Подготовила: учитель - логопед Ревина Ирина Алексеевна
г.Пенза Пензенской области МБДОУ №52 Филиал №2

Цель: Автоматизация звука [с].

Задачи:

коррекционно-образовательная:

  • Автоматизировать звук [с] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать усидчивость, интерес к занятию, нравственные качества.

коррекционно-развивающая:

  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику, внимание, память, мышление, дыхание, умение регулировать силу воздушной струи.

Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением Красной Шапочки, волка, лабиринт.

Речевой материал: слоги, слова, предложения, загадка, чистоговорка.

План занятия:

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Развитие артикуляционной моторики (2 мин.)

3.Развитие мышления (2 мин.)

4.Развитие дыхания (1 мин.)

5.Произнесение звука изолированно, развитие умения регулировать силу воздушной струи (1 мин.)

6.Автоматизация звука в слогах (1 мин.)

7.Физминутка (1 мин.)

8.Автоматизация звука в словах (2 мин.)

9.Автоматизация звука в предложении (1 мин.)

10.Автоматизация звука в чистоговорке (2 мин.)

11.Итог занятия (1 мин.)

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуй, какое у тебя настроение? (Хорошее). Давай улыбнёмся друг другу. Начнём наше занятие. У меня есть знакомая девочка, зовут её… Ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажи-ка имя ее. (Красная Шапочка).

(Появляется изображение Красной Шапочки). Ты знаешь сказку о Красной Шапочке? (Да). Мама сказала девочке отнести бабушке гостинцы, так как самой маме срочно нужно уйти по делам, и она никак не успеет сходить к бабушке. Но Красная Шапочка боится, что волк её съест и просит нас проводить её до домика бабушки. Давай проводим её. (Давайте).

2.Развитие артикуляционной моторики.

Подождём, пока Красная Шапочка соберётся в дорогу и испечёт блинов. А как она это делает, сейчас покажем.

Красная Шапочка проснулась рано утром с отличным настроением, широко улыбнулась (упражнение «Улыбочка») и пошла чистить зубки (делать упражнение «Чистим зубы» 5 раз).

Вспомнила Красная Шапочка, что ей нужно напечь блинов для старенькой бабушки, и отправилась она месить тесто. («Накажем непослушный язычок» 5 раз).

Тесто получилось что надо, и напекла Красная Шапочка вкусных блинов! (Упражнение «Лопаточка»).

Подумала Красная Шапочка, раз она сама не позавтракала ещё, а путь к бабушке нелёгкий, ничего страшного не случится, если она съест два блинчика. Достала она к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да пока ела, испачкала губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы (5 раз).

Запила она всё чаем из чашечки (упражнение «Чашечка»). Ой, как же сытно поела Красная Шапочка (упражнение «Оближем губы»). Пора к бабушке отправляться.

3.Развитие мышления.

Путь наш будет пролегать через лес и полянку, на окраине которой и стоит дом бабушки.

Мы с Красной Шапочкой договорились встретиться у большой ели. Будем её ждать.

Но Красная Шапочка не зря волнуется, волк уже прибежал в лес и ждёт её. Проводи Красную Шапочку по безопасной дорожке. Проведи линию карандашом по той дорожке, которая приведёт Красную Шапочку к ели, а не к волку и на дороге ей не должны встретиться преграды.

4.Развитие дыхания.

Красная Шапочка добралась и благодаря тебе не встретила волка. Отправляемся в путь. Чувствуешь, какой в лесу чистый воздух, давай подышим спокойно. Вдохнём воздух через нос, задержим его и выдохнем через рот (3 раза).

5.Произнесение звука изолированно, развитие умения регулировать силу воздушной струи.

Вдруг поднялся сильный ветер. Давай покажем это. Как свистит ветер? (Ребёнок произносит звук [с], сильно выдыхая). Свисти сильно, ведь ветер сильный. Ветер стих, пускай слабый ветер. (Ребёнок произносит звук [с], слабо выдыхая).

6.Автоматизация звука в слогах.

Красная Шапочка очень хорошо поёт, повторяй её любимую песню.

са-са, сы-сы, ас-ас, ис-ис, аса, ысы

7.Физминутка.

Шли мы лесом. (указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по столу)

Крались полем. (указательный и средний пальцы левой руки «шагают» по столу)

Ловко брасом

Плыли морем. (ребром правой руки провести по столу волнистую линию)

Отдохнули - (ладони положить на стол)

Снова плыли. (ребром левой руки провести по столу волнистую линию)

Только, куда шли

Забыли. (разведение рук в стороны, изображение мимикой лица недоумение).

Но мы же помним, куда идём. Куда же мы идём? (К бабушке Красной Шапочки).

8.Автоматизация звука в словах.

Вот и вышли мы на полянку, а на ней цветов видимо-невидимо.

Красная Шапочка собрала целый букет цветов. Назови, какие цветы в букете? (Картинки).

Смородина, астра, ирис, крокус, нарцисс, флокс, гладиолус.

Что-то здесь не так, не только цветы собрала Красная Шапочка, что здесь лишнее? (Смородина). А смородина это что? (Ягода).

9.Автоматизация звука в предложении.

Повтори, что собрала Красная Шапочка.

Красная Шапочка собрала прекрасный букет из цветов и ягод.

10.Автоматизация звука в чистоговорке.

(Появляется изображение волка). Волк выследил нас, давай защитим Красную Шапочку и прогоним его. Повторяй за мной.

СА-СА-СА, СА-СА-СА - УКУСИЛА В НОС ОСА!

СО-СО-СО, СО-СО-СО - СТАЛ МОЙ НОС, КАК КОЛЕСО!

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ - НЕ БОЮСЬ Я ЗЛОЙ ОСЫ!

СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ - Я ОСУ В РУКЕ НЕСУ!

Вот так, волк, никого мы не боимся, ни осы, ни тебя. Уходи. Волк понял, что Красная Шапочка под защитой и ушёл.

А вот и дом бабушки Красной Шапочки. Красная Шапочка подарила бабушке букет, собранный ею. Бабушка очень обрадовалась такому подарку. А ещё она очень рада, что Красная Шапочка добралась до неё целая и невредимая. Бабушка и Красная Шапочка благодарят нас за помощь. Бабушка за то, что мы не бросили её внучку в беде, приглашает нас к себе домой на обед.

11.Итог занятия.

Кому мы сегодня помогали на занятии? (Красной Шапочке). К кому мы с ней ходили? (К бабушке). Зачем? (Отнести блинов). Как ты думаешь, помогать другим нужно? (Да). Мы сделали доброе дело! Ты молодец!

Шмакова Елена
Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации свистящих звуков

Постановка , автоматизация и дифференциация свистящих звуков .

Конспекты логопедических занятий .

Занятие 1 . .

Подготовительный этап.

Цель : подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с] ; формирование длительной направленной воздушной струи; упражнение в различении слов, близких по звучанию; умение определять наличие звука [с] в ряду звуков ; развитие функции языкового анализа и синтеза;воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование : картинки свистящих ; образ звука [С] «Дыхание» .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Развитие пространственного восприятия

Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?

2. Сообщение цели занятия .

3. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Дружба» .

«Кулак. Ребро. Ладонь» .

4. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения, направленные на развития подвижности губ :

«Оскал» , «Хоботок» , «Трубочка» .

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка :

(см. артикуляционные упражнения для постановки звука [с] ).

Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Гимнастика Стрельниковой.

Поем песенку. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау , ауи и т. д.) . Выдох контролируется ладонью.

«Топор» . Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч , сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

«Холодный ветер» . Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя. Игры для тигры – компьютерная технология.

6. Развитие фонематического восприятия

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков , далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук » . Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с] . Сначала педагог произносит звуки [л] , [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда , даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

7. Фонетическая гимнастика, ритмика.

8. Упражнения по развитию ритма.

Отстучать по подражанию.

Занятие 2 .

Конспект занятия по постановке звука [С] .

Подготовительный этап.

Цель : Обучение правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию; продолжение выполнения артикуляционных упражнений для звука [с] в полном объеме ; формирование длительной направленной воздушной струи; закрепление умения в различении слов, близких по звучанию; определение наличие звука [с] в ряду других звуков . Развитие мимической выразительности, памяти, внимания, целостного восприятия, мелкой моторики. Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование : картинки : артикуляционная гимнастика для свистящих звуки [с] и [ш] ; образ звука [С] ; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание» , рабочий пенал.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

3. Повторение игры на развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка. (см. арт. упр. для постановки звука [с] ) .

5. Игры на развитие речевого дыхания.

Развитие силы выдоха

Дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука [ф] (длительный выдох, произнесение звука [т] (короткий выдох) .

Развитие силы выдоха. Выработка плавного и длительного выдоха. «Одуванчики» «Игры для тигры» – компьютерная технология.

«Погаси свечу» . Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

«Воет буря» . Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами

«Малыш учится произносить звук [и] » . Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и] . Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.

«Песенка ослика» . Произнесения звукосочетания иа .

«Лодочка» . Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой («желобком» ). Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть языка тонкую палочку или зонд.

6. Формирование зрительного образа звука [с]

Посмотри, как губы улыбаются, язычок прячется за нижние зубы. (Показ артикуляции.)

Закрепление слухового образа звука .

Киска коготком проколола шарик. Послушай, как свистит воздух : с-с-с-с. Ты тоже скоро научишься так произносить звук .

Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сначала показывает логопед , а затем - ребенок.

Выделение звука [с] среди звуков , близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки : [с], [з], [с], [ш], [ц], [с]. Слоги : са, за, со, ша, цо, су, зы, сы. Слова собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [с] .

Игра «Пятый лишний» . Капуста, свекла, картошка, редис, абрикос. Отложить лишнюю картинку.

«Подбери и назови» . Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш] .

Определить позицию звука [с] в словах санки , сапоги, сова, автобус .

Есть ли звук [с] в словах капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок?

Найди овощи, в названии которых есть звук [с] . Где слышится звук [с] в слове салат ? В слове чеснок? В слове капуста?

8. Фонетическая гимнастика, ритмика.

9. Упражнения по развитию ритма.

Отстучать по подражанию.

«Молоточек» . Повтори ритм, который отстучит взрослый.

Пример : 1 - 2 - с - сс.

Ритмы : 2 – 1;2 – 2; 1-3; 3-1;1 - 1- 2;1-2-1;2 - 3 и т. д.

Занятие 3 .

Конспект занятия по коррекции изолированного звука [С] .

Цель : закрепление правильного произношения звука «с» в изолированном виде; формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука ; воспитание потребности в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование свистящих ; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] ; мимические картинки; образ звука [С] ; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание» ; сигнальные карточки; буква С; зрительные опоры гласных звуков .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

3. Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия ) .

4. Коррекция изолированного звука [с] на игровом материале.

Упражнения «Течет водичка» («Холодный ветер» , «Насос» , «Чайник» ) Звукоподражания .

«Вывести звук погулять » .

«Мимические упражнения» автоматизации изолированного звука . Выразить интонацией при произнесении звука разное настроение людей.

«Буква потерялась» .

Дед Звукоед (злой волшебник) похитил звуки в словах .

Апог голо.

По. уда плюю.

Ле. .обака

Итрере. Му. ор

Ве. ы. ундук

Орока поя.

Ли. а убегает в ле.

Али. а не умеет пи. ать.

Дени. .ам надевает. андали.

Анфи. а по. адит ове. И фа. оль.

«Кулак. Ребро. Ладонь» . Пропеть заданный звук на известную мелодию с движениями.

5. Развитие фонематического слуха.

Поднятие сигнальной карточки на заданный слог.

На слог са : ра, па, са, ма, са, са, да.

На слог сы : сы, мы, вы, ры, хы, сы, ры.

Запоминание слога со звуком с последующим выкладыванием картинок. (см. карточки со словами)

Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [с] , из ряда других.

6. Фонетическая гимнастика, ритмика.

звуков без голоса , с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса. Вводят зрительные опоры – символы для гласных звуков .

а___выдох ао аоу уоа аоуы

7. Упражнения по развитию ритма.

Отстучать по подражанию.

8. Работа с буквой с.

Произнеси звук [С] длительно на одном выдохе : с – с – с – с.

Выставляется буква с.

Звук [с] , посмотри - вот это твоя буква.

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес нам светила буква С.

Рассмотри букву С, нарисуй ее в воздухе каждым пальцем поочередно, сначала одной, затем другой и двумя руками одновременно.

Занятие 4 .

Автоматизация звука [с] в обратных (закрытых) слогах.

Цель : обучение произносить звук [с] в обратных слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с] звука в слогах слогов ; составление схем слогов

Оборудование : картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих , образ звука [С] . Сундучок «Дыхание» , молоточек для отстукивания ритма, счетные палочки, клубок ниток. Коробочки «» . Картинки героев сказки «Теремок» ; картинки с изображением предметов со звуком [с] и без него ; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове » .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

(см. предыдущие занятия ) .

4. Коррекция изолированного звука .

«Водичка течет» под наблюдением логопеда .

5. Проверка домашнего задания.

6. Работа на звуком [с] в закрытом слоге.

Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе, с выкладыванием палочек, наматывание ниток на клубок, «пальчики здороваются» . Произнесение слогов от имени детей , их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов.

Работа на звуком [с ] в шутках . Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый : Говорит ребенок :

В сумке вкусный ананас ас-ас-ас-ас-ас.

Кисточку принес Барбос ос-ос-ос-ос.

Стас Сосискин был не трус ус-ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз ис-ис-ис-ис.

Совы полетели в лес эс-эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас ас-ас-ас-ас.

На тарелке абрикос ос-ос-ос-ос.

Там у пристани баркас ас-ас-ас.

Произнесение слогов от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

Анализ и синтез обратных слогов

Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.

Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.

Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а] , а затем - [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета) .

Какой первый звук в слоге ыс ? Какой второй звук ?

Назови второй звук в слоге ос ?

Назови пропущенный слог в словах

как. (тус) ана. (нас)

пок. (ос) фок. (ус)

комп. (ас) косм. (ос)

Составление слогов ис , ыс, ас из букв разрезной азбуки.

«Мимические упражнения» . Использовать мимические картинки для автоматизации звука .

7. Развитие фонематического восприятия

Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [с] .

Игра «Определи позицию звука [с] в слоге » Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове .

Игра «Определи позицию звука [с] в слове » . Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове . (см. слова к. № 1)

Занятие 5 .

Конспект занятия по автоматизации звука [С] .

Автоматизация звука [с] в прямых (открытых) слогах.

Цель : обучение произносить звук [с] в прямых слогах ; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с] ; формирование длительной, направленной воздушной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах ; анализ и синтез обратный и прямых слогов ; составление схем слогов . Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование : картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих . Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] . Мимические картинки; образ звука [С] . Молоточек для отстукивания ритма. Самолёт игрушечный. Сундучок «Дыхание» . Рабочий пенал. Буква С, зрительные опоры гласных звуков , таблицы со слогами.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия ) .

Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса , с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса.

а___выдох ао аоу уоа аоуы

о___выдох у___ ы___ э___

4. Коррекция изолированного звука .

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда .

5. Работа над звуком [с] в открытом слоге.

Работа с таблицами перед зеркалом фронтально и индивидуально. Обращается внимание на точность артикуляции звука [с] и гласных .

с___а с___у с___о с___ы

Игровые задания, произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания : выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например : произносить слоги, имитируя управление автомобилем , шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание, «Падают снежинки» , «Лепим снежки» , «Катаем снежную бабу» . Выделение ударного слога.

Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-сы-со-су; сы-са-со-су.

Какой слог лишний? Са-са-са-сы.

Повтори слоги : са-сы-со.

Послушай еще раз. Са-со.

Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы? (Са.)

«Мимические упражнения» . Использовать мимические картинки для автоматизации звука .

Работа на звуком [с ] в шутках . Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый : Говорит ребенок :

У стены стоит коса са-са-са-са.

Стоп, сломалось колесо, со-со-со-со.

Страшно вечером в лесу су-су-су-су.

Мы испачкали носы сы-сы-сы-сы.

Зеленеют все леса са-са-са-са.

На столе стоят весы сы-сы-сы-сы.

Сумку маме принесу су-су-су-су.

6. Анализ и синтез слогов

Какой первый звук в слоге са ? Какой второй звук ?

Сколько звуков в слоге са ?

Звук [с] «подружился» со звуком [о] . Какой слог получился?

Есть ли звук [с] в словах сок , сын, сумка, самосвал?

Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

«Молоточек» . Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге СА (СО, СУ, СЫ) .

Пример : 1 – 2 – са – саса.

Ритмы : 2 – 1,2 – 2, 1 – 3,3 – 1, 1 – 1 – 2, 1 – 2 – 1, 2 – 3 и т. д.

7. Развитие фонематического восприятия.

Разложи картинки в две стопки. К букве ш положи картинки со звуком [ш] , к букве с - картинки со звуком [с] . Педагог произносит слова, а ребенок подбирает нужные картинки.

Определение позиции звука [с] в словах слон , носорог, ласка.

Игра «Сосчитай, сколько раз прозвучал звук [с] в ряду звуков ».

Логопед произносит звуки : а, д, с, б, в, ш, с, р, ц л, с, к, ш, м.

Дети выкладывают соответствующее количество счетных палочек, затем считают их и выкладывают из них геометрические фигуры.

Игра «Найди слоги со звуком [с] » (условия те же) : са, ма, фа, ка, ку, до, сы, лу, со, мо, сы.

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие – звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – змея шипит – Ш-Ш-Ш.

2. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – жук жужжит – Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач –

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке – рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни – топни» На слог ЖА – хлопнуть в ладоши, на слог ША – топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш – Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

– Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

– Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить – жить Житье – шитье

Шаль – жаль Жито – шито

Шалить – жалить Лежа – Леша

Шутка – жутко Мажут – машут

Уши – ужи Наживка – нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.


Автоматизация свистящих и шипящих звуков.
Описание материала: предлагаю эффективный прием работы над свистящими и шипящими звуками на этапе их автоматизации в стихах с помощью мнемотехники (совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций). За основу работы были взяты стихи собственного сочинения. Данная техника (мнемодорожки), позволит автоматизировать звуки в более короткий срок, одновременно, развивая такие высшие психические процессы, как память, внимание, логическое мышление, пространственные ориентировки. Поможет логопедам, учителям, воспитателям, внимательным родителям активизировать внимание детей и долгое время поддерживать их интерес к закреплению уже «надоевших» звуков, превратить скучную работу в увлекательное интересное занятие, ведь ребенок может пользоваться как готовыми схемами, так и сам рисовать картинки, соединяя их в один сюжет.
Цель: повышение эффективности занятий по закреплению звуков.
Задачи:
- учить правильной артикуляции и характеристике изучаемых звуков
-развивать артикуляционную моторику;
-мелкую моторику
-фонематические процессы;
-лексико-грамматический строй речи;
-связную речь;
-развивать психические функции(внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве)
-воспитывать положительное отношение к учебе
-любовь к родному языку.

Автоматизация свистящих звуков:
(СЬ-С)
Сено, сено мы косили
И на сеновал возили.

Серый селезень сегодня
Семечек себе купил.
Серый селезень сестренку
Семечками угостил.

Строили строители
Новый стадион.
Хоккеистов, футболистов
Скоро примет он.

Куст смородины растет
Спелых ягод принесет.
Красных ягод соберем,
Песню радостно споем.

(ЗЬ-З)
Зефир купила Зина
У дома в магазине.
Друзья на чай с зефиром
Придут сегодня к Зине.

Тузик на земле лежал
И хозяйку свою ждал.
В лес пойдут они гулять
Землянику собирать.

Заяц и зайчиха
покрасили забор,
А зайчата на забор
нанесли узор.

Зонт спасает от дождя
Как закапал – открывай.
Если слякоть и гроза
Ты его не забывай.

(Ц)
Из колодца мы водицу
Для цыплят своих несем,
И в корытце мы водицу
Им прохладную нальем.

Скворцы - певцы
Концерт дают,
А цапли им
цветы несут.

Автоматизация шипящих звуков:
(Ш)
Шапку, шубу на зиму
Шурочке купили.
И про шарф из шерсти
Тоже не забыли.

Шустрая шиншилла
Шубку обновила.
Шарф еще себе нашла
И гулять она пошла.

(Ж)
Медвежонок ждет на ужин
Жабу, ежика, ужа.
Приготовил свежий тортик
Из медового коржа.

Жук жужжит ужу на ушко.
Неужели еж пропал?!
Он мне джем сегодня утром
Ежевичный обещал

(Ч)
Вчера черепаха учила
Черепашонка считать,
Четыре часа объясняла
Как складывать и вычитать

Чайник на печи стоит
Скоро, скоро закипит.
К чаю ждут нас калачи,
Пончики и куличи.

(Щ) )
Мы с товарищем тащили
Щуку из реки.
Будет вечером уха,
А не просто щи.

Щавель кислый соберем,
Щи готовить мы пойдем,
Еще покрошим овощей,
Не бывало щей вкусней.

Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з]

"В гостях у Зайки"

Яськова М.М.., учитель-логопед МАДОУ № 21,г. Бердск

Цели:

    Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.

    Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.

    Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.

Ход занятия:

Организационный момент

Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.

Конечно это зайка.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Слоник – лягушка»;

«Месим тесто»;

«Блинчик»;

«Почистим нижние зубки»;

«Кошка сердится»;

«Насосик»;

«Комарик».

2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.

Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].

А почему он любимый?

Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками, давай назовем их.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ

Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)

3. Физминутка.

На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)

Любит зайка покрутиться, поклониться,

Ножками потопать, ручками похлопать.

Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.

Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».

Игра с мячом.

проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ

Мяч бросай и слоги повторяй.

4. Автоматизация звука в словах.

Развитие слухового внимания и памяти

Повторите «слова – друзья» тройками:

Зал – замок – завод;

Ваза – база – фаза;

Коза – лоза – пауза;

Заноза – мимоза – берёза;

Глаза – гроза – егоза;

Лиза – виза – подлиза.

5. Развитие слухового внимания.

Игра «ОХОТНИК».

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.

Хлопай, услышав звук [з].

6. Различение единственного и множественного числа существительных.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед называет один предмет, дети должны назвать много предметов

(коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,

береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)

7. Произношение звука [з] в предложении.

Зайчонок любит чистоговорки.

Сочиним для него чистоговорки со словом коза.

За – за – за на лугу стоит коза

Зу – зу – зу вместе мы пасём козу

Зы – зы – зы колокольчик у козы

За – за – за иди домой коза.

Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.






Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?

Правильно, это солнечные зайчики.

А какие они? Золотистые.

Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].

И проговаривай: этот зайчик сел на березу, ... розу, ...

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке собрать платье.

Ребенку предлагается разрезанная картинка.

Подведение итога.

С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?

Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?