Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.

Цель занятия: изучаем букву Х, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Х, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Х по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки.
Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА - какой тут первый звук?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Хомяк Хлеб Хорёк Холодильник

Скажи, как я: ХОМЯК, ХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами. Произнеси XXX и попробуй это почувствовать. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук.

  • Рассмотри букву X. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву X.

Задание: печатная буква Х для дошкольников

Напиши букву X в воздухе и один раз в тетради.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Хлоп - и конфета стреляет.
Как пушка!
Каждому ясно: это…(Хлопушка).

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей.
А называюсь я - … (хоккей).

Сказка про букву Х

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.

Я ему говорю:

«Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты,- восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
- Что, что потом?! - хором спросили хомяки.
- Я… потом…
- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.
- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!

Загадки для детей на букву Х

Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)

Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят.
(Хрен)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Легкий, а не пух.
Мягкий, а не мех.
Белый, а не снег.
Но оденет всех.
(Хлопок)

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Пословицы и поговорки на букву Х

Делано наспех - сделано на смех.
Хлеб - всему голова.
Снег на полях - хлеб в закромах.
Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
У ленивой пряхи нет про себя и рубахи.
Лето - собериха, зима - поедиха.
Хороший товар сам себя хвалит, хорошей хозяйкой дом стоит.

Веселые стихи про букву Х для детей

Хомяку сказал хорек:
«Хвост твой узок, мой широк!..»
(Б. Тимофеев)

Львы и тигры приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог хорька.
Слава богу, что хорек
Очень маленький зверек!
(Б. Заходер)

Хорек ходил на елку к волку.
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает словно пушкой.
(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)

В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
(В. Орлов)

Хлеб
Радо солнцу небушко.
Полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.
(Г. Виеру)

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)

Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец
Холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
(В. Лунин)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
  • Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
  • Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику.
  • Предупреждать переутомление детей.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.

Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Упражнение «Пропой песенки».

Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [ х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

— Какая картинка здесь лишняя? (утка)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

Ниткопись буквы «Х».

Звуковой анализ слов.

Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».

(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

Муха – мухи, пихта – пихты.

Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие»)

Муха летит. Пихта растёт.

Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

Составим слова из букв.

(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Игра «Живые буквы».

Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Упражнение «Подарки для Хрюши».

(С опорой на картинки).

— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Итог занятия.

1. Расскажи, какой звук «X», каким символом его обозначают.

2. Повтори чистоговорки и назови слова со звуком «X»:

Ох-ох-ох - хомяк тащит в норку мох.

Ух-ух-ух - в хату забежал петух.

Ха-ха-ха - в тарелке вкусная уха.

3. Составь вместе и объясни:

Первый звук «П», второй - «У», третий - «X». Что получится? (Пух.)

Первый звук «М», второй - «О», третий - «X». Что получится? (Мох.)

4. Сосчитай и назови:

Мох (пух) - сколько слогов в этом слове? (Один.)

Мох (пух) - сколько звуков в этом слове?

5. В прямоугольниках нарисуй схемы слов.

Длинная полоска - это слово.

Короткая полоска - это слог.

Кружочек - это звук: красный кружочек - гласный звук,

синий - согласный, твердый звук.

6. Составь с этими словами предложение. Скажи, сколько слов в твоем предложении. Назови первое (второе, третье и т.д.) слово.

7. Напиши слова нужными ручками, между словами соблюдай расстояние в мизинец.

8. Прочитай слоги, выделяя более сильным голосом отмеченный слог:

Задание 24. Звуки «К»-«Х»


1. Расскажи, какой звук «К» («X»).

2. Назови по 3 слова со звуком «К» («X»):

В начале (ком); в начале (хата);

В середине (мука); в середине (уха);

В конце (мак); в конце (мох).

3. Проговори чистоговорки:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - мы купили петуха.

Хо-хо-хо, хо-хо-хо - хохот слышен далеко.

Ох-ох-ох, ох-ох-ох - мы посеяли горох.

Ух-ух-ух, ух-ух-ух - ходит по двору петух.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак - мы сажали в саду мак.

Ок-ок-ок, ок-ок-ок - у лисицы рыжий бок.

4. Составь слово по первым звукам изображений на картинках. Скажи, в каком слове слышится звук «К», а в каком - «X».

Конфета - облако - табурет (кот). Пальма - улитка - хвост (пух).



5. Составь предложения из слов:

Петух, клевать, каша.

Катя, купить, хлеб.

Храм, стоять, на, холм.

Коля, сеять, горох.

6. Рассмотри картинку и скажи, как называется дом для коровы (хлев). Дай полные отве­ты (со словом «хлев») на вопросы:

Корова подошла куда? Корова обошла вокруг чего? Корова спряталась где? Корова вошла куда? Корова вышла откуда? Корова стоит где?

Задание 25. Звуки и буквы К-Х (продолжение).


1. Прочитай буквы, раскрась их. Ответь на вопросы:

Какие это буквы?

На что похожа буква К (X)?

2. Прочитай буквы. Букву X подчеркни двумя чертами, а букву К-одной:


3. Прочитай слоги в таблице.

4. Прочитай сначала слова с буквой К, потом с буквой X. Объясни слова.

5. Прочитай и объясни слова, нарисуй их схемы в прямоугольниках.

7. Напиши эти слова нужными ручками в строчках. Между словами соблюдай расстояние в мизинец.


7. Реши грамматические примеры, напиши получившиеся слова нужными ручками и прочитай их. Покажи ответы на картинках.

Дидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала

Задачи:

1. Образовательные:

1.1. Ознакомление учащихся со звуками [х],[х’] и буквой Х, х через проведение звукобуквенного анализа слов

1.2.Формирование у детей умения слышать и отличать звуки [х],[х’] и букву Х(ха) от других звуков и букв, читать слоги и слова с буквой Х,х

2. Развивающие:

2.1.Развитие устной речи, мышления, внимания, памяти детей через применение специальных заданий поискового характера, расширение общего кругозора первоклассников

2.2.Формирование интереса к процессу обучения

3. Воспитательные:

3.1.Воспитание потребности в здоровом питании

3.2.Воспитание у учащихся уважительного отношения к хлебу к хлеборобам, к людям труда и продуктам их деятельности

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока: традиционная

Средства обучения и оборудования:

Ход урока

1. Оргмомент. Мотивация обучения.

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.

На доске, ребята, уже знакомые вам буквы.

Посмотрите на данные буквы, скажите, какие слова “спрятались” в этих буквах, и как вы их нашли

о г б р у а ч м е о н т и е е

(обучение грамоте)

А нужен ли нам этот урок?

Но ведь мы уже знаем многие буквы, а кое-кто уже умеет читать и писать слова

Наверное, вы уже стали грамотными? (нет, мы изучили не все буквы)

Хорошо, продолжим изучение новых звуков и букв, чтобы стать грамотными. А каких, узнаете, выполнив следующее задание.

2. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

На доске картинки с изображениями продуктов питания.

Назовите изображённые на картинках предметы и постарайтесь их запомнить.

Закройте глаза (учитель делает перестановку двух предметов)

Откройте глаза и скажите, как были расположены картинки с предметами сначала? В какой последовательности они находятся сейчас? Какие картинки поменяли свои места?

(сначала изображённые на картинках предметы были расположены так: хлеб, яблоко, молоко, колбаса, капуста. Сейчас они находятся в следующем порядке: хлеб, яблоко, молоко, колбаса, капуста. Поменялись местами картинки с изображениями колбасы и яблока.)

Каким одним словом можно назвать все эти предметы?

(продукты)

Для чего человеку необходимы продукты?

(... для питания)

Чтобы человек был здоров, ему необходимы разные продукты питания: овощи, фрукты, молочные, мясные, хлебные. Разделите продукты на данные группы.

При помощи чего мы назвали изображения на картинках?

(при помощи слов)

Сейчас назовите лишнее слово по самостоятельно найденному признаку

(слово “хлеб” , т.к. в нём один гласный, значит один слог, а в остальных словах по три гласных звука, значит по три слога)

Я произнесу ещё одно слово – название рыбы, тоже необходимой для питания человека – “хек”. Произнесите эти два слова и скажите, какие согласные звуки нам ещё не знакомы. Попробуйте сформулировать тему и цель урока, опираясь на опорные слова

(в словах “хлеб” и “хек” нам не знакомы согласные звуки [ х ]и[ х’] , значит тема урока “Звуки [х] и[ х’] и буква, которая их обозначает. Цель урока: познакомиться со звуками [х] и [х’] и буквой, которая их обозначает; учиться читать с новой буквой

3. Знакомство новыми звуками и новой буквой

3.1. Звукобуквенный анализ слов

Произнесите слово “хлеб”, выделяя в нём первый звук. Назовите его и охарактеризуйте.

(работа выполняется в блокнотах и учащимся на доске цветными мелками.

Первый звук в этом слове [х], когда я его произношу, воздух встречает преграду, значит он согласный, поизношу его твёрдо, обозначаю синим цветом.)

Остальные звуки самостоятельно.

(проверка с доски – кто правильно, поднимите руку, погладьте себя по головке)

Произнесите слово “хек”, выделяя в нём первый звук. Назовите его и охарактеризуйте.

(аналогично)

Произнесём звуки, приложив к горлышку руку, что скажете?

(звуки[ х] и[ х’] – глухие, т.к. горлышко не дрожит)

Согласные звуки [х] и [х’] обозначаются буквой Х (ха)

На что она похожа?

Х – забавная игрушка.
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка-
Ветру вольному подружка.

3.2. Физкультминутка для глаз: (проследите глазами за указкой- буква Х(ха). Письмо носом(снимает напряжение в области глаз) .Закройте глаза, используя нос, как длинную ручку напишите букву х

Напечатайте эту букву.

Найдите её в справочнике, какие звуки обозначает эта буква?

Кто расскажет о ней?

А кто покажет её звуки?

4. Физкультминутка

Представим себе, как растёт хлеб

Мы зёрнышки. (присели)

Мы – колоски. (поднялись, руки вверх, потянулись)

Скосили колоски (ладошки сложили, косим пшеницу)

Обмололи зёрнышки (посыпались зёрнышки, пальчиками постучали по столу)

Помололи зёрнышки в муку (ладошки потёрли)

Замесили тесто. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Поставили тесто в печку (присели, медленно поднимаемся, увеличиваемся, руки в стороны)

Вот какой хлеб получился!

5. Чтение слов и предложений с новой буквой. Работа по азбуке.

5.1. Чтение слов. Обогащение и активизация словарного запаса детей.

Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)

ХЛЕБ или ХЛЕБОПРОДУКТЫ – батоны, булки, пирожки (показ картинок)

ХЛЕБ – любая пища человека, продовольствие

Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются словом ХЛЕБА

Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название ЖИТО

Слово ЖИТО народ произвёл от слова ЖИТЬ

“Будет ЖИТО и жить можно”

Посмотрите на записи. Сформулируйте задание.

(надо составить слова – родственники от слова “хлеб”)

Ласково назовём... (хлебушек)

Небольшой хлеб... (хлебец)

Предмет, где хранится хлеб... (хлебница)

Приспособление для резки хлеба... (хлеборезка)

Предприятие по изготовлению хлеба... (хлебокомбинат)

Продукты, относящиеся к хлебным изделиям... (хлебопродукты)

Крестьянин, выращивающий хлеб... (хлебороб)

(учащиеся читают слова на доске с пометами)

5.2. Чтение текста в азбуке.

В какое время года хлеборобы убирают хлеб?

Прочитаем текст. Когда услышите в слове звук х или х, поднимите кулачок вверх.

(учитель читает текст)

Сколько слов со звуками [х] или [х’] услышали?

Прочитайте текст в “наушниках”. Отметьте предложение, соответствующее данной схеме:

(проверка в парах – читаем предложение)

5.3.Расширение кругозора первоклассников.

Нелегко вырастить хлеб. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 163 вверху. Как вы думаете, на иллюстрации изображено прошлое или настоящее? Почему так решили?

Физкультминутка со сменой позы.

(На переносной доске рисунок хлебного поля и картинки трактора, серпа, комбайна, культиватора, бороны, тракторного плуга, каменной мотыги.Написаны слова “прошлое”, “настоящее”)

Ребята, мы пойдём на прогулку к полю.

По дорожке, по дорожке, скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
И на поле прибежим.

Назовите орудие труда на картинках. Что нужно сделать?

(дети распределяют картинки с орудиями труда хлеборобов прошлого времени и настоящего под этими словами)

5.4. Чтение стихотворения стр.166 (подготовлено заранее)

Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

5.5. Работа над пословицами.

Колосок приготовил для вас задание.

Посмотрите на данную запись. Скажите, что здесь написано?

(здесь написаны пословицы с пропущенными словами)

Сформулируйте задание.

(надо вставить подходящие по смыслу слова и прочитать пословицы)

Какой общий смысл имеют данные пословицы?

(хлеб – это важный, самый главный продукт для питания человека)

Как надо относится к хлебу?

6. Итог урока

Подведём итог урока. Сопоставьте цели урока с нашей работой.

Мы познакомились с новыми звуками и буквой? (похлопаем себе)

Кто расскажет о ней?

Мы читали слова и предложения с новой буквой? (похлопаем себе)

7. Рефлексия

У вас на столах рисунки колосков. Если задания для вас были интересными и полезными, раскрасьте колосок жёлтым цветом; если задания не понравились, раскрасьте красным карандашом; если задания были для вас трудными, раскрасьте их зелёным карандашом.