Эрик Берн прославился во всем мире психотерапии и психологии за счет своей теории об общении людей между собой и отношении их к себе и окружающим. Трансактный анализ Эрика Берна изучался многими психологами, которые сходились на том, что человек проживает жизнь действительно по тому сценарию, который заложен в детстве. Многие слова родителей закладывают стереотипное это и определяет качество его жизни и общения. Что это такое - трансактный анализ как метод психотерапии? В чем его суть и польза для человека?

Что такое теория трансактного анализа Эрика Берна?

Ее принято считать которая отображает анализ поведения и взаимодействие человека в группе и внутри себя. Эта теория приобрела большую популярность за счет доступности понятий и объяснения поведенческих реакций человека.

Главным постулатом здесь является то, что в определенных обстоятельствах человек может поступать в зависимости от того, какую из трех Я-позиций он принимает. Первым на эти позиции обратил внимание Берн Эрик. Трансактный анализ берет свое начало с психоанализа, поэтому рассматривает и изучает глубинные аспекты психики человека.

Для психотерапии важным моментом применения этой теории является утверждение о том, что каждая личность может научиться мыслить и отвечать за свои поступки, доверять прежде всего ощущениям и потребностям, принимать решения и выстраивать личные взаимоотношения. С этой позиции теория Эрика Берна является очень действенным методом помощи человеку в решении жизненных проблем.

Позиции в трансакциях

В этой теории легкая для восприятия - это три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Каждое из них значительно отличается от другого, имея набор поведенческих характеристик, мышления и чувств.

Для психотерапевта очень важно понять, в каком состоянии человек поступает так или иначе, и что можно изменить в его поведении, чтобы он мог быть гармоничной личностью, о которой говорил Берн Эрик. Трансактный анализ предполагает три основных правила относительно этих эго-состояний:

  • Любой по возрасту человек был когда-то маленьким, поэтому может что-то делать под влиянием эго-состояния Ребенок.
  • Каждый (с нормально развитым мозгом) наделен способностью принимать адекватные решения и оценивать реальность, что свидетельствует о наличии у него эго-состояния Взрослый.
  • Все мы имели родителей или лиц, замещающих их, поэтому имеем данное начало, выраженное в эго-состоянии Родитель.

В основе психотерапии с использованием трансактного анализа лежит помощь в осознании человеком непродуктивных стереотипных поведения. Анализ трансакций, происходящий с помощью специалиста, помогает человеку стать более продуктивным в поисках решений, в осознании реальности, в постановке дальнейших целей.

Типы трансакций в психотерапии

Любые взаимодействия между людьми, речевые или невербальные, называются трансакциями в теории, которую вывел Берн Эрик. Трансактный анализ в рамках психотерапии предполагает изучение человеческих взаимоотношений, а также поиск решений возникающих проблем.

Специалисту важно определить, какие схемы привели к трудностям во взаимоотношениях. Бывает два вида вербальных и невербальных взаимодействий:

  • параллельные;
  • перекрестные.

Параллельные способы взаимодействия

Психотерапевт, работая с клиентом, определяет, какой вид трансакций был использован. Параллельные являются конструктивным видом взаимоотношений. В этом случае эго-позиции должны совпадать. Например, трансакция с вопросом "Как дела?" и ответом "Все хорошо!" произведена с позиции Взрослого. В этом случае никаких проблем при взаимодействии не возникает.

Перекрестные трансакции

Перекрестные могут спровоцировать конфликты. Это такое взаимодействие, при котором на стимул (вопрос или обращение) происходит неожиданная реакция с позиции другого эго-состояния. Например, вопрос "Где мои часы?" и ответ "Где бросил, там и доставай!" - трансакция с позиций Взрослого и Родителя. В этом случае может развиться конфликт.

Бывают еще скрытые трансакции (на психологическом и социальном уровнях). В этом случае важно анализировать стимулы людей, общающихся между собой.

Стимулы в общении

Для развития личности важно одобрение. Это одна из базовых потребностей человека. В теории трансактного анализа такое одобрение или стимул называется "поглаживанием". Такие моменты в общении могут нести позитивную или негативную окраску. "Поглаживания" бывают безусловными (просто за то, что человек есть) и условными (даются за поступки). Последние как раз и окрашены эмоциями со знаком "+" или "-".

В терапевтической практике специалист учит человека принимать такие стимулы или же не делать этого, особенно когда они негативные. Позитивные условные "поглаживания" также не всегда уместно принимать, так как человек приучается быть "хорошим", то есть старается всем угодить, ущемляя при этом себя.

Важно также научить клиента отказываться от условий, которые выдвигаются при положительном стимуле, если они не соответствуют внутренним позициям человека, что особенно подчеркивал Берн Эрик. Трансактный анализ помогает сфокусироваться клиенту на создании необходимых для него условий, где он может открыть в себе новые силы для принятия решений и так далее. В терапевтическом контакте психолог должен научить человека принимать себя, тогда консультация будет успешной.

Честные и нечестные трансакции

Следующим моментом в изучении трансакций как метода терапии является анализ взаимодействий, определяющих времяпрепровождение личности. Это явление назвал структурированием времени Эрик Берн. Психоанализ склонен рассматривать его немного с другой стороны: с позиции защитных механизмов.

Существует шесть способов структурирования времени:

  • уход (манипулятивный способ воздействия на человека);
  • игры (серии скрытых трансакций, которые также "нечестно" манипулируют людьми);
  • интимность (сексуальные взаимодействия);
  • ритуалы (трансакции, обусловленные стереотипами и внешними факторами);
  • развлечения (достижение определенных целей для себя);
  • деятельность (получение воздействий от окружающих и достижение своих целей).

Последние три называются "честными", так как не манипулируют окружающими. Психотерапевт во время беседы помогает выстраивать позитивные трансакции без манипулятивного поведения. Игры - это влияние на поведение людей. О них поговорим ниже.

Жизненные сценарии людей

Каждый человек живет по заданному в детстве сценарию, утверждал Эрик Берн. Психология жизненных сценариев людей напрямую зависит от позиций, принятых в детстве.

  1. Победитель - человек, добившийся целей, вовлекающий в борьбу других. В процессе терапии такие люди пересматривают свои жизненные позициии и манипулятивные игры, пытаясь выстроить продуктивные трансакции без негативного влияния на других.
  2. Побежденный - человек, постоянно переживающий неудачи, вовлекающий других в свои беды. Психотерапия для таких людей очень важна. В процессе беседы и анализа трансакций такие люди понимают причины своих неудач по жизни. Клиенты обучаются правильно реагировать на проблемы, не вовлекать в них окружающих, стараться выбраться из постоянных проблем.
  3. "Не-победитель" - лояльный человек, выполняющий все свои обязанности, старающийся не напрягать окружающих людей. Понимая в процессе психотерапии свой жизненный сценарий, такой человек принимает определенные решения в зависимости от потребностей и целей.

Все сценарии (более подробно о них можно прочитать в книге, которую написал Эрик Берн, - "Психология человеческих взаимоотношений, или Игры, в которые играют люди") мы получаем в результате родительского программирования в раннем детстве. Сначала перенимая их невербально, затем с помощью вербальных посланий. Они с течением жизни вытесняются из сознания, поэтому человек может и не догадываться, чем продиктовано его поведение. Поэтому с проблемами, касающимися жизненных сценариев или конфликтных взаимодействий, важно обратиться к психотерапевту, знающему досконально теорию трансактного анализа.

Одной из самых значительных книг психолога Эрика Берна является «Трансакционный анализ в психотерапии», которая позволяет посмотреть на поведение человека с другой стороны. Изначально Эрик Берн опирался на работы Зигмунда Фрейда, однако в своих исследованиях он зашел немного дальше, и его идеи в чем-то отличаются, он сам выделяет эти моменты. Хотя во многом можно провести параллели. Можно сказать, что это взгляд разных людей на одни и те же процессы, и обе точки зрения имеют право на существование.

Теория трансакционного анализа широко известна и применяется многими психологами. Она более доступна для понимания неподготовленному человеку, в чем-то даже более практична и наглядна, чем теория Зигмунда Фрейда. Эрик Берн рассказывает о том, что человеческое Эго может находиться в одном из трех состояний: Ребенка, Взрослого и Родителя. Каждое из этих состояний имеет яркие отличительные особенности. Если присмотреться к человеку, то можно сразу увидеть, в каком состоянии он находится. Ребенок более эмоционален, Взрослый более рассудителен, а Родитель является носителем установок и норм морали. Книга подробно описывает каждое из этих состояний. Автор приводит множество примеров из своей практики.

Знание трансакционного анализа позволит человеку понимать, в каком состоянии находится он сам и его собеседник. Это дает возможность сделать коммуникацию более эффективной. В книге приводятся варианты транзакций, которые могут быть параллельными или пересекающимися. Подробно разобрано, в каких случаях цель коммуникации будет достигнута, а в каких нет. Таким образом, с помощью этой книги можно управлять своими состояниями, а также находить общий язык с другими людьми, ориентируясь на то состояние, в котором они находятся.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Трансакционный анализ в психотерапии" Берн Эрик бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Эрик Леннард Берн (Eric Lennard Berne) - американский психиатр, последователь психоанализа, автор теории трансактного анализа. Его самые известные книги - «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых» .

Человек - это своеобразная энергетическая система, которая наполнена массой напряжений и пытается найти состояние покоя. Напряжение - это вышедшая из равновесия энергия, проявляющаяся в чувстве удрученности и беспокойстве. Это чувство появляется из-за постоянной потребности человека снимать напряжение и восстанавливать потерянное равновесие. Потребности, сопровождаемые напряжением, называют желаниями. Задача психолога сводится к тому, чтобы распознать желания человека и помочь ему снять существующее напряжение.

Главная проблема человека, по Э. Берну, заключается в том, что ему очень часто приходится относить процесс снятия напряжения. Случается так, что он просто не знает, где и как это сделать. Удовлетворение одних напряжений побуждает в человеке возникновение новых, порой более сильных напряжений. Человек - это живая энергосистема, поэтому главной задачей человека остается удовлетворение желаний, снятие вызываемых желаниями напряжений, и делать это следует так, чтобы не вступать в конфликт с окружающими людьми, средой и, главное, с самим собой.

В каждый момент своей жизни человек стремится снять самое сильное из имеющихся напряжений, хочет удовлетворить самое сильное из желаний. Любое желание, получившее удовлетворение, приближает его к заветной цели - к ощущению безопасности, покоя, к полному освобождению от беспокойства. Беспокойство - признак напряжения, оно убывает по мере восстановления энергетического равновесия. Беспокойство вызвано не самим событием, а мыслью о том, что событие может препятствовать перспективе удовлетворения его желаний. Нет желания - нет беспокойства .

Люди думают, что они приближаются к безопасности, но на самом деле они ищут ощущение безопасности. Жизни в полной безопасности быть не может. Ощущение безопасности - это итог того, что происходит внутри нашей психики, такое состояние не отражает событий, происходящих во внешнем мире. Как правило, страхи перед внешними причинами уменьшаются по мере осознания того, что с ними можно справиться, что они несут лишь временную угрозу для достижения нашей цели.

Проблема человека такая же, как и у любой энергосистемы: найти путь наименьшего сопротивления для разрядки напряжения. Батарейка в электрической цепи находит такой путь за долю секунды, человек может потратить на это годы. Человек способен откладывать разрядку на неопределенное время, поскольку он может хранить энергию внутри психики. Вместе с тем, природа и окружающие люди все время расцениваются как помехи на пути удовлетворения своих желаний и снятия возникающего напряжения. Чем вернее человек оценивает окружающий мир и населяющих его людей, тем быстрее и качественнее он получает удовлетворение своих желаний.

Наблюдая за спонтанной социальной деятельностью (в условиях психотерапевтической группы) Бёрн обнаружил, что время от времени люди демонстрируют весьма заметные изменения в своем поведении, - в своем общем состоянии, стиле речи, интонациях и эмоциях. Эти поведенческие проявления часто сопровождаются и эмоциональными сдвигами. Возникающий поведенческий паттерн согласуется с определенным психическим состоянием, в то время как друтой паттерн соответствует иному состоянию психики, чем первый. Эти изменения и различия навели Бёрна на идею существования эго-состояний.

К самой идее «эго-состояний» следует отнестись с особым вниманием. Это очень сильная и совершенно нетривиальная идея . Ведь Бёрн фактически утверждает, - вопреки одной из основных посылок почти всей гуманистической психологии, - что человек не является единым и целостным: поведение и соответствующие ему физиологические, эмоциональные и умственные состояния человека систематически изменяются таким образом, что это указывает скорее на множественность, чем на единство. Вот как сам Берн об этом пишет: «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью... обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются» . Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.

На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По- видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность» . Из процитированного отрывка можно понять, что эго-состояния даже более реальны, чем так называемая «личность», и определяют не только психологическую, но до некоторой степени и социальную реальность. Нетрудно почувствовать, насколько это противоречит большинству психологических теорий и насколько отличается от представлений здравого смысла: с точки зрения последнего, каждый из нас является одним, единым человеком, который «очевидным» образом определяется, с одной стороны, своим физическим телом, с другой - паспортом (водительским удостоверением, счетом в банке и пр., то есть «социальным телом»).

Фактически Берн (хотя, конечно, не только он) утверждает, что «на самом деле» (то есть на психологическом «самом деле») это не так, что человек не един. И бессмысленно спрашивать, когда он является (и является ли вообще когда-нибудь) «самим собой»: в одном эго-состоянии он представляет собой нечто одно, а в другом - другое. . Профессиональным языком эго-состояния могут быть описаны следующим образом: феноменологически - как система чувств и операционально - как поведенческие паттерны. Более простым языком их можно определить как систему чувств, связанную с определенными поведенческими схемами. Каждая личность имеет ограниченный репертуар подобных эго-состояний, которые являются не ролями, а психологической реальностью. Этот репертуар может быть описан следующими категориями:

1. Эго-состояние, сходное с состоянием родительской фигуры;

  • 2. Эго-состояние, самостоятельно по своей природе и направленное на объективную оценку реальности;
  • 3. Эго-состояние, все еще действующее с момента его фиксации в раннем детстве и представляющее собой архаические пережитки .

Неформально проявления этих Эго-состояний называются Родитель,

Взрослый и Ребенок. В каждый момент времени в процессе социального взаимодействия человек находится в одном из трёх эго-состояний и обладает возможностью переходить от одного к другому, однако у каждого человека отмечается разная степень готовности к переходу.

Следуя этой точке зрения, была создана структурная схема, отражающая строение личности любого человека и включающая в себя все вышеперечисленные эго-стостояния. Следует отметить, что Родитель может проявляться двояким образом - прямо или косвенно: как активное эго-состояние или как влияние Родителя. В первом случае он подражает одному из родителей, во втором - приспосабливается к их требованиям.

Точно также и Ребёнок может проявлять себя в двух ипостасях: как адаптивный Ребёнок (модифицирует своё поведение согласно ожиданиям родителей) и естественный Ребёнок (спонтанно самовыражается, например, бунтуя или творя) .

Каждому эго-состоянию соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Следует помнить о том, что каждый вид эго-состояния имеет собственную жизненную ценность для организма. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.

Родитель (аналогичен "сверх-Я" в фрейдистской структуре личности) выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируются сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.

Ребенок выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Он также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества - спонтанность, творчество, интуиция; негативные - отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.

Взрослый - наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Ребенке. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций.

Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека.

Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

Теория Эрика Берна относится к интерперсональной, основным понятием которой является игра. Игра есть последовательный ряд дополнительных скрытых взаимодействий, движущихся определенному предсказуемому исходу. Ее можно описать как последовательность взаимодействий, нередко повторяющихся, внешне невинных, но со скрытой мотивировкой .

Проще говоря, это ряд ходов с западней или «уловкой». Игры отчетливо отличаются процедур, ритуалов и развлечений двумя основными особенностями:

  • 1) скрытым характером;
  • 2) наличием вознаграждения. Процедуры могут быть успешными, ритуалы эффективными, развлечения полезными, но все они, по определению, честны; они могут включать в себя соревнование, но не конфликт; завершение их может быть сенсационным, но не драматическим. Напротив, любая игра в своей основе нечестна; исход ее имеет драматический характер, существенно отличный от простого возбуждения.

Ниже излагается схема Э. Берна для теоретического анализа игр .

Тезис . Это - общее описание игры, включающее внешнюю последовательность событий (общественный уровень) и информацию об их психологической основе, эволюции и значении (психологический уровень).

Антитезис . Предположение, что некоторая последовательность составляет игру, остается гадательным, пока оно не подтверждается экзистенциально. Такое подтверждение осуществляется путем отказа играть или невыплаты вознаграждения. Тогда субъект предпринимает более энергичные усилия для ее продолжения. Столкнувшись с непреклонным отказом играть или с успешной невыплатой, он погружается в состояние, называемое «отчаянием», в некоторых отношениях напоминающее депрессию, но в ряде существенных от нее отличное. Это состояние острее и содержит элементы фрустрации и замешательства, может проявиться, например, в виде растерянного плача. В успешной терапевтической ситуации оно может вскоре смениться смехом, свидетельствующим о констатации Взрослого: «Вот снова на ногах!» Таким образом, отчаяние - забота Взрослого, тогда как депрессия - Ребенок, держащий в руках власть. Противоположность депрессии - оптимизм, энтузиазм живой интерес к окружающему; отчаянию же противоположен смех. Отсюда - удовольствие терапевтического анализа игр.

Цель . Имеется в виду просто общее назначение игры. Иногда встречаются альтернативы.

Роли . Как уже было указано, состояния эго - не роли, а реальные явления. Поэтому различие между состояниями эго и ролями должно быть установлено формальным описанием, зависимости от числа ролей различаются игры с двумя, тремя и многими игроками. Иногда состояние эго данного игрока соответствует его роли, иногда нет.

Динамика . Устанавливая движущие психодинамические силы, стоящие за каждым случаем игры, мы сталкиваемся с альтернативами. Обычно удается, однако, найти единственное психодинамическое понятие, позволяющее метко и содержательно обозначить ситуацию.

Трансакционный анализ является самостоятельным направлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансакционный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

» Трансактный анализ

Трансакционный анализ Эрика Берна (1910-1970)

Эрик Берн - автор знаменитой триады «Родитель - Взрослый - Ребенок» в структуре психики. Также от известен понятиями «жизненного сценария» и «психологической игры». Его трансактный (или трансакционный) анализ представляет собой теорию личности и социального поведения. Она широко используется как метод психотерапии и претендует быть инструментом более широких социальных изменений.

Словосочетание «трансактный анализ» дословно означает «анализ взаимодействий». В нем заложены две психологические идеи: а) мультипликативная (многоуровневая) природа общения; б) разделение процесса общения на элементарные составляющие и анализ этих элементов взаимодействия.

Как психологическое течение и направление психотерапии он приобрел популярность в 1960-е годы благодаря появлению двух книг, которые стали бестселлерами (Э. Берн. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» , Т. Харрис «Со мной все в порядке - с вами все в порядке»).

Трансакционный анализ основывается на динамических принципах и имеет своим предметом межличностное поведение. Он объясняет проблему невроза в духе рациональности и этим отличает себя от когнитивной терапии.

Согласно этому направлению в психологии, определенные состояния ego несут ответственность за поведение индивидуума. Эти состояния, или самости, определяют способы, которые использует человек в своих трансакциях - базовых единицах социального взаимодействия. Каждый человек ведет себя относительно других или как Ребенок (нетерпеливое и инфантильное эмоциональное существо, пораженное общением), или как Родитель (диспозиция и вера, которая усваивается путем восприятия установок от родителей), или как Взрослый , имеющий самостоятельность суждений (зрелое и рациональное ego).

Состояние эго «Родитель»:

Поведение, мысли и чувства, скопированные от родителей или родительского образа. Родитель требует, оценивает, осуждает или одобряет, учит, руководит, покровительствует.

Состояние эго «Взрослый»:

Поведение, мысли и чувства, которые являются прямыми ответами на «здесь и сейчас». Взрослый проявляет рассудительность, логически работает с информацией.

Состояние эго «Ребенок»:

Поведение, мысли и чувства родом из детства. Ребенок демонстрирует инфантилизм, эгоизм, беспомощность, состояние подчинения.

Хотя три состояния ego находятся на бессознательном уровне, в трансакционном анализе терапевт имеет дело с феноменами, которые находятся на уровне сознательном, и указывает пути, на которых пациент и сообщество, с которой тот имеет дело, были бы успешными в их коммуникациях, привлекательными в «перекрестных трансакциях».

Терапевт также распознает много психологических «игр», в которых скрывается реальное значение интеракции. Пациенты играют неотчуждаемые роли, учатся распознавать, в чем заключается их самость в трансакциях с другими (и с терапевтом). Под руководством терапевта они учатся использовать своего Ребенка для шуток, но имеют своего Взрослого как гарантию их серьезного поведения. Эрик Берн выходил в своих постулатах прежде всего из фрейдистского психоанализа, а также из трудов Пенфилда и Федерна, которые изучали влияние прошлых впечатлений на дальнейшее поведение индивида. Для его исследования используются методология структурного анализа и трансактный подход.

Как замечал сам Берн, в своих выводах он опирается на клинические наблюдения, опыт работы с больными, у которых были расстроены интегральные состояния «Я». Это должно было выявить ряд фундаментальных вопросов психологии и психиатрии. В частности, речь идет о наличии в личности больного «архаичных элементов» и о возможности обучения больного структурному и трансактному анализу. И врач, и пациент могут в любой момент остановиться, подвести итоги и спланировать, что следует сделать на следующем этапе. Во время психотерапевтических процедур архаические состояния «Я», зафиксированные в результате травмы, дифференцируются, но все еще сохраняются. Под влиянием фактора реальности пациент переходит в ситуацию, благоприятную для решения архаических конфликтов.

Раскрывая терминологию структурного анализа, Эрик Берн по сути излагает систему своего учения. Екстеропсихика, неопсихика и археопсихика рассматриваются им как психические механизмы (органы, орудия), которые оказываются феноменологически как экстеропсихическое (например, идентификация), неопсихическое (например, обработки данных) и археопсихическое (например, регресивний) состояния «Я». Эти типичные состояния соответственно называются «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». В словарь трансактного анализа Берн также добавляет «времяпрепровождение», «игру» и «сценарий». Это не абстракции, а рабочие социальные реальности.

Берн формулирует такую гипотезу. В личности взрослого человека сохраняются остатки «Я» ребенка, которые оживают при определенных условиях. Это явление можно наблюдать во время гипноза, психоза, врачебной или прямой электрической стимуляции коры мозга. Берн предполагает, что эти следы могут проявляться у человека даже в нормальном психическом состоянии.

Типичная ситуация показывает одно состояние «Я», адекватное для данной реальной обстановки, и соответствующее адекватное суждение. Вместе с этим наблюдается другой процесс, который определяется, в частности, манией величия, архаичными страхами и надеждами. То есть, в одной и той же ситуации у человека проступает поведение взрослого и ребенка. Вмешательство врача помогает осуществить переход к новому состоянию: все поведение, осознание реальности, мимика, голос, мышечный тонус, манеры начинают соответствовать «Я» взрослого человека. Это дает короткое успокоение в психозе. Поэтому Берн определяет психоз как перетекание психической энергии со взрослой системы в детскую, а его лечение - как перемещение в противоположном направлении.

При психозе, когда пациент страдает галлюцинациями, он слышит слова родителей, которые предлагают делать ему то и то. Родитель, Взрослый и Ребенок - это реальные личности, которые входят в окружение пациента, и имеют определенные имена, занятия и т.д. Для успешного лечения следует, в частности, отделить Взрослого от Ребенка, а изучение Родителя перенести на следующую стадию лечения. Следует также убедить пациента, что Ребенок, Взрослый и Родитель - термины, отражающие явления реальности. Можно показать Ребенком человека, укравшего жевательную резинку, но это не означает, что именно этот индивид воровал жевательную резинку в детстве.

Соскальзывания в другое состояние «Я» у больных и здоровых людей Эрик Берн объясняет концепцией психической энергии, или замещения власти: в какой-то момент состояние «Я», которое заменено, обладает исполнительной властью. Это, однако, все равно, что объяснять действие магнита магнитной силой. Для психотерапевтической практики этого, видимо, достаточно, но речь идет о концептуальном рассмотрении, в котором Берн оставил без внимания характер сочетания в психическом нового и старого опыта.

Берн ограничивается лишь констатацией того, что «Я» составляет вид сущности, как бы отделяющегося от остального психического содержания, которое существовало много лет или минуту назад, или одновременно. То есть каждое состояние «Я» имеет цель, которая отделяет его от других состояний. Тогда, разумеется, возникает вопрос: какое же состояние «Я» следует считать настоящим?

Однако вместо научного решения этой проблемы, Берн соскальзывает в мир метафор, где можно приятно себя чувствовать (как в мире поэзии), но ни на йоту не сдвинуться с места в раскрытии истинных закономерностей. Стоит присмотреться к стилю самого автора: «В данной системе соскальзывание с одного состояния «Я» в другое обусловлено тремя силами, которые действуют на каждое состояние, проницательностью границ между различными состояниями и объемом полномочий каждого состояния «Я». Комментарии излишни: Берн критически относится к фрейдовскому описанию «психической энергии» и «предоставления полномочий». Но сам едва ли продвигается вперед: не хватает главной концептуальной схемы. Состояния «Я» разделены, но феноменология их связи так и не выяснена.

Загадка сосуществования прошлого, будущего и настоящего в одной душе должна быть раскрыта в концепциях развития психического. Но сама идея развития была потеряна для Берна. Он не осветил противоречия предыдущего слоя психического, чтобы показать необходимость возникновения следующего слоя. В психике, действительно, то, что было как-то сформировано, включено во взаимодействие с миром, с одной стороны, имеет стереотип, чтобы остаться «навечно» в своей структуре. С другой стороны, эта структура подвергается воздействию структур последующих и получает от них определенную окраску, в то же время влияя на структуры следующие. Возникают определенные интеграционные слои психического, куда включаются все события человеческой жизни. Интеграция является так же субординацией, что приводит к единству. При нарушении такого единства субординированное становится автономным в своем значении, и наступает раздвоение личности - либо в мотивационной борьбе, либо в патологических осложнениях.

Центральной для трансактного анализа является практика, известная как stroking-прием, - процесс стимулирования и содействия познавательным актам других людей. Образцы приемов формируют общую тему в главных субсекциях анализа трансакций.

Личностная структура выступает во взаимоотношениях родителей, взрослых и детей. Эти термины не выступают в своем общем смысле, они лишь обозначают «Я-состояния», связанные системы внешнего поведения и внутренних процессов. Они формуются в процессе развития человека. Родительское «Я-состояние» основано на установлении ограничений, запретов и на кормлении, что является выражением основных функций родителей. Взрослый вмещает в себе реальность проверки и возможность вероятностного подсчета. Ребенок является выражением чувств, творчества или приспосабливаний, происходящих из опыта. Трансактный анализ предлагает методы для достижения баланса энергии между «Я-состояниями», что должно быть важным для благополучия индивида, семьи или организации.

Коммуникация определяется Берном как серия стимулов и ответов со стороны «Я-состояний». Трансакционный анализ уделяет особое внимание тем стимулам и ответам, которые случаются на психологическом уровне, которые всегда невербальные и бессознательные для субъектов - участников коммуникации.

Графически трансактный анализ выглядит так: каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз), а трансакция изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого.

Выделяются разнообразные виды трансакций: «сверху» и «снизу», на равных, параллельные и пересекающиеся, конструктивные и конфликтогенные, проч. Например, «сверху» (обращение от Родителя одного партнера к Ребенку другого) - это стремление доминировать, внешне проявляется как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, высокомерные и покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, взгляды сверху вниз и мн. др. Снизу (от Ребенка к Родителю) - выглядит как просьба, извинение, заискивание, и т.п. На равных (В-В) - стремление к сотрудничеству, информационному обмену и т.п.

Существуют скрытые трансакции (на рис. выделены пунктиром), и можно считать, что они определяют реальный результат психического изменения. Стимулы и ответы являются чрезвычайно сильными средствами, которые люди используют для влияния друг на друга.

Игры - наиболее оригинальное понятие в трансактном анализе - формируются при условии регулярного использования скрытых трансакций, которые дают основание выяснить факторы «выигрышей» и «проигрышей» каждого из участников ситуации. Игроки выходят из психологических ролей «Преследователя», «Спасителя» или «Побежденного». Они могут находится в диапазоне от легкой надоедливости до опасного криминального поведения и охватывать большую часть ежедневной активности индивида.

Анализ чувств сфокусирован на репертуаре гнева, страха, печали и радости, или таких сложных чувств, как вина, боль, печаль или зависть, составленных из двух или более базовых четырех чувств.

Анализ жизненного сценария включает выявление планов и установок, созданных еще в раннем детстве под родительским влиянием и направленных на наиболее важные аспекты жизни. Сценарий по Берну - это психологический импульс, который с большой силой толкает человека вперед, заставляя действовать определенным образом, и очень часто независимо от его желания или свободного выбора. Он заключается в возникновении мифов из сообщений, полученных относительно собственной самости и мира вокруг, и входят в основные категории «победителя», «успеха, «побежденного», которые являются толерантными, но неудовлетворительными, «потерянного», которое представляет проблемы разного уровня.

Негативные жизненные сценарии должны быть осознаны и трансформированы в соответствии с реалистичным и более правильным мировоззрением.

Изменение сценария, переход от одного в к другому имеет такой характер:

  • постигается ситуация как совокупность значений в новом ее видении;
  • возникают новые мотивы, которые преодолевают и зовут к заветной цели;
  • реализуется действие, через которое человек входит в новое «Я-состояние»;
  • срабатывает рефлексия - активная философия жизни.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003.