Великое княжество Московское Царство Русское Российская империя

Милославские - угасший дворянский род, происходящий, по сказаниям родословцев XVII века, от литовского выходца Вячеслава Сигизмундовича, прибывшего в Москву в свите Софии Витовтовны , невесты великого князя Василия Дмитриевича , в 1390 г.

Описание

Его внук Терентий Федорович якобы принял фамилию Милославский. Данило Иванович Милославский был в 1623 г. воеводой в Верхотурье , а затем в Курске (1626). Род Милославских возвысился через брак Марии Ильиничны с царем Алексеем Михайловичем .

Известные представители

  • Милославский, Иван Богданович (ум. 1681) - боярин, двоюродный брат царицы Марии Милославской.
  • Милославский, Иван Михайлович (1635-1685) - окольничий, приближённый царя Фёдора Алексеевича.
  • Милославский, Илья Данилович (1595-1668) - боярин, отец царицы Марии Милославской.
  • Милославский, Фёдор Сергеевич (1709-1783) - вице-адмирал, сенатор.

См. также

Напишите отзыв о статье "Милославские"

Литература

  • на Родоводе
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Милославские

С неделю тому назад французы получили сапожный товар и полотно и роздали шить сапоги и рубахи пленным солдатам.
– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.
– Вишь, в самый раз, – приговаривал Платон, обдергивая рубаху. Француз, просунув голову и руки, не поднимая глаз, оглядывал на себе рубашку и рассматривал шов.
– Что ж, соколик, ведь это не швальня, и струмента настоящего нет; а сказано: без снасти и вша не убьешь, – говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу.
– C"est bien, c"est bien, merci, mais vous devez avoir de la toile de reste? [Хорошо, хорошо, спасибо, а полотно где, что осталось?] – сказал француз.
– Она еще ладнее будет, как ты на тело то наденешь, – говорил Каратаев, продолжая радоваться на свое произведение. – Вот и хорошо и приятно будет.
– Merci, merci, mon vieux, le reste?.. – повторил француз, улыбаясь, и, достав ассигнацию, дал Каратаеву, – mais le reste… [Спасибо, спасибо, любезный, а остаток то где?.. Остаток то давай.]
Пьер видел, что Платон не хотел понимать того, что говорил француз, и, не вмешиваясь, смотрел на них. Каратаев поблагодарил за деньги и продолжал любоваться своею работой. Француз настаивал на остатках и попросил Пьера перевести то, что он говорил.
– На что же ему остатки то? – сказал Каратаев. – Нам подверточки то важные бы вышли. Ну, да бог с ним. – И Каратаев с вдруг изменившимся, грустным лицом достал из за пазухи сверточек обрезков и, не глядя на него, подал французу. – Эхма! – проговорил Каратаев и пошел назад. Француз поглядел на полотно, задумался, взглянул вопросительно на Пьера, и как будто взгляд Пьера что то сказал ему.
– Platoche, dites donc, Platoche, – вдруг покраснев, крикнул француз пискливым голосом. – Gardez pour vous, [Платош, а Платош. Возьми себе.] – сказал он, подавая обрезки, повернулся и ушел.
– Вот поди ты, – сказал Каратаев, покачивая головой. – Говорят, нехристи, а тоже душа есть. То то старички говаривали: потная рука торовата, сухая неподатлива. Сам голый, а вот отдал же. – Каратаев, задумчиво улыбаясь и глядя на обрезки, помолчал несколько времени. – А подверточки, дружок, важнеющие выдут, – сказал он и вернулся в балаган.

Нет никакого труда провести аналогию между фамилией известного персонажа пьесы М.А.Булгакова "Иван Васильевич меняет профессию" воришки-самозванца князя Милославского с родом российских бояр и дворян Милославских.

Этот род вошёл в историю России с именем царицы боярыни Марии Ильиничны Милославской (1624-1669), первой жены царя Алексея Михайловича, матери будущего царя (1676-1682) Фёдора III (1661-1682), царя (вместе с Петром I 1682-1696) Ивана V (1666-1696) и царевны Софьи Алексеевны (1657-1704).


Вероятнее всего, именно образ боярина (с 1677-го года) Ивана Михайловича Милосллавского (1635-1685) послужил прототипом для М.А.Булгакова. И.М.Милославский имел значительное влияние при дворе Фёдора III и попал в опалу из-за попытки воспрепятствовать женитьбе царя без совета с боярами на Агафье Семёновне Грушецкой, урождённой польской девице не из знатного рода, что было чудовищным нарушением традиций тех лет. Но позже по легенде был прощён по просьбе самой царицы и возвращён ко двору.

Род Милославских пресёкся в 1791-ом году и был неожиданно "возрождён" в 1910-ом году Николаем II, позволив старшему из потомков Ивана Андреевича Толстого (1644-1713), чья мать была из рода бояр Милославских, именовать себя Толстыми-Милославскими.


Булгакову возможно понравилась аналогия между СУЕТОЙ средневекового боярина с попыткой править государством в течение коротких 6 лет правления болезненного царя Фёдора III, манипулируя его волей, и СУЕТОЙ современных писателю большевистских правителей, которые в течение тех же 6 лет (октябрь 1917-го по январь 1924-го) манипулировали волей В.И.Ленина (1870-1924), используя его болезнь.


Разве что Иван Васильевич Бунша никак не вписывался в роль Сталина времён его могущества. Хотя, быть может, он вполне соответствовал первым годам воцарения в России безродного грузина, когда до поры до времени роль наивного мелочно педантичного бюрократа дурачка управляющего домом совершенно устраивала его?..


Впрочем в 1935-ом году образ Ивана Васильевича Бунши, которого пройдоха Жорж Милославский пользует из-за внешнего сходства с Иваном Грозным, ни у кого не вызывал угрожавших арестом и смертью ассоциаций с вождём всех народов. Подобная мысль в те годы была сама по себе ужасающей для того, кто так мог подумать. Все знакомые М.А.Булгакова, как и собственно, весь простой народ, старались в силу своих вербальных сил гнать из своего разума подобные крамольные сатирические идеи и мысли.


Но у меня нет сомнения, что сам Сталин такие аналогии проводил, поэтому так и не увидели современники и сам М.А.Булгаков "закатный" роман изданным ещё в те годы.


Мне представляется, что Сталин, понимая сарказм М.А.Булгакова в игре аналогиями при совпадении инициалов имени и отчества царя Ивана Васильевича Грозного с собой Иосифом Виссарионовичем Джугашвили во множестве работ, понимал и то, что Иван Васильевич Бунша гротескно отображает лицо советской власти, пришедшей на смену самодержавию.

Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы обожаем смотреть это фильм и не устаём смеяться над весёлыми приключениями героев.

Сегодня я хочу поговорить об исторических деталях кинокартины: достоверно ли показано время Ивана Грозного и какие ляпы, невзирая на кропотливую работу, допустила киногруппа.

В целом, обстановка тех времен передана довольно точно. Интерьеры и одежда героев переносят нас в те далёкие времена. Впрочем, есть и небольшие ошибки. Давайте изучим их детально.

Жена Ивана Грозного. Мы помним, что в фильме женой царя была Марфа: «Марфа Васильевна я».

Действительно, третью жену самодержца звали как раз Марфа, вот только супругой она пробыла всего пятнадцать дней. Даже, если допустить, что Бунша с Милославским прибыли именно в этот период, всё равно получается нестыковка. Марфа Васильевна серьёзно заболела сразу после свадьбы и скончалась как раз через две недели. Супруга же царя из фильма выглядит очень здоровой и цветущей.

Крымский хан на Изюмском шляхе безобразничает. То, что в фильме назвали безобразничаньем на самом деле было настоящей войной. Давлет Гирей или, как ещё называют хана, Девлет Герай пытался отнять у Ивана Грозного завоеванные им Астраханское и Казанское ханство, для чего предпринял военный поход, по пути уничтожая русские города и сёла. А позднее крымский хан, объединившись с Речью Посполитой и Османской империей, и вовсе дошел до Москвы и сжег столицу.

Князь Едигей. Князь из Золотой Орды, следующий за шведским послом, как мы помним по фильму, так и не попал на приём к царю. Да он и не мог этого сделать, поскольку к тому времени давно умер. Кроме того, князья Золотой Орды вряд ли считали русского царя ровней и уж точно не ждали аудиенции.

«То не сильная туча затучилась». Эта песня хоть и была написана при Иване Грозном, но всё-таки немного позднее - примерно через год, если считать, что (возвращаясь к первому пункту) Бунша и Милославский попали в покои царя при Марфе Васильевне. Песню написали в честь Молодинской битвы, в которой русские войска наконец разбили армию крымского хана.

Князь Милославский. Такие дворяне действительно существовали, только уже при Романовых. Дьяк Феофан никак не мог знать ни казненного, ни живого князя Милославского: в то время эта фамилия ещё не была знатной.

Скипетр и держава , а их, как мы помним Бунша держит, принимая послов, стали символом царской власти значительно позже, в 17 веке при Фёдоре Иоанновиче. Правда некоторые историки с этим готовы поспорить и утверждают, что эти предметы вполне могли появиться уже при Иоанне IV.

Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал. На самом деле Ревель (нынешний Таллин) так и не был взят. Русская армия действительно осадила город, потребовав его сдать, но после нескольких месяцев сняла осаду и отступила. Так что, строго говоря, Ревель никто не брал.

Вот такие исторические ляпы встречаются во всенародно любимом кинофильме, что, впрочем, ничуть не умаляет его достоинств.

Везде слышится корень мил. Отнего наши предки произвели множество ласкательных имен и прозвищ со значением ’милый’, которые легли в основу переживших их фамилий. (Ф).
Некоторые из этих фамилий могли образоваться и от имен. Несколько десятков имен имеют элемент мил - в начале (Милован, Милослав, Милорад, Милица и др.) или в конце (Драгомил, Богомил, Людмила и др.). Неоторые из них были даже в святца, Милица, например. От любого из этих имен могло образоваться краткое имя на Мил: Мил, Миляк, Милуша и т.п.
Милорадович потомог зантного герциговинского (Югославия) рода, служивший в России.
Милослваский - дворянская фамилия. Возможно существовала местность Милославль.
Мильянинков (из запросов посетителей). Фамилия могл быть и от имени Есельян -Мельян - Мильян.

Версия 2. История происхождения фамилии Милославский

Милославские – русский дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от литовского выходца Вячеслава Сигизмундовича, прибывшего в Москву в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича. Его внук Терентий Федорович принял фамилию Милославский. Данило Иванович Милославский был в 1623 г. воеводой в Верхотурье, затем в Курске. Род Милославских возвысился через брак Марии Ильиничны Милославской с царем Алексеем Михайловичем; об отце ее Илье Даниловиче см. ниже. Иван Андреевич Милославский (умер в 1663 г.) был боярином, Иван Богданович - наместником сибирским (1671) и боярином, брат его Матвей - также боярином. Боярин Иван Михайлович Милославский (умер в 1685 г.) играл важную роль в событиях первых лет царствования царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Федор Сергеевич Милославский был вице-адмиралом и сенатором (умер в 1783 г.).

Фамилия Милославский, скорее всего, ведет свое начало от названия имения, владельцем которого и был дальний предок обладателя этой фамилии. Очевидно, что он принадлежал к высшим слоям общества, на что указывает суффикс –ский, характерный для аристократических фамилий. Само же прозвище Милославский образовано от слов «милый» и «слава». , со временем получил фамилию Милославский.

Версия 3

Здравствуйте! Меня зовут Анна.Очень хотела узнать.Мою прабабушку звали Милославская Анна Алексеевна.Родом она из Вологодской области Шекснинский район.Её уже давно нет в живых.Интересно какое отношение она имела к роду Милославских.Меня назвали в честь прабубушки.Спасибо.

Как пишется фамилия Милославский на английском языке (латиницей)

Miloslavskii

Заполняя документ на английском, следует писать сначала имя, потом отчество латинскими буквами и уже потом фамилию. Написание фамилии Милославский по-английски вам может понадобиться при заявление на загран паспорт, заказе зарубежного отеля, при оформление заказа в английском интернет-магазине и так далее

Ваша версия значения фамилии Милославский

Если вы знаете другую версию значения фамилии Милославский, напишите нам!
И мы ее опубликуем!