Правильно и красиво оформленная сервировка повышает детский аппетит и развивает эстетические способности ребенка. Малышу гораздо интереснее принимать пищу и разглядывать красочные салфетки или стаканы. А в день рождения эта потребность только увеличивается. Поэтому крайне необходимо следовать определенным правилам, как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях.

Необходимость правильной сервировки для детей

Организация детского питания в саду и дома во многом влияет на психологическое состояние ребенка. Именно сервировка стола в детском саду играет очень важную роль в этом процессе.

Для этого есть основные правила:

  • Детская посуда должна иметь различные картинки и небольшие размеры. Деткам после 5 лет необходимы навыки пользования не только вилкой, но и ножом определенного размера.
  • Маленьким деткам подходят глубокие тарелочки. Детям постарше – средние, на 300 мл. Мелкая посуда необходима двух типов. Для завтрака и полдника – десертные тарелки, для обеда – глубокие как для первых, так и для вторых блюд.
  • Посуда для напитков должна быть устойчивой и иметь широкое дно. Обязательно наличие ложек разного размера.
  • Приветствуется правило – для каждой группы иметь посуду со своими картинками. Для яиц следует применять специальные рюмочки. Это и удобно, и смотрится красиво и празднично на столе.

Именно поэтому правильно накрытый стол с детских лет помогает формированию культурных навыков.


Праздничный стол в детский день рождения

Сервировка детского стола на день рождения, конечно же, должна быть яркой и красочной. Ведь для ребенка такие моменты запоминаются надолго и учат, как надо принимать гостей по тем или иным поводам.


Следуя алгоритму, необходимо подобрать посуду для сервировки стола детского праздника:

  • Для сладостей необходимы тематические приборы, например, с картинками персонажей любимых мультфильмов. Также понадобятся подходящие вазы для фруктов.
  • Кружки или стаканы можно заменить банками или бутылками, украшенными своими руками.
  • Обязательна подставка для именинного торта.
  • Подносы и блюда для конфет и угощений.
  • Скатерть для кэнди-бара лучше делать длиной до пола. Изготовить ее можно и в домашних условиях из органзы или тафты. Для дня рождения подойдет одноразовая скатерть или клеенка с веселой расцветкой.

При сервировке нужно исходить из количества гостей. Посуду стоит расставлять так, чтобы детям было удобно не только есть за столом, но и проводить различные конкурсы.


В целях безопасности и экономии посуду на день рождения ребенка лучше покупать одноразовую из бумаги или пластика. В магазинах представлен широкий ассортимент продукции для детских праздников. На фото можно увидеть варианты сервировки праздничного стола.


Особенности сервировки детского стола

Атрибуты для сервировки детского стола приучают ребенка к правильной организации приема пищи и развивают творческие способности.


Например, можно изготовить детские салфетницы для каждого сезона. Делать это нужно вместе с детками. Зимние украсить снежинками, а летние изготовить в форме гриба.

Обучение детей искусству накрывания стола можно проводить в игровой форме. Детям младшего возраста поможет кукольная посуда и ролевые игры, а более старшие ребята могут тренироваться на настоящих столовых приборах или придумывать свою схему сервировки с помощью дидактического материала в виде картинок с изображением посуды.

Необходимо создавать с детками схемы или альбомы с определенным алгоритмом действий и порядком расстановки приборов. Такие детские картинки сервировки стола помогут запомнить необходимые детали быстро и надолго.


Дежурным можно придумать яркие фартуки и шапочки. Для этого нужно определенное место – уголок дежурного. Там же находятся график и фотографии дежурных на определенный период. Сделать все это легко своими руками и с привлечением родителей и самих воспитанников.

Ответственные за сервировку столов занимаются не только расстановкой посуды, но и проверяют наличие салфеток на столах и других необходимых аксессуаров. Это не только учит дисциплине, но и способствует развитию мелкой моторики – например, складывание салфеток различными способами.


Требования СанПиНа

В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть дня. Из этого значительная часть времен приходится на прием пищи. Правильное питание заключается не только в соблюдении санитарно-гигиенических норм. Также важен пункт «сервировка столов в детском саду по СанПиН».

Существует определенная схема сервировки стола в детском саду. Основные требования СанПиНа следующие:

  • скатерть стелется на чистый стол, ее края должны быть чуть выше сидений;
  • посуда для напитков ставится в центре;
  • салфетки обязательно присутствуют только в салфетнице;
  • тарелка с хлебом устанавливается по центру стола;
  • столовые приборы кладут с правой от тарелки стороны;
  • для ягодного компота на блюдце должна быть чайная ложка;
  • вилка кладется зубцами вверх, а ложка – выпуклой стороной вверх;
  • при наличии ножа вилка лежит слева от тарелки, а нож – справа;
  • нарезку, салат и овощи подают в отдельных тарелочках или блюдцах;
  • первые горячие блюда подаются только после рассаживания детей.

Схема сервировки стола в детском саду по требованиям СанПиНа представлена на фото.


В детских садах и в домашних условиях следует прививать детям умение накрывать стол. Для этого нужно лишь соблюдать некоторые рекомендации.

Как уже говорилось выше, хорошим вариантом обучения является создание уголков этикета. На них подробно расписана сервировка стола в детском саду в картинках. Ребенок поневоле будет обращать внимание на яркие картинки, и со временем у него сложится правильный алгоритм действий.


Многие воспитатели считают, что для становления личности у детей в саду должна быть посуда с разными рисунками, как на кроватках и шкафчиках. Но это ошибочное мнение. Лучше, если посуда будет одинаковой. Это устранит ссоры между детьми и объединит их.

Главная цель сервировки детского стола – обеспечение порядка и необходимых предметов для процесса принятия пищи. Наличие четких требований СанПиНа, единых правил сервировки и их соблюдение позволит детям легко запомнить все нюансы, связанные с накрыванием стола. Это приносит пользу не только в плане самодисциплины, но и доставляет ребенку радость от возможности сделать что-либо своими руками.

ЭТИКЕТ -это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1.Как сидеть за столо м, как вести застольную беседу и что нельзя делать за столом .

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

не говорить пока во рту пища.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. Взрослые (младший воспитатель и педагог) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились). Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно. Если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание.Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

2.Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку .

Ложку держать в правой руке, подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом. На тарелку столовые приборы кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Начиная со второй половины года во 2 младшей группе приучать детей пользоваться вилкой, в средней группе — пользоваться ножом. Салаты есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке. Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Необходимо объяснять им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью. Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки: курицу, рыбу, сосиску, суфле. Учить детей отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию надо только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Сосиски, сардельки в младшей группе подавать в разрезанном виде, с 4 до 7 лет дети разрезают их сами. Также подавать в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками; макароны, картофельное пюре, омлет, котлету – только вилкой; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом; ягоды в компоте – чайной ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце, ложку в стакане не оставляют; хлеб не откусывают, а отламывают руками, суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска, правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Хлеб надо класть на середину стола в хлебницы, нарезав его на небольшие куски (20-25 г). Брать хлеб из общей хлебницы учить детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз.. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники ставить на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним, пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в рук, чай пьют как обычно)

Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой.Бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую.

Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

Бокал без ручки, стакан берут ниже к донышку.

СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ

В группах раннего возраста продукты выдаются порционно . На хлебницы выкладывается хлеб к каждой смене блюд. Первое блюдо подаётся каждому ребёнку отдельно, по мере съедания первого подаётся второе.

Не позволяйте ребёнку раннего возраста играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Организовать мытьё рук, надеть нагрудник и только после этого усадить его за стол.

После еды не выпускайте малыша из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками — они всегда должны быть на столе.

Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом.

В дошкольных группах стол сервируется так:

ЗАВТРАК - на середину ставят хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки (в зависимости от блюда). Вилка — с левой стороны, нож — справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Тарелки складывают друг на друга и оставляют на краю стола.

ОБЕД — стол сервируют так же, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Дежурные разносят тарелки с салатом, воспитатель приглашает детей за столы. По мере съедания детьми салата, младший воспитатель разливает суп, разносить помогает воспитатель. Дежурные к этому процессу не допускаются. Категорически запрещается оставлять использованную посуду, во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают младший воспитатель и дежурные дети. Второе блюдо подают по мере съедания первого, помогает разносить воспитатель и младший воспитатель. Тарелки после второго складываются одна в одну на краю стола, дежурные их убирают, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

ПОЛДНИК — стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

УЖИН – стол сервируют также, как и к завтраку, кроме масла.

хлебница

Чайная ложка

Чайная ложка

Столовая ложка, нож

Тарелка под салат

Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

п о организации питании в группах

Условия воспитания положительного отношения к еде :

Удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

Благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

Разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

Исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);

Постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

Оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

Позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Организация дежурства

Общие требования:

Дежурство носит характер поручений;

Единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

Обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

Назначают по 1 дежурному для каждого стола (младший, средний возраст); 2 дежурных на все столы – старший возраст.

Поощрение и благодарность за помощь;

младший возраст:

К концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

Раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

средний возраст:

Сервировка стола под руководством взрослого;

Уборка использованных салфеток;

Уборка грязной посуды с детских столов в определённое место.

старший возраст:

Сервировка стола (самостоятельно и под присмотром взрослого);

Размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

Уборка грязной посуды и использованных салфеток, очистка столов от крошек.

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Как вести себя за столом.

Не сиди, развалившись.

Не клади ногу на ногу.

Не шаркай ногами, не разговаривай.

Не вертись, не толкай товарища.

Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.

Кусай хлеб над тарелкой.

Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.

Правильно держи вилку, ложку и нож.

После еды положи ложку и вилку в тарелку.

Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.

После еды полощи рот.

МКУ «Управление образования г. Кировска»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 г. Кировска»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ДОУ

(сервировка, организация дежурства, правила этикета)»

Составитель:

старший воспитатель МБДОУ № 14

Походенько Л.Б.

Культура питания в детском саду.

Воспитатель подготовительной к школе группы №10, дошкольного отделения №8, Лицея 1568 имени Пабло Неруды. Миних Т.В. апрель 2015г.

Культура питания подразумевает воспитание.

«Культурное воспитание начинается очень

рано, когда ребенку очень далеко до

грамотности, когда он только научился

хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

А. С. Макаренко

Культура питания в детском саду - наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Правильное питание – одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

Как правило:

Дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;

Не всегда используют салфетку;

Не знают названия блюд;

Не соблюдают правила поведения за столом;

Не всегда используют столовые приборы по назначению.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож - в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи - со старшей группы.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак - с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать - не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство . Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы , в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

"Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.

2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка:
Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Возраст Задачи
Дети первой младшей группы (от 2-х до 3 лет)

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить “спасибо”

Дети второй младшей группы (от 3-х до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом

Дети средней группы (от 4-х до 5 лет) Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Относить за собой часть посуды.

Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов!

Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.

Помни истину простую: лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую, или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

Организация питания детей в группах

1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

В создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

В формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующей ДОУ.

3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

4. Перед раздачей пищи детям младший воспитатель обязан:

Промыть столы горячей водой с мылом;

Тщательно вымыть руки;

Надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

Проветрить помещение;

Сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет.

6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой убирают дети).

7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

Во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;

Разливают III блюдо;

В салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);

Подается первое блюдо;

Дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

По мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

Дети приступают к приему первого блюда;

По окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;

Подается второе блюдо;

Прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.

10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

Вилка слева, ложка справа или ещё раз о приеме пищи

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей и младших воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Правила сервировки стола

В нашем детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой.Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная со средней группы (с 4-х лет), а ножи — со старшей группы (с 5 лет).
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.
К ЗАВТРАКУ стол сервируется следующим образом: на середину ставят вазочку с цветами, хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки. Вилка-с левой стороны, нож- справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.
Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.
К ОБЕДУ стол сервируют сходным образом, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Разливает суп младший воспитатель. Категорически запрещается оставлять использованную посуду. Стол должен быть всегда опрятным.
К УПЛОТНЕННОМУ ПОЛДНИКУ стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло. Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, — не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения.
Хлеб ставим на середину стола в хлебницах, нарезав его на небольшие куски (20—25 г). Кусков в хлебнице всегда больше, чем детей за столом. Каждый может есть сколько хочет. Дети 5—6 лет принимают участие в накладывании хлеба в хлебницы. Учим делать это двумя вилками: одну подкладывать под кусочек хлеба, другой поддерживать его сверху. Дети прекрасно с этим справляются и очень любят эту работу. Если они не успевают положить весь хлеб в хлебницу, им помогает няня. Брать хлеб из общей хлебницы учим детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз. Вообще приучаем детей во время еды держать обе руки на столе.

Прием пищи

Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, творожные запеканки, разные запеканки, даем детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение желудочного сока), учим их отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.Сосиски, сардельки в младшей группе подаем в разрезанном виде, пяти-шестилетние дети разрезают их сами. Также подаем в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками. Постепенно воспитанники начинают привыкать есть культурно, и уже сами просят разрезать им то или другое кушанье.
Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.

Учим детей пить молоко, чай, кофейный напиток или другие напитки небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.

Очень аппетитно выглядит суп, посыпанный зеленым луком. Аппетитнее пища, когда она посыпана укропом, петрушкой.


Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.

Взрослые (младший воспитатель и воспитательница) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.

Как вести себя за столом

· Не сиди, развалившись.

· Не клади ногу на ногу.

· Не шаркай ногами, не разговаривай.

· Не вертись, не толкай товарища.

· Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.

· Кусай хлеб над тарелкой.

· Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.

· Правильно держи вилку, ложку и нож.

· После еды положи ложку и вилку в тарелку.

· Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.

· После еды полощи рот.

При проведении завтрака, обеда дети спокойно могут обратиться с просьбой к воспитателю, младшему воспитателю помочь разрезать, дать добавку; посоветовать товарищу взять корочку — «помогалочку», а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать: «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не должно быть.

«Красивая сервировка стола не только способствует возбуждению аппетита, но и создает у детей доброжелательный настрой по отношению друг к другу». Поэтому надо не просто стремится эстетично оформить столик, но и время от времени разнообразить это оформление, чтобы детям интересно было его рассматривать. Так для каждого времени года изготовляются специальные салфетницы.

Зимой стол сервируется в бело-голубых тонах, и салфетницы украшаются снежинкой. Летом снежинку сменяют кувшинки из салфеток, а осенью салфетницы превращаются в грибы.

Можно обучать детей искусству сервировки стола, используя дидактические игры, если подходить к проблеме с умом, можно решить сразу несколько педагогических задач.

Вот пример, для того чтобы дети усвоили последовательность и порядок расстановки столовых предметов, необязательно сразу пускать в ход настоящую и даже игрушечную посуду. Можно использовать значки-символы. В ходе игры эти значки играют роль предметов-заменителей, которые, в свою очередь, стимулируют развитие детского воображения.

Можно не спешить сообщать детям, что те или иные круги будут играть роль определенных тарелок, и превратить это в задачу: «Представим себе, что нам нужно продумать расстановку посуды на столе. Но посуды у нас еще нет. Зато есть вот такие фигуры. Как вы думаете, что может обозначать эта фигура? А эта? Почему вы так решили?» Иными словами, закрепление значения за каждым знаком надо предоставить детям.

В обучении этикету могут сыграть свою роль карты и альбомы, в которых изображен порядок расположения посуды и приборов на столе.

Еще более значимым будет рисование таких карт и оформление альбомов силами самих детей. Во-первых, они могут изображать план сервировки стола с помощью тех же символов, предварительно продумав их систему. Во-вторых — рисовать красивые столики, отдельные салфетки и салфетницы, чашки, блюдца и т.п.

В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и складывание салфеток. Это занятие не только развивает представления детей об эстетике быта, но и способствует развитию мелкой моторики руки. Ведь складывание, как и завязывание тесемочек, — серьезная работа для пальчиков.

Перед едой детей приветствует кукла Аппетитик. Во время приема пищи он занимает достойное место за тем столом, где едят культурно и с аппетитом.

Если сразу несколько детских «команд» претендуют на победу, Аппетитик перемещается с одного столика на другой в порядке установленной очереди.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом


По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются.

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

Не говорить пока во рту пища.

Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание.Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.После еды пользуются салфеткой

Посуду дети за собой не убирают. Это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство . Чтобы дети воспринимали дежурство не как досадную нагрузку, а как увлекательное и престижное дело, нужно насытить эту деятельность игровыми моментами, снабдить ее привлекательными элементами.

Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных или белых колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы. Дежурный помогает младшему воспитателю накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет бокалы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол младший воспитатель, вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия. Педагоги делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят мероприятия, посвященные питанию в детском саду.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении за столом физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

Красиво и правильно сервированный стол, красивая еда возбуждают аппетит у ребёнка.

Овладение культурой еды - нелёгкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо.

по организации процесса питания

и сервировки столов в группах

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном
учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в
правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую
роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть
неосознанное желание быть аккуратными. На столах - скатерти, а лучше под
каждый столовый прибор - салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое
оформление стола: обязательно бумажные салфетки, красиво и правильно
разложенные столовые приборы (ложки, вилки, ножи), порционно нарезанный
хлеб в хлебнице, чашки (кружки) по количеству детей, допускается цветочная
композиция для украшения.

ЭТИКЕТ

1. Как сидеть за столом, как вести застольную беседу, как садиться и покидать
стол, что нельзя делать за столом

Перед едой дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду.

Учим детей сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к
спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую
руку держать на коленях, а запястье левой руки на столе.

НЕЛЬЗЯ сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь,
перегибаться через спинку рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела,
барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА. Темы бесед не должны затрагивать личность
ребенка, быть назидательными или возбуждающими. Например, не следует обсуждать
боевик, который многие посмотрели вчера вечером дома. Запрещается просмотр
телевизора по время еды.

При застольной беседе дети должны усвоить всего два правила:

- не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

- не говорить, пока во рту пища.

Известно, что вести беседу за
едой это мастерство, научиться которому можно только на практике. Дети не должны за
столом молчать, и даже к самым маленьким, еще и говорить – то как следует не умеющим, следует периодически обращаться с какой – либо фразой.

Дети, наученные вести беседу за столом, никогда не кричат, даже если нет рядом
взрослого.

Темы бесед могут быть самыми различными, уместно говорить о пище, которую едят
дети: из каких продуктов она сделана, откуда эти продукты появились и т.д. но не следует беседу за столом превращать в подобие обучающего занятия. Если
кто-то из детей переводит разговор на другую тему, пусть так оно и будет. Важно, чтобы у
ребенка в процессе разговора сформировалось свое мнение по поводу обсуждаемых
вопросов. Желательно, чтобы воспитатель воздерживался от высказывания решающего
мнения.

Быть выслушанным – право ребенка, и оно должно быть соблюдено. Необходимо поддерживать инициативу
детей в беседе, помогать им развивать свою мысль. Если дети спокойно ведут разговор
между собой и все участвуют в нем, воспитатель может и не вмешиваться, а лишь следить за тем, чтобы не нарушались правила беседы.

Каждый ребенок, подходящий к столу, должен пожелать сидящим, приятного аппетита, а те, в ответ, поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз.

«Спасибо» обслуживающим его людям он говорит всякий раз, когда ему подают еду,
убирают посуду и т.п. Выходя из-за стола, ребенок еще раз говорит «Спасибо», обращаясь по имени отчеству к младшему
воспитателю.

Посуду дети за собой не убирают, это делают взрослые. Тарелки после супа, второго
следует убирать немедленно, так как стол должен выглядеть всегда опрятно.

2. Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку.

Столовыми приборами учим пользоваться в европейской манере: нож в правой руке,
вилка – в левой. На тарелку их кладут только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту. Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, суфле, желе,
ягоды, пудинг.

Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует
приложить к губам, затем, сжав, в комочек, положить на использованную тарелку или
специально подготовленный контейнер, если пища не доедена, рядом с тарелкой.

Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывают в ручку, сверху
накладывается большой палец, а под руку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

К шести годам ребенок должен знать и соблюдать основные правила поведения за
столом и не делать того, что может быть окружающим неприятным: чесаться, ковырять
в зубах, жевать с открытым ртом, причмокивать губами, оставлять ложку в чашке, есть с ножа, облизывать пальцы, набивать до отказа рот;

Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке;

Салаты, овощи (начиная со старшей группы) есть с помощью ножа и вилки, поддевая
порцию, держа вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка прижимать.

Кашу, омлет, нежное суфле, пудинг разрешается есть десертной ложкой.

Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки (начиная со
старшей группы).


Фрукты едят по-разному. Почистить фрукты малышам должны взрослые, но допускается есть яблоко
целиком.

Масло, джем на хлеб (батон) дети намазывают сами (начиная со старшей группы).

Пироги, печенья, пряники дети едят, держа их в руке.

Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска.

Сервировка стола

Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей
и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.

Посуда должна быть небольшого размера, а главное, привлекательной: с изящным
рисунком, красивой формы.

Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки;
для детей 5-6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 -400 г).

Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные - за завтраком и полдником
и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,- для вторых блюд.

Ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные -
столовые. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.

Вилки следует давать детям начиная с младшей группы (вторая половина года).
Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера, так называемые детские.

К завтраку стол сервируется следующим образом:

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелку с
порционным маслом, салфетницу, блюдца (если столы совмещены, то на каждый
стол отдельно). Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Кружки ставятся в центре стола, по количеству детей.

Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными.
Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.

Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.

К обеду стол сервируется сходным образом:

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетницу
(если столы совмещены, то на каждый стол отдельно). Затем раскладывают ложки,
вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Кружки ставятся в центре стола, по количеству детей, а на край
стола горкой ставят глубокие тарелки и салатники, если к обеду подается салат
(по 4 штуки на каждую половину стола).

Суп разливает младший воспитатель перед тем, как дети сядут за стол.Не нужно
преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее
полезна. Если младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, она
всегда успеет вовремя подать каждому второе.

К полднику стол сервируется:

В центре стола ставится салфетница, кружки и тарелка, если предлагается выпечка
или печенье.

К ужину стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.


Этикет кормления

Во время кормления детям раннего возраста надо надевать клеёнчатые
надгрудники. В распоряжении детей должны быть и салфетки. После полутора лет
они должны научиться самостоятельно пользоваться ими. Воспитатель приучает
ребёнка держать ложку в правой руке, за середину черенка, обхватив сверху пальцами.
Детей учат есть и первое, и второе блюдо с хлебом, не брать пищу из тарелки руками,
мясное блюдо есть с гарниром, пользоваться салфеткой.

Блюда должны подаваться своевременно, чтобы, сев за стол, малыш тут же начал
есть, т.е. недопустимо сажать детей за пустые столы.

Надо помнить, что движения ребёнка ещё мало координированы, и требовать от
него соблюдения полного порядка во время еды нельзя. Дети быстро утомляются и,
утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Взрослые должны
помочь им закончить обед. Если малыш всё – таки отказывается от еды, настаивать не следует.

Дети должны усвоить правила: нельзя выходить из-за стола с куском хлеба, пирога, яблока и т.д.; нельзя выходить, если рот наполнен
непрожёванной пищей. Уже в этом возрасте ребёнок должен благодарить взрослого
после еды, задвигать свой стульчик.

Во время еды воспитателю следует разговаривать с детьми («Ешьте, дети, суп
вкусный»; «Катя, возьми хлеб, откуси кусочек»; «Мария Ивановна, Саша съел суп,
положите и ему, пожалуйста, котлету с картошкой. Вкусная котлетка, ешь, Саша» и пр.),
использовать художественное слово.

Важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети.
Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого
еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к
промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно
и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок
испытывает затруднения.

И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

Каждый ребенок рождается на свет с присущими ему хорошо функционирующими
механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться.
Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита
никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого
тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии
ребенка, которые, возможно, будут сопутствовать ему в течение всей жизни. Вкусы
ребенка могут быть наследственными и формироваться в семье в силу особенностей ее
питания.

Во время сервировки столов к процессу питания активное участие принимают
дежурные.