Руководитель проекта ТухтаеваКамолаРавшановна.

Описание проекта. Актуальность.

Белоглиновская основная школа находится в селе Белоглинка в центре села.

Школа – наш второй дом, потому что большую часть своего времени мы проводим здесь.

Территория школы – популярное место для всех жителей, место для проведения свободного времени, особенно в весенне – летний период. Поэтому обустройство спортивной площадки и зоны отдыха, игровой площадки и зоны отдыха, игровой площадки для воспитанников класса предшкольной подготовки и группы мини – центра является необходимым условием для организации спортивной работы среди учащихся, их родителей и молодежи, а также организации культурного отдыха, привитие навыков здорового образа жизни через проведение массовых игр, мероприятий, соревнований.

Для благоустройства школьного двора не требуется много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, родителей, можно украсить территорию школы, превратить ее в зону отдыха не только для учащихся, но и для населения всего поселка. Красота, созданная своими руками станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Проект «Озеленение школьного двора» требует активного участия всех подразделений школы – от администрации до каждого школьника.

Цель проекта: Создать на территории школьного двора эстетические и

функциональные условия для детского и семейного отдыха, занятия спортом во внеурочное время.

Задачи:

Изучить специальную литературу;

Осуществить обустройство спортивной площадки и зоны одыха на территории школы;

Создать инициативную группу по координированию работы над проектом;

Разработать эскиз по оформлению школьной территории;

Провести конкурс на лучшую рассаду между классами;

Трудоустроить подростков на летний период;

Осуществить план работы.

Механизмы и план реализации проекта:

1.Изучение специальной литературы по садоводству, цветоводству, ландшафтной архитектуре.

2. Составление графика выполнения работы по озеленению, благоустройству.

3.Выполнение проекта благоустройства и озеленения школьного двора.

4. Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

2013-2014

Зам.директора по воспитательной работе, учителя биологии, географии,

классные руководители

2.Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3.Творческие работы учащихся

2014-2015

Классные руководители,

.

1.Создание композиционных ансамблей.

2. Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

2.Анализ проделанной работы.

3.Выработка новых предложений с учётом анализа и необходимости.

2015-2016

Классные руководители,

Зам.директора по воспитательной работе, учителя биологии, географии .

Ожидаемые результаты проекта:

    В процессе выполнения проекта будут достигнуты следующие результаты:

    Формирование экологических знаний учащихся

    Повышение уровня социальной успешности у школьников

    Озеленение и благоустройство школьного двора

    Создание интересных композиционных ансамблей

    Повышение мотивации жителей села к благоустройству своих участков.

Практическая значимость проекта:

Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными. Таким образом, привлечение учащихся к активным экологическим исследованиям,делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе..

Срок реализации проекта:

    2014 – 2015 г: февраль – сентябрь.

Группы, для которых осуществляется проект:

Дошкольники

Школьники младшего, среднего, старшего возраста

Родители учащихся.

В ходе реализации проекта планируется сделать ограждение садового участка, благоустройство школьной территории (спортивная площадка, скамейки).

Проект делится на пять этапов:

Подготовительный этап

Проектировочный этап

Разработка проекта школьного двора:

Создание проектной группы;

Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора.

Учитель технологии

Практический этап

Ресурсная база проекта

Материальные:

    ограждение,

    столбы,

    инвентарь: лопаты, грабли, метлы, носилки,

Технические:

    машина для вывоза мусора, подвоза столбов, заготовок

для ограждения, песка, глины.

Кадровые:

Директор,

Завхоз,

Коллектив учителей,

Коллектив учащихся,

Родители.

Требования к проекту.

1. Школьный двор в проекте озеленения должен выглядеть как единое целое;

2. В композицию следует включить деревья, пеньки, которые растут на территории;

3. Использовать различные виды художественного оформления: садовые скамейки, вазы – цветочницы;

4. Необходимо учесть стороны света;

5. Распределить задания на классы.

План работы классных коллективов.

1. Обсуждение задания.

2. Познакомиться со специальной литературой, советы любителей – садоводов,

3. Приготовить землю для рассады.

4. Заготовить емкости для рассады.

5. Изучить требования к цветочной рассаде

6. Посеять семена.

7. Рассадить рассаду.

Задания на классы.

1 класс – цинний, кабачки,

2 класс –цинний, тыква.

3 класс – астры, огурцы.

4 класс – петунии с рассадой, огурцы.

5 класс – бархатцы, морковь.

6 класс –бархатцы, лук

7 класс – бархатцы, свекла, фасоль.

8 класс – туя, помидоры, петрушка.

9 класс – петуния, помидоры, укроп.

Подробный рабочий план

План работы на школьном огороде.

Май

1. Привести воду.

2. Отремонтировать забор, калитку.

3. Приобрести садовый инвентарь, лейки.

4. Заготовка семян картофеля.

5. Закупка семян овощей.

4. Организовать охрану огорода. (план – график для сторожей, дежурного персонала, дворника)

5. Чистка огорода.

6. Подвоз удобрения.

7. Распределение удобрения по территории.

8. Пахота огорода.

9.Посадка картофеля.

Июнь

1. Ручная копка под грядки.

2. Формирование грядок.

3. Посадка овощей

4.Высадка капусты

5.Оформление клумбы

6.Высадка цветов

7.Прополка грядок

8.Полив

9.Обработка картофеля

10.Окучивание картофеля

11.Рыхление грядок

Июль

1. Прополка картофеля

2.Прополка грядок

3. Полив грядок

4.Окучивание картофеля

5.Кошение травы вдоль забора

Август

1. Прополка картофеля

2.Прополка грядок

3.Полив грядок

4.Прополка картофеля, грядок.

Сентябрь

1. Уборка картофеля

2. Уборка овощей

3. Засолка пряностей

4. Уборка огорода

5. Подготовка семян к хранению

6. Заготовка земли на рассаду.

Проект озеленения школьного двора позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность (планирование двора, изготовление фигур сказочных персонажей, посадка зеленых насаждений и уход за ними), самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы. Красивый участок у школы вызывает положительные эмоции, поднимает настроение. Для благоустройства школьного двора не требуется много средств.

Школьная территория занимает площадь 1,5 га. На ней расположены здание школы, спортивная площадка, цветники, деревья и кустарники. Состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию у учащихся бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное.
На задней части двора расположен искусственный водоем. Рядом удачно сочетаются: ирисы, виола, альпийская смесь и лебедь, выполненный из шины колеса. Но этого не достаточно. Мы решили внести дополнения: построить скамеечки для отдыха. Ведь всем известно, что вода успокаивает. Кроме этого было решено изготовить дополнительные цветники.

Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование. Каждый цветок - это уникальное творение природы. Польза цветов в их красоте, а красота людям необходима. Цветники стали элементами декора пришкольного участка, служат прекрасным украшением для него. Этот год объявлен годом окружающей среды и посвящен 155-летию образования Амурской области, поэтому мы решили расширить видовое разнообразие цветов и оформить клумбу по данной теме. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего сада.
Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты.
Мы хотим, чтобы в нашем дворе каждый чувствовал себя комфортно, мог бы хоть на время окунуться в мир природы.

  1. ЦЕЛЬ:

Создание экологически благоприятной среды вокруг школы, озеленение и благоустройство школьного двора.

  1. ЗАДАЧИ:

Объединить усилия педагогов, учащихся, родителей, направленные на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создать единую духовную среду, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям;
- ландшафтное экологическое проектирование школьного двора;
- формировать у детей эколого-биологические знания;

Благоустроить школьный двор для отдыха и проведения внеурочных занятий.

2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА .

Срок реализации проекта: февраль– сентябрь.

Группы, для которых осуществляется проект:

* Дошкольники

* Школьники младшего, среднего, старшего возраста

* Родители учащихся

Проект делится на пять этапов:

Название этапа

Цель

Срок выполнения

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта

февраль

Проектировочный

Построение схемы деятельности

февраль

Практический

Реализация проекта

Март - июнь

Аналитико – коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Май - июнь

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов.

Август - сентябрь

Подготовительный этап

Проектировочный этап

Практический этап

Мероприятие

Ответственный

Приобретение семян и выращивание рассады

Обработка почвы

учитель биологии, учащиеся старших классов

Высадка рассады

учитель биологии, учащиеся 5-7 классов

Благоустройство территории возле искусственного водоема

учитель биологии, учащиеся 5-9 классов

Осенние работы:

Подготовка семян к хранению;

Обработка почвы

учитель биологии, завхоз, учащиеся 5-9 классов

Ресурсная база проекта

Материальные:

Инвентарь: лопаты, грабли, метлы, носилки, ведра

Технические:

Трактор для подвоза земли.

Кадровые:

Завхоз,

Коллектив учителей,

Коллектив учащихся.

Требования к проекту.

1. Школьный двор в проекте озеленения должен выглядеть как единое целое.

2. Использовать различные виды художественного оформления: садовые скамейки, вазы – цветочницы, альпийскую горку, водоем.

3. Необходимо учесть виды растений при посадке в разных частях школьного двора.

5. Распределить задания по классам.

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные исполнители

1 ЭТАП

Подготовительный

(с 15.02.2013 г по 20.02.2013 г.)

Проведение анализа экологического состояния школьной территории

15.02.2013 г

Учитель биологии, завхоз

Проведение конкурса рисунков «Школьный двор глазами детей»

15.03.13 – 20.0313г

Учитель ИЗО

2 ЭТАП

Проектировочный

(с 20.02.2013 г. по 02.03.2013 г.)

Создание проектной группы

20.02.2013 г.

Учитель биологии

Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора

20.02.13 г – 27.02.13 г.

Учитель биологии, инициативная группа учителей и учащихся

3 ЭТАП

ПРАКТИЧЕСКИЙ

(с 03.03.2013 г. по 30.09.2013 г)

Посев рассады

01.04.13 – 14.04.13 г

Учитель биологии, уч-ся 5-7 классов

Обработка почвы. Высаживание семян цветов в грунт.

5.05.13 – 10.05.13 г

Учитель биологии, уч-ся

7-9 классов

Высадка рассады.

30.05.13 – 08.06 13 г

Учитель биологии

Оформление берегов водоема и благоустройство территории возле водоема

03.06.13 – 12.06.13 г

Учитель биологии, уч-ся

7-9 классов

Уход за посаженными цветочными культурами

В течение летнего периода

Учитель биологии, уч-ся

5-9 классов

Сбор семян, подготовка семян к хранению.

20.09.2013 г – 30.09.13 г

Учитель биологии, уч-ся

5-9 классов, завхоз

Полиэтиленовая пленка

15 м

300 руб.

Для искусственного водоема

ГСМ

10 л

350 руб.

Для подвоза земли

Краска

10 кг

1200 руб.

Для покраски вазонов и скамеек

ИТОГО:

4970

Из них: 2000 рублей – средства собранные со школьных дискотек,

3000 руб.- помощь администрации села

5. Ожидаемые результаты

Развитие у учащихся практических навыков выращивания растений.

Воспитание положительного отношения у обучающихся как к своему, так и к чужому труду, любви к природе.

Обогащение учеников эколого-биологическими знаниями.

Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Усиление мотиваций к добровольческой деятельности, заинтересованность детей трудом.

Оформление клумб, посвященных году окружающей среды и 155-летию образования Амурской области.

6. Заключение

МОКУ ООШ с. Белоцерковки работает в культурно-эстетическом направлении. Хорошее озеленение школы и содержание ее в порядке одна из ведущих задач в воспитании обучающихся, поэтому школьный двор, как неотъемлемая часть школы, должен соответствовать образу школы. Благоустройство школьного двора формирует у школьников любовь к родной природе, ответственность за ее состояние, воспитывает экологическую культуру учащихся и бережное отношение к окружающей природе.

Школьный двор - понятие широкое. Мы хотим создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы – таков был замысел данного проекта.

Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.


Социальный проект

«Благоустройство

школьного двора»

Механизм реализации:

1.Познакомить учащихся с проектом.

2.Выбрать ответственных за реализацию проекта.

3.Провести все запланированные мероприятия в срок.

4.Контролировать и оказывать необходимую помощь.

5.Подвести итоги проекта.

1.Анкетирование.

2.Агитация.

3.Акция «Аукцион идей»

4.Открытые классные часы «Школьный двор моей мечты»

5.Презентация школы.

Функциональные обязанности:

    Учащиеся образовывают рабочие группы под руководством командиров и классных руководителей.

Цели Проекта:

Создание эстетически привлекательного оформления территории, соответствующего современным архитектурно-планировочным и природоохранным требованиям

Задачи Проекта:

    Улучшение эстетического образа окружающей природной среды посредством благоустройства территории и здания школы.

    Знакомство с видовым разнообразием растений, используемых в озеленении.

    Знакомство с различными формами ландшафтного дизайна территории.

    Приобретение трудовых навыков, умения работать с сельскохозяйственным и садовым инвентарем.


Ожидаемые результаты
- повышение уровня заинтересованности в в эстетическом оформлении пришкольного участка
- развитие организаторских способностей учащихся
- благоустройство и озеленение школьной территории
- повышение экологической и эстетической культуры учащихся
- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья
- привлечение внимания населения к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства
- пропаганда экологической культуры учащихся
- расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды

Ресурсы:

Кадровые: учителя, учащиеся, учитель биологии, технический персонал.

Информационные:специальная литература, Интернет.

Материальные: почва, семена, садовый инвентарь (лопата, лейки и др.)
Финансовые: за счет средств бюджета образовательного учреждения.

Сроки реализации проекта –февраль-май
Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный
2 этап – практический (исследовательский)
3 этап – обобщающий



Описание проекта

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Идея нашего проекта заключается в сознании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка.
Первоочередной нашей задачей для реализации идеи было изучение литературы по ландшафтному дизайну.
Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги..


I. Обоснование актуальности проекта

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Мы выбрали эту проблему потому, что:
- пришкольный участок недостаточно озеленен;.
Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность.
Школа расположенная в центре села, школьный участок должна естественным образом быть примером для жителей села.

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: эстетической, экологической, биологических, социальной, медицинской. Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего. Проект служит для решения этой задачи.

II. Цели и задачи реализации проекта

Цели:
- содействие улучшения экологической обстановки в селе через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка
- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей села в благоустройстве пришкольного участка
- используя коллективно-творческую деятельность выполнить озеленение пришкольного участка.

Задачи :
- сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции
- воспитание эстетической культуры и экологического сознания школьников
- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников
- усилить региональную направленность экологического образования
- привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов
-сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды
- развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории
- преобразовать и благоустроить пришкольную территорию
- провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся

III. Сроки и этапы реализации проекта
Сроки: февраль-май 2014-2015г.

Этапы:
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – обобщающий
4 этап – информационно – просветительский

IV. Сведения об исполнителях проекта
Исполнителями проекта являются учащиеся, педагоги школы.

V. Ожидаемые результаты

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- развитие организаторских способностей учащихся;
- благоустройство и озеленение школьной территории;
- ежегодная организация экологического отряда школы,
- повышение экологической культуры учащихся;
- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
- привлечение внимания населения села к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;
- пропаганда экологической культуры учащихся;
-расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;

VI. План основных мероприятий проекта

Срок.

Ответственный

Результат

Оценка экологической обстановки. Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения учащихся, изучение состояния здоровья детей, занятости учащихся и др. исследования по теме проекта

Февраль

Кл. рук-ли

Определение цели и задач проекта

май

Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы «Аукцион идей»

февраль

Уч. ИЗО

Уч-ся 5-11 кл

Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий

В течение

года

Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта.

Приобретение семян,

март

Составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории

апрель

Уч. ИЗО

Организация творческих групп, работающих по теме проекта

март

Акберова З.Р.,

Подготовка территории к благоустройству и озеленению

май

Уч.биолог, технологии

Организация работы экологического и трудового отрядов

май

Уч.географии

Высадка цветочной рассады

Выращивание рассады

Май

март

Уч.биолог, технологии

цветоводы

Уход за растениями

Апрель-май

Трудовые сектора,цветоводы

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории школы

Май-июнь

Проведение школьной ярмарки

март

Подведение итогов проекта

презентация.

май

Школьная территория

Ландшафтное проектирование школьного участка – интереснейший процесс, прежде всего потому, что в роли дизайнеров могут выступать сами учащиеся. Для этого можно провести среди классов конкурс на лучший дизайн-проект, идея которого ляжет в основу благоустройства территории школы. После того, как будут проведены исследования территории, выявлен состав и тип почвы и составлен ситуационный план, можно переходить к определению функциональных зон. Зонирование территории производится в соответствии с функциональными особенностями школы.

Какие зоны могут входить в проект школьной территории :

  • спортивная зона (футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, гимнастическая площадка с турниками)
  • игровая зона школы (площадка для учеников начальных классов, площадка для тихих игр)
  • партерная зона (создается непосредственно перед входом в школу)
  • торжественная зона (площадка для проведения линеек)
  • транспортная зона (площадка для изучения правил дорожного движения)
  • специализированная зона для проведения занятий по изобразительному искусству
  • зона проведения творческих игр (например, театральных)
  • плодовая зона (для занятий биологией и ботаникой)
  • хозяйственная школьная зона (место для хранения различного инвентаря)
  • зона для катания на велосипедах или роликовых коньках
  • зеленая зона отдыха и др.

Функциональные зоны отделяют друг от друга такими элементами ландшафтного дизайна участка , как: живая изгородь , мощение дорожек , цветники , аллеи. По периметру высаживают деревья или кустарники в виде живой изгороди, что помогает в защите от внешнего шума и пыли, создавая на территории школы особый микроклимат.

Обязательным на школьном дворе являются крупные деревья и кустарники, создающие естественную тень, подавляющую воздействие солнечных лучей. Альтернативой для них могут служить крытые веранды или беседки .

Виды зеленых насаждений на школьном участке:

  • комфортное озеленение территории, предназначенное для защиты от ветра, солнца и посторонних глаз
  • экологическое озеленение подразумевает использование местных видов растений для поддержания популяции птиц и мелких животных. Использование местных видов растений, адаптированных к местным условиям, сохраняет характер региона как биологически, так и визуально
  • насаждения плодовых растений

Площадки для активных игр или спорта на школьном участке могут быть (а могут и не быть) обеспечены стационарно установленным спортивным или игровым инвентарем. Оборудованные площадки должны быть защищены от ультрафиолетовых лучей. Это может быть достигнуто при помощи сочетания крупных деревьев и искусственной кровли. Открытые площадки подразумевают использование газонов , мощения или специального покрытия. Причем нужно понимать, что трава нуждается в солнце для здорового роста. Если это условие не соблюдается, лучше ее заменить специальным покрытием (например, на основе резиновой крошки).

На пассивных игровых площадках и территориях школы для проведения, например, уроков на открытом воздухе нужно использовать небольшие деревья в сочетании с искусственной кровлей. Поскольку в теневых зонах газон не будет чувствовать себя комфортно, рекомендуется его замена на специальное покрытие или мощение.

Сочетание сооружений и зеленых насаждений так же рекомендуется и в зоне баскетбольных, волейбольных и теннисных кортов для создания тени для игроков и зрителей. При этом деревья должны быть посажены на расстоянии 10 метров (или чуть меньше, в зависимости от величины корневой системы дерева) от мощеной площадки.

Главный вход, как правило, является визитной карточкой любой школы, поэтому он должен быть особенно декоративным. Здесь уместными будут декоративные группы растений и красочные цветники.

Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании ландшафтного дизайна и благоустройства школьной территории :

  1. Деревья и кустарники не должны препятствовать надзору за детьми, находящимися в школьном саду.
  2. Плотная посадка деревьев и кустарников непосредственно перед зданиями школы и верандами может представлять угрозу безопасности. Частые насаждения могут послужить «маской» при попытке вандализма или взлома. Применяйте почвопокровные растения в зонах особого риска. Не закрывайте охранное освещение тенью от зеленых насаждений.
  3. Лучший «друг» школьного участка – это полутень. Не сажайте траву и цветы в полностью затененных местах, так как для их здоровья требуется солнечный свет. Перед началом озеленения и благоустройства школьной территории позаботьтесь о наличии воды на участке. Например, автоматическая система полива будет очень кстати, так как вновь посаженные растения нуждаются в более частом и глубоком поливе, чем взрослые растения.
  4. Не сажайте крупные деревья близко к школьным зданиям.
  5. Группы кустарников или почвопокровных растений одного вида будут смотреться более гармонично, чем группа растений разных видов.
  6. Для облегчения ухода за школьным садом используйте мульчу в цветниках и декоративных группах. Это уменьшит всхожесть сорных растений.
  7. При посадке деревьев учитывайте ширину газонокосилки. Она должна беспрепятственно продвигаться между растениями, зданиями и ограждениями, не повреждая при этом мощение дорожек.
  8. Для посадки необходимо выбирать растения, легкие в уходе, выносливые, зимостойкие и наиболее подходящие для вашего климата и почвенных условий.
  9. Деревья должны быть посажены на достаточном расстоянии друг от друга.
  10. Регулярная подкормка и обрезка растений обеспечит саду должный уход.

При благоустройстве школьной территории ни в коем случае не используйте растения, которые имеют ядовитые части, будь то листья, кора, плоды или семена. Не используйте растения, которые являются явными аллергенами.

Ассортимент деревьев для насаждения по периметру территории школы состоит из крупных растений: клен остролистный, береза, осина обыкновенная, вяз, липа, ясень. Кроме того, деревья могут составлять и основу для декоративных групп растений. Наряду с перечисленными выше деревьями можно использовать иву белую, рябину, каштан и черемуху.

Обязательным на школьной территории является использование хвойных растений, так как они обладают не только антимикробными свойствами, но и сохраняют свою декоративность круглый год. Самыми распространенными из них являются лиственница сибирская и ель колючая или обыкновенная. Стелющиеся сорта можжевельника послужат украшением школьного сада не только в качестве подбивки для более высоких растений, но и будут прекрасно смотреться в одиночных посадках.

Незаменимы в озеленении школьных участков и различные виды кустарников: чубушник, спирея, сирень, форзиция, дерен , шиповник, кизильник , пузыреплодник и снежноягодник.

Одним из привлекательных элементов ландшафтного проектирования пришкольного участка является цветник. Чаще на школьных территориях используют клумбы, бордюры и рабатки, поскольку планировка участков все-таки в большинстве случаев достаточно геометрична. Наибольшей популярностью среди однолетников пользуются: астра, бархатцы, петуния, сальвия, космея, цинния, львиный зев, календула, бальзамины, колеус, цинерария. В цветниках часто используются тюльпаны и нарциссы. А представителями многолетних растений являются георгины, лилейники, люпины, пионы и флоксы.

Освещение школьного участка

Еще одним важным элементом благоустройства школьной территории является ландшафтное освещение . Особенно это касается зимнего периода, когда световой день значительно сокращается. Освещение выступает в роли одного из гарантов безопасности детей, родителей и педагогов.

На школьных участках используется функциональное и декоративное освещение. Функциональное освещение применяется на спортивных площадках, по периметру школьной территории, вдоль дорожек. Декоративное освещение служит для подсветки малых архитектурных форм, некоторых растений с интересной фактурой и частей здания (например, парадного входа).

Освещение участков школьной территории требует соблюдения особых нормативов и правил. Поэтому при выборе исполнителя монтажных работ нужно быть очень внимательными, и лучше доверить проект освещения территории школы профессионалам ландшафтной студии .

Пример благоустройства школьного участка, выполненного дизайнерами нашей студии вы можете увидеть в готовых

Захаровская средняя общеобразовательная школа

Проект благоустройства

«Наш школьный двор»

Климова Александра Николаевна

МОУ Захаровская СОШ 5 класс

Руководитель:

Курпишева Наталья Николаевна

учитель начальных классов

«Наш школьный двор»

Климова Александра Николаевна

Российская Федерация, Забайкальский край

Красночикойский район, село Захарово

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краткая аннотация проекта.

В работе рассказывается о том, как планировались и создавались на территории начальной школы современные элементы дизайна, проводились одиночные посадки цветов, садилась лекарственная грядка. Работа выполнена в форме проекта, представлена презентации, в которой текст дополнен фотографиями и рисунками. Данный материал предназначен для обучающихся с 1 по 11 класс и может использоваться на уроках технологии.

«Наш школьный двор»

Климова Александра Николаевна

Российская Федерация, Забайкальский край

Красночикойский район, село Захарово

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа, 5 класс

Аннотация

Цель проекта: организация и проведение мероприятий по благоустройству школьного двора: выращивание цветов и изготовление декораций.

Задачи проекта:

- привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы, активному и осознанному благоустройству школьного двора;

- провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, родителей по выявлению предложений благоустройства школьного двора;

- разработать и осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора;

Привить навыки экологического поведения, воспитания любви к природе.

Инициаторами и организаторами проекта являются обучающиеся 4 класса

Срок реализации проекта: 1 год (2013-2014 гг.)

Практическая значимость: привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Методы исследования:

1.Наблюдение, проведение опроса, анализ.

2.Изучение теоретического материала, анализ литературы.

3.Изготовление из бросового материала образы сказочных персонажей.

Полученные данные и выводы

1. Проблема благоустройства и озеленения школьной территории является актуальной не только для обучающихся, но и для общественности в целом.

2. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

3. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в жизни.

4. Привлечение обучающихся к активным экологическим исследованиям, делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе.

5. Благоустроенная территория любой школы вызывает восхищение гостей, а ученики и учителя будут чувствовать себя комфортно и гармонично.

«Наш школьный двор»

Климова Александра Николаевна

Российская Федерация, Забайкальский край

Красночикойский район, село Захарово

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа, 5 класс

Научная статья (описание работы)

Если бы каждый человек на клочке земли

своей сделал все, что он может, как прекрасна

была бы Земля наша.

А.П.Чехов

I . Актуальность и важность проекта « Наш школьный двор»

Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы». Здание Захаровской средней общеобразовательной школы было построено в 1971 году. Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания. Процесс благоустройства и озеленения пришкольной территории очень важный и ответственный. Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений обучающихся , что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора . Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю . Кроме того, что представляет собой пришкольная площадка, зависит престиж и самого учебного заведения.

В начале 2013-14 учебного года на кружке «Юный исследователь» обследовали территорию начальной школы и заметили, что наш школьный двор выглядит не эстетично: где-то заросла густым дерном территория, в летнее время недостаточно цветников, мало развивающих зон. Также нет места для отдыха.

Приложение №1


Анкетирование обучающихся, работников школы, родителей показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создания уголков с новыми красивыми клумбами, скамейками, беседкой. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству территории начальной школы под названием «Наш школьный двор».

Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазии и активность можно завершить успешно. Для благоустройства школьного двора не потребовалось много средств. Объединив усилия учителей, обучающихся, родителей, мы украсили территорию школы, превратив ее в зону отдыха. Красота, созданная своими руками стала основой в формировании личностных качеств обучающихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Оформление школьного двора выполняет следующие функции: познавательную, эстетическую, вызывает положительные эмоции, оказывает релаксационные действия, способствуют навыкам создания фигур из бросового материала и ухода за цветами.

II . Сбор и анализ информации

2.1.Сбор информации по проблеме.

Приступая к разработке проекта в «Наш школьный двор» на первом этапе была изучена литература по благоустройству территории, выращиванию и уходу за цветочно–декоративными растениями. Полезные советы и рекомендации мы получили из различных источников. На классном часу обсуждался вопрос о благоустройстве школьной территории. На сайтах Интернета и журналов «1000 советов» подобрали фотографии оригинальных малых архитектурных форм, которые можно разместить на территории нашей школы. Проанализировав данные источники, мы пришли к следующим выводам: реализация проекта осуществима, но без помощи родителей не обойтись.

2.2 Анализ социологического опроса и анкетирования

Проводился социальный опрос среди обучающихся 3-4 классов, работников школы, родителей по анкете: Приложение №2

    Считаете ли вы проблему благоустройства территории школы актуальной?


    Что вам хотелось бы создать на территории школы?

    Хотели бы вы принять участие в благоустройстве территории?

Все опросные листы заполнялись самими респондентами в нашем присутствии. В социологическом опросе приняли участие 60 респондентов, из них 10% - работники школы, 20% -родители и 30% - обучающиеся школы.

Вывод: Большинство опрошенных считают проблему благоустройства школьного двора актуальной и готовы принять участие в его обновлении.

2.3. Взаимодействие с общественностью:

Глава сельского поселения «Захаровское» Моторина Зинаида Кузьминична

« Школьный двор – это визитная карточка нашего образовательного учреждения, поэтому территорию необходимо изменять, дополнять и постоянно вносить какие либо творческие элементы. Но двор также должен быть эстетически привлекательным, постоянно ухоженным. Данная проблема является актуальной не только для обучающихся школы, но и для социума поселения в целом».

Какие органы управления отвечают за решение этой проблемы? С этим вопросом мы обратились к директору школы Аксёнову Ивану Михайловичу.

Аксёнов Иван Михайлович : «Решать проблему должны наши школьные управляющие структуры. Для реализации проекта необходимо привлекать всех обучающихся школы, родителей и учителей, которые с удовольствием придут помогать».

К завучу по воспитательной работе Кряжевой Ольге Владимировне мы обратились со следующими вопросами:

    Как вы считаете, благоустройство школьного двора имеет значение для имиджа школы?

Да. Первостепенное значение для имиджа школы.

    Устраивает ли вас оформление школьного двора начальной школы, в котором она находится сейчас?

Дизайн устраивает, а оборудование нет. Желательно: качели, турник для мальчиков.

    Что бы вы посоветовали нам для благоустройства уюта школьного двора средней школы?

Идея со сказочными героями должна воплотится в реальность средней школы.

Этапы работы:

Первый этап – февраль-март:

Разработка проекта благоустройства школьной территории, подбор эскизов фигур сказочных героев из бросового материала.

Второй этап: апрель-май.

Подготовка посадочного материала – семян цветов, выращивание рассады, весенняя обработка почвы, подготовка клумб, реализация проекта.

Третий этап: июнь – август: уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка; опытническая работа; изготовление сказочных фигур, защита проекта на приёмке школы.

Четвёртый этап: сентябрь: сбор семян; подведение итогов работы.

Цветы – идеальный универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придадут нашему школьному двору неповторимое очарование. Мы рассчитали количество и вид растений, которые необходимы для посадки. В апреле все ребята нашего класса принесли семена разных цветов и посеяли рассаду. В мае произвели пикировку саженцев и начали готовить клумбы для высадки рассады цветов. Самой первой посадили грядку с лекарственными растениями. Были посажены ромашка обыкновенная, топинамбур, мята, календула. Эти растения неприхотливы к освещению, очень устойчивы к жаре и засухе, растут в любом посаженном месте, холодостойки.

Календула – это лекарственное растение. Цветёт календула красивыми оранжево-жёлтыми цветами, и помимо того, что её применяют в лечебных целях, она широко распространена и в декоративном цветоводстве. Для лечения используют только соцветия, то есть корзинки, которые собирают в период цветения, когда корзиночка полностью распустилась. Листочки и цветоносы не используют. Календулу в лечебных целях применяют, противовоспалительное, ранозаживляющее средство. Используют ее как для внутреннего, так и для наружного применения.

Ангина: необходимо взять одну столовую ложку сухих цветков календулы, залить стаканом кипятка, настоять 1 час, плотно укутав, процедить. Полоскать горло таким настоем рекомендуется 2 раза в день.

«Топинамбур – это идеальное, самой судьбой посланное нам славянам, растение». Топинамбур или, как его еще называют в России, "Земляная груша" - многолетнее клубненосное растение. Является близким родственником "подсолнуха". В Россию топинамбур попал в 18 веке с другого конца "географии". Родиной этого замечательного растения считается Северная Америка. Несмотря на свою уникальную пищевую и биологическую ценность, в России топинамбур не получил должного распространения. Выращиванием топинамбура занимаются лишь энтузиасты. Между тем достоинств у топинамбура множество. Прежде всего, это ценнейшее пищевое растение, способное при необходимости заменить картофель. Топинамбур неприхотлив к почвам, нетребователен к влаге и свету, почти не подвержен заболеваниям, не боится никаких вредителей. На одном месте он может расти до 40 лет, причём без всякого ухода.

Полезные свойства ромашки:
Прекрасный антисептик. Обладает противомикробными свойствами.
Является прекрасным обезболивающим средством. Причем от различных болей прекрасно применять ромашку: от головных болей, болей в желудке, конечностях.
Снимает воспаления.
Обладает успокоительным действием.

Благотворно влияет на нервную систему.
Обладает противоаллергическими свойствами.
Обладает противовирусной активностью, поэтому может быть с успехом применяться и при гриппе.
Прекрасное жаропонижающее средство.
Ромашка обладает противоревматическими свойствами.
Противоглистное средство. Убивает лямблии, оскориды и острицы.
Перечная мята имеет болеутоляющее и сосудорасширяющее свойства. При ее употреблении улучшается пищеварение, она помогает избавиться от тошноты, обладает желчегонным действием, используется при астме. Отвары с ней применяются в качестве успокаивающего при воспалении в легких и бронхах, при сердечно-сосудистых заболеваниях. Отвары из мятных листьев – это прекрасное дезинфицирующее средство для полости рта при разнообразных воспалительных процессах. При помощи отваров можно избавиться от изжоги, сердечных болей, болей в животе. Мятные ванны имеют успокаивающие свойства.

От головных болей: ко лбу прикладывать и привязывать свежие листья.

Приложение №3



Цветочно-декоративные растения, прежде всего, должны служить для эстетического воспитания обучающихся. Цветы с давних времен украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его помнить и ценить прекрасное. Любовь к цветам, привитая с детства, остается у человека на всю жизнь. Газоны, клумбы с цветами располагаются перед зданием школы, вдоль основных дорожек. Для оформления цветников использовали: однолетники – петунии, левкои, цинии, астры, бархатцы, львиный зев.

Чтобы участок был красив с ранней весны до поздней осени, подобрали растения, цветущие в разные месяцы. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное великолепие, а также длительное цветение нашего участка. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и производим её высадку согласно рисунку и цветовой схеме.

Результатом явилось привлечение более серьезного внимания, прежде всего обучающихся и их родителей, к содержанию школьного участка, использованию его как важнейшего места отдыха детей в весеннее-летнее- осеннее время.











В течение лета улучшилась экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории. Поэтому появилось два муравейника и нам пришлось создать «Охраняемую территорию».
Приложение №6




Возле беседки посадили плющ, который в течение лета обвил её. Украсили мы беседку нарисованными цветами.
Приложение №7


Активный отдых для обучающихся очень важен, поскольку большую часть своего времени они проводят, сидя за партами и компьютерами. Обязательно должно быть отведено место для игровой зоны , при оформлении которой нужно учитывать интересы детей . Рядом с беседкой в зоне отдыха смастерили две качели - веселушки, которые стали нашими лучшими подружками.

Приложение №8



Добрый день дамы и господа, мы рады приветствовать вас у себя.

Много раз вы у нас бывали, но таким школьный двор не видали.

Экологический проект мы в этом году выполняли

Наш школьный дворик украшали.

В журналах «1000 советов» интересный материал искали.

Школьный двор должен радовать глаз.

Экскурсию для вас мы проведём сейчас

Чтобы волшебных героев чтоб не забывать

Мы решили их образы создать.

На участке красота, муравьи пожаловали сюда!

Экологическую тропу 3 года мы сажали, но результата не получали

Решили лекарственные растения на грядке посадить,

Ведь и они на школьном дворике должны быть!

На переменах чтобы не скучать, предлагаем ребятам в классики, крестики-нолики, домики, шашки поиграть.

А качели - веселушки будут наши лучшие подружки.

Всё о дворике нашем школьникам рассказали, родители нам наши помогали.

Цветов многолетников решили ещё посадить.

Ведь школьный двор должен красивым быть!

Грамотно и интересно оформленный школьный двор улучшает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье как детей, так и взрослых. Кроме того, не следует забывать, что пришкольная территория – это также зона отдыха и прогулок.
Обустройство пришкольной территории не должно быть одинаково стандартным, будничным. Здесь важны творческий подход и фантазия. Ведь, в конце концов, тропинки, которыми ребенок ходит каждый день, цветы, высаженные у бордюров, деревца под окнами, скамейки и качели – все эти детали отложатся в памяти детей и через долгие годы светлыми воспоминаниями о школьных и чудесных годах будут согревать их сердца.

Приложение №9






Мы приложили много усилий, добиваясь эстетической красоты нашего школьного двора. Каждый из нас внёс свой вклад в эту работу и теперь все хотят, чтобы эта красота стояла тут вечно и все заботились о нашем школьном дворике.

Выполнив проект по благоустройству школьного двора, проведено анкетирование среди учеников 5,6 классов. В опросе принимало участие 26 учеников. Результаты анкеты можно проследить в диаграммах.

Л юбить свою школу – это значит по-доброму, уважительно относиться к детям и взрослым, быть готовым помочь родной школе и своим учителям, никогда ничего не ломать, вырастить в школе свой цветок и оставить о себе хорошую память.

Приложение №11

Литература:

1. Гуленкова М.А., Замятина Н.Г., Сергеева М.Н. Лекарственные растения. Учебное пособие для школьников младших и старших классов М. Издательство «Эгмонт Россия» 2012 г.

2. В.Даль. Толковый словарь живого великого русского языка. Изд-во «Цитадель» г. Москва. 1998

3Журнал «Дачный сезон» №5 2011 год, стр.56.

«Прайм-Еврознаю> 2002

4. Журналы «1000 советов» 2012 год №23, №11, 2013 год №10 .

«Наш школьный двор»

Климова Александра Николаевна

Российская Федерация, Забайкальский край

Красночикойский район, село Захарово

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа, 5 класс

План исследований

Для того чтобы, провести исследование я составила план работы.

План работы:

    Посмотреть информацию о теме исследования в Интернете и журналах «1000 советов».

    Попросить помощи у взрослых

    Опросить людей.

    Провести анкетирование.

    Посадка рассады цветов, уход за ними.

По теме своего проекта я выдвинула гипотезу:

Благоустройство школьного двора начальной школы будет законченным, если создадим комфортные и уютные уголки своими руками, при этом будем развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;

Рецензия

на проект благоустройства «Наш школьный двор», выполненный обучающейся

5 класса Климовой Александрой.

Данная работа проделана в течение двух лет. Обучающимися во время экскурсии по территории начальной школе была выявлена проблема. Поставлены цели и задачи, намечен план работы, изучена литература, определены фигуры сказочных персонажей. Творческий подход к проблеме, сотрудничество с одноклассниками и родителями, интерес, помогли достичь поставленных целей и украсить уютно школьный двор. Прослеживается экологический подход в проекте по благоустройству дворика. В работе описан теоретический и практический материал, представлены фотографии, создана компьютерная презентация. Данная работа вызывает интерес и имеет практическое значение.

Рецензия составлена: _______ (Курпишева Н.Н.)