Виды полностью выявляют внешние формы детали. Для выявления внутренних, невидимых наблюдателю, форм поверхностей (пустот) детали применяют разрезы (ГОСТ 2.305-68).

Для образования разреза (рис. 3.1) деталь мысленно рассекают плоскостью Р , называемой секущей . Часть детали, расположенную между наблюдателем и секущей плоскостью Р , условно отбрасывают, а оставшуюся изображают на плоскости проекций П 2 , параллельной секущей, получая разрез . На разрезе показывают то, что находится в секущей плоскости (штрихуется), и то, что расположено за ней (не штрихуется).

Рисунок 3.1 - Образование разреза

Простым называется разрез, получаемый при использовании одной секущей плоскости.

Если секущая плоскость параллельна горизонтальной плоскости проекций П 1 , то разрез называется горизонтальным (рис. 3.2). Если секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций П 2 , то разрез называется фронтальным (рис. 3.3). Если секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекций П 3 , то разрез называется профильным (рис. 3.4). Если секущая плоскость расположена под углом к горизонтальной плоскости проекций П 1 , то разрез называется наклонным (рис. 3.5).

Положение секущей плоскости указывают на чертеже линией сечения , представляющей собой разомкнутую линию толщиной от S до 1,5 S (см. таб. 1.2) c указанием направления взгляда стрелками (рис. 3.2 и 3.5). Толщина штрихов должна получаться в 1,5 раза больше толщины линий контура детали и штрихи не должны пересекать контур изображения. Стрелки наносят на расстоянии 2-3 мм от внешнего края штриха. Линию сечения помечают одинаковыми буквами русского алфавита (например, А ), которые наносят около стрелок с внешней стороны всегда параллельно основной надписи. Номер шрифта букв должен быть в 2 раза больше номера шрифта цифр размерных чисел. Над разрезом делают надпись типа А - А , которую всегда располагают горизонтально.

Обозначения секущих плоскостей и размеры штрихов приведены на рисунке 3.6.

Рисунок 3.6 - Линия сечения

Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали и разрез выполняется в проекционной связи, то в этом случае положение секущей плоскости не обозначается и разрез не подписывается (рис. 3.3 и 3.4).

Разрезы штрихуются под углом 45 0 . Однако, если секущая плоскость проходит вдоль спицы маховика (рис. 3.7а) или вдоль тонкой стенки (толщиной до 12 мм ) типа «ребра жесткости» (рис. 3.7б), то в разрезе они не штрихуются. При этом сверление в ребре показывают местным разрезом.


Рисунок 3.7 - Условности разрезов

Соединение части вида и части разреза.

Для симметричных деталей рекомендуется выполнять совмещение половины вида с половиной разреза. Разделяющей линией в это случае служит ось симметрии детали (рис. 3.8а). При этом, как правило, разрезы располагают справа от вертикальной или внизу от горизонтальной оси симметрии.

а б в г

Рисунок 3.8 - Совмещение вида с разрезом

При наличии ребра на внешней или внутренней поверхности детали, совпадающего с осевой линией, следует соединять часть вида с частью разреза, разграничивая их сплошной волнистой линией. При этом линию надо проводить левее оси симметрии (рис. 3.8б), чтобы в разрезе открыть внутреннее ребро, или правее (рис. 3.8в), чтобы сохранить на виде наружное ребро. При наличии внутреннего и внешнего ребер разрез оформляется как на рисунке 3.8 г .

Аксонометрическое изображение . На этом занятии необходимо будет выполнить аксонометрию детали с четвертью выреза, имеющую цилиндрические отверстия. В аксонометрии окружность проецируется в эллипс. Но для упрощения построений эллипс заменяют овалом.

Построение овала в изометрии в плоскости XOY и детали с четвертью выреза показано на рисунке 3.9. Для любой плоскости проекций большая ось овала всегда перпендикулярна оси, которой нет в этой плоскости, а малая ось совпадает с направлением отсутствующей оси.

В изометрии по осям Х и Y размеры не изменяются. Поэтому на них откладываем отрезки АВ и СD равные диаметру заданной окружности. Затем из точки В проводим перпендикуляр к оси Y до пересечения с осью Z в точке О 1 . В пересечении с горизонтальной прямой (большой осью овала) получаем точку О 2 . Точки О 1 и О 2 являются соответственно центрами дуг радиусов R и r , которыми соединяются точки С и В, В и D, а также А и С.

Рисунок 3.9 - Овал в изометрии и деталь с четвертью выреза

Построение овала в диметрии в плоскости XOY и детали с четвертью выреза показано на рисунке 3.10.

В диметрии размер не изменяется по оси Х. Поэтому на ней откладываем отрезок АB равный диаметру заданной окружности. Затем из точки B проводим перпендикуляр к оси Y до пересечения с осью Z в точке К . Затем радиусом КМ проводим дугу до пересечения с осью Z в точке О 1 . При пересечении прямой ВК с горизонтальной прямой (большой осью овала) получаем точку О 2 . Точки О 1 и О 2 являются центрами дуг радиусов R и r , которыми проводятся дуги между точками В и А .

Рисунок 3.10 - Овал в диметрии и деталь с четвертью выреза

Контрольные вопросы

1. Что называется простым разрезом?

2. Как называются простые разрезы?

3. В каких случаях обозначают секущую плоскость?

4. Как выполняют совмещение вида с разрезом?

5. С какого вида берут ширину детали при построении вида слева?

6. Как изображается внутреннее ребро детали на разрезе?

26.1. Соединение части вида и части разреза . Для выявления одновременно внутренней и наружной форм детали допускается соединять на одном изображении часть вида и часть соответствующего разреза (рис. 160, а). Эти изображения разделяют сплошной волнистой линией, которую проводят от руки, или сплошной тонкой линией с изломом.

Рис. 160

Чем же вызвана необходимость применения именно таких изображений? Рассмотрите рисунок 160, б. Если на чертеже выполнить полный фронтальный разрез, то по одному виду сверху нельзя будет судить о форме и высоте верхнего ушка. На фронтальном разрезе оно не будет показано.

Поэтому в данном случае лучше соединить часть вида и часть разреза.

  • С какой целью на чертеже используют часть вида и часть разреза? Какой линией их разделяют?

26.2. Соединение половины вида и половины разреза . Если вид и располагаемый на его месте разрез представляют собой симметричные фигуры, можно соединить половину вида и половину разреза.

На рисунке 161, а даны главный вид и вид сверху детали. По этим изображениям можно судить в основном о внешней форме детали. Рисунок 161, б содержит фронтальный разрез и вид сверху. По этим изображениям легче судить о внутреннем устройстве детали, сложнее - о внешней форме. Если же объединить эти два изображения, т. е. соединить половину вида спереди (главного вида) с половиной фронтального разреза, то можно судить как о внешней, так и о внутренней форме детали (см. рис. 161, в).

Рис. 161

При выполнении таких изображений следует иметь в виду, что границей между видом и разрезом служит ось симметрии, т. е. штрихпунктирная линия. Разрез на чертеже располагают справа от оси симметрии или под ней. На половине вида штриховые линии, изображающие контур внутренних очертаний, не проводят.

Если линия контура совпадает с осью симметрии, то соединяют часть вида и часть разреза, разделяя их сплошной тонкой линией так, чтобы контурная линия, о которой идет речь, не исчезла с чертежа (рис. 162).

Рис. 162

Если на изображении, где соединены половина вида и половина разреза, необходимо нанести размеры, то размерные линии, относящиеся к элементу детали, вычерченному только до оси симметрии (например, отверстия), проводят несколько дальше оси и ограничивают стрелкой с одной стороны. Размер же указывают полный (Ø16, Ø42 на рис. 163). Размеры внешней формы детали указывают со стороны вида, внутренней - со стороны разреза.

Рис. 163

  1. В каких случаях можно coединять половину вида и половину разреза? Какой линией их разделяют?
  2. Показывают ли на половине вида внутренние очертания предмета?

Задание 37 . Пользуясь наглядным изображением детали, видом сверху и половиной разреза (рис. 164), дочертите на главном изображении половину вида.

Рис. 164

Задание 38 . По заданным двум видам детали (рис. 165) выполните чертеж, состоящий из половины вида и половины разреза (вид слева не вычерчивайте). Нанесите размерные линии.

25.1. Соединение части вида и части разреза . Форма многих деталей не может быть выявлена только разрезом или видом. Выполнять же два изображения - вид и разрез - нерационально. Поэтому допускается соединять на одном изображении часть вида и часть соответствующего разреза (рис. 191). Разделяют их сплошной волнистой линией, которую проводят от руки.

Рис. 191. Соединение части вида и части разреза

Если на рисунке 191 выполнить полный фронтальный разрез, то по одному виду сверху нельзя будет судить о форме и высоте верхнего ушка. На фронтальном разрезе оно не будет показано. В данном случае целесообразно соединить часть вида и часть разреза. Это пример рационального выбора изображений на чертеже.

25.2. Соединение половины вида и половины разреза . Соединение половины вида и половины разреза (рис. 192), каждый из которых - симметричная фигура, является частным случаем предыдущего.

На рисунке 192, а даны главный вид и вид сверху. По этим изображениям можно судить в основном о внешней форме детали. Рисунок 192, 6 содержит разрез и вид сверху. По этим изображениям легче судить о внутреннем устройстве детали.

Рис. 192. Соединение половины вида и половины разреза

На рисунке 192, в дана только половина главного вида, а на рисунке 192, г - только половина разреза той же детали. Понятна ли форма отсутствующих половин вида и разреза, на месте которых стоят вопросительные знаки? Так как вид и разрез в данном случае - симметричные фигуры, можно представить вторую половину изображения. В таких случаях на чертеже рекомендуется соединять половину вида и половину соответствующего разреза. По нему можно судить как о внешней, так и о внутренней форме детали (рис. 192, д).

При выполнении изображений, содержащих соединение половины вида и половины соответствующего разреза, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. границей между видом и разрезом должна служить ось симметрии, тонкая штрихпунктирная линия;
  2. разрез на чертеже располагают справа от оси симметрии или под ней;
  3. на половине вида штриховые линии, изображающие контур внутренних очертаний, не проводят;
  4. размерные линии, относящиеся к элементу детали, вычерченному только до оси симметрии (например, отверстия), проводят несколько дальше оси и ограничивают стрелкой с одной стороны. Размер указывают полный.

Если с осью симметрии совпадает линия контура, то соединяют часть вида и часть разреза, разделяя их сплошной тонкой волнистой линией так, чтобы контурная линия, о которой идет речь, не исчезла с чертежа.

  1. Какой линией на чертеже разделяют часть вида и часть разреза?
  2. В каких случаях можно соединять половину вида и половину разреза? Какой линией их разделяют?
  3. Нужно ли показывать на половине вида внутренние очертания предмета? Почему?
  4. В чем заключается особенность нанесения размеров на половине вида и половине разреза?
  1. Вычертите в одном из примеров на рисунке 195 (по заданию учителя) половину вида в соединении с половиной разреза. Нанесите размеры, определите их по клеткам. Все детали цилиндрические.

Рис. 195. Задания для упражнений

9 класс «Соединение половины вида и половины разреза»

Тема: Соединение вида и разреза.

Цель урока :
Обучающая - знакомство учащихся с правилами соединения половины вида с половиной разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, принятыми в таких случаях.

Воспитательная – воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
Развивающая – развитие логического мышления учащихся.

Задачи:
Содействовать в формировании у учащихся интереса к изучаемой теме.

Сформировать чёткое представление о необходимости и целесообразности соединения вида и разреза.

Содействовать в развитии у школьников пространственного представления и пространственного мышления.

Усвоение навыков коллективной работы при фронтальной работе в классе.

Воспитание аккуратности в работе.

Тип урока - комбинированный

Организация работы на уроке фронтальная и индивидуальная .

Методы : Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование : Учебник, плакаты «Разрезы», чертежные инструменты, компьютер для показа презентации..

Структура урока


    Орг. момент – 1 - 2 мин.


    Повторение – 5 мин


    Новый материал - 15 - мин.


    Закрепление - 20 мин.


    Заключительная часть – 2 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. ^

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас видом графических построений, которые соединяют в себе привычные нам виды и разрез.

Знакомство с задачей урока.

Запись темы в рабочую тетрадь.

Пока вы записываете тему урока, мне хотелось – бы увидеть вашу домашнюю работу. Все – ли её сделали? Какие проблемы возникли?

3. Фронтальный графический опрос

1) Повторение теоретического материала прошлого урока по теме «Сечения, разрезы» актуализация полученных знаний.

^ Как называется изображение фигуры, получающееся при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью?

Что называется разрезом?

^ Чем разрез отличается от сечения?

Почему разрезы используют конструкторы, художники-дизайнеры, археологи, врачи, биологи и другие специалисты?

2) Вставить пропущенные слова.

3) Выполнение заданий на соответствие главного вида и разреза детали (устное).

Каков алгоритм построения разреза?

В зависимости от конструкции (от устройства детали, ее формы) выбирают тот или иной разрез, при этом разрез должен быть целесообразен, т.е. не должен повторять основной контур детали, не выявляя ее внутреннего устройства.

Какой разрез целесообразно выполнить, если деталь имеет 1 плоскость симметрии?

4 . Сообщение нового материала.

Тема нашего урока : Соединение вида с разрезом: соединение половины вида и половины разреза

^ Соединение части вида и части разреза. Форма многих деталей не может быть выявлена только разрезом или видом.

Выполнять же два изображения - вид и разрез - нерационально. Поэтому допускается соединять на одном изображении часть вида и часть соответствующего разреза (рис. 191). Разделяют их сплошной волнистой линией, которую проводят от руки.

Если на рисунке 191 выполнить полный фронтальный разрез, то по одному виду сверху нельзя будет судить о форме и высоте верхнего ушка. На фронтальном разрезе оно не будет показано. В данном случае целесообразно соединить часть вида и часть разреза. Это пример рационального выбора изображений на чертеже. (показ презентации)

^ Соединение половины вида и половины разреза.

Соединение половины вида и половины разреза (рис. 192), каждый из которых - симметричная фигура, является частным случаем

предыдущего.

На рисунке 192, а даны главный вид и вид сверху. По этим изображениям "можно, судить в основном о внешней форме детали. Рисунок 192, б содержит разрез и вид сверху. По этим изображениям легче судить о внутреннем устройстве детали.

На рисунке 192, в дана только. половина главного вида, а на рисунке 192, г - только половина разреза той же детали. Понятна ли форма отсутствующих половин вида и разреза, на месте которых стоят вопросительные знаки? Так как вид и разрез в данном случае - симметричные фигуры, можно представить вторую половину изображения.

В таких случаях на чертеже рекомендуется соединять половину вида и половину соответствующего разреза. По нему можно судить как о внешней, так и о внутренней форме детали (рис. 192, д).

При выполнении изображений, содержащих соединение половины вида и половины соответствующего разреза, необходимо соблюдать следующие правила:

    границей между видом и разрезом должна служить ось симметрии, тонкая штрихпунктирная линия;

    разрез на чертеже располагают справа от оси симметрии или под ней;

    на половине вида штриховые линии, изображающие контур внутренних очертаний, не проводят;

    размерные линии, относящиеся к элементу детали, вычерченному только до оси симметрии (например, отверстия), проводят несколько дальше оси и ограничивают стрелкой с одной стороны. Размер указывают полный.

Если с осью симметрии совпадает линия контура, то соединяют часть вида и часть разреза, разделяя их сплошной тонкой волнистой линией так, чтобы контурная линия, о которой идет речь, не исчезла с чертежа.

Закрепление

Для закрепления и контроля полученных знаний предлагается выполнить тест – выбрать правильный ответ из предложенных (прил.1)

^ 5. Графическая работа

Фронтальная практическая работа : выполнение чертежей с разрезами - «Выполнение целесообразного разреза детали» стр 149 упр.56 рис 194

Выполните задание на рисунке 194 - соединение половины вида и половины разреза, увеличив изображение в два раза. Вид слева не вычерчивать. Показать при помощи условных знаков, нанесенных на размерных линиях, что все наружные формы деталей цилиндрические, внутренние - в примерах а и в - тоже цилиндрические, но в примере б правое и левое отверстия квадратные.

^ 6. Обобщение по занятию:

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- Трудная – ли была работа на сегодняшнем уроке, все ли справились?

- Что вы хотели – бы изменить на уроке, если – бы его можно было провести вновь?

Хочу отметить активную работу на уроке:

_____________________________________________

_____________________________________________

^ 7. Домашнее задание:

Учебник: параграф 25; стр. 147-151

Зад. 57, стр. 151, (рис.195 а)

Приложение 1

Выбрать правильный ответ из предложенных.

1. Ясли секущая плоскость совпадает с осью симметрии , она

а) не обозначается б) обозначается.

2. Если деталь симметрична, целесообразен

а) простой полный разрез

б) соединение половины вида и половины разреза

в) соединение части вида и части разреза

3. Если ось симметрии вертикальна, то половину разреза располагают:

а) слева б) справа

4. Границей между половиной вида и половиной разреза служит линия:

а) оплошная тонкая б) штриховая в) штрихпунктирная

5. Если элемент (например: отверстие) вычерчен только до оси симметрии
(как в случае соединения половины вида и половины разреза), то размерные линии вычерчивают:

а) одной стрелкой с указанием полного размера

б) одной стрелкой с указанием половины размера

в) двумя стрелками с указанием размера

Классификация разрезов

Разрезы

Напомним определение, данное в разделе 1.1: разрезом называется изображение детали, мысленно рассеченной одной или несколькими плоскостями. В разрезе показывают все, что находится в секущей плоскости и расположено за ней.

Разрезы классифицируют по нескольким признакам.

По виду секущей поверхности: если секущая поверхность - плоскость, то разрез называют плоским , если цилиндрическая (рис. 9), разрез называют криволинейным , а цилиндрическая поверхность развертывается затем в плоскость. Об этом свидетельствует символ, размеры которого приведены на рис. 10,б.

Сложные разрезы применяют в тех случаях, когда простой разрез не позволяет полностью выявить форму детали и ее элементов, а именно отверстий, расположенных в разных плоскостях.

Сложные плоские разрезы по положению секущих плоскостей могут быть ломаными и ступенчатыми. В ломаных разрезах секущие плоскости пересекаются (рис. 12,а ). При этом части разреза изображаются совмещенными в одну плоскость, а элементы детали, расположенные за секущей плоскостью, изображаются как обычно при выполнении видов. При обозначении ломаного разреза дополнительно штрихами указывают места пересечения секущих плоскостей между собой.

В ступенчатых разрезах плоскости расположены параллельно друг другу, что показано на рис. 12,б . Для выявления формы отверстий в этой детали применены две секущие плоскости, параллельные между собой. Их положение отмечено на чертеже линией сечения. Место перехода от одной секущей плоскости к другой выполняют ломаной линией той же толщины, что и штрихи линий сечения. На начальном и конечном штрихах следует ставить стрелки, указывающие направление взгляда. Стрелки наносят на расстоянии 2 – 3 мм от конца штриха (см. рис. 7), при этом начальный и конечный штрихи не должны пересекать контур изображения.

При выполнении ступенчатого разреза параллельные секущие плоскости совмещают в одну, поэтому на разрезе линии перегиба линий сечения не отражаются (сложный разрез оформляют так же, как простой).

По расположению секущих плоскостей относительно горизонтальной плоскости проекции разрезы разделяются на:

· горизонтальные - секущая плоскость параллельна горизонтальной плоскости проекции. Такой разрез показан на рис. 13;

· вертикальные - секущая плоскость перпендикулярна горизонтальной плоскости проекции (рис. 11);



· наклонные - секущая плоскость составляет с горизонтальной плоскостью проекции некоторый угол, отличный от прямого (рис. 14).

Вертикальный и наклонный разрезы должны строиться и располагаться в соответствии с направлением, указанным стрелками на линии сечения. Допускается располагать такие разрезы в любом месте чертежа, как показано на рис. 14,а , а также с поворотом до положения, соответствующего принятому для данной детали на главном изображении. При этом к обозначению разреза необходимо добавить знак, заменяющий слово «повернуто» (см. рис. 10,а ). Пример оформления наклонного повернутого разреза приведен на рис. 14,б .

(а) (б)

Вертикальный разрез, в свою очередь, называется фронтальным , если секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций (например, разрез А-А на рис. 11), или профильным , если секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекции (например, разрез А-А на рис. 8).

Фронтальный и профильный разрезы могут быть расположены на месте соответствующих видов (согласно ГОСТ 2.305-68). Именно такие разрезы студентам необходимо вычертить при выполнении РГР, аналогично представленному на рис. 38 примеру.

По положению секущей плоскости относительно детали и её элементов разрезы разделяют на продольные (секущие плоскости направлены вдоль длины или высоты детали) и поперечные (секущие плоскости расположены перпендикулярно длине или высоте детали).

По выполнению и оформлению разрезы подразделяются на полные, неполные, местные и развернутые. Полный разрез - разрез всей детали (рис. 11), если изображения вида и разреза являются несимметричными фигурами.

Неполный разрез - разрез части детали выполняется на виде, если вид или разрез не выявляют полностью конструкцию несимметричной детали (рис. 15).

В случае симметричных (относительно осей фигур) вида и разреза показывают половину вида, совмещенную с половиной разреза. Границей между видом и разрезом служит ось симметрии, как показано на рис. 38. Подробно правила совмещения вида и разреза на одном изображении рассмотрены в подразделе 1.2.2.

Допускается также разделять вид и разрез штрихпунктирной тонкой линией (см. рис. 16), совпадающий с плоскостью симметрии не всей детали, а лишь ее части, если эта часть является поверхностью вращения. На рис. 16 изображена часть шатуна, который имеет цилиндрический элемент, поэтому разрез выполнен лишь до его оси симметрии.

Развернутый разрез - разрез изогнутой детали, выполненный цилиндрической секущей поверхностью. Разрез совмещается с плоскостью (развертывается) для получения неискаженного изображения. В этом случае над разрезом помещают знак, заменяющий слово «развернуто» (см. рис. 10,б ). Пример такого разреза приведен на рис. 9.

Многие детали имеют такую форму, что при их изображении недостаточно показать только вид или только разрез, так как по разрезу иногда нельзя представить внешнюю форму детали. На рис. 15 изображена несимметричная деталь. Если показать ее полный фронтальный разрез, не будет известна высота и форма прилива на наружной поверхности детали. При изображении таких деталей необходимо выполнять два разных изображения - и вид, и разрез, на что уходит много времени и места. Поэтому ГОСТ 2.305-68 допускает соединение части вида и части разреза на одном изображении (рис. 15).

При этом часть вида и часть разреза разделяют тонкой сплошной волнистой линией толщиной 0.3 – 0.5 мм, проводимой от руки (рис. 17,б ), или сплошной тонкой линией с изломом (рис. 17,в ). Эта линия не должна совпадать с какими-либо линиями контура на чертеже.

Итак, левая часть детали на рис. 15 изображена видом, по которому можно судить о наружной форме всей детали, а правая часть детали изображена в разрезе. Разрез показывает внутреннюю конструкцию всей детали. Вид сверху уточняет наличие второго цилиндрического отверстия, не выявленного разрезом, и толщину стенок верхней полой части детали.

Этот пример показывает рациональный способ построения чертежа для несимметричной детали сложной формы.

Частный случай соединения вида и разреза - соединение половины вида и половины разреза. Такое соединение возможно при условии, что оба изображения (вид, разрез) являются симметричными фигурами.

На рис. 18 представлена деталь, ее вид спереди и фронтальный разрез. На выполнение этих изображений требуется значительное время. Рассматриваемая деталь симметрична относительно вертикальной оси. Каждое изображение - и вид, и разрез, являются симметричными фигурами относительно этой вертикальной оси. По одной половине вида или разреза легко представить его вторую, симметричную половину.

Поэтому ГОСТ 2.305-68 рекомендует в целях сокращения размера чертежа и графической работы соединять половину вида и половину разреза, если вид и разрез - симметричные фигуры. В результате получается изображение, представленное в верхней части рис. 18, по которому можно судить как о внешней, так и о внутренней конструкции детали. Левая половина изображения представляет собой наружный вид детали, а правая - ее разрез. Разделяющей линией между половиной вида и половиной разреза служит ось симметрии (штрихпунктирная тонкая линия на рис. 19), а не сплошная волнистая, как при разделении вида и разреза несимметричной детали (в примере рис. 15).

Линию контура проводить также не нужно, так как это изображение условное и на детали в месте изображаемого раздела вида и разреза нет никакой линии. Штриховые линии невидимых элементов детали на видах не проводят, так как это снижает качество чертежа, ухудшает его наглядность, затрудняет нанесение размеров и знаков шероховатости. Поэтому невидимые элементы и заменяют видимыми с помощью разрезов.

Как правило, фронтальный и профильный разрезы располагают справа от оси симметрии, а горизонтальный разрез - ниже оси симметрии.

Деталь,изображенная на рис. 1 и 2, симметрична относительно фронтальной плоскости Г , а пятигранная призма на рис. 8 симметрична относительно профиль­ной плоскости А-А. Поэтому полные разрезы (фронтальный на рис. 5 и профильный на рис. 8) не являются рациональ­ны­ми. Целесообразней, согласно ГОСТ 2.305-68, на главном изображении соединить половину вида спереди и половину фронтального разреза (рис. 20); половину вида слева и половину профильного разреза (рис. 21).

Как было отмечено выше, в большинстве вариантов заданий на расчетно-графическую работу представлены симметричные детали, поэтому при выполнении чертежа необходимо соединять половину вида спереди с половиной фронтального разреза и половину вида слева с половиной профильного разреза.