Другие контрольные работы по предмету Психология

НОУ МУРМАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ: ПСИХОЛОГИИ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ.

Выполнил: СТУДЕНТКА

2 КУРСА, Ф-ТА ПСИХОЛОГИИ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

БОРОДКИНА И.Н.

Проверил: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

СЕМЕНОВА М.А.

Мурманск 2009

Введение

Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Основные характеристики представлений

Функции представлений

Классификация и виды представлений

Операции представлений

Понятие о воображении, механизмы процесса воображения

Физиологические основы воображения

Роль воображения в жизни человека

Виды воображения

Операции воображения

Воображение и творчество

Заключение

Литература

Введение

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова случайно или намеренно вызван нами. Это явление получило название представление.

Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Представление это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия представление, потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Основные характеристики представлений

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    Фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    Правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

Элемента 2 или-не

К 155 ЛЕ 1

4 U un =5,25 B

Контрольные вопросы:

1. Определение обозначения « корпус.

2. Привести входную схему ТТЛ – логики и показать входные токи логической единицы и нуля.

3.Подключить любую нагрузку к выходу ИМС К155ЛЕ1 и показать токи на выходной схеме, нагрузке.

4.Разработать таблицу истинности для любой сложной логической схемы.

План:

1. Особенности высших познавательных процессов

2. Представление как психический процесс

3. Воображение как психичесский процесс

Понятие высших познавательных процессов

К высшим познавательным процессам относятся: представление, воображение, мышление и речь . Почему они называются «высшими»? Во-первых, потому что они базируются на более простых познавательных процессах – ощущении и восприятии, которые более непосредственно отражают реальность. Любой образ, предстающий перед нашим внутренним взором, происходит из непосредственного контакта с реальностью, пусть даже наше воображение изменит его каким-то причудливым способом. Но мы не можем представить себе то, в отношении чего не имеем хоть какого-то, самого небольшого опыта. Например, выражение «платье голубое, как небо» у каждого вызовет образ, потому что каждый видел небо. А вот фраза «платье цвета маренго» вызовет образ лишь у того, кому когда-то показали этот цвет. «Придумать», «вообразить» его невозможно – в самом слове не содержится намека на цвет. Итак, высшие познавательные процессы основываются на ощущении и восприятии, которые доносят до нас информацию из внешнего мира, заботливо сохраняемую в памяти. А в чем же состоит задача высших познавательных процессов?

Благодаря им наша психика способна создавать упорядоченную картину мира, систематизированное отражение накопленного опыта – предметов, событий, процессов, переживаний, отношений, знаний. Эту систему в повседневной речи называют «внутренним миром» человека. Другими словами, это уникальный способ и результат отражения внешнего, объективного мира.

Более того, высшие познавательные процессы позволяют самому человеку управлять формированием своего внутреннего мира, контролировать его состояние. Животные не способны на это, они являются как бы «заложниками» происходящих с ними процессов. Их поведение всегда носит реактивный характер, то есть является откликом на возникшую потребность. Животное не может «заставить» себя, «успокоить» себя, «изменить свое отношение» к чему-то. Мы же можем это сделать благодаря знакам .



Знак – это символ, метка, заменитель реального объекта (или процесса). Знаком может быть не только слово или изображение, но любой объект, вызывающий ассоциации с тем, что он обозначает. Например, слово «чай» – это лишь сочетание звуков, но для русскоязычного человека оно является знаком повседневного напитка и вызывает соответствующие реакции. Знак «крутой поворот» заставляет водителя снизить скорость, как будто бы он уже увидел впереди крутой поворот. Аромат духов, которыми постоянно пользуется жена, для мужа будет знаком того, что она где-то здесь или только что была здесь; и т.д. Знаки побуждают нас реагировать на них, как на реальный объект. Представьте себе лимон: ярко-желтый, почти круглый, какая у него неровная плотная кожица… Представьте себе во всех подробностях, как вы откусываете от него большой кусок, так что сок течет по подбородку – и ваш организм запустит рефлекс выделения слюны. А ведь лимона нет, есть лишь представление о нем, которое активизировалось, когда вы прочитали соответствующие слова.

Представление как психический процесс, его свойства и функции

Представления – это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Это хранящиеся в нашей памяти отражения объектов, с которыми мы когда-либо встречались. Представления приходят нам на помощь, когда нам надо взаимодействовать с объектом, а объект находится за пределами восприятия.

Например, человек, который впервые у вас в гостях, спрашивает, как ему добраться до метро. Вы можете вывести его из дома и дойти с ним до остановки, а можете воспользоваться своей и его способностью представления. Тогда вы скажете что-то вроде: «Выходишь из подъезда, поворачиваешь налево, доходишь до конца дома, пересекаешь детскую площадку» и так далее. Чтобы сказать это, вы вызываете в памяти воспоминание о знакомом вам пути и описываете его. Ваш знакомый, в свою очередь, с помощью услышанных слов (то есть знаков) формирует некую модель местности в своей голове, которая поможет ему сориентироваться в реальности. Конечно, эти «картинки» будут отличаться – ваша будет более полной, а его – более схематичной, но главное, чтобы она помогла ему найти дорогу.

Другими словами, представление – это образ объекта, который отражает важные для нас свойства объекта. Чем лучше нам знаком объект, чем он нам важнее, чем больше мы с ним взаимодействует, тем более полным будет наше представление. Задача представления – сориентировать нас, помочь нам взаимодействовать с объектом. Отсюда вытекают свойства представления:

1) наглядность . Представление – это чувственно-наглядные образы действительности. Даже абстрактные понятия – такие, как «любовь» или «геометрия» – все же сопровождаются в нашем сознании некими образами.

2) фрагментарность . Мы хорошо представляем себе те свойства объекта, которые для нас важны, с которыми мы взаимодействует постоянно. Те свойства, которые нам неважны, в нашем внутреннем мире представлены размыто или отсутствуют. Например, мы не обращаем внимания на цвет глаз случайного знакомого; если мы не разбираемся в машинах, то можем запомнить цвет машины, которая стоит в нашем дворе, но вряд ли обратим внимание на марку.

3) неустойчивость и непостоянство . Представления исчезают из поля сознания и их приходится вновь вызывать усилием воли. На передний план выступают то одни, то другие детали представленного образа. Лучше знакомясь с объектом, мы можем «достраивать» свои представления, развивать их. В этом заключается сущность процесса обучения. Если человек не способен (в силу разных причин – например, слабоумия или травмы) развивать и углублять свои представления – это значит, что он не способен к обучению.

Основные функции представления:

1) регулирующая . Активизируется та сторона представления, которая нужна для выполнения актуальной задачи. Например, если у человека рука в гипсе, то его представления о повседневных действиях и объектах (помыться или снять кастрюлю с плиты) изменятся.

2) сигнальная. В представлении отражается не только образ предмета, но и вся имеющаяся информация о нём. Так, человек, который размышляет на вечеринке, пить ему или не пить, представляет не только вкус напитка, но и последствия: придется оставить машину, может случиться драка, как он завтра будет себя чувствовать, и т.д.

3) настроечная. Представления ориентируют деятельность человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Виды представлений

Представления разнообразны, как видно из нижеследующей таблицы:

Таблица 1. Классификация основных видов представлений

1. По виду анализатора. Мы можем представить себе, вызывать в памяти не только визуальный образ, но и звук, запах, вкус, осязательные ощущения (например, представьте, как вы проводите пальцем по льду). Разнообразие опыта порождает богатство представлений, благодаря чему рассказы других людей и прочитанные книги как бы «оживают», наполняются нашими переживаниями. И напротив, чем беднее мир представлений человека, тем труднее ему увлечься чем-либо, тем меньше интереса вызывает у него окружающий мир. Пережитый опыт и хранящиеся в памяти представления являются мостиком между внутренним миром человека и внешним миром.

2. По степени обобщенности. Единичные представления – это представления об уникальных явлениях и событиях (например, образ матери или воспоминание о первом поцелуе). Общие представления – это образ-схема какого-то класса объектов, система их наиболее значимых свойств. В результате этот образ утрачивает уникальный характер и становится ориентиром, символом целой категории объектов или событий (например, самолет, цветок, парад). в некоторых языках это различие подчеркивается артиклями. Например, в английском языке общее понятие описывается с помощью артикля «a», а единичное – с помощью артикля «the» (a flower – цветок вообще, the flower – именно этот цветок).

3. По степени волевых усилий. Непроизвольные представления, то есть возникающие помимо нашей воли, вызываются ассоциациями , потребностями , эмоциями . Например, если ребенок не появляется дома к назначенному времени, некоторым родителям приходят в голову ужасные картины возможных несчастий, особенно если они часто смотрят соответствующие фильмы и передачи. Напомним, представления не возникают ниоткуда, их питательной средой являются впечатления из внешнего мира. Напротив, произвольные представления формируются по нашему активному желанию, с усилием воли. Например: как будет выглядеть моя комната, оклеенная другими обоями? Стоит ли мне сделать другую прическу?

Образы представления могут быть отражениями реальных предметов – тогда они называются представления памяти. Но они могут быть и новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов – это представления воображения .

Воображение как психический процесс

Воображение называют «самым психическим из психических процессов». Если под термином «психическое» мы подразумеваем отражение, моделирование реальности, то плоды воображения действительно в меньшей степени зависят от окружающего мира, чем образы восприятия или результаты мышления. Воображение – это исключительно человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Можно сказать, что воображение – это конструктор, возможность из разрозненных деталей создать нечто целостное. Рассмотрим фантастических персонажей и объекты: кентавр – это голова и торс человека на теле лошади; эльф – это красивый, стройный, тонкокостный человек с длинными волосами, ушами необычной формы, способный прожить значительно дольше человека; ковер-самолет – это предмет, который имеет внешний вид и размер ковра, который способен летать как лист или птица и подчиняться приказам, как собака; и т.д. С помощью воображения мы создаем образы объектов, которые не существуют в реальном мире, но являются комбинациями свойств реально существующих объектов. Более того, люди способны воплощать представления своего воображения в реальность в виде предметов, конструкций, произведений искусства. Почти вся человеческая культура – это результат работы воображения. И именно отсутствие культуры у животных позволяет сказать, что люди – единственные существа, наделенные воображением. Как мы его используем, каковы его функции?

Функции воображения

С помощью воображения мы можем:

1) представлять действительность в образах и иметь возможность манипулировать ими, решая логические задачи. Вот, например, старинная загадка: шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, а в каждом мешке было по кошке. Сколько всего существ шло в Москву?

2) произвольно регулировать познавательные процессы. Например, знаменитые персонажи детективов мисс Марпл и отец Браун говорили, что «вычислить» преступника им помогало воображение: они представляли себе, почему человек мог совершить такое преступление и в каком состоянии он находился.

3) планировать и программировать деятельность, оценивать правильность программы и способы ее реализации. Среди приемов НЛП есть и такой: представьте, что вы достигли желаемого, ваша мечта осуществилась. Как вы себя чувствуете в этих условиях? Довольны ли вы? Если ответ отрицательный, значит, желание было сиюминутным или неистинным. Хорошо, что с помощью воображения это можно выяснить до получения желаемого.

4) формировать внутренний план действий, выполняя их в уме, манипулируя образами. Этим мы занимаемся регулярно – например, высчитывая время в пути или продумывая последовательность выполнения домашних дел.

5) регулировать эмоциональные состояния путем удовлетворения потребностей в воображении. Кому не знакомы непроизвольно возникающие перед внутренним взором картины несчастий, которые обрушиваются на голову нашего обидчика или конкурента! Явления того же порядка – навязчивые мысли о еде среди голодающих; сновидения, в которых сбываются наши заветные желания; грезы влюбленных. Формы воображения многообразны.

Виды, формы и приемы воображения

Так же как и представления памяти, представления воображения могут носить активный или пассивный характер. Активное (произвольное) воображение – это сознательная психическая деятельность, подчиненная какой-либо цели. Так художник продумывает композицию картины, дизайнер – интерьер помещения, ученик пытается представить фигуру в разрезе. Пассивное (непроизвольное) воображение служит бессознательному – желаниям, страхам, верованиям. В этом случае образы возникают как бы сами собой и являются отражением неосознанных мыслей и потребностей. Например, необходимость перейти овраг по неустойчивому мостику вызывает у человека представление, как он срывается и падает. Представления воображения побуждают к действию, поэтому так важно уметь управлять воображением.

Виды воображения различаются также по степени самостоятельности.

Воссоздающим называется вид воображения, который включается, когда мы читаем книгу или слушаем рассказ. Перед нашим внутренним взором предстают иллюстрации к услышанному (прочитанному). Чем богаче личный опыт человека и чем больше мастерство рассказчика, тем больше впечатлений и эмоций получает человек. Воссоздающее воображение тренируется именно в ходе получения вербальной (то есть словесной) информации. Поэтому чтение книг и общение больше способствует развитию воображения, чем просмотр фильмов и компьютерные игры, где образы уже созданы, их достаточно пассивно воспринимать.

В отличие от воссоздающего, творческое вообра­жение – это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Образ Шерлока Холмса или Годзиллы, «Джоконда» и Масяня, компьютер и наперсток – все объекты, созданные человеком (произведения искусства, технические конструкции, предметы быта) возникли как материальное воплощение воображаемого образа.

Воображение существует в следующих формах:

Фантазия (греза) образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью . Фантазии скорее успокаивают человека, чем побуждают к деятельности. Так, девушка из бедной семьи, где постоянно слышна ругань и упреки, мечтает о богатом и ласковом муже. Физически слабый и нерешительный мальчик представляет себя могущественным волшебником или всесильным воином.

Мечта – это образ желаемого будущего. Она связана не только с потребностями человека, но и с его реальными возможностями, и поэтому побуждает к действию. Возникая непроизвольно, развиваясь и захватывая внимание человека, мечта отражает его потребности и склонности. Это первый шаг планирования своих действий, построения собственной жизни. Поэтому в подростковом возрасте, когда человек уже достаточно много знает о жизни, чтобы представить варианты своего жизненного пути, когда у человека много энергии, желаний и времени мечтать просто необходимо. Если у человека нет мечты, его жизнь будет подчинена внешним условиям, он воплотит сценарии, которые предлагает ему окружение. В этом случае все важные выборы его жизни будут объясняться примерно так: «у нас так принято», «а чем здесь еще заниматься?», «так делали мои родители» и т.д.

Сновидения – это пассивная форма воображения, отражающая неосознанные влечения, страхи, представления человека. Известны так называемые «кошмары беременных», когда женщине снится нечто ужасное, происходящее с ее ребенком или мужем. Кошмары показывают, как важны эти люди для женщины и как страшно было бы их потерять. Поскольку думать об этом неприятно, такие страхи могут вытесняться в подсознание.

Внешние воздействия на спящего тоже могут отражаться в сновидении. Тяжелое одеяло вызывает сон о том, как человек задыхается в пещере или лавине, запах пищи формирует картины застолья и т.д. в этом случае воображение как бы пытается объяснить ощущения, создать связанную картину происходящего. Анализу сновидений посвящена книга психоаналитика и философа Э. Фромма «Забытый язык».

Галлюцинации – это продукты неуправляемого воображения. Они являются признаком нарушения психической деятельности, вызванного переутомлением, психическим заболеванием, психической травмой или отравлением. В такой ситуации человек считает продукты своего воображения реально существующими объектами и действует по отношению к ним соответственно (разговаривает с воображаемыми голосами, спасается от воображаемых чудовищ и т.д.). Такие действия могут быть опасными для самого человека или окружающих его людей.

Даже самые причудливые образы воображения созданы из хранящихся в памяти свойств реальных объектов. Их фантастичность достигается с помощью следующих приёмоввоображения :

1) Агглютинация – это комбинирование свойств разных объектов в одном. Например: русалка, сфинкс, Минотавр, люди Икс.

2) Акцентуирование – подчеркивание черт отображаемого явления, изменение пропорций. Например: мальчик-с-пальчик, гигантская акула из фильма «Челюсти».

3) Типизация – обобщение свойств, характеризующих целый класс объектов, в результате чего в единичном образе концентрируется и выражается свойство этого класса объектов «в чистом виде». Так возникают образы «прекрасная принцесса», «чокнутый профессор», «идеальный солдат» и т.д.

Влияние воображения на организм

Воображение опосредованно управляет нашим поведением. Как это происходит? Вспомним механизм опредмечивания потребности. До тех пор, пока потребность не была удовлетворена каким-то предметом, она воспринималась лишь как смутное напряжение. С тех пор как потребность однажды встретилась со своим «предметом», всякое ее переживание обрело конкретные очертания – память услужливо предлагает образ желанного предмета, а воображение конструирует ситуацию, в которой возможно удовлетворение потребности. Так, курильщик немедленно «расшифровывает» сигнал организма, начиная искать сигареты, хотя скорее всего затруднится объяснить, как именно он чувствует желание закурить. Если бы некурящему человеку втайне от него создали никотиновую зависимость (например, инъекциями), ощущаемый дискомфорт не вызвал бы у него стремления купить сигарет – потребность не была бы «опредмечена». Итак, образы воображения определяют вектор нашей активности.

Далее, сама суть высших познавательных процессов состоит в формировании системы знаков, которые символизируют реальные объекты и процессы. Например, человек представляет себя идущим по канату на большой высоте, и у него учащается сердцебиение; у кого-то сжимаются кулаки при мысли о возможном оскорблении; знакомая песня вызывает воспоминания и соответствующее настроение. Воображаемые образы могут воздействовать на организм так же, как реальные ситуации :

ü Известен феномен «стигмы» – кровотечений у впечатлительных и фанатичных христиан из кистей и ступней – то есть там, где гвозди пронзили тело Христа на кресте.

ü Феномен «плацебо» заключается в том, что у человека исчезает болезнь после приема «нового, невероятно эффективного лекарства», которое оказывается физиологическим раствором или порошком мела.

ü Известно явление «ложной беременности», когда у страстно мечтающей о материнстве женщины наблюдаются все изменения работы организма, характерные для беременной – кроме наличия плода.

ü Феномен идеомоторного акта состоит в том, что если человек сосредоточенно представляет, как он совершает некие движения, действительно происходят микродвижения соответствующих мышц и закрепление двигательных навыков. Это явление используют спортсмены и музыканты, когда для упражнений нет возможности.

Итак, воображение является мощным инструментом воздействия на организм. Образы, предстающие перед нашим внутренним взором, меняют психическое и физическое состояние человека (подробнее о взаимосвязи эмоционального состояния и физиологии написано в следующих главах). О чем думаете, переживаете, мечтаете вы? Каков психологический фон среднего человека, какие эмоции и настроения у него преобладают? Каждая эмоция вызывает соответствующие изменения в работе организма. Это напряжение или расслабление мышц, свободное или затрудненное дыхание, замедление или ускорение обмена веществ, и т.д. Указанные процессы во многом определяют здоровье и самочувствие человека. Следовательно, воображением необходимо уметь управлять, в противном случае оно будет управлять нами - формировать желания, подсказывать пути их достижения, конструируя пугающие или притягивающие образы. Те, кому доводилось бороться с зависимостью, знают, как сложно противостоять постоянно всплывающим образам желанного предмета, каким сильным, почти неуправляемым становится желание совершить соответствующие действия. Наши предки считали, что это происки дьявола; и сейчас многие верят в порчу, излучение, заклятия. Но научные теории и основанные на них практические системы показывают, что в силах каждого человека управлять своими влечения и формировать желаемые состояния души и тела. Об этом, например, книги российских ученых Л.П. Гримака «Резервы человеческой психики» и Ю.М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».

Контрольные вопросы:

Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением . Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

  • источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
  • оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Функции воображения

Выделяют следующие функции воображения:

  • представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
  • формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
  • участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);
  • регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);
  • основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
  • создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
  • продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения.

Более подробные характеристики разновидностей воображения показаны в табл. 10.1.

Таблица 10.1.

Характеристика отдельных типов воображения
Вид воображения Его характеристики

По степени активности и волевых усилий

Активное воображение (преднамеренное) Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.)
Пассивное воображение (непреднамеренное) При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя)

По степени преобразования действительности

Продуктивное (творческое) воображение Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается
Репродуктивное (воссоздающее) воображение Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Воображение познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Виды воображения

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность и других видов деятельности.

Продуктивное

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинации

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты

Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезы

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального человека.

Сновидения

Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным . Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Воссоздающее и творческое воображение

По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Реалистическое воображение

Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра — сказок, научной фантастики, “фэнтази”.

При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего , идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения — стимулирующая и планирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.

Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки); акцентирование - подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины); агглютинация - соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки). Специфика процесса воображения состоит в том, что они не воспроизводят определенные впечатления в тех же сочетаниях и формах, в которых они были восприняты и сохранены в виде прошлого опыта, а строят из них новые сочетания и формы. В этом проявляется глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое всегда направлено на создание нового — материальных ценностей, научных идей или .

Взаимосвязь воображения и творчества

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции — предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями, и вызывают у них чувства сотворчества. Л. Н. Толстой писал в своих дневниках, что “при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную вещь”.

Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.