Личностный опросник, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность)).

При разработке диагностического инструментария А. Басс, также разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Данный опросник широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется также и в отечественных работах (С. Н. Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются.

Адаптированный А.К. Осницким вариант теста предполагает 4 возможных ответа для испытуемого — «да», «пожалуй да», «пожалуй нет», «нет». Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия , окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника Басса-Дарки использовались следующие принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только от злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для зашиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Ключи к тесту:

Ответы оцениваются по восьми шкалам, указанным ниже.

1. Физическая агрессия :

«Да» – № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68.

«Нет» – № 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия :

«Да» – № 2, 18, 34, 42, 56, 63.

«Нет» – № 10, 26, 49.

3. Раздражение :

«Да» – № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72.

«Нет» – № 11, 35, 69.

4. Негативизм :

«Да» – № 4, 12, 20, 28.

«Нет» – № 36.

5. Обида :

«Да» – № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

«Нет» – № 44.

6. Подозрительность :

«Да» – № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59.

«Нет» – № 65, 70.

7. Вербальная агрессия :

«Да» – № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73.

«Нет» – № 39, 66, 74, 75.

8. Угрызение совести, чувство вины :

«Да» – № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

1.Физическая агрессия .

2. Косвенная-агрессия

3. Раздражение

4. Негативизм

5. Обида

6. Подозрительность

7. Вербальная агрессия

8. Чувство вины

Текст опросника

угрызения совести

обстоятельствами

поступаю ему наперекор

Я не способен на грубые шутки

щелкнули по носу

я не расстраиваюсь

что я о нем думаю

Неудачи огорчают меня

теперь я в это не верю

Я ругаюсь только со злости

заслуживает

Я не огорчаюсь из-за мелочей

или оскорбить меня

приводить угрозы в исполнение

Шкалы

ключ

Физическая агрессия

«нет» - № 9,17, 41

Косвенная агрессия

«да» - № 2,18,34,42,56,63

«нет» - № 10, 26, 49

Раздражение

«нет» - № 11,35,69

Негативизм

«да» - № 4, 12, 20, 23. 36

Обида

«нет» - № 44

Подозрительность

«нет» - № 65,70

Вербальная агрессия

«нет» - № 39, 66, 74, 75

Использование физической силы против другого лица

Косвенная агрессия

Склонность к раздражению

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ

С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА БАССА-ДАРКИ

Агрессивные проявления можно разделить на 2 основных типа:

1 - мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность.

2 - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса - Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1.Физическая агрессия

2. Косвенная-агрессия , окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия, и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Текст опросника

Временами я не могу справиться с желаниями причинить вред другим

Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

Я не всегда получаю то, что мне положено

Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные

угрызения совести

Мне кажется, что я не способен ударить человека

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными

обстоятельствами

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко

мне несколько более дружественно, чем я ожидал

Я часто бываю несогласен с людьми

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

Я гораздо более раздражителен, чем кажется

Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда

поступаю ему наперекор

Меня немного огорчает моя судьба

Я думаю, что многие люди не любят меня

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

Я не способен на грубые шутки

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не правится

Довольно многие люди завидуют мне

Я требую, чтобы люди уважали меня

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их

щелкнули по носу

Я никогда не бываю мрачен от злости

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,

я не расстраиваюсь

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

Иногда мне кажется, что надо мной смеются

Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел

Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам»

Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все,

что я о нем думаю

Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали

человеком, с которым нелегко ладить

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют

людей делать что-нибудь приятное для меня

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

Неудачи огорчают меня

Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что

хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но

теперь я в это не верю

Я ругаюсь только со злости

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

Если для защиты своих прав мне нужно применить

физическую силу, я применяю ее

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

Я не умею поставить человека на место, даже если он того

заслуживает

Я часто думаю, что жил неправильно

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

Я не огорчаюсь из-за мелочей

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить

или оскорбить меня

Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь

приводить угрозы в исполнение

В последнее время я стал занудой

Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Шкалы

ключ

Физическая агрессия

«да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

«нет» - № 9,17, 41

Косвенная агрессия

«да» - № 2,18,34,42,56,63

«нет» - № 10, 26, 49

Раздражение

«да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

«нет» - № 11,35,69

Негативизм

«да» - № 4, 12, 20, 23. 36

Обида

«да» - №5,13,21,29, 37, 51, 58

«нет» - № 44

Подозрительность

«да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» - № 65,70

Вербальная агрессия

«да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» - № 39, 66, 74, 75

Угрызение совести, чувство вины

«да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица

Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко - раздражение) - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активней борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой пункт - угрызения совести, чувство вины . Ответы на вопросы этой шкалы выражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт

выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6,5 - 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ

С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА БАССА-ДАРКИ

Агрессивные проявления можно разделить на 2 основных типа:

1 - мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность.

2 - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса - Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1.Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная-агрессия , окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия, и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Текст опросника

Временами я не могу справиться с желаниями причинить вред другим

Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

Я не всегда получаю то, что мне положено

Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные

угрызения совести

Мне кажется, что я не способен ударить человека

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными

обстоятельствами

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко

мне несколько более дружественно, чем я ожидал

Я часто бываю несогласен с людьми

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

Я гораздо более раздражителен, чем кажется

Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда

поступаю ему наперекор

Меня немного огорчает моя судьба

Я думаю, что многие люди не любят меня

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

Я не способен на грубые шутки

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не правится

Довольно многие люди завидуют мне

Я требую, чтобы люди уважали меня

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их

щелкнули по носу

Я никогда не бываю мрачен от злости

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,

я не расстраиваюсь

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

Иногда мне кажется, что надо мной смеются

Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел

Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам»

Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все,

что я о нем думаю

Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали

человеком, с которым нелегко ладить

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют

людей делать что-нибудь приятное для меня

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

Неудачи огорчают меня

Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что

хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но

теперь я в это не верю

Я ругаюсь только со злости

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

Если для защиты своих прав мне нужно применить

физическую силу, я применяю ее

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

Я не умею поставить человека на место, даже если он того

заслуживает

Я часто думаю, что жил неправильно

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

Я не огорчаюсь из-за мелочей

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить

или оскорбить меня

Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь

приводить угрозы в исполнение

В последнее время я стал занудой

Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Шкалы

ключ

Физическая агрессия

«да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

«нет» - № 9,17, 41

Косвенная агрессия

«да» - № 2,18,34,42,56,63

«нет» - № 10, 26, 49

Раздражение

«да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

«нет» - № 11,35,69

Негативизм

«да» - № 4, 12, 20, 23. 36

Обида

«да» - №5,13,21,29, 37, 51, 58

«нет» - № 44

Подозрительность

«да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» - № 65,70

Вербальная агрессия

«да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» - № 39, 66, 74, 75

Угрызение совести, чувство вины

«да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица

Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко - раздражение) - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активней борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой пункт - угрызения совести, чувство вины . Ответы на вопросы этой шкалы выражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт

выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6,5 - 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ

С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА БАССА-ДАРКИ

Агрессивные проявления можно разделить на 2 основных типа:

1 - мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность.

2 - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса - Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная-агрессия , окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия, и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Текст опросника

№№п/п

Вопросы

Ответы

да

нет

Временами я не могу справиться с желаниями причинить вред другим

да

нет

Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

да

нет

Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные

Угрызения совести

да

нет

Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными

обстоятельствами

да

нет

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко

мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

да

нет

Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда

поступаю ему наперекор

да

нет

Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

Я не способен на грубые шутки

да

нет

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не правится

да

нет

Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их

щелкнули по носу

да

нет

Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,

я не расстраиваюсь

да

нет

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям

да

нет

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел

да

нет

Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам»

да

нет

Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все,

что я о нем думаю

да

нет

Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

да

нет

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали

человеком, с которым нелегко ладить

да

нет

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют

людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

Неудачи огорчают меня

да

нет

Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

да

нет

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что

хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но

теперь я в это не верю

да

нет

Я ругаюсь только со злости

да

нет

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

Если для защиты своих прав мне нужно применить

физическую силу, я применяю ее

да

нет

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

Я не умею поставить человека на место, даже если он того

заслуживает

да

нет

Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить

или оскорбить меня

да

нет

Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь

приводить угрозы в исполнение

да

нет

В последнее время я стал занудой

да

нет

да

нет

Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Раздражение

«да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

«нет» - № 11,35,69

Негативизм

«да» - № 4, 12, 20, 23. 36

Обида

«да» - №5,13,21,29, 37, 51, 58

«нет» - № 44

Подозрительность

«да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» - № 65,70

Вербальная агрессия

«да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» - № 39, 66, 74, 75

Угрызение совести, чувство вины

«да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица

Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко - раздражение) - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активней борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой пункт - угрызения совести, чувство вины . Ответы на вопросы этой шкалы выражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт

выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6,5 - 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.


Слово "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Стимульный материал опросника Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да / нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да / нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да / нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да / нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. да / нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. да / нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. да / нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да / нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. да / нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да / нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. да / нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. да / нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми. да / нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. да / нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. да / нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да / нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да / нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор. да / нет

21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да / нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. да / нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. да / нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. да / нет

26. Я не способен на грубые шутки. да / нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. да / нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. да / нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. да / нет

30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. да / нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу". да / нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да / нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. да / нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. да / нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. да / нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да / нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. да / нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да / нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. да / нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. да / нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. да / нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. да / нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам". да / нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. да / нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да / нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да / нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да / нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. да / нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать. да / нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. да / нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. да / нет

54. Неудачи огорчают меня. да / нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да / нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. да / нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. да / нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. да / нет

60. Я ругаюсь только со злости. да / нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. да / нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. да / нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. да / нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. да / нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. да / нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. да / нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да / нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. да / нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. да / нет

72. В последнее время я стал занудой. да / нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. да / нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. да / нет

Обработка результатов

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия: "да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия: "да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26, 49

Сумма баллов, набранных респондентом по каждой шкале, умноженная на числовой коэффициент ("к"), указанный в скобках отдельно для каждой шкалы, позволяет получить удобные для сопоставления, нормированные стандартизированные показатели по каждой шкале. Учитываем, что в каждом случае (слабая, умеренная, сильная) выраженности шкалы (формы агрессии), может быть разная степень этой самой выраженности .

1. Физическая агрессия.

2. Вербальная агрессия.

3. Косвенная агрессия. Максимально возможный балл - 117. Слабая выраженность - от 0 до 39 баллов, умеренная выраженность - от 40 до 79 баллов. Сильная выраженность - от 80 до 117 баллов.

4. Негативизм («воинствующий пессимизм»). Максимально возможный балл - 100. Слабая выраженность - от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность - от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность - от 68 до 100 баллов.

5. Раздражительность.

6. Подозрительность. Максимально возможный балл - 110. Слабая выраженность - от 0 до 37 баллов, умеренная выраженность - от 38 до 75 баллов. Сильная выраженность - от 76 до 110 баллов.

7. Обидчивость. Максимально возможный балл - 104. Слабая выраженность - от 0 до 35 баллов, умеренная выраженность - от 36 до 71 балла. Сильная выраженность - от 72 до 104 баллов.

8. Аутоагрессия. Максимально возможный балл - 99. Слабая выраженность - от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность - от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность - от 68 до 99 баллов.

Суммарные (итоговые) сопоставляемые друг с другом показатели агрессивности и враждебности складываются из сложения между собой отдельных соответствующим образом пронумерованных (смотрите выше) содержательных шкал (свойств), делённых на "3" (!) для "ИА " и делённых на "2" (!) для "ИВ ". Шкалы №№ «1» + «2» + «3»: 3 = "ИА " — общий индекс агрессивности личности. Он может быть (составлять) максимально 331 балл.

Опять-таки, учитываем то, что существенная разница может быть в степени выраженности агрессивности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности агрессивности личности - от 0 баллов до 110 баллов, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность агрессивности личности - от 111 баллов до 221 балла. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность агрессивности личности - от 222 баллов до 331 балла.


Шкалы №№ «6» + «7»: 2 = "ИВ " — общий индекс враждебности личности. Он может быть (составлять) максимально 214 баллов. Снова учитываем то, что существенная разница может быть (и является) в степени выраженности враждебности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности враждебности личности - от 0 баллов до 71 балла, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность враждебности личности - от 72 баллов до 143 баллов. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность - от 144 баллов до 214 баллов.

Оставшиеся шкалы (№№ "4", "5", "8") выступают самостоятельно, считаются и рассматриваются отдельно (являются в некотором роде вспомогательными), но могут выступать в качестве смыслового дополнения (косвенной характеристики) к суммарным показателям агрессивности и враждебности личности. Особенно показателен при этом параметр № 5 - «раздражительность».

Раздражительность - это личностная психическая эмоциональная характеристика также (помимо прочего, указанного выше) понимаемая в качестве резкой, безапелляционной реакции личности на "затрагивание" её интересов, на побуждение её другими людьми к не желаемой ею деятельности (бездействию) в некоторых (или во многих) классах социальных и/или профессиональных ситуаций. Потом, в соответствии с полученными (по этой и другим методикам) психодиагностическими данными, составляется план психокоррекционной работы (например, в случае с группой подростков, проводится коммуникативный психологический тренинг) с агрессивностью и враждебностью личности.

В бланке ответов испытуемых ответы с 1 по 12 – девочек, с 13 по 20 – мальчиков. Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» обозначен «-».

Бланк ответов испытуемых (Таблица 1)

+ - + - - - + - + - + - + - + - + - + +
+ - + + + - - - + + + + - + - + - + - +
+ + - + + + + + + - - - - - - + + + + +
- + - + - - - - - - - + - + - + - + - -
- + + + + + + + + + + + - - - - + + + -
- - - - - - + + - + + + + + - - + - - -
+ - - - - - + + - + + + + + - - + - - -
- - - - - - + + - + - + + + + - + - - -
- - - - - - + + - + - - + + + + - - - -
+ + + + - - + + - + - - + + + - - - - -
+ + + + - - + + + - + + + + + + + + + -
+ + + + - - - - + - - - - - - - - + + -
- - - + - + - - + + - - - - + - - + + -
- - + + - + - + + - - - - - + - - + + -
- - - + - + - + - + - - + - + - + - + -
+ + + + - + - + - - - - + - + - + - + -
+ + - + + + - + - + - - + - + + + + + -
+ + + + + + - + - - - - - - + - + - + -
+ + - + + + - + - + + - - - + - - - + -
+ - + + + - - - - - + + + - + - - + + +
+ - - - + - - - - + + - + - + - - + + +
- - + - + + + + + + + - + - + - - - + +
- - - - - - - - - + - - + - + + - - + +
- - + - - - - - - - - - - - + + - - + -
- - - + - + - - - - - - - - - + + - - -
- + - + - - - - - + - - - - - + + - - -
- + - - + - - - - + - - - - - + + - - -
- + - - + - - - - + - - - - - + + - - -
+ - + - + - - - - - - - - - - + - - -
+ + + + + + - + - + + + + - + + + - - +
+ - + + + + - - + - + + - - + - - - +
+ + + - + + - - + - + + - - + + + - +
+ - + - - + + + - + - - + - - + + - - +
+ + + - - + + + - + - - - - - + - - + +
+ - - - - + + + - + - - - - - + - - + +
+ + - - - - - + - + + + + + - + - - + +
+ + - - - - - + - - - - - + - + - - + -
- + - - - - - + - - + - - + - + - - + -
- - - - - - - + - - + - - + - + - - + -
- - + + - - - + - - + - - + - + - + + +
- + - - - - - + - - + - - + - + + + + +
- + + - - - - + - - - - - - - + + + + +
+ + - + + + + + - - + - - - - + + + + +
- - - + + + + + - + + - - - + + - + + -
+ - + - - - + - + + - - - + + - + + -
+ - - - + - - + - + - + + - + + - + + -
- - + - + - - + - + - - + - + + - + + -
+ + - - + - - + - + + + + - + + - + + -
- + + - + - - + - - - - - - + - - + + -
+ + - - + - - + - - + + + + + + - + - -
- + + - + - - + - - + - - + + + + - +
+ - + + + + + - - + - - + + + + + - +
+ + - + + + + - - + - + + + + + + - +
- + + + + + - - + - - + + + + + - +
- + - + + + + + - - + - + + + + - + - +
+ - + - + - - + - - - + - + + + - + - +
+ + - - + - - + - - - + + + + + - + - +
- - + - - - - + - - + + - + + + + + - +
+ - - - - - - + - + - + - + + + - + - +
- - + - - + + - + + + - - + + + + + - +
+ - - - - + + - + + - - + + + + + + - +
- + - - - + + - + + + - + - + + + + - +
+ + + + - + + - - + - - + - + + + + - -
- + - + - - + - - + + + + - + - + + +
+ + + + - + + - + + + + + + + + - + + +
- - - + + - + + + + - + + - + + + + + -
+ + + + + + + + + + - + - + + + + - + +
- - - + + + + + + - - + - + + + + - + +
- + + + - - + + + - - + - - + + - + +
- - - + + - + + + - - + - - + + + + + +
- - + + - + + + + - + + + - - - + - - +
+ + - + + + + + + - - + - - - - - + + +
+ + + + + + + + + - - + - - - + + - + -
+ + - - - - + + + - - + - - - + + + + +
+ + + + + + + + + - - - - - - - - - - -

Теперь распределяю по восьми шкалам ответы испытуемых.



Распределение по шкалам ответов испытуемых (Таблица 2)

Шкала агресс - ти
Физическая
Косвенная
Раздражение
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная
Чувство вины

Опираясь на таблицу 2, определяю средний балл среди девочек и среди мальчиков по каждой шкале отдельно.

Средний балл по шкалам (Таблица 3)

По данным таблицы 3 выстраиваем график из полученных средних баллов.

Диаграмма средних балов (График 1)

Проведенная количественная обработка по шкалам выявила следующие тенденции: Из графика 1 видно, что в меньшей степени преобладает негативизм, как у мальчиков, так и у девочек. Это говорит о том, что подростки испытуемые не готовы к активной борьбе против установившихся обычаев и законов в обществе. А на первом месте стоит шкала вербальной агрессии. Это говорит о том, что учащиеся привыкли выражать свои негативные эмоции и чувства через такую форму поведения, как крики, ругательства, угрозы и т.п., что очень часто встречается в большинстве средних школ среди старшеклассников (со слов педагогов, сверстников, родителей и прочего окружения). Также можно увидеть, что есть существенное различие в шкале чувства вины. Оказывается, мальчики в большей степени осознают собственную вину. Но можно трактовать это по другому: может быть, мальчиков мучают угрызения совести в большей степени, чем девочек потому, что мальчики более «отважны» в осуществлении плохих поступков и таких поступков у них больше, чем у девочек.

По уже имеющимся данным в таблице 2, вычисляем индекс враждебности (шкала обиды + шкала подозрительности), индекс агрессивности (шкала физической агрессивности + шкала раздражения + шкала вербальной агрессивности). Затем вычисляем норму враждебности (индекс враждебности - шкала вербальной агрессивности + шкала раздражения) и норму агрессивности (индекс агрессивности + шкала негативизма).

Индекс враждебн
Шк.обиды
Шк.подоз-рительн.
Индекс агрес-ти
Шк.физич. агрес-ти
Шк.раздра-жения
Шк.вербагрес-ти
Норма враждебн
Индекс враждебн 8- 7- 11- 7- 10- 9- 5- 13- 5- 11- 15- 7- 6- 11- 13- 10- 8- 12- 11- 9-
Шк.верб. агрес-ти 6+ 4+ 6+ 5+ 6+ 8+ 6+ 6+ 4+ 8+ 8+ 7+ 9+ 8+ 7+ 7+ 7+ 5+ 6+ 7+
Шкала раздраж.
Норма агрес-ти
Индекс агрес-ти 17+ 19+ 11+ 16+ 22+ 21+ 15+ 16+ 12+ 16+ 20+ 16+ 19+ 15+ 17+ 21+ 17+ 19+ 17+ 21+
Шкала негатив.

Таблица вычисления индекса и нормы враждебности и агрессивности (Таблица 4)

По данным таблицы 4 построим график распределения нормы враждебности и нормы агрессивности по каждому испытуемому.

График нормы враждебности и нормы агрессивности (График 2)

Из графика 2 видно, что норма агрессивности значительно выше, чем норма враждебности у всех испытуемых. Это говорит о том, что учащиеся средней школы подсознательно не настроены на враждебное отношение к своим сверстникам, педагогам, родителям и прочему окружению. Значит вспышки агрессии вызываются различными сопутствующими факторами в той или иной сложившейся ситуации.

Благодаря опроснику Басса – Дарке можно сделать вывод, что у испытуемых преобладает инструментальная агрессия (проявляющаяся под действием каких-либо факторов, под контролем сознания, так и вне его) в совокупности с эмоциональными переживаниями: гнев, угрозы и т.п. Подростки не преследуют цель действовать агрессивно, «просто так приходится поступить».

3.2 Результаты исследования ПДО и код расшифровки

Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков, определенного по клинической оценке. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, А - астено-невротический, С - сенситивный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный, И - истероидный, Н - неустойчивый, К - конформный.

Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл - в пользу неустойчивого типов).

Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:

О - негативное отношение к исследованию; Д - диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера; Т - откровенности; В - черт характера, встречающихся при органических психопатиях; E - отражения в самооценке реакции эмансипации; d - психологической склонности к делинквентности (только для подростков мужского пола); М - черт мужественности; Ф - черт женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголю (шкала VI).

Варианты ответов испытуемых были проставлены соответственно 5 -1 , 16-2, 18-3.

Собрав бланки ответов и регистрационные листы испытуемых, проверила не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и отказов 7 и более. Таковых не оказалось. Испытуемые поняли инструкцию к проведению опросника.

Бланки ответов испытуемых я не стала приводить в своей работе, а решила перейти к интерпретации полученных данных по портативному код расшифровки, где перечисляются только номера выборов, за которых начисляются баллы по разным шкалам: в первой таблице за первое исследование (наиболее подходящие выборы), во второй - за второе исследование (наиболее отвергаемые выборы).

Портативный код расшифровки (Таблица 5)

Тема Первое исследование Второе исследование Тема Первое исследование Второе исследование
Самочувствие А ГММ Ц П АА Ц ННД О d C О Настроение ГН П ЦА Ш СЛ Т О Г d О
Сон ГНММ К Аd Ц А ЛА О Э В Ц А О Пробуждение Э Т С Ф А НН d Ц О Л К ЛМ О
Аппетит Ш Т А ЛЛП СТ М Н М Ц О ЦЭМ И О Спиртные напитки +2 М+1 ГГ+2 -1 -1 С-3 +1 П СПШ-3 Цd А О Ц С-1 +2 +1 ЦЛ+2 Ф +1 И Л ОЭ
Сексуальные проблемы ННД М ТТТ ЛИ О М Ц НН КВ ИИ ЛС ГЛ О Одежда ИИ АС КФ О АВ К О
Деньги Ц ИМ ЛА О М ЭИД И О Родители П ЛЛВ Е ЕЕФ ПП М Е ШЕ Эd ОЕ К ГЛПЭ О
Друзья Д ГЦ К СС Л А О d И Д О Окружающие ММ Г В d О ЭФ С С П О
Незнакомые ЭЭ Ц ГЦ СС Г ЭЭ Г С О Одиночество И СШШ ГЭН ЛА d Ш Л О ШШ СПШШШ ЭИВ О
Будущее М ГГ П Э Ц d О О Новое Ш d ЛЭ ПШШЭ Э ИД О
Неудачи ШВ Э И ЭЭd П К ППЭ ЭЭ В Л Ц О Приключения Г С СМ В Ф Г О СС ЭЭ ЛН О
Лидерство Ц ПП ЛС О И И О Критика ШШЕ Е НЕd Т А Е Ц Е ОЕ К Л ПП d И О
Опека ЦПМ ЭЭ ДЕ Е ЦЛ Е ИИЕФФ ЕФФФ ЕФФ ОЕ И И О Правила Е ГГЕ d Е Е d ЛФ ОЕ К С Г Л Ц ddd И О
Детство Г Д Г СС Л И ЭЭ Ц С ИИ Л Л О Школа ГЭИНН Э Ц Ф d Ц О ЭЭН И ШШdd d О
Оценка в данный момент М ТТ А ЭИ d ШИ С О Г ПП А М М О

По бланкам ответов испытуемых (которые не представлены в моей работе из-за объёмности) и таблице 5, я вывожу полученные результаты.

Результаты по методике ПДО и сумма набранных баллов (Таблица 6)

Самочувствие П ННД
Настроение П
Сон и сновидения К, ЛА Ц Аd
Пробуждение ото сна Т А Ф
Аппетит и отношение к еде Т
Отношение к спиртным напиткам +2, Л +2, ГГ, И -1
Сексуальные проблемы ГЛ М
Отношение к одежде АВ, КФ
Отношение к деньгам ЭИД ЭИД, ИМ ЭИД
Отношение к родителям П, Эd, ГЛПЭ ЕФФ, ГЛПЭ К
Отношение к друзьям А, Д К, Д
Отношение к окружающим ММ, П Г С
Отношение к незнакомым ГЦ Г С
Отношение к одиночеству ЛА СШШ
Отношение к будущему М
Отношение к новому ЛЭ
Отношение к неудачам ШВ, Э К, Ц Л
Отношение к приключению и риску Ф, ЛН ЛН С
Отношение к лидерству
Отношение к критике и возражениям Е Ц, К Т
Отношение к опеке и наставлениям ЦПМ, ИИЕФФ, И Е
Отношение к правилам и законам Ц С Е
Оценка себя в детстве Л
Отношение к школе Э d Ц
Оценка себя в данный момент А, М А
Сумма полученных баллов П-5, К-2, Л-8, Т-1, А-5, Г-3, В-2, Ф-4, Э-6, И-4, Д-2, М-4, Ц-3, Ш-1, Н-1, Е-2,d-1,+2(VI) П-2, К-3, Л-2, Т-1, А-1, Г-5, Ф-2, Э-2, И-3, Д-2, М-2, Ц-3, Н-1, Е-2, С-1,d-1,+2(VI) К-1, Л-1, Т-1, А-2, Ф-1, Э-1, И-1, Д-2, М-1, Ц-1, Ш-2, Н-2, Е-1, С-4,d-1,-1(VI)

По полученным данным из таблицы 6 выстраиваем график.

График результатов по ПДО (График 3)

По данным графика 3 можно выявить тип акцентуации каждого испытуемого.

Испытуемый под номером один соответствует типу Лабильный: главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано на лице. Дети почти все наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты ярко выражены у подростков.

Испытуемый под номером два соответствует типу Гипертимный: такие подростки отличаются всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств, в силу чего могут незаметно для себя оказаться в дурной компании, начать выпивать (обычно предпочитая неглубокие степени опьянения), пробовать действие наркотиков и других токсических средств (но пристрастия к ним в подростковом возрасте обычно не возникает). Правонарушения присущи групповые. Легко осваиваются в незнакомой и быстро меняющейся обстановке, но переоценивают свои возможности и строят чрезмерно оптимистические планы на будущее («хорошие тактики и плохие стратеги»). Неразборчивы в выборе приятелей и напарников, отчего нередко бывают преданы ими.

Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Легко мирятся с теми, с кем поссорились.

Разговорчивы, говорят быстро, с живой мимикой и жестами. Высокий биологический тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым, крепким сном - встают бодрыми, отдохнувшими. Сексуальное влечение рано пробуждается и отличается силой. Быстро увлекаются, но и охладевают к сексуальным партнерам. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. Плохо совместимы с подростками эпилептоидного типа, от представителей шизоидного, сенситивного и психастенического типов стараются дистанцироваться. Первые проявления гипертимности нередко бывают с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность.

Испытуемый под номером три соответствует типу Сенситивный: у этого типа две главные черты - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям или насмешкам. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. При этом типе нередко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации - стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности (например, парашютные прыжки, чтобы преодолеть робость; усиленные занятия гимнастикой, чтобы исправить дефекты фигуры; стремление к общественной работе, чтобы преодолеть застенчивость и т.п.). Сенситивные черты начинают выявляться с детства робостью, застенчивостью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 16–18 лет - вступление в самостоятельную социальную активность после многих лет учебы в привычном окружении сверстников. Некоторые действительные физические дефекты (например, заикание) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некоторые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоидную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других, может наоборот, сглаживать сенситивные черты.

Оценку графика удобно проводить в следующем порядке.

Определение конформности . Если К=0 или К=1, как у испытуемого под номером 3, то это свидетельствует о низкой конформности и даже о нонконформизме. При К=2, К=3 конформность умеренная, как у испытуемых под номерами 1 и 2; при К=4, К=5 - средняя, при К=6 и более баллам - высокая, но таковых не оказалось в моем исследовании.

Определение негативного отношения к исследованию . Величина показателя «О», равная 7 и более баллам, свидетельствует о скрытом негативном отношении к исследованию. Надежность диагностики типа при этом снижается. Но в моём исследовании испытуемые не набрали ни единого балла по этому показателю, что говорит о положительном отношении к исследованию.

Определение возможной склонности к диссимуляции . Если показатель Д превышает показатель Т на 4 и более баллов (См. график 3), то это свидетельствует в пользу возможной диссимуляции. Это снижает точность диагностики типа и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д, равный 6 и более баллам, наиболее часто встречается при типе Н. в моём исследовании разница между показателем Д и Т не превышает единицы, что говорит о точности диагностики.

Определение повышенной откровенности . Если Т>Д, то это свидетельствует о повышенной откровенности. Чаще всего это встречается при типах Ц и особенно П. В моём исследовании Т<Д, что говорит о умеренной откровенности испытуемых.

Указание на возможную органическую природу психопатии и акцентуации характера . Может быть получено при помощи индекса В, если его величина равна 5 и более баллам. Высокий показатель В встречается также при типе Э. Но в моём исследовании показатель В=2 встречается только у одного испытуемого, что противоречит органической природе акцентуации характера.