Тихомирова Светлана Константиновна,

педагог-психолог ГОУ детский сад 1698,

г. Москва

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.

Основная функция педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении - это создание условий, способствующих:

  • охране физического и психического здоровья детей,
  • обеспечению их эмоционального благополучия,
  • свободному и эффективному развитию способностей каждого ребёнка.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.

Л.С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений" . То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения . Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

  • меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
  • неустойчивость внимания,
  • быстрая отвлекаемость,
  • истощаемость психических процессов,
  • снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
  • у них затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:

  • повышенная возбудимость,
  • раздражительность или общая заторможенность,
  • замкнутость,
  • обидчивость,
  • плаксивость,
  • многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду является:

  • создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
  • обеспечение целостность и единство коррекционно- развивающего пространства в содержательном и организационном планах.

Формирование групп

Работа с детьми начинается заранее, ещё до комплектования логопедических групп. В эти группы поступают дети, имеющие речевые дефекты, в основном из массовых групп нашего учреждения. Поэтому мы уже владеем определёнными сведениями о личностных особенностях развития каждого ребёнка, претендующих в логопедические группы, из ранее проводимой диагностики предыдущего возрастного этапа.

Дети, имеющие речевые дефекты, углублённо обследуются не только учителем-логопедом, но и педагогом-психологом по методикам М.М. Семаго, а так же Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

На основании этих данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк.

Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций:

  • "охранной" (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку)
  • диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно).

Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, мы имеем полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения. Исключение составляют вновь прибывшие дети из других дошкольных учреждений или семьи. Поэтому на начало учебного года в первую очередь обследуются эти дети. После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить карту индивидуального развития ребенка .

Работа с родителями

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.

Поэтому в этом направлении педагогом-психологом проводятся:

  • просветительская работа,
  • консультации,
  • оформление информационных стендов.

Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребёнком, проводятся в виде индивидуальных консультаций, бесед.

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.

Подбор коррекционных программ, методик для детей осуществляется педагогом-психологом по результатам диагностики. Частота развивающих занятий обычно составляет 1-2 раза в неделю в зависимости от потребностей ребёнка. Мы считаем, что тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога может быть возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду:

  • проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог - познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
  • коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
  • интегрированные занятия с детьми;
  • родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Диагностика эмоциональной сферы и познавательной дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту развития воспитанника.

Приложение №1

Совместный план работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Время проведения

Взаимодействие с педагогами

Цель : Создание единого коррекционно-развивающего пространства

Взаимодействие с детьми

Цель : Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии и их коррекция.

Взаимодействие с родителями

Цель: Установление сотрудничества (установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка)

1 период (сентябрь - ноябрь)

Разработка совместного диагностического блока методик. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) по итогам диагностики. Составление календарно-тематического плана коррекционной работы.

Проведение диагностики: уровня развития эмоциональной сферы развития познавательных процессов, развитие речи. Составление карт развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия: логопедические с детьми, коррекция познавательных процессов у детей. Интегрированные занятия (учитель - логопед + педагог-психолог)

Родительское собрание "Давайте познакомимся" Родительское собрание "Итоги диагностики и задачи обучения на учебный год". Консультация "Создание речевой среды в семье".

2 период (декабрь - март)

Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения. Консультация "Развитие эмоциональной лексики".

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Промежуточная диагностика речевого развития детей (учитель-логопед). Познавательного развития (педагог-психолог). Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы. Интегрированные занятия (учитель-логопед + педагог-психолог).

Родительское собрание "Развиваем речь ребенка". Консультация "Мир эмоций".

З период (март-май)

Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год.

Кор.-разв. занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Проведение диагностики (педагог-психолог, учитель-логопед). Интегрированные занятия (учитель-логопед +педагог- психолог).

Родительское собрание "Итоги повторной диагностики". Родительское собрание "Рекомендации на летний период"

Приложение №2

Календарно-тематический план по коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога

Дата

Тема

Сентябрь 3-я неделя

"Овощи. Огород"

Сентябрь 4-я неделя

"Сад. Фрукты"

Октябрь 1-я неделя

"Сад - огород"

Октябрь 2-я неделя

"Деревья"

Октябрь 3-я неделя

Лес. Грибы. Ягоды

Октябрь 4-я неделя

Ноябрь 1-я неделя

Ноябрь 2-я неделя

"Человек, строение тела"

Ноябрь 3-я неделя

"Игрушки"

Ноябрь 4-я неделя

Декабрь 1-я неделя

"Продукты питания"

Декабрь 2-я неделя

Декабрь 3-я неделя

"Зимующие птицы"

Декабрь 4-я неделя

"Новый год"

Январь 2-я неделя

Январь 3-я неделя

Январь 4-я неделя

"Головные уборы"

Февраль 1-я неделя

"Дикие животный"

Февраль 2-я неделя

"Домашние животные"

Февраль 3-я неделя

"Транспорт"

Февраль 4-я неделя

"Наша Армия"

Март 1-я неделя

Март 2-я неделя

Март 3-я неделя

Март 4-я неделя

"Перелётные птицы"

Апрель 1-я неделя

"Профессии"

Апрель 2-неделя

"Инструменты"

Апрель 3-я неделя

"Дом. Семья"

Апрель 4-я неделя

Май 1-я неделя

"День победы"

Май 2-я неделя

Май 3-я неделя

"Насекомые"

Май 4-я неделя

"Времена года"

Ирина Владимировна Пуляевская

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Кроме детей с речевыми нарушениями в настоящее время в ДОУ выделяются следующие категории детей:

ЗПРР- нарушение психо-речевого развития;

С нарушениями интеллектуального развития;

С нарушениями эмоционально-волевой сферы

Значительную группу представляют дети с не резко выраженными, а трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, эмоциональной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Включение в образовательный процесс детей с ОВЗ с применением старых подходов к их образованию и воспитанию не являются достаточно эффективными.

в нашем ДОУ родители, специалисты и другие участники педагогического процесса работают в тесном сотрудничестве с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка.

(разработка коррекционного маршрута)

Целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

(педагог-психолог развивает моторику,с учетом лексической темы)

Принципы взаимодействия:

Системность

Комплексность

Соответствие возрастным индивидуальным возможностям

Адекватность требований и нагрузок

Постепенность и системность

Индивидуализация темпа работ

Задачи работы учителя-логопеда

Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи и определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

Развитие мелкой моторики.

Обогащение словарного запаса.

Задачи работы педагога-психолога

Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Совершенствование мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

Активизация отработанной лексики.

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

Организационный этап

(сентябрь - октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

(ноябрь - февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.

Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный

(март - май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы.

По результатам диагностики, с которой знакомим педагогов, совместно с педагогами ДОУ мы разрабатываем индивидуальные коррекционные маршруты для тех детей, которые с трудом усваивают (не усваивают) общеобразовательную программу. Единый индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на оперативном совещании ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, с ним знакомятся родители воспитанников.

Единый индивидуальный маршрут разрабатывается на квартал, после чего на вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В апреле на итоговом заседании ПМПс подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы. Благодаря коррекционным маршрутам все участники коррекционного процесса имеют возможность осуществлять комплексный подход в воспитании и образовании детей с ОВЗ.

Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

Несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

Нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

Речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

Развитие звуковой стороны речи.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Формирование связной речи.

Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

Развитие и коррекция высших психических функций.

Активизация познавательной деятельности.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм м и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Пояснительная записка…………………………………………………………2

Актуальность…………………………………………………………………….3

Цель. Задачи………………………………………………………………………5

Основные направления программы…………………………………………...6

Основные этапы программы……………………………………………………7

Перспективный план программы………………………………………………..

Оценка результативности. Предполагаемый результат………………………

Педагогическая ценность программы………………………………………….

Программно-методическое обеспечение……………………………………….

Пояснительная записка. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Экспериментальные исследования авторов, занимающихся данной проблемой свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Многие авторы выделяют четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова, Н.В. Нищева). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) [______]отмечается, что:

У дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

Имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

Наличие общего недоразвития у детей приводит стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду и психологу определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Актуальность. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Выготский Л.С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии (см. приложение №3), было выявлено 35% детей с низким уровнем познавательного развития, 29%- эмоциональное нарушение, ___________. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

С этой целью нами была создана программа взаимодействия логопеда – учителя и педагога – психолога по сопровождению детей коррекционно- логопедической группы.

Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития,; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Схема взаимодействия специалистов при работе с ребенком, имеющим нарушения речи, составлена на основе схемы Степановой О.А. (Приложение №1)

В данной программе логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка) и воспитатель группы.

Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи и цель участников коррекционно – образовательного процесса.

Цель программы: коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно – логопедической помощи.

Задачи работы специалистов

Задачи работы логопеда

Задачи работы психолога

Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Основные направления программы

Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога

Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда

Диагностика

Психолого - медико - педагогический консилиум

Углубленное психологическое обследование детей.

Подбор психодиагностических программ.

Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.

Обработка результатов.

    представление психолого – педагогических рекомендаций

    разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики

Углубленное логопедическое обследование детей группы "Непоседы".

Диагностика результативности коррекционно – педагогического (логопедического) процесса

Обработка результатов.

Работа с диагностической информацией:

    информирование по итогам диагностики

    разработка коррекционной работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики

Организационная работа

Составление сетки занятий и графика

работы, согласование их с логопедом.

Составление перспективных планов индивидуальной и подгрупповой работы.

Изучение медицинских карт.

Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений.

Составление сетки занятий и графика работы.

Составление перспективных планов индивидуальной, фронтальной и подгрупповой работы.

Изучение медицинских карт.

Коррекционно – развивающая работа

Постановка задач коррекционно - развивающей работы.

Разработка программы работы.

Планирование работы, организация условий для ее проведения.

Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательной, личностно – эмоциональной сфер.

Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.

Коррекционно – развивающие занятия по развитию разных сторон речи.

Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Работа с родителями и педагогами

Постановка задач работы.

Прием родителей по их запросу.

Проведение консультаций, тренингов.

Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ.

Оформление информационных выставок и уголков для родителей.

Составление плана просветительской работы с родителями.

Проведение консультаций, практикумов.

Оформление информационно - методических выставок и уголков.

Посещение открытых занятий.

Проведение психолого – медико - педагогического консилиумов

Постановка задач и разработки сценария консилиума.

Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов.

Участие в консилиуме.

Реализация решений консилиума.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя – логопеда и педагога – психолога видна общая логика построения коррекционно – образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.

Основные этапы программы

Этап

Основное содержание

Результат

Организацион-

ный (сентябрь - октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

(ноябрь - февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный

(март - май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы.

Старшая группа

Обследование

Обследование

Осень. Сезонные изменения в природе. Труд людей осенью

Откуда хлеб пришел?

Овощи. Огород. Труд людей.

Фрукты, ягоды – сад. Труд людей

Осень. Грибы. Лес. Деревья.

Поздняя осень

Осень. Перелетные птицы

Зимующие птицы, признаки зимы

Зимние забавы

Новый год

Обследование

Домашние животные зимой

Дикие животные зимой

Мебель, части мебели


Предполагаемый результат

Педагогическая ценность программы

Представленная программа взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога позволяет, во – первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально -психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во – вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в – третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Главную роль, конечно, играет семья - ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.

Список литературы.

1.Арефьева З.А., Подобед С.О. организация работы логопедического пункта в ДОУ.Логопед, 2004.

2.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

3.Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

4.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

5.Подобед С.О. Детский сад: или – как им управлять. Красноярск, 2003

6.Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005.

7.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.

8.Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005.

9.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

Взаимосвязь в работе

учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога

с детьми, имеющими речевые нарушения.

Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс развития. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.

Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.

Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно- образовательного процесса.

Взаимодействие специалистов с детьми, в котором определены частные (специфические) задачи.

Задачи работы логопеда

Обследование детей и выявление среди них нуждающихся в профилактической и коррекционной речевой помощи;

Изучение уровня речевого, познавательного развития;

Изучение индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи;

Определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;

Систематическое проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;

Оценка результатов помощи детям;

Определение степени речевой готовности детей к школьному обучению;

Проведение просветительской и пропедевтической работы с педагогами и родителями детей, имеющих речевые нарушения;

Осуществление контроля за качеством речевой работы с детьми педагогов ДОУ и родителей детей, имеющих речевые нарушения;

Задачи работы психолога

Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи. -Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. -Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

Активизация отработанной лексики.

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. -Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому выделяются основные этапы взаимодействия.

Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых , учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых , четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих , наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

План взаимодействия учителя логопеда с участниками коррекционного педагогического процесса

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Круглый стол для воспитателей «Организация коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Практикум для воспитателей «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Беседа с педагогом –психологом об основных направлениях взаимосвязи в коррекционной работе

Выступление на педсовете «Преемственность с разных точек зрения»

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о проведении комплекса ЛФК для детей, посещающих логопедические занятия

Октябрь

Беседа-практикум «Индивидуальные занятия с детьми по автоматизации, дифференциации звуков, развитию навыков звукового анализа и синтеза»

Консультации для воспитателей «Структура и направления логопедической и оздоровительной работы с детьми. Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса»

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Ноябрь

Консультация для воспитателей «Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР»

Беседа-практикум «Формирование у детей лексико-грамматического строя речи»

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь»

Декабрь

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о динамике развития психологических процессов у детей, посещающих логопедические занятия

Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи

Практикум для воспитателей «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей»

Семинар-практикум для воспитателей «Проведение пальчиковой гимнастики и ознакомление с различными способами развития мелкой моторики детей с ОНР

Беседа с воспитателями о необходимости контроля над правильным звукопроизношением детей на занятиях и вовремя режимных моментов

Январь

Педагогический совет «Методика формирования связной речи у дошкольников»

Практикум для воспитателей «Игра для формирования лексического строя речи у детей с ОНР»

Практикум для воспитателей «Игры для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»

Семинар для воспитателей «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»

Консультация для педагогов ДОУ «Инновации в работе по развитию речи» (Знакомство с компьютерными логопедическими играми)

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития общей моторики у детей

Февраль

Консультация-практикум «Развитие графических навыков у дошкольников с ОНР»

Консультация для муз. руководителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Семинар для воспитателей «Дидактические игры в работе детьми, имеющими ОНР»

Март

Круглый стол для воспитателей «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи»

Консультации для воспитателей «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»

Беседа с воспитателями средних групп об обследовании детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Рекомендации по заполнению педагогических характеристик на данную категорию дошкольников»

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом «Интеллектуальная готовность детей, посещающих логопедическую группу, к школьному обучению»

Апрель

Индивидуальная беседа с педагогом-психологом «Психологическая готовность детей, посещающих логопедическую группу, к школьному обучению»

Консультации для воспитателей «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»

Консультации для воспитателей «Подвижные игры для детей с ОНР»

Семинар для воспитателей «Развитие лексико-грамматической стороны речи у школьников с ОНР»

Приложение 1

Направления деятельности

педагога-психолога

Направления деятельности

учителя-логопеда

Диагностика

Подбор психодиагностических методик. Психологическая диагностика детей. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: информирование по итогам диагностики; представление психолого–педагогических рекомендаций; применение рекомендаций в собственной деятельности; разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики.

Углубленное логопедическое обследование детей старшей и подготовительной группы. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: информирование по итогам диагностики; представление логопедических рекомендаций; применение рекомендаций в собственной деятельности; разработка коррекционной работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики.

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Составление графика работы, согласование его с логопедом. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Составление перспективных планов индивидуальной и подгрупповой работы. Изучение медицинских карт.

Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Составление графика работы, согласование его с психологом. Составление перспективных планов индивидуальной, фронтальной и подгрупповой работы. Изучение медицинских карт.

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума

Анализ и обсуждение результатов диагностики.

Комплектование группы детей, участвующих в проекте.

Постановка задач коррекционно - развивающей работы.

Коррекционно – развивающая работа

Разработка программы работы с учётом коррекционной работы, проводимой на логопункте. Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательной и эмоцонально-личностной сфер.

Коррекционно – развивающие занятия по развитию разных сторон речи. Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Работа с родителями и педагогами

Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ. Оформление информационных выставок и уголков для родителей.

Проведение консультаций, практикумов. Оформление информационно - методических выставок и уголков. Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.

Проведение комплексных консультаций для родителей по предварительной записи.

Диагностика

Диагностика результативности коррекционно – развивающего процесса за прошедший учебный год

Проведение итогового

психолого – медико - педагогического консилиума

Анализ результатов диагностики коррекционно-развивающей работы за учебный год.

План работы учителя – логопеда с родителями на год

Работа с родителями

Выступления на родительских собраниях:

«Нарушение речи у дошкольников»

«Развитие речи детей 2-3 лет»

«Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ»

«Как выполнять домашнее задание логопеда»

«Результаты логопедической работы за учебный год».

Предоставление сведений о результатах логопедического обследования (индивидуальное консультирование).

Направление родителей с детьми на консультацию к специалистам поликлиники для уточнения клинических диагнозов»

Совместное выполнение взрослыми и детьми рекомендаций логопеда в тетрадях.

Обновление логопедических уголков.

Оформление консультации, подготовка папки-передвижки «Первые шаги в развитии мелкой моторики» (группы младшего дошкольного возраста)

Оформление стенда «Советы логопеда» для групп младшего дошкольного возраста.

Тема: «Речевое развитие детей четвертого года жизни»

Оформление консультаций «Советы логопеда» для групп среднего дошкольного возраста.

Тема: «Развитие связной речи детей в семье»

Оформление консультаций «Советы логопеда» для групп старшего дошкольного возраста.

Тема: «Упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»

Все возр. группы.

Ст., подг. группы

Сред., ст., подг. группы

Ст., подг. группы

Все возр. группы

По плану возрастных групп ДОУ

Сентябрь

Сентябрь-октябрь февраль

В теч. года

В теч. года

План работы учителя – логопеда с педагогами ДОУ на год

Работа логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем

Совместно с воспитателями провести диагностику развития речи детей.

Проводить беседы и консультации с воспитателями с целью отслеживания динамики развития речи каждого ребёнка.

Посещать занятия воспитателей и утренники с целью выработки единых педагогических требований и проверки закрепления навыков правильной речи у детей.

Выступление на педсовете «Педагогическая компетентность педагога ДОУ»

Консультация для педагогов «Развитие выразительной речи у детей с помощью инсценирования».

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для муз. руководителя «Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников».

Выступление на педсовете «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Круглый стол «Речь педагога- пример для подражания».

в течение года

в течение года

План по самообразованию учителя-логопеда

Тема: «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники».

Актуальность темы

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютора. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико- грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.

У детей с ОНР мы видим множество проблем.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи.

Употребление нелитературных слов и предложений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулирлвать громкость голоса и темпа речи и.т. д.

Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать оразличных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов .

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду запомнить. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается наладить контакт с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приемов мнемотехники, способствует увеличению объема памяти. Все это достигается путем образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приемов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными образами, с сильными ощущениями. Приемы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Мнемотехнику в педагогике называют по – разному: сенсорно- графические схемы, предметно –схематические модели, блоками – квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Цель – применение приемов мнемотехники при развитии связной речи у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

Задачи :

Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.

Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания);

Учить расширять высказывания описательного характера.

Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).

Уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

Развивать логику;

Развивать образное мышление;

Уметь связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

Развивать смекалку, тренировать внимание;

Разработать дидактический материал по развитию связной речи, занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы.

Разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления дошкольников.

Источники самообразования – СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная), Интернет, медиа информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

Индивидуальная - через индивидуальный план;

Групповая - через участие в деятельности районного методобъединения воспитателей, а так же через участие в жизни ДОУ и через сетевое взаимодействие с логопедами посредством Интернета.

1. Изучение научно – профессиональной и учебно – методической литературы.

Что изучить

Литература(Интернет- ресурсы)

Сроки

Разработка календарно- тематических планов по логопедии и рабочих программ

Филичева Т.Б. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР., журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду»

Сентябрь 2014

Разработка конспектов занятий по связной речи

журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду», логопедические порталы Интернета, кн. Чохонилидзе Т. А. «Учимся составлять рассказ», «Развитие связной речи у 6 летних детей» Гомзяк О.С.

В течение года

Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для детей с применением мнемотехники

журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду», логопедические порталы Интернета

В течение года

Пути преодоления ОНР у дошкольников

«Преодоление ОНР у детей дошкольников под редакцией Волович

В течение года

Как знакомить детей с художественной литературой

«Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» Бобкова Т. И., Красносельская В. Б.

В течение года

2.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

п.п

Мероприятия

Сроки

Участие в семинарах, конференциях, мастер классах

В течение года

Публикация статей в методических и районных изданиях

В течение года

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку

В течение года

3. Участие в системе методической работы.

п.п.

Мероприятия

Сроки

Проведение открытых занятий в рамках работы

В течение года

Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения по логопедии на специальных порталах Интернета

В течение года

Ведение мониторинга уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР

Сентябрь

Проведение мероприятий. Мастер- классов для воспитателей ДОУ по применению мнемотехники:

Семинар – практикум «Моделирование связной речи у детей с ОНР приемами мнемотехники (мнемодорожки при заучивании стихов).

Семинар – практикум «Составление рассказа по картинке» (с применением мнемотаблиц).

В течение года

Утверждаю заведующая

МКДОУ «Детский сад »№1 «Солнышко»

Попова И.В.___________

План по самообразованию

учителя – логопеда Мухамадеевой Г.Г.

на 2014- 2015 г.г.

МКДОУ «Детский сад» № 1 «Солнышко»».