Этот сайт посвящен кораблям, пароходам, маломерным судам, гидроциклам и другому водному транспорту.

Раздел «Галерея » мы постоянно пополняем новыми фотографиями судов различного водоизмещения.

На страницах сайт также размещена информация об устройстве и назначении маломерных судов. Надеемся, сайт будет полезен судоводителям.

Счетчики

Пиротехнические средства сигнализации

Пиротехнические средства широко применяют для подачи сигналов бедствия в море.

Парашютная ракета сигнала бедствия — красного цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжительность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая, подает сигнал бедствия с дальностью слышимости не менее 5 миль.

Ракета одиозвездная — красного цвета, высота взлета не менее 8 м, продолжительность горения не менее 6 с; применяют при спасательных операциях.

Фальшфейер представляет собой картонную или пластмассовую гильзу, заполненную пиротехническим составом; вводится в действие зажигательным устройством; во время горения его держат в руках. Белый фальшфейер горит 20 с и служит для привлечения внимания, красный горит 60 с и является сигналом бедствия.

Шашка дымовая входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок. После приведения в действие ее выбрасывают за борт, где она в течение 3 мин создает дымовое облако оранжевого цвета, видимое на расстоянии 3 миль.

Буйки светящиеся и светодьшящиеся крепят к спасательным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструкция буйков обеспечивает их надежную работу при сбрасывании с высоты 25 м и более.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

  • использовать пиротехнические средства могут только члены экипажа, прошедшие специальный инструктаж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;
  • при запуске ракет не должно быть поблизости людей;
  • запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;
  • пиротехнические средства, которые при вводе в действие не сработали, должны быть немедленно затоплены (выброшены за борт);
  • запрещается разбирать ракеты и производить запуск звуковых ракет из рук;
  • не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;
  • линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны храниться в специальных водонепроницаемых металлических ящиках, установленных на открытом мостике, а для спасательных шлюпок — в специальных контейнерах; ракетницы хранятся у капитана.

Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вблизи хранения пиротехнических средств и при их применении категорически запрещаются.

Сигнализацией называется прием и передача сигналов для связи между судами или между судном и берегом в целях обеспечения мореплавания. К средствам внешней связи судна относятся:

  • радиосвязь;
  • звуковые;
  • зрительные;
  • аварийное радиооборудование;
  • пиротехнические.

Любые из вышеперечисленных средств связи могут быть использованы вахтенным матросом только с разрешения капитана или вахтенного помощника.

Радиосвязь

С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.

В результате на судах внедрены современные средства связи, основанные на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) методов связи, позволяющих обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн (рис. 2.7). Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).

Рис. 2.7. Аппаратура ГМССБ

Кроме этого, аппаратура позволяет обеспечивать и обычный радиообмен как в УКВ и ПВ/КВ диапазонах, так и с использованием спутниковой связи ИНМАРСАТ. Система ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.

УКВ радиостанция предназначена для оперативной связи с береговыми службами и другими судами. Дальность действия стационарной судовой радиостанции примерно 30 миль. УКВ диапазон также используется для организации внутрисудовой связи при несении вахтенной службы, швартовке, постановке на якорь и т. п.

Основные каналы УКВ диапазона:

На каждом приборе аппаратуры имеется так называемая «красная кнопка», предназначенная для передачи сигнала бедствия. Вахтенный матрос должен быть внимательным с тем, чтобы случайно не нажать одну из них. Ложная передача сигнала бедствия грозит внеплановой проверкой всех судовых служб и штрафными санкциями.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь, для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон (рис. 2.8), колокол, туманный горн и гонг.

Рис. 2.8. Судовой тифон

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор (рис. 2.9), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Рис. 2.9. Панель прибора для подачи туманных сигналов

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные.

К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Рис. 2.10. Бортовой огонь левого борта

Рис. 2.11. Ратьер

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины. Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.


Рис. 2.12. Сигнальные фигуры

На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах, хранятся в рубке в специальных ящиках-сотах.

Рис. 2.13. Флаги МСС-65

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

  1. Правила пользования при всех видах связи.
  2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.
  3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.
  4. Медицинский раздел.
  5. Алфавитные указатели слов-определителей.
  6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спа-сательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Однобуквенные сигналы





Цифровые вымпелы



Заменяющие вымпелы

Вымпел свода и ответный вымпел

Аварийное радиооборудование

К аварийным средствам связи относятся: аварийный радиобуй спутниковой системы КОСПАС-SARSAT, радиолокационные маяки ответчики (Search And Rescue Transponder - SART) и УКВ носимые радиостанции. Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.

Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.

Система КОСПАС-SARSAT состоит из (рис. 2.13):

  • судовые аварийные радиобуи (АРБ);
  • геостационарные и низкоорбитальные спутники, которые позволяют обнаруживать сигналы и определять местоположение АРБ с точностью до 5 километров;
  • спасательно-коордионационные центры (СКЦ), которые получают информацию со спутников.

Рис. 2.13. Система КОСПАС - SARSAT

Аварийные радиобуи

АРБ устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство - гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение.

АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи.

Радиолокационный маяк – ответчик (AIS - SART)

Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.

При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна, он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.

Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного судна, находящегося на высоте 1 км - 30 миль.

SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.

На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот.

Батарея УКВ радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.

В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.

Пиротехнические средства связи и сигнализации

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300 – 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 – 400 метров, время горения – 45 секунд.

Фальшфейер – это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Звуковая ракета предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты..

Плавучие дымовые шашки используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль. Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

  1. пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;
  2. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
  3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
  4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;
  5. сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова "МЭЙДЭЙ";
  6. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;
  7. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;
  8. пламя на судне;
  9. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
  10. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;
  11. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
  12. радиотелеграфный сигнал тревоги;
  13. радиотелефонный сигнал тревоги;
  14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;
  15. установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяков-ответчиков на спасательных шлюпках и плотах;
  16. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);
  17. цветное пятно на воде.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

Морской сайт Россия нет 14 ноября 2016 Создано: 14 ноября 2016 Обновлено: 14 ноября 2016 Просмотров: 11890

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

К средствам внешней связи судна относятся:

радиосвязь;

звуковые;

зрительные;

аварийное радиооборудование;

пиротехнические.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами.
К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи,машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы,предусмотренные МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь,для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон, колокол, туманный горн и гонг.

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки.

При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор, который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные. К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни.

Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести,фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

На судах морского флота используется Международный свод сигналов (МСС-65), комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих и ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах и хранятся в рубке в специальных ящика-сотах.

, который был принят ИМКО в 1965 г. и введен в действие с 1.04. 1969 г., предназначен для связи различными способами и средствами, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении международного свода учитывалось, что при отсутствии языковых трудностей применение систем морской радиосвязи обеспечивает более простую и эффективную связь.

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-,двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

1. Правила пользования при всех видах связи.

2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.

3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.

4. Медицинский раздел.

5. Алфавитные указатели слов-определителей.

6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спасательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Каждый сигнал Международного свода имеет завершенное смысловое значение. С целью расширения значения основного сигнала с некоторыми из них используются цифровые дополнения.

Общие правила

1. Одновременно следует поднимать только один флажный сигнал.

2. Каждый сигнал или группу сигналов следует оставлять поднятыми до появления ответа принимающей станции.

3. Когда на одном и том же фале поднимается более одной группы сигналов, то каждую из них следует отделять от другой разделительным фалом.

Позывной вызываемой станции следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале. Если позывной не поднят, то это означает, что сигнал адресуется ко всем станциям, расположенным в пределах видимости сигналов.

Все станции, которым адресуются сигналы или которые указываются в сигналах, как только они их увидят, должны поднять ответный вымпел до половины, а сразу же после разбора сигнала - до места; ответный вымпел следует приспустить до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднять до места после разбора следующего сигнала.

Окончание обмена сигналами

После спуска последнего флажного сигнала передающая станция должна поднять ответный вымпел, указывающий на то, что этот сигнал последний. Принимающей станции следует на это отвечать так же, как и на все другие сигналы.

Действия, когда сигнал не понят

Если принимающая станция не может различить сигнал, передаваемый для нее, то она должна держать ответный вымпел поднятым до половины. Если сигнал различим, но смысл его не понятен, то принимающая станция может поднять следующие сигналы:

Заменяющие вымпелы используются тогда, когда в сигнале необходимо использовать один и тот же флаг (или цифровой вымпел) несколько раз, а имеется только один комплект флагов.

Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг того вида флагов (разделение по виду делается на буквенные и цифровые),который предшествует заменяющему. Второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий − третий сверху сигнальный флаг того вида флагов, который предшествует заменяющему.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Ответный вымпел, когда он используется в качестве знака десятичной дроби,не следует принимать во внимание при определении, какой заменяющий нужно использовать.

Двухбуквенные сигналы составляют общий раздел свода и служат для переговоров, связанных с безопасностью мореплавания. Например, требуется запросить "Какая ваша осадка кормой?». Слово "осадка" в данном случае будет словом-определителем. На букву "о" находим слово "осадка". На странице, указанной рядом с этим словом, находим, что данному тексту соответствует сигнал NT. Этот сигнал соответствует запросу "Какая ваша осадка?". Ниже этого сигнала следуют сигналы NT с цифровыми дополнениями от 1 до 9. Из этих сигналов выбираем NT9, который и соответствует необходимому запросу.

Для удобства разбора сигналы в Международном своде расположены в алфавитном порядке, и первые буквы их обозначены на боковых клапанах. Например, для разбора сигнала CZ необходимо открыть книгу на клапане буквы "С", затем найти вторую букву "Z" и прочитать значение сигнала "Вы должны стать бортом под ветер для приема шлюпки или плота ".

Трехбуквенные сигналы служат для передачи медицинских сообщений. В качестве цифровых дополнений к сигналам используются таблицы дополнений медицинского раздела, в которых двузначными цифрами кодируются части тела (таблица M l), список общих болезней (таблицы М 2.1, М 2.2), список медикаментов (таблица М З).

Названия судов или географических мест в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам. Если необходимо, то предварительно может быть поднят сигнал YZ (Следующие слова передаются открытым текстом).

Особые виды сигналопроизводства

Особые виды сигналопроизводства

Государственный флаг Российской Федерации

Поднятый на судне в установленном порядке Государственный флаг РФ указывает на принадлежность судна Российской Федерации.
Государственный флаг РФ поднимается только на судах, имеющих свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ в соответствии с Кодексом торгового мореплавания. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.

Государственный флаг РФ поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.
Государственный флаг РФ на ходу и на стоянках поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца. За полярным кругом зимой Государственный флаг РФ ежедневно должен подниматься в 8 часов и находиться в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время - с 8 до 20 часов.
Государственный флаг РФ поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.

Подъем и спуск Государственного флага РФ и других флагов производится по приказанию вахтенного помощника капитана.

Флаги иностранных государств. Флаги указывают на принадлежность судна соответствующему государству.

На российских судах во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании под проводкой лоцмана внутренними водными путями, каналами и подходными фарватерами, одновременно с Государственным флагом РФ, поднятым на кормовом флагштоке, на носовой (сигнальной) мачте должен подниматься флаг страны порта.

В дни общероссийских и местных праздников во время стоянки в портах суда России расцвечиваются флагами Международного свода сигналов, которые разносятся от форштевня через топы мачт к гакаборту.

При расцвечивании флагами сочетание их цветов должно производиться в перемежающемся порядке.

Для расцвечивания не должны употребляться:

государственные и военно-морские флаги Российской Федерации;

кормовые флаги вспомогательных и гидрографических судов;

флаги должностных лиц;

иностранные национальные и военные флаги и флаги иностранных должностных лиц;

флаг Красного Креста и Красного Полумесяца.

Подъем и спуск флагов расцвечивания производятся одновременно с подъемом и спуском Государственного флага.

Флаги должностных лиц. Высшие должностные лица Российской Федерации имеют свои флаги (вымпелы).

Флаги должностных лиц поднимаются на судах, где эти лица имеют официальное местопребывание.

Поднимают и спускают флаги (вымпелы) с разрешения лиц, которым они присвоены в момент вступления этого должностного лица на борт судна.

Позывные судна. Каждому судну присваивается свой позывной в виде букв или цифр. По позывному можно однозначно идентифицировать государственную принадлежность, вид, название судна и его основные характеристики.

Пиротехнические средства используются для привлечения внимания; подача любого из приведенных ниже сигналов означает, что судно или человек терпит бедствие и нуждается в немедленной помощи.

Парашютная ракета дает яркий огонь красного цвета, наблюдаемый как ночью, так и днем. При запуске в вертикальном направлении ракета взлетает на высоту не менее 300 м, и в ясную погоду ее огонь виден на расстоянии до 20-30 миль. Ракета спускается на своем парашюте со скоростью не более 5 м/с, а продолжительность горения пиротехнического состава составляет 40 с.

Фальшфейер представляет собой пиротехнический патрон, дающий яркий огонь красного цвета. В ясную погоду огонь виден на расстоянии около 6 миль. Во время горения фальшфейер удерживается в руке. Не следует при этом смотреть на огонь, так как это может привести к тяжелой травме зрения.

Продолжительность горения фальшфейера составляет 60 с. Фальшфейер продолжает гореть после погружения его в воду на глубину 10 см в течение 10 с.

Дымовая шашка используется для подачи сигнала в дневное время. Она создает облако густого дыма оранжевого цвета. Дымообразование продолжается в течение не менее 3 мин и не прерывается при погружении шашки в воду на 10 с на глубину 10 см.

Корпус шашки быстро нагревается до высокой температуры, поэтому, чтобы не обжечь руки, шашку нужно бросить в воду, как только дымообразователь начнет действие. Бросать шашку надо по ветру относительно спасательного средства, чтобы ветер относил дым в сторону и не было опасности задохнуться дымом.

Все пиротехнические средства требуют максимальной осторожности при использовании. Каждое такое средство снабжается инструкцией, содержащей указания о порядке действий при подаче соответствующего сигнала и мерах предосторожности. Инструкция нанесена на корпус (гильзу) сигнального средства. Порядок действия иллюстрируется пиктограммами, что позволяет использовать это средство человеку, не владеющему языком, на котором составлена инструкция. Ни в коем случае нельзя задействовать пиротехническое средство против ветра.

Сигнальное зеркало (гелиограф) позволяет в дневное время при ясной погоде привлечь внимание на расстоянии до 20 миль. Чтобы "зайчик" попал на соответствующую цель (судно, самолет, береговой пост), можно воспользоваться прицелом - пластинкой или щитком с отверстием. Для этого нужно держать щиток на вытянутой руке и наблюдать объект через отверстие в щитке. Гелиограф поднести к глазу и смотреть через отверстие в зеркале на отверстие в щитке и на цель; изменяя положение зеркала, добиваться, чтобы "зайчик" попал на отверстие в щитке, а, следовательно, и на цель.

Для подачи светового сигнала бедствия используется электрический фонарь. Сигнал представляет собой буквы СОС по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки.

Сигналом бедствия является поднятый на мачте (шесте, весле и т. п.) квадратный флаг и поднятый над ним или под ним шар или что-либо похожее на шар.

Сигналом бедствия является также медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук.

Радиотелефонным сигналом бедствия является произносимое вслух слово "Mayday" ("Мэдэ").

Для радиосвязи коллективных спасательных средств между собой и с оставленным судном, а также с другими судами, находящимися в пределах видимости, и для подачи радиотелефонного сигнала бедствия используется носимая ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция. На судне должно иметься 2-3 станции, находящихся в месте несения ходовой вахты. Если станции используются в повседневной работе, то вместе с ними должны храниться запасные батарейки; если же повседневное использование станций не допускается, то станции должны храниться в опечатанном виде. При оставлении судна радиостанции переносят в спасательные шлюпки и плоты.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция имеет водонепроницаемое исполнение. Телефон двусторонней связи должен обеспечивать работу на 16 канале УКВ и, как минимум, еще на одном дополнительном канале. Батарейное питание рассчитано на работу в течение 8 ч при соотношении 1:1:8 времени на передачу, прием и дежурное прослушивание. Работа радиостанции может осуществляться при пониженной мощности (0,25 Вт), обеспечивающей связь на борту судна, и полной мощности (2-5 Вт), используемой для связи спасательных средств с судном и друг с другом. Включение, выбор каналов и режимов осуществляется кнопочным управлением.

Расстояние, на котором может осуществляться связь в УКВ диапазоне, зависит от мощности передающей радиостанции и высоты антенны передатчика и приемника. Так, при достаточной мощности передатчика, высоте его антенны 1,5 м и высоте антенны приемника 12 м, это расстояние составляет около 9-10 миль.

Пиротехнические средства широко применяют для подачи сигналов бедствия в море.

Пиротехнические средства используются для привлечения внимания; подача любого из приведенных ниже сигналов означает, что судно или человек терпит бедствие и нуждается в немедленной помощи.

Парашютная ракета дает яркий огонь красного цвета, наблюдаемый как ночью, так и днем. При запуске в вертикальном направлении ракета взлетает на высоту не менее 300 м, и в ясную погоду ее огонь виден на расстоянии до 20-30 миль. Ракета спускается на своем парашюте со скоростью не более 5 м/с, а продолжительность горения пиротехнического состава составляет 40 с.

Фальшфейер представляет собой пиротехнический патрон, дающий яркий огонь красного цвета. В ясную погоду огонь виден на расстоянии около 6 миль. Во время горения фальшфейер удерживается в руке. Не следует при этом смотреть на огонь, так как это может привести к тяжелой травме зрения.

Продолжительность горения фальшфейера составляет 60 с. Фальшфейер продолжает гореть после погружения его в воду на глубину 10 см в течение 10 с.

Дымовая шашка используется для подачи сигнала в дневное время. Она создает облако густого дыма оранжевого цвета. Дымообразование продолжается в течение не менее 3 мин и не прерывается при погружении шашки в воду на 10 с на глубину 10 см.

Корпус шашки быстро нагревается до высокой температуры, поэтому, чтобы не обжечь руки, шашку нужно бросить в воду, как только дымообразователь начнет действие. Бросать шашку надо по ветру относительно спасательного средства, чтобы ветер относил дым в сторону и не было опасности задохнуться дымом.

Все пиротехнические средства требуют максимальной осторожности при использовании. Каждое такое средство снабжается инструкцией, содержащей указания о порядке действий при подаче соответствующего сигнала и мерах предосторожности. Инструкция нанесена на корпус (гильзу) сигнального средства. Порядок действия иллюстрируется пиктограммами, что позволяет использовать это средство человеку, не владеющему языком, на котором составлена инструкция. Ни в коем случае нельзя задействовать пиротехническое средство против ветра.

ПОДРОБНО:

Парашютная ракета

Парашютная ракета - это сигнальное средство, предназначенное для возможного обнаружение спасательного средства на дальнем расстоянии.

ХРАНЕНИЕ: Расположение:

Навигационный мостик - 12 шт.

Спасательная шлюпка - 4 шт.

СРОК ГОДНОСТИ:

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ:

ПАРАШЮТНЫЕ РАКЕТЫ PAINS WESSEX

    открыть верхнюю крышку

Парашютная ракета должна быть использована в наиболее подходящих условиях для обнаружения судном, находящимся на горизонте.

Ракета поднимается на высоту более 300 метров. В верхней траектории, горя огнем красного цвета, ракета выбрасывает парашют, что позволяет ей быть на достаточной высоте для обнаружения в течение 40 секунд.

ХРАНЕНИЕ: Расположение:

Навигационный мостик - 12 шт.

Спасательный плот - 2 или 4 шт.

Спасательная шлюпка - 4 шт.

СРОК ГОДНОСТИ:

Срок эксплуатации и инструкция по использованию нанесены на ракете.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ:

ПАРАШЮТНЫЕ РАКЕТЫ PAINS WESSEX

    открыть верхнюю крышку

    открыть нижнюю крышку и потянув за страховочную чеку, освободить курок запуска

    крепко держать ракету быть готовым к запуску

    прицеливаясь по ветру, вертикально вверх, нажать на курок вверх

    пояснительные рисунки смотри на ракете

Парашютная ракета сигнала бедствия - красного цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжительность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая, подает сигнал бедствия с дальностью слышимости не менее 5 миль.

Ракета однозвездная - красного цвета, высота взлета не менее 8 м, продолжительность горения не менее б с; применяют при спасательных операциях.

Фальшфейер представляет собой картонную или пластмассовую гильзу. заполненную пиротехническим составом; вводится в действие зажигательным устройством; во время горения его держат в руках. Белый фальшфейер горит 20с и служит для привлечения внимания, красный горит 60с и является сигналом бедствия.

ФАЛЬШФЕЙЕР HANSSON PUROTECH

    открыть крышку

    вытянуть пусковой линь с кольцом

    на вытянутой руке от себя потянуть за кольцо

Шашка дымовая входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок. После приведения в действие ее выбрасывают за борт, где она в течение 3 мин создает дымовое облако оранжевого цвета, видимое на расстоянии 3 миль.

ДЫМОВАЯ ШАШКА HANSSON PUROTECH

    открыть крышку

    потянуть за петлю

    выкинуть шашку в воду

Буйки светящиеся и светодымящиеся крепят к спасательным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин или светодымовой сигнал Оранжевого цвета продолжительностью неменее 15 мин. Конструкция буйков обеспечивает их надежную работу при сбрасывании с высоты 25 м и более.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

    использовать пиротехнические средства могут только члены экипажа, прошедшие специальный инструктаж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;

    при запуске ракет не должно быть поблизости людей;

    запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;

    пиротехнические средства, которые при вводе в действие не сработали, должны быть немедленно затоплены (выброшены за борт);

    запрещается разбирать ракеты и производить запуск звуковых ракет изрук;

    не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;

    линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должныхраниться вспециальныхводонепроницаемых металлических ящиках,установленныхна открытом

мостике, а для спасательных шлюпок -в специальныхконтейнерах; ракетницы хранятся у капитана.

Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вблизи хранения пиротехнических средств и при их применении категорически запрещаются