Мастер-класс логопеда для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР».

План проведения мастер класса

  1. Представление технологии.
  2. Совместное моделирование.
  3. Проведение имитационного занятия (игры).
  4. Рефлексия.

Сейчас Вашему вниманию будет представлен мастер-класс по теме « Формирование предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с ОНР учителем-логопедом Буровой О.Н.

Представление технологии.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен.

Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обуче­нию в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви­тием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове.

На первом этапе мы знакомим детей с понятиями «слово», «звук», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. Обучение такого рода включает детей в инте­ресную деятельность.

Мы знакомим детей с гласными и согласными звуками. Они узнают о том, что согласные бывают твердыми и мягкими, учатся их дифференцировать, овладевают действием звукового анализа.

Помимо задач, направленных на развитие речи на занятиях по обу­чению грамоте, нами предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Благодаря специфики детского возраста, все это легче усваивается в рамках сложения сказки, путешествия, приключения, игры.

В формировании предпосылок обучении детей грамоте нами используются разнообразные приемы работы над предложением, которые соответствуют основному правилу — от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки.

Затем задания мы усложняем, детям предлагаем составить предложение по набору слов или по опорным словам. Детям с более высоким уровнем развития речи мы предлагаем задания на восстановление деформированного тек­ста предложения.

Знакомство с буквой, означающей изучаемый звук, начинаем обычно с того, на что похожа та или иная буква.

Следующий вид, используемый нами в работе с детьми — это печа­тание букв в тетрадях, затем слогов. На наших занятиях используются сразу не­сколько анализаторов — зрительный, слуховой, речедвигательный, а также мы разрабатываем кисти руки, тем самым формируем двигательный навык при пе­чатании букв. И чем больше анализаторов задействуем в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее его усваивают наши воспитанники.

На последнем 3 этапе работы с детьми по обучению грамоте воссоздаем звуковые формы слога и слова на основе их графического изображения. Здесь мы закрепляем с детьми отработанный на предыдущем этапе способ чтения. На этом этапе дети постепенно знакомятся с сог­ласными буквами, овладевают вначале слоговым, потом плавным чтением в пределах всего алфавита. Важным являлся и тот факт, что дети усваивают принцип чтения.

Важны словарные диктанты. Дети пишут под диктовку слова, меньше Будут пропускать гласные звуки. Надо научить их потихоньку протягивать эти слова, чтобы дети правильно писали. Чуть позже дать детям диктанты, состоящие из коротких предложений, а затем обратить внимание детей, на то, что слова «маленькие» и слова пишутся отдельно, что в конце предложения ставится точка, а первое слово следующего предложения пишется с боль­шой буквы.

Чтение имеет большое значение для ав­томатизации поставленных звуков. Читая, дети «видят» звук, который им нужно произнести правильно, и автоматизация проходит значительно бы­стрее. На занятиях следует проводить предупредительную работу по подготов­ке детей к диктантам. Слова, которые включаются в диктант, сначала раз­обрать устно, а затем записать их на доске. Эти же слова включаются в дик­тант.

Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям и родителям избежать трудности обучения в школе и проблемы дисграфии и дислексии в процессе работы будут снижены.

Совместное моделирование

– А как Вы думаете, нужно ли обучение грамоте в детском саду? Родители делятся своими мнениями, идет совместное обсуждение

Уважаемые родители, я продемонстрирую Вам некоторые приемы работы по формированию предпосылок обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Проведение имитационной игры

Сегодня мы с Вами будем на месте детей.

А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам встать на позицию ребенка и вспомнить азы грамоты.

Ребята, давайте возьмемся за руки постараемся найти в этой таблице «спрятанные» слова. (слова: ива, сосна, тополь, клён, липа, черёмуха). .

Игра «Спрятанные слова»

А что вы знаете про слово? (слово имеет значение).

Здесь зашифровано слово. Отгадайте это слово.

Что это за слово? (дерево)

Посмотрите, у нас есть волшебный экран и вот одно из названий деревьев мы записываем туда. (Слово липа в системный оператор).

Сколько слогов в слове «липа»? (2)

Как вы догадались? (Правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Назовите гласные звуки в слове «липа». (и, а).

А как можно проверить? (отхлопать).

А какие вы еще знаете звуки? (согласные. Они бывают твердые и мягкие. Глухие и звонкие.)

А как вы их различаете? (гласные можно пропеть и протянуть).

Ребята, давайте встанем и поиграем в игру «Мир звуков» (гласные и согласные звуки). На согласные звуки участники приседают, а на гласные стоят и машут руками.

Какие внимательные у нас дети, молодцы.

А сейчас обратите внимание на это слово. Постарайтесь дать звуковой анализ слова липа.

Весь разбор заполняется в системный оператор.

Вы хорошо справились с заданием.

«Фантазеры»

Слова записаны на доске. Участники читают их самостоятельно.

Свяжите эти слова по смыслу.

Дети составляют предложения.

Что вы сейчас придумали? (предложение).

А что такое предложение? (предложение — это слова, которые связаны между собой по смыслу).

Сколько в вашем предложении слов? (4).

Назовите первое, второе, маленькое слово.

Давайте постараемся, сделаем схему этого предложения.

Заполняем системный оператор.

Ребята, а какие звуки можно услышать в лесу или парке? Давайте их изобразим. Фонетическая ритмика (звуки С-СЬ; З; Ш; Р-РЬ; Ж).

Посмотрите, что это? Да, это ребусы попробуем разгадать.

Слова: щель, щавель, качели.

Молодцы, посмотрите, какая красивая елочка.

Давайте с вами сочиним небольшую сказку про ель. Я начну, а вы мне помогайте.

Росла в лесу елочка. Было у нее три подружки. Кто они?

Догадайтесь сами: это лиственные деревья, в названиях которых три слога.

БЕРЕЗА ОСИНА РЯБИНА

Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось? (текст)

По ходу работы заполняем системный оператор.

– Давайте посмотрим на наш волшебный экран. Вот раньше, когда люди не могли писать и читать, как они общались? (рисовали)

В прошлое системного оператора помещаем картинку дерева (липа).

А из чего состоит рисунок? (из символов)

А на чем рисовали раньше? (на стенах, в пещерах, на папирусе, на дощечках)

Сейчас чаще всего что мы используем? (электронный вид) – Это и будет будущее системного оператора.

А из чего состоит электронный вид? (набор букв)

Набираем эти буквы при помощи чего? (компьютера)

Вот и заполнили все окошки нашего системного оператора, мы вспомнили ступени овладения грамотой.

1.1 Предпосылки обучения грамоте при нормальном развитии

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук, ученые выделяют необходимые для овладения письменной речью психофизиологические компоненты, являющиеся «предпосылками усвоения письма» (Р.Е. Левина, 1961; И.Н. Садовникова, 1995; Е.А. Логинова, 2004; Е.Н. Российская, 2005), «предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте» (Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, 1962), «предпосылками к освоению школьных навыков» (Д.Н. Исаев, 2003) и т.п.

Так для нормального протекания процессов чтения и письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций (Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева и др.); осознание собственной речи и овладение ею (Л.С. Выготский, К.Д.Ушинский, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), эмоционально-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.).

Перечисленные психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом .

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма .

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений .

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов. В нем должны быть представлены все основные часть речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова.

У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений . В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. Сформированность грамматических систем для старшего дошкольника выражается в овладении ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования - лишь к 7 - 8. Эти сроки довольно условны.

Установлено, что на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом . Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа. Падежные формы в этом возрасте образуются целиком по одному из типов склонения. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже и в зависимости от того, как они его произносят, производят формы – по первому или по второму типу. Если безударное окончание воспринималось и произносилось ими как "а", они употребляли во всех падежах окончания I склонения. Если же они принимали окончания на редуцированное "о", то они воспроизводили во всех падежах окончания II склонения. Таким образом, к началу школьного возраста у ребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка. Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи. В старшем дошкольном возрасте относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс .

К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.

Что касается развития звуковой стороны речи, к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте. Почти все психологи и методисты, занимавшиеся этими вопросами, единодушно подчеркивают, что для этого очень важно иметь четкое представление о звуковом составе языка (слов) и уметь анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Обучение грамоте – важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка.

В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития предпосылок обучения грамоте старших дошкольников. Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки .

Таким образом, необходимые предпосылки для обучения грамоте дошкольника, а именно сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа, формируются к концу старшего дошкольного возраста у детей без нарушений речи. К концу старшего дошкольного возрастного периода ребенок достигает довольно высокого уровня развития речи. Он правильно произносит все звуки, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, владеет связной речью на основе постоянного обогащения словарного запаса и систематической работы над грамматическим строем языка.

Наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. В ходе кружковой работы дети выполняют поделки из различных материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала. Например, в ходе работы с бумагой...

Вне школы - с другой. Специалист по социальной работе осуществляет свою деятельность в соответствии с определёнными этапами. Выделяют следующие этапы технологии социальной работы с умственно отсталыми детьми. 1. Выявление детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Целью этого этапа является формирование базы данных для проведения адресной работы. Информация о таких детях может поступать...

Страница 1

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук, ученые выделяют необходимые для овладения письменной речью психофизиологические компоненты, являющиеся «предпосылками усвоения письма» (Р.Е. Левина, 1961; И.Н. Садовникова, 1995; Е.А. Логинова, 2004; Е.Н. Российская, 2005), «предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте» (Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, 1962), «предпосылками к освоению школьных навыков» (Д.Н. Исаев, 2003) и т.п.

Так для нормального протекания процессов чтения и письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций (Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева и др.); осознание собственной речи и овладение ею (Л.С. Выготский, К.Д.Ушинский, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), эмоционально-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.).

Перечисленные психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом .

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма .

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений .

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов. В нем должны быть представлены все основные часть речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова.

У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений . В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. Сформированность грамматических систем для старшего дошкольника выражается в овладении ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования - лишь к 7 - 8. Эти сроки довольно условны.

Предпосылки к обучению грамоте

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема, он не может написать без ошибок практически ни одного слова. По данным Министерства образования количество детей с дисграфией неуклонно растет.

Результаты обследований детей на городской ПМПК, логопедом дошкольного образовательного учреждения показали, что основной причиной дисграфии является несформированность фонетико-фонематической стороны речи ребенка.

Это является препятствием достижения ребенком целевых ориентиров дошкольного образования и обуславливает необходимость создания определенных условий для детей, имеющих речевые нарушения.

Поэтому возникла необходимость создания системы коррекционно-развивающей работы, целью которой является: формирование фонетико-фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи. О пределены задачи по ее решению.

В основу опыта работы были положены теоретические и методологические положения ведущих ученых Л.С. Выготского, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Разработана Рабочая программа учителя-логопеда, в которой соблюдена преемственность дошкольного и начального общего образования. Программа является приложением к Адаптированной основной образовательной программе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание работы по Программе включает: развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза, знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».

Для освоения детьми абстрактных понятий нами были подобраны разнообразные игры и упражнения, выполняя которые в игровой форме ребенок одновременно и учится и играет.

Все игры систематизированы и классифицированы по разделам, что облегчает организацию занятий с детьми от простого к сложному. Речевая активность воспитанников поддерживается с помощью наглядного занимательного материала.

Центральное место в работе с ребенком занимает разработанная нами рабочая тетрадь «Звукарик». Тетрадь содержит игры и задания, с помощью которых ребенок знакомится со звуками русского языка, учится их анализировать, делить слова на слоги, печатать буквы и выполнять упражнения по штриховке. Объем упражнений зависит от индивидуально-типологических особенностей ребенка. Выполнять эти задания ребенок может как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Логопед является координатором взаимодействия всех субъектов педагогических отношений. Важную роль в работе играет сотрудничество всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.

В каждой группе коррекционной направленности открыты речевые центры деятельность которых помогает закрепить навыки, сформированные у ребенка учителем-логопедом. Центры оснащены коврографом с игровым полем, слоговыми таблицами, иллюстрированным и раздаточным материалом.

Главным механизмом психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является психолого-медико-педагогической консилиум. На заседаниях, которого разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты детей, при необходимости вносятся дополнения и корректировки в Программу.

Для привлечения родителей организован родительский клуб «Говоруша». На заседаниях клуба предлагаются игры и упражнения, в которые родители могут поиграть с детьми дома, тем самым пролонгируя работу учителя-логопеда.

Работа по формированию предпосылок грамотности осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогами школ микрорайона. Учитель-логопед принимает участие в реализации программы «Школа дошкольника». Такая форма позволяет своевременно выявлять детей с дисграфией и предоставлять условия педагогам по освоению конкретных приемов ее преодоления.

Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы позволяет мониторинг сформированности фонетико-фонематических процессов у детей с нарушением речи. Мониторинг разработан учителем- логопедом, его данные подтверждают, что у большинства детей сформированы предпосылки грамотности.

Анализ письменных работ первоклассников и отзывы их педагогов показал, что 86% выпускников логопедических групп в 2016 учебном году не столкнулись при обучении со специфическими нарушениями чтения и письма.

Кроме этого, работа в данном направлении дала следующие положительные эффекты: большинство родителей стали непосредственными участниками и положительно оценивают результат коррекционно-развивающей работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи.

Педагоги используют разработанные нами методические и учебные материалы в работе с детьми.

Таким образом, целостность, комплексность, преемственность развития фонетико-фонематической стороны речи ребенка в ДОУ и начальной школе определяет новизну опыта работы учителя-логопеда.

Как показывают исследования ряда ученых (С.Н.Шаховская, Л.Г.Парамонова и др.), а также наблюдения логопедов практиков, в последнее годы отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих различными речевыми нарушениями. Поскольку несовершенство устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма. По мнению ряда ученых (Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев) следствием учащения патологий устной речи является рост частоты возникновения дисграфий и дизлексий, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.

Обучение чтению и письму представляет собой сложный процесс, который требует выработки различных навыков и затрагивает многие сферы умственной деятельности, связанные с работой головного мозга, органов зрения, слуха, речевого аппарата и мышц тела.

Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен обладать хорошо развитым слухом, т.е. слышать и различать звуки окружающей среды и человеческого голоса. Кроме этого у ребенка непременно должен быть хорошо развит фонематический слух , позволяющий распознавать звуки речи, определять их количество и последовательность в словах, составлять слово из данных звуков, подбирать слова, начинающиеся на определенный звук.

Сформированность зрительно-пространственных представлений- необходимое условие для обучения ребенка чтению и письму. Различение букв - довольно сложная задача для дошкольника, и вначале ему нужно усвоить более простые понятия.

К моменту поступления в школу ребенок должен:

  1. Различать геометрические фигуры по форме и величине
  2. Знать название основных цветов и их оттенков
  3. Понимать и правильно употреблять слова, которые используют для обозначения пространственного расположения предметов и объектов: высоко – низко, далеко – близко, впереди – сзади, слева - справа
  4. Хорошо ориентироваться в схеме собственного тела
  5. Уметь собирать картинку из 6-8 частей
  6. Находить отличия в парах картинок, не совпадающих в деталях
  7. Легко копировать простые геометрические фигуры и буквы

Помимо этого, техническая сторона процесса письма невозможна без хорошо развитой мелкой моторики и графо-моторного навыка.

Ну и конечно, необходимо чтобы у ребенка хорошо была развита устная речь. Это:

  • Богатый словарный запас , обеспечивающий хорошее понимание речи собеседника и умение правильно выражать свои мысли.
  • Грамматически правильная речь – умение правильно согласовывать между собой слова в предложении, грамотно употребляя падежные окончания, показатели рода и числа, предлоги и т.д.
  • Правильное звукопроизношение , поскольку ошибки в произношении автоматически будут переноситься ребенком на чтение и письмо.

Таким образом, основными предпосылками успешного овладения грамотой, которые должны быть сформированы у ребенка к шестилетнему возрасту, являются следующие:

1. Развитие слуховой функции ребенка, которая включает и развитие фонематического слуха.

2. Развитие зрительно – пространственных представлений.

3. Развитие графо – моторного навыка.

4. Развитие всех сторон устной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи)