С нововведениями в медицинской сфере многих нынешних студентов и тех, кто планирует учиться на врача, волнует вопрос, будет ли интернатура в 2018 году. Медицинские реформы приняты, чтобы в корне изменить обучение студентов-медиков, и главное изменение касается полной отмены интернатуры.

Согласно поправкам, внесенным в федеральный закон об «Охране здоровья граждан» в 2015 году, интернатура будет отменена. Процесс упразднения пройдет поэтапно:

  1. С сентября 2016 года интернатуру отменят для студентов-фармацевтов и стоматологов.
  2. С сентября 2017 года проходить интернатуру не нужно будет педиатрам и терапевтам.
  3. С 2018 года интернатура перестанет существовать для всех медицинских специальностей.

Согласно принятым нововведениям, теперь выпускники медицинских вузов смогут сразу работать в поликлиниках и амбулаториях самостоятельно без присмотра старших коллег.

Ранее интернатура была переходным этапом между обучением в вузе и медицинской практикой. В течение одного года студенты были обязаны работать в больницах и клиниках для получения необходимых практических навыков. На этом этапе обучения будущие медики выполняли функции врачей, но под присмотром старших коллег. За работу будущие врачи не получали оплаты.

При обучении на узкие специальности студенты проходили ординатуру. Она длится 2 года и направлена на получение навыков в узкой специализации, например, неврологии, хирургии, гинекологии, неонтологии. В некоторых случаях необходимо было проходить и интернатуру, и ординатуру, то есть после медицинского вуза еще 1–3 года нужно было потратить на приобретение практических навыков. Интерн или ординатор получал сертификат, который позволял ему вести самостоятельную практику врача.

Отменена будет интернатура, ординатура в 2018 году и ближайшее время останется. Она будет нужна для узких специальностей. Пойти на ординатуру студент сможет после года работы терапевтом в поликлинике.

Отмена интернатуры и процесс обучения

В связи с отменой интернатуры будет изменен и процесс обучения. Чтобы выпускники имели достаточно знаний и навыков после завершения учебного заведения, практика будет увеличена. Количество уроков практики будет увеличено на каждом курсе обучения, начиная с первого года.

На уроках практики студенты будут заниматься на тренажерах и отправляться в больницы и поликлиники для оттачивания навыков. Ведущие доктора и кандидаты медицинских наук высказывают сомнения касаемо такой схемы получения знаний. И тому существует несколько причин:

  1. Из-за увеличения количества уроков практики узконаправленные специалисты не смогут получать достаточно теоретических знаний.
  2. Процесс обучения больше направлен на получение общих знаний, что усложняет подготовку хирургов, гинекологов, дерматологов и других узких специалистов.
  3. Тренажеры не могут заменить живых пациентов, поэтому навыков, полученных в процессе обучения, может не хватить для оказания квалифицированной медицинской помощи в жизни.

В то же время педагоги Воронежского мединститута и других учебных учреждений утверждают, что они выпускают подготовленных к самостоятельной работе специалистов, поэтому нет необходимости тратить время на прохождение интернатуры.

Сертификация и аккредитация

Ранее будущие медики получали сертификат после прохождения интернатуры, который давал им право практиковать. Каждые 5 лет квалификацию необходимо было повышать прохождением курсов и получением очередного сертификата.

После того, как интернатура в 2018 году будет отменена, сертификаты будут заменены на прохождение аккредитации. Сразу после завершения обучения в вузе выпускнику необходимо пройти аккредитацию, так как работать в поликлинике с одним дипломом невозможно. В процессе деятельности врачу будут начисляться баллы, которые будут подтверждать аккредитацию. Баллы аккредитации начисляются:

  1. За посещение медицинских семинаров, конференций и других подобных мероприятий.
  2. За написание научных статей и книг.
  3. За проведение сложных операций и манипуляций.

Впервые подтверждать свою аккредитацию практикующим врачам придется в 2021 году. Некоторые медики очень обеспокоены этим нововведением, поскольку их волнует, кто будет оплачивать подобные поездки, и будет ли оцениваться ежедневная работа врача, а также кто будет работать с пациентами, если все будут писать статьи и ездить по семинарам и конференциям.

Для чего необходима отмена интернатуры в 2018 году?

Сейчас в первом звене медицинского обслуживания в амбулаторных заведениях и поликлиниках наблюдается острая нехватка кадров, особенно в сельской местности. Чиновники из здравоохранения считают, что отмена интернатуры позволит решить данную проблему, так как выпускники медицинских вузов смогут сразу идти работать в поликлиники, что позволит закрыть открытые вакансии.

Чтобы решить проблему нехватки специалистов узкого направления, студентов по набору будут обязывать работать в учреждениях, из которых они были направлены.

Какие результаты принесет отмена интернатуры, покажет только время.

А в ординатуру, необходимую для получения специализации, установлен высокий конкурс. При этом выпускники очного отделения будут попадать в больницы сразу.

В этом году Башгосмедуниверситет выпустил 107 специалистов вечернего отделения по профилю «лечебное дело». Это последний курс, на котором медицинское образование можно было получить на вечернем отделении: с прошлого года такая форма обучения была ликвидирована во всех медицинских вузах страны. Выпускники факультета «лечебное дело» этого года поступили в БГМУ в 2010 году: отучились три года на вечернем отделении, и потом еще три года очно, в феврале этого года они защитили дипломы. Когда они поступали в вуз, то планировали по завершении обучения год отучиться в интернатуре и начать работать врачами. Однако сейчас выяснилось, что такой возможности у них нет. Приказом Минздрава России утверждены новые правила: интернатура с этого года отменена. Теперь выпускники могут пойти учиться только в ординатуру – для получения узкой специализации. Однако шанс попасть туда имеют очень немногие.

– Число мест очень ограничено: 250 – на бюджете и 216 – на коммерции, а выпускников вместе с очниками более тысячи, – поясняет одна из выпускниц вечернего отделения Олеся Агадуллина . – Плюс ко всему на бюджет, например, будут зачисляться выпускники, которые шли по целевому набору, то есть итоговое число мест, на которые можем попасть мы, будет еще меньше. Нам в этой ситуации тем более обидно, так как мы учились на коммерческом отделении и платили в разные годы от 40 до 85 тысяч рублей в год. Сейчас может получиться, что мы потратили время и деньги зря.

Большинство выпускников вечернего отделения – практикующие специалисты младшего и среднего звена, они работали в больницах на протяжении всех лет обучения. А до поступления в вуз закончили еще и медицинские колледжи. Практика работы в больницах у многих – порядка десяти лет. Однако сейчас они оказались в худшей ситуации, чем выпускники очного отделения.

– Выпускники-очники этого года уже сейчас получили возможность работать в больнице, так как они прошли специальную аккредитацию, позволяющую начинать работу, – поясняет другой выпускник вечернего отделения Динар Файзрахманов . – Для вечерников такого нет. В итоге работать пойдут люди, которые только отучились шесть лет в вузе. А мы, закончившие колледжи, вуз и имеющие хорошую практику работы в лечебных учреждениях, остаемся фельдшерами и медсестрами. А все потому, что у нас нехватка врачей общей практики. Из-за этого Минздрав и ввел эти поправки.

Выпускники-вечерники готовы пойти учиться в ординатуру даже на коммерческой основе, хотя за это придется платить порядка 130 тысяч рублей в год. Все что они просят, чтобы их зачислили в ординатуру всех, а не только тех, кто пройдет большой конкурс.

– Выхода нет, нам уже за 30 лет, у многих семьи, дети, – поясняет выпускница вечернего отделения Гульфия Гарифуллина . – Хочется, наконец, закончить учиться.

Когда проблема с вечерниками вскрылась, руководство Башгосмедуниверситета обещало её решить, обратившись в минздрав с просьбой об увеличении числа коммерческих мест в ординатуре.

– Обещали сначала решить вопрос до середины марта, теперь сказали ждать до 15 июня, – говорит Олеся Агадуллина. – Заявления на поступления в ординатуру надо подавать с 1 по 20 июля, то есть времени впритык. Если мы не поступим в ординатуру в этом году, то же самое может произойти и в следующем, и через два, и через три года. Теоретически мы вообще лишаемся возможности стать врачами. О нас просто забыли, и как нам дальше быть – непонятно.

Медицина всегда считалась одной из важнейших сфер социального обеспечения населения. В нашей стране к представителям этой профессии относятся с большим уважением, ведь каждый знает, что именно от людей в белых халатах во многом зависит здоровье граждан.

Любому медику для того чтобы получить право на личную практику приходится преодолевать сложный путь обучения. Только после приобретения глубоких знаний и необходимого опыта начинающий врач может устанавливать диагноз, назначать процедуры и препараты, одновременно принимая на себя полную ответственность за состояние здоровья пациента.

В связи со спецификой профессии к медицинскому образованию принято уделять повышенное внимание. Здравоохранение относится к тем направлениям, где помимо поддержания устоявшихся традиций, необходимо также поощрять инновации.

Необходимость изменений в системе здравоохранения

Практически каждый день научное сообщество выдает новые методики лечения заболеваний и разрабатывает уникальные формулы препаратов для того, чтобы эффективнее справляется с разного рода заболеваниями.

Знания, предоставляемые в медицинских университетах еще пару десятков лет назад, уже не могут составить необходимую базу для современного профессионала. В правительстве понимают это и стараются модернизировать данную сферу образования, хотя и получается это с большим трудом.

Чиновники от профильного министерства каждый год норовят внедрить кардинальные изменения в образовательный процесс начинающих медиков, называя ныне действующую систему морально устарелой и требующей глобального реформирования.

Еще одним поводом задуматься о качественных изменениях системы здравоохранения стали систематические жалобы граждан, недовольных качеством медицинского обслуживания и степенью подготовки молодых специалистов.

Как стало известно из официальных источников, именно принесет долгожданные изменения в медицину. Коснутся они каждого звена отрасли от образования до приема и обслуживания больных.

Наиболее неожиданными станут инновации в сегменте последипломного обучения – интернатуре. Широко распространенная практика, без которой ранее медик не мог получить право на практическую деятельность, может уже совсем скоро отойти в историю.

Причины отмены интернатуры

Начало реформирования медицинской сферы было положено еще в далеком 2011 году, когда на уровне правительства утвердили новый федеральный стандарт образования. В соответствии с этим документом, предполагается поэтапная модернизация системы обучения отечественных сотрудников здравоохранения.

Если ранее в годы, проведенные в университете, студенты изучали по большей части теорию медицинских наук, а практические навыки добывали в период прохождения интернатуры, то сейчас подход к данной концепции кардинально меняется.

Согласно новым стандартам, молодые люди, поступившие в профильный ВУЗ, будут приобретать все необходимые знания, начиная уже с первого курса. Достигаться это будет путем полного перестроения системы подготовки, делая ставку, прежде всего, на практику.

Научная и исследовательская деятельность теперь станет неотъемлемой составляющей учебного процесса. Студенты будут осуществлять практические занятия с настоящими пациентами прямо в своих ВУЗах или городских медучреждениях.

Это крайне важно в плане формирования высококлассного специалиста, способного максимально эффективно воплощать в жизнь полученные знания при непосредственном контакте с больным.

Каждый такой урок пройдет под чутким руководством преподавательского состава с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.

Этапы отмены интернатуры

Согласно установленному правительством плану реформирования сферы медицинского образования, отмена интернатуры пройдет в три этапа.

Первыми под нововведение попадут студенты стоматологических и фармацевтических специальностей: их избавят от необходимости прохождения последипломной практики уже сначала осени 2016 года.

Вторыми на очереди станут педиатры и терапевты: их реформа коснется в 2017 году. Финальным этапом отмены интернатуры станет 2018 год, и под него попадут уже все оставшиеся специалисты.

Данные изменения абсолютно не коснутся . Этот практикум часто путают с интернатурой, хотя функции у них немного разнятся.

Ординатура нужна, прежде всего, специалистам узкой направленности, таким как хирурги, неврологи, дерматологи или гинекологи.

Молодые доктора, выбравшие данную специализацию, по-прежнему будут на протяжении двух лет доказывать свою профессиональную пригодность и только после истечения этого срока смогут получить специальный сертификат, допускающий к самостоятельной практике.

Достоинства изменений в системе подготовки врачей

Столь радикальные изменения в системе подготовки медицинских специалистов получили достаточно неоднозначные отзывы. Как оказалось, люди смогли отыскать в такой инновации как преимущества, так и недостатки, хотя позитива было в разы больше.

Главными достоинствами изменений считают:

  • сокращение времени подготовки специалиста (студенты намного раньше могут приступать к трудовой деятельности, не теряя времени на дополнительное образование);
  • избавление от дефицита кадров в медучреждениях (поскольку медицинские вузы будут быстрее подготавливать врачей, рынок труда быстро заполнится);
  • повышение уровня знаний молодого доктора (делая ставку на практику, ВУЗ сможет предоставить более глубокие знания студенту во время занятий).

Внедряя такие изменения, правительство сможет одновременно ускорить выпуск готового медперсонала и повысить его профессиональный уровень, что и требуется отечественной системе здравоохранения.

Видео-новость

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

Получение диплома в медицинском ВУЗе еще не означает, что можно приступать к самостоятельной работе: прежде чем, начать карьеру врача, от молодого специалиста требуется обязательное прохождение интернатуры по одной из многочисленных врачебных специальностей. Занимает это от одного до двух лет и требует определенных разноплановых усилий, так как молодого врача могут не устраивать специальность, место прохождения интернатуры, необходимость платы за обучение

Платное и бесплатное прохождение интернатуры

Если Вы обучаетесь в ВУЗе по контракту, то рассчитывайте, что, скорее всего прохождение интернатуры будет также платное, без каких-либо гарантий трудоустройства. Учеба на бюджетной основе обычно подразумевает дальнейшее бесплатное обучение в интернатуре, с последующим обязательным трудоустройством.

Следует также учитывать, что цены на обучение (в том числе прохождение интернатуры) в разных медицинских ВУЗах (и даже на различные специальности) могут существенно отличаться. Поэтому при возможности сравните их заранее (в том числе с помощью интернета).

Ориентируйтесь на то, что ежегодно сумма оплаты за обучение в интернатуре увеличивается на 5-15%, и если Вам предстоит учиться полтора или два года, позаботьтесь, чтобы в контракте оговаривалось, что сумма меняться не будет. К тому же можно сразу внести оплату за весь период прохождения интернатуры.

Вместе с тем, даже при обучении в ВУЗе по контракту есть теоретическая возможность прохождения интернатуры бесплатно. Для этого надо найти лечебное учреждение, администрация которого готова взять Вас к себе на работу по определенной специальности и оплатить обучение в интернатуре. Да, обычно это отдаленные от областных центров места и специальности не самые престижные, но зато бесплатно!

Кстати, если Вы согласитесь на такой вариант, совсем не обязательно после прохождения интернатуры ехать в эти дали на работу. Поступление на учебу в клиническую ординатуру или на очную форму аспирантуры освобождает от обязательной отработки трех лет по месту распределения. Правда при этом администрация больницы может взыскать с Вас деньги за обучение в интернатуре, но такое случается крайне редко, обычно есть все возможности расстаться мирно.

Значительно проще, если Вы закончили обучение в ВУЗе на бюджетной основе. В таком случае прохождение интернатуры должно быть бесплатным, плюс обязательная ежемесячная выплата зарплаты врача-интерна (сумма достаточно символическая, но все-таки).

Тем не менее, бдительности не теряйте! Вполне может быть, что бесплатное обучение в интернатуре Вы пройдете, а на работу поедете очень далеко от своего дома. Или наоборот: Вы житель областного центра, на период прохождения интернатуры остаетесь в родном городе с последующим трудоустройством, но специальность - совсем не то, о чем Вы очень и очень мечтали. Вот здесь и может пригодиться обучение в интернатуре по контракту, как запасной вариант, чтобы остаться дома и с желаемой специализацией.

Прохождение интернатуры: очная и заочная часть

Очная часть обучения в интернатуре всегда проводится на базе профильной кафедры медицинского ВУЗа, а значит в крупных городах, чаще областного значения.

Но даже здесь могут быть свои отличия, если, например, обучение в интернатуре предлагают две (или более) конкурирующие кафедры, с разным уровнем оснащенности оборудованием и укомплектованности подготовленным персоналом больницы. Поэтому надо заранее узнать (в том числе у предыдущих поколений врачей-интернов), где прохождение интернатуры будет оптимальным, и продумать, как это осуществить.

Сложнее с заочной частью обучения в интернатуре: ведь в начале карьеры врача Вас могут направить как в центральные районные больницы, так и в больницы небольших городов.

Страшного в этом вроде бы и ничего нет, но, попав для прохождения интернатуры в город «на краю географии», Вам дополнительно надо будет решать как минимум вопрос проживания и поездок домой. Ну а как максимум - объективно сравнивать уровень районной и областной больниц, мягко говоря, не корректно.

Поэтому - опять же заранее - лучше продумать варианты, как остаться для заочного прохождения интернатуры в областном центре.

Прохождение интернатуры – как, чему и у кого учиться?

Следующий вопрос, логично вытекающий из предыдущего обсуждения - кто и чему научит молодого врача в начале карьеры?

А вот тут все или почти все зависит от Вашей инициативы, настойчивости, любознательности, работоспособности. Потому что когда у врача-интерна есть стремление пройти обучение в интернатуре с максимальной пользой, он изыщет для этого возможности в любой, даже в самой, казалось бы, неподходящей обстановке. И, соответственно, наоборот.

Чтобы прохождение интернатуры оказалось достойным началом карьеры врача, постарайтесь в отделении, за которым Вы закреплены на заочной интернатуре, определить одного-двух «идеальных специалистов». Это те, кто работают не менее пяти-десяти лет, пользуются заслуженным авторитетом у коллег и пациентов, не потеряли интерес к тому новому, что происходит в медицине, и при этом охотно отвечают на вопросы профессионального характера и вообще делятся врачебными знаниями и опытом.

Чем больше Вы будете находиться рядом с ними на работе (включая и ночные дежурства, посещение которых при прохождении интернатуры не ограниченно), тем быстрее сможете войти в доверие (в хорошем смысле этого слова). Потому что иначе выполнение многих манипуляций в период прохождения интернатуры вообще могут не доверить, так как за врачебные ошибки интерна ответственность несет заведующий отделением и кафедральный куратор интернатуры.

Но в начале карьеры врача лучше несколько месяцев простоять в операционной вторым или третьим ассистентом хирурга, чем знать ход выполнения операции только по книгам или конспектам.

А если врач видит, что интерн проявляет искренний интерес к своей будущей профессии - появляется реальная возможность научиться многому не только в теории, но и на практике. Тем более что минимальный срок обучения в интернатуре - один год, половина из которого приходится на заочную часть, а этого уже достаточно, чтобы освоить азы специальности.

Успехов Вам и удачи!

Кардинальным образом изменилась схема обучения в медицинских вузах России. Из-за отмены интернатуры многие опасаются того, что в поликлиники придут недоучки. Внедрение новых медицинских стандартов разделило докторов на два сорта.

С 2016 года будущие участковые педиатры и терапевты начинают учиться по сокращенной программе, которая подразумевает шестилетнее обучение. Потенциальные же хирурги, кардиологи и прочие врачи-специалисты должны будут потратить на учебу от 8 до 11 лет.

Как было

Раньше все доктора учились семь-восемь лет. Шесть лет уходило на обучение в мединституте, а затем либо интернатура на год, либо двухгодовая ординатура. Причем, по некоторым специальностям нужно было пройти обе эти ступени. Однако для многих врачей-специалистов достаточно было одной интернатуры или ординатуры на выбор.

Интерн и ординатор считаются в лечебном учреждении кем-то вроде студентов, так как в штате не числятся, да и зарплаты не получают. Они занимаются по сути тем же, что и врач, с одной лишь разницей – все действия интерны и ординаторы выполняют под неусыпным приглядом старших коллег.

Не удивительно, что многие, стараясь побыстрее избавиться от этого половинчатого статуса, выбирают дальнейшим после ВУЗа шагом – годичную интернатуру. Однако с 2017 года выпускники-медики больше не будут терзаться подобным выбором.

Как будет

Теперь с 2017 года студентов медицинских университетов будут учить по новым образовательным стандартам. Сразу после института выпускники получат право сразу же, без никакой дополнительной подготовки, работать на участках в поликлиниках (терапевтами или педиатрами). В этих целях для обучения студентов ввели гораздо больше практических занятий, как с пациентами, так и на тренажерах.

Ректор Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова профессор Петр Глыбочко поделился своими соображениями на счет того, как будет внедрена новая система обучения:

«Теперь на первом курсе предполагается учебная практика по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля. В связи с этим предполагается ввести учебный модуль «Основы ухода за больными» в объеме 36 часов (24 часа будет выделено на отработку навыков на муляжах и тренажерах в собственном тренажерном учебном центре и 12 часов — на практику в клиниках). Второкурсники будут учиться «основам сестринского дела» в объеме 72 часов, у них тоже будет и работа, и практические занятия в тренажерном учебном центре».

Студентам третьих курсов хотят добавить часы практических курсов по оказанию неотложной медицинской помощи. Для четверокурсников и пятикурсников собираются разработать дополнительные учебные модули на профильных кафедрах хирургии, терапии, акушерства и гинекологии.

И здесь также нельзя обойтись без тренажеров и муляжей. На шестом курсе занятия на медицинских симуляторах будут проходить в форме консультаций с преподавателями кафедр выбранного профиля.

«Выпускник медвуза должен быть готов к самостоятельной работе сразу после получения диплома врача. Пусть это будет первичное звено здравоохранения — амбулаторно-поликлиническая сфера, — но наши выпускники будут подготовлены к этой работе уже в ходе стандартной вузовской программы», — подытожил ректор Первого медицинского университета.

Однако, столь радужные перспективы видят не все преподаватели в сфере медицины. Тренажеры и муляжи – это, конечно, хорошо, но живых пациентов им не заменить.

«На мой взгляд, сразу допускать выпускников к работе с больными будет большой ошибкой. Врачу для этого нужны определенные навыки», — высказал свои опасения декан медицинского факультета РУДН профессор Виктор Фролов.

Также подавляющее большинство специалистов серьезно сомневаются на счет продуктивной работы вчерашних студентов в поликлиниках. Вряд ли навыков, полученных в ВУЗе, будет хватать, а вот знаний после введения новых стандартов у выпускников будет еще меньше.

«Чтобы освободить время для практических занятий, нам пришлось сузить программы по отдельным областям медицины, таким как неврология или, например, хирургия. Эти курсы будут читаться в более общем, теоретическом виде», — объяснили в Минздравсоцразвития.

Получается, если раньше выпускник-медик был кем-то вроде «универсального солдата», который мог при помощи медицинского справочника разобраться в большинстве заболеваниях и патологиях, то сейчас сертифицированные участковые врачи о многих болезнях будут иметь лишь теоретическое представление.