Итак, следует попытаться кратко описать фундаментальные принципы демократии, первичным из которых, как на это указывает этимология слова демократия (греч. demos - народ, kratia - власть) является принцип суверенности народа. Божью волю как источник политического порядка заменили голосом народа (vox populi, vox Dei). Демократия нашла своего красноречивого заступника в лице Жан-Жака Руссо и его концепции демократической республики: «Именно это публичное лицо, созданное посредством объединения всех, получило ранее имя civitas, ныне же носит имя республики, или политического тела, которое его члены называют государством, когда оно пассивно, сувереном, когда оно активно |...| Сами члены как целое получают название народа, а как отдельные лица называются гражданами, как участники верховной власти, и подданными, как те, кто подчиняется государственным законам» (Ж. Ж. Руссо «Общественный договор»). Демократию можно принять только под суровым правлением законов. Народ, разумеется, не правит по старинке, основываясь на обычаях, он делегирует своих представителей для управления, а все дела решаются согласно воле большинства, решения выносятся в результате поддержки большинства, ограниченного все же правами меньшинства: «|...| хотя воля большинства должна преобладать во всех случаях, эта воля, чтобы стать правомочной, должна быть разумной; меньшинство обладает равными правомочиями {rights), защищать которые должны также и законы {laws) а всякое их нарушение является угнетением», - провозглашает Томас Джефферсон в своей инаугурационной речи в 1801 г. Указанное собрание граждан становится народом при условии, что будет утвержден принцип равенства. Народ вступает на историческую сцену под универсальными лозунгами, а равенство принадлежит к идеям, формирующим демократию. Любовь к равенству это главная страсть, «бурная, неутолимая, устойчивая и непобедимая»,- напоминает Токвиль. Эта страсть не будет так сильно влиять на обычаи и политические институты, если демократия возрастает в условиях свободы. «Раз никто не будет отличаться от своих близких, никто не сможет осуществлять тираническую власть. Люди будут совершенно свободными, поскольку все будут полностью равны и будут совершенно равны, поскольку будут полностью свободны. Именно к такому идеалу стремятся демократические сообщества» (А. де Токвиль «О демократии в Америке»). Это разожгло дискуссию продолжительностью более чем в двадцать лет, о том, означает ли равенство - равенство возможностей или же равенство условий. Чтобы приобрести себе гражданские права, народ должен сохранять набор гражданских и политических прав, поскольку он имеет - как это провозглашает Декларация независимости - неотъемлемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью. В том же самом духе высказывается Джеймс Медисон. «Кто является лучшим стражем свободы народа?» Ответ республиканца звучит так: «Это сам народ». Соглашение (общественный договор) предполагает, что народ условливается относительно правил возникающего общества и задач государства. Из универсальных прав выводятся ограничения, или полномочия правительства. Государство как поверенный делегированной ему власти является изобретением Нового времени. Относительно данного мнения следует согласиться с Руссо. «Идея представительства современна, она происходит от феодальных правителей, этих неправедных и нелепых правителей, унижающих род человеческий и обесславливающих человека. В древних республиках и даже в монархиях, народ никогда не имел представителей, не знали этого выражения». Государство и правительство являются инструментами, созданными людьми для своих целей, а представители являются поверенными делегированных им полномочий и функций. В условиях свободы представителями народа становятся люди, ограниченные в выполнении именно этих полномочий и функций. Условием свободы является участие граждан. Повседневно должен реализовываться тот принцип, что люди «имеют право улаживать свои дела, что уместно с этической точки зрения и разумно - с политической», - слова Абрахама Линкольна из его «Речи в Блумингтоне» 26 сентября 1854 г. Ведь правительство суть из народа и для народа. Свободный выбор осуществляется только тогда, когда существуют для этого моральные и рациональные возможности. Их же может обеспечить просвещение и гражданское образование, и, прежде всего, свобода слова и высказывания мнений. Свободный выбор также возможен в среде, организованной общественным образом, в котором мы имеем дело с альтернативными политическими опциями (выборами). Явление «фракционности» можно перенести на условия демократической политики, где отдельные группы обладают представительством пропорционально своему значению и силе. А поэтому возникает следующий вопрос: «Какие политические механизмы приводят к разрешению споров и конфликтов?» В основании современной теории демократии леЭкит принцип представительства. Окончательные решения, которые улаживают конфликт, принимаются путем выборов избирателями. Обязательным же является принцип, предложенный Джереми Бентемом (Jeremy Bentham) «один человек - один голос». Демократия означает, что либеральный критерий заслуг, согласно богатству и талантам, заменяется правилом доступности для каждого общественных должностей и постов. В идеальной демократии «каждый должен принимать участие в подобном решении» (А. Д. Линдсей «Сущности демократии»). Характерен также способ управления при демократии. Ввиду противоречивых целей и интересов, естественен приоритет процедур, беспристрастное выслушивание сторон и обдумывание перед принятием решения. «Вопрос. Что такое демократическое правительство? Ответ. Такое, при котором каждому можно делать то, что ему нравится, насколько это не нарушает чужих прав, принципом которого является всевластие народа, или, иначе говоря, которое является творением и органом всего народа, исполнителем его воли. У демократического правительства нет других прав, кроме законов, законами же не называется воля одного или привилегированного меньшинства, но воля всех, или по меньшей мере, большинства граждан. Общественное мнение призывает на должности людей известных и просвещенных |...|»,- пишет Ян Непомуцен Яновский (Jan Nepomucen Janowski) в «Кратком политическом катехизисе» в 1834 г. Умеренность и приспосабливание - вот позиция демократа. Норма умеренности и искусство компромисса составляют существо демократии, политические же решения предъявляются обществу в соответствии с принципом гласности общественной жизни. Решения гласные и подвергаются голосованию, и в этом проявляется динамизм демократии: в ее открытости к изменениям и тем самым - внутренняя связь демократии и модернизации. Основания политической власти и ограничения ее решений, границы ее полномочий, а также обязательств регулируют приведенные ранее природные права и принципы общественного договора, а также конституция и правопорядок. Существует процедуры сдерживания, протеста и отбрасывания решений, нарушающих эти полномочия. Только в условиях демократии возможно право на гражданское неповиновение. И, наконец, последний идеал демократии, ведущий к демократической вере в людей и прогресс. «Управляемое таким образом общество несет особые миссии в гармоническом стремлении к совместной, общей цели. В стремлении к этой цели есть только одна дорога: постоянное и одновременно, в смысле физическом, умственном и моральном, самосовершенствование», - возвещают демократы в «Манифесте демократического польского товарищества» (1836). 5.3.

На практике выявилось, что ни авторитарные, ни тоталитарные режимы не в состоянии обеспечить естественные и неотъемлемые права чел-а.Это возможно только в демократической полит. системе.Термин "демократия" (от гр. demos - народ + cratos - власть) переводится буквально "власть народа “. Толкования:

1) как форма, разновидность организации государ­ства, когда властью обладает не одно лицо, а все гражда­не, пользующиеся равными правами на управление госу­дарством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, осно­ванной на равноправии ее членов, периодической выбор­ности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

4) социальные и политические движения, целью кото­рых является реализация демократического идеала. Это де­мократы, социал-демократы, либералы, "зеленые" и т.д.

Демократия - это организация политичес­кого и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы, без которых демократии в любом ее понимании быть не может:

1. Принцип суверенитета народа – именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании. В од­них условиях демократические процедуры обеспечивают действительное народовластие, а в других они могут ис­пользоваться для прикрытия формальным народовласти­ем (квазинародовластием) настоящей диктатуры. Пример тому - пять референдумов в Германии в 30-е гг., привед­шие к власти Гитлера.

2. Принцип равноправия граждан на участие в управле­нии государством и обществом – совокупность избирательных прав, дающих граж­данам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за дея­тельностью власть имущих и т.д. Здесь главное состоит в создании таких социальных условий, которые бы препят­ствовали превращению этого принципа в формальный.

3. Принцип принятия решений по большинству и подчи­нение меньшинства большинству при их осуществлении (так как решения, удовлетворяющего всех не существует). Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения, ибо истину, как правило, открывает именно оно.

4. Принцип выборности основных органов государства. Лица, осуществляющие верховную власть, изби­раются на определенный, ограничен­ный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым ре­зультатом. При этом выигрывает не обязательно лучший. В таких случаях несовпадение заслуг победившего на вы­борах и делегированной ему власти вызывает обострение общественных противоречий и нестабильность.

Изложенные принципы демократии являются универ­сальными, на их основе выстраивается само ее здание. Реальное участие на­рода в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответствен­ность правящей элиты перед народом - именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

Для полного понимания демократии необх-мо рассм-ть механизм демократии: а) законодательное закрепление основ­ных экономических, социальных и политических прав че­ловека; б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления; в) политический плюрализм, т.е. наличие альтернативных идеологий как минимум двух политических партий; г) существование оп­позиции; д) разделение властей на законодательную, ис­полнительную и судебную ветви при их относительной са­мостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий; ж) независимость суда.

19. Предпосылки и пути перехода к демократии. Для ут­верждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия – совокупность экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок.

Экономические предпосылки демократии предполага­ют высокий уровень развития экономики в целом. Ры­ночная экономика гарантирует автономию личности, соз­дает среду, которая предохраняет ее от тотального госу­дарственного контроля, воспитывает у индивида стрем­ление к свободе, ответственность, инициативность. Без рынка невозможно гражданское общество, являющееся основой демократии. Необходимо отметить так­же, что индустриальное развитие предполагает высокую степень урбанизации, а городское население легче и быс­трее воспринимает демократические ценности, чем жители сельской местности, отличающиеся консерватизмом, склонностью к традиционным формам правления.

Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими.Это относительно высокий уровень благосос­тояния граждан, что способствует сглаживанию социаль­ного неравенства, т.к. поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.

Раз­витое гражданское общество , представленное множеством групп со своими специфическими интересами. Все это препятствует концентрации государ­ственной власти, создает возможность установления эффективного контроля над ней и создания механизма об­ратной связи между властью и обществом.

Гра­мотность населения , его высокий образовательный уро­вень. Вне всякого сомнения, что необразованный человек далек от демократических ценностей и является объектом бессовестного манипулирования политиками.

Экономические и социальные предпосылки только тог­да результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура.

Внешнеполитические факторы: политический, эконо­мический, информационный, не исключен и военный. Однако насильно привнесенная извне демократия без естествен­ных внутренних предпосылок обречена на поражение.

Переход к демократии – долговременный процесс. В различных странах он име­ет свою специфику, хотя можно выделить и некоторые его общие черты и закономерности.

Демократические процессы, как правило, начинаются с обширного политического кризиса (1) . Так было в Испании, Чили, Греции, СССР. В ситуации кризиса формируется же­лание большинства к политическим переменам, воля большинства к изменениям в направле­нии к демократии. Одновременно формируется новая политическая элита, приобретающая весомуюподдержку общества. Теряют свое значение и роль старые политичес­кие и идеологические ценности, и развертывается поиск иных опорных ценностей - гражданских и политических.

Следующая закономерность - это способность боль­шинства общества, его элит к социально-политическим из­менениям в направлении демократии, их стремление к компромиссам, которые необходимы для демократичес­ких преобразований (2). Переход общества к демократии несовместим с рево­люционным насилием. Жизнеспособная демократия фор­мируется только эволюционным путем. Данная законо­мерность исходит из преобразований через соглашение элит. Весь переходный процесс должен проходить в рамках политических институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанные выступления масс приведут к разрушениям и анархии.

Переход к демократии - не самоцель, а путь создания цивилизованной современной системы, стабильной, способной к саморазвитию и создающей все необходимые условия для нормальной жизни че­ловека. Проблема демократии для наших стран - это проблема формирования такой политической системы, ко­торая бы обеспечивала управляемость обществом при участии народа, предполагала бы возможность смены элит без насилия, гарантировала бы соблюдение и защиту прав и свобод человека.

Проблема демократии - это проблема формы госу­дарственного и социального устройства общества, базиру­ющегося на экономических и политических реалиях.

Демократия должна быть реальной. То, что провозгла­шено в Конституции Республики Беларусь, предстоит осу­ществлять в политической практике.

Современная демократия

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:

  • народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;
  • свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;
  • политический плюрализм;
  • гарантированный доступ всех к политическим институтам;
  • контроль представительных институтов за работой правительства;
  • устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии:

  • принцип народного суверенитета, согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ
  • свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей
  • участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)
  • конституционализм , при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом
  • наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство
  • принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:

  • прямую;
  • представительную.

Прямая демократия

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных . Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Демократия – буквально в переводе с греческого языка означает власть народа.

Рассмотрим разные значения, которые вкладывают в это слово.

Под демократией также понимается:

  • Особенности устройства организации, основанной на равноправной роли всех её участников в осуществлении деятельности данной организации. Так выделяют партийную, профсоюзную и т. п. демократии.
  • Некий политический идеал, основанный на мировоззрении и идеях равноправия и свободного участия в политической и общественной жизни страны.
  • Политическое движение, целью которого является установление демократического режима и соответствующих ему правовых и общественных норм поведения.

Демократический способ правления известен со времен античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.

Какие же признаки и принципы характерны для демократии?

Признаки демократии

Основные признаки демократии это:

  • закреплённое законодательно, и отражённое в главном законе страны – в Конституции, признанное народовластие.
  • сменяемость представителей главных органов власти на основе проведения свободных выборов. Демократическим может считаться то государство, где происходит периодическая смена руководителей.
  • все граждане государства имеют равное право на своё участие политической жизни страны. Соблюдение данного признака обязывает иметь в стране равные избирательные права для всех граждан, возможность создавать политические партии и общественные организации. Целью таких организаций будет участие и борьба в рамках закона за власть и проведение собственной политики.
  • решения принимаются большинством голосов, после этого меньшинство обязано подчиняться победившему большинству.

Принципы демократии

Замечание 1

Основным принципом демократического правления является возможность участия граждан в управлении собственной страной, участие в формировании различных государственных властных органов, а также применение полученной власти в необходимых и одобренных законом целях.

Помимо вышеназванного, можно выделить и иные принципы демократического режима. Перечислим их.

Единственным в стране является народ данного государства. Именно народ участвует в политических и общественны делах, участвует в выборах и выбирает своих представителей, которые проводят необходимую внутреннею и внешнею политику.

Граждане принимают участие в выборах основных государственных органов своей страны, могут принимать различные решения на основе выработанного законодательства и следить за исполнением принятых решений и постановлений.

Неким идеалом участия граждан в политической жизни страны является прямая выборная демократия. В таком случае все жители страны получают возможность осуществить свое право на непосредственное участие в решении различных политических и общественных проблем. В таком случае орган представительной власти пришлось бы сократить до минимально необходимого уровня. Однако, в современных странах с демократическим политическим режимом установлен принцип представительства граждан.

Представительную власть осуществляют такие государственные органы как парламент страны, законодательные которые представлены в центре и в регионах. Также носителями представительной власти являются люди, которые осуществляют исполнительную и судебную власть.

Данные представители выражают интересы заинтересованных в проведении определённой внутренней и внешней политики экономических классов (буржуазия, пролетариат), общественных групп (движение «зеленые»), этнических групп (русские, евреи), религиозных организаций (христиане, мусульмане), профессиональных групп (учителя, шахтёры) и т. д.

Права и свободы любого человека имеют превосходство над интересами государства. Государство в лице своих действующих органов должно и обязано заботиться о соблюдении интересов граждан, их защиты, а также оказания им помощи в той или иной ситуации.

Также с рождения человек обладает такими правами как право на:

  1. Жизнь,
  2. Свободу,
  3. Безопасность
  4. Равенство
  5. Участие в политической жизни
  6. Тайну семейной и личной жизни и т. д.

В демократических странах граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые позволяют населению страны активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В таких странах действует принцип означающий, что всё, что не запрещено законом, разрешено к исполнению.

Граждане все равны в своих политических правах. То есть любой из граждан государства имеет право избирать и быть избранным на ту или иную должность. При этом права таких граждан не должны быть ограничены соответствующим решением суда данного государства.

Свободное изъявление своей поли народом на выборах в государстве, сменяемость и выборность органов государственной власти в стране.

Замечание 2

Ключевым основанием считать режим в стране демократическим является свободное ничем не ограниченное участие граждан в выборном процессе и в целом в политической жизни в стране. Такие свободные выборы предполагают отсутствия принуждения и подтасовок на выборах.

Только на основе принятых законов, возможно, избирать и назначать определённых людей на ту или иную должность. Также данные представители должны быть сменяемы через определенное время и их, возможно, снять в случае такого волеизъявления граждан.

Главным регулятором взаимоотношений в обществе и государстве является только закон. Демократическим государством может быть лишь страна, где присутствует верховенство закона. Государство и общество должно ограничить себя определёнными рамками, что бы только право и закон имел приоритет перед государством.

Ясное и логичное разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Каждая из данных ветвей власти имеет независимый друг от друга характер. При этом судебная власть в праве, отменить решения судебной и исполнительной ветви власти.

Политические и общественные организации работают без какого – либо вмешательства со стороны государства.

Существование системы многопартийности и идеологическое разнообразие позволяющее существовать различным идеологиям не нарушающие законы.

Свобода слова как возможность выражать свое мнение по поводу того или иного вопроса внутренней и внешней политики.

Полиция, спецслужбы и армия выполняют охрану суверенитета и общественного порядка в стране.

1.2 Основные принципы демократии

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.

Принципы демократии представляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества.

Суверенитет народа. Данная идея сформировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.

Принцип суверенитета народа заключается в реализации народом своей политической функции источника власти:

Народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;

Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

Народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

Признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит -- в чем заключается существо легитимности этой власти.

Отношение к данному принципу неоднозначно. Умелый политик, воздействуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А. Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны правильные суждения и решения» . Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном чело-веке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие» .

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принцип суверенитета народа при определенных условиях может превратиться в свою противоположность -- орудие авторитаризма, его оправдание.

Принцип подчинения меньшинства большинству. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства.

Принцип большинства признается всеми: либералами, консерваторами, коммунистами, социалистами. Однако в различных течениях он имеет разную трактовку. Тем не менее, в любой интерпретации, принцип большинства - один из краеугольных элементов современной демократии.

Однако принцип большинства тоже реализуется на практике не вполне соответствуя теории. В системах, где господствуют отдельные экономически сильные классы, демократическое большинство этих классов является в сущности меньшинством по сравнению со всеми народными массами, значительная часть которых не включена в правила политической игры. Только в тех системах, где ни одна социальная группа не отстранена от общественно-политической активности, принцип большинства может реализовываться адекватно

Принцип большинства имеет и другую сторону - право меньшинства на оппозицию и выражение своих интересов. Проблема заключается в том, что большинство может ущемлять интересы меньшинства. Отсюда необходимость дополнения принципа большинства соответствующей гарантией прав меньшинства или, по крайней мере, учета их в политико-правовом процессе. В частности, «признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращения в суд по поводу их незаконных (выглядящих таковыми) действий» . Демократия есть власть большинства, уважающего право меньшинства.

Принцип представительства. Представительная форма осуществления политической власти и правления имеет целый ряд преимуществ перед прямым властвованием народа, т.е. непосредственной демократией. Она сужает возможности утверждения тоталитаризма как диктатуры большинства; обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно осуществляющих власть и управление; является системообразующим звеном в политической организации общества.

Политическая теория фиксирует наряду с сильными сторонами принципа представительства его ограниченность. Она проявляется в следующих моментах. Представительное правительство предполагает значительную долю вероятности искажения интересов и воли народа соответствующими институтами; ограничи-вает рамки участия для большинства населения в принятии политических решений; создает условия для узурпации власти бюрократией и другие.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Его содержание составляет совокупность прав, обеспечивающих каждому возможность избирать, быть избранным в структуры власти и управления, участвовать вместе с другими в контроле за деятельностью власть имущих, смещать их при необходимости путем голосования и т.д. Политическое равенство реально, если оно базируется на достаточной для всех слоев населения социальной базе. В отсутствии реальных социальных условий, обеспечивающих возможность демократического равенства, формальные права мало чего стоят для миллиона простых людей, у которых не будет ни времени, ни средств для реализации своих прав.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом.

Принцип свободы. В политическом контексте свобода означает прежде всего личную свободу, а также свободу для социальных групп от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в управлении общественными делами. Разумеется, демократия не есть свобода индивида или иного субъекта от власти вообще. Проблема ограничения свободы -- тоже проблема демократии.

Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание.

Виды общественно-политических движений Нового времени

Демократический режим: принципы и практика

Демократия представляет собой достаточно сложное, развивающееся явление. Ее сущностная сторона остается неизменной, она постоянно обогащается новыми элементами, приобретает новые свойства, качества...

Демократия как форма организации государственной власти

Демократия -- это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах...

Избирательные системы в зарубежных странах

Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.)...

Консерватизм как идейно-политическое течение

Если попытаться вычленить ключевое положение идеологии социального консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его можно выразить следующим образом: понимание общества как духовной реальности...

Основные концепции демократии

Партиципаторная демократия

Современная демократия решительно отличается от классической, хотя и связана с ней как, впрочем, и с классической монархией, и с аристократией, и с тимократией, и с прочими частными формами правления...

Политическая мысль Запада в ХХ веке

Генетически первым в истории современной западной цивилизации возник либерализм. Либерализм - сложное, многоплановое явление. Это и тип мировоззрения, определенный способ мышления, и политическая доктрина, и конкретная политическая практика...

Идея свободы человека в обществе, его право и возможность самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности, его личная ответственность за ее результаты, за свое благополучие и общественное положение...

Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Консерватизм в обычном понимании - это стремление сохранить старые позиции, порядки. Консерватизм отстаивает такие ценности и принципы, как право на социальное неравенство, гражданское и человеческое достоинство, плюрализм...

Политические режимы. Основные принципы и установки демократии

Современная политическая демократия - это режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия...

Современные теории демократии

Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos", означающего "народ". В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством. Несмотря на то...

Современные теории демократии: ценностные, плюралистические

В политической науке при изучении данного феномена прежде всего исходят из определения демократии как формы правления, которая определяется исходя либо из источников власти правительства, либо из целей, которым правительство служит...

Современный либерализм, его формы

Либерализм (фр. libйralisme) -- философская и экономическая теория, а также политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Либерализм упирается своими корнями в гуманизм...