Тема: Дифференциация звуков З-С

Цель: закрепить умение различать на слух звуки «с» и «з» изолированно, в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; закрепить умение производить слоговой анализ слова ориентируясь на схему; развивать речевую память, внимание, аналитическую деятельность; воспитывать чувство коллективизма, умение отвечать полным ответом.

Оборудование: пароход из картона, индивидуальные карточки с колокольчиками, демонстрационные картинки на звуки «с», «з», картинка с пальмами, мяч, раздаточные картинки со звуками «с» «з», магнитофонная запись звуков моря-гудка парохода-шторма.

Ход занятия

1. Организационный момент
(дети стоят перед столами)
Логопед: - Дети, сейчас будет интересное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход)

Логопед: - По каким признакам догадались что пароход?
(По волнам плывет, быстрый, машина гудит)
Логопед: - Кто управляет пароходом?
(Капитан)
Логопед: - Кто ему помогает?
(Матросы)
Логопед: Я буду капитаном, а вы будите матросами. Для того чтобы попасть на пароход нужно научиться пользоваться сигнальными карточками. На звонкий звук - З - поднимаем карточку с колокольчиком, на глухой звук - С - карточку с зачеркнутым колокольчиком. Слушайте внимательно звуки, которые я буду говорить.

2. Работа с изолированными звуками

Логопед: - П, Т, К, С, Ш, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Ж, З, Т, Г, С, П, К, Д, З, М, С.
Логопед: - Молодцы. А сейчас занимаем свои места на пароходе. Кто догадался, какие звуки мы будем во время путешествия различать?
Постановка цели. Логопед: - Сегодня будем учиться различать звуки - з - с
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке - с -?
(Согласный, глухой, твердый)
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке - з -?
Логопед: - Какая разница между звуками?
(Звук - с - глухой, а звук - з - звонкий)
Логопед: - А чем они похожи?
(Оба звука согласные, оба твердые)
Логопед: - Тренируемся слушать эти звуки. Игра «Лишний слог»



3. Дифференциация звуков в слогах

Логопед: - Нужно выделить лишний слог и запомнить его.
СА - СА - СА - ЗА (Лишний слог ЗА)
СО - ЗО - СО - СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ - СЫ - СЫ - СЫ (Лишний слог ЗЫ)

(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Слушаем дальше.
ЗА - ЗА - ЗА - СА (Лишний слог СА)
СО - ЗО - ЗО - ЗО - ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ - ЗЫ - СЫ - ЗЫ (Лишний слог СЫ)
Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги?
(СА, СО, СЫ)
Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Назовите слоги с глухим согласным звуком.
(СА, СО, СЫ)

4. Пальчиковая гимнастика

Логопед: - Молодцы! А сейчас приготовили бинокли для наблюдения.
(звучит музыка, выполняется пальчиковая гимнастика.)

Кто на всех морях бывал? (показываем бинокль)
Кто держал в руках штурвал? (управляем штурвалом)
Чаек видел, кто в дали? (показываем чаек)
Тот, кто любит корабли! (показываем лодочку)

(музыка усиливается)
Логопед: - Внимание! Начинается шторм, поднять паруса! (имитируем кистями рук натягивание каната)

5. Дифференциация звуков в словах

Логопед: - Шторм закончился, но от качки все вещи на пароходе перепутались. Нужно разложить их по полкам. На верхнюю полку положим картинки, в названии которых слышим звук - с -. На нижнюю полку наборного полотна положим картинки со звуком - з -
(картинки, перепутанные на наборном полотне)
Дети четко произносят слово и определяют место звука в слове.
Логопед: - Запомните картинки
(картинки закрываются шторкой)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - с - .
(Сумка, насос, носки, стакан)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - з -.
(Комбинезон, зонт, рюкзак)
Логопед: - Молодцы! Посмотрим в бинокль, что мы видим впереди. (логопед выставляет картинку с пальмами).

6. Физ. минутка

Логопед:- Внимание! Стоп машина. Мы приплыли к острову. Высаживаемся на остров и прогуляемся по острову.
Вот на остров мы попали, (шагаем)
Мы попали, мы попали.
По болоту мы бежали, (бежим на месте)
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали, (имитация движений)
Залезали, залезали.
Очень сильно мы устали.

Логопед:- Ребята, если мы устали я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Придумай слово.»
Поможет нам мячик: Мяч бросаю, ты - лови,
Слово со звуком «с» мне назови.

Дети придумывают слова на звук «с». Аналогично придумываем слова на звук «з»: Мяч бросаю, ты - лови,
Слово со звуком «з» мне
Назови.

7. Работа со слоговым составом слова

Логопед: - Нам пора на пароход. Садимся и отправляемся в обратный путь. Внимание, капитан объявляет тренировку на правильное чтение сигналов. У вас на столах у каждого картинки, в названии которых разное количество слогов.
Капитан показывает вам слоговую схему слова. Вы должны найти картинку, в названии которой столько же слогов. Картинку показываете капитану.
(автобус, сова, лиса, сани, стол, сом, совок, самолет, слон, сапоги; береза, ваза, зонт, заяц, коза, змей, замок, рюкзак, гнездо.)

8. Дифференциация звуков в предложении

Логопед: - Каждый моряк должен уметь четко произносить трудные предложения. Предлагаю потренироваться в произношении чистоговорки:

Зое сниться странный сон- с Зоей рядом серый слон.

(произношение чистоговорки отдельными детьми.)

9. Итог занятия

Логопед: - Мы приплыли в группу. Наше путешествие окончено. Что вам понравилось в путешествии. Мы покидаем пароход, вы хорошо работали, молодцы.

Тема: Дифференциация звуков [ с-з ].

Цель: 1. упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях;

2. развивать фонематический слух;

3. упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах;

4. закреплять употребление предлогов;

5. развивать логическое мышление и внимание, мелкую моторику

6. воспитывать умение выслушивать ответы других,взаимопомощь.

Оборудование:игрушки - собака и заяц, схема характеристики звуков, мяч, предметные картинки зверей, рис. паровоза, аудиозапись,схемы предлогов, стул, игра «Зонтики», картинки с ребусами.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в зоопарк.

Догадайтесь, кто нас пригласил туда.

(загадывает загадки)

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? (зайка)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая … (собака)

(дети отгадывют загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и собаку)

2.Сообщение темы занятия.

Как вы думаете с какими звуками мы сегодня будем работать?

Правильно. [ с-з ].

3.Анализ и сравнение характеристик звуков.

Давайте дадим характеристику этим звукам.

Чем они похожи?

Чем отличаются?

4.Развитие фонематического слуха.

Игра «Запомни - повтори»

По дороге в зоопарк собачка нам предлагает провести речевую разминку.

(логопед предлагает повторить слоговые цепочки, цепочки слов, чистоговорки)

Сы-зы-зы- и т.д.

Сом-зонт - сок

Зайка-сумка-завод

Собака-заноза-соль

За-са-за-вот идёт коза. Зу-зу- су- - мы видели лису.

СА-за-са - вот летит оса. Су-зу-су- отвязали мы козу.

Игра « Наоборот» (С мячом)

За-са Суп-зуб Коса-коза и т.д.

Сы-зы Лиса-Лиза

Работа с картинками.

(логопед обращает внимание детей на картинки на наборном полотне: лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь)

Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке.

Наш зоопарк необычный, потому-то в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом.

Какие животные живут в зоопарке? (дикие и домашние)

В названиях наших животных есть звуки [ с-з ] . рассмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

5.Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. 1,2,3,4,5, 5,4,3,2,1.

6.Упражнение в подборе предлогов в предложениях.

Дети, посмотрите, у зайки и собачки в лапках конверты. В них для нас приготовленные задания.

Давайте выполним задание от зайки.

(на доске выставляются схемы предлогов С,ИЗ,ЗА,ИЗ-ЗА,ИЗ-ПОД)

Зайка спрятался… куст. -- Рысь спустилась … дерева.

Козы пасутся … домом. -- Ослик выглядывает … будки.

Лиса выскочила … норы. -- Ёжик выкатился … дивана.

7.Дифференциация звуков в скороговорках.

У страха глаза велики.

8.Упражнение в определении позиции звуков в словах.

Игра « Паровозик»

Звери грустные стоят,

Путешествовать хотят.

Но не знают - как? Куда?

Помогите, детвора.

(дети берут картинки с наборного полотна и распределяют их по вагонам, объясняя свой выбор и позицию звука в слове)

9.Физкультминутка. «Волшебный стул»

Дети стоят в кругу, передают под музыку шапку, на ком музыка останавливается, тот садится на стул, надевает шапку и превращается в любое животное (изображает)

10.Работа по предупреждению дисграфии.

Игра» Зонтики»

сломанный, буквы неправильные, недописанные.

хороший - отыскать одинаковые по размеру, шрифту, цвету буквы З и С.)

Упражнение в звуковом анализе слов.

(слышится аудиозапись стрекота сороки)

Ребята, кто это так быстро и громко стрекочет? (сорока)

Вы поняли, о чём она стрекотала?

А вот я поняла. Она рассказывала всем про то, что оса превратилась в козу.

Может такое быть?

Давайте разгадаем ребус.

(Ребус нарисован на картинках, дети отгадывают ребусы и выкладывают звуковые схемы слов)

11. Итог занятия.

Звери опять вернулись в свой зоопарк. Нашим гостям пора возвращаться домой, а наше занятие подошло к концу.

Какие звуки мы сегодня сравнивали?

Вы сегодня справились со всеми заданиями. Молодцы.

Цели занятия:

Закрепить умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки «с - з» на материале слогов, слов различной слоговой структуры, фраз и предложений.

Упражняться в написании слов с аппозиционными звуками «с - з».

Развивать внимание и память и мышление

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Оборудование:

Рабочие тетради, ручки, простые карандаши, символы: «глухой звук», «звонкий звук»,карточки со слогами, предметные картинки на соответствующие звуки, зрительно-поисковый тренажер, раздаточный материал – корректурная проба.

Методы и приемы,используемые на занятии: - словесные

Наглядные

Практические

Ход занятия

    1 . Самоопределение к деятельности. (Коммуникативные, регулятивные УУД).
    - Утром солнышко проснулось
    Нам ребята, улыбнулось,
    Глазки тихо закрываем,
    Руки к небу поднимаем.
    Лучик солнышка возьмем
    И к сердечку поднесем.
    -Вы почувствовали тепло зимнего солнышка?
    - Подарите это тепло своему соседу и гостям. Пусть сегодня благоприятствует теплая дружеская атмосфера. Логопед привлекает внимание детей, приветствует их.

2 . Организационный момент.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и назвать первый звук в словах-отгадках:

Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы(Санки).

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шубка серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц.)

Логопед:
- Выделите первый звук в названиях предметов: санки, заяц. Дайте характеристику каждому звуку звуки [с] - согласный, глухой, твердый; звуки [з] - согласный, звонкий, твердый. Чем отличается один звук от другого?
Чем звуки обозначаются на письме?
- А какой буквой на письме обозначаются звуки [с]? Какой буквой на письме обозначаются звуки [з]?
Ученик:
- Звуки на письме обозначаются буквами С и З.
Логопед:
- Вы догадались, с какими звуками мы будем работать? А с какими буквами?
- Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего занятия?
Ученик:
- Звуки [с], [з], буквы С – З.
Логопед:
- Правильно, сегодня на занятии вы будете сравнивать, различать парные согласные звуки [с] и [з] и буквы С и З между собой.
- Какова наша цель?
- Научиться безошибочно, определять звуки [з], [с] в слогах, словах, предложениях и правильно записывать их.

3 . Развитие фонематического восприятия.

Логопед называет слоги и предлагает детям показать символ звонкого звука «колокольчик», если услышат слог со звуком «з» и символ глухого звука «перечеркнутый колокольчик», если услышат слоги со звуком «с»:

ас, зу, асы, ис, зо, ыза, вса, уз, зна, ста, со, ску, зме, оза, вза, узу, осо.

Речевая зарядка. Логопед предлагает проговорить чистоговорки.

СА-СА-СА- в лесу бегает лиса.

СО-СО-СО- у Вовы колесо.

ЗА-ЗА-ЗА- уходи домой коза.

ЗУ-ЗУ-ЗУ- моем Катю мы в тазу.

Логопед предлагает детям назвать картинки и выбрать «лишнюю» в каждом ряду:

Забор, сом, роза, заяц

Сумка, стул, зонт, лиса

Дети объясняют свой выбор

4 .Минутка чистописания.

В тетрадях запишите дату
Логопед:
- Запишите в тетрадь заглавных и строчных букв столько, сколько их в карточке

5 . Работа со словами.

Логопед предлагает детям записать слова, вставляя пропущенные буквы «з» или «с» в тетради, в два столбика.(сколько слогов в слове и определить место звука в слове)

ва-а
кра-ки
пе-ок
гла-а
берё-а
мо-тик
я-ык
бу-ы

6 . Динамическая пауза.

«Пальчиковая гимнастика».

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку (ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные)
Но купили мы арбуз – (большие)
Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой поднимается вверх)

7 . Работа со словосочетаниями и предложениями.

Логопед рассказывает детям, что в компьютер попал «вирус» и в словах появились ошибки:

У Кати новый зарафан.
В небе летит замолет.
Во двор въехал грусовик.
В вазе стояла мимоса.

Детям предлагается исправить ошибки и записать получившиеся предложения.

8 . Физминутка.
(Регулятивные, коммуникативные УУД).
Раз- два - все вставайте, Три- четыре – приседайте, Пять-шесть – повернись, Семь-восемь – улыбнись, Девять-десять – не зевайте, Свое место занимайте.

9 . Дифференциация звуков в предложении Игра «Собери и прочти предложение» (слова каждого предложения записаны на отдельных листах, свернуты, находятся в футлярах от «Киндер – сюрприз»)

1) В зоопарке живет слон. 2) Лиса испугала зайца. 3) Смотрит солнышко в окошко. 4) У забора растет крапива. 5) Едет зайка на трамвае.

10 .Игра «закончи предложение».
Логопед бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, ребенок называет подходящее слово (выбирает из предложенных картинок) возвращая логопеду мяч.

В магазин привезли сладкие…….
Кролику дали сочную……………
Соне подарили новые……………
В саду распустились красивые…..
(арбузы, коза, капуста, санки, розы).

11. Работа с буквами – Пропишите буквы на ладошках, на спинах друг другу. Отгадайте, какую букву написал вам на спине сосед по парте. – Отметь разными фигурами буквы: С – квадратом, З – Кружком. С З П Н О С Р З Т В С З – Оживим буквы: (детям предлагается нарисовать глаза, нос, рот, волосы, руки, ноги).

12 .Итог – Вам понравилось занятие? – Что понравилось больше? – Что делали? – Что узнали?


Гуртова Елена Николаевна

учитель-логопед

ГБОУ ЦРР-детский сад №1090

«Дифференциация звуков [С] - [З] ».

Цели:

Различение звуков [С] - [З] на слух и в произношении: в слогах, сло вах и предложениях.

- Образование притяжательных прилагательных .

Закрепление навыков звуково го анализа и синтеза .

- Развитие связной речи и воображения (составление сказки с данными персонажами) .

Развитие диалогической речи: умения слушать партнера, ре агировать на высказывание сверстника, соблюдать в бесе де очередность, быть доброже лательным.

Оборудование:

большие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для оформления зала), маленькие фигурки совы, лисы, медведя, ежа, зайца (для работы с фланелеграфом), маленькие фигурки зайцев (по числу детей), все фигурки выполненные в технике оригами; фланелеграф; карточки со звуками [З], [С]; карточки с изображением большой и маленькой пилы, насоса, комара, звонка, воздушного шарика, пчелы, шины.

Предварительная работа:

дети самостоятельно конструируют фигурки зверей в технике оригами; составляют рассказы про одного персонажа; знакомятся со звуками [З], [С]; ведется работа по формирования фонематического анализа и синтеза, развитию речевого дыхания, высоты и силы голоса.

Помещение, в кото ром проводится занятие, должно быть оформлено как лес с полянками и с ис пользованием фигурок зверей, выполненных детьми в процессе продуктивной деятельности (оригами), в качестве декора ций.

Ход занятия

    Оргмомент.

Дети входят в зал.

Логопед

2. Упражнения на развитие речевого дыхания.

Логопед

3. Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах. Чтение слогов.

Логопед

4. Развитие умение контролировать силу и высоту голоса.

Логопед

5.Физкультурная пауза.

Логопед

6. Дифференциация звуков в словах

Логопед

7.Развитие связной речи.

Логопед

Логопед


Литература.

    Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1968. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - Москва - Воронеж, 2001. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.,1981. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988

Цели :

Образовательные:

Коррекционные:

Воспитательные:

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, схемы для характеристики звуков, мультимедийнея презентация, индивидуальные карточки, тетради, ручки, карандаши и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с презентацией Тема: «Дифференциация звуков [З] [С]»»

Конспект логопедического занятия с презентацией

Тема: «Дифференциация звуков [З] [С]»

Подготовила Пиунова И.В.

учитель-логопед

МБДОУ ДС № 37

г. Кузнецк, Пензенская область

Тема : Дифференциация звуков «з» и «с».

Тип занятия : подгрупповое.

Цели :

Образовательные:

Закрепление понятий звук «з» и «с»;

Закрепление знаний о механизме образования звуков;

Закрепление и уточнение словаря;

Формирование навыков различения звуков.

Коррекционные:

Закрепление условно- рефлекторных связей на данный звук;

Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических отличий и чужой и самостоятельной речи;

Закрепление звуков в предложении;

Закрепление навыков контроля за правильным произношением в самостоятельной речи.

Воспитательные:

Коррекция личности ребенка в целом и цель по развитию речи.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, схемы для характеристики звуков, мультимедийнея презентация, индивидуальные карточки, тетради, ручки, карандаши и т.д.

Этапы занятия

Деятельность педагога.

Деятельность учеников.

Оргмомент.

Здравствуйте дети!

Для чего вы приходите на логопедическое занятие?

На уроке я сижу не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.

Молодцы! Теперь встаньте и давайте подышим

Положите правую руку на живот, а левую на грудную клетку. Глубоко дышим, поднимаем живот.

Вдох носом, выдох носом;

Вдох носом, выдох ртом;

Вдох ртом, выдох носом;

Вдох ртом, выдох ртом.

Дети приветствуют логопеда.

Дети выполняют инструкции логопеда.

Объявление темы.

Скажите, ребята, на какой планете мы живём? Правильно на Земле. Значит кто мы? Правильно, мы дети Земли. Земляне.

А кто живёт на звездах?

Правильно, это дети Звёзды. Сегодня они прилетели к нам в гости.

Артикуляционная мимическая гимнастика.

Давайте покажем инопланетянам, как мы работаем языком

Откройте зеркала и сделайте упражнения:

* «Улыбка-хоботок», «Иголочка»

«Кошка лакает молоко».

Инопланетяне прилетели к нам, и им стало страшно - покажите как им страшно. Холодно.

Они увидели солнышко - им стало весело

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети имитируют эмоции мимикой, движениями.

Слайд 2 - Ребята, дети Звезды прислали нам звездные сигналы, послушайте их: З-З-З-З,

Послушайте, какой звук звучит в их послании?

Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

- А для чего мы будем это делать?

Чему вы научитесь?

Это значит, что мы сегодня будем говорить о буквах З и эС и звуках «з» и «с»

За каждое задание вы будете себя оценивать в карте самонаблюдения.

Давай те проверим все ли у нас готово к занятию. Нам понадобятся зеркала, коврики, тетради, ручки и карандаши.

Звуки «з» и «с»

Научимся различать звуки Зи С в слогах, словах. Словосочетаниях, предложениях и тесте

Индивидуально, в парах, группой

Анализ артикуляции звуков.

Расскажите мне, все, что знаете о звуке «з».

* Губы немного растянуты, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. По середине языка идет холодная струя. Голосовые связки работают.

* Характеристика звука: звук «з» твёрдый звонкий согласный.

Теперь расскажите мне о звуке «с»

* Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, Голосовые не связки работают.

* Характеристика звука: звук «с» глухой согласный.

Скажите мне, чем эти звуки похожи?

А чем отличаются?

Дети проводят анализ артикуляции по плану.

Дают характеристику звуков.

Находят сходство и различия.

Звук «з» - звонкий, а звук «с» - глухой.

Связь звука и буквы.

Какой буквой обозначается звук «з»

Посмотрите, на что похожа буква З?

«З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка»

« На эту букву посмотри: она совсем как цифра три»

Какой буквой обозначается звук «с»

На что похожа буква эС

Села мушка в уголок,

Съела бублика кусок.

Ребята, инопланетяне учились писать буквы и что-то напутали. По одному подходите к доске, и фломастером зачеркивайте неправильно написанные буквы. (Предлагается лист с неправильным изображением буквы.) ИЛИ РАБОТА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИСТАХ

С чем можно перепутать заглавную букву З?

А строчную?

Открываем тетради, записываем число.

(Отбиваем ритм: __ - - - __)

Повторите за мной. Теперь запишите в тетрадях до конца строчки.

Буквой З.

Дети выходят к доске и зачеркивают неправильно написанные буквы.

С цифрой три, с заглавной букой Е .

С букой д,у.

Дети записывают буквы в тетради.

Развитие фонематического слуха.

Сейчас я буду называть вам звуки, слоги и слова, а вы когда услышите звук «з» - хлопните в ладоши, а если услышите звук «с» - поднимите руку.

С, Ч, З, П, С, Ш,З,К, Щ,С.

ЗА, СА, ЗИ, ЗЫ,ГА, ЛЕ,СУ,ЗО,СЫ.

ЗУБР, СУСЛИК, КОЗА, ЗЕБРА, СОБАКА, ЗАЯЦ, БАРСУК.

Молодцы! Инопланетяне прилетели на звездолёте и хотят взять собой разных животных и птиц. Каких вы узнали?

Слайд 3

Зяблик - самая многочисленная птица наших лесов. Только-только растаял снег, показались первые нежно-белые головки подснежников, а уже слышна азартная, звучная песнь этой птицы. Зяблики прилетают к нам с далеких берегов Африки рано: пер­выми - самцы, за ними подтягиваются самочки. Узнать этих птиц можно по красивой окраске: буровато-серой спинке, как будто опаленной солнцем грудке и белым с черными по­лосками крыльям. Селится зяблик чаще всего в лиственных лесах; любит также не­густые ельники и сосновый бор.

Зубр, коза, зебра, заяц, зяблик, барсук, синица лиса.

Дифференциация звука в слогах.

Слайд 4 - Давайте выйдем на связь с обитателями Звезды. Они написали нам слоги, их нужно прочесть с выражением. Давайте попробуем это сделать.

(Детям раздаются карточки с цепочками слогов)

Записываем в тетради цепочки слогов.

Под диктовку.

Дети записывают в тетрадях цепочки слогов.

Работали со слогами

Физминутка.

Слайд 5

Девочки и мальчики (руки на пояс)

Прыгают как зайчики (ритмичные прыжки)

Ножками топают (топанье ногами)

Ручками хлопают (хлопки в ладоши)

Дифференциация звука в словах.

Слайд 6 - Звездные гости хотят взять с собой земные животных и птиц, в названиях которых есть звуки «з» и «с».

Нужно распределить их по летающим тарелкам со звуком «з» и со звуком «с».

Инопланетяне зашифровали нам слова, давайте попробуем их разгадать.

Работа на индивидуальных карточках

Вставьте пропущенные буквы.

Дети распределяют картинки на две группы

Работали со словами

Дифференциация звуков в словосочетаниях

Слайд 7

Ребята инопланетяне хотят лучше узнать о земных животных и птицах. Давайте им расскажем.

Чем мы сейчас занимались? Для чего это необходимо?

Дети составляют словосочетания

Дифференциация звука в предложении.

Слайд 8 , 9 - Ребята, нам нужно рассказать инопланетянам о животных которые мы взяли с собой в космос. Составьте предложения правильно

Мы работали с предложением, для чего это нужно? Оцените себя.

Дети составляют предложения

Дифференциация звука в тексте.

Скажите мне, где на Земле можно увидеть всех животных и птиц в одном месте?

Молодцы!

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте.

«Однажды Соня и Зоя отправились в зоопарк. В зоопарке разные звери. За высоким забором стоит зубр. Зубр ест сено. А вот полосатые зебры. Соня долго смотрела на зайцев. Зое понравились барсуки. Они весело провели время в зоопарке.

Куда ходили Зоя и Соня?

Кого они видели в зоопарке?

Кто понравился Соне?

Кто понравился Зое?

Перескажите текст.

В зоопарке.

Дети отвечают на вопросы. Пересказывают текст.

Сели ровно!

Чему вы сегодня научились?

Что нового узнали?

Для чего нам это нужно?

Молодцы! Занимались хорошо.

Давайте оценим свою работу (поднятие руки)

Говорили о буквах З и эС и звуках «з» и «с».