Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе. Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание. Сколько продлится этот сложный период - нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний. Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.

Адаптация к школе

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям . Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Трудности

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам - и общение в школе будет только в радость.

Психологическая

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

  1. Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  2. Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  3. Не забывайте, что ваш ребёнок - самоценность для родителей.
  4. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  5. Проводите время с ребенком после школьного дня.
  6. Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  7. Учитывайте характер и темперамент ребёнка - только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  8. Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  9. Поощряйте ученика за разные успехи - не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, .
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

«Это интересно! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».

Социальная

Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.

Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию. Поддерживайте и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях. Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:


Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

Добрый день, дорогие читатели! Первый год обучения в школе для ребенка очень трудный. Так много изменений в его жизни пришли к нему одним днем. Много нового и неизвестного вокруг. От того как пройдет адаптация к школе будет зависеть настроение ребенка, его отношение к школе, его желание учиться и даже его физическое самочувствие. Как помочь ребенку справится со всеми этими переживаниями, чтобы период адаптации прошел быстро и гладко. Ответим в этой статье.

Первого сентября с нетерпением ждут не только будущие первоклассники, но и родители. Нам кажется, что наш малыш уже совсем большой, и вот он совсем скоро переступит порог школы и начнется совсем другая жизнь. Он будет читать книги, с удовольствием делать уроки, заниматься.

Но, это может произойти не первого сентября, и даже не второго и не третьего. Важно понимать, что процесс адаптации ребенка к школе — это отрезок времени, за который ребенок знакомится и привыкает к новым условиям. И это не один день.

Это перестройка организма ребенка, приспосабливание к совершенно новым условиям. Эта перестройка происходит как снаружи, так и внутри самого ребенка. Мы ведь помним, что этот период еще совпадает с . Поэтому малышу требуется еще больше сил, чтобы привыкнуть к таким мощным изменениям в его жизни.

Ребенок попадает в совершенно новую для него среду. Здесь появляются новые правила, новый порядки, новые взрослые. Нужно оглядеться вокруг. Освоить правила поведения в школе. Малыш осваивает для себя новую социальную роль — «ученик».

Основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Появляется новая социальная группа сверстников — класс. В которой нужно научиться общаться и взаимодействовать.

Виды адаптации к школе

Можно выделить психологическую адаптацию, социальную и физиологическую.

  • Психологическая адаптация связана со внутренними изменениями первоклассников. Формирование у них внутренней позиции школьника, перестройка организма в связи с возрастным кризисом, развитие новых уровней психических функций, общее эмоциональное состояние ребенка в этот период.
  • Социальная адаптация ребенка обучает его новой социальной роли. Малыш учится общаться со сверстниками, учителями. Меняются взаимоотношения и с родителями. Ведь он теперь «совсем большой», он уже первоклассник, а значит и отношение к нему другое.
  • Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане. Новый режим, усиленные нагрузки на организм, даже его личностные эмоциональные переживания могут сказаться и на здоровье.

Сколько длится адаптация к школе

Однозначно на этот вопрос вам никто не ответит. Все очень индивидуально. Это зависит от темперамента ребенка, от его психологической готовности к школьному обучению, от атмосферы в семье, от первой учительницы. Помните, что данный период ещё совпадает с , что накладывает свои «опечатки».

Рассмотрим этапы адаптации


От чего зависит, как пройдет адаптация?

  • Уровень психологической готовности к школе (подробнее читайте в );
  • Уровень интеллектуальных способностей (читайте в статье );
  • Состояние физического здоровья;
  • Темперамент ребенка, его готовность к установлению новых социальных контактов, общительность;
  • Настроение в семье (напуганы родители — напуган и ребенок);
  • Профессионализм педагогического школьного состава.

Три уровня прохождения адаптационного периода


Что такое дезадаптация?

Если ребенок был не готов к школе, то в такой стрессовой для него ситуации у него могут появиться различные расстройства (личностные, поведенческие), проблемы со здоровьем.

В период адаптации ребенка к школе родителям необходимо быть очень внимательным к малышу. Стоит обращать внимание на первые симптомы, которые могут говорить о повышенном стрессе у ребенка:

  • плохой сон
  • снижение аппетита
  • повышенная утомляемость
  • пассивность
  • поведенческие изменения

Если не среагировать на первые признаки, то в дальнейшем они могут перерасти в невротические состояния — появление тиков, заикания, энурезы/энкапрезы и т. д.

Как помочь своему ребенку адаптироваться в школе?

Соблюдайте режим

Летом у многих детей «расслабленный» режим дня. Можно попозже ложиться и попозже вставать. Если ваш малыш любит утром понежиться в своей постели, лучше заранее начать приучать его к более раннему подъему , чтобы первого сентября это не было для него дополнительным стрессом.

Так как нагрузка на нервную систему первоклассников увеличена, стоит, по возможности, исключить возможные дополнительные нагрузки. Уменьшить время за телевизором и компьютером . Уделить особенное внимание сну — как ночному, так и дневному. Если ваш малыш уже не спит днем, то это должно быть все равно временем «тихих игр», чтобы организм мог отдохнуть.

Прогулки на свежем воздухе . Созерцание природной красоты «золотой осени». Как бы ни банально избито звучало, свежий воздух, двигательная активность — все это улучшает состояние здоровья наших детей.

Особенно учитываем то, что процесс школьного обучения со стороны двигательной активности считается пассивным. Ребенок вынужден сидеть за партой большую часть времени. В идеале, помимо прогулок и двигательных игр, приучить ребенка к небольшой утренней зарядке.

Питание. Не смотря на то, что в школе детей будут кормить завтраком, обычно первоклассников кормят после второго урока, ориентировочно в начале 11-го. Поэтому, покормите малыша утром дома . Это придаст ему сил и энергии.

Тем более неспешные сборы в школу дают возможность ребенку проснуться и активизироваться.

Исключите дополнительные нагрузки

Сейчас для дошкольников и детей младшего школьного возраста существует огромное количество кружков, секций и дополнительных развивающих занятий. Конечно, очень хочется познакомить ребенка с разными направлениями.

Для более успешной адаптации, все-таки стоит немного повременить с посещением внеклассных занятий. Пусть ваш малыш сначала освоится в своем 1 классе. Это касается и введения любых других изменений в его жизнь.

Не торопите ребенка

Познавательная активность у малыша активизировалась, его заинтересовал процесс обучения, но даже для ребенка, который был готов к школе, игровая деятельность все еще остается актуальной. Чтобы ему было спокойнее в школе, разрешите первое время брать с собой любимую игрушку, в которую он сможет играть на переменах. Или посадит рядом с собой на первых уроках.

В 1 классе не должны задавать домашних заданий, но если какая-то домашняя работа требуется, не торопите малыша с ее выполнением, дайте ему время отдохнуть, поиграть и только потом сесть за выполнение задания.

Помогите наладить отношения с одноклассниками

Условием успешной адаптации является выстраивание вашим ребенком дружеских отношений в коллективе. Помогите ему в этом. Пригласите его новых товарищей на совместную прогулку или в гости.

Если он сможет общаться с ними и вне стен школы, это будет большим преимуществом и поможет быстрее адаптироваться к школе и даже быть более успешным в учебной деятельности.

Радуйтесь успехам и не ругайте за неудачи

Процесс обучения без ошибок не обходится. Не надо сразу делать выводы об интеллектуальной неготовности малыша. «Почему ты не понимаешь? Это же так просто! Ты что, глупый?» Услышав это, ребенок может поверить в то, что он неудачник и перестанет к чему-то стремиться дальше. А зачем? Из него же все равно ничего толкового не выйдет?

Помните, в данном случае важен не результат, а сам процесс! Если ваш малыш старается, он проявляет интерес к учебе — похвалите его за это! А если с заданием справиться самостоятельно не получилось, попробуйте сделать его вместе.

Мой дом — моя крепость

Создайте дома спокойную атмосферу. Это то безопасное место, где все знакомо и понятно, где ваш малыш может наконец-то расслабится и заняться любимым делом, где его принимают и поддерживают.

Помните, дорогие родители, как пройдет эта перестройка вашего малыша под новые условия, зависит и от вас самих. Если что-то в поведении вашего наследника настораживает, или у вас появляются вопросы — не стесняйтесь обращаться к педагогам и специалистам школы.

Посмотрите небольшое видео об адаптации первоклассников к школе:


Начало школьных занятий - это новый этап в жизни маленького человека. Как подготовить его ко взрослой жизни, помочь ему сориентироваться в новом мире под названием «школа»?

Об этом рассказывает Елена Изотова, главный детский внештатный невролог комитета здравоохранения Волгоградской области.

Новые правила

С того момента, когда ребёнок переступает порог школы, для него начинается совершенно новая жизнь. Кардинально меняется режим дня: раньше малыш делал то, что хотел: гулял, спал, кушал. Родители подстраивались под его желания. Теперь же в его жизни появятся слова «должен» и «надо». И родителям нужно подготовить его к этому, настроить на серьёзный лад. Иначе начало нового жизненного этапа станет для первоклашки серьёзным испытанием.

Главное отличие школьного возраста от дошкольного - большая умственная нагрузка. Кроме того, он теперь много времени проводит в большом коллективе. Здесь, в отличие от детского сада, - конкурентная среда, ребёнку нужно выделиться среди своих товарищей, научиться соревноваться и побеждать, кроме того, нужно заниматься и дома. Всё это - совершенно новые виды деятельности. И готовиться к этому нужно заранее.

Ребёнок должен знать, что он теперь большой, он должен ходить в школу, делать уроки - это его основная обязанность. Объясните ему, для чего вообще нужно учиться - быть грамотным, уметь считать. Можно даже рассказать о том, что, получив эти знания, он, став взрослым, сможет выбрать себе специальность, обеспечивать семью. Всё это вполне можно донести даже до детсадовца в доступной форме.

- Не слишком ли большой груз ответственности взваливается на маленького человека? Не грозит ли это стрессом?

Психика ребёнка отличается пластичностью, он не будет фиксироваться на этих сложностях, если не заострять на них внимания. Но родителям всё-таки нужно месяца за три, за полгода, начать готовить будущего первоклассника к новой жизни, настроить, предупредить его о том, что в школе будет нелегко. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину»: заинтересовывайте ребёнка, но при этом приучайте к дисциплине.

Максимальное время для уроков – полтора часа. Ребёнок не должен сидеть за уроками по три - пять часов, это очень большая нагрузка, и пользы от этого не будет

А чтобы избежать перегрузок, необходимо в первую очередь отрегулировать режим дня - он будет заметно отличаться от детсадовского. После занятий у младших школьников обязательно должен следовать обед и непременно дневной сон. Он эффективнее, чем ночной: известно, что 20 минут дневного сна заменяют час ночного. Таким образом снимаются стрессы, притухают яркие впечатления.

Не нужно сразу усаживать ребёнка за домашнее задание, принцип «сделал дело - гуляй смело» здесь не работает. Отправьте вашего первоклассника поиграть на свежем воздухе. И только после этого - за письменный стол. Максимальное время для уроков - полтора часа. Ребёнок не должен сидеть за уроками по три - пять часов, это очень большая нагрузка, и пользы от этого не будет. Первое время проверяйте, как ваш школьник выполняет домашнее задание, контролируйте, помогайте ему втянуться в школьный ритм. Поощряйте его за любые успехи. Это играет гораздо большую роль в процессе обучения, чем наказание. Известно, что до семи лет ребёнок вообще не понимает, за что его наказывают: должна работать только позитивная мотивация.

Усталости нет?

- Какие тревожные симптомы, связанные со здоровьем первоклассника, должны насторожить родителей?

Первый тревожный симптом - это гиперактивность. Ребёнок в отличие от взрослого при переутомлении не чувствует усталости. Мы понимаем, что нужно отдохнуть, полежать, расслабиться, отвлечься. Ребёнок же реагирует по-другому: двигательная активность у него повышается. В разговоре он начинает перепрыгивать с одной мысли на другую, становится импульсивным, не может сосредоточиться на чём-то одном, довести дело до конца. Нужно присматриваться к ребёнку, проследить, как изменилось его поведение при повышенных нагрузках. Бывает, что при утомлении появляются и тики: ребёнок моргает, открывает рот, передёргивает плечами. Если это приобретает навязчивый и постоянный характер - нужно обратиться к врачу. Но эти же признаки могут свидетельствовать о переутомлении. Так в организме включается компенсаторный механизм: взрослые, когда раздражаются, могут накричать. Малыш накричать не может и начинает моргать глазами. Иногда ребёнок говорит: «Я моргну - и мне легче». Такие компенсаторные движения в лечении не нуждаются: нужно пересмотреть режим дня, больше времени уделять отдыху.

В школе ждёт ещё одно важное испытание: организм начинает испытывать сильную нагрузку на позвоночник. Сидение вообще для нашего организма - антифизиологическое состояние, отсюда и проблемы с позвоночником (болезнь цивилизации).

Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка был удобный стол и стул, свет должен падать слева, под ногами стоять скамеечка. Проследите, чтобы сидеть ребёнку было удобно. А вот корпеть долго за учебниками не нужно: 30 - 45 минут - и 15 минут перерыв.

- Нужно ли менять рацион питания школьника?

Идеальным будет дробное пятиразовое питание, обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Меню составляйте по принципу пищевой пирамиды. Её основу составляют овощи, фрукты, цельнозерновые продукты - источники так называемых длинных углеводов (неочищенный рис, хлеб грубого помола, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши), растительные жиры. На втором месте - продукты, содержащие белок. Далее идут молоко и молочные изделия. На самой верхней ступеньке пирамиды - жиры.

Закадычные друзья

- Как помочь первоклашке наладить отношения с одноклассниками? И нужно ли вообще вмешиваться?

Взаимоотношениями в коллективе, в обществе нужно заниматься всю жизнь. И начинается этот процесс с первого класса школы, в садике учить этому было не нужно. К шести - семи годам человек уже готов к тому, чтобы начать осваивать социальную роль в обществе. Ему необходимо общаться со сверстниками, именно сейчас появляются закадычные друзья: психика созрела для тесного и душевного общения. Если же возникают конфликты, попытайтесь объяснить ребёнку, что в споре, в конфликте часто виноваты обе стороны. Сейчас ваш ребёнок приобретает новый опыт общения, который впоследствии пригодится во взрослой жизни. И в этом ему также нужна ваша поддержка.

В целом, чтобы помочь первоклашке адаптироваться к школе, постарайтесь не впадать в крайности: сделайте так, чтобы ребёнок совсем не махнул рукой на занятия, но и в тоже время не перенапрягался, не подорвал здоровье, сильно не расстраивался из-за неудач. Это тоже задача родителей - объяснить, помочь, направить, создать условия.

Помните об индивидуальных особенностях: кто-то всё время будет стремиться быть первым, а кого-то нужно контролировать и направлять. Вселите в ребёнка уверенность в его силах, именно сейчас ему нужна ваша помощь.

Адаптация – процесс достаточно длительный, это привыкание к новому режиму, условиям, окружению. Если ваш ребенок скоро идет в первый класс, самое время заняться подготовкой уже сейчас. Каждый малыш осознает перемены и переживает их по-своему, период может продолжаться от пары недель до 5-6 месяцев. Это зависит от характера первоклассника, его окружения, уровня сложности школьной программы, степени готовности ребенка. Очень важна и поддержка близких людей: чем сильнее чадо будет ее ощущать – тем легче пройдет процесс привыкания.

Условно адаптацию делят на три этапа:

  • Первый этап – «Физиологическая буря», это начало привыкания, который сопровождается перенапряжением и бурными реакциями организма.
  • Второй этап – неустойчивое приспособление, организм еще ищет варианты реакции на тот или иной раздражитель.
  • Третий этап – полные привыкание, "человек освоился", когда ребенок уже находит свое место в классе, успешно социализируется, хорошо справляется с программой. Очень важна как психологическая, так и социальная адаптация. Зачастую в школах в октябре-ноябре школьные психологи проводят диагностику среди учащихся 1 и 5 классов, чтобы проверить, все ли дети смогли привыкнуть.

Первый раз в первый класс

Как правило, первоклассники идут в школу с удовольствием, для них – это еще одна увлекательная игра, познание чего-то нового и необычного. Однако на протяжении первых месяцев обучение отношение к образовательному процессу может резко поменяться. Жесткие требования учителей, насыщенная программа, перегрузки, дополнительные задания – это факторы, вызывающие у первоклассников страх перед школой, учителем или уроками.

Родителям стоит обратить самое пристальное внимание на состояние ребенка в первый месяц обучения – это так называемая «острая адаптация».

В этот период не нужно перегружать чадо дополнительными заданиями: записаться в спортивную секцию или на кружок можно и с октября-ноября, а в сентябре позволить малышу спокойно привыкать к новому роду деятельности. Также не стоит резко менять ритм жизни первоклассника, мотивируя это тем, что «Ты уже взрослый, все можешь сам». В 7-летнем возрасте более чем в любом другом, ребенку очень нужна ваша помощь и поддержка.

Важные нюансы:

Установите вместе с ребенком режим дня, подготовка домашних заданий и школа должна чередоваться с активным отдыхом. Ребенок должен соблюдать режим: при нарушении распорядка первоклассник быстро устает, становится рассеянным, у него появляются головные боли, снижается умственная деятельность, пропадает желание учиться. Старайтесь не торопить ребенка, рассчитывайте свое время: если вы знаете, что ваше чадо медлительное – выделяйте больше минут на сборы, лучше вы встанете на 15 минут раньше, но уж точно не будете торопиться, как на пожар, и не будете бояться опоздать. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, обязательно подбодрите его, а не прощайтесь в стиле: «Чтобы не было плохих оценок» или «Смотри, чтобы учителя на тебя не жаловались».

После школы не торопите ребенка, пусть он отдохнет хотя бы час-полтора, а потом садится за уроки. Не предлагайте сразу свою помощь, наберитесь терпения. Если первоклассник с чем-то не справляется, предложите подумать над задачей вместе, чаще его мотивируйте. Будьте внимательны к жалобам ребенка: усталость, головные боли, сонливость – это объективные признаки того, что процесс проходит тяжело, в ваших силах облегчить ее.

  • · Принимайте ребенка таким, какой он есть, не стремитесь сравнивать его с одноклассниками или одногодками – вы либо занизите самооценку первоклассника либо разовьете в нем непомерную гордость;
  • · Наладьте контакт с классным руководителем, школьным психологом, запишите их телефон, чтобы в случае чего можно было расспросить или посоветоваться с опытными людьми;
  • · Проявляйте интерес к своему ребенку. Если он чем-то недоволен или расстроен, просто выслушайте его. Не думайте, что детские проблемы менее важны, чем проблемы взрослых;
  • · Если ваш ребенок медленно считает или неаккуратно пишет – не критикуйте его, лучше помогите ему потренироваться. Критика – страшное оружие для маленьких детей, особенно, если их ругают прилюдно;
  • · Поощряйте ребенка за успехи, стимулируйте к совершенствованию. Даже «уже взрослому» первокласснику нужна ваша забота: если вы рассказываете ему сказку перед сном или вместе слушаете записи – пусть это останется вашим семейным ритуалом. Ребенок будет знать, что многое в его жизни останется постоянным, а значит, и напряжение постепенно уйдет;
  • · Не высказывайтесь негативно о методиках школы, учителях, одноклассниках ребенка в присутствии чада, даже если вам кажется, что повод весомый. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником – так проблемные ситуации решить куда проще;
  • · Помогите ребенку социализироваться: когда у него появятся первые товарищи и друзья, пригласите их в дом на мороженое или тортик с чаем. Дома для ребенка очень важна атмосфера эмоционального комфорта, он должен знать, что здесь его очень любят и ценят;

Основные признаки дезадаптации – это жалобы ребенка. Если в первые пару недель это нормально, то в дальнейшем эти признаки негативно будут влиять на учебу. Проявление агрессии или упрямства, чрезмерная подвижность, невозможность сосредоточиться, немотивированные капризы – на эти проявления просто нельзя не обратить внимание. В этом случае, родителям лучше действовать сообща с психологом и учителем, чтобы ускорить и упростить процесс.

Как вы поняли, с вашей стороны требуется поддержка, внимание и понимание, а остальное приложится! Если ребенок будет уверен в вас, у него появится и уверенность в собственных силах, и из школы он будет возвращаться спокойным и радостным, с новыми открытиями и знаниями!

Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе - задача педагогического коллектива, а также родителей.

Что такое адаптация?

Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад. Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным. Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.

Адаптация детей к обучению в школе - настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача. Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.

Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье. Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу. Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.

Однако социализация - это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе - это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка - задача родителей и педагогов.

Степени адаптации

Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе. Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая - это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.

Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев. На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе. Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября. Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.

Третья группа - это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление - маленький школьник замыкается в себе. Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье. Без специалиста в этой ситуации не обойтись.

Трудности, с которыми еще приходится столкнуться

Успешная адаптация ребенка к школе - задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей - лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей - заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.

Вербилизм - еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, - это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе - это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

Хроническая неуспеваемость

В начале обучения каждый ребенок - это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой - в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей. Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций. Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.

В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.

Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.

Как учитель может оказать помощь ребенку?

Первый учитель - это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:

  1. Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра - математика, ручка - письмо, кисточка - рисование, гармонь - пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
  2. Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
  3. Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).

По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:

  1. Нравится ли тебе в школе?
  2. Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
  3. Тебе нравятся твои одноклассники?
  4. Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
  5. Ты радуешься, когда отменяют уроки?
  6. Ты дружишь со многими одноклассниками?
  7. Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки - короче?

Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.

Игра как способ адаптации

Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника - целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент. В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.

Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант - поход. Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.

Что могут сделать родители?

Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи. Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!

Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром. Спешка - дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром - в школу, в обед - домашнее задание, вечером - вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.

Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).

Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки. Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.

Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня. Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна - огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем. Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:

  • ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
  • у малыша появились новые друзья;
  • домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
  • малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
  • ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.

Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем. Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.

Подведем итог

Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи - все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.