам недолго в нем гостить. Каждый отступающий смотрит на оставленный Севастополь с болью и горечью, накапливая в душе ненависть к врагу.

В композиционном и эмоциональном плане - сложное произведение «Севастопольские рассказы». Краткое содержание не может передать всех его сюжетных линий и художественной ценности.