Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).

Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».

Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.

Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.

Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.

В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.

В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.

Литература

5 - 9 классы

А. С Пушкин "Зимняя дорога"
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина; путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

1.Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
2.Какие образы и картины вам представились? Какими художественными средствами они создаются?
3.Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.
4.Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
5.Какими красками, звуками наполнен текст? как это помогает лучше понять настроение?
6.Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: "пробирается луна" - "отуманен лунный лик"?

Ответы

1. Стихотворение вызывает грустное настроение. Настроение меняется по ходу текста. Появляется надежда и ожидание скорой встречи.

2. Представились картины и образы суровой зимы, пустой дороги, сильных морозов, единственный путник, который мчит по океану из снега и мороза.

4. Ритмический рисунок текста замедленный. Обилие гласных звуков рисует картину медлительности, грусти и протяженности времени.

Мало кому из поэтов удавалось гармонично переплетать личные чувства и мысли с описаниями природы. Если читать стих “Зимняя дорога” Пушкина Александра Сергеевича вдумчиво, можно понять, что тоскливые нотки связаны не только с личными переживаниями автора.

Стихотворение было написано в 1826 году. С момента восстания декабристов прошел год. Среди революционеров было немало друзей Александра Сергеевича. Многие из них были казнены, некоторые – сосланы на рудники. Примерно в это время поэт сватается к своей дальней родственнице, С.П. Пушкиной, но получает отказ.

Это лирическое произведение, которое проходят на уроке литературы в четвертом классе, можно назвать философским. Уже с первых строк понятно, что автор пребывает отнюдь не в радужном настроении. Пушкин любил зиму, но дорога, по которой ему приходится ехать сейчас, безрадостна. Печальная луна озаряет своим тусклым светом печальные поляны. Лирический герой не замечает прелести уснувшей природы, мертвая зимняя тишина кажется ему зловещей. Его ничто не радует, звук колокольчика кажется унылым, в песне ямщика слышится созвучная мрачному настроению путника тоска.

Несмотря на грустные мотивы, текст стихотворения Пушкина “Зимняя дорога” нельзя назвать полностью меланхоличным. По мнению исследователей творчества поэта, Нина, к которой мысленно обращается лирический герой – это избранница сердца Александра Сергеевича, Софья Пушкина. Несмотря на ее отказ, влюбленный поэт не теряет надежды. Ведь отказ Софьи Павловны был связан только со страхом перед нищенским существованием. Желание увидеть любимую, посидеть рядом с ней у камина придает герою силы продолжать свое безрадостное путешествие. Минуя “версты полосаты”, напоминающие ему о переменчивости судьбы, он надеется, что вскоре его жизнь изменится к лучшему.

Учить стихотворение очень легко. Скачать его или читать онлайн можно на нашем сайте.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Читая стихотворение Пушкина «Зимняя дорога», чувствуешь грусть, которая охватила поэта. И не на пустом месте. Произведение было написано в 1826 году, в сложный период жизни Александра Сергеевича. Совсем недавно произошло восстание декабристов, после которого были арестованы многие . Денег тоже не хватало. Он потратил к тому времени скромное наследство, оставшееся от отца. Также одним из поводов к созданию стиха, возможно, послужила несчастная любовь к Софье, дальней родственнице. Пушкин сватался к ней, но безуспешно. Отголосок этого события мы видим в данном произведении. Герой думает о своей возлюбленной по имени Нина, но предчувствует невозможность счастья с ней. В стихотворении отразилось общее настроение подавленности и тоски.

Преобладающий размер в стихотворении «Зимняя дорога» – четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.


Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога" для школьников

Данное произведение отражает реалии того века, в котором жил и создавал свои гениальные произведения великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение написано в 1825 году (одна тысяча восемьсот двадцать пятом году). Тогда ещё не были изобретены электричество, асфальтовое покрытие дорог и автомобили. Автор в своём гениальном произведении пишет о том, что его окружает, описывает путешествие в санях по зимней дороге. Читателю открываются образы, которые быстро сменяют друг друга.

Особенностью данного произведения является его быстрый ритм. Кажется, что гремящие переваливающиеся с бока на бок сани заставляют поэта метаться из стороны в сторону. И его взгляду открывается луна, затаившаяся за туманами, спины лошадей, ямщик. Тут же, как в странном сне, возникает образ Нины, к которой так спешит Александр Сергеевич. Это всё перемешивается в сознании автора и передаёт не только эмоциональное состояние автора, но и зимний пейзаж, где ветер, луна, печальные поляны.

  • эпитеты: "волнистые туманы", "печальные поляны", "скучная дорога", "колокольчик однозвучный", "разгулье удалое", "вёрсты полосаты", "отуманен лунный лик",
  • олицетворения: "печальные поляны", пробирается луна, лунный лик,
  • метафора: луна льёт печально свет,
  • повторения: "завтра, Нина, завтра, к милой возвратясь"..

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

В этом четверостишии присутствует повторение - так автор обозначает утомление дорогой, которая изматывает и сбивает мысли, чувства. С желанием вырваться из этого неуютного путешествия, поэт погружается в воспоминания, но что-то опять заставляет его вернуться и услышать однозвучный колокольчик, увидеть как безмолвно дремлет ямщик.

Такой нелёгкой была зимняя дорога того времени, что сегодня является рассказом о каком-то неизвестном нам ином мире.

В произведениях Александра Сергеевича Пушкина предстают сюжеты из его жизни. Они яркие и доступные. Культура речи и мастерство поэта учат культуре общения и повествования.