А 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Употребление слова.

Паронимы – слова, близкие по звучанию,но различные по значению слова.


АБОНЕНТ - АБОНЕМЕНТ

Абонемент - право пользования чем-нибудь на определённый срок, документ, удостоверяющий это право: абонемент на посещение бассейна.

Абонент - лицо или учреждение, обладающее абонементом, правом на абонирование чего-либо: абонент телефонной сети.

АВТОМАТНЫЙ - АВТОМАТИЧЕСКИЙ - АВТОМАТИЧНЫЙ

Автоматический, автоматичный -напоминающий действия автомата; непроизвольный, машинальный: выполнять автоматические движения, автоматичные движения человека. Различие в значениях:

Автоматный - 1) относящийся к автомату, автоматам, связанный с ними: автоматный цех; 2) относящийся к автомату-оружию: автоматный затвор. Автоматический - 1) относящийся к автоматике, основанный на её применении: автоматическая станция, автоматическая блокировка; 2) напоминающий действия автомата; такой, как у автомата: автоматическая точность

АДАПТИВНЫЙ - АДАПТАЦИОННЫЙ - АДАПТИРОВАННЫЙ

Адаптационный - приспособляемый к чему-либо, находящийся в усло­виях адаптации: адаптационный период, адаптационное поведение, адаптационные способности, резервы организма. Адаптивный - способный к адаптации: адаптивные свойства. Адаптированный - 1) приспособленный: адаптированный к услови­ям окружающей среды; 2) упрощённый (о тексте для начинающих изучать иностранный язык).

Запомнить : адаптационный период (период адаптации) адаптивные реакции.

АДРЕСАТ - АДРЕСАНТ

Адресат - лицо, которому адресовано какое-либо почтовое отправле­ние (посылка, телеграмма и т. д.): адресату доставлено письмо. Адресант - лицо, отправляющее письмо, телеграмму, бандероль и т. д.: запросы адресантов почта обязана учитывать.

Лексические нормы (употребление слова).

Это задание проверяет твое умение различать паронимы.

Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

Лексическими нормами русского языка называются правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к тому, что высказывания становятся двусмысленными, а также к серьезным речевым ошибкам. Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение выбрать нужное слово из ряда близких или тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также способность различать слова-паронимы.

Паронимы бывают:

приставочными;

суффиксальными;

различающиеся конечными буквами.

Приставочные паронимы.

В задании А2 они встречаются достаточно редко, поэтому их не так уж и сложно запомнить.

Различай!

У платить - Отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег) О платить - Заплатить за что-нибудь
О деть кого-либо На деть на себя
Пред ставить - Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо Предо ставить - Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.
В стряхнуть - Приподняв, потрясти с силой. Стряхнуть - Тряхнув, скинуть, сбросить.
По верка - Сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.). Про верка - Установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо.
Об судить - Разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо. О судить - Выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить.
Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. Нес терпимый - Превышающий терпение, с трудом переносимый.
О писка - Ошибка в написании чего-н. по рассеянности. От писка - Формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

Суффиксальные паронимы.

Правило.

Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия.

Помни!

Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.

КРАСОЧНЫЙ . Отличающийся яркими красками.

КРАСЯЩИЙ . Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец).

Различающиеся конечными буквами.

База – Основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт. Базис – Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки.
Абонент – Владелец абонемента (лицо или учреждение). Абонемент – Право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.
Невежа – Грубый, невоспитанный, невежливый человек. Невежда – Малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.
Адресат – Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение). Адресант – Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение)
Дипломат – Должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. Дипломант – Лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.

Помни!

В этой главе представлены не все примеры, которые возможны в задании А2. Чаще всего, тебе придется заглядывать в словарь, чтобы определить значения слов.

Алгоритм действий.

1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы.

2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами.

3. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!

4. Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д.

5. Если возможно, вспомни отличия в значении.

Помни! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент , этот алгоритм не сработает.

Разбор задания.

В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?

1) В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения.

2) Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире.

3) Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.

4) Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приему местных жителей.

Враждебный и вражеский относятся к паронимам – прилагательным. Попробуем разобраться, от какого слова (слов) они образованы.

Враждебный вражда (неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения) + суффикс -ебн -. Значение - выражающий враждебное отношение.

Вражеский враг (человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник) + суффикс –еск -. Значение - принадлежащий врагу.

Значит, паронимы образованы от разных слов, поэтому и различие следует искать, исходя не столько из суффиксов, сколько из основы слов.

В вариантах № 2, 3, 4 по контексту выражается отношение: враждебный мир, враждебная оборона, враждебный прием . А в варианте №1 по контексту должна указываться принадлежность: вместо враждебные силы нужно говорить вражеские силы.

Таким образом, правильный вариант №1.

Потренируйся.

1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.

4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.

I . Различаем близкие по звучанию слова.

Игра «Правильно-неправильно» . Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни в ладоши. Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска и т.д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его… (белка).
Ты не бойся – это гусь,
Я сама его… (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает… (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется… (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки… (пью!)
II . Различаем слоги.

Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба – у дороги два стол… (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко… (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле… (ти).
Де-де-те – сядем в темно… (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по… (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со… (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
III . Различаем фонемы.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра «Угадай-ка». У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «Младенец плачет: а-а-а», «Птичка поет: и-и-и». Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Аналогично учимся различать согласные звуки.

Игра «Звук заблудился». Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем

IV . Деление слов на слоги.

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь «отхлопывать», «отстукивать» ритмический рисунок двух- и трехсложных слов.

Игра «Сколько звуков?». На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра «Буквы, по порядку становитесь». Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем – по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами «Последний звук»: малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.

Можно разложить картинки в два столбика, в первый – картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой – на звук к.

Показываем ребенку картинку и произносим ее название, опустив последний звук (ко…, пау…, ма…). Малыш называет слово, а затем произносит звук, который был пропущен.

Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук» : ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к…от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла…пу (лампу).

На арену вышли …игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

Интернет – ресурс: http://www.deti74.ru/forum/index.php?topic=12224.0

Подробности Категория: «Великий, могучий и правдивый русский язык» Опубликовано 27.02.2016 12:20 Просмотров: 5362

Слова, имеющие близкое лексическое значение, но различные по звучанию и написанию, называются синонимами .

«Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона определяет синонимы как «слова близкого, смежного, почти одного значения». Тремин «синоним» произошёл от греческого synõnymos – «одноименный».
Синонимы в основном принадлежат к одной части речи.

Примеры синонимов в русском языке: громадный – огромный; букашка – козявка; спешить – торопиться .

Типы синонимов

Синонимы могут абсолютными (полными). Их значения совпадают полностью: везде – всюду; впопыхах – второпях; бросать – кидать .
Абсолютными синонимами могут быть однокоренные слова: заглавие – заголовок; крохотный – крошечный; замолкнуть – смолкнуть – умолкнуть; всюду – повсюду.

Абсолютных синонимов в языке не так уж много, обычно синонимы всё-таки отличаются своим особым оттенком значения, как, например, цвет: красный – алый – багряный – багровый .
Но есть слова, значения которых могут совпадать не полностью. Такие синонимы называют идеографическими (или понятийными).
Вот пример: слова «нести» и «тащить». Они имеют общее значение в определённом контексте, например, когда нужно выразить понятие «с большим усилием».
Нести тяжёлый мешок – тащить тяжёлый мешок;
нести тяжёлое бревно – тащить тяжёлое бревно;
нести тяжёлый чемодан – тащить тяжёлый чемодан.
Но если надо сказать «она несла тарелку», то в этом контексте слово «нести» нельзя заменить словом «тащить», т.е. в данном контексте слова «нести» и «тащить» синонимами не будут.
Понятийные синонимы называют также квазисинонимами (от лат. quasi «как будто, будто бы».
Стилистические синонимы различаются стилистической окраской. Одно слово может быть стилистически нейтральным, а другое может иметь стилистическую окраску (иметь положительный смысл, относиться к книжной лексике или к разговорной и т.д.).
Спать (нейтр.) – почивать (книжн.) – дрыхнуть (просторечн.).
Украсть (нейтр.) - похитить (книжн.) – стащить (разговорн.) – спереть (просторечн.).
Стилистические синонимы могут отличаться степенью современности слова:
оратор – вития; этот – сей.
Синонимы могут относиться к разным сферам употребления: к литературному языку или к профессиональному; к диалектному языку; к жаргонам и т.д.: повар – кок (морск.); желтуха – гепатит (мед.); петух – кочет (диалектн.).
Синонимы образуют синонимические ряды из двух и более слов. В синонимическом ряду выделяется главное слово (доминантное). Оно наиболее полно передаёт общее значение синонимического ряда и обычно принадлежит к стилистически нейтральной лексике.
Врач – доктор – лекарь – эскулап.

Для чего нужны синонимы?

Синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. В таком случае очень помогают стилистические синонимы.

Как возникают синонимы в языке?

Язык обогащается синонимами постоянно. Мы говорили о том, что язык – это развивающееся явление, живой организм. Он чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе (читайте ). Кроме того, действуют и собственные законы развития языка.
Образование новых синонимов сочетается с обратным процессом – непрерывно происходит дифференциация синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности. Например, раньше слово «труд» употреблялось не только в значении «работа», но и в значении «бедствие, болезнь, страдание» . В настоящее время эта синонимичность утрачена.
Синонимы возникают разными путями.
1) Например, в результате изменения значений слов: раньше слово «барин» обозначало классовую принадлежность. Сейчас у этого слова появилось значение «человек, уклоняющийся от труда». Таким образом, слово «барин» стало синонимом слова «бездельник» .
2) Синоним может появиться в результате образования нового слова: картофель – картошка .
3) В результате заимствования: вывоз – экспорт ; доказывать – аргументировать ; складывать – суммировать .
Вот здесь снова можно вспомнить о заимствованиях, которые породили столько споров. Эти споры продолжаются и сейчас. Прочитайте статью «Шишков, прости: не знаю, как перевести» . «Пушкин, говоря «никто бы в ней найти не мог того, что модой самовластной в высоком лондонском кругу зовется vulgar », не мог передать в большем соответствии английское слово русским; впоследствии оно в русифицированной форме «вульгарный » вошло в русский язык и стало синонимом целого ряда близких слов: тривиальный, банальный, пошлый, избитый и т. д. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
4) В результате проникновения в литературный язык профессиональных слов, диалектизмов, жаргонизмов: вор – жулик – мазурик.

Существуют словари синонимов русского языка различных авторов. В них приводят синонимичные ряды при доминирующем слове. Могут быть указаны значения синонимов, особенности их сочетания, стилистическая окраска, сфера употребления, примеры употребления в текстах и т.д.

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.




А2. В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ? 1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко. 2) КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям. 3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики. 4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.


1. Разграничиваем лексические значения паронимов путем подбора синонимов, антонимов или словосочетаний. 2. Проводим смысловой анализ предложений. 3. Определяем верный ответ. Внимательно читаем все предложения, три из них будут чем-то похожи: либо выделенные слова будут напрямую связаны с существительным, от которого образованы (демократический связанный непосредственно с демократией, военный с войной и т. п.), либо, наоборот, одно из слов будет напрямую связано с существительным, а остальные три нет. Но если вдруг встретятся слова типа абонент абонемент, то этот алгоритм уже не сработает. Здесь придется применить метод исключения и логические рассуждения. Примечание. Разграничив лексические значения в данном задании, можно избежать ошибок, связанных с определенным сходством в звучании, морфемном строении и грамматических признаках слов- паронимов..


Анекдотический анекдотичный, артистичный артистический, архаический архаичный, безответный безответственный, благодарный благодарственный, болотный болотистый, будний будничный, вековой вечный, великий -величественный, виноватый виновный, враждебный вражеский, водный водяной, военный воинский, воспитательный воспитательский, встряхнуть стряхнуть, всякий всяческий, выборный выборочный, гармонический гармоничный, главный заглавный, годовой годовалый, гордость гордыня, гуманный гуманитарный, двойной раздвоенный, действительный действенный действующий, демонстративный демонстрационный, дипломатичный дипломатический, дипломат дипломант, доверчивый доверительный, жизненный житейский, злой злостный, знамя знамение, инженерный инженерский, информационный информативный, информация информатизация, искусный искусственный, каменный каменистый, косный костяной, конный конский, консервация консервирование, красочный красящий, ледяной ледовый, нетерпимый нестерпимый, опасный опасливый, освоить усвоить, осуждение обсуждение, пугливый пуганый пуганный, представить предоставить, почтительный почтенный, раздражение раздражительность, скрытый скрытный, тактичный тактический, технический техничный, удачливый - удачный, фактический фактичный, хозяйский хозяйственный.




В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ? 1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми. 2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. 3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад. 4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.


Водный – 1) Свойственный воде, характерный для нее. 2) Живущий, произрастающий в воде. 3) Предназначенный для судоходства, связанный с сообщением по воде. Водяной – 1) Живущий, произрастающий в воде, обитающий на воде, около воды. 2) Осуществляемый с помощью воды, приводимый в движение водой или силою падающей воды. Предназначенный для движения по воде.


В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ? 1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной глади сложные фигуры. 2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами. 3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей. 4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.


1) Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ВЕЧНЫМ студентом. 2) Сосновые сухие леса на берегах реки перемешались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины, 3) Полина Ивановна спрятала эти письма на ВЕЧНОЕ хранение в старинный шкаф. 4) Автору хотелось написать о радостях и трудностях ВЕЧНОЙ работы писателя над словом, над стилем.


ВЕЧНЫЙ прил. 1) Бесконечный по времени, не имеющий ни начала, ни конца. // Независимый от времени, неизменный во времени. 2) Непреходящий, не перестающий существовать долгие годы, века. // Сохраняющийся в течение веков. // Не ограниченный какими-л. сроками, бессрочный. // Длящийся всю жизнь, пожизненный. // Бессмертный. // 3) Действующий продолжительное время. 4) Постоянно существующий, находящийся где-л. в природе. 5) Постоянно занимающийся одним и тем же или находящийся в одном и том же состоянии, положении. 6) Постоянный, неизменный. // разг. Постоянно употребляемый (об одежде, о предметах обихода). // разг. Постоянно повторяющийся; беспрестанный. ВЕКОВОЙ прил. Живущий, существующий, продолжающийся века, очень долго. // Очень старый, древний. // разг. Многолетний, давний.


1) Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ВЕЧНЫМ студентом. 2) Сосновые сухие леса на берегах реки перемешались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. 3) Полина Ивановна спрятала эти письма на ВЕЧНОЕ хранение в старинный шкаф. 4) Автору хотелось написать о радостях и трудностях ВЕЧНОЙ работы писателя над словом, над стилем.




1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ. 2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ. 3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника. 4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.










ВРАЖДЕБНЫЙ прил. 1) Преисполненный вражды, неприязни. // Выражающий враждебность. 2) Относящийся недоброжелательно, неприязненно, стремящийся причинить вред. // Находящийся в состоянии вражды; вражеский, неприятельский. ВРАЖЕСКИЙ прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: враг, связанный с ним. 2) Свойственный врагу, характерный для него. 3) Принадлежащий врагу.


1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приёма. 2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота. 3) Вокруг этого населённого пункта расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк. 4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.


1. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ? 1) Федоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка. 2) За храбрость он получил очередное ВОЕННОЕ звание. 3) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку. 4) ВОЕННАЯ промышленность этой страны очень развита.


2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ? 1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. 2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более однообразную и скучную. 3) Этот художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны. 4) «Вот мы и приехали домой», уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.


3. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ? 1) Я нашёл просроченный библиотечный АБОНЕМЕНТ, который был потерян полгода назад. 2) АБОНЕМЕНТЫ телефонной сети обязаны оплачивать услуги станции. 3) Мы приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века. 4) Открыта продажа АБОНЕМЕНТОВ в бассейн.


4. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить ЭФФЕКТИВНЫЙ? 1) Артисты цирка для представления разработали ЭФФЕКТНЫЙ трюк. 2) Графиня Орлова, ЭФФЕКТНАЯ женщина, всегда привлекала внимание окружающих. 3) Выступление чтеца было запоминающимся, ЭФФЕКТНЫМ. 4) Кроме операции, врачи предложили и другие ЭФФЕКТНЫЕ способы лечения.


5. В каком предложении вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить ДЛИТЕЛЬНЫЙ? 1) ДЛИННЫЕ рукава одежды мешали человеку работать. 2) ДЛИННЫЙ переулок заканчивался тупиком. 3) Нескладный ДЛИННЫЙ парень сразу привлек внимание комиссии. 4) Его отпуск получился ДЛИННЫМ, интересным.