Студенты зачастую путают свойства и качества личности. В литературе детально эти понятия не разведены и поэтому смутно воспринимаются. В обучении психологов, как и в любом другом профессиональном обучении, предметы и явления жизни раскладываются на более простые элементы и, чем проще элемент, тем понятнее о чем идет разговор.

При обучении психологии, мы сначала начинаем различать психику и психические явления, которые включают в себя психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психические процессы раскладываем на познавательные психические процессы и эмоционально-волевые. Первые состоят из ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, представлений, воображений. Особняком стоит такой психический познавательный процесс, как внимание. С одной стороны, внимание может быть самостоятельным процессом, а с другой внимание является катализатором других познавательных процессов. Эмоционально-волевые психические процессы представлены аффектами, эмоциями, настроением, чувствами и волей. Психические состояния включают в себя состояние сознания человека в определенный момент времени, которое проявляется в триаде: 1. мышление, 2. эмоция, 3. поведение (тело).

И. наконец, психические свойства личности, с чего мы и начали разговор.

Свойство личности — это индивидуальная особенность личности, выражающаяся в отношении к какой-либо сфере жизни.

Качество личности — это уровень развития свойства.

Например, свойство личности «общительность» можно разбить на такие качества, начиная с низкого уровня развития этого качества у человека до высокого.

1. Замкнутый

2. Молчаливый

3. Общительный

4. Разговорчивый

5. Болтливый

После такого примера становится более понятно, как охарактеризовать человека. В этом случае мы можем показать его отношения к основным сферам человеческой жизни:

К труду:

1. Ленивый

2. Медлительный

3. Рациональный

4. Трудолюбивый

5. Трудоголик

К семье:

1. Равнодушный

2. Эгоистичный

3. Хороший семьянин

4. Заботливый

5. Альтруистичный

К себе:

1. Неряха

2. Простой

3. Уверенный

4. Самолюбивый

5. Нарциссический

Из приведенных примеров видно, что в каждом свойстве личности есть своя качественная «золотая середина», которая является «нормальной», «адекватной», но в то же время это отношение претерпевает субъективные влияния. Например, для самолюбивого человека простой человек покажется неряхой, а для неряхи уверенный будет восприниматься, как самолюбивый, для равнодушного семьянина хороший семьянин будет восприниматься, как альтруистичный, а для трудолюбивого работника медлительный будет казаться ленивым. Так что индивидуальные личностные качества дают уникальный неповторимый узор личности, который прекрасен в своем несовершенстве и красив в своем совершенном проявлении одновременно.

Постепенно, по мере изучения психологии, мы проникаем все глубже во все психические явления и нам становится все более понятным поведение человека, как результат сложных био-социо-психических взаимодействий.

Иван Котва, психолог

Качества личности - стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки. Более широкая категория - черты личности, куда включаются как позитивные, так и другие свойства личности. Есть интересная классификация: все качества можно поделить на две большие категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж), которые формируют красивую вывеску. Под душевным миром мы понимаем те качества, который в глаза не бросаются, но делают человека желанным гостем в любой компании.

Качества, работающие на яркую вывеску: Артистичность, умение выступать; Красивая внешность, умение одеваться; Поставленная, четкая речь; Красивая жестикуляция. Качества, работающие на богатое содержание: Позиции восприятия, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон; Умение заботиться об окружающих; Умение и думать, свобода мышления; Позитивное мировосприятие; Мудрость. Некоторые из качеств, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям как в рабочих, так и близких отношениях. Очень многие свои личностные качества можно успешно развивать, работая со своим телом. В частности, постановка нужных жестов (внешних жестов, а потом - внутренних жестов) вырабатывает нужные качества личности. Есть и много других методов работы над собой.

Волевые качества личности

Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.
Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Инициативность - это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность - это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.
Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить"" те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.
Решительность - свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.
Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.


Энергичность - это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.
Настойчивость - это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.
Организованность - качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность - это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.


Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.
Воля - это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут сломить его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

Социально-психологические качества личности

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу, зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:


1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» - синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.


2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств). Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ.


3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности - рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления.


До тех пор, пока не получены однозначные ответы на принципиальные вопросы, нельзя ждать однозначности и в решении более частных проблем. Поэтому на уровне социально-психологического анализа также имеются противоречивые моменты, например, по следующим пунктам: а) сам перечень социальнопсихологических качеств (свойств) личности и критериев для их выделения; б) соотношение качеств (свойств) и способностей личности (причем имеются в виду именно «социально-психологические способности).

Профессиональные качества личности

Психологические качества и способности группируются по следующим 11 категориям: вербальная - способность понимать значение слов, понятий, владение языком; числовая - способность быстро и точно выполнять арифметические действия; способность представлять предмет в двух или трех измерениях; способность различать даже незначительные детали объектов, графических изображений; способность корректировать слова, буквы, цифры; способность быстро и точно координировать работу рук, пальцев и глаз в движениях - моторная координация; способность быстро и точно манипулировать небольшими предметами (ловкость пальцев); способность ловко действовать руками (ловкость рук); способность согласовывать движения глаз, рук и ног в соответствии со зрительными сигналами; способность воспринимать, сравнивать и различать цвета и оттенки; обучаемость - способность понимать, рассуждать, делать выводы (общий интеллект).


Каждое качество должно рассматриваться с точки зрения его профессиональной значимости (обычно их оценивают по пятибалльной шкале), в результате составляется профиль необходимых психологических качеств. Однако не только способности определяют успешность профессии. Важными являются и другие индивидные характеристики, определяющие уверенность человека в различных условиях. Так, различают 12 факторов «темперамента», адекватного различным трудовым ситуациям - понятие «темперамент» здесь употребляется скорее как «социальный темперамент», обозначая энергетические возможности человека в сфере общения с другими людьми: ситуации, связанные с большим кругом изменяющихся обязанностей; ситуации, связанные с повторяющимися короткими циклами, осуществляющимися в определенной последовательности в соответствии с установленными правилами; ситуации, не требующие самостоятельных действий и принятия решений; ситуации, связанные с управлением, планированием и контролем своей и чужой деятельности; ситуации, предполагающие необходимость установления контактов помимо предусмотренных инструкцией; ситуации, предполагающие работу в условиях относительной изоляции от людей; ситуации, требующие руководства людьми и оказания влияния на них; ситуации, связанные с неожиданными действиями и риском и требующие бдительности и самокритичности; ситуации, требующие быстрой сенсорной оценки положения и принятия решений; ситуации, требующие оценки информации при помощи измерительных приборов; ситуации, предполагающие интерпретацию чувств, идей или фактов; ситуации, требующие точных знаний о допусках и стандартах.


Определение профессионально важных признаков основано на экспертных оценках и представляет собой результат договоренности о том, какие характеристики наиболее важны, а какие - менее. Применительно к ряду профессий эта задача не может решаться однозначно: так, для видов профессиональной деятельности, имеющих монотонный характер, существенны качества, благодаря которым человек сопротивляется наступлению утомления, а для профессий, связанных с экстремальными ситуациями, важными являются способность выдерживать сильные раздражители, принимать решения и нести за них ответственность. Кроме того, многие профессии могут осуществляться как в повседневных, так и в особых условиях (например, участковый или военный врач), хотя действия и операции, составляющие содержание профессии, в общем, остаются теми же. Таким образом, описание профессии должно включать скорее границы типичных ситуаций и допустимых значений психологических качеств. Перечислим виды индивидуально-психологических качеств, которые значимы для успешного овладения человеком профессией.


1. индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности.


2. сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться: так, вырабатывается так называемый «технический слух», позволяющий распознавать неисправности в механизмах, уменьшается и дифференциальный порог цветоразличения, благодаря чему сталевары могут определять температуру мартеновской печи. Сенсорная основа деятельности предъявляет требования к сенсорным способностям человека и таким образом развивает их.


3. внимание человека (аттенционные свойства), среди которых наиболее существенными оказываются иногда распределение и переключение, иногда - устойчивость. Свойства внимания поддаются упражнению в незначительных пределах, однако, компенсируются благодаря эмоциональному фактору (заинтересованности) и выработке привычек.


4. психомоторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели (к этим качествам относят особенности статики, например профессиональный тремор, а также скорость реакций). Поскольку содержание профессионального труда изменяется (на ранних этапах развития техники определяющим был силовой фактор, а в настоящее время более важными становятся временной и пространственный), то предъявляются новые требования к психомоторным свойствам. Показано, что они хорошо поддаются упражнению.


5. мнемические качества. Профессиональная память также может развиваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и активизацию запоминаемого материала в деятельности.


6. особенности имажинитивные (свойства воображения) и мыслительные.


7. волевые качества (имеют значение в разной степени для разных профессий), способствующие умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда.

Нравственные качества личности

Нравственность - это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и других. В зависимости от того, на основе каких ценностей сформированы эти внутренние правила нравственность может быть расовой, националистической, религиозно-фанатической, гуманистической. Вряд ли нужно объяснять кто такие расисты, националисты, религиозные фанатики. Если кто-то считает, что у них нет нравственности, он глубоко ошибается. У этих людей есть нравственность и она требует благородного отношения к своим и уничтожения чужих. Кстати это чисто генетические программы, доставшиеся нам в наследство от наших далеких предков. Они помогали выжить первобытным людям, но в настоящее время они ничего кроме вреда не приносят, более того, они калечат людей. Как известно генетические программы корректируются путем воспитания. Однако общество, в котором официально проповедуются расовые, националистические или религиозно-фанатические идеи лишь усиливают эти генетические программы. Могут ли быть творческие личности среди них? Конечно и достаточно много. Но есть одно но. Результаты их творчества имеют ценность для людей только в том случае, если они направлены на развитие жизни, предполагают улучшение условий жизни всех людей. Таких результатов у расистов, националистов и религиозных фанатиков как правило не много, ведь абсолютное большинство их работ посвящено поиску тех или иных доказательств превосходства своей расы, нации или религии и способов уничтожения чужих. А так как такого превосходства нет и быть не может, то и соответствующие результаты. Многие действительно талантливые люди, одурманенные ядом расизма, национализма или религиозного фанатизма так и не смогут достичь выдающихся результатов в творчестве.

Подлинное творчество всегда гуманистично и главная нравственная ценность гуманизма - уважение ко всем людям, независимо от их расы, национальности и религиозных убеждений


Несмотря на существенные расхождения в подходе к личности и ее определении, имеются и общие позиции, которые могут быть отражены при выделении и описании ее основных качеств (свойств):

    социальность , т.е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;

    уникальность – своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу;

    трансцендентность – стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие сказанного, назавершенность, противоречивость и проблемность;

    целостность и субъективность – сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность;

    активность и субъективность – способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;

    нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.

Перечисленные свойства личности не существуют сами по себе, отдельно друг от друга, но образуют диалектические противоречивые связи, разумно ограничивающие и гармонизирующие их проявление в процессе жизнедеятельности. Так, нравственность ограничивает активность и субъективность, не позволяя им выродиться в социально неприемлемые формы. Уникальность помогает «снять» проблему превращения личности в процессе социализации в «коллективного человека» (К.-Г.Юнг), конформиста. Социальность препятствует перерождению уникальности и суверенности личности в эгоцентрическую замкнутость. Целостность определяет ту грань изменчивости личности, которая помогает сохранить ее идентичность. Стремление к трансцендированию ведет к раскрепощению скрытых резервов личности, повышая ее творческие и адаптивные возможности, не позволяя личности застыть в косной самоудовлетворенности.

Все эти качества не даны личности изначально, а представляют собой результат длительного и сложного процесса формирования или становления личности.

Контрольные вопросы к теме №6

    Как определяется личность с позиций научной психологии?

    Перечислите свойства личности.

    Охарактеризуйте установку как детерминирующая тенденция.

    Назовите зарубежные и отечественные подходы к личности.

    Охарактеризуйте личность как самоорганизующуюся система.

Тема 7. Модели структуры личности Лекция 7. Модели структуры личности

Основные понятия:

личность; концепция черт личности; тип личности; интроверт; экстраверт; интуиция; ощущение; либидо; интроекция; принцип удовольствия; принцип реальности; моральный принцип; психологическая защита; вытеснение; отрицание; проекция; рационализация; замещение; структура личности; содержание личности; направленность; опыт.

Какие качества человека, кроме положительных и отрицательных, выделяют в психологии и где применяется эта классификация? Зачем нужна осведомленность в этом вопросе и какие преимущества она несет? Что включает в себя понятие «личные качества»? Какими они бывают? Ответ ниже, в этой статье.

Что дает знание о качествах человека

Осведомленность и грамотность в психологических вопросах – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

  • повысить собственный уровень самосознания;
  • более глубже понять социум;
  • научиться верно устанавливать приоритеты
    и строить с ними отношения.

При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

Классификация личных качеств

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

  • индивидуальные прохождения внутренних внутри человека
  • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
  • особенности характера;
  • тип темперамента;
  • особенности поведения;
  • характер общения и ;
  • отношение к самому себе и проч.

Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

Личностные свойства имеют разные классификации:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • волевые;
  • профессиональные;
  • и нравственные качества.

Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.

Отрицательные качества человека

Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и . Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

  • лживость;
  • лицемерие;
  • грубость;
  • леность;
  • склонность к депрессиям;
  • агрессивность;
  • ненависть;
  • нетерпеливость;
  • пассивность;
  • слабоволие;
  • трусость;
  • обидчивость;
  • неряшливость.

Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.

Положительные качества человека

Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость,
  • ответственность;
  • миролюбие;
  • дружелюбие;
  • верность;
  • бескорыстие;
  • честность;
  • уверенность в себе.

Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично
составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо . Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Профессиональные качества личности

На влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, и глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?

Это загадочное существо - Человек. Чем более высокоорганизованными мы становимся, тем больше нас интересует вопрос, как же этот сложный механизм всё-таки работает? Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, чем можно объяснить тот факт, что глядя на один и тот же предмет, ?

Только сейчас с помощью системно-векторной психологии мы пробуем смотреть на других не через себя, не сравнивая с выдуманной «нормой», а по-другому - воспринимая их такими, какие они есть, дифференцируя личностные качества человека, понимая врождённую природу их свойств, а значит, систему ценностей, приоритетов и желаний, стремление к удовлетворению которых и определяет поведение человека.

Системно-векторная психология даёт восемь отправных точек, восемь граней, составляющих психическое человека, восемь векторов, определяющих направления для развития психологических качеств личности.

Врождённые свойства развиваются до определенного уровня развития: либо развиваются вплоть до самого высокого уровня современного члена общества, либо остаются на элементарном уровне отношений в первобытной стае - от этого зависит способ реализации этих врождённых качеств личности в течение всей взрослой жизни.

Воровство и инженерные технологии - это разные проявления одного и того же врождённого качества , стремления добыть и сэкономить.

В первом случае это добыча ДЛЯ СЕБЯ, т. е. , направленное внутрь личности, а во втором случае - это добыча и экономия разнообразных ресурсов общества, которая, безусловно, принесёт пользу и лично автору этих разработок, но уже как ЧЛЕНУ СОЦИУМА, а не просто голодному охотнику.

От чего же зависит уровень развитости врождённых качеств личности?

Почему, воспитываясь в одной и той же семье, один из братьев становится выдающимся врачом, известным общественным деятелем, а другой - преступником, несущим разрушения и страдания людям?

Какие качества личности определяют её поведение?

Каковы составляющие психологического портрета современной личности?

Можно ли развить или искоренить определённые личностные качества человека намеренно?

Меняются ли психологические качества с годами?

Пряник - наслаждение, кнут - отсутствие пряника

Природа обеспечивает нас от рождения определёнными психологическими свойствами, реализуя которые мы получаем наслаждение. Нет реализации - мы страдаем, растут нехватки, нарушается биохимический баланс головного мозга и… нас сбрасывает в архетипичную программу, т. е. мы идём удовлетворять свои желания напрямую, как-нибудь, только бы снять напряжение, получить пусть не наслаждение, но хотя бы убрать это внутреннее давление. Это сильнее нас, это Природа. По большому счёту она не даёт нам выбора - мы в любом случае будем выполнять свою видовую роль, но каким образом - это уже зависит от нас.

Варианты реализации врождённых качеств личности могут различаться между собой, словно небо и земля. Человечество развивается вот уже 50 тысяч лет, и умение ловко и метко бросать копьё сегодня уже не актуально. Многие из нас даже не знают, как правильно держать в руках лопату или топор, зато большая часть городского населения знает, что такое Интернет и владеет навыками пользования компьютером.

В современном обществе те психологические свойства, которые позволяли древнему человеку с кожным вектором быстрее всех убить мамонта или организовать воинов для победы над врагами, реализуются в бизнесе, инженерии и законотворчестве - при высоком уровне развития векторальных свойств. Или же остаются на уровне «добычи мамонта», т. е. воровство, спекуляция и обвешивание на рынке, мошенничество или разного рода аферы.

В каждом векторе врождённые качества личности могут быть реализованы на высоком уровне и принести блага всему обществу - в таком случае человек получает максимальное наслаждение от своей деятельности, так как его поступки соответствуют уровню темперамента (силы желания) современного человека. Если же реализация свойств идёт на первобытном уровне - напрямую, личностные качества человека используются только для себя, тогда удовлетворение мизерное, так как это вариант для древнего человека, для его невысокого темперамента. И воспринимается индивидуумом как снятие давления, временное, мелкое, куцее и толкает его снова и снова повторять свои поступки, так как полноценного удовлетворения так и не наступает.

Это напоминает бег по кругу: «украл - выпил - в тюрьму - украл - выпил - в тюрьму».

Ступеньки психологической эволюции

Время до окончания пубертата (12-15 лет) - самый важный и единственно возможный период для того, чтобы развить врождённые качества личности. Воспитание, адекватное векторальному набору ребёнка, создаёт условия для максимального развития всех имеющихся свойств подрастающего поколения. За этот период каждый вектор ребёнка в своём развитии успевает достичь какого-либо уровни развития, всего их четыре: неживой, растительный, животный и максимальный - человек.

Например, развитие малыша начинается с самого низшего уровня - неживого. В этом состоянии его привлекает все яркое и красивое в окружающем мире: от цветочков до картинок, от ярких аппликаций до мягких игрушек. Взросление не гарантирует развитие вектора, если правильно не направлять ребенка в этом направлении, тогда все на что он будет способен в дальнейшем - это замечать исключительно внешнюю красоту людей или животных, природы или дизайна. Но все это не будет вызывать в нем глубокий эмоциональный отклик, выражение чувств останется на уровне: красиво, но бездушно.

При правильном подходе ребенок способен перейти на следующую ступень восприятия окружающего мира - растительный уровень зрительного вектора. В нем по-прежнему останется любовь и восхищение красотой, но к этому прибавится сопереживание живой природе. Вот цветочки сорвали и бросили, жалко, погибают. Вот собачонок бездомный бродит, и сердечко от одного его вида сжимается. При этом такой же бездомный человек вовсе не вызовет в зрительнике сочувствия. Он не ощущает его страдания. Во взрослой жизни личностные качества человека, находящиеся на этом уровне развития зрительного вектора может проявить свои зрительные свойства в защите окружающей среды, организации благотворительных фондах по защите животных, ветеринарных лечебницах и приютах, спасении исчезающих видов и тому подобном.

Следующий уровень развития, который можно достигнуть до пубертата, животный. К сопереживанию братьям нашим меньшим и живой природе добавляется умение сострадать людям, такой человек уже умеет создавать эмоциональную связь с человеком.

Высший уровень развития зрительного вектора - человеческий. В этом состоянии любовь первична. Она распространяется на все вокруг и выражается общей эмпатией ко всему живому и в первую очередь к человеку. Животные все также вызывают сострадание, как и цветы, и деревья, но человеческая жизнь всегда ставится во главу угла. Зрительник, развитый до этого уровня, посвящает себя помощи нуждающимся людям. Человеческая жизнь и людские несчастья всегда будет вызвать в нем наибольший отклик, чем вся животная природа вместе взятая.

Каждый следующий уровень не исключает предыдущего, а, наоборот, включает его в себя. Основательница благотворительного фонда помощи детям вполне может быть известной топ-моделью, как Наталья Водянова.

Любовь к животным или цветам, пристрастие к живописи или фотографии может сопровождать зрительного человека всю жизнь, но при высоком уровне развития векторальных качеств личности человеческая жизнь для него всегда будет приоритетом № 1, поэтому спасение исчезающего вида африканских птиц отойдёт на второй план, когда потребуется помощь пострадавшим от наводнения людям.

Психологический портрет современной личности

Удовлетворяя свои потребности на более высоком уровне, человек получает и более выскокое ощущение качества жизни: даже наслаждение от своей деятельности, которое не идёт ни в какой сравнение с ощущениями от реализации на низших уровнях. Поэтому даже имея не самый высокий уровень развития врождённых свойств, но осознавая личностные качества человека и потребности в реализации, любой человек может определить для себя деятельность, пусть не основную, а в качестве увлечения, которая позволяла бы ему более полно реализовать свои врожденные свойства и желания, получая от этого занятия наслаждение.

Таким образом, психологический портрет личности формируют его векторальный набор, врождённый темперамент (сила желания в каждом векторе), уровень развития врожденных качеств личности (векторов) и степень реализации данных качеств в данный момент жизни.

Овладев базовыми знаниями по природе всех восьми векторов, слушатели тренинга могут с лёгкостью самостоятельно составить психологический портрет любого человека, а значит разобраться в его поведении, характере, понять его ценности, приоритеты и образ мышления, узнать подлинные причины его поступков, скрытые зачастую даже от него самого, и увидеть весь его возможный потенциал и пути решения имеющихся психологических проблем.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »