Евгению Родионову было всего 19 лет, когда он погиб в Чечне. Попав в плен, юноша мужественно выдержал зверские пытки и издевательства, отказался снять православный крест и принять чужую веру.

Дорога к храму

Евгений Александрович Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Его родители работали на мебельном производстве. Мальчик долго не ходил, пошел только в год и два месяца, после того как был окрещен. Но нательный крест он начал носить только с 12 лет по настоянию бабушки. С тех пор стал и ходить в храм - в Троицкий собор в Подольске (к тому времени семья жила в Подмосковье).

Окончив девять классов общеобразовательной школы в поселке Курилово Подольского района Московской области, Женя, как и его родители, устроился на мебельную фабрику. Трудился сборщиком, обойщиком, раскройщиком, затем выучился на водителя.

Плен и казнь

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

Воин в огненном плаще

Евгений был похоронен близ деревни Сатино-Русское поселения Щаповское (ныне Троицкий административный округ г. Москвы), возле церкви Вознесения Христова. Посмертно он был награжден орденом Мужества.

В конце 2003 года комитет «За нравственное возрождение Отечества» выступил с предложением канонизировать Евгения Родионова. Однако Синодальная комиссия по канонизации Русской Православной Церкви пришла к выводу, что все сведения о мученической кончине Родионова записаны лишь со слов его матери, которая сама при этом не присутствовала. Также она не могла с уверенностью подтвердить, что ее сына заставляли отречься от Христа. Пока вопрос о канонизации не решен, хотя по этому поводу к Патриарху Кириллу обращались многие влиятельные люди.

Сейчас Евгения поминают как мученика – Евгения Воина. В десятках церквей, в том числе и в московском храме Христа Спасителя, находятся его иконы. Там его чаще всего изображают в накидке красного цвета, похожей на плащ-палатку. Несколько раз люди рассказывали о «божественном воине в огненном плаще», который спасал в Чечне пленных солдат, показывал, где лежат мины и растяжки. Раненые военнослужащие из госпиталя Бурденко также утверждали, что им помогает некий солдат Евгений, «особенно когда подступают боли». Видели его якобы и в тюрьмах. «Он помогает самым слабым, поднимает сломленных», - вспоминали заключенные.

25 сентября 2010 года в родном городе Евгения Родионова Кузнецке, на территории школы №4, носящей его имя, был установлен памятник казненному солдату: его фигуру обвивает пламя бронзовой свечи, вокруг головы - нимб, а в руках - восьмиконечный крест.

В Москве, в Центральном музее Пограничной службы ФСБ России, . Он повествует о трагической судьбе молодого парня, который в далеком уже 1996 году, находясь в плену у боевиков в Чечне, отказался снять православный крест, за что был обезглавлен. Мог выжить, но от своих принципов не отказался. Причислен Русской православной церковью к священномученикам.

Первая чеченская кампания принесла немало смертей российских солдат. Но смерть Жени Родионова выпадает из общего списка именно из-за православного контекста, когда солдата, рядового пограничника, который нес службу на административной границе Чечни и Ингушетии, казнили именно за веру. Просто потому, что отказался снять православный крест.

У каждой войны есть свои герои. Как генералы, так и рядовые. Суворов - это русско-турецкие войны, взятие Измаила. Кутузов - Бородинская битва. Матрос Кошка - оборона Севастополя. Рядовой Матросов - Великая Отечественная война. Генерал Громов - Афганистан. Список огромный: Россия богата на героев. Кампания в Чечне тоже оказалась богатой на мужественные и смелые поступки наших военных. Легендами тех военных событий стали многие - генералы Трошев и Шаманов, другие полковники, майоры, лейтенанты и рядовые. На той войне, к слову, погибли девять сыновей генералов, в том числе сын командующего ВДВ Георгия Шпака, пятьдесят пять сыновей полковников - в окопах не отсиживались.Великий подвиг совершил, как обычно, и простой русский солдат. И среди этих героев, безусловно, можно назвать имя Евгения Родионова. Рядового, гранатометчика по должности, добросовестного и ответственного парня, который своим мужеством вызвал уважение даже у врагов.

«Сложить голову на поле брани, как это ни прискорбно, - святая честь для каждого воина, который защищает свое Отечество, - говорит настоятель Крестовоздвиженского храма в деревне Дарна Истринского района Московской области отец Константин (кавалер медали «За отвагу» в Афганистане). - Попасть в плен и не сломаться - это гораздо сложнее. Пуля потому и дура, что прошибает навылет и не оставляет возможности выбора - это солдатская доля в бою. Жене Родионову, которого мы чтим как священномученика, выпала более тяжелая участь. Ему был дан непростой выбор между жизнью и отречением от веры.
Молодой парень, который был причащен к крещению еще по рождению, а впоследствии осознанно пришел к пониманию православия, символ своей веры в виде нательного креста не снимал даже во время службы. В те годы, наверное, его в этом могли упрекать и командиры, и сослуживцы. Но он оставил крест у себя на груди. К сердцу прижал. И когда уже в плену его пытались убедить в необходимости избрания новой веры, неприемлемой по многим соображениям, он отверг эти предложения. Мы знаем много примеров из истории, когда христиан пытались отлучить от веры насильственными способами. Они не отказались от своих убеждений и сохранили свои принципы. Рядовой Родионов - наследник традиций, в первую очередь православных. Принял мученическую смерть, за что так и почитаем ныне. Молимся за него каждодневно».Евгения Родионова почитают во многих российских храмах, а в мае 2011 года он включен как «новомученик Евгений Воин» в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии США для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Дмитриевскую субботу.В России в 2010 в городе Кузнецке Пензенской области был открыт и освящен памятник Евгению Родионову, который представляет собой бронзовую свечу, пламя которой будто обнимает фигуру Евгения, вокруг головы которого виден нимб, а в руках - восьмиконечный крест. Памятник этот установлен на территории местной школы, которая носит его имя.
В 2016 году в Москве на очередном заседании круглого стола Изборского клуба, объединяющего экспертов, аналитиков, публицистов, политиков патриотического толка, было подписано обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой запустить процесс подготовки канонизации (прославления в лике святых) воина Евгения Родионова. В обращении указывалось, что фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за веру и отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению. Именем воина Евгения предлагалось назвать улицы и площади российских городов. Было отмечено, что нынешняя патриотическая власть Чеченской Республики - субъекта Российской Федерации с огромным уважением относится к подвигу Евгения Родионова.

«Нельзя забывать своих героев, - говорит директор национальной премии «Воины духа» Игорь Исаков. - Они отдали свою жизнь за Отечество, знали, на что идут, поэтому заслуживают достойной памяти и уважения потомков. То, что сняли документальный фильм о славном воине Евгении Родионове, очень здорово. Это напоминание о том, что наши люди готовы на самопожертвование ради своей Родины, ради отстаивания своей свободы и своего суверенитета. Ведь ради спокойствия своей страны кто-то всегда находится на передовой, несет службу и порой жертвует жизнью. Наш долг - отдавать память своим защитникам, воспитывать на их примере молодое поколение. Нельзя забывать героизм тех, кто защищал нашу Родину в отечественных войнах, отстаивал интересы России в Афганистане, Чечне, прочих вооруженных конфликтах. Нужно помнить и о далеких событиях - той же Куликовской битве, где проявил героизм монах Пересвет, вышедший на схватку с Челубеем. Это генетическая память, и мы должны ее сохранить для потомков».

Здесь, конечно, нельзя не вспомнить и про маму Жени - Любовь Васильевну Родионову. После сообщения об исчезновении сына она десятки раз ездила в зону боевых действий. Была неоднократно обнадежена и неоднократно бита боевиками, добралась до главаря бандформирований Басаева и в конечном итоге получила вначале тело своего сына, а потом и фрагменты его головы. Установила истину, но так и не успокоилась. Ее воспоминания и стали основой документального фильма «Мой сын рядовой Родионов».

Евгений Александрович Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Его родители работали на мебельном производстве. Мальчик долго не ходил, пошел только в год и два месяца, после того как был окрещен. Но нательный крест он начал носить только с 12 лет по настоянию бабушки. С тех пор стал и ходить в храм - в Троицкий собор в Подольске (к тому времени семья жила в Подмосковье). Окончив девять классов общеобразовательной школы в поселке Курилово Подольского района Московской области, Женя, как и его родители, устроился на мебельную фабрику. Трудился сборщиком, обойщиком, раскройщиком, затем выучился на водителя. Плен и казнь. 25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни. 13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен. Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена. Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения. Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили. Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания. Воин в огненном плаще. Евгений был похоронен близ деревни Сатино-Русское поселения Щаповское (ныне Троицкий административный округ г. Москвы), возле церкви Вознесения Христова. Посмертно он был награжден орденом Мужества. В конце 2003 года комитет «За нравственное возрождение Отечества» выступил с предложением канонизировать Евгения Родионова. Однако Синодальная комиссия по канонизации Русской Православной Церкви пришла к выводу, что все сведения о мученической кончине Родионова записаны лишь со слов его матери, которая сама при этом не присутствовала. Также она не могла с уверенностью подтвердить, что ее сына заставляли отречься от Христа. Пока вопрос о канонизации не решен, хотя по этому поводу к Патриарху Кириллу обращались многие влиятельные люди. Сейчас Евгения поминают как мученика – Евгения Воина. В десятках церквей, в том числе и в московском храме Христа Спасителя, находятся его иконы. Там его чаще всего изображают в накидке красного цвета, похожей на плащ-палатку. Несколько раз люди рассказывали о «божественном воине в огненном плаще», который спасал в Чечне пленных солдат, показывал, где лежат мины и растяжки. Раненые военнослужащие из госпиталя Бурденко также утверждали, что им помогает некий солдат Евгений, «особенно когда подступают боли». Видели его якобы и в тюрьмах. «Он помогает самым слабым, поднимает сломленных», - вспоминали заключенные. 25 сентября 2010 года в родном городе Евгения Родионова Кузнецке, на территории школы №4, носящей его имя, был установлен памятник казненному солдату: его фигуру обвивает пламя бронзовой свечи, вокруг головы - нимб, а в руках - восьмиконечный крест.

20 лет назад 19-летнего воина Евгения Родионова боевики обезглавили за отказ снять с себя православный крест. Это произошло 23 мая 1996 г. в Чечне в селе Бамут.

Спустя несколько месяцев после казни мама Жени — Любовь Васильевна — лицом к лицу встретилась с убийцей сына, полевым командиром Р. Хайхороевым . «Ты вырастила борзого сына! — заявил ей боевик в присутствии представителя ОБСЕ. — Он дважды пытался бежать. Мы предлагали ему снять крест, принять нашу веру и воевать против федералов. Он отказался. Таких мы убиваем. Придёшь ещё раз — и тебе конец, не испытывай судьбу!»

Чего ждали боевики?

Судьбу мама Жени испытывала все 9 месяцев, за которые исходила более 70 сёл и горных аулов в поисках сына: «Чечню с тех пор я знаю лучше, чем наш подмосковный посёлок Курилово», — рассказывает «АиФ» Любовь Васильевна Родионова .

Евгений Родионов был взят в плен в феврале 1996 г., когда на их блокпост напали боевики. Бандиты передвигались на машине «скорой помощи». Кроме Жени в плен попали ещё трое однополчан — мл. сержант Андрей Трусов , рядовые Александр Железнов и Игорь Яковлев . Следы неравной борьбы (боевиков было в разы больше) останутся на снегу даже спустя неделю, и Любовь Васильевна увидит их собственными глазами. А на седьмой месяц поисков услышит: «Твой сын погиб. Ищи его в Бамуте...» Любовь Васильевна узнает, что и Женя, и трое его однополчан отказались отправлять родным просьбу о выкупе — понимали, что у родителей нет таких денег. Три месяца они были в плену, подвергались пыткам, но ни одного из ребят боевикам сломить не удалось.

Останки сына Любовь Родионова откапывала собственными руками, а перед этим 17 раз ездила на переговоры с убийцей Жени, чтобы он указал точное место. Хайхороев постоянно выдвигал новые требования. Решающим стали деньги, которые Любовь Васильевна заплатила боевикам, заложив квартиру. «Бандитам я поклялась молчать. Молчать о том, что был заплачен выкуп, что тела казнённых ребят лежали незакопанными две недели. Масхадов издал приказ, чтобы обезображенные тела наших солдат не выдавать до тех пор, пока невозможно будет опознать следы зверств боевиков. Они хотели выглядеть перед ОБСЕ и в глазах мировых СМИ не палачами, а воинами. Ждали, когда время скроет следы преступления и они смогут сказать, что Женя и трое его однополчан, Андрей, Александр и Игорь, погибли при бомбёжке федералов. Молчать об этом я не смогла...

На груди Жени был крестик, который с него не посмели снять даже с мёртвого. Крест этот Женя носил с 11 лет. «Сын тогда вернулся с каникул от бабушки с крестиком на груди. Сказал, что ходил в церковь, исповедался, причастился. Я убеждала его снять крестик, говорила, что над ним будут смеяться. Мы его крестили в год с небольшим, но в храм я его не водила, потому что не была воцерковлённым человеком. Но Женя тогда очень твёрдо себя повёл. Крестик он носил на верёвочке, не снимая даже на тренировках по самбо.

Когда я привезла Женю в наш посёлок, был вечер. Собрались все те, кто его знал. А ночью я осталась с ним одна. И не могла наговориться. Я так долго его искала, — продолжает Любовь Васильевна. — Вспомнила многое. В отдельную двухкомнатную квартиру мы переехали в 1994 г. А до этого жили в общежитии, я работала на трёх работах, уходила в 6 утра. Женя сам вставал в школу, возвращаясь домой, готовил обед. Он рано повзрослел. У него была удивительная особенность в обычном видеть прекрасное — мог пройти мимо осенней лужи, сказав: «Что ты там видишь? Грязь? А ты попытайся увидеть там небо». Из армии он прислал мне на день рождения стихотворное поздравление:

Я тебе много счастья желаю
Чтобы много ты лет прожила
Чтоб всегда ты была молодая
И всегда чтоб со мною была

Как затронуть сердца?

В день похорон я сама переложила сына из «цинка» в деревянный гроб. А через пять дней похоронили и папу Жени — Александра . Он умер на могиле Жени — положил на неё десять шоколадок, обнял землю и больше не встал. Мы расстались с Сашей, когда Жене было 7 лет. Они с сыном любили друг друга, общались. Теперь лежат рядом.

В 100 м от могилы сына — древний храм в честь Вознесения Христова, в день гибели Жени, 23 мая 1996 г., Церковь отмечала именно этот праздник — Вознесение. И ещё это день рождения сына. В день казни ему исполнилось 19 лет.

Под Бамутом, на месте, где мы обнаружили тела ребят, установить православный крест нам помогли мусульмане со словами: «Мы хотим, чтобы Бог простил нам эту невинную кровь, чтобы снял с нашего села проклятие». Историю пленных ребят там знали все».

После гибели сына Любовь Васильевна более 60 раз побывала в Чечне, и каждый раз с благотворительным грузом. «Первую помощь я повезла в ноябре 1999 г. Как раз тогда праздновали День матери. Помню, какой был холодный ветер, когда мы вручали солдатам варежки, носки, одеяла. После получила от этих ребят письмо: “Мы всегда будем помнить, что ваши подарки помогли пережить нам эту зиму”. Можно ли после этого останавливаться?»

Любовь Васильевна признаётся, что не перестаёт удивляться, сколько людских сердец затронула судьба её сына: «Он так мало успел при жизни. И так много после смерти. На могилу сына приезжают тысячи людей. Создаются музеи Жени Родионова, о нём выходят книги в России, Сербии, Черногории, Греции. За границей его называют Евгений Русский. Меня потряс случай, когда на могилу Жени пришёл ветеран Великой Отечественной войны и в знак уважения оставил свои боевые награды. Сам Женя посмертно награждён орденом Мужества».

Мы разговариваем с Любовью Васильевной на кладбище. Надпись на кресте, осеняющем могилу её сына, гласит: «Здесь покоится русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрёкшийся от Христа, казнённый под Бамутом 23 мая 1996 г.». С места, где упокоился Женя, открывается захватывающий вид на леса и поля. «Люблю сюда приходить — здесь много неба. Но что будет с могилой, когда не станет меня? Неухоженная могила считается бесхозной, и туда подзахоранивают других. Нужен закон, который сделает солдатские могилы неприкосновенными по всей стране. Наши сыновья ценой жизни сохранили целостность Российской Федерации, неужели государство не найдёт сил и средств ухаживать за участками земли 2 на 2 метра, где покоятся герои?»

Поклонный крест на трассе М4 — один из народных знаков почитания воина Евгения. Многие сигналят, проезжая мимо, словно отдавая честь. А мама солдата, оглядываяь на прошедшие 20 лет, говорит: «Все эти годы стараюсь жить так, чтобы, когда мы встретимся с Женей в вечности, ему не было за меня стыдно».

В марте 1917 года, после того как из Петрограда пришло известие о революции и отречении царя, на улицы Киева высыпала огромная толпа народа. Это был первый в истории города Майдан, на котором смешались демократы, эсеры, анархисты, националисты, веселящиеся мещане, опьяненная свободой прислуга, солдаты запасных и учебных полков.

16 марта 1917 года толпа демонстрантов собралась на Крещатике, чтобы отметить «день праздника революции». География протестных событий сто лет назад была та же, что сегодня, а топонимика другая: Майдан Незалежности назывался тогда Думской площадью (из-за здания Киевской городской думы). На этой площади в 1912 году был установлен памятник убитому министру Столыпину. Он-то и пострадал в горячке революционных событий: демонстранты устроили над памятником «народный суд», вынесли обвинительный приговор.

Памятник казнили. Повесили.

Демонстрация у Городской думы в Киеве. Март 1917.

При помощи металлических тросов стянули фигуру бывшего министра с постамента. Отволокли на завод Арсенал и переплавили.

Революционерам казалось, что построение светлого будущего начинается с вандализма.

1918 год. Москва, Пречистенская набережная. Рабочие ломают бронзовый памятник Александру III.

С наскоро сколоченной трибуны перед толпой выступает комиссар в кожанке:

– Во исполнение декрета советской власти «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», мы сегодня сносим этот царский монумент, это наследие старого режима. Давайте же навсегда избавимся от уродливых и нелепых статуй, портящих облик города и символизирующих гнусную эксплуатацию трудового пролетариата!.. Мальчик, а ну-ка отойди оттуда, сейчас голова упадёт – прямо тебе на башку!

Из толпы слышны возгласы:

– Царю голову скинули, теперь жизнь другая начнётся…

– Главное – чтобы не без царя в голове, а то всё едино…

– Кто сказал?! Да за такие слова я тебя в чеку сдам!

В 1924 году в Ростове-на-Дону по постановлению властей, но с активным участием толпы был снесен памятник Александру II, который после революции простоял на Соборной площади семь лет в красном деревянном ящике с пятиконечной звездой (его зашили в этот саркофаг, чтобы народу не мозолила глаза статуя былого поработителя). Газета «Трудовой Дон» от 30 апреля 1924 года писала: «В 10 с половиной утра по команде тов. Зонтова рабочие потянули за канат, и памятник был сброшен на землю.

Царь головой вошел в землю на поларшина. Площадь ответила криками «ура», свистками и аплодисментами. Товарищи Калупов и Зонтов приветствовали рабочих мастерских, на чью долю выпало первым поднять в Ростове восстание против самодержавия и сбросить памятник царю. Бронзовая фигура царя была разобрана на части и увезена на грузовиках. Присутствовавшие товарищи встретили снятие памятника с глубоким удовлетворением». Снос памятника попал в кадры документального фильма Сергея Дебижева «Золотой сон», на которых видно, что скульптура подверглась разрушению сразу же после демонтажа.

1956 год

В Тбилиси 5 марта 1956 года состоялась многотысячная демонстрация под лозунгами «Ленин - Сталин!» и «Не допустим критики Сталина!». Протестовавшие были возмущены тем, что годовщина смерти Сталина не отмечается, и требовали объявить траур по бывшему вождю. Митинги продолжались пять дней. 9 марта демонстранты собрались на набережной Куры вокруг памятника Сталину, решив охранять его от возможного демонтажа. Постепенно ситуация накалялась, демонстранты открыто выступали против правительства Хрущева, и 10 марта в город были введены войска, жестоко подавившие выступления тбилисцев. Тогда же военные при помощи танка сорвали с постамента охранявшийся протестующими памятник.

Так толпа оказалась в роли защитников монумента, который во что бы то ни стало хотела уничтожить власть.

На памятник Железному Феликсу лезет юноша, пытаясь закрепить на нём верёвку. Люди в толпе обсуждают, сорвётся он или нет. Юноша не срывается, но и попытка свалить за верёвку успеха не приносит. Прибывший на место Геннадий Бурбулис берёт стихию в свои руки. Через матюгальник он сперва уговаривает толпу не рушить монумент:

– Поймите, это же опасно. Памятник при падении может проломить подземный переход и вход в метро под площадью!

Но люди против Дзержинского настроены решительно. Тогда Бурбулис предлагает по­дождать, пока он вызовет спецтехнику, которая справится с Феликсом Эдмундовичем без ущерба для подземных сооружений.

Через пару часов на площади появляется мощный автокран, толпа встречает его радостным рёвом. Приноровившись, Дзержинского скручивают тросом и отрывают от постамента. Скособочившись, главный чекист взмывает в ночное небо, а уставшие от многочасового стояния люди бешено аплодируют и кричат ура.

– Ну всё, теперь свобода…

– Теперь заживём, только бы гэбистов и коммуняк всех перевешать!

– Да уж, попили они нашей кровушки…

9 апреля 2003 года, когда статуя Саддама Хусейна была свергнута иракцами и американскими военнослужащими с постамента на площади Аль-Фирдоус в центре Багдада, в стране окрестили «историческим днем». Телеканалы США показывали падение статуи несколько часов подряд.

Город к тому времени уже находился под контролем американских войск. Местные жители собирались на центральных площадях, празднуя падение режима Хуссейна. CNN и BBC в прямом эфире показывали, как толпа колотит кувалдами по постаменту памятника и пытается стащить огромную бронзовую статую, набросив на нее обычную веревку. Американские солдаты пришли на выручку иракцам и попробовали сбросить памятник с постамента при помощи БМП и металлического троса. Скульптура, обмотанная американским и иракским флагами, наклонилась практически параллельно земле и в итоге была разорвана пополам.

Вот она свобода, вот она демократия! Уж теперь то заживем!

2013 год .

В Киеве на бульваре Тараса Шевченко снесли памятник Владимиру Ленину .

Как сообщает «Украинская правда», несколько молодых людей накинули на голову памятника тросы, которые стали тянуть. Памятник упал и провалил гранитную плиту у подножья, от сильного удара ему оторвало голову. Молодые люди скандировали «Свобода придет, порядок наведет». После они скрылись, прикрывая лицо руками.

При этом сотрудники милиции, находившиеся на месте события, не вмешивались и никак не препятствовали действиям молодых людей.

Партия «Всеукраинское объединение «Свобода» взяла ответственность за снос памятника Владимиру Ленину в Киеве на себя. Как пишет «Интерфакс-Украина», об этом журналистам сообщил депутат Верховной Рады от «Свободы» Игорь Мирошниченко.

«Я был во многих городах Украины. И в каждом из них меня просили убрать этого «болвана» из Киева», - сказал он.

В «Свободе» считают, что свержение памятника символизирует завершение периода советской «оккупации».

К чему все это? Когда уничтожение символов чего либо делало жизнь лучше? Или это какое то бессознательное?