Этот фрегат считается одним из не только больших, но и быстрых парусников в мире. Габариты судна на самом деле впечатляющие: общая площадь парусов «Мира» составляет 2771 квадратный метр, а его длина равна 108,6 метрам, а высота грот мачты – около 49,5 метрам (примерно такую же высоту имеет 18-этажное здание!). В движение фрегат приводят два двигателя, мощность каждого из которых составляет 520 л.с.

«Мир» – отправная точка для начинающих моряков

Родина «Мира» - тогдашняя Республика , её Гданьская судоверфь. Фрегат был построен в рамках контракта, заключенного на постройку нескольких судов. Ориентиры заказчиков были понятны: новые корабли для обучения курсантов морских учебных заведений парусному искусству. Практически одновременно с «Миром» увидели свет несколько других парусников, имеющих немалое значение для отечественного мореходного дела: одесская «Дружба», «Надежда» для порта Владивостока.

Трехмачтовик «Мир» впервые сошел на воду 1 декабря 1987 года под флагами СССР. Только построенное судно отправилось в свой самый первый рейс, в морской порт города Ленинград. Принадлежит корабль Государственной академии им. О. Макарова. В северной столице, у берегов Васильевского острова, фрегат зимует и готовится к новым рейсам и по сей день.

Время стоянки в порту недолгое, всего 10-12 дней ежегодно. Обычно это время совпадает с празднованием дня основания Санкт-Петербурга, и на его борт ступают заслуженные деятели города и представители других российских организаций. Вообще «Мир» можно назвать настоящим символом престижа морского Санкт-Петербурга, его почти официальным послом за рубежом.

У человека, неискушенного в , может возникнуть вопрос: «А зачем вообще нужны парусники в XXI веке?». Но любой опытный капитан-наставник ответит, что самые полезные качества у начинающих моряков и военных формируются именно при обучении под парусами. парусника «Мир» изначально разрабатывался для того, чтобы сделать судно главным учебным фрегатом.

И сейчас борт парусника для курсантов университета им. Макарова – очень важное место, где каждый из них познает особенности мореходного дела, тонкости парусного мастерства и делает свои первые робкие шаги в будущей карьере. Именно здесь у курсантов появляется прекрасная возможность получить опыт работы в большом коллективе и научиться принимать быстрые решения при постоянно меняющихся обстоятельствах.

Открытие «Мира» большому миру

График у экипажа судна по-настоящему напряженный. В течение 3 месяцев в году курсанты проходят практику на борту парусника. Кроме учащихся академии, такая морская практика доступна студентам других отечественных мореходных ВУЗов. В общей сложности корабль прошел более чем 200 тысяч морских миль, побывав в портах разных континентов. «Мир» встречали такие города, как Стамбул, Копенгаген, Амстердам, Гамбург, Лондон, Нью Йорк.

Почти каждый год, лишь с небольшими перерывами, фрегат принимает участие в различных морских соревнованиях. Всего в истории «Мира» 24 , в 20-ти из которых экипажем была одержана неоспоримая победа. С 1988 по 2002 год корабль становился бессменным участником регат «Катти Сарк», спонсором которых является одноименная компания, выпускающая виски.

Свой самый значительный мировой рекорд «Мир» установил в 2010 году, когда его средняя скорость достигла 11,3 узла. А максимальный показатель скорости судна из когда-либо зарегистрированных – 21 узел под парусами. Характеристики фрегата сравнивают с историческим клипером «Фермопилы», павшем в далеком 1907 году.

Пожалуй, самым грандиозным событием для экипажа «Мира» стало участие в масштабной интернациональной гранд-регате Columbus-92 в 1992 году. Мероприятие было посвящено 500-летию со дня открытия Америки, в нем приняли участие также другие со всего земного шара. Как и следовало ожидать, абсолютным победителем в регате оказался именно «Мир». Главный приз экипаж фрегата получил из рук Его Величества Хуана Карлоса I, короля .

Другим достижением команды корабля «Мира» можно назвать участие в трансатлантической регате под названием «Tall Ship Races 2000». Уникальна эта регата в истории судна тем, что в это время была обнаружена неисправность в руле, с которой продолжать соревнование не представилось возможным. Несмотря на это, экипажу удалось получить четыре приза в различных номинациях, а также занять в финишной линии класса «А» четвертую позицию. В этой же регате, только в 2003 и 2004 годах, «Мир» завоевывал главный приз. В истории регаты этот случай – беспрецедентный.

Знакомство с экипажем судна: заслуги и перспективы

Первым капитаном корабля «Мир» был назначен Виктор Николаевич Антонов. В разные года должность капитана занимали другие опытные мастера морского дела (В. Зорохов, С. Тимошков, Ю. Галкин), но именно Виктор Николаевич неразрывно связал свою жизнь и карьеру с фрегатом «Мир». В.Н. Антонов – капитан-наставник, именно он обучал морскому делу практически всех курсантов «Макаровки». Сейчас место в капитанском салоне заслуженно занял преемник Антонова - Андрей Орлов.

Несмотря на огромное количество заслуг за плечами, экипаж парусника не желает останавливаться на достигнутом и желает продолжать укреплять свои позиции на мировом уровне. У капитанского состава фрегата и остального экипажа есть заветная мечта – отправиться в кругосветное . Причем вероятность того, что мечта приобретет реальные черты, становится все более и более близкой.

Совсем недавно произошло слияние Академии им. Макарова с Университетом водных коммуникаций, что поспособствовало открытию доступа к акватории Финского залива. Это кардинально новые возможности для «Мира»: именно отсюда начиналось кругосветные кораблей и «Нева».

Краткая история судна


Парусное учебное судно «Мир» – учебный трехмачтовый корабль («фрегат» по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению – судно с полным парусным вооружением).
Судно построено в 1987 году на Гданьской судоверфи «Stocznia Gdanska» (Республика Польша) в рамках заключенного ранее контракта на постройку пяти учебных парусных судов, предназначенных для прохождения плавательной практики курсантов морских учебных заведений.
Под флагом СССР, который был поднят на кормовом флагштоке парусника «Мир» 1 декабря 1987 года, построенное судно отправилось в свой первый рейс в порт приписки – морской порт Ленинград.
Первым капитаном парусника «Мир» был назначен Виктор Антонов. В разные годы капитанами этого судна также служили (в хронологическом порядке): Валерий Зорохов, Сергей Тимошков и Юрий Галкин. В настоящее время капитаном парусника «Мир» является Андрей Орлов.
В период с 1989 по 1991 год судно «Мир» находилось на балансе Балтийского морского пароходства.
В 1991 году парусник передан в управление Ленинградского высшего инженерного морского училища, впоследствии переименованного в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова, а затем в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
В мае 2014 года распоряжением Росморречфлота от 26.05.2014 № АД-207-р парусное учебное судно «Мир» передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт».

Основные технические характеристики судна

Класс судна
Длина судна наибольшая
(с бушпритом)
Ширина судна наибольшая
Высота грот-мачты
Осадка судна
Водоизмещение судна
Количество парусов
Общая площадь парусов
Мощность двигателя
Скорость

Количество спецперсонала
(курсанты, преподаватели)
Экипаж судна

– KM AUT2 special purpose ship
– 108,6 метров;

– 14 м;
– 49,5 м;
– 6,6 м;
– 2 984 тонн;
– 26 ед.
– 2771 кв. м
– 2 419 кВт;
– 11,6 узлов; (официально зарегистрирована максимальная скорость движения парусника под парусами – 21 узел, поэтому судно «Мир» считается самым быстрым парусником в мире).
– 144 человека;

– 46 человек;


Виртуальный тур по судну

На паруснике проходят плавательную практику курсанты высших морских учебных заведений страны. Непрерывность получения ими образования обеспечивается соответствующим оборудованием судна, на котором имеются учебные классы и каюты для преподавателей, а экипаж парусника всегда может оказать помощь при подборе материала для курсовых и дипломных проектов.



Важной страницей в истории парусника «Мир» является его участие в международных парусных регатах.
Парусник «Мир» ежегодно участвовал в международной регате «Катти Сарк Талл Шипс Рейсес» (в период с 1988 по 1989, в 1991 и 1993 году, в период с 1996 по 1998 год, в период с 2000 по 2002 год), преобразованной в 2002 году в «Талл Шипс Рейсес» (в период с 2003 по 2014 год). Принимая участие в данных регатах, организованных Международной организацией парусной подготовки (STI), парусник «Мир» несколько раз побеждал и на отдельных этапах, и в общем зачёте гонок. В 2003 и 2004 годах судно дважды получило главный приз – большую серебряную тарелку. С момента начала проведения таких регат (с 1956 года) парусник «Мир» – единственное парусное судно класса «А», завоевывавшее главный приз два года подряд.
В 1991 году парусник принимал участие в 7-й международной регате «Hochsee Race Der Deetadt Bremerhafen» и занял итоговое первое место.
В 1992 году, в рамках участия в международной гранд регате «Коламбус-92» («Grand regatta Columbus-500»), посвященной пятисотлетнему юбилею открытию Америки, парусник «Мир» пришел к финишу абсолютным победителем. Один из главных призов экипажу вручил Его Величество Король Испании Хуан Карлос I.
В 1993 году парусник одержал победу в регате «STA Netherlands Feeder Race».
В 2005 году победа в регате «Santander Tall Ships’ Regatta – 2005».
В 2007 году парусник «Мир» принял участие в регате «Welt Pokal regatta 2007», где занял первое место в общем зачете.
В 2010 году судно приняло участие в парусной регате «Исторические моря 2010» (Historical Seas Tall Ships Regatta 2010), которая собрала под своими парусами крупные парусные суда с экипажами из многих стран и впервые за 50 лет своего существования проводилась в Эгейском и Черном морях.
В 2013 году участие парусника в регате «Lycamobile Mediterranean Tall Ships Regatta 2013».
В 2014 году, в период проведения зимних игр 2014 года, судно побывало в морском порту Сочи. Это событие стало одним из наиболее запоминающихся моментов для гостей и участников игр в Сочи. В том же году парусник принял участие в «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014» по маршруту порты Варна, и Констанца. В суровой схватке за победу фрегат «Мир» занял почетное второе место, уступив первенство другому паруснику ФГУП «Росморпорт» – «Надежде».

В 2015 году особым событием для парусника стал переход по маршруту Мурманск – Архангельск – Мурманск. Этот рейс символизировал путь Полярных Конвоев Великой отечественной войны и был посвящён памяти погибших моряков Полярных Конвоев. «Мир» выступил в престижной парусной регате « » и принял участие в четырех крупнейших морских фестивалях Европы: Hanse Sail 2015, Sail Bremerhaven 2015 (Германия), Sail Amsterdam 2015 (Нидерланды), (Нидерланды).

В 2016 году парусник участвовал в морском фестивале (Нидерланды, Бельгия). В международной гонке больших парусников «Мир» подтвердил звание самого быстрого фрегата и выиграл все три этапа гонки.

В 2017 году «Мир» принял участие во многих праздниках и фестивалях, среди которых: , и ряд других мероприятиях. Фрегат не обошел стороной и спортивные мероприятия: «Мир» отважно сражался за лидерство в регате The Tall Ships Races 2017.

В 2017 году в Санкт-Петербурге прошло торжественное празднование . Свое 30-летие один из самых быстрых фрегатов в мире отметил дома – в родном порту приписки. За прошедшие годы легендарное судно прошло сотни тысяч морских миль, тысячи курсантов отраслевых учебных заведений прошли на нем плавательную учебную практику.

Участвуя в регатах и учебных плаваниях, парусник «Мир» побывал в таких портах Европы и Америки, как Хельсинки, Копенгаген, Гамбург, Росток, Бремерхафен, Амстердам, Лондон, Ливерпуль, Лиссабон, Барселона, Неаполь, Мальта, Стамбул, Нью-Йорк, и других морских порта мира.
Парусник «Мир» является символом Санкт-Петербурга и гордо несет это звание через моря и океаны. Совершая заходы в иностранные морские порты, экипаж парусника участвует в различных мероприятиях, пропагандируя морскую культуру и высокий уровень морского образования в России.

Парусное учебное судно «Надежда»

Краткая история судна

Парусное учебное судно «Надежда» – учебный трёхмачтовый корабль («фрегат» по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению – судно с полным парусным вооружением).
Судно построено в 1991 году на Гданьской судоверфи «Stocznia Gdanska» (Республика Польша) и стало последним построенным судном в серии судов данного класса, изготовленных в рамках заключенного ранее контракта на постройку пяти учебных парусных судов, предназначенных для прохождения плавательной практики курсантов морских учебных заведений.
Название паруснику дано в честь легендарного фрегата, на борту которого 200 лет назад российские моряки под командованием Ивана Крузенштерна впервые в истории отечественного флота совершили кругосветное плавание, доставили первое русское посольство в Японию, провели исследования Сахалина и островов Курильской гряды.
Под флагом Российской Федерации, который был поднят на кормовом флагштоке парусника «Надежда» 5 июня 1992 года, построенное судно отправилось в свой первый рейс в порт приписки - морской порт Владивосток.
Первым капитаном парусника «Надежда» был назначен Юрий Нерадько. В разные годы капитанами судна также служили (в хронологическом порядке): Виктор Середа, Владимир Антонов, Андрей Кислов, Владимир Василенко, Валерий Неволин, Игорь Гуща, Константин Шкурин. С 2006 года по настоящее время капитаном судна является Сергей Воробьев.
В период с 1991 по 2014 год судно «Надежда» находилось на балансе Дальневосточной государственной морской академии имени адмирала Г.И. Невельского, впоследствии переименованной в Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского.
В ноябре 2014 года распоряжением Росморречфлота от 30.05.2014 № АД-213-р парусное учебное судно «Надежда» передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт».

Основные технические характеристики судна:


Сведения о местонахождении судна по данным сайта marinetraffic.com

Парусник оснащен современным оборудованием дистанционного зондирования океана и современной вычислительной техникой, современными коммуникациями, позволяющими передавать и получать данные через Интернет и проводить телеконференции.
На паруснике проходят плавательную практику курсанты высших морских учебных заведений страны. Ежегодно более 450 российских курсантов проходят практику на борту фрегата «Надежда». Непрерывность получения ими образования обеспечивается соответствующим оборудованием судна, на котором имеются учебные классы и каюты для преподавателей, а экипаж парусника всегда может оказать помощь при подборе материала для курсовых и дипломных проектов.

Участие судна в международных парусных регатах и иных торжественных мероприятиях


Парусник «Надежда» известен тем, что используется в качестве базовой площадки Дальневосточного плавучего университета, главной целью которого является проведение исследований основных климатообразующих факторов в северо-западной части Тихого океана и воздействие климатических изменений на морские экосистемы Дальневосточных морей, подготовка научных кадров для Дальнего Востока в области мониторинга окружающей среды через исследования, проводимые студентами и аспирантами под руководством ведущих ученых Дальнего Востока.
Свыше 20 масштабных морских научно-исследовательских экспедиций с 1997 по 2012 годы были совершены парусника «Надежда» в рамках проекта Дальневосточный плавучий университет совместно с ведущими отечественными и зарубежными научными организациями. В частности, история экспедиций парусника:
В 1997-1998 годах, во время первой морской экспедиции парусника «Надежда», проведены измерения концентрации хлорофилла А в верхнем слое океана и испытаны первые варианты проточных лазерных судовых флуориметров.
В 2000 году парусник участвовал в экспедиции по исследованию биооптических и гидрохимических параметров шельфовых вод Японского моря и возле острова Сахалин и испытания судовых лазерных спектрометров для мониторинга биооптических параметров морской воды.
В 2001 году экспедиция парусника «Надежда» на акватории Охотского и Японского морей, где проведены комплексные исследования морских экосистем Дальневосточных морей, выполнены подспутниковые измерения биооптических характеристик морской воды для разработки региональных алгоритмов восстановления концентрации хлорофилла А по данным спутниковых сканеров морской поверхности и проведён экологический мониторинг морских вод в заливе Пильтун о. Сахалин. В ходе экспедиции проведены испытания судовых лазерных спектрометров для определения элементного состава морской воды и клеток фитопланктона, а также испытан судовой лидарный комплекс для зондирования высотных слоёв атмосферного аэрозоля.
В 2002 году в рамках экспедиции в акваторию Охотского моря выполнялись комплексные исследования параметров, определяющих условия развития фитопланктонных сообществ, проведены испытания новых судовых лазерных спектрометров и подспутниковые измерения концентрации хлорофилла А по ходу судна. Проведён большой комплекс акустических исследований, особенно в районах выхода метана (в виде «газовых факелов») со дна Охотского моря.
В 2003-2004 годах, во время кругосветного плавания, на борту фрегата проводились комплексные исследования атмосферного аэрозоля, биооптических параметров верхнего слоя океана, характеризующих состояние фитопланктнных сообществ, метеопараметров атмосферы, проводилось акустическое зондирование верхнего слоя океана (ВСО). Проведены уникальные исследования процессов переноса атмосферного аэрозоля над Красным морем во время песчаных бурь в пустыне Сахара и на Аравийском полуострове. Проведены измерения биооптических параметров океана и акустическое зондирование горы Ампер в Атлантическом океане. Получены данные об эффективности воспроизводства органического вещества фитопланктонными сообществами для различных районов Мирового океана и развита методика классификации фитопланктонных сообществ по темпам воспроизводства органического вещества. Проведено гидролидарное зондирование верхнего слоя океана одновременно с акустическим зондированием.
В 2006 году парусник «Надежда» совершил переход в устье Амура и в залив Пильтун на о. Сахалин , где в рамках совместного проекта с фондом защиты дикой природы IFAW на борту судна выполнялись исследования акустического воздействия индустриального происхождения на поведение популяции серых китов, обитающих в водах Охотского моря.
В 2008 году в ходе экспедиции судно побывало в акватории залива Петра Великого, где проведены комплексные измерения биооптических параметров морской воды, для разработки региональных алгоритмов восстановления концентрации хлорофилла А из данных спутниковых сканеров цвета морской поверхности.
В 2009 году парусник «Надежда» участвовал в экспедиции, организованной Дальневосточным и Сибирским отделениями Российской академии наук к вулкану Пик Сарычева на остров Матуа, где с использованием лазерного зондирования были проведены исследования микрофизических параметров вулканического пепла, атмосферного аэрозоля вулканического происхождения, динамики и высотного распределения аэрозольных слоев в ходе извержения вулкана – самого мощного извержения курильских вулканов за последние 300 лет.
В 2010 году в рамках организованной международной экспедиции на Курильские острова и северную часть Охотского моря на борту парусника «Надежда» проводились исследования реакции фитопланктонных сообществ на извержения вулканов и воздействие фитопланктонных сообществ на формирование приводного атмосферного аэрозоля, а так же исследовалось воздействие извержения вулкана Пик Сарычева на экосистему о. Матуа.
В 2011 году фрегат отправился в рейс по Японскому морю для того, чтобы изучить воздействие катастрофы на атомной станции Фукусима на окружающую среду в рамках научно-исследовательской экспедиции, организованной Русским географическим обществом с участием ученых и курсантов Морского государственного университета им. Г.И. Невельского, научных сотрудников Дальневосточного и Сибирского отделений Российской академии наук, а также специалистов МЧС России.
В 2012 году парусник «Надежда» участвовал в экспедиции по мониторингу атмосферы и океана, а также испытаниям телеуправляемого подводного аппарата «МАКС-300».

Парусник «Надежда» является постоянным участником международных регат и фестивалей парусных судов, проводимых в Тихоокеанском регионе.
Представляя интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, парусник «Надежда» постоянно посещает российские и иностранные морские порты, пропагандируя морскую историю и морское образование России.
В частности, в 2003 году всемирную известность и славу судну принес кругосветный морской поход судна , посвященный 200-летию первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За четырнадцать месяцев и три дня парусник, преодолел около 45 тыс. морских миль, нанес визит в 30 морских портов в 20 странах мира. За время морского похода фрегат три раза пересекал экватор. Это было первое кругосветное плавание, осуществленное в начале XXI века. Правительство России и Президент России Владимир Путин, побывавший на борту судна, высоко оценили вклад парусника «Надежда» в историю отечественного мореплавания.
В 2007 и 2009 годах парусник «Надежда» принимал участие в 200-мильной гонке по маршруту Нагасаки (Япония) – Йосу (Республика Корея), по итогам которых дважды занимал первые места.
В 2009 году парусник «Надежда» принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 600-летия морского порта Шеньджамен (КНР) – одного из старейших морских портов мира.
В 2010 году судно использовалось в качестве продолжения российского павильона на всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае (КНР) как плавучий выставочный центр. В том же году судно совершило «Манильский рейс » и осуществило судозаход в морской порт Манила (Филиппины). На борту судна прошла дипломатическая конференция по принятию пересмотренной редакции Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Также на судне было подписано Учредительное соглашение по «Всемирному центру подготовки (курсантов) на борту судов» (Global On-Board-Training Centre - GOBTC). В ходе посещения Филиппин на борту парусника «Надежда» прошла совместная плавательная практика с курсантами из Республики Корея, КНР и Филиппин.
Выступая визитной карточкой города Владивостока, парусник «Надежда» совершил в 2011-2012 годах тихоокеанский поход , посвященный 150-летию города Владивостока и 120-летию морского образования в Приморье. В рамках этого похода парусник «Надежда» как официальный плавучий экспозиционный центр российского павильона принял участие во всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2012» в Йосу (Республика Корея), а также участвовал во всемирной кораблестроительной выставке в г. Кодже (Республика Корея).
В 2014 году парусник стал победителем регаты «СКФ Черноморская Регата Больших Парусников 2014 », в которой приняли участие 22 учебно-парусных судна из девяти государств, в том числе парусник «Мир», а также «Крузенштерн» и «Седов». Помимо главного приза судно получило специальные призы организаторов регаты как судно, внесшее лучший вклад в спортивную активность, и как судно, проделавшее самый дальний путь.

В 2015 году «Надежда» участвовала в крупных в Нагасаки (Япония) и Йосу (Южная Корея). Парусник стал международной площадкой для проведения различных мастер-классов и деловых встреч.

В 2016 году специально для участия в престижной регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016» фрегат (Румыния), где был дан старт соревнованиям. «Надежда» совершила полукругосветное путешествие, покинув родной порт приписки – Владивосток и преодолев Индийский океан.

В 2017 году «Надежда» отметила 25-летний юбилей. Этот памятный день фрегат встретил в трансокеанском переходе. Примечательно, что спустя четверть века верной службы он следовал тем же путем, что и его первый экипаж при первом походе – из Европы в порт приписки, домашний порт Владивосток.

Дневники Черноморской регаты больших парусников

Завершается третий этап Черноморской регаты больших парусников 2016 по маршруту Сочи-Варна.

По предварительным показателям, в классе «А» на первом месте парусник «Мир», на втором «Надежда». Несмотря на потерю части фок-мачты парусник «Надежда» занимает лидирующие позиции.

На сегодняшний день уже все парусники идут в порт на двигателях для торжественного завершения гонки и награждения участников.

Во время второй гонки Черноморской регаты парусники должны преодолеть расстояние в 115 морских миль. Сегодня 11 судов уже пришвартовались в морском порту Сочи, проделав этот нелегкий путь. На пути к финишу команды столкнулись с сильным порывистым ветром и высокими волнами. Паруснику «Мир» непогода не помешала прийти первым в своем классе. Однако «Надежда» потеряла часть фок-мачты, а вместе с ней и надежду на победу.

Торжественное открытие сочинского этапа Черноморской регаты больших парусников 2016 прошло в здании морского вокзала города.

Глава города Сочи Анатолий Пахомов и председатель регаты и Всемирной Ассоциации учебных парусников Sail Training International Робин Снук-Хургонье пожелали удачи участникам соревнований.

Жители и гости города смогут принять участие в торжественных мероприятиях и подняться на палубы парусников до 25 сентября.

Начался российский этап Черноморской регаты больших парусников.

Парусная флотилия отправилась по маршруту Новороссийск – Сочи. Перед стартом гонки (16:00 по московскому времени) жителям и гостям Новороссийска выпала уникальная возможность увидеть Парад Парусов.

Во втором этапе регаты участвует три парусника ФГУП «Росморпорт»: «Мир», «Надежда» и «Херсонес». Для парусного учебного судна «Херсонес» предстоящая гонка станет первой после 10 лет простоя и сложного восстановительного ремонта.

В выходные дни парусники, участвующие в Черноморской регате, были открыты для посещения.

Жители и гости города могли подняться на борт самого быстрого парусника класса «А» - «Мир», победителя Черноморской регаты 2015 – парусника «Надежда», а также на легендарный «Крузенштерн». Гостей приветствовали румынский Adornate, болгарские Royal Helena и Kaliakra и парусник Atyla республики Вануату.

В морском порту города проходили спортивные соревнования. Моряки состязались в мини-футболе, волейболе, уличном баскетболе и традиционном перетягивании каната. В тяжелой борьбе экипаж ПУС «Надежда» вырвал победу у команды фрегата «Крузенштерн» в соревнованиях по волейболу. Все участники получили грамоты, медали и памятные призы.

18 сентября прошел торжественный парад экипажей парусников по улице Новороссийской республики, а вечером состоялось награждение команд-победителей гонки Констанца-Новороссийск.

В классе «А» первое место занял «Мир», второе – «Надежда», третье – польская Pogoria. Далее в зачетной таблице расположились болгарские Kaliakra и Royal Helena, за ними – «Крузенштерн». В классе «В» первенство у румынской Adornate, за которой следует парусник Atyla из республики Вануату. В классах «С» и «D» победителем стала российская яхта «Акела».

В ходе торжественных мероприятий на паруснике «Мир» состоялось посвящение в юнги победителей конкурса ВОО «Русское географическое общество».

Вечером состоялся праздничный концерт, а набережную города озарил красочный фейерверк, который официально завершил новороссийский этап регаты.

Завершился первый этап Черноморской регаты больших парусников 2016. В морском порту города Новороссийск уже находятся три парусника ФГУП «Росморпорт»: «Херсонес», «Мир» и «Надежда».

По итогам первого этапа регаты парусник «Мир» подтвердил статус самого быстрого парусника и занял первое место в своем классе (А).

Завершается первая гонка Черноморской регаты больших парусников. Суда прибывают в морской порт Новороссийск. На первом месте в общем зачете финишировала яхта «Акела» (Россия) класс С, пройдено расстояние 426 морских мили со средней скоростью 4,4 узла.

В южной части Черного моря парусник «Мир» вырвался вперед и лидирует в своем классе. До финиша ему осталось 30 морских миль.

14 сентября парусник «Херсонес» прибыл первым в морской порт города и ждет остальных участников.

По показателям на четвертый день гонки по маршруту Констанца – Новороссийск на первом месте гоночная яхта «Акела», класс С, пройдено расстояние 330 морских мили со средней скоростью 4,7 узла (текущая скорость 3,0 узла).

На второе место вырвался парусник «Крузенштерн» класс А (первое место в своем классе), пройдено расстояние 265 морских мили со средней скоростью 2,2 узла (текущая скорость 6,8 узла).

И на третьем месте парусник ФГУП «Росморпорт» «Мир» класс А, (второе место в своем классе) пройдено расстояние 272 морских мили со средней скоростью 2,8 узла (текущая скорость 3,7 узла).

В третий день гонки по маршруту Констанца – Новороссийск на первое место вырывается гоночная яхта «Акела», но парусники ФГУП «Росморпорт» не отстают. «Мир» на втором месте уверенно следует за лидером, «Надежда» отстает от «Акелы» на 35 морских миль. Впереди еще 3 дня упорной борьбы – 16 сентября парусники ждут в Новороссийске.

Парусники ФГУП «Росморпорт» уверенно вырываются в лидеры. За первые сутки «Надежда» прошла 169 мили, а самый быстрый парусник «Мир» на скорости 5.7 узлов преодолел 173 морских миль.

После традиционного торжественного парада парусов в 14:00 началась первая гонка Черноморской регаты больших парусников по маршруту Констанца – Новороссийск. 28 парусников различного класса преодолеют 410 морских миль и 16 сентября прибудут в город-герой Новороссийск.


Кругосветное путешествие парусника «Надежда» 2016-2017

В 2016 году началось кругосветное плавание парусного учебного судна «Надежда».

Фрегат отправился из морского порта Владивосток 28 июня, взяв курс на Черное море, где в сентябре проходила Черноморская регата больших парусников 2016.

Переход судна занял более двух месяцев. За это время парусник «Надежда» пересек Индийский океан и зашел в три иностранных морских порта.

В ходе Черноморской регаты фрегат боролся за первое место с 27 другими парусниками различного класса. Суда преодолели свыше 1000 морских миль. Всего в соревнованиях приняли участие свыше 1,5 тысяч моряков. По итогам общего зачета фрегат занял второе место, уступив лидерство самому быстрому паруснику в своем классе – фрегату «Мир». Сейчас парусник «Надежда» направляется в Калининград для подготовки к участию в трансатлантической регате больших парусников «Рандеву - 2017», после которой судно направится во Владивосток, пройдя Панамский канал и Тихий океан. В родной порт приписки фрегат вернется только в конце октября следующего года.

Практически в течение всего кругосветного путешествия ПУС «Надежда» идёт под парусами. Управляться с ними капитану и экипажу парусника помогают учащиеся морских отраслевых учебных заведений. На борту судна ребята получают необходимые первичные навыки для работы на флоте и осваивают искусство парусного судоходства.

С начала кругосветного плавания на борту ПУС «Надежда» прошли практику 291 курсант МГУ имени адмирала Г.И. Невельского. Сейчас на борту находятся 108 практикантов Института водного транспорта им. Г.Я. Седова (филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»). Трансокеанский переход также будет проходить при непосредственном участии курсантов.

Путь кругосветного плавания парусника прокладывался с учетом маршрутов путешественников – мореплавателей прошлых столетий и, несомненно, займет достойное место в истории парусных походов России.

За 15 месяцев плавания фрегат побывает в 15 морских портах 11 стран. Паруснику «Надежда» предстоит преодолеть более 25 тысяч морских миль, наполненных приключениями и незабываемыми впечатлениями.

Экспедиция станет второй «кругосветкой» в истории парусника и будет приурочена к празднованию 25-летия фрегата.


Поход парусника продолжает традицию духовно-патриотических походов совершаемых курсантами «Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова».

В прошлом 2015 году поход был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и году 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.

На протяжении всего похода, проходившего по маршруту Арктических конвоев времен Второй Мировой войны, все местности пребывания парусного судна и водные просторы освящали иконы, которыми благословил курсантов и их руководителей благочинный храмов при ВУЗах Санкт-Петербурга, настоятель Воскресенского Смольного собора протоиерей Петр Мухин. В Гамбурге и Норвежских портовых городах на мемориальных кладбищах были совершены панихиды по погибшим советским войнам, а в Архангельске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавивший торжества по случаю юбилея святого праведного Иоанна Кронштадтского, на борту судна благословил курсантов совершить морской крестный ход на Соловки, что и было сделано. Тогда же на борту судна побывал и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, а одна из икон, освященная в храме святой равноапостольной Марии Магдалины (на проспекте Косыгина), была передана в дар Арктическому университетуимени М.В. Ломоносова в Архангельске. По возвращении в родной порт Санкт-Петербург икона святого князя Владимира была торжественно доставлена на причал Смольного собора; протоиерей Петр Мухин освятил ею город, и, пройдя крестным ходом при стечении прихожан, курсантов и их руководителей, икона была передана на хранение в Воскресенский Смольный собор.

В этом году, сохраняя традицию, на пристани клириками Благочиния храмов при ВУЗах Санкт-Петербурга был отслужен молебен, а икона святого князя Владимира вновь торжественно заняла свое место на борту парусника. Перед молебном иерей Олег Байда обратился к курсантам с напутственным словом, сказав, в частности:

«В народе говорят: "По имени и житие". Это касается и имени человека, и названия корабля. Стало уже доброй традицией благословлять поход нашего парусника иконой святого равноапостольного князя Владимира. Имя "Владимир" означает "владеющий миром". Святой князь Владимир, крестивший Русь, дал возможность нашему народу быть причастными Правде Божией, причастными полноте и радости бытия!»

За время похода парусник посетит 18 портов и примет участие в крупных морских фестивалях, станет участником международных регат учебных парусных судов: «Tall Ships Races 2016» и «СКФ Черноморская регата Больших Парусников 2016».

Несмотря на пасмурную погоду и сильный ветер, торжественные проводы учебного парусного судна УПС «Мир», любимого петербуржцами, проходили при большом стечении народа.

Не исключено, что это последняя швартовка парусника в Санкт-Петербурге, на своем привычном месте, пирсе у набережной Лейтенанта Шмидта. После завершения строительства Западного Скоростного Диаметра (ЗСД) из-за высоты мачт судно может не пройти под ним. Будем надеяться, что вопрос будущего прохода судна в город найдет свое решение, и горожане еще не раз будут провожать «Мир» в дальние походы.

Диакон Владимир Василик , кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии


«Мир» – трехмачтовый фрегат (корабль), учебное парусное судно Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова (г.Санкт-Петербург).

Парусник «Мир» был построен в 1987 году в Гданьске (Польша) на верфи Ленина по заказу Министерства торгового транспорта и Министерства Рыбной промышленности Советского союза.

Всего по этому проекту было построено пять однотипных кораблей: «Херсоненс» для г.Севастополь «Дружба» для г. Одесса, «Мир» для г.Ленинград, и для г.Владивосток. Все они строились по образцу польского судна «Дар молодежи» («Дар Младзежи»), спущенного на воду в 1982 году, и относятся к классу М-108 (так называемый Мир-класс).

Корпус и такелаж парусника «Мир» стальной, длина фрегата составляет 109,6 метра, ширина - 14 метров, высота грота 49,5 метров, площадь всех парусов - 2771 кв. м.

Первым капитаном судна стал В.Н. Антонов. Государственная морская академия была судовладельцем «Мира» с 1987 по 1989 гг. Затем на три года судно было передано в ведение Балтийского морского пароходства, но в 1991 году парусник снова вернули Академии.

Парусник «Мир» был изначально спроектирован как учебное судно, предназначенное для осуществления морской практики курсантами морских учебных заведений. Сегодня это не только российские ребята, но и будущие моряки из других стран. Одновременно на корабле проходят практику 144 курсанта. Помимо этого «Мир» регулярно принимает участие в парусных регатах, а также «катает» туристов.

В парусных гонках «Мир» неоднократно завоевывал призовые места. В знаменитой регате парусник «Мир» участвовал 10 раз, выигрывая различные призы в своем классе. В 1992 году «Мир» одержал победу в большой регате «Коламбус-92», посвященный 500-летию .

В 2003 и 2004 году парусник «Мир» выиграл регату «Талл Шипс», организованную STI (Международная Ассоциация Учебных Парусных Судов), и стал первым судном класса А за всю историю регаты с 1956 года), два раза подряд завоевавшим в ней первый приз.

Учебное парусное судно «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. Максимальная скорость судна, которую оно развивает только при помощи парусов, составляет 21 узел (38,9 км./ч.). За свою пока еще не очень продолжительную историю парусник прошел уже более 200 тысяч морских миль и побывал во многих портах Европы и Америки. В родной Санкт-Петербург «Мир» обычно приходит ко дню города и на зимнюю стоянку.