С реди многочисленных городов Древнего Востока нужно выделить Вавилон – самый почитаемый и знаменитый.

Название города звучит как «Баб-Илу», что означает «Ворота Бога».

Вавилон за свою историю был столицей два раза:

  • с 1800 – по 1700 гг. до н.э. – первое усиление, старовавилонский период;
  • 626 – 539 гг. до н.э. – подъем после крушения Ассирийской державы; нововавилонское царство.

Еще во времена появилось первое небольшое поселение, которое позже превратится в могущественный Вавилон. Место оказалось очень выгодным – между реками Евфратом и Тигром, среди многочисленных протоков. Да и само положение было благоприятно для торговли, хотя поначалу никто об этом не думал.

Процветание Древнего Вавилона началось с раздробления хозяйственных угодий на более мелкие, что в результате наладило торговлю, повлияло на возобновление работ в полях. Крестьяне и ремесленники сами решали, что им выращивать, что производить.

Множественные рынки, появляющиеся как грибы после дождя, позволяли продавать рыбу, зерно, финики, ткани. Излишки продуктов, которых теперь было в достатке, продавали в другие страны через богатых торговцев-тамкаров. Последние привозили взамен рабов, так как нехватка рабочей силы серьезно тормозила развитие города.

Первые пять правителей Вавилона осторожничали с соседями – с Ларсой, Мари, Исиной. Цари Вавилонии искали партнеров и заключали союзы, хотя о равенстве с более крупными соседями еще не шло речи.

Положение кардинально меняет шестой по счету правитель города – Хаммурапи. Именно его имя часто упоминается в школьных учебниках. Он начал свое правление с 1792 года до н.э. и царствовал вплоть до 1750 года до н.э. Его основным достижением считается сборник законов – «Кодекс Хаммурапи».

Сборник законов древневосточного царя был обнаружен французскими археологами в 1901 году во время проведения раскопок в Сузах. Исследователи нашли каменный столб больших размеров, на котором было изображение Хаммурапи и свод его 247 законов. Именно по этой клинописи историки и могут судить о жизни Вавилонии.

Когда на трон взошел сын Хаммурапи, Самсуилун, Вавилония уменьшилась в размерах из-за серьезных поражений в войнах с соседями. Начиная с 1595 года до н.э. то Вавилон, или вернее, старовавилонское царство было уничтожено внешними врагами – касситами и хеттами. На следующие 400 лет именно они правили в здешних краях, что история запомнила как существование Хеттского царства.

Именно древние вавилоняне научили нас делить год на 12 месяцев, часы измерять минутами и секундами, а круг делить на 360 градусов.

В 689 году до н.э. Вавилон был полностью разрушен царем Синаххерибов, правителем Ассирии тех времен. Через совсем недолгое время город отстроили и теперь Вавилонию ждал новый расцвет, случившийся благодаря усилиям Навуходоносора II, правившего с 605 по 562 гг. до н.э.


Теперь не было кривых улочек, а только длинные и прямые улицы, простиравшиеся на 5 км. Появились правильные кварталы; семиступенчатый храм, похожий на пирамиду, высотой в 91 м (зиккурат). Особенного внимания к себе заслуживали мощные оборонительные стены, толщиной в 7 м, а вход в город начинался со знаменитых украшенных ворот, возведенных в честь богини Иштар.


В 600 году до н.э. Вавилон был великолепным пристанищем для 200 000 человек. Тогда это был крупный город, заслуживший свое почетное место в истории Древнего Востока. Городу не суждено было выжить. В 539 году до н.э. его сдали царю Киру, иранскому правителю, который показался более привлекательным хозяином вавилонским купцам, чем собственные правители.

Вавилон — один из величайших городов Древнего мира, центр влиятельной месопотамской цивилизации, столица Вавилонского царства и державы Александра Македонского. Также известный культурный символ, в том числе город, занимающий важное место в христианской эсхатологии. К настоящему времени заброшен; руины Вавилона — группа холмов — расположены в Ираке недалеко от города Эль-Хилла примерно в 90 км к югу от Багдада.
История Вавилона
История Вавилона, самого знаменитого города древнего Ближнего Востока, насчитывает почти 2 тысячи лет. Город возник во второй половине 3 тыс. до н.э. в Центральной Месопотамии на берегу Евфрата. Впервые в клинописных текстах он упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 вв. до н.э.).
В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон, как и большинство других городов Месопотамии, оказался под контролем амореев, один из вождей которых основал здесь свою династию. В правление шестого ее представителя, Хаммурапи , который сумел объединить всю территорию Месопотамии в единое государство, Вавилон впервые стал политическим центром страны и оставался им с тех пор более 1000 лет. Город был провозглашен «вечным обиталищем царственности», а его бог-покровитель Мардук занял одно из центральных мест в общемесопотамском пантеоне.
Во второй половина 2 тыс. до н.э. с воцарением в Южной Месопотамии новых правящих династий. Вавилон оставался столицей Южной Месопотамии. Город богател, в нем успешно развивались ремесла и торговля, стремительно росло население. Экономический рост отразился и на внешнем облике города: был разработан и осуществлен новый план городской застройки, предпринято строительство новых стен и городских ворот, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 в. до н.э. Вавилону было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от государственных повинностей и военного призыва.
Вавилонская школа, э-дубба («дом табличек»), занимала ведущее место в системе образования и сохранения писцовых традиций. Созданный здесь новый культовый эпос о сотворении мира, закрепил представление о главном боге города Вавилона Мардуке как изначально главном мировом божестве, и о городе Вавилоне как космологическом и теологическом центре мира. Само название города - слово Вавилон означало «Ворота богов» - отражало его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция отразилась в так называемой вавилонской карте мира. Земля изображена на ней как круглый диск, плавающий в океане. В центре - город Вавилон, изображенный в виде прямоугольника. Река Евфрат, пересекающая круг сверху вниз, разделяет город на две части.
На протяжении своей длительной истории Вавилон пережил много тяжелых испытаний. Наиболее трагические для города события произошли в 689 г. до н.э., когда ассирийский царь Синаххериб, разгневанный неповиновением вавилонян, приказал разрушить город и стереть его с лица земли. Тот Вавилон, который стал известен в 20 в. после археологических раскопок Р. Кольдевея, это совершенно новый город, возникший в ходе длительного процесса строительства и реконструкции, начавшегося после смерти Синаххериба и достигшего своей кульминации в правление вавилонского царя Набушаднеццара 2, библейского Навуходоносора. Его царствование (604-562 гг до н.э.) было временем величайшего экономического и культурного подъема страны. Военные успехи Вавилонии, границы которой простирались в это время от Египта до Ирана, обеспечили ей политическую стабильность, и способствовали постоянному притоку в столицу огромных материальных богатств. Это позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции города Вавилона, превратившегося в правление Навуходоносора в самый большой и богатый город на Ближнем Востоке.
Город представлял собой в плане правильный прямоугольник, раскинувшийся на двух берегах Евфрата. На левом берегу располагался так называемый Старый город, застроенный богатыми частными и общественными зданиями. В Новом городе на правом берегу реки, по-видимому, обитали простые горожане. Правый берег сообщался с левым посредством огромного каменного моста, державшегося на семи сваях из обожженного кирпича, скрепленного асфальтом. Длинные прямые улицы тянулись через весь город и делили его на прямоугольные кварталы.
В центре Старого города в главном городском квартале располагались 14 храмов, в том числе главный храм Вавилона, храм Мардука, и семиступенчатая культовая башня, с которой связана библейская легенда о Вавилонской башне и легенда о «висячих садах Вавилона» как одном из семи чудес света. На верхней площадке зиккурата был высажен сад, который путники, подходившие к городу, могли видеть издалека, высоко возвышающимся над городскими стенами. В северо-западной части Старого города располагалась главная резиденция Навуходоносора, так называемый Южный дворец. Он представлял собой гигантский комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями. Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными воротами. Одни из этих ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов. Вавилон был огромным городом, с населением около 200 000 человек. Здесь вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур. Многие из них приехали сюда или были привезены насильно как пленники со всех концов огромной Вавилонской империи и даже из-за ее пределов (мидийцы, эламитяне, египтяне, иудеи). Они продолжали говорить на своих родных языках и носили традиционную одежду.
После завоевания Вавилона персами в 539 г. город еще долго сохранял свой статус столицы. Только в 479 г. после подавления очередного восстания вавилонян против персов персидский царь Ксеркс лишил город самостоятельности. С этого времени Вавилон полностью утратил значение важнейшего культового центра, хотя хозяйственная жизнь в городе продолжалась. Между 470 и 460 гг. до н.э. Вавилон посетил Геродот, который оставил подробное описание его достопримечательностей, назвав его «не только очень большим, но и самым красивым» из всех, известных ему городов. В конце 4 в. до н.э. большая часть жителей Вавилона была переселена в новую столицу, Селевкию-на-Тигре. На месте огромного города осталось небольшое бедное поселение. После завоевания страны арабами в 624 г. исчезло и оно. Вскоре и само место, где находился древний Вавилон, было забыто.

Архитектура Древнего Вавилона

Раскопки 1899—1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего В. (в VI в. до н. э.). Разделенный на 2 части Евфратом, город представлял в плане прямоугольник, опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы, синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки, ярусы которого были окрашены в разные цвета. На Севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра IV в. до н. э. В VI веке до н. э. Вавилон стал красивейшим городом древнего мира. Его жемчужинами были ворота Иштар и зиккурат Этеменанки. Ворота Иштар были одними из восьми ворот, окружавших Вавилон. Ворота были облицованы синей плиткой с перемежающимися рядами сиррушев и быков. Через ворота проходил Путь Процессий, стены которого украшала плитка с изображениями львов. Каждый год, во время празднования нового года, по Пути Процессий проносили статуи богов.
Вавилонская башня
Загадка истории, на которую современные ученые до сих пор не могут найти ответ, связана с гибелью библейского Вавилона и знаменитой Вавилонской башни в Борсиппе. Эта наполовину сгоревшая и оплавленная до стекловидного состояния чудовищной температурой башня, сохранилась до настоящего времени, как символ Божьего гнева. Она является наглядным подтверждением правдивости библейских текстов о страшной ярости небесного огня, обрушившегося на Землю в середине второго тысячелетия до нашей эры.
Согласно библейской легенде, Вавилон был построен Нимродом, которого принято отождествлять с великаном-охотником Орионом. Это очень важное обстоятельство в астральной легенде, определяющее одно из пяти мест предыдущих появлений «кометы-возмездие» на ночном небосклоне, о чем будет рассказано в соответствующем месте. Нимрод был сыном Хуша и потомком Хама, одного из трех сыновей легендарного Ноя. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
Вавилон, Эрех, Аккад и Халне явились наследниками исчезнувшей земли Сенаар, метрополия которой ранее находилась на Канарских островах.
Библейский миф рассказывает, что после Ноева потопа люди предприняли попытку построить город Вавилон и Вавилонскую башню «высотой до самых небес». Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Бог «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле ».

Висячие сады Семирамиды

Вавилонский царь Навуходоносор II для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.
Существует версия, что сады названы совсем не в честь той самой девушки-возлюбленной Навуходоносора, которую на самом деле звали по-другому. Говорят, что Семирамида была как раз ассирийской правительницей, и с вавилонянами враждовала.
Вавилон как символ
Вавилон — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры произвел на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства. У позднейших писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений вызывало одно место в первом Послании апостола Петра, где он говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Петр разумеет Рим, на чем даже основываются известные притязания римских пап как преемников апостола Петра. В Первые века христианства Рим назывался Новым Вавилоном из-за огромного количества народов, проживавших в империи, а также по положению, занимаемому городом в мире того времени.
Примечательный пример употребления имени Вавилона находится в Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. В растафарианстве Вавилон символизирует прагматичную западную цивилизацию, построенную белыми людьми.

Вавило́н (др.-греч. Βαβυλών от семитского «bab-Illu», означающего «Врата Бога») - город, существовавший в Междуречье (сегодня Ирак, 90 км к югу от Багдада), являлся одним из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.

История.
Первое упоминание города Кадингир (шумер. «Врата богов») произошло при царе Шаркалишарри. Царь строит здесь храм. Однако согласно поздней хронике этот город существовал уже при Саргоне Древнем. Город Кадингир, по-видимому, был основан в XXIII веке до н. э., как колония выходцами из Эреду. Бог Кадингира Амар-уту[к] (Мардук) считался сыном Энки, главного бога Эреду; именно Вавилон был центром распространения эредукского цикла мифов; а в более позднюю эпоху, когда действительный Эреду исчез с лица Земли, прямо отождествлялся с Эреду. Излагая в эллинистическое время по-гречески шумерские царские списки, историк Берос всюду переводит «Эреду» как «Вавилон».

Завоеватели - амореи из племени яхрурум избрали этот шумерский город Кадингир столицей своего государства и назвали его Вавилон (аморейс. Баб-илу то есть «Врата бога»).

В 331 году до н. э. Вавилон был завоёван Александром Македонским, сделавшим здесь столицу своей империи (в Вавилоне Александр и умер), а в 312 году до н. э. - захвачен одним из полководцев Александра, диадохом Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им неподалёку город Селевкию. Ко II веку н. э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

Геродот о Вавилоне:

«…Построен Вавилон вот так... Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (21 312 м) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (85 248 м)[источник не указан 459 дней]. Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 м), а высотой в 200 (106,56 м). Царский же локоть на 3 пальца больше обыкновенного (55,5 см)…

По данным раскопок

Вавилонский рельеф с ворот ИштарРаскопки 1899-1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего Вавилона (в VI веке до н. э.). Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (площадь около 10 км²), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки (так называемой Вавилонской башней), ярусы которого были окрашены в разные цвета. На севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке - остатки греческого театра IV в. до н. э.

По Геродоту, царица Нитокрис изменила течение реки Евфрат, с целью затруднить мидянам проникновение в страну при торговых сношениях и не позволить им точно разузнать положение дел в стране. Царице Нитокрис Геродот приписывает сооружения царя Набукаднецара (Набу-кудурри-уцур II, Навуходоносор II, сын Набу-апла-уцура, 605 до н. э.- 562 до н.э)

В VI веке до н. э. Вавилон стал красивейшим городом древнего мира. Его жемчужинами были ворота Иштар и зиккурат Этеменанки.

Ворота Иштар в Пергамском музееВорота Иштар были одними из восьми ворот, окружавших Вавилон. Ворота были облицованы синей плиткой с перемежающимися рядами сиррушев и быков. Через ворота проходил Путь Процессий, стены которого украшала плитка с изображениями львов. Каждый год, во время празднования нового года, по Пути Процессий проносили статуи богов.

Путь Процессий вёл к зиккурату Этеменанки. Семиэтажный Этеменанки был самым высоким (90 м) зданием в Вавилоне. На его вершине стоял храм Мардука - бога-покровителя Вавилона. Зиккурат Этеменанки вероятно был прототипом Библейской Вавилонской Башни.

Вавилон как символ
Вавилон (апокалиптический) - столица Вавилонской монархии - своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства.

У позднейших писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений вызывало одно место в первом Послании апостола Петра, где он говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и весьма многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Пётр разумеет Рим, на чём даже основываются известные притязания римских пап как преемников апостола Петра. В Первые века христианства Рим назывался Новым Вавилоном из-за огромного количества народов проживавших в империи, а также по положению, занимаемому городом в мире того времени столице крупнейшего государства мира.

Но особенно примечательный пример употребления имени Вавилона находится в Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора.

В растафарианстве Вавилон символизирует прагматичную западную цивилизацию, построенную белыми (потомками пуритан) людьми.

Расцвет Вавилонского царства (18 в. до н. э.). Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).

Как и египетские фараоны, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Хаммурапи назначал правителей областей и городов, руководил войском, по его приказу проводились каналы и т. п. Однако в отличие от фараонов сам царь, по представлениям вавилонян, богом не был: он получил свою власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю.

Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу (вельможам, сборщикам налогов, пастухам царских стад и т. д.). Землею - полем и садом - наделялись также воины.

Общины земледельцев в Вавилонии. Община являлась объединением земледельцев, живущих по соседству.

В отличие от Египта в Вавилонии наряду с царскими землями существовали земли, принадлежавшие общинам. Земля каждой общины была поделена между семьями на участки, которые передавались по наследству.

Общинники обрабатывали участки с помощью собственного скота.

Общинники следили за состоянием оросительных сооружений (каналов, заградительных насыпей) на территории своей общины. За порядок на этой территории также отвечала община (если кто-нибудь был ограблен на ее земле, а преступник не найден, то общинники совместно возмещали ущерб потерпевшему).

Общинники платили налог (зерном и другими продуктами) в царскую казну.

Подобные общины земледельцев существовали не только в Вавилонии, но и в большинстве древних стран Азии (о существовании общин в Египте ничего не известно).

Законы царя Хаммурапи. Крупнейшим событием в истории всего Двуречья было создание свода законов, изданного от имени вавилонского царя Хаммурапи. В странах Древнего Двуречья эти законы считались образцовыми, их изучали и переписывали на протяжении полутора тысяч лет.

Ученые нового времени разбили текст законов на 282 параграфа.

За убийство, грабеж, кражу, укрывательство беглого раба и многие другие преступления полагалась смертная казнь. Членовредительство каралось в соответствии с древним обычаем "око за око, зуб за ауб" (т. е. равным за равное). В законах сказано:

Если человек выколол глаз человеку, то ему самому следует выколоть глаз.

Если человек выбил зуб человеку, тоему самому следует выбить зуб.

По законам свободные люди несли ответственностьза нерадивую работу.

Если общинник не укрепил насыпь на своей земле и вода прорвала ее, затопила поля соседей, то виновный обязан возместить убытки.

Если строитель построил дом так,что он обвалился, то строитель должен отстроить дом за свой счет.

В законах неоднократно упоминаются рабы, в основном это были чужеземцы; рабы рассматриваются как вещь, которую можно продать и купить.

Свободных вавилонян царь, как глава государства, стремился оградить от бессрочного порабощения. В законах сказано: если человек не может вернуть долг, он отдает в долговую кабалу свою жену, сына или дочь; при этом раб-должник будет служить в доме заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить его на свободу.

В своде законов Хаммурапи подробно рассматриваются отношения между людьми:

устанавливаются правила заключения брака, усыновления, основания для развода, порядок наследования имущества;

оговариваются размеры платы за услуги лекарю, портному, кожевнику, плотнику и т. д.;

определяются условия получения во временное пользование дома, поля, сада финиковых пальм, быков и ослов.

Издание свода законов ограничивало произвол властей и способствовало установлению правопорядка в стране. В известной степени Хаммурапи был прав, когда во вступлении к тексту законов заявлял, что он дал "сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого".

Особенности религиозных верований. Как и египтяне, жители Вавилонии обожествляли природу. Почитали богов неба, солнца, луны, земли, воды.

Главным женским божеством была Иштар - богиня плодородия и любви; она также помогала женщинам при родах.

Когда Вавилон превратился в столицу большого государства, бог-покровитель этого города Мардук стал почитаться главным богом, царем богов.

В отличие от египтян вавилоняне представляли себе царство мертвых страшной, темной, полной пыли подземной страной. Там обитают злые духи. Пища умерших горька, вода солона, питьем могли служить и помои. Чистую воду разрешалось пить только павшим в бою и тем умершим, чьи родственники принесли обильные жертвы богам.

  • Вавилонское царство, названное так по его центральному городу, было одним из ведущих государств Древних времен в Месопотамии. Здесь была сосредоточена политическая, культурная и экономическая жизнь в те времена. Вавилон в период своего расцвета был крупнейшим городом древности. Однако когда образовалось Вавилонское царство, на этом месте был лишь небольшой город с развивающейся экономикой. Просуществовав более полторы тысячи лет, Вавилон был разрушен, и забыт. Его руины были обнаружены неподалеку от города Эль-Хилла в Ираке.

  • Государство Вавилония наибольшего расцвета в своей истории достигло при правлении царя Навуходоносора. Однако в 539 году до н.э. Вавилон был взят армией персидского правителя Кира II. Именно тогда история Вавилонии как самостоятельного государства завершилась. Позже оно попало под владычество Александра Македонского, далее перешло в руки Империи Селевкидов, Парфии и Римской империи. Отсутствие самостоятельной политической жизни негативно сказалось на самом городе, в 3 веке до н.э. Вавилон пришел к упадку.

  • Уже Древняя Вавилония была заселенной областью. В обнаруженных записях того времени указывается, что уже тогда в Вавилоне существовала община, независимый энси (правитель) а также храмовое святилище, которое было посвящено божеству шумеров - Амар-Уту, который в более позднее время преобразовался в Мардука. Все это дает основания полагать, что Древняя Вавилония все же существовала, однако до этого она была лишь небольшим и малозначительным государством.
  • В 24-22 веках до н.э. многие города номового типа в Месопотамии были захвачены аккадской династией. Именно в аккадских записях были обнаружены первые записи о городе Вавилон, который в те времена назывался Кадингирра. Тогда город пребывал под владычеством Аккадского государства, а его правители вели в нем активное храмовое строительство. Однако Аккадское царство было со временем уничтожено, и город перешел ко власти государства династии Ура, под которой он пребывал с 22 по 21 века до н.э. При его правлении Вавилон оставался центром провинции, и руководил им наместник энси, который выплачивал в столицу (город Ур) дань.

  • Вавилонское царство пережило в своей истории несколько основных периодов. В Ранневавилонский период племена амореев создали много независимых государств, однако в течение нескольких сотен лет Вавилон покорил их все. В 1800 году город попал под власть царства Ларса, а спустя 50 лет царь Хаммурапи, известный благодаря составленным им законам , захватил власть во всей Месопотамии.
  • Однако после смерти царя-реформатора государство Вавилония попало под власть касситов. В 1150 г. до н.э. Вавилон был захвачен Эламом. Впрочем, успеха им добиться не удалось, так как вавилоняне не желали владычества эламитов. Далее наступил период долгих войн с Ассирией, которая в течение своей истории много раз захватывала Вавилон, и всякий раз теряла над ним контроль. В 689 году он был почти полностью уничтожен после очередного восстания.
  • В 6 веке ассирийское государство окончательно ослабло, и вавилонянам, при содействии мидийцев, удалось избавиться от города Ашшур, древней столицы Ассирии, и захватить новую столицу - Ниневию. В 5 веке Вавилон достиг наибольшего расцвета, но в 539 году его захватила Персия, положив конец вавилонской независимости.

Карта вавилонского царства и границы вавилонского царства

Царь Вавилонского царства

Столица Вавилонского царства

Образование Вавилонского царства

Искусство вавилонского царства

Занятия жителей вавилонского царства

Где находилось вавилонское царство и его географическое положение

Культура вавилонского царства, культура вавилонии

Религия вавилонского царства

Города вавилонии

Новейшая вавилония