Преподобный Макарий Калязинский - основатель Троицкого Калязинского монастыря в XV веке. Память чудотворца совершается 17/30 марта, в день его кончины, и 26 мая/8 июня - в день обретения святых мощей.

Немало воспитал преподобный Макарий на примере своей святой жизни стойких воинов Христовых. Некоторые из его учеников сами стали основателями монастырей. Преподобный Ефрем Перекомский основал обитель близ Новгорода, а преподобный Паисий, родной племянник преподобного Макария, устроил обитель Покрова Пресвятой Богородицы около Углича. Преподобный Макарий достиг такой степени духовного совершенства, что удостоился особой благодати Божией. По его молитвам верующие избавлялись от различных недугов, отрешались от преступных дел лихие люди.

Непрестанно служа ближним, пребывая во всегдашней молитве и посте, достиг преподобный Макарий глубокой старости. Преставился он на 83 году жизни 17/30 марта 1483 г.
Обретение мощей преподобного Макария Калязинского произошло 26 мая 1521 г. Купец из Дмитрова Михаил Воронков пожертвовал средства на строительство каменной церкви вместо обветшавшей деревянной в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся гроб, от которого исходило благоухание. Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря - преподобного Макария. Братия монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над перенесенным ко храму гробом. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления.

Об обретении нетленных и чудотворных мощей преподобного Макария игумен монастыря Иоасаф известил дмитровского князя Юрия Ивановича. В скором времени об этом радостном событии узнал и великий князь московский Василий Иванович ІV. По указу великого князя и митрополита посланный в Калязинский монастырь архимандрит московского Чудова монастыря Иона после подробного исследования всего происходящего вокруг новоявленной святыни подтвердил нетленность мощей. Вскоре нетленные мощи были установлены в Троицком храме и составлена рукописная служба.

В 1547 г. Московский Собор постановил праздновать дни памяти Калязинского чудотворца повсеместно во всех городах и церквах России.

День обретения святых мощей преподобного Макария отмечался в Калязине с особым торжеством. Крестные ходы со всех церквей города с крестами и хоругвями приходили в монастырь, где раку с мощами по окончании литургии обносили вокруг Троицкого собора с колокольным звоном при многочисленном стечении народа.


Среди богомольцев в Калязинском монастыре бывали великие князья и цари российские, которые оказывали особую рачительность о нуждах монастыря.

Так, царь Иоанн Васильевич Грозный посетил Калязинский монастырь дважды: в 1544 и 1553 гг. и приписал к нему богатое село Городище со всеми деревнями и пустошами. В 1599 г. Борис Федорович Годунов, пребывая в монастыре с супругой и детьми, принес в дар преподобному Макарию богатую серебряную раку.

В начале XVІІ века, когда Русское государство было охвачено Великой смутой, Троицкий Калязин монастырь внес немалый вклад в освобождение страны от польско-литовских захватчиков и сохранению российской государственности. 28 августа 1609 г. полководец князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский и его ополченцы под стенами Калязинского монастыря с молитвенным призывом к преподобному Макарию бросились в решительную атаку на превосходящего числом и боевым опытом польско-литовское войско и, потеснив его ряды, обратили в бегство. Калязинский монастырь стал в тот период главным военным лагерем русского войска. Первый отряд, который, прорвав кольцо осады, пришел на помощь Троице-Сергиевой Лавре в момент, когда силы ее защитников почти иссякли, был из обители преподобного Макария Калязинского.


Через год польский воевода пан Лисовский неожиданно напал на Троицкий Калязинский монастырь. Небольшой гарнизон, возглавляемый воеводой Давидом Жеребцовым, игумен и братия монастыря пали в неравном бою. Серебряная рака с мощами преподобного Макария была рассечена палашами и вывезена неприятелем как военный трофей. Несмотря на столь страшные последствия нападения врага, выброшенные из раки святые мощи сохранились. Нашли и собрали их на пепелище оставшиеся в живых жители подмонастырской слободы и благодаря этому обитель к концу XVII века полностью оправилась.

Вокруг монастыря поднялись кирпичные крепостные 10-аршинные стены с восемью башнями. Над сооружением каменного Троицкого собора и других церквей монастыря трудились лучшие мастера.


Нетленные мощи преподобного Макария были помещены в арке между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Рака была обложена позолоченным серебром, а над нею на четырех вызолоченных колоннах, убранных бархатною драпировкой, - резная сень. Рака была устроена взамен обветшавшей в 1700 г. по грамоте и благословлению преосвященного Сергия архиепископа Тверского и Кашинского при архимандрите Исаии и келаре старце Макарии Сафонове с братиею на собранные деньги разных вкладчиков. На сторонах раки были вычеканены девять надписей. В первой говорилось о времени построения раки и о том, при каком монастырском начальстве она сооружена, во второй сообщались имена мастеров, а в остальных семи надписях - эпизоды из жития преподобного Макария. Мощи в раку переложены в 1700 г. Тверским архиепископом Сергием с четырьмя архимандритами.

На восточной стороне раки находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост. На этой иконе преподобный держит в руке грамоту, на которой выбито предсмертное предсказание ученикам его:

«Разумейте, убо братие, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскудеет, но распространится».


По слову преподобного Макария его обитель непрестанно умножала свое духовное значение, обогащалась многими святынями христианского мира, украшалась внешним благолепием церквей на протяжении более пяти столетий.

Охватившая Россию в начале XX века новая смута, разметавшая основы Русского государства, не обошла стороной и Калязинский монастырь. Одним из эпизодов масштабной богоборческой кампании по вскрытию мощей русских святых стал акт, произведенный Калязинской уездной ЧК 7 февраля 1919 г. по вскрытию раки с мощами преподобного Макария Калязинского.
Вскоре монастырь был закрыт, на его территории разместилась детская колония и школа коммунистической молодежи, а затем их сменил дом отдыха Московского электролампового завода. Тогда же в трапезной монастыря был организован и Калязинский краеведческий музей. Благодаря первому директору музея Ивану Федоровичу Никольскому многие церковные предметы нашли место в этом музее. Простая фелонь и деревянный напрестольный крест, по преданию принадлежавшие преподобному Макарию, а главное - его святые мощи, были перенесены И.Ф. Никольским в хранилище музея.


При утверждении в 1935 году советским правительством планов по строительству каскада плотин на Волге Калязинский монастырь вошел в зону затопления Угличского водохранилища. К 1940 г. на месте монастыря образовался пустынный остров, покрытый обломками кирпича, мощи же преподобного Макария оказались на Заречной части Калязина в Богоявленской церкви, помещение которой стало использоваться под краеведческий музей.

Минули десятилетия забвения памяти о великом угоднике Божием, когда о месте нахождения и состоянии мощей преподобного Макария знал лишь директор краеведческого музея. С началом перестроечных процессов в России о святыне, хранящейся под спудом в Калязинском музее, заговорили вновь. В Калининский областной обком партии поступила просьба от верующих Калязинского района вернуть церкви не являющиеся музейным экспонатом мощи преподобного Макария. В ответ на это обращение была предпринята попытка местного руководства, разделяющего позиции воинствующего атеизма, в очередной раз лишить православный мир святых мощей преподобного Макария. Директору музея настойчиво предлагали избавиться от мощей, предав их огню. Однако твердость и благоразумие молодого директора музея А.В. Землякова не дало осуществиться этим намерениям.


В 1988 г. мощи преподобного Макария Калязинского были официально возвращены Русской Православной Церкви. По благословению митрополита Калининского и Кашинского Алексия рака с мощами была перенесена в Тверь и установлена в соборе Белой Троицы.

Митрополит Тверской и Кашинский Виктор принял решение о переносе мощей небесного покровителя града Калязина в Вознесенскую церковь. Святые мощи преподобного Макария Калязинского 14 июня 2012 г. вернулись на Калязинскую землю по водам великой русской реки с Большим Волжским крестным ходом. Перенос мощей совпал с 465-летием прославления преподобного Макария Калязинского на Московском соборе.

(1401-1483)

Преподобный Макарий Калязинский, в миру Матфей, сын славного боярина Василия Кожи, родоначальника дворянской фамилии Кожиных, родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина Тверской губернии.

В семье Кожиных кроме Матвея было еще два сына, Александр и Григорий, и дочь Ксения. Александр стал родоначальником дворян Кожиных, Григорий, в постриге Геннадий – известным церковным деятелем Тверского княжества: до 1461 г. он был архимандритом Тверского Отроча монастыря, а с 1461 по 1477 г. – Тверским епископом. Племянник Макария, сын Ксении и дмитровского боярина Ивана Гавренева, Паисий (ум. 1504 г.), стал основателем Угличского Покровского монастыря, причислен к лику святых в конце XVI в.

Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении. Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два – скончалась Елена.

Не имея уже ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Считая себя ниже всех, послушник Макарий с любовью повиновался не только игумену, но и каждому брату старшему и младшему; ночь проводил он в пении псалмов и молитве, а днем, после послушаний, читал жития святых.


Памятник Макарию Калязинскому

Не довольствуясь подвигами послушания и стремясь душою из городской обители в пустынное уединение, Макарий вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина, между двумя озерами, вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь.

Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. «Бог простит тебя», - ответил смиренный подвижник.

Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской губ.).

Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих, жаждавших спасения. Надо было избрать игумена. Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем.

Часовня Макария Калязинского

К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподобный Макарий трудился наравне со своей братией. Впоследствии в монастыре хранились два потира, дискос и два блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке.

Игумен к подвигам инока присоединил заботы и труд: наставлять братию и посетителей обители. Те, которые искренне искали спасения, в строгой жизни Макария видели сильное назидание, а в простых беседах его слышали голос опытного благочестия. Макария приходили видеть и слушать простые люди и многие вельможи. Они уважали его как отца, хотя носил он одежду худую, покрытую заплатами. По такому одеянию и по простоте обращения иные принимали его за человека простого и даже смеялись над ним. Макарий более доволен бывал, когда слышал насмешки над ним, чем тогда, когда хвалили его. Утешение для него было ходить по местам безмолвным, на природе. Тогда жителями пустынного края были дикие звери, но они были кротки с кротким рабом Божиим и иногда принимали от него пищу.

Духовная жизнь цвела в обители Макария. Не случайно ученик преподобного Пафнутия Боровского († 1477; память 1/14 мая) преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября), в 1478 году посетив преподобного Макария, записал: «Такое благочестие и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился тому». Возвратясь с Афонской горы, где прожил 9 лет, он говорил братии: «Напрасно и неумно трудился я, совершая путь в Святую Гору, помимо Калязинского монастыря, в нем можно спастись; здесь все совершается точно так же, как в киновиях Святой Горы».

Множество людей – и знатных, и простолюдинов, - просили преподобного принять их в число братии. И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая) и преподобный Паисий Угличский (память 6 июня).

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Принесший покаяние грешник исцелился, а после того стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Другой раз преподобный вылечил мучимого бесами боярского Василия Рясина. После молитвы преподобный Макарий осенил его крестным знамением, и тот очистился. Обрадованный ниспосланной милостью Божией, он избрал иноческий путь.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

26 мая 1521 года купец из города Дмитрова Михаил Воронков пожертвовал средства на строительство каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной, в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф, совершив молитвословие, водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы для фундамента. Во время работ нигде не выступала вода, копатели находили только кости погребенной братии: наконец обрели неразрушенный гроб, из которого исходило благовоние. Об этом было донесено игумену; Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря Макария. Ударили в колокол, собралась братия и множество народа, радуясь обретенному сокровищу. Иноки благоговейно подняли гроб блаженного и отнесли его в палатку близ церкви, где отпели над ним панихиду. Когда же открыли гроб, излилось из него еще большее благоухание; тело преподобного оказалось совершенно нетленным, не истлели даже одежды.

С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления. Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног происходило при мощах святого. Это привлекало в обитель множество паломников. До 1547 года преподобного Макария чтили местно. Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих угодников и память его было постановлено праздновать по всей России. В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м – Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, многие из братии убиты. После Смуты государи нового правящего дома Романовых также неоднократно молились в ней: в 1619 году царь Михаил Федорович, в 1635-м - его отец, Патриарх Филарет. В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Калязинской обители. В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица, в правом приделе.

Память преподобного Макария празднуется всей Русской Церковью 17 марта и 26 мая (по ст. ст.), а в Калязине до революции отмечали еще и 16 ноября в день его тезоименитства, 18 сентября и 9 октября в дни перенесения мощей. День обретения мощей преподобного в Калязинском монастыре, начиная с середины XIX в., праздновали особенно торжественно: ежегодно 26 мая после литургии совершался крестный ход с обнесением мощей преподобного вокруг устроенного им Троицкого собора.

Келия Преподобного Макария в Клобуковском монастыре.
Кашин. 1910 год

В Клобукове монастыре долгое время сохранялась деревянная келья, в которой жил прп. Макарий, перестроенная в 1904 г. на средства В. А. Лодыгина и возрожденная в наше время. На родине преподобного, в церкви Рождества Богородицы в его честь был устроен придел, где и по сей день покоятся гробницы его родителей – Василия и Ирины Кожиных и его супруги Елены, почитаемых на кашинской земле подвижников благочестия. Почитали прп. Макария Колязинского и в Твери: так в Тверской классической гимназии на средства дворян губернии была устроена церковь его имени.

Вот Церковь Белой Троицы (построена в 1564 году). Это сейчас – самое старое здание города. В ней хранятся мощи святого преподобного Макария Калязинского. Она пережила и погром, учинённый опричниками Ивана Грозного, и "литовское разорение", и пожар 1763 года... Церковь служила убежищем для тверитян, спасавшихся от врагов, и есть версия, что она была связана с тверским кремлём подземным ходом (но попытки обнаружить его при раскопках успеха не принесли).

Акафист
преподобному Макарию Калязинскому

Кондак 1

Возбранный чудотворче, и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, преподобне отче Макарие, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти:
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудо творче.

Икос 1

Ангела тя земнаго и человека Небеснаго, преподобне отче Макарие, киими пении и песньми восхвалим, киими венцы увязем трудолюбивую главу твою, и киими словесы возвеличим многоболезненныя подвиги твоя; темже благоговейно притекающе к раце многоцелебных мощей твоих, усердно припадающе, со умилением взываем ти:
Радуйся, ревностный Христов подражателю.
Радуйся, заповедей его истинный блюстителю.
Радуйся, ангелов собеседниче.
Радуйся, преподобных похвала.
Радуйся, верных слуге Господень.
Радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю.
Радуйся, столпе терпения.
Радуйся, образе незлобия и кротости.
Радуйся, смиренномудрия наставниче.
Радуйся, светильниче многосветлый.
Радуйся, непостыдное христиан прибежище.
Радуйся, безмездный врачу немощствующих.

Кондак 2

Видяще благороднии твои родителие во младости тя, богомудре, совершенная мудрствующа, Господу, даровавшему ти таковая, воспеваху благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуклонный имел еси, преподобне Макарие, аще и юн быв телом, но стар сый умом: вся бо мира сего красная от юности твоея пренебрег, детская игралища презрел еси, псалмы же и песни духовныя Богу Спасителю сердцем и усты непрестанно воспевал еси, научи и нас таяжде мудрствовати и деяти, вопиющих ти:
Радуйся, христианския мудрости истинное зерцало.
Радуйся, яко божественному желанию ум твой от юности вперил еси.
Радуйся, яко во младости твоей временная и земная уметы быти вменил еси.
Радуйся, яко единая небесная от сосцу матере твоея возлюбил еси.
Радуйся, яко от юности ярем Господень на рамена своя возложил еси.
Радуйся, яко плоть поработил еси духу.
Радуйся, яко противу кознем диавольским, еще юн сый, стати не устрашился еси.
Радуйся, яко от младенчества чтения Божественных Писаний всем сердцем возлюбил еси.
Радуйся, яко день и нощь в чтении и пении богодухновенных псалмов пребывал еси.
Радуйся, яко неплененный страстьми ум твой словом Божиим просветил еси.
Радуйся, яко Христа еще в невинней души твоей вселил еси.
Радуйся, яко непорочным сердцем возжелел мирскаго мятежа уклонитися, и в пустыню вселитися.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 3

Силою Духа Святаго свыше облечен быв, и юности твоей безсильна врага сотворил еси: укрепи, Богоблаженне Макарие, молитвами твоими и нас, во всех благих изнемогающих, да сподобимся с тобою воспевати выну песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея богатство чистоты душевныя, и высоту смирения, родительское богатство и рабов послужение ни во что же вменил еси, и по разрешении плотскаго соуза, имже на малое время связан был еси, яко олень жаждущий на источники водныя, устремился еси, всеблаженне, в пустыню: в нейже твое высокородство на смиренномудрие, богатство на убожество пременил еси, совлекийся одежды многосветлыя и облекийся в рубище. Темже удивляющеся таковому твоему смиренномудрию, сице ублажаем тя, вопиюще:
Радуйся, всяку гордость мира презревый.
Радуйся, яко оставив временная, взыскал еси вечная.
Радуйся, яко дом велелепный и чертоги украшенны возненавидел еси.
Радуйся, яко возлюбил еси убогую хижину паче чертогов преизящных.
Радуйся, яко рубищи украсился еси паче одежды златотканныя.
Радуйся, яко вместо брашен сластопитательных, возлюбил еси изнуряти плоть твою постом и многим воздержанием.
Радуйся, яко не пожелал еси от рабов послужения, но паче сам послужити всем изволил еси.
Радуйся, яко возлюбил еси паче одра мягкаго на земли повержение.
Радуйся, яко верою правою, аки щитом, защитился еси от всех искушений вражиих.
Радуйся, яко неистощимым терпением твоим, паче копия острейшим, врага нашего спасения смертельно уязвил еси.
Радуйся, яко неусыпными твоими молитвами, запинателя на пути благочестия безсильна сотворил еси.
Радуйся, яко столпе и утверждение добродетели нам явился еси.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бурю сумнительных помышлений укрощая и прелагая в тишину Божественными учении, имиже уверяя себе, яже о Царствии Небеснем, преблаженне Макарие, непрестанно воспевал еси песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав преподобне Макарие в Евангелии глас Спасителя взывающ: иже хощет по Мне ити, отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет, отверглся еси себе, и взем на рама крест твой, ходил еси по стопам Христовым невозвратно. Темже мы, недостойнии, восписуем ти таковая, глаголюще:
Радуйся, евангельских велений верный блюстителю.
Радуйся, Христовых словес твердый хранителю.
Радуйся, креста своего усердный носителю.
Радуйся, иго Христово и бремя Его благодушно подъемый.
Радуйся, яко не обративыйся вспять в шествии к Горнему Иерусалиму.
Радуйся, неизсякаемый сосуде благодати Христовы.
Радуйся, чистое приятелище Духа Святаго.
Радуйся, яко вся страсти плотския воздержанием многим умертвил еси.
Радуйся, вертограда Христова всеусердный насадителю.
Радуйся, яко ум твой к безстрастию возвысил еси.
Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый.
Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 5

Богом направляем, всеблаженне отче, безмолвное в пустыни житие обрел еси, и псаломски воспел еси: се покой мой в век века, зде вселюся: в нейже и подвизался еси добльственно в посте и бдении, и от очию многи слезы изливая, непрестанно воспевал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видев суетных имений рачитель неуклонное твое в пустыни пребывание, диавольским наущением возжигаемь, восхоте умертвити тя: но ради постигшия его смертныя болезни пришел в чувство, паде пред ногама твоима, прося у тебе прощения и в пустыни с тобою пребывания. Ты же яко пастырь добрый и незлобивый, приял еси его с радостию, яко овча погибшее, прощая ему вся и причитая его к избранному твоему стаду. Таковое убо твое незлобие, и о спасении заблуждших многое попечение слышавше, по долгу воспеваем ти сице:
Радуйся, незлобия присный хранителю.
Радуйся, смиренномудрия искренний любителю.
Радуйся, образе кротости и терпения.
Радуйся, наставниче целомудрия.
Радуйся, светоносный столпе, просвещаяй сущия во тьме.
Радуйся, обители иноков великое украшение.
Радуйся, яко широкий путь, ведущий в пагубу, ненавидети поучал еси.
Радуйся, яко тесною и прискорбною стезею шествовати благоискусно внушал еси.
Радуйся, древо благоплодное, при исходищах вод Божественныя благодати насажденное, и многи питающее.
Радуйся, древо благосеннолиственное, многи от зноя прохлаждающее.
Радуйся, избраннаго твоего стада стражу неусыпный.
Радуйся, благохотных подражателей твоих житием и учением на Небо руководителю и сопутствователю.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедницы быша твоего незлобия и прозорливости татие, егда похищенная ими животная к тебе возвратиша, и вместо наказания прияша от тебе отеческое наставление, видевше же такое твое незлобие, со многим удивлением отшедше, воспеша песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в пустыни, яко заря пресветлая, преподобне отче, просвещая и наставляя на путь спасения вся к тебе притекающия, сего ради со многим удивлением взываем ти сице:
Радуйся, заре пресветлая, от пустыни восходящая и души верных озаряющая.
Радуйся, заблуждших истинный наставниче.
Радуйся, целомудрия зерцало.
Радуйся, истинный образе благочестия.
Радуйся, алтаря Господня благоговейный служителю.
Радуйся, иноческаго равноангельнаго жития ревнителю.
Радуйся, безмолвия древних Богоносных отец подражателю.
Радуйся, столпе огненный, наставляяй на путь спасения.
Радуйся, солнце светозарное, яко своими лучами души наша, от мраза греховнаго погибающыя, согреваеши.
Радуйся, луна пресветлая, яко нощь нашего неразумия прогоняеши.
Радуйся, Божественнаго о людях промышления всеусердный служебниче.
Радуйся, вечныя нашея радости теплый ходатаю.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотя разслабленный Захария совершенное получити себе здравие, моли принести себе и положити пред ногама твоима, преподобне отче, да твоими молитвами получит исцеление. Ты же яко врач премудрый, уврачевал недуги его телесныя вкупе же и душевныя, воспел еси Господу благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное имел еси житие, и дивныя чудеса сотворил еси на земли, преподобне отче Макарие, егда узрев единаго юношу, многое время бесом мучима, умилився прослезился еси, и воздохнув сотворил еси молитву к Богу: абие же изыде бес из страждущаго, и бысть здрав. Мы же таковая слышавше, с радостию взываем ти сице:
Радуйся, лукавых духов крепкий победителю.
Радуйся, душепагубных волков прогонителю.
Радуйся, воине Христов непобедимый.
Радуйся, рабе Божий, благий и верный.
Радуйся, врачу скорый с верою тебе призывающих.
Радуйся, лозо благоплодовитая.
Радуйся, яко твоим пособием сокрушаются козни вражия.
Радуйся, совоителю премудрый, ратующим противу сил адовых.
Радуйся, неоскудный поток чудесем.
Радуйся, обильный благодатию источниче исцелений.
Радуйся, трисолнечнаго света пресветлая луче.
Радуйся, человече Божий, преподобием и истиною, аки поясом златым, пропоясанный.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 8

Дивное и неизреченное чудо благодати Небесныя, является ныне во очию всех верных: долготерпеливый бо и многомилостивый Господь не прогневался на ны до конца за беззакония наша, но, помянув щедроты Своя, дарова нам тебе, досточудне отче, заступника изрядна, и тако вознесе рог спасения нашего, да выну поем ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси в вышних, но и нижних не оставлявши, преподобне отче Макарие, присно со Христом царствуеши, и о нас, грешных, молитвы к Нему возносиши: не точию бо припадающих к цельбоносным мощем твоим, но и далече отстоящих, призывающих же всечестное имя твое, предстательством твоим соблюдаеши от всякаго зла. Темже во умилении зовем ти:
Радуйся, прибежище наше во всех скорбех.
Радуйся, скорый помощнице всех в бедах сущих.
Радуйся, целителю болезней душевных вкупе и телесных.
Радуйся, на невидимыя враги наша сильный поборниче.
Радуйся, посетителю благосердый в немощи лежащих.
Радуйся, утешителю в печали сущих.
Радуйся, яко тобою престает рыдание.
Радуйся, яко тобою подается радование.
Радуйся, яко Христу добльственно последовал еси.
Радуйся, яко Сладчайшему Иисусу до конца послужил еси.
Радуйся, яко наслаждаешися лицезрения Божия.
Радуйся, яко сподобился еси зрети невечерний день Царствия Его.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 9

Всякия скорби претерпел еси, и многи труды и подвиги добльственно совершил еси, шествуя по пути спасения до маститыя старости, облечен во всеоружие Божие, во плоти аки безплотен, умерщвляя страсти и сокрушая наветы миродержителя тьмы века сего, темже к Небесным сопричислен силам, купно с ними воспеваеши Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Макарие: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего; или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в них же пустыннолюбное житие совершал еси; обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарно тебе зовем:
Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный.
Радуйся, чистотою и целомудрием, многоценнаго бисера честнейший.
Радуйся, в терпении и борении противу плоти, адаманта твердейший.
Радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленный.
Радуйся, во плоти аки безплотен на земли поживый.
Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый.
Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче благоуспешный.
Радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший.
Радуйся, в духовней мудрости наставниче благоискуснейший.
Радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший.
Радуйся, пустынножителей красота.
Радуйся, горлице пустынолюбная и добровидная.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 10

Храняй вся кости праведных, яко ни единей от них сокрушитися, Господь и Бог наш Иисус Христос явил нам твое тело нетленное на земли, преподобне отче, яко живоносную купель, врачующую всяку болезнь и всяку язю в людех. Темже приявше таковаго целебника и молитвенника, благодарственно вопием ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав святая обитель твоя, и вси страны Российстии хвалятся заступлением твоим. Темже и мы грешнии, яка чада отца молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей молитвами твоими, да взываем ти радостно:
Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда.
Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняяй.
Радуйся, немощных целебниче.
Радуйся, жезле, падающих подкрепляяй.
Радуйся, надежде и отишие в мори жития сего плавающих.
Радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих.
Радуйся, всех усердно притекающих к тебе, искушений и бед скорое избавление.
Радуйся, всех обуреваемых покрове твердый.
Радуйся, яко от обители земныя в обитель Небесную преселился еси.
Радуйся, яко от обители Небесныя в обитель земныя благотворя нисходиши.
Радуйся, яко и по отшествии твоем с нами пребываеши.
Радуйся, яко и по преставлении твоем, умерщвленныя грехми души наша молитвами твоими воскрешаеши.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пения и песни духовныя Троице Единосущней, сердцем и усты на земли выну приносил еси, блаженне Макарие: темже и ныне на Небесех, с ангельскими чинми Троическому предстоя Престолу, непрестанно воспеваеши Божественную песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательнаго светильника, просвещающаго души наша, верою видим тебе, преблаженне отче, пред Престолом Божиим стояща, и твоим блистанием озаряеми, зовем ти таковая:
Радуйся, облаче светозарный, просвещаяй души наша.
Радуйся, вода спасительная, всех напаяющая.
Радуйся, пастырю предивный.
Радуйся, учителю премудрый.
Радуйся, чистоты селение.
Радуйся, печальных утешение.
Радуйся, сирых питателю.
Радуйся, обидимых предстателю.
Радуйся, премудрости Божия приятелище.
Радуйся, неисчерпаемый источниче благодати исцелений.
Радуйся, превозвестниче Божиих велений.
Радуйся, сокровище милосердия Божия неистощимое.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать свыше ти данную познавше, благоговейно лобызаем честныя мощи твоя, яже Господь благоволил дивно явити нам. Темже благодарственно вопием Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое к Богу отшествие, преподобне Макарие, почитаем священную память твою, величаем твое смиренномудрие, хвалим твое долготерпение, славим незлобие твое, ублажаем подвиги твоя и кончину течения твоего, яко венец правды приял еси от Господа, Судии праведнаго. Темже молящеся усердно, о еже сподобитися и нам неосужденно предстати Страшному Судищу Христову, взываем ти:
Радуйся, у Престола Божия теплый о нас предстателю.
Радуйся, мужу, прославивый Бога в души и в теле твоем.
Радуйся, совершенный в добродетелех человече.
Радуйся, дивный подражателю Отца нашего Небеснаго.
Радуйся, устроителю обители монашествующих.
Радуйся, преблагий и добрый наставниче иноков.
Радуйся, всех православных скорый помощниче и заступниче.
Радуйся, Царя Небеснаго известный умилостивителю.
Радуйся, многажды заступлением твоим прошения предваряяй.
Радуйся, Небесный гражданине.
Радуйся, яко с преподобными и праведными веселишися.
Радуйся, яко со всеми избранными Божиими присно торжествуеши.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 13

О преславный и предивный отче Макарие, приими благоутробно сие малое моление наше, и твоим сильным и благоприятным пред Богом ходатайством, избави нас от всех враг видимых и невидимых, от всякия напасти и скорби, от внезапныя смерти и будущия муки, да сподобимся с тобою и со всеми святыми во веки воспевати Богу Спасителю нашему благодарную песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, а затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Макарию Калязинскому

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю. Не промолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа с ангельскими воинствы, с безплотными лики, с Небесными Силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы

Кондак 1

Возбранный чудотворче, и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, преподобне отче Макарие, яко имеяй дерзновение ко ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Житие

Родился преподобный Макарий, в миру Матфей, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине, в близи Кашина. Родители его, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Темном, и супруга его Ирина, с детства воспитывали Матфея в вере и богопочтении.

Когда он стал приходить в совершенный возраст, то начал помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество. Послушный сын, не желая огорчать родных, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, что в случае, если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два года скончалась Елена, и двадцатипятилетний Матфей поступил в находившийся неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием обители, преподобный, по благословению игумена, удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер. Здесь он срубил себе келлию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери приходили и ласкались к нему, а он делил с ними пищу.

Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли. И так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного... Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен. Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, сам Макарий стал именовать свою обитель Колязинской (ныне это город Колязин Тверской области). Довольно быстро она приобрела широкую известность. Множество людей и знатных, и простолюдинов, просили преподобного принять их в число братии.

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию, вразумив его с любовью: Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника. Тебя постигло Божие посещение, и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление, если же нет, то пострадаешь и больше сего". Принесший покаяние грешник исцелился, а после того даже стал священником в своем селе и на всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил каждого и простился: Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте злом за зло или досаждением за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии эта обитель не оскудеет, но распространится".

Преставился игумен Колязинский 17 марта по старому стилю 1485 года на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его была сооружена и украшена образами деревянная часовня. Когда храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь. Во время копания рвов для ее основания был обретен гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Множество исцелений происходило при мощах святого. Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском соборе 1547 года он был причислен к лику святых, и память его было постановлено праздновать по всей России.

В Калягин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1555 году обитель посетил Царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, но затем восстановлена и пребывала в благоденствии вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1950-е годы, мощи преподобного перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица", в правом приделе.

Имя преподобного Макария Калязинского неразрывно связано с городом Калягиным, где «утонувшая колокольня». Однако земная жизнь святого, равно как и его подвижнический путь, начались вовсе не в Калягине, а в Кашине.

Родился будущий святой , а тогда — наследник боярского рода Матвей Кожин под Кашиным, в селе Гридцине (впоследствии — Кожино). Родители — Василий и Ирина — были очень набожными людьми и даже сподобились после смерти местного почитания. Что касается даты рождения Матвея-Макария, то ею условно считают 1402 год. Отрок рос богобоязненным, с юных лет задумывался об уходе от мира... Однако родители не хотели, чтобы их чадо отправилось в монастырь, а Матвей не желал их огорчать. В итоге случился компромисс: восемнадцати лет от роду юноша женился на Елене Яхонтовой, но договорился с невестой: если кто-то из супругов умрет, вдовец или вдовица немедленно примет постриг.

Словно сама судьба готовила Макария Калязинского в монахи! Не прошло и года, как он потерял обоих родителей. По прошествии еще двух лет скончалась молодая жена. Ничто более не держало юношу в миру, и он постригся в кашинском Клобуковом монастыре с именем Макарий.

Макарий Калязинский основатель монастыря

Несколько лет монах-неофит удивлял братию смирением и ревностью в послушаниях, но вскоре оживленный (не больше версты от центра города) монастырь начал его тяготить. И вот в середине 1430-х годов Макарий Калязинский отправился искать свою пустыню. Ушел на пару десятков верст, на то место, где сейчас Калягин, вернее, где сейчас затопленная часть Калязина. Там срубил себе келью. Вскоре к нему присоединились еще несколько клобуковских старцев, склонных к пустынножительству.

Да вот беда, «пустыня», как выяснилось, имела хозяина. Боярина Ивана Колягу. Тому пришлось не по душе, что на его земле поселились монахи, и задумал он, ни много ни мало, — убить Макария Калязинского. Но, не успев еще перейти от помышления к делу, тяжело заболел. Не все пропало в душе боярина, понял он, за какие грехи, вернее, от какого греха уберегает его Господь... Коляга лично отправился просить прощения у Макария, раскаялся перед ним в своих злодейских помыслах, а в ответ — «Бог простит!» Боярин быстро избавился от недуга и, говорят, сам потом поселился в Макарьевом монастыре, а угодья свои отдал обители, названной, по имени землевладельца, «Колязинской» (Калязинской).

Настоятель Макарий Калязинский

Правда, Макарий Калязинский долго не соглашался стать настоятелем. Потом все же уступил просьбам братии, но по-прежнему трудился наравне со всеми. Одежду носил столь бедную, что злые языки называли его «калязинским мужиком». Но этот «мужик» исцелял немощных и бесноватых, наставлял на путь истинный грешников. Рассказывают, что однажды разбойники украли монастырских волов. Однако далеко уйти со скотиной не сумели — внезапно ослепли, плутали-плутали, да и вышли обратно к воротам монастыря, где их уже поджидал Макарий. Старец вернул похитителям зрение в обмен на обещание никогда больше не зариться на чужое добро.

Умер Макарий в 1483 году. Незадолго до смерти тяжело болел, предался молчанию и только перед самым концом вновь заговорил: простился с братией и велел пребывать «всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве», соблюдать чистоту души и тела, не платить злом за зло.

Макарий Калязинский чудотворец

Похоронили Макария в деревянной церкви, которую он сам и построил. В 1521 году были обретены мощи: вместо обветшавшего деревянного храма ка-лязинский игумен распорядился строить каменный, благословил копать фундамент и... Строители отрыли нетронутый тлением гроб, от которого исходило благоухание. Тотчас признали, что гроб этот старца Макария... Вскоре от мощей начались чудеса — множественные исцеления, которые стали привлекать в Калязинскую обитель паломников вплоть до царственных особ.

Святой Макарий Калязинский

В 1547 году преподобный Макарий Калязинский был причислен к лику святых. Память — 17 (30) марта в день смерти и 26 мая (8 июня) в день обретения мощей.

В 1940 году Свято-Троицкий Макарьев монастырь был разобран и затоплен водами Угличского водохранилища. Мощи святого перенесли в тверской кафедральный собор — Белую Троицу.

В 2012 году преподобный вернулся в Калязин, ныне мощи его почивают в городском храме Вознесения. К этому времени Волга отдала взятое — место, где стоял Макарьев монастырь, поднялось из воды на поверхность (так называемые Монастырские острова). Как оказалось, проектировщики водохранилища неправильно рассчитали. Обитель можно было и не затапливать. Достаточно было сделать обваловку.

Тропарь преподобному Макарию, Калязинскому чудотворцу

Глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие, воздержанием и бдением умертвил еси, место бо, на немже поты твоя излял еси, яко турба, вопиет к Богу, поведающи твоя исправленя, и по смерти честныя твои мощи источают исцеления. Темже вопием ти: моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Д ревнейшая история Николаевского Клобукова монастыря связана с житием преподобного Макария Калязинского, пришедшего в обитель около 1420 года и принявшего в ней монашеский постриг.

Преподобный Макарий (в миру Матфей) родился в 1402 году в селе Гридкове (ныне Кожино), что в семи верстах от Кашина, в благочестивой семье боярина Василия Кожина и супруги его Ирины (память их почитается местно). В семь лет мальчик научился грамоте и на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, принимая близко к сердцу все прочитанное. Матфей мечтал о монашестве, но, повинуясь воле родителей, по достижении необходимого возраста женился на Елене Яхонтовой. Вступая в брак, молодые дали друг другу обет — если кто из супругов скончается первым, то второй, не заходя с кладбища домой, отправится в монастырь и пострижется в монахи. Через год умерли родители Матфея, а еще через два года умерла и Елена. Матфей исполнил обет — так он оказался в Николаевском Клобуковом монастыре, где около 1425 года выстроил себе маленькую деревянную келью, а на берегу Кашинки — монастырскую мельницу. По преданию, преподобный уединялся здесь для молитв.

Тропарион

Тропарь преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу, глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие, воздержанием и бдением умертвил есй, место бо, на нёмже поты твоя излиял есй, яко труба вопиет к Богу, повёдающи твоя исправлёния, и по смёрти честныя твоя мощи источают исцеления. Тёмже вопием ти: моли Христа Бога, да спасёт души наша.

Будучи благородного происхождения, святой Макарий смирял себя ниже всех, с любовью повиновался не только игумену, но и всяком брату, старшему и младшему, день после монастырских богослужений и послушаний проводил в чтении житий святых, а ночи — в пении псалмов. Но преподобный, имея склонность к истинному пустынножительству, желал совершенного отшельничества — житейский же шум Кашина долетал до Клобуковской обители, расположенной в непосредственной близости от города. В 1444 году преподобный Макарий исполнил свое заветное желание и, с благословения настоятеля, с семью другими подвижниками покинул монастырь, отправившись искать новое место в более уединенной пустыни. По преданию, от слез, которые он проливал по случаю ухода «вон» из Кашина, образовалась речка Вонжа, впадающая близ монастыря в Кашинку.

Пустынь, основанная преподобным, располагалась в красивом месте в лесу, между двух озер. Долго не соглашался святой принять сан игумена, но вынужден был уступить просьбам собравшейся вокруг него братии. Случались и скорби. Земля, на которой выросла обитель, принадлежала боярину Ивану Коляге, невзлюбившему преподобного Макария — боярин подозревал, что монахи покушаются на его владения. Он даже подумывал об убийстве святого, и тут же его настигла Божия кара — умерли его близкие, а сам боярин тяжко заболел. Готовясь к смерти, он раскаялся и, исповедовавшись святому, был прощен. Исцелившись, Иван Коляга подарил монастырю свои земли, а сам вступил в него простым иноком.

Так было положено начало Троицкому Калязинскому (по имени боярина Ивана Коляги) монастырю, устав которого отличался такой строгостью, что многие, не выдержав, уходили. Тогдашнему монастырскому благочинию и благолепию дивился старец Митрофан Бывальцев, проживший на Горе Афонской девять лет. «Напрасно трудился я, — сокрушался он, — и совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря, Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно сыновьям Святой Горы».

Полузатопленная калязинская колокольня Никольской церкви — то немногое, что осталось от старого Калязина, сполна испытавшего на себе все прелести материального «переустройства мира».

Преподобный Макарий Калязинский, беседуя с преподобным Иосифом Волоколамским, так говорил о своей братии, вышедшей из стен Клобуковского монастыря: «Когда я пришел в это место, со мной пришли из Клобукова монастыря семь старцев. Все они были так совершенны в добродетелях и духовной жизни, что другие братья приходили к ним принимать наставления». Из этой среды вышли великие подвижники, и в их числе — преподобный Ефрем Перекомский (память 29 мая и 9 октября по новому стилю). Он основал впоследствии храм в честь Богоявления на острове, находившемся в устье реки Веренды. Для удобной доставки воды в монастырь святой прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской.

Преставился преподобный Макарий, игумен Калязинский, 17 марта 1483 года на 82-м году жизни. Его похоронили близ построенной им деревянной церкви, соорудив над могилой часовню. Когда деревянный храм обветшал, решено было возвести на его месте каменную церковь. Стали копать рвы под фундамент — и обрели гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Поначалу преподобного Макария чтили местно. А на Соборе 1547 года он был канонизирован для общецерковного почитания.

Память преподобного Макария Калязинского совершается 30 марта, в день его кончины, и 8 июня — в день обретения святых мощей. Даты даны по новому стилю.