Главный герой повести Тема подружится с одноклассником Ивановым, который станет для него эталоном во всем. Иванов и Тема станут друзьями «не разлей вода». Но этой дружбе не суждено было продолжаться. После одного случая в классе, Иванова исключат со школы. Тема найдет себе новых приятелей, с которыми будет мечтать о путешествии в Америку. Но эта мечта так и не осуществится.

Повесть учит своего читателя, что следует признавать свои ошибки, раскаиваться в совершенном и контролировать свои эмоции. Во всех своих неудачах не следует винить окружающих, а сначала следует разобраться в себе.

Читать краткое содержание Детство Темы по главам (Гарин-Михайловский)

Иванов

Сюжет повести разворачивается вокруг семьи Карташевых. Главный герой произведения Тёма – старший ребенок в семье. Его мама Аглаида Семеновна использовала гуманные средства воспитания, а вот его отец Николай Семенович был против сентиментальных методов воспитания, так как был в прошлом генералом. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и следует их держать строго.

Однажды мальчик поломал цветок отца, рассказать о случившемся он безумно боялся, так как знал, чем это может закончиться. Но рано или поздно правда выходит наружу. Отец узнал об этом случае и жестоко наказал юнца. Спустя многие годы, Тёма помнил об этом, он испытывал чувство вражды к отцу.

Только матери он доверяет самые сокровенные тайны и находит успокоение своей души. Последствиями тяжелых физических наказаний становится болезнь Темы. Он показывает настоящее мужество и совершает храбрый поступок.

По рассказам няни, мальчик узнает, что его любимую собачонку бросили в колодец. Тема вначале во сне, а затем уже наяву спасает Жучку. Это событие раз и навсегда изменило мировоззрение мальчика. Тема заболел и несколько недель лежал с горячкой. Хороший иммунитет, молодой организм справился с болезнью, и Тема выздоравливает.

Мальчик посещает пустырь, там он проводит время, играется с ребятами, ведет беззаботную жизнь. Так проходит два года. Тема успешно сдает экзамены в 1 класс.

В школе герой в первый раз узнал, что такое настоящая дружба. Он подружился с соседом по парте Ивановым, который в последующем стал дл него идеалом. Тема во всем пытался подражать приятелю. Он начал много читать, так как его друг любил книги. Приятель Темы поделился своей историей жизни.

Иванов – сирота, приехал к родственникам, богатым помещикам, но они относятся к нему с презрением. Летом он собирается поехать в деревню к другим родичам. Там хорошо, много вишни на деревьях. Тема внимательно слушал рассказы товарища. Ему было жалко друга, он был готов отдать ему все, что имел.

Школа мальчику быстро надоела, он ленился рано вставать, но тут же вспоминал, что увидит Иванова и его одолевало прекрасное чувство.

Ябеда

Пришло время, когда дружба двух друзей прекратилась.

Учитель французского языка Бошар плохо относился к ученикам. На одном из его уроков произошел инцидент полностью изменивший жизнь Темы. В глазок двери заглянул чей-то глаз, а Вахнов показал глазу дулю. В дальнейшем выясняется, что это глаз Иван Ивановича. Последний решает рассказать все директору, но Вахнов пытается оправдать себя и просит помощи у Бошара. Тот естественно ему отказывает. Тогда Вахнов встал на колени перед Иван Ивановичем и стал просить помилования. Он пожалел мальчика и ничего не рассказал директору.

Но об этом случае стало известно директору и педсоветом Вахнова приговорили к аресту на две недели по два часа в день. Вахнов думал, что донес информацию Бошар, но это было не его рук дело.

Как то раз на уроке Вахнов рассказал ребятам, что подложил иголку на стул Бошара. Урок начался, учитель сел на стул и тут же вскочил и вышел с класса. Пришел директор и забрал Тему, Иванова и Вахнова. Первым под раздачу попал Тема. Директор кричал и требовал рассказать правду и Тема не выдержал такого давления и все доложил.

Добившись желанного, директор запер мальчика в комнате, а сам вышел.

В скором времени Тема услышал крики Иванова и понял, что его также допытывает директор. Но Иванов угроз директора об отчислении даже не боялся, он не выдал товарища.

Теме сказали идти в класс, осознавать себя ябедой было жутко неприятно, на душе было очень тяжело.

На заседании педсовета было решено исключить из школы Вахнова, а родственникам Иванова разрешили добровольно забрать документы. Тема был наказан на неделю.

Герой вернулся домой, расплакался и излил матери душу. Мама успокаивала сына и советовала впредь контролировать свои эмоции, не поддаваться слабости. Еще долгое время Тема рыдал, у него была истерика, он не мог представить, что никогда не увидит своего товарища Иванова. Одного неверного шага бывает достаточно, чтобы испортить отношения с человеком. Тема предал, но он этого не желал, он просто не справился со своими эмоциями.

В Америку

Спустя несколько дней Тема остыл. У него появились новые приятели Касицкий и Данилов. Данилов рассказывал друзьям о море. Он хорошо управлял лодкой и часто катал на ней друзей. Приятели забросили учебу и начали получать плохие отметки. Об этом Тема дома умалчивал. А у его мамы было мало свободного времени контролировать успеваемость сына, так как у нее родился еще один ребенок. Ребята мечтали отправиться в Америку. Все деньги, которые им давали на обед, они отдавали Данилову, который собирал их в общую кассу. На Пасху, приятели решили осуществить свою мечту. Подплыли к кораблю, который отправлялся в Америку, и начали махать белыми флагами. Но пассажиры подумали, что с ними прощаются и поэтому корабль не остановился. Так сорвался гениальных план мальчишек.

Экзамены

Приближались экзамены, а Тема так и не рассказал о своей успеваемости. После того как он провалил три экзамена, он признался родителям об обмане. Мать и отец были в ярости, они не ожидали такого крутого поворота. Тема был готов сквозь землю провалиться. Увидев спички, он решает покончить жизнь самоубийством, но после его одолевает страх. Поломав головки спичек, он кладет их в стакан с водой и выпивает. Все это видят родители. Мать в истерике начала отпаивать сына молоко, отец плюнул и вышел с комнаты. Тема умолял пощады, он осознал свою вину. После этого случая, он пересдал три экзамена на отлично.

Николай Семенович Карташев, вышедший в отставку генерал, стремится воспитывать детей как можно более сурово и жестко. Старшим из мальчиков в этой семье является Тема, который в силу своего живого, подвижного темперамента постоянно становится инициатором различных шалостей и проказ, и именно по этой причине отец не перестает его наказывать самым строгим образом.

В то же время мать мальчика Аглаида Васильевна, образованная и чувствительная женщина, смотрит на воспитание совершенно иначе, считая, что ни в коем случае нельзя подавлять в ребенке его естественное человеческое достоинство и превращать в запуганного зверька, который станет вести себя тихо и примерно лишь из страха очередной физической расправы. Теме, которому всего лишь восемь лет, нелегко жить между нередко конфликтующими родителями, и паренек пытается заранее предугадать, как каждый из них отнесется к определенному поступку с его стороны.

Мальчик случайно ломает цветок, которому все семейство, в том числе и Николай Семенович, придает огромное значение. Тема в ужасе, он понимает, что отец не простит ему такой оплошности, и ребенок не решается признаться в случившемся даже матери, опасаясь, что она не сумеет защитить его от неминуемой кары.

В результате в этот же день Тема причиняет еще множество неприятностей родителям, в частности, юбка гувернантки оказывается разорванной, и генерал Карташев вечером устраивает сыну самую жестокую экзекуцию. Тема впоследствии не может забыть это истязание на протяжении многих лет, даже во взрослом возрасте он не в силах до конца простить отцу собственной боли и унижения, пережитых в этот страшный день.

Мать мальчика замечает, что, невзирая на всю его несобранность и склонность действовать импульсивно, не обдумывая своих поступков заранее, у Темы доброе и горячее сердце, и это обстоятельство искренне радует женщину.

Именно Аглаида Васильевна приходит на помощь к сыну в тот момент, когда он находится в весьма тяжелом моральном и физическом состоянии после избиения отцом. Мальчик с готовностью признается матери во всем, после того как она проявляет полное понимание его ошибок и страданий, Тема чувствует в себе желание совершить какой-либо по-настоящему благородный и смелый поступок.

Вспомнив о собаке Жучке, брошенной кем-то в заброшенный колодезь, мальчик спасает животное, хотя затем он сразу же серьезно заболевает и несколько недель проводит в бреду, не замечая происходящего вокруг. Однако у Темы оказывается здоровый и крепкий организм, поэтому постепенно он возвращается к полноценной жизни, и родители даже дают теперь мальчику больше свободы, разрешая играть с соседскими детьми.

Незаметно пролетают еще два года, и Тема успешно поступает в гимназию. С первых же дней мальчик испытывает глубокий страх перед некоторыми из педагогов, держащихся с учениками крайне холодно и жестко, в то же время он понемногу знакомится с новыми товарищами, мечтая найти для себя настоящего, близкого друга.

Наибольшую симпатию среди одноклассников у Темы вызывает некий Иванов, добрый и спокойный паренек, который к тому же является достаточно начитанным для своего возраста. Под его влиянием и Тема увлекается книгами, изучает творчество Майн Рида и Гоголя. Но в результате весьма некрасивой истории Иванов оказывается исключенным из гимназии, и Карташев, поступивший в этой ситуации малодушно и трусливо, понимает, что дружбы между ними никогда более не будет.

Однако в дальнейшем Теме еще предстоит встретиться с товарищем детства во время учебы в Петербурге, а теперь у него завязываются приятельские отношения и с другими одноклассниками, вместе с которыми мальчик мечтает изменить окружающую их жизнь, уехать в Америку, и ребята даже начинают строить лодку, чтобы переплыть океан.

Целиком погрузившись в свои планы, Тема и его друзья фактически забрасывают учебу, в классном журнале напротив фамилии Карташева появляется все больше отрицательных оценок. Мальчик скрывает это от членов своей семьи, прекрасно представляя себе их негативную реакцию и опасаясь гнева отца. Но в определенный момент становится ясно, что с отплытием в Америку ничего не получится, что уже совсем скоро придется сдаваться экзамены, к которым вся компания оказывается абсолютно не готовой.

Тему охватывает панический ужас, мальчик даже предпринимает попытку самоубийства, проглотив ряд головок спичек. Однако все завершается благополучно и без последствий, родители прощают Теме его ложь, и пареньку все же удается не провалить испытания в третий класс.

В это время подрастающий мальчик начинает больше общаться с отцом. Николай Семенович держится теперь с домашними мягче, ласковее, предпочитая проводить время в кругу семьи. Отношение Темы к отцу постепенно меняется, сейчас он уже испытывает к нему не только отвращение и страх, но и восхищение, симпатию. Однако генерал Карташев чувствует себя со временем все хуже, и вскоре его супруга остается вдовой, а дети сиротами. В этот момент Тема понимает, что самая легкая и беззаботная пора его жизни уже завершилась, далее его ожидают новые проблемы и обязанности.

Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства – отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным “поджигателем обычного возбуждения”, а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося “сентиментальному” воспитанию сына, “вырабатывающего” из него “противную слюнявку”. Однако мать Темы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По ее мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в “огаженного звереныша”, запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тема, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.

Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своем поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих “подвигов” героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар – вся “повесть грустного дня” – первого дня повествования, заканчивающегося для Темы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Темы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, “враждебное, никогда не мирящееся”.

В этот ранний период для матери Темы важно то, что, “несмотря на всю сутолоку чувств” и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди ее сына “сидит горячее сердце”. Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий. После искреннего признания и раскаяния Тема испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбужденном состоянии от перенесенных физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.

“Набедокуривший баловень” вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что “какой-то ирод” бросил ее в старый колодезь, Тема сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с “вонючей поверхностью” и “слизистыми стенками полусгнившего сруба” надолго остались в памяти Темы. Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом – в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).

Тогда Темины “подвиги” заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжелой болезни. Однако здоровый организм ребенка берет верх – следует выздоровление, а теплая, по-осеннему примиряющая погода создает у героя такое настроение, когда “вокруг все то же”, “все радует своим однообразием” и снова есть возможность “зажить одной общею жизнью”.

Выздоровление Темы совпадает с еще одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием. Теме разрешают посещать “наемный двор”, пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями “носиться с ребятишками”, “отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей”: их играм в “дзигу” (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю. Так прошло еще два года привольной жизни, и “подоспела гимназия”. Тема выдерживает экзамен в первый класс – начинаются первые страхи перед “свирепым латинистом” и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний. Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, “бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами”.

На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице “доброго и кроткого” одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация “выдавшего”, и ему приходится пережить несколько дней “тяжелого одиночества”.

Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти “избитым путем пошлой жизни”. Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои “успехи” от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. “Америка не выгорела”; компания заслужила прозвище “американцев”, а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о “самоубийстве” посредством “глотанья спичек”, счастливо и без последствий закончившееся. Тема сдает экзамены и переходит в третий класс.

Именно на это время приходится сближение Темы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о “походах, товарищах, сражениях”. Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и веселый дом Карташевых наполняется “рыданиями осиротевшей семьи”.

Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге – “Гимназисты” – читатель встречается с Темой Карташевым – учеником шестого класса.

Вариант 2

Действие повести разворачивается в доме семейства Карташевых. Глава семьи, суровый отставной генерал Николай Семенович, считает, что дети должны воспитываться в спартанских условиях. Генерал против сентиментальных методов воспитания своих детей и не прочь применить телесные наказания за малейшую провинность. Мать семейства, Аглаида Васильевна, придерживается иных взглядов, она считает, что воспитание не должно превратить ребенка в звереныша, боящегося телесных наказаний.

Восьмилетний Тема, старший сын в семье, оказывается между двумя полярными мнениями касательно родительского долга, поэтому в попытках объяснить себе свои поступки, он пытается предсказывать реакцию отца и матери. Именно так читатель и знакомится с Темой, когда он, случайно сломав цветок, не решается признаться в проступке. Он боится жестокости отца, которая превосходит материнскую справедливость. В этой нерешительности сорванец Тема совершает еще несколько “подвигов” – разбивает судок и крадет сахар. Вознаграждением за такое поведение становится суровое наказание отца.

Мать часто выслушивает истории сына и поддерживает его, так как считает, что у него в груди бьется горячее, отважное сердце. И Тема совершает действительно героический поступок. Он узнает, что его любимую собаку Жучку какой-то изувер бросил в старый колодец. Мальчик храбро спускается в полусгнивший сруб колодца и спасает свою любимицу. Однако этот подвиг заканчивается компрессом, горячкой и несколькими неделями болезни. Этот случай глубоко врежется в память Темы, воспоминания о нем он пронесет через всю жизнь.

Перед учебой в гимназии Тема проводит несколько беззаботных лет своего детства, играя с мальчишками на наемном дворе, который отец сдавал в аренду. Юнец целыми днями играет в волчка и носится по округе со своими друзьями. Позже Тема выдерживает вступительный экзамен в гимназию. Юный ученик испытывает первые страхи перед строгими учителями, первое восхищение и обожание добродушных преподавателей. Именно в гимназии Тема находит своего первого друга, гимназиста Иванова, который прививает мальчику любовь к чтению. Однако после неприятного инцидента Иванова отчисляют из гимназии, остальные ребята клеймят доносчиком Тему и стараются игнорировать его.

После разрыва с Ивановым Тема находит себе новых приятелей, вместе с которым увлекается строительством лодки для побега в Америку. На постройку лодки уходит все время мальчиков, что сказывается на их успеваемости. Перед экзаменами Тема настолько боится провала, что размышляет о самоубийстве посредством глотания спичек. Однако он успешно выдерживает экзамены и поступает в третий класс.

В это время происходит сближение Темы с отцом, который становится мягче к сыну. Николай Семенович начинает искать общества мальчика, рассказывать ему истории о своей жизни, военных походах и боевых товарищах. К сожалению, долгожданное воссоединение с отцом заканчивается трагедией – Карташев-старший умирает и осиротевшая семья погружается в траур. На этой печальной ноте завершается первая часть цикла о Теме.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. Гимназисты Именно в этой части повествования складывается основной круг друзей главного героя (компания, состоящая из Карташева, Корне-ва, Долбы, Беренди, Ларио и Дарсье) и общих с ними интересов. Первоначальное противостояние (“партия Карташева” – “партия Корнева”) двух самых авторитетных и уважаемых учеников Read More ......
  2. Студенты Приготовлениями к отъезду в столицу начинается третья часть трилогии. Главный герой – Тема Карташев полон мечтаний о том, как он “станет серьезным, будет заниматься, будет ученым”, а для его близких это время сожалений о том идеальном Теме, которого они Read More ......
  3. Инженеры Перед читателем предстает уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путей сообщения, для которого свершилось то, “к чему четырнадцать лет стремился с многотысячным риском сорваться”. После окончания института Карташев хочет найти работу, “где не берут взяток”. Полный столь благородных и Read More ......
  4. Николай Георгиевич Гарин-Михайловский Биография Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, русский писатель родился 8(20).02.1852 года в семье военного в тогдашнем Петербурге. 1878 года оканчивает петербургский институт путей сообщения. Имел успех в инженерии, построил немало больших железнодорожных полотен. В восьмидесятых годах селится в собственном Read More ......
  5. Детство 12 августа 18– г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведет Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, Read More ......
  6. Детство 1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведется от имени мальчика Алеши Пешкова. I Мое первое воспоминание – смерть отца. Я не понимал, что отца больше нет, но в память мне врезался плач матери Варвары. Перед этим я сильно болел, и Read More ......
  7. Пушкин пишет в эту пору в самых различных жанрах: от острой “летуньи” эпиграммы до философского драматического этюда, социальной и исторической трагедии; от романтической поэмы до реалистического стихотворного романа, шутливо-пародийной реально-бытовой повести в стихах. Необычайной зрелости и высоты достигает в эту Read More ......
  8. Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в Read More ......
Краткое содержание Детство Темы Гарин-Михайловский

В одесской усадьбе в большой семье отставного генерала Николая Семёновича Карташева растёт его старший сын Тёма. Характер николаевского генерала суровый, и он держит своих детей в строгости, приучая их дисциплине. У матери Тёмы Аглаиды Васильевны, умной и образованной женщины, противоположные взгляды на воспитание детей. Она считает, что детей нельзя унижать и держать в страхе перед телесными наказаниями. Восьмилетний Тёма растёт подвижным, шаловливым ребёнком. Сегодня его преследуют неудачи. Нечаянно он ломает любимый отцовский цветок, но в страхе перед предстоящим наказанием не признаётся в этом. Затем следуют самовольная скачка на лошади, разбитая посуда, разорванная юбка гувернантки и, наконец, кража сахара. Отец жестоко выпорол ребёнка. На всю жизнь у Тёмы сохранилась память о жестоких экзекуциях и недоброе чувство к отцу. Аглаида Васильевна знает, что у её сына доброе сердце, и он не заслужил такого жестокого наказания. Чуткая, но строгая любовь матери находит отклик в душе Тёмы, и он признаётся ей во всём. Мальчик испытывает облечение, но всё ещё находится в стрессе из-за перенесенных мучений. Тут он вспоминает свою любимую собачку Жучку. Няня сообщает ему, что какой-то негодяй бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма спускается в колодец, и, рискуя жизнью, спасает свою любимицу. Воистину отважный поступок! Этот эпизод врезался в память Тёмы. В дальнейшем, при сложных жизненных перипетиях он будет вспоминать это событие, произошедшее тёплой летней ночью. Так, решив покончить с собой, он в прощальном письме к матери сравнивает себя с брошенной в колодец собачкой. Тяжёлые сутки заканчиваются для Тёмы долгой, тяжёлой болезнью. Здоровый детский организм побеждает, и Тёма радуется своему выздоровлению. Тёма получает разрешение играть с ребятишками на "наёмном пустыре" - участке усадьбы, который Карташев сдаёт в аренду. Здесь мальчик находит новых друзей, участвует во всех играх, ходит с ними на море. Привольная жизнь длится ещё два года. Но тут Тёме пора поступать в гимназию. Он успешно выдерживает вступительный экзамен и становится гимназистом. Новая жизнь - новые эмоции и впечатления: страх перед строгим учителем латыни, привязанность к доброму учителю естественной истории, новые друзья. Но проходит время, эмоции тускнеют, и наступают однообразные гимназические будни. Тёма дружит с одноклассником Ивановым, добрым и спокойным мальчиком. Иванов любит читать и приобщает Тёму к чтению. Однако после прискорбного происшествия Иванова исключают из гимназии. Дружба заканчивается по серьёзной причине: Иванов становится очевидцем неблаговидного поступка друга. За Тёмой закрепляется репутация доносчика. Ему тяжело пережить бойкот одноклассников. У Тёмы появляются новые друзья. С ними он строит планы путешествия в Америку. Приятели приступают к строительству лодки, на которой они предполагают совершить путешествие. Разумеется, это идёт в ущерб учёбе и приводит к плохим отметкам в гимназическом журнале, о которых родители не знают. Конечно, путешествие в Америку не состоялось, а пробелы в учёбе дали о себе знать. Тёму охватывает страх перед провалом на экзаменах. Его даже посещает мысль о самоубийстве, он хочет отравиться спичками. К счастью, всё заканчивается благополучно. Тёма успешно сдал экзамены и перешёл в третий класс. Отец Тёмы с годами стал мягче и сблизился с детьми. Он чаще общается с ними, рассказывая о былых походах и сражениях. Но здоровье генерала слабеет с каждым днём, и он умирает. Золотое детство Тёмы закончилось.

Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства - отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определённое направление воспитанию детей, среди которых Тёма, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения», а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребёнке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного зверёныша», запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тёма, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.

Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своём поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар - вся «повесть грустного дня» - первого дня повествования, заканчивающегося для Тёмы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

В этот ранний период для матери Тёмы важно то, что, «несмотря на всю сутолоку чувств» и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди её сына «сидит горячее сердце». Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий. После искреннего признания и раскаяния Тёма испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбуждённом состоянии от перенесённых физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.

«Набедокуривший баловень» вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что «какой-то ирод» бросил её в старый колодезь, Тёма сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с «вонючей поверхностью» и «слизистыми стенками полусгнившего сруба» надолго остались в памяти Тёмы. Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом - в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).

Тогда Тёмины «подвиги» заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжёлой болезни. Однако здоровый организм ребёнка берет верх - следует выздоровление, а тёплая, по-осеннему примиряющая погода создаёт у героя такое настроение, когда «вокруг все то же», «все радует своим однообразием» и снова есть возможность «зажить одной общею жизнью».

Выздоровление Тёмы совпадает с ещё одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием. Тёме разрешают посещать «наёмный двор», пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями «носиться с ребятишками», «отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей»: их играм в «дзигу» (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю. Так прошло ещё два года привольной жизни, и «подоспела гимназия». Тёма выдерживает экзамен в первый класс - начинаются первые страхи перед «свирепым латинистом» и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний. Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, «бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами».

На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Тёмой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Тёмы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего», и ему приходится пережить несколько дней «тяжёлого одиночества».

Впрочем, с Ивановым Тёма ещё встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путём пошлой жизни». Приятели, увлечённые строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учёбе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тёма скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. «Америка не выгорела»; компания заслужила прозвище «американцев», а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек», счастливо и без последствий закончившееся. Тёма сдаёт экзамены и переходит в третий класс.

Именно на это время приходится сближение Тёмы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о «походах, товарищах, сражениях». Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и весёлый дом Карташевых наполняется «рыданиями осиротевшей семьи».

Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге - «Гимназисты» - читатель встречается с Тёмой Карташевым - учеником шестого класса.