«Магистральный самолет XXI века» (МС-21) является новой российской разработкой. Он создается на замену «старичкам» Ту-154 и Ту-134. Лайнер будет способен перевозить от 150 до 230 пассажиров на расстояние до 5000 километров. Ярким подтверждением того, что новый амбициозный проект российский авиастроителей перешел в завершающую стадию, стал тот факт, что наши лучшие пилоты уже начали обучаться управлению авиалайнером будущего. Такая возможность теперь предлагается и летчикам зарубежных авиакомпаний.На «Корпорация «Иркут» представила потенциальным покупателям новый вариант пилотажного тренажёра для подготовки лётных экипажей пассажирских самолётов семейства МС-21.Тренировки полетов на МС-21 Первым за штурвал МС-21 сел авиационный персонал компании «Аэрофлот». По сравнению с пилотажным тренажёром, который экспонировался на авиасалонах «МАКС-2013» и «Фарнборо-2014», новый вариант выполнен по облегчённой схеме.О том, как тестируется «двадцать первый» в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» рассказал летчик-испытатель Николай Григорьев:«Сейчас на пилотажном стенде мы отрабатываем систему индикации и взаимодействия систем. Есть, например, система закрытия закрылок. Пилот отслеживает по индикаторам, как она работает. Вот мы все вместе - Институт гражданской авиации, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) и корпорация «Иркут» делаем все возможное, чтобы совершить очередной шаг вперед, т.е. добиваемся того, чтобы индикация на приборной доске полностью соответствовала тому, что на самом деле происходит с самолетом в данную секунду».Испытание систем МС-21 продолжается уже второй год «Очень важный этап - это отработки системы управления самолетом и систем защиты. Защиты, например, от «сваливания». Это когда самолет уходит в штопор из-за слишком большого «угла атаки». Система защиты призвана обеспечить безопасность пассажиров даже в том случае, если пилот зазевался или по какой-то причине перестал принимать решения. Автомат в этих случаях должен вовремя исправить ошибку пилота. В разработке находятся и две другие защитные системы: от выхода на большую скорость и система защиты по крену и тангажу - это угол набора высоты, который для удобства пассажиров не должен превышать 30 градусов», - поясняет Григорьев.Испытания МС-21 доверено лучшим российским специалистам в области гражданской авиации. После отработки всех его рабочих систем, начнутся испытания абсолютно нового двигателя ПД-14.Новое поколение: комфорт и скорость МС-21 - это новое поколение в семействе наших пассажирских самолетов. Уже спроектированы три модели «двадцать первого». Их основным отличием станет вместимость - от 150 до 230 пассажиров. Новый лайнер отличают высокие аэродинамические качества. Это достигается за счет крыла большего удлинения. Оно изготовлено из полимерных композиционных материалов. Вообще, уровень использования композитов в МС-21 - свыше 30%, что уникально для узкофюзеляжных самолётов. Такого легкого самолета у нас еще не было.Самолёт имеет самый широкий в своём классе фюзеляж. Для людей - это повышенный комфорт, а для работы аэропортов - сокращение времени посадки и высадки пассажиров.Экспортный вариант Экспортный вариант самолета будет оснащаться американскими двигателями PW1400G компании Pratt & Whitney. Впрочем, от российского ПД-14 его мало что отличает: и тот и другой двигатели обеспечивают примерно равное уменьшение расхода топлива, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ.Зарубежные заказы не заставили себя ждать. Сформирован стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21, плюс 100 машин по опциону. По всем твердым контрактам получены авансы.В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» вице-президент корпорации «Иркут» Кирилл Будаев сообщил о последних новостях авиасалона в Ле-Бурже: «Интерес к самолету МС-21 со стороны потенциальных зарубежных заказчиков растет».А чем МС-21 лучше Боинга? Зарубежные аналоги МС-21 летают чуть дальше, но зато у МС-21 есть одно очень важное преимущество: он имеет гораздо большую вместимость. Так, например, в версии МС-21–300 он сможет перевезти 212 пассажиров. Для сравнения, у Airbus A320neo этот показатель составляет всего 180 пассажиров, у Boeing 737 MAX-8 - 189 пассажиров, у Bombardier CS300 - их всего лишь 135.Но и это еще не все: российский самолет будет иметь больший объем багажных полок, большую ширину кресел и наибольшую ширину прохода. А новый экономичный двигатель позволит авиакомпаниям значительно снизить расходы на эксплуатацию российского самолета, что увеличит чистый ежегодный доход с одного судна на 30 миллионов долларов.Выигрыш есть и в цене. Стоимость одного самолета МС-21, по сравнению с конкурентами, также невелика: цена по каталогу - $70 млн. В то время как Airbus 320neo обойдется покупателям в $102,8 млн, цена Boeing 737 MAX-8 - $93,3 млн, а Bombardier CS300 стоит - $80 млн.МС-21: стержень современной авиации Самолет МС-21 предназначен для массовых перевозок на воздушных линиях, где сегодня доминируют самолеты Airbus A320 и Boeing 737.Президент ОАК Юрий Слюсарь еще при вступлении в должность назвал МС-21 главным проектом компании.«Мы надеемся в этом году выкатить первый летный экземпляр самолета МС-21 - это стержневой проект гражданской части российского авиапрома. У нас с МС-21 связано очень многое - не только размеры инвестиций, но и все наши амбиции по поводу присутствия в сегменте магистральных самолетов», - говорит он.В настоящее время успешно реализуется широкая программа аэродинамических, прочностных и ресурсных испытаний. Отрабатывается система технической и финансовой поддержки заказчиков, идет изготовление опытных самолетов для летных и прочностных испытаний. Первый полет МС-21 совершит в 2016 году. До конца 2018-го планируется провести сертификацию нового лайнера, после чего начнутся плановые поставки МС-21 заказчикам.Овчинка выделки стоит Пока компания «Иркут» планирует к 2020 году выйти на уровень производства 40 МС-21 в год. В то же время, по мнению президента ОАК, точка окупаемости российского самолета лежит в районе 300 - 400 машин. То есть, даже если план по выпуску и продажам МС-21 удастся выполнить на 100%, окупить все вложенные в этот проект средства удастся только после 2030 года.Однако, проект МС-21 все равно является прорывом для отечественного авиастроения. И пусть пока государство лишь тратит миллиарды долларов на разработку этого самолета, не получая прибыли, но создаваемая авиационная инфраструктура, налаживание масштабной производственной базы, построение широкой сети послепродажного обслуживания и уникальные технологии, применяемые в МС-21, делают Россию еще на один шаг ближе к покорению мирового рынка гражданской авиации.Французы завидуют вслух В этом году корпорация - производитель МС-21 должна поставить французской компании «Стелия» 114 комплектов ниш авиационных шасси.«Наши компоненты составляют значительную долю работы сборочной линии компании Stelia. Поэтому французские партнеры посещают Иркутский авиазавод не реже одного раза в год», - говорит директор по международной кооперации ИАЗ Сергей Мигунов.Со своей стороны менеджер по качеству и цепи поставок французской компании Людвиг Курбо после посещения иркутского авиазавода заявил: «Мне как специалисту в области авиастроения особенно интересно видеть, как меняется предприятие. Особенно сильно впечатляет организация производства гражданского самолета МС-21: в цехах сборки лайнера поток выстроен четко, прозрачно. Везде аккуратно и чисто. Все находится под контролем. К слову, главная цель моей поездки - это решить вопросы, позволяющие продлить сотрудничество с «Иркутом» на более долгий срок».Кто сказал, что международная кооперация с Россией закончилась? Хозяева авиасалона в Ле-Бурже – французы - мастера делать комплименты, но деловые люди завидуют вслух крайне редко.

ЯК-242 (МС-21) является проектным аппаратом российского среднемагистрального самолета для перевозки пассажиров на ближние дистанции. Эксплуатационное использование планируется на начало 2016 года, а в серийное производство аппарат должен поступить в 2017 году. Основным конкурентом данного лайнера является самолет китайского производства С919.

Краткая история создания самолета ЯК-242 (МС-21)

Программой проектирования и изготовления данного самолета занимается конструкторское бюро Яковлева совместно с компанией «Иркут». При начальных этапах проектирования было участие также ОКБ Ильюшина, но в начале 2008 года оно покинуло проект. ЦАГИ осенью 2010 года провел тестирование двигателей и воздухозаборников, которые планируют установить на данный пассажирский лайнер. Данные тесты дали возможность проработать режимы безопасности работы силовой установки. В итоге ЦАГИ разработал целый комплекс рекомендаций для конструкторов самолета Як-242 (МС-21).

В сентябре 2011 года руководство компании «Иркут» заявило о том, что будут создаваться для заказчиков аппараты, которые укомплектованы 180 пассажирскими креслами, хотя ранее изготовители планировали изготовлять салон с 150 креслами. Это связано с тем, что большинство заказчиков предпочитает машину с большим количеством пассажирских мест.

Яковлев Як-242 (МС-21) видео

Летом 2012 года производители самолета подписали контракт с компанией Pratt&Whitney, которая будет поставлять двигателя типа PW1400G. Они будут установлены на новый лайнер, первый тестовый полет планируется произвести в 2015 году. Кроме того, машина типа МС-21 существует и с двигателями российского производства, которые обозначаются как ПД-14. Самолеты с таким типом двигателей планируют поставлять заказчикам из России.

Сборка первого полноценного самолета МС-21 была начата зимой 2014 года на авиазаводе в городе Иркутске. Летом этого же года в ЦАГИ были проведены испытания крупномасштабной модели. По официальным данным первый полет нового пассажирского лайнера запланирован на апрель 2016 года.

Особенности конструкции самолета Як-242 (МС-21)

Конструкторами данного аппарата были разработаны три варианта данной машины. Они отличаются только количеством мест в пассажирском салоне. Первый вариант вмещает 150 человек, второй − 181 человека, а третья модификация может разметить 212 пассажиров. Был разработан вариант машины с большей дальностью полета, которая была увеличена на 1,5 тысяч километров.

Машина была изготовлена как моноплан с низким расположением крыльев. Они имеют стреловидную форму, на них крепятся два пилона для реактивных двигателей. Система шасси представлена тремя опорами. Передняя опора управляемого типа, кроме того, все колеса шасси оснащены тормозными системами. Что касается аэродинамики корпуса, то она схожа с аналогичными машинами данного класса, но имеет некоторые преимущества в том плане, что ставит данный аппарат на порядок выше других.

МС-21 имеет большую ширину в 11 метров, что значительно повышает комфорт в пассажирском салоне. При проектировании самолета были добавлены самые новые системы и конструкции, которые позволяют достичь высоких аэродинамических качеств. При изготовлении данного лайнера задействовано множество новых сплавов и композиционных материалов, что позволяет снизить массу аппарата, при этом конструкция не теряет своих качеств. Стоит отметить, что при использовании данных материалов машина становится значительно менее затратной в эксплуатации.

Для создания крыла к данному самолету была создана компания «Аэрокомпозит», в которой работают лучшие конструкторы в данной отрасли. Крылья машины будут изготовлены из композиционных материалов. При заказе самолета МС-21 можно самостоятельно выбрать тип пассажирского салона и двигателя. Как говорилось ранее, двигатель можно установить иностранный или же отечественного изготовления. Первые серийные самолеты типа Як-242 (МС-21) ожидаются в 2017 году.

При изготовлении данной машины было получено множество преимуществ над аппаратами данного класса. Во-первых, отечественная машина имеет экологические двигатели, великолепные аэродинамические характеристики. Преимуществом над другими машинами является и относительно малый вес всей конструкции самолета. Во-вторых, данная машина может разместить большое количество пассажиров, а такие показатели имеют далеко не все самолеты. Также этот лайнер имеет большую дальность полета при относительно малом расходе топлива. Широкий корпус позволяет разместить более комфортно большое количество людей. Все эти преимущества самолета Як-242 (МС-21) позволяют экономить до 50% затрат в сравнении с аналогичными аппаратами других производителей. При расчетах можно увидеть, что данный аппарат в год будет приносить большую прибыль.

Sukhoi Superjet 100 и МС-21 - Гражданская авиация России

В планах производителей осуществить серийный выпуск данных машин в количестве 72 экземпляров в год. Корпорация «Иркут» планирует изготовлять данную модель пассажирского самолета на протяжении пяти лет. На сегодняшний день просматривается горизонт поставок до 2023 года. По расчетам изготовителей данный проект начнет себя окупать только с 350-ой машины. Изготовление деталей и агрегатов производится одновременно на нескольких заводах, но окончательная сборка − на иркутском заводе.

Як-242 (МС-21) характеристики:

    Экипаж: 2 человека

    Длина: 38,25 м

    Высота: 12,55 м

    Размах крыла: 36,25 м

    Площадь крыла: 120 м²

    Масса взлётная: 64 600 кг

    Масса снаряжённого самолет: 38 400 кг

    Двигатели: 2 х ПС-90А12 12000 кгс

    Пассажировместимость: 156- 162 чел.

Лётные характеристики:

    Крейсерская скорость: 800-850 км/час

    Дальность полёта: 5000 км

/ Сергей Мамонтов

Новый отечественный лайнер МС-21 (магистральный самолёт 21-го века) успешно проходит лётные испытания. Самолёт совершает полёты продолжительностью по несколько часов, поднимается на высоту свыше 10 тысяч метров, достигает скорости более 950 километров в час. Между тем, корпорация «Иркут» строит ещё несколько опытных машин, которые подключатся к лётным испытаниям.

При создании МС-21 использованы самые передовые технические решения, которые обеспечивают повышенный комфорт пассажирам и привлекательные экономические характеристики авиакомпаниям. Самолет покрывает маршрутную сеть России в своем классе на 100%.

Головной исполнитель программы — ПАО «Корпорация «Иркут». Основные российские участники: ведущие предприятия ОАК, Госкорпорация Ростех. В рамках программы в России созданы новые высокотехнологичные компании, в частности, «Аэрокомпозит», «ОАК-Центр комплексирования».

В настоящее время первый опытный самолет проходит летные испытания, вторая машина находится в ЦАГИ для проведения статических испытаний. На Иркутском авиазаводе строятся еще четыре самолета. Начиная со следующего года, они будут поэтапно подключаться к испытаниям.

Таймлайн создания

  • Июль 2007 г. — правление Объединённой авиастроительной корпорации принимает решение о начале работ по программе создания самолёта МС-21, разработчиком определена корпорация «Иркут».
  • Август 2007 г. — корпорацией «Иркут» представлена концепция и бизнес-план проекта МС-21 как семейства ближне-среднемагистральных самолётов.
  • В 2008 году началось полномасштабное госфинансирование программы. Объявлены тендеры на разработку и поставку систем для МС-21.
  • В 2009-2010 гг. утверждены эскизный проект, приняты ключевые технические и технологические решения, начаты испытания отдельных конструктивно-подобных образцов.
  • 2013 год — завершена разработка рабоче-конструкторской документации на базовую версию, начато освоение производства самолёта.
  • В 2014-2016 годах проведено техническое перевооружение российских предприятий — участников программы МС-21. Наиболее глубокая модернизация производства прошла на Иркутском авиазаводе. Созданные новые автоматизированные линии агрегатной и окончательной сборки обеспечивают высокое качество изготовления самолетов.
  • 8 июня 2016 г. состоялась выкатка первого опытного самолета МС-21-300, предназначенного для летных испытаний.

Испытания самолета

В рамках программы МС-21 реализуется комплекс наземных испытаний. На более чем 100 стендах, включая 7 интеграционных, проводятся испытания и отработка самолетных систем, бортового оборудования и элементов конструкции самолетов. Осуществлен беспрецедентно большой объем прочностных испытаний (в основном в ЦАГИ), так как значительная часть конструкции планера изготовлена из полимерных композиционных материалов.

Свой первый полет новейший пассажирский МС-21-300 совершил 28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода. Лайнер пилотировали летчики-испытатели, герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев .

В ходе активных летных испытаний расширены эксплуатационные диапазоны по высоте, скорости и массе. На сегодняшний день самолет достигает высоты 10 000 м и скорости свыше 900 км/час. Результаты испытаний подтверждают правильность конструкторских решений.

Для подготовки летчиков в учебном центре компании «Аэрофлот» введены в строй первые тренажеры. На тренажерах тестируется система управления самолета.

Новые системы, технологии и материалы

МС-21 включил в себя новейшие мировые разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем. При производстве самолета используются современные технологии сборки и изготовления элементов конструкции.

Значительный вклад в улучшение летно-технических характеристик самолета вносит крыло из полимерных композиционных материалов(ПКМ), впервые в мире созданное для узкофюзеляжных самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров. Доля композитов в конструкции самолета МС-21 — свыше 30% — уникальна для этого класса лайнеров.

В мировой гражданской авиации, кроме МС-21, есть всего три самолета, у которых крылья изготовлены из ПКМ. Это Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries. Главное преимущество деталей из ПМК — устойчивость к коррозии и распространению повреждений.

Для повышения конкурентоспособности самолет МС-21 впервые в российской практике предлагается заказчикам с двумя типами двигателей нового поколения — американским PW1400G или российским ПД-14. Оба двигателя обладают уменьшенным расходом топлива и низким уровнем шума и эмиссии вредных веществ.

Фюзеляж и комфорт

МС-21-300 имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов — 4,06 м. Проход между креслами составит от 50,55 см. до 57,15см (в зависимости от вида кресел) Это позволяет спокойно ходить по самолету во время сервисного обслуживания в полете, а также расходиться двум пассажирам во время посадки и высадки. Самолет МС-21 предоставляет авиакомпаниям уникальную возможность сократить время оборота в аэропорту на 20%.

Багажные полки вмещают больше ручной клади стандартного размера. Также может быть размещена объемная ручная кладь, в том числе колесные сумки габаритных размеров 24"x18"x10″ (609×457×254 мм) и удлиненные предметы.

Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. Новые системы позволяют поддерживать комфортное для пассажиров давление воздуха и обеспечивают улучшенный микроклимат. Для пилотов самолетов МС-21 разработана инновационная эргономичная кабина.

Характеристики

  • Длина самолета МС-21-300 — 42,3 м.
  • Размах крыла — 35,9 м.
  • Дальность полета — до 6000 км.
  • Максимальная заправка топливом — 20 400 кг.
  • Максимальная взлетная масса — 79250 кг.

Рынок

Потребность только российских авиаперевозчиков на 20 лет — около 800 среднемагистральных самолетов.

Заказы

Портфель твёрдых заказов на самолёты семейства МС-21 составляет 175 лайнеров. Кроме того, подписаны соглашения о намерениях ещё на более чем 140 самолётов.

Правительство России совместно с ОАК разработали меры по поддержке продаж.

Конкуренты

Ремоторизированные версии Boeing-737 MAX и Airbus A320neo.

Возможности

Программа МС-21 позволила вывести предприятия на новый технологический уровень и обеспечить профессиональный рост специалистов.

В России сформирована и получила развитие научная, производственная база для перспективных авиационных проектов.

Кстати

Генеральному конструктору и Первому вице-президенту ПАО «Корпорация «Иркут» Олегу Демченко 13 октября исполняется 73 года. С чем его редакция «АиФ» искренне поздравляет.

Разработчик и производитель новейшего российского самолета МС-21 — корпорация «Иркут» — намерен начать серийное производство МС-21 в конце года. Работы идут по графику.

В конце 2017 г. начнется изготовление различных деталей для следующих пяти серийных самолетов МС-21. В 2018 г. планируется закончить производство летных экземпляров и продолжить производство уже серийных самолетов.Производительность линии составит порядка 20 самолетов ежегодно с поэтапным выходом на максимальный уровень.Сейчас один самолет проходит летные испытания, второй находится в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского — прим. ред.) для проведения статических испытаний. Полностью состыкован планер третьего опытного самолета, идет сборка фюзеляжа четвертого опытного самолета и изготовление деталей для пятого.

Уже одобрен сертификационный базис самолета МС-21-300, и поданы заявки в российские сертификационные органы и международные — EASA.

Маршевый двигатель PW-1400G-JM сертифицирован в РФ, FAA, EASA.

Одновременно ведутся сертификационные испытания на стендах: всего 56 стендов, закончены испытания на 22 стендах.

Ведутся квалификационные испытания материалов.

СЕРТИФИКАЦИЯ

Сертификационные испытания самолета МС-21-300 идут по графику.

В план-график сертификационных летных испытаний самолета МС-21-300 включена 1 тыс. полетов.

Плановый срок получения российского сертификата типа — середина 2019 г. Плановый срок получения сертификата типа EASA — середина 2020 г.

Испытаниия

В 2018 г. к испытательным полетам присоединятся еще три самолета МС-21-300, которые в настоящее время строятся на Иркутском авиазаводе — филиале корпорации «Иркут». Пока компания испытывает только один МС-21-300: в конце мая он совершил первый полет.

Сейчас проведено более 10 полетов.

17 октября 2017 г. после завершения этапа тестовых полетов на Иркутском авиационном заводе новый российский авиалайнер совершил беспосадочный перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М. М. Громова.

2 ноября 2017 г. опытный самолет МС-21-300 совершил первый полет с аэродрома ЛИИ им. М. М. Громова в г. Жуковский, Московской области. Полет продолжался свыше трех часов.


В ходе полета определялись характеристики устойчивости и управляемости на высоте от 6 тыс. до 12 тыс. м. Все системы самолета работали штатно.

Летные испытания МС-21-300 продолжаются на базе Летно-испытательного и доводочного комплекса (ЛИиДК) ОКБ им. А. С. Яковлева.

В ЛИиДК ОКБ им. А. С. Яковлева специально для базирования самолетов МС-21 построен новый ангар, в котором создан современный комплекс сбора, обработки и хранения полетной информации, регистрируемой в процессе проведения летных и наземных испытаний.

Также построен самолет для статических испытаний. Еще один самолет для ресурсных испытаний находится на стадии изготовления компонентов фюзеляжа.

Второй летный самолет готовят к передаче в летно-испытательное подразделение (ЛИП). Третий летный самолет — в цехе окончательной сборки (передача в ЛИП — 2018 г.), четвертый летный самолет на этапе изготовление деталей и сборка отсеков фюзеляжа.

МС-21 разрабатывается Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК, «Иркут» входит в ОАК). «Иркут» будет выпускать две версии самолета — МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-300 (от 163 до 211 мест). Пока компания готовит к серийному производству только самолет МС-21-300, в конце мая он совершил первый полет. Первые поставки самолета намечены на 2018 г.

В 2010 г. ряд лизинговых компаний заключил твердые контракты и рамочные соглашения на поставку самолетов: «Ильюшин финанс» заказал 50 самолетов (твердый контракт), «Авиакапитал сервис» в интересах «Аэрофлота» — 50 самолетов (твердый контракт), «Сбербанк-лизинг» — 20 самолетов, «ВЭБ-лизинг» — 30 самолетов.

МС-21-300

Вместимость в двухклассной компоновке — 163 кресла (16 бизнес + 147 эконом), вместимость в плотной компоновке — 211 кресел. Максимальная взлетная масса — 79 250 кг. Максимальная коммерческая нагрузка — 22 600 кг.

Максимальная дальность полета — 6 тыс. км. Основные размеры — длина самолета 42,2 м, размах крыла — 35,9 м, высота — 11,5 м.

Лайнер предлагается заказчикам с двумя типами двигателей: PW1400G компании Pratt & Whitney (США) и ПД-14 «Объединенной двигателестроительной корпорации» (Россия).

МС-21 летает быстрее конкурентов и выигрывает за счет большей экономичности. По расчетам «Иркута», при использовании МС-21 авиакомпании смогут сэкономить до $3 млн в год. Первым эксплуатантом нового самолета станет «Аэрофлот».

Каталожная цена МС-21 составит от $90 млн, тогда как европейского конкурента Airbus А320 — $97 млн, американского Boeing 737 новых версий — $95 млн.

Новые технологии

По оценкам западных экспертов, ведущие авиастроительные корпорации мира в дальнейшем собираются применять безавтоклавную технологию, которая использовалась при изготовлении МС-21. Речь идет об отказе от использования промышленных автоклавов, в которых для формирования композиционных элементов самолета необходимо высокое давление и высокая температура.

Анри Жирарди, менеджер по развитию Hexcel Composites, в комментариях «Рейтер» отметил: «Сейчас это один из главных вопросов в аэрокосмической отрасли: как производить детали без автоклавов в промышленном масштабе и с большой скоростью».

МС-21 является первым самолетом в мире, при производстве крупных деталей для которого применяется инфузионная технология с максимальным использованием автоматизации. Отказ от использования препрегово-автоклавной технологии, по многим оценкам, позволит существенно сократить расходы компаний при создании самолетов.

Многие эксперты отмечают: вопрос о том, насколько успешным будет проект «Магистрального самолета XXI века», пока остается открытым. Однако его создание с использованием новых технологий в промышленном объеме вполне наглядно говорит о восстановлении авиастроительных компетенций, включая двигателестроение (с 2018 г. на МС-21 будут применяться новые российские двигатели ПД-14).

28 мая 2018 года произошло знаковое для отечественной авиационной отрасли событие: с аэродрома Иркутского авиационного завода в свой первый полет отправился новейший российский пассажирский лайнер МС-21. После успешного завершения испытаний президент ПАО «Корпорация Иркут» Олег Демченко назвал это событие историческим и поздравил коллектив предприятия. И подобное заявление не выглядит преувеличением: прекрасные летно-технические характеристики пассажирского самолета МС-21 дают надежду на то, что этот авиалайнер в будущем будет востребован как российскими, так и зарубежными авиакомпаниями.

Иркут МС-21 – это программа создания нового ближне- и среднемагистрального среднефюзеляжного пассажирского самолета, старт которой состоялся еще в начале нулевых годов. Хотя, на самом деле МС-21 – это не один самолет, а целое семейство пассажирских лайнеров, которые отличаются своей пассажировместимостью, комплектацией и дальностью полета. Пока испытания проходит МС-21-300, который будет способен принимать на борт 211 пассажиров. Однако вместе с ним разрабатывалась и другая модификация лайнера – МС-21-200 с максимальной пассажировместимостью 165 человек.

В настоящее время в этом проекте принимают участие ОКБ им. Яковлева и корпорация «Иркут». Первоначально в нем также было задействовано и ОКБ им. Ильюшина, но в 2008 году эта компания покинула проект. Планировалось, что новая машина получит обозначение Як-242, но позже от этой идеи отказались. Сборка авиалайнеров производится на Иркутском авиазаводе.

В будущем основным конкурентом магистрального самолета МС-21 станет китайский лайнер СОМАС С919, а также американский Boeing-737 MAX и европейский Airbus A320 neo.

При этом следует отметить, что стоимость нового российского самолета ниже, чем у его западных конкурентов. Она будет составлять от 72 до 85 млн долларов. Цена американских и европейских аналогов самолета МС-21 колеблется от 90 до 125 млн долларов. Правда, китайские авиалайнеры СОМАС С919 очевидно будут стоить дешевле российской машины.

Всего же на проект МС-21 было потрачено 4,54 млрд долларов.

Пока самолеты МС-21 оснащаются американскими двигателями PW-1400G, но в планах авиастроителей устанавливать на машину пермский ПД-14.

История создания самолета МС-21

Работы над созданием МС-21 началась еще в 2002 году. В середине прошлого десятилетия основным проектом российской авиастроительной отрасли был пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100. Когда стало очевидным, что проект «Сухой Суперджет» будет успешно реализован, возникла идея создания более крупного авиалайнера, способного конкурировать с продукцией таких мировых гигантов, как Airbus и Boeing.

По замыслу создателей МС-21 должен заменить устаревшие самолеты Ту-154 и другие машины, разработанные еще в советский период. При этом новый лайнер не будет конкурировать с Sukhoi Superjet 100, а, наоборот, будет его дополнять. Считается, что в будущем эти два самолета составят около 80% пассажирского авиапарка нашей страны.

Изначально разработкой новой машины занимались конструкторские бюро Ильюшина и Яковлева, а непосредственное изготовление машин было поручено корпорации «Иркут», которую сегодня можно смело назвать одним из флагманов отечественного самолетостроения. «Иркут» производит боевые самолеты Су-30 , учебно-тренировочные Як-130, а также изготавливает для компании Airbus некоторые узлы пассажирских машин. В 2008 году ОКБ им. Ильюшина вышло из проекта и его завершением занялись специалисты конструкторского бюро Яковлева. Нужно сказать, что в создании МС-21 участвовали многие другие российские предприятия, например, уникальное композитное крыло самолета было разработано концерном «Аэрокомпозит», а хвостовое оперение создавалось в ОКБ им. Бериева.

Можно добавить, что МС-21 имеет большее, по сравнению с «Суперджетом», количество российских комплектующих: 80% против 60%.

Авиастроители имели грандиозные планы, в 2009 году заявлялось, что новый самолет взлетит в 2013 году, а к 2018 году начнется его серийное производство. Однако из-за недофинансирования и сложностей, возникших на этапе проектирования, сроки пришлось перенести. В 2010 году в ЦАГИ была проведена продувка двигателей будущего самолета, и даны рекомендации по их дальнейшей эксплуатации.

В 2011 году в руководстве корпорации «Иркут» заявили, что приоритетом разработчиков является создание модификации самолета МС-21-300 с пассажировместимостью 211 посадочных мест, поскольку большинство потенциальных заказчиков интересуются именно этой машиной. Работы над модификацией МС-21-400 (более 200 посадочных мест) и вовсе решили отложить до лучших времен, чтобы вписаться в бюджет программы.

В 2012 году «Иркут» подписал договор о сотрудничестве с Pratt & Whitney – знаменитой американской компанией, занимающейся созданием двигателей для гражданских и военных самолетов. Согласно этому документу, МС-21 планировали комплектовать моторами PW1400G.

В 2012 году состоялась демонстрация проекта самолета с отечественными перспективными двигателями ПД-14. Эту машину планировали изготавливать для российских заказчиков, таких как Министерство обороны, МЧС, ФСБ и др.

В начале 2014 года на Иркутском авиационном заводе началась сборка опытных образцов авиалайнера. Летом того же года в ЦАГИ была проведены испытания крупномасштабной модели самолета.

Следует сказать, что за время реализации проекта МС-21 в России была практически с нуля создана новая стендовая база, на которой отдельные узлы и агрегаты будущей машины испытывались на прочность и усталость, также проводилась проверка их аэродинамических качеств. Можно добавить, что реализация этого проекта дала мощный толчок развитию предприятий, входящих в состав ОАК. Было проведено значительное переоснащение производственных мощностей, задействованных в выпуске самолета. Благодаря реализации проекта МС-21 в стране появились новые высокотехнологические компании.

Несколько месяцев позже вице-премьер Рогозин озвучил дату первого полета лайнера – апрель 2018 года. Однако и с этим сроком получилась промашка: 8 июня 2018 года состоялась только первая презентация лайнера – торжественная церемония выкатки самолета из заводского ангара, чтобы подготовить первый полет машины понадобился еще один год. Первые испытания самолета прошли штатно, летчики высоко оценили пилотажные качества новой машины.

На нынешний момент два самолета МС-21 уже изготовлены, еще восемь находятся в производстве.

Ранее озвучивались планы производителя выпускать по 72 самолета МС-21 в год. Проект начнет приносить прибыль только после продажи 350-го авиалайнера. Еще в 2018 году в «Иркуте» сообщали, что уже имеют твердый пакет заказов на 175 лайнеров, по части из которых уже получены предоплаты. Большинство потенциальных клиентов – это отечественные авиационные и лизинговые компании. Также сообщается об интересе со стороны иранских, индийских и индонезийских компаний. Всего же разработчики планируют реализовать 1 тыс. лайнеров за двадцать лет.

Описание конструкции самолета МС-21

Пассажирский самолет МС-21 выполнен по схеме, классической для машин подобного типа и назначения. Это двухмоторный низкоплан с крылом, которое имеет малую стреловидность и трехопорным шасси. Следует отметить, что проект МС-21 предполагал разработку сразу нескольких модификаций самолета, отличающихся своей пассажировместимостью и длиной фюзеляжа. Также изначально были планы создать в рамках этого проекта пассажирский лайнер с большей дальностью полета.

В конструкции планера МС-21 широко использованы композитные материалы. По объему их применения (около 40%) этот российский самолет находится на уровне лучших мировых аналогов и уступает только новейшим американским (Boeing 787 Dreamliner – 50%) и европейским машинам (Airbus A350 XWB – 53%). Крыло МС-21 полностью выполнено из карбона, что позволило существенно облегчить его.

МС-21 имеет фюзеляж значительного диаметра, как для самолетов своего класса (более 4 метров), что обеспечивает его пассажирам уровень комфорта, сравнимый с широкофюзеляжными лайнерами. Он выполнен в основном из алюминиевых сплавов. В конструкцию самолета изначально была заложена возможность перекомпоновки салонов, в зависимости от потребностей конкретного авиаперевозчика.

МС-21 имеет классическое трехопорное шасси, состоящее из двух основных и передней стойки. Все три опоры имеют двухколесные тележки, на более тяжелой модификации МС-21-400 возможно будут установлены шасси с четырехколесными тележками.

Шасси для самолетов МС-21 изготавливает концерн «Гидромаш», в основном они выполнены из стальных и титановых сплавов.

Одной из главных «изюминок» авиалайнера МС-21 является его крыло, полностью изготовленное из композитных материалов. Благодаря этому удалось значительно уменьшить его массу, полностью сохранив прочностные и эксплуатационные характеристики. «Черное» крыло МС-21 было разработано и в настоящее время изготавливается концерном «Аэрокомпозит». Вероятно, что в ближайшие годы этот авиалайнер будет единственным в мире самолетом подобного класса с крылом такой конструкции. Также из композитных материалов выполнено хвостовое оперение лайнера.

Кабина МС-21 имеет пять широкоформатных дисплеев, на которые выводится информация о работе систем самолета и параметрах полета. Ранее подобные дисплеи в российской гражданской авиации не применялись.

Еще сравнительно недавно экипаж пассажирских самолетов состоял из четырех человек: двух пилотов, штурмана и бортинженера. Современными авиалайнерами обычно управляют два человека, остальные функции берет на себя электроника.

На МС-21 управление полетом осуществляется с помощью сайдстиков – специальных ручек управления. По желанию заказчика самолет может быть оснащен индикаторами на лобовом стекле кабины или синтетическим видением – специальной системой, которая отображает окружающее самолет пространство на электронных дисплеях. Такая система облегчает управление машиной в случае потери визуальной видимости из-за плохих погодных условий или же времени суток. Чтобы облегчить работу пилотов, для них разработаны специальные электронные планшеты.

Большая часть бортовой электроники МС-21 разработана и изготовлена в России в тесной кооперации с мировыми лидерами в данной области – компаниями Rockwell Collins и Thales.

Одной из общемировых тенденций самолетостроения является постоянное повышение уровня комфорта для пассажиров. МС-21 абсолютно следует данному тренду: значительная ширина фюзеляжа позволяет увеличить размеры салона и проходов между креслами, что существенно уменьшает время посадки и высадки пассажиров. Для авиалайнера были разработаны специальные пассажирские кресла, удобные для людей разной комплекции, предусмотрены специальные места для инвалидов. Салон МС-21 будет оснащен новейшими мультимедийными устройствами для просмотра фильмов и игр в компьютерные игры.

Пассажирский салон лайнера имеет большие иллюминаторы, которые обеспечивают его достаточное естественное освещение. Интенсивность искусственного освещения будет меняться в зависимости от времени суток, что позволит пассажирам легче переносить смену часовых поясов. Кроме того, большое внимание конструкторы уделили микроклимату в салоне: самолет оснащен специальной системой кондиционирования и увлажнения воздуха, он проходит через несколько биологических фильтров, регулируется температура.

В целом компоновка пассажирского салона МС-21 будет поддерживать два класса комфорта: эконом- и бизнес-класс. Исходя из пожеланий заказчиков, лайнер может иметь в салоне один или два класса.

Разработкой систем жизнеобеспечения пассажирского салона МС-21 занималась российская НПО Наука в тесном сотрудничестве с американской компанией Hamilton Sundstrand. Дизайн интерьера был создан французской фирмой C&D Zodiac.

Практически 20% объема фюзеляжа МС-21 занимают багажные отсеки. Самолет сможет перевозить грузы как в специальных контейнерах, так и навалом. При этом багажное отделение лайнера имеет автоматический погрузчик, использование которого значительно уменьшает время выгрузки или загрузки багажа.

Авиалайнер МС-21 может быть оснащен двумя видами двигателей: американским PW1400G, разработанным компанией Pratt & Whitney либо же отечественным ПД-14, работу над которым с 2008 года ведет ОАО «Авиадвигатель». Пока на самолеты будут устанавливать PW1400G, в настоящее время эти двигатели считаются одними из наиболее совершенных в мире, их используют на пассажирских лайнерах Airbus, Mitsubishi, Embraer и Bombardier.

Отечественный авиационный мотор ПД-14 сейчас проходит испытания, планируется, что его серийное производство начнется в следующем году.

Следует отметить, что все виды двигателей, которыми будут оснащаться разные модели МС-21, соответствуют международным экологическим нормам и стандартам.

Модификации самолета МС-21

Как уже было сказано выше, МС-21 – это целое семейство пассажирских самолетов. В его состав входит несколько модификаций, имеющих очень высокую степень унификации:

  • МС-21-200. Считается самой «младшей» версией самолета. Ее пассажировместимость составляет 165 пассажиров в одноклассной компоновке. Взлетная масса машины составляет 72,5 т, планируется, что она будет оснащена двигателями ПД-14А или PW1428G. Авиаперевозчики проявили к МС-21-200 меньший интерес, чем к базовой модификации, поэтому ее производство будет начато позже;
  • МС-21-300. Это базовая модификация самолета. Она имеет фюзеляж на 8,5 м длиннее, чем МС-21-200. Пассажировместимость данной модели может достигать 211 человек в одноклассной компоновке. Взлетная масса машины составляет 79,2 т, она оснащается двигателями PW1431G или ПД-14. Данная модификация самолета вызвала наибольший интерес среди потенциальных покупателей, поэтому серийное производство начнется именно с нее. Опытные образцы лайнера представлены модификацией МС-21-300;
  • МС-21-400. Увеличенная версия авиалайнера. Отличается от базовой модификации увеличенными размерами фюзеляжа и крыла, также, вероятно, будет иметь четырехколесную тележку шасси (по другим источникам еще и шасси с четырьмя стойками). Пассажировместимость МС-21-400 будет составлять 230 человек, взлетная масса самолета – 87,2 тонны. Лайнер планируется оснастить форсированным двигателем ПД-14М. Из-за довольно серьезных изменений, которые было необходимо внести в конструкцию МС-21-400 по сравнению с базовой моделью, разработка этого самолета была отложена.

В случае успешного старта нового проекта российские авиастроители планируют значительно расширить семейство МС-21, добавив в него самолеты с большей дальностью полета и пассажировместимостью. Будут ли они реализованы, покажет ближайшее будущее.

Перспективы МС-21

Российская авиационная отрасль возлагает на МС-21 огромные надежды. Большинство новых отечественных самолетов выпускаются в таких небольших количествах, что производители даже не могут «отбить» на них расходы, связанные с разработкой.

В разные годы советский, а затем и российский авиапром занимался разработкой множества проектов, которые так и остались на стадии конструкторских разработок или создания опытных моделей. Особенно часто это случалось с пассажирскими самолетами. Причем многие отечественные машины, так и не увидевшие небо, имели весьма неплохие летно-технические характеристики, а по некоторым параметрам даже превосходили иностранных конкурентов. Есть ли будущее у МС-21, учитывая высочайший уровень конкуренции, которая царит в этой области?

МС-21 – это среднемагистральный авиалайнер, то есть он принадлежит к самой многочисленной нише пассажирских самолетов. Сейчас подобные машины занимают 78% от общего числа коммерческих пассажирских лайнеров. Чтобы оценить размеры этого сегмента рынка, можно привести только одну цифру: в ближайшие двадцать лет в мире будет продано 30 тыс. среднемагистральных самолетов. То есть, потенциально МС-21 имеет прекрасные перспективы.

Однако и конкуренция среди авиапроизводителей необычайно высока. В настоящее время ниша среднемагистральных самолетов практически полностью закрыта Boeing 737 и Airbus A320. 7 мая 2018 года свой первый полет совершил китайский среднемагистральный пассажирский лайнер Comac C919, начало его эксплуатации планируется на 2020 год. По своим характеристикам он очень напоминает МС-21-300, однако практически не вызывает сомнения, что новый «китаец» будет стоить значительно дешевле не только своих западных аналогов, но и российского самолета. Сейчас называется цифра в 50 млн долларов. Китайский производитель уже заявляет, что на сегодняшний день он имеет пакет, состоящий из 517 твердых заказов на C919.

С другой стороны, можно констатировать тот факт, что российские авиастроители сумели создать действительно хорошую машину, ничем не уступающую западным аналогам.

Эта машина будет оснащена новейшим западным двигателем, экологичным и экономичным, что можно назвать несомненным плюсом проекта. Ибо задача уговорить иностранных заказчиков закупать пассажирский лайнер с российским двигателем невероятно сложна. С момента распада СССР отечественная авиадвигателестроительная отрасль не создала ни одного нового мотора для пассажирских лайнеров и заметно отстала от основных мировых производителей. Даже двигатель для «Сухого Суперджета» пришлось создавать в кооперации с французами. ПД-14 придется сначала обкатывать на внутрироссийских линиях, а уж только потом предлагать за рубеж.

МС-21 имеет бортовую электронику с так называемой открытой архитектурой, что позволяет устанавливать на него оборудование любых производителей. Кабина пилотов и пассажирский салон выполнены по последним мировым стандартам.

Так как МС-21 – это новый самолет, то в его конструкции изначально был заложен большой объем багажного отделения, вместительные багажные полки, удобные и широкие кресла, а также значительные проходы между ними. Существующие и перспективные среднемагистральные самолеты Airbus и Boeing – это модификации старых моделей, унаследовавшие их фюзеляжи. Поэтому подобных удобств своим пассажирам они предложить не смогут.

Кроме вышеперечисленных преимуществ, МС-21 имеет вполне конкурентную цену по сравнению с западными аналогами. Однако дело в том, что цена самолета, указанная в каталоге, это только один из факторов, который определяет выбор той или иной модели лайнера покупателем.

Огромным минусом российских самолетов является практически полное отсутствие системы послепродажного обслуживания. Например, клиенты компании «Боинг» получают гарантию (обычно 3-4 года) на основные узлы самолета. Кроме того, покупатели лайнеров Airbus и Boeing знают, что в случае необходимости новая деталь будет доставлена в любую точку планеты в течение 12-14 часов. Также потенциальным клиентам, как правило, предлагают целый пакет финансовых опций (условия платежей, лизинг, кредиты на покупку). Европейские и американские производители за десятилетия сумели создать сложную систему привлечения заказчиков, и ни Китаю, ни России пока нечего противопоставить этому.

Впрочем, несмотря на довольно неясные коммерческие перспективы российского авиалайнера, МС-21 все равно уже можно считать прорывом для отечественного авиастроения. Неизвестно, окупятся ли миллиарды, которые государство вложили в создание новых производственных мощностей и постройку опытных машин, но в любом случае проект МС-21 – это значительный шаг на пути выхода России на международный авиационный рынок.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них