Выжигание по дереву - искусство, которое впервые появилось в конце прошлого века в столице России. Поначалу эту технику использовали для изготовления матрешек. Впоследствии этот способ назвали пирографией.

Немного истории

Первые аппараты, которые были предназначены для выжигания, оказались несовершенными. Они работали на бензине, который накалял платиновую иглу. Для того чтобы поддерживать постоянную температуру, человек, занимающийся выжиганием, должен был постоянно подкачивать бензин при помощи ножной педали. Хоть процесс и оказался трудоемким, пирография с каждым днем становилась все популярнее.

В основном технику использовали для изготовления матрешек, это только спустя много лет рисунки для выжигания по дереву стали более разнообразными и красивыми. Поскольку матрешки становились все популярнее, от трудоемкой пирографии пришлось отказаться, и на ее место пришла роспись. Но про выжигание не забыли, и теперь эту технику использовали для украшения шкатулок, ларцов и других деревянных предметов.

Современный прибор

Выжигание по дереву для начинающих стало очень простой и доступной техникой после того, как был придуман электрический прибор. Теперь его можно было использовать для украшения изделий из кожи, костей, бумаги и из других материалов.

В состав самого простого электовыжигателя входит: понижающий трансформатор, реостат, ручки и сменные нити накаливания, которые еще называют штифтами. Профессионалы рекомендуют реостат заменять лабораторным трансформатором, который дает возможность получать выжиг высокого качества разной тональности.

Выжигание по дереву в домашних условиях подразумевает использование школьного прибора заводского изготовления. Такой электровыжигатель, в основном, используют для контурных и тональных рисунков.

Выжигание по дереву для начинающих

Чтобы с первого раза не разочароваться в своих умениях и пирографии в целом, необходимо знать все тонкости этого вида рукоделия. Для картины нужно взять мягкую древесину лиственных пород, к примеру, осину, липу, тополь или др. Стоит также учитывать тот факт, что некоторые породы древесины могут воспламениться при температуре примерно 150 градусов, другие же выдерживают около 250 градусов. Поэтому лучше выбирать мягкий материал, так процесс обжига будет проходить проще и быстрее.

Если вы хотите выполнить более сложный рисунок, то для этого стоит использовать Кроме этого, нужно учитывать, что для того чтобы сохранить поверхность дерева чистой и аккуратной, можно воспользоваться способом, которым пользуются настоящие мастера. Для начала картинки для выжигания по дереву переводят на После при помощи клея из крахмала или муки наклеивают его на саму древесину. Сам процесс выжигания нужно проводить по папиросной бумаге. Когда картина будет закончена, бумагу осторожно удаляют.

Начинать осваивать технику пирографии нужно с какого-то легкого и незамысловатого рисунка, для которого не нужны сложные штифты. Под этим понятием подразумевают скобки разных размеров, изготовленные из которая может быть в диаметре от 0,3 до 1,5 мм. Для изготовления штифта нужно нарезать проволоку и при помощи плоскогубцев или круглогубцев придать им желаемую форму. Чтобы сделать ее более жесткой, проволоку предварительно нужно отковать молотком. Хотя можно не усложнять задачу и в специализированном магазине купить набор различных штифтов.

Важные аспекты

  1. Выжигание по дереву стоит начинать после того, как штифт будет раскален и из него будет виден небольшой язычок пламени, который не должен сопровождаться дымом. В таком случае вы можете сделать вывод, что бензин качественный, прибор работает отменно и температура для выжигания оптимальная.
  2. Если же пламя угасает, и вы чувствуете запах гари, то, скорее всего, засорилось вентиляционное отверстие.
  3. Когда наконечник штифта накаляется неравномерно, это говорит о том, что бензин, который вы используете, оказался низкого качества или же в спиртовке недостаточный накал.
  4. Если в период работы вам необходимо было сделать большой перерыв и наконечник остыл, не стоит опять нагревать его путем вдувания насыщенного бензиновыми парами воздуха, так как это может привести к засорению.
  5. Очень важно в период выжигания очищать штифт от шлаков, так как он будет плохо работать, остывать, и рисунок в итоге получится плохим и неаккуратным. Очищать его ножом или другим металлическим предметом нельзя, так как этим можно повредить и испортить штифт.

Приемы выжигания

Вы должны понимать, что линии выжигателя стереть, как карандаш, не получится, поэтому в вашей работе не должно быть никаких ошибок и помарок. Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется древесину прикрепить наклонно. Рука, в которой вы будете держать выжигатель, должна обязательно иметь хорошую опору. В таком случае вы сможете проводить ровные линии, и они не будут уходить в сторону. Кроме этого, рекомендуется выполнять весь рисунок за один присест. Если столько времени у вас нет, то хотя бы для начала сделайте а после определенного промежутка времени фон.

Выжигание по дереву: важные правила

Чтобы получить красивый и живой рисунок, рекомендуется пользоваться линиями разной толщины и оттенка. Первый аспект зависит от скорости движения раскаленного штифта, то есть чем быстрее вы двигаете прибором, тем тоньше получится линия, и наоборот. Для регулирования оттенка необходимо контролировать подаваемый воздух и температуру наконечника: чем он больше, тем темнее линия. Чтобы быстро охладить штифт, нужно дотронуться ним до холодной каменной поверхности, к примеру, это может быть мрамор, кирпич или гранит. Прибор для выжигания по дереву нужно использовать подобно карандашу, то есть он должен двигаться легко, без какого-либо подталкивания и торможения.

В начале и конце линии необходимо быть особенно внимательным, так как вы можете испортить рисунок. Под углом штрихи нужно начинать от вершины и не стоит выжигать сразу на полную глубину. Для начала рекомендуется работать долотом и только потом заканчивать все штифтом. Чтобы сделать штрихи, прибор должен располагаться плашмя. Для того чтобы украсить фон, можно использовать штифты с фигурными наконечниками.

Выжигание - самый древний традиционный способ декориро-вания изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда че-ловек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде тем-ного обугленного места: точки, пятна или линии.

Техникой выжигания в древности украшали детали архитек-туры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отдел-ки используют электровыжигатели). Основными орнаменталь-ными мотивами были разнообразные сочетания преимуществен-но прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а ). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде де-ревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б ).

В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах - пирография и пиротипия .

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир - огонь, графо - писать, рисовать).

В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пи-рографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1 , соединительных проводов 2 , нагревательного нако-нечника (пера) 4 , закрепленного в пластмассовой ручке 3 . Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5 .

Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, ко-торый при прохождении по нему электрического тока накаляет-ся. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных на-конечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Кроме проволочных выжигате-лей, при массовом производстве одинаковых изделий широко ис-пользуют стержневые выжигатели (рис. 141, а ). Они имеют набор пере-менных штампов (стержневых наса-док, рис. 141, б ), с помощью кото-рых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в ).

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структу-ру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливают-ся, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщатель-ным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копиро-вальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на под-готовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размеща-ют рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использо-вать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят каранда-шом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисун-ка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерок-са рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом - с помощью копировальной бумаги - на заготовку. Калька - это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или дру-гое графическое изображение для точного его копирования.

Большое количество одинаковых изображений наносят на заго-товку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходи-мо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.


Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для рабо-ты, а руки - свободно расположенными на столе. Детали изде-лия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каж-дые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше).

Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пе-ром держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий - так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устой-чиво и надежно лежать на столе (рис. 145).

Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а ). Точки образуются благодаря легким прикосновени-ям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и рас-стоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоя-нии одна от другой, образуются линии , которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б ).

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным .

Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глуби-ны. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщен-ных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные ли-нии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а ). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б ).

При выполнении сложного изображения с большим количе-ством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними.

Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно поль-зоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизон-тальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир - огонь, типос - оттиск, отпечаток). Эта тех-ника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнамен-тальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148).


Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого вы-жигатель со штампом ставят перпендику-лярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, мож-но получить необходимую расцветку ри-сунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для до-стижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фа-неры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего исполь-зуют при изготовлении большого количе-ства одинаковых изделий.

Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность уско-рить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией об-разуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тща-тельным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлиф-ка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и ли-ний и не скруглить граней выступов.

Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Развитие компьютерных технологий дает возможность ис-пользовать для отделки изделий выжиганием современные до-стижения техники. Самой известной является лазерная техноло-гия, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом - лазером (рис. 152).

Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заго-товками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы неболь-шим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кружок выжигания в младших классах
  • пирография- каталог художественных рисунков
  • обоснование проекта по технологии тема выжигания на фанери роза
  • рисунки для выжигания по дереву на тему сказки пушкина
  • самый простой способ выжигания

Выжигание по дереву (или пирография) – увлекательное занятие, тесно связанное с традициями русского народного творчества. Пирография - техника, применяемая в художественной графике и декоративно-прикладном искусстве.

История

Выжигание по дереву довольно популярное занятие. Оказывается, первые изделия с выжженным узором, датированные 700 годом до н.э., были найдены при археологических раскопках в Перу. В той или иной форме пирографию можно встретить в культуре любого народа. Особенно в этой области рукоделия преуспевали русские мастера. Выжигание по дереву в России появилось еще в ІX веке, уже тогда люди использовали дерево во многих видах прикладного творчества. Изначально мастера выжигали при помощи огня, чуть позже стали использовать раскаленные металлические стержни и гвозди, заточенные под определенным углом.

В Европе выжигание по дереву превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества, а в России пирография продолжила развиваться как один из его видов. В XVІІ веке в городе Сергиев Посад с помощью пирографии украшали деревянные игрушки, ложки и братины (сосуды для питья), а в конце XІX века там же наладилось производство матрешек , обрамленных выжиганием.

В начале XX века выжженными узорами стали декорировать стаканы, солонки, ковшики, шкатулки , коробки и др. Все узоры того времени были посвящены тематике старого русского быта и древнерусской архитектуры. В 1917 году количество выпускаемой продукции, украшенной с помощью пирографии, было сокращено. Примерно в тот же период в селе Полоховский Майдан Нижегородской области появилось токарное производство, на основе которого мастера стал декорировать токарные изделия выжиганием.

В 1964 году в Башкирии было налажено производство предметов из древесины липы, которые также украшали выжженными узорами. Мастера создавали ковши с крышками, солонки, челяки для хранения меда , фигурки людей в национальных костюмах и пр. В тот же период был изобретен электрический прибор для выжигания, и тогда это вид рукоделия стал пользоваться популярностью среди взрослых и детей. В школах были организованы специальные кружки, где ученики познавали азы выжигания по дереву. Несмотря на то, что этот пирографический прибор довольно громоздкий, он и по сей день используется мастерами-любителями. Более усовершенствованный прибор для выжигания по дереву был изобретен в 1962 году Роем Чайлдом, а спустя десять лет был налажен промышленный выпуск пирографов с проволочными наконечниками.

Сегодня выжиганием по дереву может заниматься любой желающий, даже не имеющий специального образования. Пирография может стать не только хобби , но и способом зарабатывать неплохие деньги. Ведь изделия, украшенные выжиганием, пользуются спросом всегда. Немного терпения и фантазии, и выжигание доставит вам самые позитивные эмоции.

Инструменты

Для того чтобы процесс выжигания по дереву доставил как можно больше удовольствия, следует позаботиться о приобретении всех необходимых инструментов и материалов. Итак, для пирографии потребуется доска пюпитра. Она играет роль подставки для дощечки, на которой планируется выжигать узор. Существуют подвижные пюпитры, их высоту и наклон можно регулировать. Конечно, самым важным инструментом для этого вида рукоделия является электровыжигатель, наделенный сменными проволочными фигурными штифтами. Также в пирографии используют термокаустер с бензиновой или газовой горелкой, на которой корпусные штифты подвергаются нагреванию.

Вообще, в качестве выжигателя можно использовать торцовый электропояльник, но вместо стержня стоит снабдить его головкой с винтовой резьбой для штифтов.

Рабочей частью пирографа является штифт, он может быть корпусным или проволочным. Благодаря проволочным штифтам различной формы можно выполнить сложные и мелкие детали. Корпусные штифты, как правило, применяют для глубокого и плоского выжигания. Не менее важную роль для выжигания играют пассатижи, они предназначены для придания проволоке нужной формы. Также понадобится наковальня (или молоток), кусачки, отвертка, и конечно же, настольная лампа.

Для нанесения рисунка на деревянную поверхность необходим мягкий карандаш, не оставляющий бороздок на древесине. По окончании работы его легко будет стереть с помощью ластика. В работе может понадобиться скальпель и клейкая лента. Рекомендуется иметь в наличии копировальную бумагу, она необходима для перенесения рисунка с бумаги на древесину. Совет: лучше всего использовать копировальную бумагу с угольным покрытием черного цвета.

Для пирографии также могут понадобиться следующие предметы: стальная линейка, угольник, кисточки из соболя или белки, металлические подставки для штифтов и выжигателя, наждачная бумага.

Материалы

Одним из самых важных вопросов пирографии считается выбор материалов, поскольку от качества материалов зависит конечный результат. Итак, древесину лучше всего приобретать в магазинах в виде готовых деревянных чертежных и разделочных досок, фанер или шпона.

При покупке древесины необходимо учитывать следующие факторы:

  • древесина должна иметь однородную мелкопористую структуру, без сучков, трещин, смоляных кармашков, засмолок, роек и других пороков;
  • не рекомендуется приобретать древесину смолистых пород;
  • для выжигания идеально подходят твердые породы древесины, на мягких будет сложнее исправить ошибки;
  • поверхность деревянного материала должна быть ровной и чистой;
  • выбор цвета древесины зависит исключительно от предполагаемого рисунка, более насыщенный и выразительный узор получится на дереве светлых пород.

Самыми лучшими материалами для выжигания считаются липа, ольха, тополь, береза и каштан.

Юлия Пятница

Выжигание по дереву - старое новое искусство

Совсем недавно выжигание по дереву — пирография — обрело вторую жизнь. Возможно, это связано с появлением новых профессиональных приборов для работы. А может, люди стали уделять больше внимания изделиям, украшенным вручную. В любом случае, техника выжигания по дереву достаточно проста для того, чтобы ее мог освоить даже новичок!

Выжигание по дереву: материалы

Каждый мастер работы по дереву оказывается перед проблемой выбора древесины для фона. Руководствуйтесь несколькими параметрами, чтобы подобрать оптимальный вариант фоновой заготовки.

Цвет

Чем светлее ваш фон, тем лучше с ним будет контрастировать рисунок. При желании вы можете использовать и более темные сорта. Но при покрытии работы лаком изображение станет менее отчетливым.

Текстура

Многие мастера предпочитают работать над фоном с наименьшей текстурой. Гладкая поверхность без прожилок и выступов дает возможность с легкостью выполнить любой рисунок.

Но если вы проявите фантазию, и примените текстуру в своей работе — результат превзойдет все ваши ожидания. К примеру, можно использовать текстурные полосы как рябь на воде.

Твердость

Выжигание по дереву напрямую зависит от мощности используемого прибора. Чем мощнее прибор, тем более твердый фон вы сможете обработать.

И все же лучше отдавать предпочтение мягким сортам древесины, с которыми легко работать любым выжигателем.

Форма

Форму фоновой заготовки нужно подбирать в зависимости от того, что вы хотите сделать с работой в дальнейшем. Если заготовка будет висеть в рамке, выбирайте заготовки правильной геометрической формы. Такие можно найти среди строительных досок и ненужных частей старой мебели.

Иногда в специализированных магазинах появляются оригинальные спилы неправильной формы. Обрамляющая их кора может стать прекрасной рамкой.

Лучшие сорта для выжигания по дереву — это липа, бук, осина, кедр, вишня, кипарис и клен. У всех деревьев довольно светлая древесина, гладкий или мелкозернистый срез без прожилок.

Выжигание по дереву: инструменты

Главное приспособление мастера, работающего по дереву, — это специализированный пирографический прибор с карандашом-пером для выжигания. Существует 2 основных разновидности таких приборов:

  • карандаши с твердыми перьями;
  • карандаши с проволочными перьями.

Приборы с твердыми перьями, как правило, имеют постоянную температуру нагрева. Несмотря на то, что к ним прилагаются дополнительные перья, такие приборы лучше выполняют фоновое выжигание из-за ширины насадки.

Проволочные перья более удобны — благодаря тонкости и возможности регулирования температуры вы сможете выполнять разные виды работ: от тонких и незаметных до широких контрастных штрихов.

И твердые, и проволочные перья представлены 3 основными формами:

  • косое перо;
  • писчее перо;
  • перо для ретуши.

Косое перо имеет скошенную прямую поверхность. С его помощью прорисовывают тонкие четкие линии. Писчее перо закруглено на конце: им также удобно рисовать линии и слова, к примеру, писать стихи на дереве. В отличие от первых двух, перо для ретуши имеет плоскую широкую поверхность и предназначено для выжигания фона или широких элементов.

Техники выполнения

Выжигание по дереву не ограничивается одной техникой. Если вы познакомитесь хотя бы с несколькими качественными работами, то обнаружите, что каждая из них отличается использованием какого-то особенного художественного приема!

Ниже вы увидите список основных методов выжигания по дереву.

Стандартный

Это базовый метод, с которого начинается освоение пирографии новичками. На деревянную основу наносится рисунок при помощи графитового карандаша или копировальной бумаги. После этого мастер начинает выжигать изображение по контуру, придавая ему контрастность по отношению к фону.

Негативный

Негативный метод пирографии основан на выделении рисунка светлым цветом путем контрастного выжигания фона. Этот метод можно выполнить двумя техниками: путем добавления фона и добавления картинки.

При первом фон выжигается вокруг заготовленного рисунка. Второй метод предусматривает полное выжигание фона, после чего мастер вырезает на нем рисунок, образуя светлые участки.

Вы можете совместить эти техники, придав своему изделию дополнительный объем.

Предварительная резьба

Мастера пользуются таким методом, чтобы, как и в случае с негативным, рисунок стал рельефным. Для этого изображение вырезается на основе по ранее перенесенному эскизу и лишь потом прижигается в определенных местах.

Кроме этих методов существует также выжигание по дереву раскаленным металлом и солнечными лучами через призму. Но ввиду сложности выполнения мало кто пользуется такими техниками.

Мастер-класс для начинающих

Если вы впервые сталкиваетесь с выжиганием по дереву, попробуйте выполнить несложный рисунок. Для этого выберите простой трафарет в виде контура изображения без мелких деталей и сложных узоров.

  • Следует зачистить поверхность фоновой заготовки при помощи зашкуривания или лезвия.
  • Нанесите рисунок от руки при помощи графитного карандаша или перерисуйте готовый эскиз через копировальную бумагу.

  • Начните выжигать изображение по контуру. Если вы не сможете выполнить работу за один присест, готовый контур подскажет вам, где лучше выполнить ретуширование.
  • После контура займитесь отделкой фона — затемняйте его равномерно пером для ретуши или градиентно, используя разные виды перьев.
  • Дождитесь, пока рисунок остынет. После окончания работы смахните излишки и вытрите ластиком остатки карандаша.

Покройте готовое изделие прозрачным лаком, чтобы закрепить результат и замедлить процесс старения. После освоения базовых техник попробуйте выполнить выжигание по дереву более трудного рисунка, как в мастер-классе данного видео.

Во время работы над рисунком не забывайте о технике безопасности. Старайтесь работать ограниченное время во избежание перегрева прибора для выжигания. И не прикасайтесь к нагревательным элементам — это чревато получением ожогов.

Показать еще

Что можно сделать из ракушек? Оказывается, разных интересных идей – великое множество. Мастера рукоделия изготавливают даже целые панно и картины, а также украшения, вазы, подсвечники, букеты, декорируют морскими дарами предметы интерьера. Хотите попробовать – вам помогут наши мастер-классы.

Пирография - это процесс выжигания по дереву с фиксацией нанесенного рисунка при помощи специального прибора. В последнее время хорошо уже подзабытое это искусство вновь приобретает популярность. Это хороший способ для современного человека снять стресс, отвлечься от повседневной суеты, одновременно создавая своими руками декоративные детали интерьера и не только. Научиться выжигать по дереву для начинающих не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Искусство выжигания по дереву приобрело в России популярность в конце XIX века. Применялось оно в основном для украшения матрешек. Считается, что родина декоративного выжигания - Перу. Однако в том или ином проявлении пирография проявлялась в культуре, пожалуй, всех народов .

Первый аппарат для выжигания по дереву громоздкий и несовершенный. Функционировал он на бензине, гарантирующем достаточный нагрев платиновой иглы. Для бесперебойной работы мастеру приходилось обеспечивать постоянную подачу горючего, регулирую ее ножной педалью. Процесс был довольно трудоемким.

Настал момент, когда технику выжигания сменила декоративная роспись. Однако многие мастера продолжали украшать предметы быта (шкатулки, сундуки, кувшины) в полюбившейся им технике.

Особенности современных аппаратов

Главный инструмент для работы, пирограф (выжигательный аппарат) - самая важная деталь в процессе выжигания. Современное оборудование отличается от моделей прошлых лет. Раньше агрегат представлял собой маленькую коробочку и паяльник с наконечников в виде канцелярской скрепки. Современный же прибор более сложный. Какой выжигатель выбрать, зависит от индивидуальных предпочтений мастера. Каждый из приборов имеет свои плюсы и минусы.

Недостатки современных пирографов:

  • длительное время нагрева и охлаждения;
  • риск перегорания при длительной эксплуатации;
  • неудобные ручки в некоторых моделях.

У проволочных агрегатов свои недостатки:

  • высокая стоимость;
  • дорогостоящий ремонт;
  • иглы требуют частой замены;
  • сложности в поисках запасных частей.

Многие умельцы пытаются изготавливать наконечники на выжигательный паяльник из проволоки в домашних условиях. Однако для выполнения таких процедур необходим определенный опыт. Новичкам рекомендуется все же ограничиться фабричными экземплярами.

Самый примитивный выжигательный прибор состоит из нескольких обязательных элементов:

  • понижающий трансформатор;
  • рукоятка;
  • различные насадки (перья, нити накаливания).

В магазинах товаров для хобби и творчества можно приобрести выжигательный аппарат, необходимые материалы и даже готовые наборы для пирографии. Итак, для декоративного выжигания по дереву потребуются:

Многих начинающих мастеров интересует, можно ли выжигать по дереву паяльником. Конечно, можно, это самый простой способ выполнения узоров в домашних условиях. Однако надо учесть, что в работе потребуется несколько паяльников разных диаметров.

Для пирографии лучше всего подходят доски из лиственных деревьев (клен, липа, дуб, ольха). Меньше подходят хвойные породы, так как их порой бывает трудно очистить от смолы. Доска не должна иметь заметных изъянов - сучков, трещин и т. д.

При самостоятельной подготовке рабочей поверхности требуется зашлифовать доску мелкой наждачной бумагой и натереть ее смесью воды и мела в соотношении 1:1, тщательно затем просушив.

Выжигание по дереву для начинающих - процесс несложный и увлекательный. Как и в любом деле, здесь существуют свои особенности и правила , которых необходимо придерживаться:

Для того чтобы овладеть искусством пирографии в совершенстве и научиться правильно выжигать по дереву, не стоит останавливаться на начальных этапах работы, рассмотренных в статье. Рекомендуется ознакомиться с учебными видеоуроками по теме, можно посетить специальные курсы. Важно помнить, что, как и любое прикладное занятие, пирография требует постоянных занятий, оттачивания навыков. Результат же не заставит себя ждать.