Изобретатель : Эмиль Берлинер
Страна : США
Время изобретения : 1887 г.

Среди замечательных технических достижений XIX века далеко не последнее место занимает изобретение звукозаписи. Впервые устройство, позволяющее записывать звук, было создано в 1857 году Леоном Скоттом.

Принцип действия его фоноавтографа был очень прост: игла, которой передавались колебания звуковой диафрагмы, вычерчивала кривую на поверхности вращавшегося цилиндра, покрытого слоем сажи. Звуковые волны в этом приборе получали как бы зримый образ, но не более того - понятно, что воспроизвести записанный на саже звук было невозможно.

Следующий важный шаг на этом пути был сделан знаменитым американским изобретателем Эдисоном. В 1877 году Эдисон создал первую «говорящую машину» - фонограф, позволявшую производить не только запись, но и воспроизведение звука.

О своем изобретении Эдисон рассказывал так: «Однажды, когда я еще работал над улучшением телефонного аппарата, я как-то запел над диафрагмой , к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинок игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы пластинке не заговорить?

Я попробовал сначала пропустить обыкновенную телеграфную ленту под острием телефонной диафрагмы и заметил, что получилась какая-то азбука, а потом, когда я заставил ленту с записью вновь пройти под иглой, мне послышалось, правда, очень слабо: „Алло, алло“. Тогда я решил построить прибор, который работал бы отчетливо, и дал указание моим помощникам, рассказав, что я придумал. Они надо мной посмеялись».

Принцип фонографа был в общих чертах тот же, что у телефона. Звуковые волны с помощью говорной трубы приводились к пластинке из очень тонкого стекла или слюды и резцом, прикрепленным к ней, записывались на быстро вращающийся вал, покрытый оловянной фольгой. На фольге получались следы, форма которых соответствовала колебаниям пластины и, следовательно, падающим на нее звуковым волнам. Этой полосой листового олова можно было пользоваться для получения на том же приборе тех же звуков.

При равномерном вращении полосы, резец, прикрепленный к пластинке, проходил вдоль сделанной им ранее борозды. Вследствие этого пластинка приводилась резцом в те же самые колебания, которые она прежде сама передавала ему под действием голоса и звукового инструмента и начинала звучать подобно мембране телефона. Таким образом, фонограф воспроизводил всякий разговор, пение и свист.

Первые приборы Эдисона, созданные в 1877 г., были еще очень несовершенны. Они хрипели, гнусавили, чрезмерно усиливали некоторые звуки, совсем не воспроизводили других, и вообще, больше напоминали попугаев, чем репродукторы человеческой речи. Другой их недостаток состоял в том, что звук можно было различить, лишь приложив ухо к диафрагме. Это происходило во многом из-за того, что валик двигался недостаточно ровно по поверхности, которую не могли сделать совершенно гладкой. Игла, переходя из одного углубления в другое, испытывала собственные колебания, передававшиеся в виде сильных шумов.

Эдисон упорно работал над улучшением фонографа. Особенно много проблем встретил он с воспроизведением звука «с», который никак не хотел записываться. Он сам вспоминал позже: «В течение семи месяцев я работал почти по 18-20 часов в сутки над одним словом „специя“. Сколько раз я ни повторял в фонограф: специя, специя, специя - прибор упорно твердил мне одно и то же: пеция, пеция, пеция. С ума можно было сойти! Но я не упал духом и настойчиво продолжал свою работу, пока не преодолел затруднения. Насколько трудна была моя задача, вы поймете, если я скажу, что следы, получающиеся на цилиндре в начале слова, имели в глубину не более одной миллионной доли дюйма! Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получили практическую ценность.

После многих экспериментов был найден более или менее подходящий материал для валиков - сплав воска и некоторых растительных смол (этот рецепт Эдисон держал в секрете). В 1878 году он основал специальную фирму по производству фонографов. Одновременно во всех газетах была развернута широкая реклама его изобретения. Уверяли, что фонограф можно будет применять для диктовки писем, издания звуковых книг, воспроизведения музыки, изучения иностранных языков, записи телефонных сообщений и многих других целей.

Но, увы, ни одно из этих обещаний не было исполнено даже в 1889 году, когда был сконструирован новый фонограф, не имевший многих недостатков прежнего. Однако и новый усовершенствованный фонограф не получил широкого практического применения. Кроме высокой цены, распространению его мешало практическое несовершенство. Валик не мог вместить много информации и заполнялся через несколько минут.

Более или менее значительная корреспонденция требовала большого числа валиков. После нескольких прослушиваний копия разрушалась. Сама передача аппарата была далека от совершенства. Кроме того, с воскового валика невозможно было получить копии. Всякая запись была уникальной и с порчей валика пропадала навсегда.

Все эти недостатки были благополучно преодолены Эмилем Берлинером, который в 1887 году взял патент на другой звукозаписывающий прибор - граммофон. Хотя принцип устройства граммофона и фонографа был один и тот же, граммофон имел ряд существенных отличий, которые и обеспечили ему широчайшее распространение. Прежде всего, игла в записывающем аппарате Берлинера располагалась параллельно плоскости диафрагмы и чертила извилистые линии (а не борозды, как у Эдисона). Кроме того, вместо громоздкого и неудобного валика Берлинер избрал круглую пластинку.

Запись происходила следующим образом. На диск большого диаметра с бортиком устанавливали предназначенный для записи звука полированный цинковый диск. Сверху на него наливали раствор воска в бензине. Диск-ванна получал вращение от ручки через фрикционную передачу, а система шестерней и ходового винта связывала вращение диска с радиальным ходом записывающей мембраны, укрепленной на стойке.

Этим достигалось движение записывающего устройства по спиралеобразной линии. Когда бензин испарялся, на диске оставался очень тонкий слой воска, и диск был готов к записи. Нанесение звуковой канавки Берлинер производил почти так же, как Эдисон, при помощи записывающей мембраны, снабженной трубкой с небольшим рупором и передававшей свои колебания иридиевому острию.

Главное достоинство записи по способу Берлинера состояло в том, что с диска можно было легко получать копии. Для этого записанный диск, прежде всего, погружали в водный раствор хромовой кислоты. Там, где поверхность диска была покрыта воском, кислота не оказывала на него никакого воздействия. Только в звуковых канавках, поскольку записывающее острие срезало воск до самой поверхности диска, цинк растворялся под действием кислоты. При этом звуковая канавка протравливалась до глубины около 0, 1 мм. Затем диск промывали и удаляли воск. В таком виде он уже мог служить для воспроизведения звука, но фактически являлся лишь оригиналом для изготовления медных гальванических копий.

Принцип гальванопластики был открыт в 1838 году русским электротехником Якоби. В процессе использовались электролиты - жидкости, проводящие через себя электрический ток. Особенностью электролитов является то, что в растворах (или расплавах) их молекулы распадаются на положительные и отрицательные ионы. Благодаря этому становится возможным электролиз - химическая реакция, которая протекает под воздействием электрического тока.

Для проведения электролиза в ванну помещают металлические или угольные стержни, которые соединяют с постоянным источником тока. (Электрод, подключенный к отрицательному полюсу батареи, называют катодом, а электрод, соединенный с положительным полюсом - анодом.) Электрический ток в электролите представляет процесс движения ионов к электродам. Положительно заряженные ионы движутся к катоду, а отрицательно заряженные - к аноду.

На электродах происходит реакция нейтрализации ионов, которые, отдавая лишние электроны или получая недостающие, превращаются в атомы и молекулы. К примеру, каждый ион меди получает на катод два недостающих электрона и осаждается на нем в виде металлической меди. При этом осадок дает точное рельефное изображение катода. Это последнее свойство как раз и используется при гальванопластике.

С копируемых предметов снимается копия (матрица), представляющая их обратное негативное изображение. Затем копия подвешивается в качестве катода (отрицательного полюса) в гальваническую ванну. В качестве анода (положительного полюса) берется тот металл, из которого изготовлялась копия. Раствор ванны должен содержать в себе ионы того же металла.

Точно так же действовал Берлинер - он погружал цинковый диск в ванну с раствором медной соли и подключал к нему отрицательный полюс батареи. В процессе электролиза на диске осаждался слой меди толщиной в 3-4 мм, в точности повторявший все детали диска, но с обратным рельефом (то есть на месте канавок получались бугорки, но в точности повторяющие все их извивы).

Затем полученную медную копию отделяли от цинкового диска. Она служила матрицей, с которой можно было отпрессовывать диски-пластинки из какого-нибудь пластического материала. В начале для этой цели применяли целлулоид, эбонит, всевозможные восковые массы и тому подобные вещества. Самая первая в истории граммофонная пластинка была изготовлена Берлинером в 1888 году из целлулоида.

Граммофонные пластинки, поступившие в начале 90-х годов в продажу, были выполнены из эбонита. Оба эти материала не годились для назначенной цели, так как плохо подавались прессовке и потому недостаточно точно воспроизводили рельеф матрицы. Проделав множество опытов, Берлинер в 1896 году создал специальную шеллачную массу (в состав ее входили шеллак - смола органического происхождения, тяжелый шпат, зола и некоторые другие вещества), которая оставалась потом на протяжении многих десятилетий основным материалом для изготовления пластинок.

Проигрывание пластинок происходило на специальном устройстве - граммофоне. Главной частью звукоснимающего прибора здесь была слюдяная пластинка, сцепленная рычагом с зажимом, в который вставлялись сменные стальные иглы. Между зажимом и корпусом мембраны помещались резиновые прокладки. Первоначально граммофон приводился в движение от руки, а затем стал устанавливаться на ящик с механизмом.

Как записывающее устройство, так и первые граммофоны Берлинера были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками. Тем не менее, это изобретение имело огромный коммерческий успех - за какие-нибудь десять лет граммофоны распространились по всему миру и проникли во все слои общества. К 1901 году было выпущено уже около четырех миллионов пластинок. Фонографы не могли выдержать конкуренции с творением Берлинера, и Эдисону пришлось свернуть их производство.

Декабрь 1877 года. Томас Алва Эдисон декламирует в рупор диковинного аппарата короткий детский стишок о Мэри и ее маленькой овечке. И через минуту изумленные помощники слышат, как аппарат голосом изобретателя повторяет незамысловатую историю. Чудо? Никто из современников Эдисона в этом и не сомневался.


Поглядеть и послушать «говорящую машину», едва о ней сообщили вечерние газеты, хлынуло столько желающих, что на линии, ведущей в Менле-Парк, где жил и работал изобретатель, пришлось пустить дополнительные поезда. Несколько позже фонограф показывали в цирках, выдавая его за "необъяснимую загадку природы".

Когда фонограф демонстрировался в марте 1878 года в Академии наук в Париже, аппарат послушно воспроизвел записанную на валике фразу. И вдруг присутствовавший на заседании академик Буйо бросился на представителя Эдисона и схватил его за горло, громко крича: «Негодяй, мы не позволим морочить нас какому-то чревовещателю!»

Выслушав объяснения физика, доказавшего, что звук в фонографе получается благодаря вибрации металлической мембраны, Буйо сердито ответил: «Никогда не признаю, что благородный звук голоса человека можно заменить куском железа"!

(


"Это изобретение стало поразительным событием того времени и фактически открыло для человечества эру аудиозаписи.
Первый фонограф представлял собой цилиндр, покрытый оловянной фольгой. С ним соприкасалась игла, прикрепленная к диафрагме приемной части телефона. Устройство было снабжено рупором. Цилиндр вращался от руки и, если при этом в рупор произносились слова, игла, колеблясь вместе с мембраной вверх и вниз, оставляла на фольге канавку в виде впадин и выступов. Но самое главное свойство такой записи состояло в том, что звук потом можно было воспроизвести. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. Первое, что удалось записать с помощью такой техники, были слова из детской песенки «У Мэри был барашек» (Mary had a little lamb).
В этом же году состоялись первые публичные демонстрации и выставки фонографов в США и в Европе. В 1879 году успешная демонстрация аппарата прошла в России, в Московском музее прикладных знаний (ныне Политехнический музей). Все демонстрации проходили при большом скоплении народа. Так на Всемирной Парижской выставке 1889 года около выставленных фонографов происходило, как писали газеты того времени, «вавилонское столпотворение». Ежедневно сто экспонировавшихся фонографов прослушивало 30 тысяч посетителей, терпеливо стоявших в очередях. Изобретение фонографа сразу сделало Эдисона знаменитым. Многим тогда возможность воспроизведения звука казалась настоящим волшебством, поэтому Эдисона окрестили «Волшебником из Менло-Парк» (в местечке Менло-Парк, недалеко от Нью-Йорка, находилась в то время лаборатория Эдисона). Сам Эдисон был настолько поражен собственным открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза».
Тогда же Эдисону пришла в голову мысль, за которую ему должны быть благодарны историки. Он понял, что может с помощью своего изобретения увековечить речь величайших представителей современности, и разослал первую партию фонографов самым знаменитым людям мира, находившимся в преклонном возрасте. В России фонограф получил Лев Николаевич Толстой. Теперь в Литературном музее можно услышать голос великого писателя.
Фонограф стал любимым детищем Эдисона. На протяжении почти 40 лет он неоднократно возвращался к нему, внося все новые усовершенствования, на которые получил 80 патентов. В частности, оловянную фольгу на цилиндре заменил слоем воска, применил плавающую иглу, цилиндр приводился во вращение электродвигателем.
Фонографы стали очень популярны в США и Европе. Этому во многом способствовало появление множества записей музыки популярных в то время исполнителей (например, итальянского тенора Энрико Карузо), созданных появившимися звукозаписывающими компаниями. Успех повлек за собой появление все новых моделей. Во Франции появились фонографы с увеличенной скоростью вращения. Швейцарские производители стали специализироваться на маленьких переносных фонографах. Усовершенствованными фонографами пользовались вплоть до 30-х годов ХХ века, хотя уже в 1887 году известный американский изобретатель, эмигрант из Германии, Эмиль Берлинер радикально усовершенствовал фонограф Эдисона, отказавшись от цилиндра и заменив его штампованными пластинками; и подал патентную заявку на «граммофон с плоскими пластинками».
Из множества изобретений Томаса Эдисона фонограф является одним из самых главных. Идея аппарата, способного записывать человеческую речь и музыку на восковой валик, оказалась абсолютно новой. Устройство не имело вообще никаких аналогов и являло собой абсолютно самостоятельное изобретение, проложившее дорогу созданию граммофона, патефона, проигрывателя, диктофона и магнитофона. Последние звенья в этой цепи изобретений каждый из нас может увидеть сегодня на прилавках магазинов аудиоаппаратуры - это проигрыватели компакт и минидисков".

Томас Алва Эдисон (1847-1931) - выдающийся американский изобретатель и бизнесмен, получивший свыше четырех тысяч патентов в разных странах планеты. Наибольшую известность среди них получили лампа накаливания и фонограф. Его заслуги отмечены на самом высшем уровне - в 1928 году изобретатель был награжден Золотой медалью Конгресса, а спустя два года Эдисон стал почетным членом Академии наук СССР.

Томас Альва Эдисон (Thomas Alva Edison)

«Вера – утешительная погремушка для тех, кто не умеет думать».

«Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз».

«Большинство людей готово безмерно трудиться, лишь бы избавиться от необходимости немножко подумать».

В детстве Эдисона считали умственно отсталым

Томас Эдисон родился 11 февраля 1847 года в небольшом городке Майлен, расположенном в штате Огайо. Его предки перебрались за океан в XVIII веке из Голландии. Прадед изобретателя участвовал в Войне за независимость на стороне метрополии. За это его осудили победившие в войне революционеры и выслали в Канаду. Там у него родился сын Самюэль, ставший дедом Томаса. Отец изобретателя Самюэль-младший женился на Нэнси Элиот, впоследствии ставшей его матерью. После неудачного восстания, в котором участвовал Самюэль-младший семья бежала в США, где и родился Томас.

В детские годы Томас уступал по росту многим сверстникам, выглядя немного болезненным и хилым. Он тяжело перенес заболевание скарлатиной и практически лишился слуха. Это повлияло на его учебу в школе - там будущий изобретатель проучился всего три месяца, после чего был отправлен на домашнее обучение с обидным приговором учителя «ограниченный». В итоге образованием сына занималась мать, которая сумела привить ему интерес к жизни.

«Гений - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

Бизнесмен от природы

Несмотря на суровое заключение педагогов мальчик рос любознательным и часто посещал Народную библиотеку Порт-Гурона. Среди множества прочитанных книг ему особенно запомнилась «Натуральная и экспериментальная философия» Р. Грина. В будущем Эдисон повторит все эксперименты, которые были описаны в источнике. Также его интересовала работа пароходов и барж, а также плотников на верфи, за которыми мальчишка мог наблюдать часами.

Эдисон в юности

С юных лет Томас помогал матери зарабатывать деньги, вместе с ней продавая овощи и фрукты. Полученные средства он откладывал на проведение экспериментов, но денег катастрофически не хватало, что вынудило Эдисона устроиться газетчиком на железнодорожной ветке с окладом 8-10 долларов. Параллельно предприимчивый молодой человек стал издавать свою газету Grand Trunk Herald и с успехом ее реализовывал.

Когда Томасу исполнилось 19 лет он переехал в Луисвилл, штат Кентукки и устроился в информационное агентство Western Union. Появление его в этой компании стало следствием человеческого подвига изобретателя, который спас от верной гибели под колесами поезда трехлетнего сына начальника одной из железнодорожных станций. В качестве благодарности тот помог обучить его телеграфному делу. Эдисон сумел добиться работы в ночную смену, так как днем посвящал себя чтению книг и экспериментам. Во время одного из них юноша пролил серную кислоту, которая через щели в полу протекла на этаж ниже, где работал его начальник.

Первые изобретения

Первый опыт изобретательской деятельности не принес Томасу славы. Его первый аппарат для подсчета голосов во время выборов оказался никому не нужен- американские парламентарии посчитали его совершенно бесполезным. После первых неудач Эдисон стал придерживаться своего золотого правила - не изобретать того, что не пользуется спросом.

В 1870 году к изобретателю, наконец, пришла удача. За биржевой тиккер (прибор для записи биржевых курсов в автоматическом режиме) ему заплатили 40 тыс. долларов. На эти деньги Томас создал свою мастерскую в Ньюарке и стал выпускать тиккеры. В 1873 году он изобретает диплексную модель телеграфа, которую вскоре усовершенствовал, превратив в квадруплексную с возможностью одновременной передачи четырех сообщений.

Создание фонографа

Прибор для записи и воспроизведения звука, который автор назвал фонограф прославил Эдисона на века. Он был создан как результат работы изобретателя над телеграфом и телефоном. В 1877 году Томас работал над аппаратом, способным записывать сообщения в форме глубоких оттисков на бумаге, которые впоследствии можно многократно пересылать с помощью телеграфа.

Активная работа мозга навела Эдисона на мысль, что аналогично можно фиксировать разговор по телефону. Изобретатель продолжал эксперименты с мембраной и маленьким прессом, которые удерживались над движущейся бумагой, покрытой парафином. Издаваемые голосом звуковые волны создавали вибрацию, оставляя следы на поверхности бумаги. Позднее вместо этого материала появился металлический цилиндр, обернутый в фольгу.

Эдисон с фонографом

Во время испытания фонографа в августе 1877 года Томас произнес строчку из детского стишка: «У Мэри был ягненок» и устройство успешно повторило эту фразу. Спустя несколько месяцев, он основал предприятие «Говорящий фонограф Эдисона», получая доход от демонстрации своего прибора людям. Вскоре изобретатель продал права на изготовление фонографа за 10 тыс. долларов.

Другие известные изобретения

Плодовитость Эдисона как изобретателя поражает воображение. В перечне его ноу-хау немало полезных и смелых для своего времени решений, которые по-своему изменили окружающий мир. Среди них:

  • Мимеограф - устройство для печати и размножения письменных источников малыми тиражами, которым любили пользоваться российские революционеры.
  • Способ хранения органической пищи в стеклянной емкости - запатентован в 1881 году и предполагал создание вакуумной среды в посуде.
  • Кинетоскоп - аппарат для просмотра фильма одним человеком. Представлял собой массивный ящик с окуляром, через который можно было увидеть запись продолжительностью до 30 секунд. Пользовался хорошим спросом до появления кинопроекторов, которым серьезно проигрывал в массовости просмотра.
  • Телефонная мембрана - устройство для воспроизведения звука, заложившее основы современной телефонии.
  • Электрический стул - аппарат для проведения смертной казни. Эдисон убедил общественность, что это один из наиболее гуманных способов казни и добился разрешения на использование в ряде штатов. Первым «клиентом» смертоносного изобретения стал некто У. Кеммер, казненный в 1896 году за убийство жены.
  • Ручка-трафарет - пневматический прибор для перфорации печатной бумаги, запатентованный в 1876 году. Для своих времен это было самое эффективное устройство, способное копировать документы. Через 15 лет С. О´Рейли на основе этой ручки создал тату-машинку.
  • Флюороскоп - аппарат для рентгеноскопии, который разрабатывал помощник Эдисона К. Делли. В те времена рентгеновские лучи не считались особо опасными, поэтому он тестировал действие прибора на собственных руках. В результате ему последовательно ампутировали обе конечности, а сам он умер от рака.
  • Электромобиль - Эдисон был по-хорошему помешан на электричестве и считал, что за ним настоящее будущее. В 1899 году он разработал щелочной аккумулятор и намеревался усовершенствовать его в сторону увеличения ресурса. Несмотря на то что в начале XX века в США более четверти автомобилей были электрическими, Томас вскоре отказался от этой идеи по причине массового распространения бензиновых двигателей.

Большинство этих изобретений были сделаны в Уэст-Ориндж, куда Эдисон переехал в 1887 году. В череде достижений Эдисона есть и чисто научные открытия, например, в 1883 году он описал термоэлектронную эмиссию, позднее нашедшую применение для детектирования радиоволн.

Промышленное электроосвещение

В 1878 году Томас приступил к продвижению на промышленном уровне лампы накаливания. Он не был причастен к ее появлению на свет, так как за 70 лет до этого британец Х. Деви уже изобрел прототип лампочки. Эдисона прославил один из вариантов ее усовершенствования - он придумал цоколь стандартного размера и оптимизировал спираль, благодаря чему осветительный прибор стал более долговечным.

Слева от Эдисона лампа накаливания огромного размера, в руках — компактный вариант

Эдисон пошел еще дальше и построил электростанцию, разработал трансформатор и другое оборудование в итоге создав электрораспределительную систему. Она стала реальным конкурентом распространенному тогда газовому освещению. Практическое применение электричества оказалось куда важнее замысла его создания. Поначалу система освещала всего два квартала, при этом сразу доказав свою работоспособность и приобретя законченный товарный вид.

Эдисон долго конфликтовал с еще одним королем американской электрификации Джорджем Вестингаузом из-за типа тока, так как Томас работал с постоянным, а его оппонент с переменным. Война шла по принципу «все средства хороши», но время все расставило по своим местам - в итоге переменный ток оказался гораздо более востребован.

Секреты успеха изобретателя

Эдисон смог удивительным образом сочетать изобретательскую деятельность и предпринимательство. Разрабатывая очередной проект, он четко представлял какова его коммерческая выгода и будет ли он пользоваться спросом. Томаса никогда не смущали выбранные средства и если нужно было заимствовать технические решения конкурентов он использовал их без зазрения совести. Он подбирал себе молодых сотрудников, требуя от них преданности и лояльности. Изобретатель работал всю жизнь, не переставая это делать, даже когда стал богатым человеком. Его никогда не останавливали трудности, которые только закаляли и направляли на новые свершения.

Кроме того, Эдисон отличался неудержимой работоспособностью, целеустремленностью, креативностью мысли и прекрасной эрудицией, хотя так и не получил серьезного образования. К концу жизни состояние предпринимателя-изобретателя составляло 15 миллиардов долларов , что позволяло его считать одним из богатейших людей своей эпохи. Львиная доля заработанных средств уходила на развитие бизнеса, поэтому на себя Томас тратил совсем немного.

Творческое наследие Эдисона было положен в основу всемирно известного бренда General Electric.

Личная жизнь

Томас был дважды женат и от каждой супруги имел троих детей. Первый раз он женился в 24 года на Мэри Стилвел, которая была младше мужа на 8 лет. Интересно, что до брака они были знакомы всего два месяца. После кончины Мери Томас заключил брак с Мине Миллер, которую обучил азбуке Морзе. С ее помощью они часто общались друг с другом в присутствии других людей, перестукивая ладонями.

Увлечение оккультизмом

В старости изобретатель всерьез увлекся загробной жизнью и проводил весьма экзотичные эксперименты. Один из них был связан с попыткой записать голоса умерших людей с помощью специального прибора некрофона. По замыслу автора аппарат должен был записывать последние слова только что скончавшегося человека. Он даже заключил со своим помощником «электрический пакт», согласно которому первый скончавшийся должен послать коллеге послание. До наших дней прибор не дошел, не осталось и его чертежей, поэтому результаты эксперимента остались неизвестными.

  • Эдисон был большим трудоголиком, готовым ради достижения результата на многое. В годы Первой мировой он без отдыха проработал 168 часов, пытаясь создать предприятие по выпуску синтетической карболовой кислоты, а в процессе разработки щелочного аккумулятора Томас провел 59 тысяч опытов.
  • Томас имел на левом предплечье довольно оригинальную татуировку в виде 5 точек. По некоторым сведениям, она была сделана тату-машиной О´Райли, созданной на основе гравировального прибора Эдисона.
  • В детстве Эдисон мечтал стать актером, но из-за большой застенчивости и глухоты отказался от этой идеи.
  • Томаса интересовали многие области жизни, в том числе и сфера быта. Изобретатель создал специальный электрический прибор, уничтожавший тараканов с помощью тока.
  • Эдисон оставил богатое творческое наследие, которое нашло выражение в 2,5 тысячах написанных книг.

Знакомые Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается его калитка. Наконец один из друзей сказал ему:
- Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.
- Мне кажется, - ответил Эдисон, - калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Томас Эдисон ушел из жизни 18 октября 1931 года в собственном доме в Уэст-Ориндж и был захоронен на его заднем дворе.

В этом году исполнилось 135 лет фонографу - изобретению Томаса Эдисона. Сам изобретатель был настолько поражен собственным открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Об истории родоначальника музыкальной индустрии рассказывают .

Говорящая человеческим голосом коробка 135 лет назад воспринималась не иначе как «необъяснимое чудо природы». Ее изобретателя - Томаса Эдисона считали магом, способным поместить в железный сундучок чревовещателя. То, что фиксация звука, наконец-то, стала возможной, и что это чудо техники стало началом эры аудиозаписи, осознали чуть позже.

«Легенд много, - говорит директор Российского государственного архива фонодокументов Владимир Коляда. - Вообще-то, как записать звуковую дорожку, знали древние греки - проткнуть тоненькую фольгу золотую тонкой иголочкой. Если ее поднести ко рту - громко говорить, то на закопченном стекле иголочка что-то процарапает. Но это нельзя было зафиксировать и произнести».

Как и все великие открытия, изобретение фонографа произошло случайно. Работая над улучшением телефона, Эдисон запел над мембраной, к которой была припаяна игла. Из-за дрожания пластинки, игла уколола изобретателю палец, сыграв таким образом роль Ньютонова яблока - подав идею. Это было в 1877 году. Через год прибор продемонстрировали на родине Эдисона в Америке, а еще через год фонограф оказался в России. Одним из первых его опробовал Лев Толстой.

Писатель часто пользовался фонографом - записывал на валики, как на диктофон, ответы на письма. Но это не единственный способ использования прибора. Эдисон - не только изобретатель, но и хороший предприниматель, предлагал десять вариантов применения новой супер-машины. В их числе - запись последних слов умирающего. Но, несмотря на все старания мастера, изобретение оказалось не идеальным. Об этом, как никто другой знает Федор Некрасов, который в наше время продлевает жизнь этим приборам.

«Почему эти механизмы умерли быстро? Эти валики уж очень нежные, - поясняет Федор Некрасов. - Воск специально приготавливался, он вытапливался долго, чтобы он твердел. Все равно стиралось быстро. Несмотря на то, что мембрана с иглой касается очень легко, и, тем не менее, стирание происходило».

Еще один - основной - недостаток фонографа - запись нельзя тиражировать. Чего не скажешь о граммофоне. В 1887 году Эмиль Берлинер предложил записывать звук на граммофонную пластинку - плоский диск. Первый вариант был из цинка - страшно скрипел, но звук воспроизводил. Только через десять лет грампластинка приобрела привычный нам вид. Началась жесткая конкуренция двух приборов. Граммофону победить помогли конструктивные особенности.

«На фонографе иголка записывает звук, протыкая дорожку вглубь, - рассказывапет коллекционер Михаил Куницын. - А на граммофонной пластинке - поперечная дорожка. Каждый способ записи получил свое название. Шрифт Берлинера - для граммофонной пластинник - горизонтальная запись и шрифт Эдисона - вертикальная запись для фонографа».

Исключение из правила - пластинки с шрифтом Эдисона. Их выпускала фирма Пате, которая подарила название еще одному аппарату - патефону - портативному граммофону, со спрятанным в корпусе раструбом. И сейчас уже сложно представить, что один укол пальца перевернул все представления о записи звука.

Новости культуры