Нынешнее столетие внесло некоторые весьма важные поправки в ту схему, которую мы нарисовали для предшествующих веков. То невозможное давление, оказываемое на массы трудящихся в прошлом, в значительной мере ослабло. В западном мире наблюдается самый высокий уровень удовлетворения потребностей, связанных с обеспечением жизненных нужд, за всю историю человечества. Производительность здесь высока, нищета же - относительно редкое явление. Навязчивые предписания Бедного Ричарда сильно потеряли в силе. Тем временем постоянный рост сложности социальной организации и расхождения между официальной идеологией, делающей особый упор на благодетелей, более уместных для жизни на фронтире, и реалиями цивилизованного общества приводят к возникновению бесчисленного множества социальных болячек. В чем же заключаются те социальные болезни, описание которых нам приводят критики современного общества? Первая и самая главная, с точки зрения критиков современного общества, - отчуждение индивида от тех групп, членом которых он является. Причин этому несколько. Одна из них - то самое несоответствие между официальной идеологией и реалиями жизни, о котором уже говорилось. Мыв большом долгу перед Эмилем Дюркхаймом (Emile Durkheim) за элегантную формулировку этого конфликта. Состояние индивида, обладающего высокими идеалами и сильным чувством этики, но вынужденного поступаться внутренними этическими нормами и идеалами в повседневной жизни, он назвал термином «аномия» (отсутствие норм или ориентиров). При возникновении такого разрыва между ценностями и жизненными реалиями результатом становится ощущение отсутствия корней и оторванности от других людей. Ослабевание уз, связывающих людей, может иметь иной источник, отличный от описанной Дюркхаймом аномии. Типичный анализ этих причин можно найти в работах и психоаналитика Эриха Фромма (Erich Fromm) [ 17], и государствоведа Себастьяна ДеГрациа (Sebastian DeGrazia) . В их описаниях современной обстановки сами гигантские масштабы и сложность нашей городской цивилизации могут усиливать чувства разобщенности в людях. Но, кроме этого, еще одна злая сила, выхолащивающая значимость взаимоотношений между людьми, - способ координации и управления социальной активностью. В менее сложных сообществах координация и управление общественными процессами основываются на прямом очном взаимодействии людей. Мастерские ремесленной гильдии или владения барона-феодала управлялись властью, которой были наделены либо главный мастер гильдии, либо сам барон. Источником власти мастера было его профессиональное мастерство, власть барона проистекала из его фамильного древа. В наши более сложные времена личная власть начальника заменяется властью бюрократического закона. При такой системе распределения властных полномочий людинаделяются ими не по принципу личной заслуги или индивидуальных качеств, а в зависимости от занимаемого кабинета. Проявления этих властных полномочий слишком редко основываются наличном суждении. Если власть конкретного индивида базируется на юридическом законе, то проявление этих властных полномочий самым жестким образом регламентируется набором заранее определенных правил, установленных бюрократией. Выработка тесных связей между власть предержащим и его последователем становится делом трудным, в лучшем случае эти взаимоотношения направлены на реальную работу.

Еще по теме Работа в современном мире:

  1. Проблемы идеологического обоснования дестабилизаций в современном мире
  2. Новые субъекты и мотивы осуществления политики дестабилизаций в современном мире
  3. Введение в информационную теорию денег Деньги в современном мире
  4. Валютно-финансовые механизмы в современном мире: кризисный опыт конца 90-х. Перспективы мировой валютной системы и роль доллара в условиях кризиса

С чем ассоциируется у вас понятие о робототехнике? Согласитесь, воображение рисует нечто, человекоподобное, с механическими руками и ногами, либо, паукообразное, а ещё, обязательно представляется знаменитая собака-робот. Одним словом, представление о роботах у многих достаточно узкое и однобокое.

На самом деле, в современном мире, роботы – довольно востребованы. Их используют в абсолютно различных сферах жизни, о которых многие могут даже не догадываться.

Медицина

Самым удивительным образом роботы спасают человеческие судьбы, а иногда, и жизни. Возможно, вы не догадываетесь, но современные протезы конечностей напрямую связаны с робототехникой. Неподвижные искусственные руки остались в далёком прошлом, нынешние протезы умеют двигать пальчиками. Их управление напрямую связано с электрическими импульсами, передаваемыми телом.

Впрочем, искусственные конечности – не единственная заслуга роботов в медицине. Самые прогрессивные экземпляры умеют проводить высокотехнологичные операции!

Космос

Наверное, ни у кого не возникнет сомнений в том, что космос словно предназначен для обитания роботов. И действительно, если посмотреть на историю освоения космоса, можно увидеть, что большая часть космических исследований легла именно на плечи роботов. Луноход, Марсоход и робот-аватар – наиболее известные из космороботов. На самом деле, их разновидностей достаточно много, все они предназначены для работы в условиях космоса и выполняют действия, которые для человека оказались бы непосильными или крайне опасными.

Системы безопасности

Отлично проявляют себя роботизированные системы в сфере безопасности. Эти роботы первыми обнаруживают пожароопасные ситуации и успешно предотвращают их.

Современные военные учения максимально приближены к условиям реальности, благодаря роботам, имитирующим противника. Роботы для военных учений не отличаются стильным дизайном, но достаточно хорошо имитируют человеческие импульсы и повадки.

Также, роботы способны проводить длительное слежение за объектами, вызывающими подозрение у органов правопорядка.

Производство и быт

Невозможно представить себе современные заводы без роботизированной техники. Роботы выполняют множество самых различных операций. В основном – это действия, требующие многократного повторения и высокой точности. Зачастую применение роботов спасает целые отрасли промышленности. Ведь их применение позволяет значительно увеличить производительность труда, освободив при этом человеческие ресурсы для решения более важных задач.

Отлично применимы роботы и в быту. Самые известные из них – робот-пылесос и газонокосильщик. Также, можно встретить роботов специально разработанных для выполнения более сложных бытовых задач.

Развлечения

Ну и конечно же, никто не отменял роботов, призванных нести людям радость, развлекая их своими умениями. В большинстве своём, такие роботы представляют мир детских игрушек: всевозможные поющие и танцующие животные, интерактивные игрушки, радиоуправляемые машины и вертолёты. Впрочем, роботы для развлечения взрослых отличаются от детских, разве что, размерами.

РЕФЕРАТ

Роль библиографии в современном мире

Введение

Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным.

В настоящее время ежегодно в мире выходит до 3 млн. статей в 35 тыс. научно-технических журналов, свыше 150 тыс. новых научных книг. Кроме того, за последние века накоплено огромное количество книг, брошюр, журналов, газет, и других видов печатной продукции и рукописных материалов, отражающих развитие науки, техники, культуры.

От того, как это быстро умножающееся богатство хранится и используется, зависит дальнейший прогресс. Как же такое богатство использовать? Ведь буквально по каждому вопросу сегодня уже имеется масса источников и с каждым днем их становится все больше и больше - печатный станок мировой цивилизации не только не утомим, но и набирает все большую силу.

Здесь на помощь приходит библиография.

При написании своей работы я обратилась к ряду источников, где некоторое внимание отводится роли библиографии в современном мире.

Учебное пособие А.В. Кириленко «Основы информационной культуры. Библиография» выпуск 1 содержит основные сведения об информации и информационном обществе.

Кроме того, одним из основных источников для написания своей работы было учебное пособие - библиографоведение. В учебнике собраны описания опыта библиографической работы библиотек, описывается практика применения новейших информационных технологий. Учебник дает большую возможность для изучения библиографической деятельности.

1. Информация в современном мире

Человечество вступило в XXI век на новом этапе своего развития - этапе информационного общества. Лавинообразный рост объема информации, ее качественные изменения, развитие информационных технологий - все это привело к качественным изменениям самого общества. Ныне информация, знания, технологии становятся самыми востребованными товарами. Уровень развития страны определяется во многом уровнем ее информатизации, которая, прежде всего, обеспечивает ее процветание и конкурентоспособность. В этих условиях возрастает значение умения создавать, потреблять и распространять информацию, умения правильно ориентироваться в потоке информации, возрастает значение информационной культуры человека.

Очевиднейшим проявлением изменения информации в современном мире является ее количественный рост. Точные оценки этого роста сложны. Но вполне очевидно, что он носит экспоненциальный характер. Это явление стремительного роста объема информации получило название «информационного взрыва».

Еще важнее отметить, что в эру компьютеризации общества и внедрения информационных технологий информация меняется качественно, т.е. меняются ее содержание и структура.

С точки зрения изменения содержания информации можно выделить следующие моменты:

)Происходит расширение информационных ресурсов общества, появляются новые информационные продукты и услуги,

)Происходит интернационализация и глобализация информации,

)Увеличивается скорость старения и, соответственно, обновления информации,

)Значительно увеличивается дифференциация и специализация информации.

Количественное и качественное изменение информации, базирующееся на компьютеризации и внедрении новых информационных технологий, ускорило и, в значительной степени, предопределило качественные изменения в человеческом обществе, произошедшие в конце XX века.


2. «Информационный взрыв» и «информационный кризис»

«Информационный взрыв» - явление, о котором уже упоминалось, помимо огромного положительного эффекта, породило и серьезные проблемы, комплекс которых получил название «информационного кризиса». Одной из них является обилие избыточной информации, которая затрудняет доступ к необходимой информации.

Другая проблема заключается в противоречии между ограничениями возможностей человека по восприятию и потреблению информации и ростом информационного потока. Человек часто оказывается неспособен найти и использовать всю полезную для него информацию по интересующему его вопросу из-за ее обилия и вынужден ограничивать себя, делая выбор в пользу наиболее важной информации. Причем сделать такой выбор иногда оказывается сложно.

В эпоху растущей интеграции человеческого общества и интернационализации и глобализации информации все острее ощущаются многочисленные политические, правовые и экономические барьеры, препятствующие доступу к необходимой информации, что представляет порой значительную проблему для ученых, предпринимателей, деятелей искусства и т.д.

Информационный дефицит очень разнообразен, причем структура его различается у людей разных профессий, разных социальных и возрастных групп, он различается у ученых, занимающихся различными научными направлениями и т.д., не говоря уже об индивидуальных различиях. Однако, в целом, его можно свести к трем основным видам: фактографическому, концептографическому и документальному.

Фактографический информационный дефицит - это нехватка фактической информации, т.е. конкретной информации о конкретных реально существующих или существовавших объектах, процессах или явлениях. Удовлетворение фактографического дефицита предполагает обращение к полнотекстовым источникам информации, но не ради точного содержания именно данного источника или его части, а с целью извлечения из него искомых сведений. Конечный результат поиска, направленного на удовлетворение фактографического дефицита - найденный конкретный факт. Это биографические данные, сведения об исторических и политических событиях, экономико-статистические данные, значения терминов и слов, формул.

Концептографический информационный дефицит - это нехватка обобщающей информации. Конечный результат поиска, направленного на удовлетворение концептографического дефицита - найденная концептуальная или методическая информация. Это концепции, теории, гипотезы, методики, программы. Поиск такой информации требует порой привлечения большого числа источников, причем конечный результат поиска может содержаться по частям в разных источниках или не содержаться нигде и быть реконструированным на основе найденных источников.

Документальный информационный дефицит - это нехватка конкретных документов. Он возникает при отсутствии документа, содержание которого является директивным и не может быть сформулировано иначе, либо искомый документ уникален по содержанию. Конечный результат поиска, направленного на удовлетворение документального дефицита - найденный конкретный документ. Это законодательные акты, положения, инструкции, стандарты, правила и т.д., это наиболее рейтинговые в данной области работы, обойтись без знания которых невозможно, это диссертации и научные отчеты, а также любые другие документы, сведения из которых не могут быть получены другим путем. Крайним случаем документального дефицита является нехватка конкретного экземпляра документа.

Пути удовлетворения информационного дефицита различны, но суть их сводится к поиску и последующему использованию необходимой информации, причем все разнообразие путей можно свести к удовлетворению информационного дефицита с помощью традиционных источников информации. Важнейшей частью поиска информации является библиографический список.

библиография информация общество

3. Значение и роль библиографии, библиографического поиска и библиографической информации в современном мире

Библиографический поиск с помощью традиционных источников информации не потерял своего значения. Библиография является неотъемлемой частью такого вида общественной деятельности, как книжное дело, или с учетом современных достижений культуры и научно-технического прогресса - информационная деятельность (коммуникация, общение). Владение информацией и всеми методами, формами и средствами ее производства, распространения, хранения и использования - это объективная необходимость для каждого человека, особенно специалиста в области информации, книжного дела. Библиографическая информация как спутник сопровождает документ на всех путях его движения. Она извещает потенциальных потребителей документа еще до выхода его в свет. По выходе информирует об этом событии. По мере распространения документа и его воздействия - отражает отзывы о нем. И когда активная жизнь документа угасает, сохраняет память о нем. Мемориальная функция библиографической информации чрезвычайно важна в общечеловеческой культуре. Роль библиографической информации в культуре заключается в том, что она служит средством сохранения памяти о документах, особенно древних, редких, забытых, является средством распространения культурных ценностей.

Будучи отчужденной от документа, библиографическая информация является средством его поиска и способствует его известности и популяризации. Без библиографии издательское дело, книжная торговля, научно-информационная деятельность не в состоянии полноценно функционировать.

Выясняя роль библиографии в современном мире, прежде всего, отметим, что она интенсивно функционирует в науке, где выступает инструментом творческого процесса, своего рода отчетом и средством измерения научной продукции (библиометрии), определении ее ценности. Библиографическое обеспечение входит в инфраструктуру науки, библиография рассматривается в ней как вспомогательная дисциплина.

Библиография теснейшим образом связана с социальными и гуманитарными научными дисциплинами, особенно с текстологией, гражданской историей, историографией, языкознанием, историей литературы, семиотикой. Без опоры на библиографические ресурсы и применения методов библиографического поиска эти дисциплины не могут полноценно развиваться.

Важную роль играет библиография в развитии науки. Собранные вместе и размещенные в хронологии их появления описания научных публикаций представляют ценнейший материал для суждения об истории научной дисциплины или конкретной проблемы, показывают всплески интереса к открытиям, методам, напротив, угасание, когда выясняется недостоверность обнародованных данных, неприменимость метода и т.д. Науковедение, которое изучает науки в целом, закономерности развития научных направлений и школ, опирается на материалы библиографии.

Теснейшим образом библиография связана с научной, литературной и в меньшей степени - художественной критикой. Любой продукт критической деятельности (рецензия, заметка, обзор) содержит библиографические сведения (полные или краткие, стандартные и большей частью нестандартные) о произведениях научного, литературного, художественного творчества.

Общественное признание библиографии как ценного компонента науки и культуры находит многообразное выражение. В частности, об этом свидетельствуют статьи о библиографии, библиографических учреждениях и выдающихся библиографах в универсальных и отраслевых энциклопедиях.

Библиография является неотъемлемой частью такого вида общественной деятельности, как книжное дело. Печатная книга - это универсальное средство информационного общения. Не случайно книгу называют графической памятью человечества, графической моделью культуры. Она и в современных условиях, когда активно идет процесс внедрения средств электронно-вычислительной техники во все сферы, играет доминирующую роль, особенно в системе массовой информационной коммуникации, сохраняя свое значение и в системе специальной, или научной коммуникации.

Библиографическая информация выступает в роли посредника в социальных (документальных) коммуникациях. Социальные коммуникации - это системы общения, связей обменов между людьми и / или социумами посредством обмена документами. В этих коммуникациях библиографическая информация служит средством преодоления барьеров между документами и потребителями, которые препятствуют прямым обменам информацией в социальной коммуникации.

Физические обозначают пространственное разделение документов и их потребителей. Библиографическая информация сообщает о местонахождении документов и тем самым способствует преодолению физического барьера.

Экономический барьер ограничивает доступ к документам по причине их высокой стоимости. Библиографическая информация сообщает о наличии потребных документов в общедоступных бесплатных библиотеках.

Социально-психологические барьеры препятствуют потреблению документов по причине непонятности, сложности их содержания, неизвестности фиксирующей их содержание знаковой системы. Библиографическая информация отражает документы учебные и популярные.

Многообразны информационные барьеры. Они воплощены главным образом в различных и часто несовместимых информационно-поисковых языках (способах описания документов, классификационных системах, тезаурусах). Библиографическая информация «находит» соответствия обозначений в национальных, профессиональных и других языках и жаргонах или близких по смыслу понятий и терминов и тем самым способствует преодолению информационных барьеров.

Таким образом, преодолевая вышеописанные барьеры, библиографическая информация способствует непосредственному доступу к документам, установлению связей между документами и потребителями и превращению системы «Документ-Потребитель» из противостояния во взаимосвязь.

Количество книг, изданных после изобретения книгопечатания, не поддается точному учету. Общий объем произведений печати, которым располагает сегодня человечество, достиг поистине грандиозных масштабов. По имеющимся оценкам, оно колеблется в пределах от 50 до 100 млн. названий. Между тем наши физические возможности воспринимать информацию от природы весьма ограничены. Поэтому огромную социальную значимость приобретает вопрос: что именно мы читаем, как выбираем объекты чтения из необозримых документальных массивов. Ведь то, что может прочесть за свою жизнь человек, ничтожно мало, если бессистемно читать все случайно попадающиеся на глаза, и это очень много, если чтение правильно организовано. По образному сравнению академика С.И. Вавилова «современный человек находится перед гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Поэтому не нужно забывать об огромном значении рекомендательной библиографии, которая способствует воздействию на читательскую активность личности. Рекомендательная библиография является сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. Рекомендательная библиография, как и критика, призвана играть роль компаса в информационном океане.

Заключение

Библиография играет очень важную роль в современном мире. Эта роль информационного управления - управления процессом производства, распространения, хранения и использование социальной информации в обществе.

Библиография имеет целью осведомлять о существующих трудах и об их ценности. Это инвентарь, описание изданных произведений, независимо от того, в каких собраниях или библиотеках они находятся. Библиография служит источником наших справок относительно существующих книг и основанием всей документации. Играя роль посредника между книгами и читателями, является неотъемлемой частью научно-справочного аппарата, а так же ценным компонентом науки и культуры. Благодаря библиографии мы можем всесторонне изучать историю края, региона, страны и т.д. Значение библиографии важно для каждого читателя.

В современном мире, четкие и научно обоснованные подходы библиографии помогают нормализовать и структурировать огромные потоки информации. Большая роль отводится управлению этими потоками, ведь влиятельные персоны, политические партии и движения эффективно использовали управленческую роль библиографии в системе четвертой власти - прессе (книжном деле, информационной деятельности, духовном общении).

Выводом могут послужить слова, ставшие эпиграфом учебника Гречихина А.А. «Общая библиография» - «Тот, кто владеет библиографией, владеет информацией, кто владеет информацией, владеет миром».

Список источников и литературы

1.Библиография: Общий курс: Учебник / Под ред. О.П. Коршунова. М., 1981. - С. 9-10.

2.Диамидова, Г.Н. Библиографоведение. Учебное пособие. [Текст] / Г.Н. Диамидова. - СПб.: Профессия, 2003. - 288 с.

.Кириленко, А.В. Основы информационной культуры. Библиография: Выпуск 1: Учебное пособие / Расплетина Е.Г. - СПб.: ИТМО Государственный Университет, 2008. - С. 6-7, 14-15.

.Моргенштерн, И.Г. Библиографические ресурсы: лекция по курсу «Общее библиографоведение» по специальности 052700 - библиотечно-информационная деятельность // Моргенштерн И.Г. Библиография. - 2003. - №6. - С. 31-42.

.Справочник библиографа. [Текст] / Науч. Ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2003. - 560 с.


Введение

Данная работа посвящена переводу в современном мире.

Целью этой работы является ознакомление с языковыми и культурными барьерами и дальнейшем развитием перевода в современном мире.

Задачами данной работы являются: 1) ознакомление языковых; 2) культурных барьеров и рассмотрение видов переводов в современном мире.

Актуальность темы заключается в том, что перевод в своем развитии прошел несколько этапов, но в настоящее время предпочтение отдается информативному переводу, в котором особенности индивидуально-авторского стиля не так существенны. Так же с развитием информационных технологий появились компьютерные программы, для упрощения перевода, нам следует знать недостатки и преимущества этого вида перевода. Все эти изменения имеют отношение к рекламным текстам, которые по своей значимости выходят на высокое место.

Среди многочисленных сложных проблем, которые изучает современное языкознание, важное место занимает изучение лингвистических аспектов межъязыковой речевой деятельности, которую называют «переводом» или «переводческой деятельностью».

С самого начала перевод выполнял важнейшую социальную функцию, делая возможным межъязыковое общение людей. Распространение письменных переводов открыло людям широкий доступ к культурным достижениям других народов, сделало возможным взаимодействие и взаимообогащение литератур и культур.

Что такое «перевод» в повседневном, непрофессиональном понимании, пожалуй, объяснять не надо. Любой случай, когда текст, созданный на одном языке, перевыражается средствами другого языка, мы называем переводом . При этом термин «текст» понимается предельно широко: имеется ввиду любое устное высказывание и любое письменное произведение от инструкции к холодильнику до романа. Однако есть и ограничения: в наших рассуждениях мы будем ограничиваться только вербальными текстами на живых человеческих языках .

Если полагать, что язык - это своего рода код, т.е. произвольное обозначение предметов и явлений действительности с помощью условных знаков, то перевод можно назвать перекодированием, поскольку каждый из условных знаков заменяется при переводе знаком другой знаковой системы.

Перевод - это сложное многогранное явление, отдельные аспекты которого могут быть предметом исследования разных наук. В рамках переводоведения изучаются психологические, литературоведческие, этнографические и другие стороны переводческой деятельности, а также история переводческой деятельности в той или иной стране или странах.

XXI век ставит новые задачи в информационном пространстве человечества. Благодаря массовой информации роль перевода в жизни человечества неуклонно возрастает. Сегодня переводческие связи охватывают почти все сферы человеческой деятельности. Движение информационных потоков не знает ни границ, ни времени, ни пространства. Бесконечное разнообразие современного мира передается при помощи средств информации в ощущениях и интерпретациях многочисленных участников международного информационного процесса – журналистов, корреспондентов, комментаторов, телеоператоров. Поэтому постоянно растет значение переводческой деятельности, и вместе с ними возникают и переводческие проблемы. Обострение языковых проблем диктует поиск новых решений. Если раньше переводческая деятельность рассматривалась только в связи с переводом художественной литературы, то сегодня все более важное место - и по объему, и по социальной значимости - стали занимать переводы текстов специального характера – информационные, экономические, юридические, технические и рекламы.

1. Языковые и культурные барьеры

Говоря о важной роли перевода, мы сразу упомянули о его «преодолевающей» функции. Ведь он помогает людям сблизиться, понять друг друга. Что же при этом преодолевается?

Давно стало ясно, что перевод помогает преодолеть языковые и культурные барьеры. Попробуем разобраться в том, откуда эти барьеры берутся и в чем заключается их преодоление.

Языковые барьеры существуют потому, что человечество исторически многоязычно. По оценкам современных исследователей, число живых языков в мире колеблется от 2500 до 50003. Насчитывается более тысячи языков индийцев, около тысячи африканских языков; только на островах Новой Гвинеи разных языков более 700. Правда, основная часть языков - это языки с очень небольшим числом носителей (на некоторых из них говорит всего лишь от 100 до 1000 человек; характерный пример - язык манси на территории России: около 150 носителей). Языков, на которых говорит 95% населения земного шара, менее 100. И все же, если мы хотя бы гипотетически представим себе, что у каждого жителя планеты может появиться необходимость общения с представителями каждого из языков мира, то количество языковых барьеров окажется необычайно высоким 1 .

Проблема заключается в том, что люди, как правило, владеют одним или двумя иностранными языками, а потребность у них может возникнуть в информации, оформленной еще на 3-10 языках. Тем более что и знание 1-2 иностранных языков в большинстве случаев не означает полного билингвизма, иностранный язык знают хуже и не в полном объеме.

Труднее всех приходится представителям так называемых «малых» языков, т. е. языков с небольшим числом носителей; им чаще других приходится уповать на переводы. Самый популярный путь носителей малых языков для выхода на международный культурный контакт - это билингвизм. Иностранный язык, на котором носители малых языков пишут научные труды и даже пьесы и романы, это обычно один из «крупных» языков с большим числом носителей: английский, немецкий, французский, испанский. Таким языком в период существования СССР для многих народов поневоле был русский язык, а для Исландии и Норвегии - датский. Опыт использования языка-посредника для осуществления культурных контактов, как известно, не нов. Долгое время латынь была языком церковного, а затем и светского научного единения. С конца XVIII в. языком светского общения становится французский язык; вплоть до начала XX в. за ним сохраняются функции языка дипломатии, а функции языка международной почты французский сохранял до середины XX в 1 .

Сейчас абсолютно лидирует английский язык. В последние годы он потеснил даже родные языки шведский и датский на их родине, в Швеции и Дании. Стремление к преодолению языковых барьеров способствует сокращению числа носителей малых языков, таких, например, как фризский и фарерский в Европе, и осложняет задачу радетелей за сохранение культурного феномена малых языков.

Существенным препятствием к преодолению языковых барьеров может оказаться закрытость общества. Так, исследователи отмечают, что межъязыковой контакт с российскими, китайскими, японскими учеными далеко не охватывает всех научных, технических, литературных областей; хотя и русский, и китайский, и японский языки с огромным числом носителей. Последнее десятилетие «открытости» России пока не очень изменило эту ситуацию: по-прежнему многие важные исследования русских ученых, например в области теории перевода, не переведены на английский язык 2 .

По данным специального альманаха ЮНЕСКО «Statistical Yearbook», по количеству переводных изданий на протяжении последнего десятилетия лидирует Германия, на втором месте Испания, на третьем Россия. Но это абсолютные данные, они не учитывают количества населения, которое на это число приходится. Например, на 8-м месте сейчас находится Дания (!) с населением в 5 млн человек, таким образом, она гораздо полнее обеспечена переводной литературой, нежели Россия. В среднем переводы составляют от 14 до 20% в общей массе европейской книжной продукции. Среди языков, с которых в разных странах переводят больше всего, лидируют английский (с большим отрывом), русский и французский языки.

В разное время человечество предпринимало также попытки создания искусственного общего языка, который не был бы отягощен спецификой какой-то одной культуры. Самой удачной из таких попыток, пожалуй, следует признать создание международного искусственного языка эсперанто, который был разработан варшавским врачом Л. Л. Заменгофом в 1887 г. В настоящее время, согласно данным Всеобщей ассоциации эсперанто, этим языком владеет в мире около 8 млн человек. Но, по-видимому, именно искусственная изолированность эсперанто от культурных корней живых языков не позволила ему стать всемирным языком. Вместе с тем попытки ученых создать единую, вненациональную систему кодирования информации, подобную живым языкам или использующую принципы живых языков, не прекращаются и сегодня, но ни один из них так и не составил серьезной конкуренции переводу 1 .

До сих пор мы обсуждали преодоление языковых барьеров как с помощью переводов, так и с помощью языков-посредников. Гораздо более сложную проблему представляет преодоление культурных барьеров. Перевод играет в этом процессе ведущую роль. Однако специфические, идущие в глубь веков различия бытовой и духовной культур не могут быть восприняты другими народами в полной мере, и возможно лишь приближенное представление о специфике чужой культуры. Более подробно речь об этом пойдет у нас в разделе «Ситуативные реалии». Здесь же ограничимся одним простым примером. Для слова «свобода» во всех языках мира есть готовое соответствие. За исключением особых случаев, когда сочетаемость или контекст подлинника подсказывает особое соответствие (например, в переводе на немецкий язык «свобода стиля» будет скорее всего «Lockerheit des Stils»), так вот, за исключением этих особых случаев, имеется однозначное соответствие: англ, freedom, нем. Freiheit и т. д. Разумеется, денотат при этом инвариантен (один и тот же). Но представители разных культур, за плечами которых разный исторический и социальный опыт, понимают свободу по-разному. Резко отличаются представления о свободе у американца, русского, немца и китайца. Например, для русского человека свобода - это в первую очередь отсутствие каких бы то ни было обязательств, возможность полностью распоряжаться собой и своим временем, отсутствие внешнего давления; для немца свобода - это прежде всего юридическая гарантированность его прав, четкая отрегулированность правового механизма, материальная обеспеченность, а русскую «свободу» он считает разгулом. А вот в чукотском языке, как отмечает М. Л. Гаспаров, вообще нет слова «свободный», есть только «сорвавшийся с цепи». Такие случаи часто ведут к недоразумениям при контактах. Если эти контакты устные, то на переводчика, помимо перевода текста, возлагается функция консультанта по межкультурной коммуникации, если же переводится письменный текст, необходимы комментарии или примечания к тексту, инициатором которых выступает переводчик. Подобную проблему составляет особое символическое толкование некоторых обычаев разных народов. Например, обычай снимать обувь перед тем, как войти в дом на Востоке, скажем в Узбекистане, считается проявлением уважения к хозяину; у большинства европейских народов такого обычая нет, и вполне прилично пройти в дом в обуви. И здесь переводчик может помочь избежать недоразумений, пояснив своим подопечным смысл обычаев, если он гид-переводчик, или же предложив свой комментарий к письменному тексту, если описывается обычай, непонятный читателям переводного текста 1 .

Похожие работы:

  • Учебное пособие >>

    Ознакомления с религиозной ситуацией в современном мире учителя школ, общественные и... термин оскорбительный смысл. В буквальном переводе “хинаяна” означает “малая... Энциклопедический словарь. М., 1991. Коран. Перевод академика И.Ю.Крачковского. М., 1990. ...

  • Курсовая работа >>

    Посвящена переводу в современном мире . Цель этой работы: ознакомиться с видами перевода в современном мире . Задачи: 1) ознакомиться с понятием перевода в современном мире и его...

Роботы в первую очередь ассоциируются с высокими технологиями будущего. Однако считается, что первый проект машины, способной заменить человека, принадлежит Леонардо да Винчи. Среди его бумаг был найден эскиз робота, который мог приподниматься, садиться, двигать руками и крутить головой. Правда, до сих пор неизвестно, была ли задумка претворена в жизнь. Более того, уже сегодня в быту люди используют множество роботов различного назначения: от робота-пылесоса до робота-художника.

Роботы на службе у человека

Одно из самых популярных направлений в роботостроении - создание помощников по хозяйству. Вообще, робот - это машина с антропоморфным поведением. Слово это впервые появилось в пьесе чешского писателя Карела Чапека "Р. У. Р", сам термин происходит от чешского слова robota - подневольный труд. Получается, что прислуживание людям - их основная задача. Вот и корейский Mahru-Z умеет убираться, загружать стиральную машину, подогревать пищу в микроволновке и приносить ее хозяину.

Конечно, любые механизмы, прежде всего, призваны облегчить жизнь человеку. Ученые постоянно создают медицинских микророботов, способных проникать в организм человека, механизированные руки и т.д. А американские специалисты, например, разработали прототип инвалидного кресла, которое может самостоятельно двигаться. Лазерные детекторы оценивают особенности ландшафта на расстоянии 20 см и прокладывают маршрут.

Самые необычные роботы

Изобретатели Австрии создали робота-алкоголика. Bar Bot сидит в баре, выискивая "жертву". Поймав на себе любопытный взгляд, он начинает просить монетку, собрав необходимую сумму, принимается крутиться вокруг своей оси, приговаривая: "Пожалуйста, одно пиво". Бармен вставляет банку пива в "руку". "Большое спасибо", - благодарит Bar Bot и не спеша выливает напиток в напоминающий раковину "рот". Затем швыряет банку на пол, и процесс начинается снова.

Робот - не обязательно металлический терминатор. Американский скульптор Майкл Ри изготовил деревянный "робокостюм". Называется модель "костюм-протез для Стивена Хокинга" - британского физика-теоретика, страдающего боковым амиотрофическим склерозом. Внешне костюм похож на боевого робота: одна рука представляет собой гигантский кулак, другая - клещи, а за спиной крепится огромный меч.

По мере развития роботостроения модели становятся все более эмоциональными. Роботы-гуманоиды все больше и больше уподобляются человеку. Они могут не просто выполнять определенные функции, но и выражать восхищение, удивление, печаль, антипатию, радость и другие чувства. Улавливая с помощью камеры изменение в человеческом лице, робот соответствующим образом реагирует на них. В будущем его планируется использовать как сиделку.

Американец Дэвид Хэнсон пошел немного дальше в деле создания эмоциональных роботов. Он создал механизированную голову, похожую на Эйнштейна. Устройство хмурится, улыбается, подмигивает, смеётся - и все это совсем как гениальный ученый. При этом мимика головы зависит от реакции окружающих, которая фиксируется с помощью двух камер-глаз.

Перед тем, как решиться стать родителями, заведите дома , предлагают японские ученые. Называется он Yotaro и способен доставить все трудности, которые ждут молодых родителей. Он может выражать эмоции и даже умеет плакать.

Самый маленький робот собрали, естественно, в Японии в 1992 году. Длина механизма составила всего один сантиметр. А самым маленьким человекоподобным роботом является модель BeRobot высотой чуть более 15 сантиметров. Он может ходить, танцевать, отжиматься и владеет нехитрыми приемами восточной борьбы тай-чи. Управлять механизмом можно голосом или пультом.