Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при нацизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказа­ние. Тоталитаризм (от латинского totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Признаки тоталитаризма: - тотальный государственный контроль над обществом;

Всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

Система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

Политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

Господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

Идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии; - унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

Ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

Ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме пра­вящей, либо запрет всех партий. Власть кон­центрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. Хотя есть парламент и судебные ор­ганы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнитель­ная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую пар­тию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Выделяют следующие, универсальные для авторитаризма характеристики:

1) стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) отстранение её от политических позиций и принятия решений

2) стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти

3) стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты -- семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;

4) относительно слабая укорененность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и, одновременно, неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;

5) перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;

6) относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок, (в отличие от тоталитаризма, в котором правительство было идейно единым)

Не смотря на множество похожих черт в этих режимах есть в них и много различий, вот основные из них:

1) Наиболее серьёзное различие связано с пониманием цели, "исторической миссии" данного режима, будь то доктрина "расового превосходства", специфические национально-имперские идеи или какие-то другие. Можно сказать, что двигателем тоталитаризма на момент зарождения была та или иная утопическая мечта, направленная на ликвидацию либеральной демократии, капиталистической экономической системы и в какой то мере отвечавшая желаниям большинства населения страны. Подвижники тоталитарного идеала рассматривали его как прообраз будущего миропорядка. Поэтому тоталитаризм не только на создание совершенного общества в какой-либо отдельной стране, но и пытается реализовать свои потенции "вовне", т. е. глобально распространить аналогичный своему общественный строй на другие страны. Авторитарные государства в подавляющем большинстве случаев не ставят перед собой задачу полного преодоления предшествующего социального строя. Авторитаризм склоняется к идее органичного развития, под которым часто скрывается желание воспрепятствовать вообще всяким заметным изменениям.

2)Второе различие тоталитарной и авторитарной системы, заключается в неодинаковой степени регламентации различных аспектов общественной жизни в них. Тоталитаризм стремится реализовать утопический идеал во всех сферах общественной жизни. В результате предполагается не только создание и пропаганда новой системы ценностей, но и формирование такого политизированного человека, индивидуальность которого должна быть подчинена коллективности, растворена в ней. Для авторитаризма, напротив, характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность.

3)При авторитарных режимах часто остаются некоторые признаки демократии, формально существуют парламент, партии, разделение властей и другие атрибуты демократии: гражданское общество не полностью поглощено государством, и возможно даже "дозированное инакомыслие". Диктатура может признавать или терпеть определенные социальные конфликты.

4) Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается в самой структуре власти. В тоталитарной системе центром власти является одна партия, и партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры. Решения партийных органов служат руководством к деятельности для всех остальных центров власти, а также для армии и службы внутренней безопасности.

5) В авторитарных диктатурах государство обладает высшей ценностью, являясь средоточием властных функций. Само государство подчиняется в своей деятельности своду норм, зафиксированных в законодательных кодексах их стран, и по своей сути призвано осуществлять не репрессивную, а управленческую функцию. Безусловно, факты коррупции и прямого злоупотребления законом в авторитарных государствах более чем часты, но идея государства как надклассового верховного арбитра, которое в случае необходимости может силой прекращать социальное противостояние, очень живуча.

Политический режим -- это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Современная политология различает три вида политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический. Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме правящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть концентрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода государственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные органы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнительная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую партию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограниченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при фашизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказание.

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осуществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус.

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вместе с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.

Демократия как власть народа осуществляется в двух формах -- представительной и непосредственной.

Непосредственная (прямая) демократия -- это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению непосредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.

Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представительная демократия). Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представительная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.

Демократия -- это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей; высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.


В статье 13 Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Из этого положения выводится утверждение о том, что Российское государство не имеет и не может иметь своей идеологии. Но тогда все разговоры об антиэкстремистской, антикризисной, иных формах государственной идеологии, об усилении идеологического противодействия деструктивным идеологиям не более чем заблуждение и самообман. Из конституционного запрета государственной идеологии иногда выводится и отрицание возможности и целесообразности выработки общенациональной идеи для России. Но давайте зададимся вопросом: действительно ли Российское государство изначально обречено на безыдейное существование или же этот запрет на государственную идеологию не более чем «мудрствование от лукавого»?

Что же такое идеология?

В основе понятия «идеология» лежит греческое слово «идея», которое буквально переводится как «то, что видно», «видимое» и с древнейших времен используется для обозначения образа, мысли, представления, намерения, плана. Логос же переводится как слово, речь, понятие. Таким образом, этимологический смысл идеологии состоит в ее понимании как учения об образах, представлениях, намерениях на будущее. Но все слова, обозначающие общественные явления, имеют изменчивый, незавершенный характер; их содержание зависит от конкретно-исторических обстоятельств, социальных, политических, методологических и иных установок. Ясно, что и этимология слова «идеология» не передает современного его понимания.

Дестют де Траси, который и ввел в начале XIX века в научный оборот термин «идеология», использовал его для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей, их трансформация, влияние на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий. По его замыслу, идеология должна была вытеснить философию с ее места королевы всех наук и сыграть главную интегрирующую роль в объединении всего социального познания.

К.Маркс считал идеологию извращенным, ложным сознанием, выражающим интересы определенного класса, которые выдаются за общественные интересы. По логике Маркса, экономические отношения как базисные общественные отношения формируют социальные позиции, которые получают свое выражение в виде установок, целей, интересов и систематизируются в идеологии. Идеология приближается к статусу «научной» лишь в той мере, в какой она способна выражать максимально «общий» общественный интерес. Этой же традиции отдали дань и некоторые теоретики II Интернационала и их оппоненты. В результате во второй половине XIХ века понятие «идеология» преимущественно употребляется для характеристики неистинного мировоззрения, предназначенного для обмана ради политических и иных интересов.

Попытки соединить в органическое целое науку и идеологию, причем не любую идеологию, а именно марксизм, были предприняты Г.Плехановым, Ф.Мерингом, Р.Люксембург, которые рассматривали марксизм как науку и одновременно как идеологию пролетариата. В.Ленин выдвинул концепцию научной идеологии, оказавшуюся весьма плодотворной в достижении той политической цели, которую ставили перед собой большевики, - захват политической власти. Он считал, что субъективные интересы пролетариата не только могут, но и выражают объективные интересы всего общества. Идеологию стали рассматривать как инструмент политики и орудие управления массами.

В XX веке понятие идеологии стало столь значимым, что его не могли обойти вниманием последователи самых различных политических направлений. Первым этот момент оценил классик теории идеологии К.Манхейм в работе «Диагноз нашего времени», который писал: «Одно время казалось, что выявление идеологического аспекта в мышлении противника является исключительной привилегией борющегося пролетариата… Поэтому... понятие идеологии связывали прежде всего с марксистско-пролетарской системой мышления, более того, даже отождествляли с ней»; но «проблема идеологии носит слишком общий и принципиальный характер, чтобы она могла длительное время оставаться привилегией одной партии». По Манхейму, идеология – это хотя и совокупность искаженного знания о действительности, но имеющего целью сохранить существующий порядок вещей.

В идеологии как системе ориентиров, целей и программ социальной деятельности осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, осмысливаются многообразные социальные проблемы и конфликты. Идеология выполняет вполне определенные функции, вырабатывая соответствующие интересам конкретных классов, социальных групп типы мышления и поведения, программы социального действия. То есть идеология, будучи отражением общественного бытия в сознании людей, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя или препятствуя ему.

Идеологии существуют в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, философских взглядов. Они бывают революционными или реакционными, прогрессивными или консервативными, либеральными или радикальными, религиозными или светскими, интернационалистическими или националистическими. Конкретная идеология может включать в себя различные формы знаний и сочетать различные характеристики. Так, к примеру, идеология восходящей буржуазии XVII-XVIII веков была прогрессивной, либеральной, революционной, интернационалистической, светской.

В обществе, разделенном на противоположные классы, сословия, слои, состоящем из различных конфессиональных сообществ и исторических форм общностей людей, неизбежно возникновение различных идеологий, защищающих и выражающих их интересы. Наличие в обществе нескольких идеологий приводит к их борьбе, которая имеет социальное значение, ибо выражает противоположность интересов больших групп людей. Противостояние идеологий осуществляется не только внутри конкретного общества, но и на международной арене. Любая идеология пытается занять доминирующее положение. Потому ослабление одной идеологии всегда есть усиление другой идеологии.

Россия в плену утопии «деидеологизации»

Острое идеологическое противостояние между либерализмом, коммунизмом и национал-социализмом было характерно первой половине XX века. Но уже к середине 60-х годов на Западе формируется негативное отношение к идеологии вообще, что было связано с осмыслением обществ, функционировавших по типу социальных машин (нацистская Германия, СССР периода культа личности), где жизнедеятельность людей подгонялась под идеологические стандарты. В ходу тогда была концепция «деидеологизации» (Д.Белл и др.), согласно которой индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими «технических решений», а не идеологических. А потому социальная роль идеологии должна сойти на нет.

Социальный запрос на деидеологизацию сознания вылился в движение «контркультуры» конца 60-х годов, когда идеология стала трактоваться как вид борьбы за утверждение тех или иных идеалов. Акцент в изучении идеологии сместился к ее иррациональным аспектам. В борьбе против социалистического мира стали широко использоваться утверждения об иррациональности, мифологическом характере всякой идеологии. Одновременно заявила о себе и тенденция к «реидеологизации», что больше отвечало устремлениям Запада разрушить социалистический мир изнутри. Социальная утопия деидеологизации проникла и в Россию. В конце 80-х – начале 90-х годов популярным стал тезис: «Долой идеологию!».

С крушением мировой системы социализма и распадом СССР западными мыслителями (Ф.Фукуяма и др.) был возрожден старый социальный миф о «конце истории», протаскивающий идею начала новой эпохи, эпохи, где нет места идеологиям, их борьбе. История как противостояние индивидуалистических обществ, основанных на либеральных и демократических ценностях, и коллективистических обществ, основанных на коммунистических или же национал-социалистических ценностях, завершилась. Настала эпоха торжества либерализма как идеологии и как социальной практики. Банкротство коммунистической идеологии и утверждение либеральных ценностей в постсоветской России прозападно настроенными политиками были представлены как деидеологизация общественного сознания и отказ государства от какой бы то ни было идеологии.

Разработчики Основного Закона новой России оказались в плену пагубных социальных утопий «деидеологизации» и «конца истории», что нашло свое выражение в конституционном закреплении отказа от государственной идеологии. Сегодня мы на примере России видим, что государство без идеологии (как программы действий, совокупности ориентиров и целей) не может полноценно функционировать. Идеология в тех или иных модификациях уже на обыденном уровне сознания существует в психике человека всегда, обеспечивая определенный уровень сохранения основных структур общества и схем жизнедеятельности людей. Косвенным осознанием этого является и то, что с конца 90-годов в России все чаще провозглашается тезис: «Да здравствует новая идеология России!». Однако поиск новой идеологии для России осознается пока только как проблема поиска и развития наиболее оптимальных форм сочетания и сосуществования разных идеологий. Чаще всего в качестве таких идеологий называются либеральная, религиозная и коммунистическая идеологии.

По моему мнению, здесь смешиваются две разные проблемы, а именно, наличие у России государственной идеологии и возможность разработки общенациональной идеи.

Идеология у Российского государства есть, и ее название - консервативный либерализм. И мы сейчас попытаемся обосновать это утверждение. Но начнем с общей характеристики либерализма как идеологии и социальной практики.

Что такое либерализм?

Либерализм – это идейное течение, истоки которого восходят к эпохе буржуазных революций и в основе которого лежит убеждение в необходимости реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей. Основные ценности либерализма этого периода: права и свободы личности, демократическое устройство государства, верховенство закона, нерелигиозная нравственность и пр., которые истолковываются как средства достижения индивидуальной свободы. В либерализме, таким образом, на первый план выдвигается отдельный человек, а ценность общественных групп или учреждений измеряется исключительно тем, в какой мере они защищают права и интересы личности.

Либерализм различает политическую и гражданскую свободу личности. Политическая свобода как гарантия права гражданина участвовать в управлении государством является необходимым и единственно действенным дополнением гражданской свободы. Без политической свободы гражданская свобода хрупка и ненадежна. Гражданская свобода - это те основные права личности, на признании которых базируется сама возможность гражданского общества. Основные гарантии свободы личности либерализм усматривает в частной собственности и правовом государстве. А это позволяет судить о либерализме как об идеологии, выражающей и защищающей интересы тех слоев общества, которые состоят из частных собственников, то есть как о буржуазной идеологии.

Либерализм является не только идеологией, но и определенной социальной практикой. Он еще в XIX веке выступал с критикой феодальной регламентации экономических отношений. Физиократы, а за ними А.Смит, активно поддерживали лозунг: «Не мешайте действовать», Дж.Локк и другие просветители внесли важный вклад в утверждение идей парламентской демократии, конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечении основных прав граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания и т.д.

В начале ХХ века либерализм еще отстаивал общественное устройство, при котором регулирование социально-экономических отношений осуществляется спонтанно, через механизм «свободного рынка», но был вытеснен с политического олимпа социалистическими идеями, главное содержание которых составляли обобществление собственности и планирование экономической деятельности. Завоеванные либеральные свободы были объявлены новой идеологией ничего не стоящими без экономической свободы, которую должен был принести социализм. Марксистско-пролетарская идеология свела свободу личности к устранению капиталистической эксплуатации и требованию равного распределения общественного богатства.

Либерализм восстановил свой потенциал в 30-40-е годы ХХ века, когда опыт коммунистической России показал, что обещанный радикальными социалистами путь к свободе есть в действительности прямая дорога к тоталитарному коммунистическому рабству. Но постепенно и сам классический либерализм подвергся существенной перестройке, прежде всего в вопросе о социально-экономической роли государства. Возникли концепции «нового либерализма», или неолиберализма, сблизившегося с консерватизмом.

Неолиберализм вменил государству обязанность разработки и воплощения в жизнь общей стратегии экономического развития, предотвращения кризисов и стабилизации финансового положения. Была признана важность социальных и экономических прав индивидов, особая значимость выравнивания возможностей и шансов людей, особенно являющихся членами социальных групп, фактически оказавшихся в наиболее трудном положении. Неолиберализм стал учитывать гуманистические идеалы, стоящие выше механизмов рынка и конкуренции, и подчеркивать значение коллективных действий, ограничивающих сферу применения таких механизмов.

Однако и неолиберализм противопоставляет путь постепенных, шаг за шагом идущих реформ более радикальному пути социальной революции и утверждает, что революции вообще не нужны и даже неразумны в современном обществе. Но без революции не происходят переходы от коллективистического устройства общества к индивидуалистическому его устройству и наоборот. Лицемерие идеологии неолиберализма заключается в том, что для собственного утверждения он признает революционный путь, а после - отрицает его необходимость и разумность.

Идеология Российского государства

Идеологией современного Российского государства является неолиберализм, или же консервативный либерализм. Прежде чем принять или опровергнуть данное утверждение, присмотримся к основным ценностям, зафиксированным в Конституции РФ. Первая же статья Конституции объявляет Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Вторая статья провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина вменяются в обязанность государства. В последующих статьях закрепляется социальный и светский характер государства, утверждается разделение властей, равенство всех перед законом, многообразие форм собственности, многопартийность, идеологический плюрализм и т.д. Но все эти положения и есть сердцевина либеральной идеологии.
Конституционное закрепление этих ценностей лишает всякого позитивного смысла пункт 2 статьи 13: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». С таким же успехом можно было устранить из Конституции СССР 1977 года утверждения о том, что советское государство руководствуется идеями научного коммунизма, и 6 статью о руководящей и направляющей силе общества, вооруженной марксистско-ленинским учением, и заявить об отсутствии государственной идеологии в СССР.

Но важнейшие положения той конституции, в которых были закреплены ценности коммунистической идеологии, не оставляют места сомнениям по поводу государственной идеологии в СССР. Потому и непонятно, почему же современное Российское государство так упорствует в отрицании собственной идеологии?

Парадоксальность ситуации с признанием или отрицанием государственной идеологии России высвечивается даже при таком поверхностном взгляде на современные политические реалии. В декабре прошлого года в Москве прошел Х съезд партии «Единая Россия», на котором с программной речью выступил Председатель партии Владимир Путин. Всем тем, кто отрицает наличие идеологии у Российского государства, предлагаю найти хотя бы две разницы в его выступлении как лидера партии и в его же речах как Председателя Правительства России. Идеологические ориентиры и программные цели одни и те же.

Полное совпадение государственной идеологии России с идеологией партии «Единая Россия» продемонстрировал в своем выступлении и Председатель Высшего совета партии, а по совместительству и Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов. Озвучивая основные целевые установки партийно-государственной идеологии перед делегатами съезда, Грызлов даже неуклюже обозначил эту идеологию следующими словами: «Мы называем свою идеологию российским консерватизмом», хотя точнее было бы назвать ее консервативным либерализмом. Он же сказал и о том, что базовый программный документ партии «должен отражать новый уровень ответственности власти» перед обществом.

Заметьте, на партийном форуме он говорил об ответственности власти, а не партии.

Другие руководители «Единой России» (они же, за редким исключением, руководители органов власти и местного самоуправления), партийные функционеры различного уровня (они же государственные чиновники) прекрасно понимают, что идеология их партии и является идеологией Российского государства. А политический плюрализм и идеологическое многообразие допускаются, по либеральной традиции, лишь в тех пределах, в которых они безвредны для сформировавшегося буржуазного государства и еще не сложившегося гражданского общества.

Очевидно, что у России все-таки есть своя государственная идеология, чего, к сожалению, не скажешь об общенациональной идее. Общенациональная идея должна выразить интересы всех социальных слоев российского общества, способствовать их сплочению. Она должна быть способной объединить их усилия в целях социального созидания и достижения благополучия и стабильности во всем российском обществе. В этой связи еще лет 10 назад я предлагал следующее: «В условиях, когда нет общенациональной идеи, представляется целесообразным возвести на этот уровень идею правового гражданского общества… Против нее нет принципиальных возражений ни у коммунистов, ни у либералов, ни у атеистов, ни у духовенства. Тем более что важнейшие характеристики правового гражданского общества зафиксированы в действующих Конституциях Российской Федерации и Республики Дагестан». Но за прошедшее время она так и не стала национальной идеей России, несмотря на заинтересованное обсуждение и титанические усилия органов власти, отдельных институтов гражданского общества, ученого сообщества по ее пропаганде. Возможно, что одной из причин этого является и то, что правовое гражданское общество воспринимается в массовом сознании как сердцевина либеральной идеологии, а либерализм как буржуазная идеология не может претендовать на что-либо большее, чем быть государственной идеологией капиталистической России.

По всей видимости, в современных условиях общенациональная идея может сформироваться только на основе синтеза, оптимального сочетания позитивных моментов всех существующих в российском обществе гуманистических идеологий. Ни либеральная, ни коммунистическая, ни социал-демократическая, ни религиозная, ни иные идеи сами по себе не могут играть роль национальной идеи России. Потому разработка общенациональной идеи остается актуальной проблемой социально-политической мысли России.

Но почему для нас сегодня так важен сам факт официального признания государственной идеологии России? Да потому, что органы государственной власти и местного самоуправления, которые по сути тоже являются органами власти, не могут вести идеологическую работу, если у государства нет идеологии, у общества – национальной идеи.

Идеологическая борьба – это не столько критика оппозиционной идеологии или правовые ограничения, а то и запрет деструктивных человеконенавистнических идеологий, сколько гуманистическое просвещение и пропаганда собственных идеологических ценностей и программных установок. Ну не может Президент РД требовать от чиновников усилить, совершенствовать, поднять на новый уровень идеологическую работу, если предварительно не вооружить их конкретной государственной идеологией. Идеологии оппозиционных партий для этого не годятся, так как их краеугольная идея – приобщение к государственной власти или ее насильственный захват. Правящая же партия имеет все возможности представить свой корпоративный интерес как «общий» общественный интерес и свою идеологию как государственную идеологию. И только это одно позволяет властным структурам проводить на государственном уровне идеологическую работу.

Мухтар Яхьяев, профессор ДГУ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»» в г. Смоленск

Кафедра гуманитарных наук

Семинар №7-8

Тема: Исторический эксперимент социалистического строительства

в СССР и его итоги

Студент: Ковалев А.В.

Группа: ПЭ1-12

Преподаватель:

Стародворцева Н.П.

Смоленск,2012

Термины:

Социализм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

Коммунизм - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства.

«Военный коммунизм» - название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 - 1921 гг.

Новая экономическая политика - экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы.

Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека.

Коллективизация - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства.

Индустриализация - перевод экономики страны на промышленные рельсы, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике, создание крупного машинного производства во всем народном хозяйстве или в отдельных его отраслях.

Культурная революция - программа, осуществляемая в Советской России и СССР и направленная на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества и формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества.

Диссидент (отступник, инакомыслящий) - человек, политические взгляды которого радикально расходятся с господствующими в стране его проживания.

ВОПРОС №1

Поиск путей создания нового общества

в послереволюционной России (1917-1929 гг.).

«Военный коммунизм». НЭП.

«Военный коммунизм»

Промышленность

Национализация крупной, средней и мелкой промышленности

Отменялись государственные монополии на некоторые виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый поря­док регистрации, были пересмотрены допустимые размеры ис­пользования наёмного труд. Осуществлялась денационализация мел­ких и кустарных предприятий.

Сельское хозяйство

Продразвёрстка (система государственных мероприятий, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции). 25 марта 1917 года – Закон о «монополии на хлеб»

Продналог - продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога.

Торговля

Запрещение частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений

В торговле возник частный сектор. На долю частного сектора в период НЭПа приходилось около 40-80 % розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

Управление производством

К апрелю 1919 года практически все крупные предприятия (с числом наемных рабочих более 30) были национализированы. К началу 1920 года была в основном национализирована и средняя промышленность. Было введено жёсткое централизованное управление производствами. Для управления национализированной промышленностью был создан Высший совет народного хозяйства.

Были созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причём 40 % из них было централизованного, а 60 % - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

Обеспечение предприятий рабочей силой

Принятый 10 декабря 1918 года кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР. Декретами, принятыми СНК 12 апреля 1919 года и 27 апреля 1920 года, запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы, устанавливалась суровая трудовая дисциплина на предприятиях. Широко распространилась также система неоплачиваемого добровольно-принудительного труда в выходные и праздники в виде «субботников» и «воскресников».

Согласно декрету СНК от 29 января 1920 года «О порядке всеобщей трудовой повинности» , всё трудоспособное население, независимо от постоянной работы, привлекалось к выполнению различных трудовых заданий. Декретом при Совете обороны был создан Главный комитет по всеобщей трудовой повинности (Главкомтруд) во главе с Дзержинским.

Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период НЭПа возросла (с 1,2 млн человек в начале 1924 г. до 1,7 млн человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было ещё более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5,8 млн в 1924 г. до 12,4 млн в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

На вопрос, считал ли Ленин, что НЭП есть крах коммунистической теории, вождь мирового пролетариата в частном разговоре дал следующий ответ:

«Конечно, мы провалились. Мы думали осуществить новое коммунистическое общество по щучьему велению. Между тем, это вопрос десятилетий и поколений. Чтобы партия не потеряла душу, веру и волю к борьбе, мы должны изображать перед ней возврат к меновой экономике, к капитализму как некоторое временное отступление. Но для себя мы должны ясно видеть, что попытка не удалась, что так вдруг переменить психологию людей, навыки их вековой жизни нельзя…»

Предпочтение было отдано политике «военного коммунизма», так как НЭП символизировала отступление к капитализму, а политика «военного коммунизма» была ближе к курсу коммунистического развития.

ВОПРОС №2

Тоталитарное государство и общество в 30-х - нач. 50-х годов XX в.

Общие черты тоталитаризма

Признаки тоталитаризма в СССР в 30-х –нач.50-х гг.

Наличие единственной партии, лидер которой является лидером государства

Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) – ВКП(б) – 1925-1952

Лидер – И.В. Сталин, фактический руководитель СССР с середины 1920-х гг. до своей смерти в 1953 году.

Сращивание партийного и государственного аппаратов

Сращивания партийного и государственного аппарата с аппаратом профсоюзов и общественных организаций.

Господство единой общеобязательной идеологии

Идеология КПСС - марксизм-ленинизм, которую в позднем СССР именовали «социалистической марксистско-ленинской идеологией»

Подавление оппозиции

Разгром «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926-1929)

Репрессии

Сталинские репрессии - массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма (конец 1920-х - начало 1950-х годов)

Централизованное плановое хозяйство

1921 г. – Госплан СССР; пятилетки

Всесторонний контроль за жизнью общества

Репрессивные и цензурные органы по контролю со стороны коммунистической партии (Отдел политконтроля ГПУ)

Таким образом, СССР 30-х – начала 50-х годов XX века обладал основными чертами тоталитарного государства.

Политический режим является одним из базисных понятий современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценки сущности государства, поскольку в рамках одной формы правления на различных этапах ее развития политическая жизнь может существенно отличаться по содержанию, характеру отношений между собой, обществом и государством, динамикой структурных изменений. Все это отражается в политическом режиме.

Любой политический режим определяется тремя основными факторами:

1) процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;

2) стилем принятия общественно-политических решений;

3) отношениями между политической властью и гражданами.

Политический режим - это совокупность методов и средств осуществления политической власти в стране, которая отражает характер взаимоотношений государственно-властных структур и населения.

Политический режим зависит от соотношения политических сил в обществе, личности политического лидера и особенностей правящей элиты; исторических и социокультурных традиций; политической культуры населения. Он формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов политического процесса.

В политической науке существует множество классификаций политических режимов, но любая из них является условным, поскольку в "чистом виде" и завершенных политических режимов в политической практике не существует.

Для анализа современных политических систем принята классификация политических режимов по признаку демократизма на следующие виды: демократические и недемократические.

Демократический политический режим - это форма организации и функционирования политической системы, при которой государственная власть осуществляется на основе равного участия граждан и их объединений в формировании государственной политики, образовании и деятельности государственных органов, а все члены общества имеют равные возможности реализации своих прав и свобод.

В реальной политической жизни каждая демократическая политическая система имеет свои особые, специфические черты. Но, несмотря на различия, можно выделить такие общие признаки, которые прежде всего находят свое отражение в конституции страны:

Непосредственное участие народа в осуществлении государственной власти. Например, в ч. 2 ст. 5 Конституции Украины 1996 г. указано, что ". единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления";

Выборность высших органов государственной власти, существование институтов непосредственной и представительной демократии. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции Японии 1946 г. предусмотрено, что "народ имеет неотъемлемое право избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности. Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части";

Плюрализм в политической, экономической, идеологической и духовной сферах жизнедеятельности людей. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции Украины 1996 г. указано, что "общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия";

Равенство всех граждан перед законом, обеспечение со стороны государства осуществления ими своих прав и выполнения обязанностей. Например, в ч. 1 ст. 3 Основного Закона ФРГ 1949 г. и в ч. 1 ст. 14 Конституции Японии 1946 г. провозглашено, что "все люди равны перед законом.", в ст.

14 Конституции Королевства Испания 1978 г. - "все испанцы равны перед законом...", а в ч. 1 ст. 24 Конституции Украины 1996 г. указано, что "граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом";

Демократизм правосудия, обеспечения верховенства права. Например, в ч. 1 ст. 8 Конституции Украины 1996 г. указано, что "в Украине признается и действует принцип верховенства права";

Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства. Например, в ст. 11 Конституции Украины 1996 г. предусмотрено, что "государство сприяє. развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины";

Признание человека высшей ценностью государства, взаимная ответственность государства перед человеком и человека перед государством. Например, в ч. 2 ст. 3 Конституции Украины 1996 г. указано, что "государство отвечает перед человеком за свою деятельность";

Возможность создания и свободного функционирования политических партий и других общественных объединений, их юридическое равенство. Например, в ч. 3 ст. 15 Конституции Украины 1996 г. провозглашено, что ". государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины", в ст. 9 Конституции Федеративной Демократической Республики Эфиопии 1994 г. указано, что "граждане, органы государства, политические партии, другие объединения и должностные лица связаны Конституцией.", в ст. 49 Конституции Итальянской Республики 1947 г. зафиксировано, что "все граждане имеют право свободно объединяться в партии...";

Независимость средств массовой информации. Например, в п. 6 ст. 38 Конституции Португальской Республики 1976 г. указано, что "структура и принципы функционирования государственных средств массовой информации должны обеспечивать их независимость от Правительства, государственных администраций и других органов публичной власти.".

На сегодня в современном мире не существует идеальной модели демократии. В отдельных странах наблюдается отсутствие тех или иных перечисленных выше признаков демократического режима или отклонения от них, что приводит к сужению этого режима.

Демократический политический режим существует в следующих формах:

1) либерально-демократический, основан на системе гуманистических принципов осуществления государственной власти, ограничение степени вмешательства государства в общественные и, особенно, экономические отношения, признании прав и свобод человека, обеспечении равенства всех перед законом;

2) консервативно-демократический, что опирается преимущественно не на конституцию, а на демократические традиции государственного правления, которые сложились исторически и являются характерными именно для данного государства, которая не желает переходить к новым формам и методам государственного правления;

3) радикально-демократический, осуществляется путем постоянного введения новых форм реализации государственной власти, использование решительных мер по повышению эффективности государственного правления.

Демократический политический режим наиболее полно проявляется в парламентской и парламентско-президентской формы государственного правления. При президентской и смешанной президентско-парламентской формы государственного правления демократический политический режим возможен при наличии, кроме всего прочего, совершенной системы сдержек и противовесов в системе разделения государственной власти, которая бы делала невозможным фактическое сосредоточение всей власти в руках главы государства и установление тем самым авторитарного режима.

Недемократический политический режим - это форма организации и функционирования политической системы, при которой государственная власть сосредотачивается в руках неконтролируемой народом группы лиц или в руках одного лица и осуществляется более жесткими методами путем нарушения прав и свобод человека и устранением возможностей для свободного волеизъявления интересов различных групп населения.

Основными формами современных недемократических политических режимов тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитаризм - это разновидность недемократического политического режима, который характеризуется всесторонним (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной и частной жизни граждан с систематическим использованием насилия.

Термин "тоталитаризм" ввел в политическую практику в начале 20-х гг. ХХ в. лидер итальянских фашистов б. муссолини, который пытался создать тоталитарное государство.

Как типа политического режима тоталитаризма присущи следующие основные признаки:

Наличие общеобязательной, единой официальной идеологии, которая пронизывает все сферы жизни общества;

Однопартийность, то есть основным звеном в политической структуре общества есть единая, хорошо организованная и построенная по иерархическому принципу массовая политическая партия во главе, как правило, с лидером-вождем, и которая сращивается с государством;

Применение всеобъемлющего репрессивного принуждения граждан к выполнению властной воли, полного государственного контроля за деятельностью граждан, их объединений, социальных групп и институтов;

Государственная монополия на все средства массовой информации, что позволяет манипулировать общественным сознанием и творить ее;

Установление монопольного контроля со стороны партии и бюрократии над вооруженными силами и всеми правоохранительными органами;

Централизованное руководство экономикой страны с помощью административно-командной системы управления;

Прежде всего отсутствие реальных политических прав и свобод граждан, свободного волеизъявления и учета интересов всех групп и слоев населения.

в Зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, тоталитаризм в ХХ в. существовал в следующих формах:

1) тоталитаризм, основанный на коммунистической идеологии

Существовал в бывшем СССР прежде всего во времена правления И.Сталіна, в КНР в эпоху Великой пролетарской культурной революции Мао Цзэдуна, в Демократической Кампучии Пол Пота и многих странах Латинской Америки, Африки и Азии после распада колониальной системы. Целью деятельности коммунистического тоталитаризма было построение коммунистического общества, но на практике это представляло собой укрепление диктатуры правящей партии, ее центральных органов и персонально - вождей, полное уничтожение частной собственности, предоставление абсолютной власти государства, идеологизация политической жизни, усиление насилия против общества;

2) тоталитаризм, основанный на фашистской идеологии

Впервые был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм ставил целью своей деятельности построение "нового общества, а возрождение величия итальянской нации и Римской империи". С момента создания Большого фашистского совета, которая была объявлена высшим органом фашистской партии и государства и, которая подчинялась ее лидеру Б.муссолини, вся государственная власть была сконцентрирована в руках фашистов. Необходимо отметить, что в Италии грани фашистского тоталитаризма устанавливались позицией влиятельных в государстве кругов - короля, аристократии, офицерского корпуса, церкви;

3) тоталитаризм, основанный на национал-социалистической идеологии

Базировался на расовой пренебрежительности одного из народов. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Націський режим во главе с А.гитлером осуществил процесс полного сращивания национал-социалистической партии и государства, утверждения однопартийной системы, запрета деятельности своих политических оппонентов (часто через их физическое уничтожение), ликвидации земельных парламентов и т.д. Целью деятельности национал-социалистов Германии было установление мирового господства арийской расы.

Итак, за тоталитаризма государственном беспределе не знает ограничений, поскольку государство не контролируется гражданами и не обращает внимания на мировое общественное мнение. Однако политический опыт ХХ в. свидетельствует, что тоталитаризм выступает как тупик эволюционной спирали мирового развития, потому что он обнаруживает свою неэффективность, нецелесообразность и вообще несоответствие человеческой природе, что рано или поздно приводит к его гибели.

Авторитаризм - это разновидность недемократического политического режима, характеризующийся сосредоточением политической власти в руках одного лица или группы лиц и осуществлением ее при минимальном участии народа, возможностью применения насилия.

Долгое время авторитарный режим рассматривался как особая разновидность тоталитаризма, его дополнение. Но в 60-х гг. ХХ в. он был признан переходным режимом, что возникает в результате перехода общества от тоталитаризма к демократии, и с этого времени стал восприниматься как самостоятельный вид недемократического политического режима.

Авторитаризма в отличие от тоталитаризма присущи определенные элементы демократизма: формальное разделение властей, многопартийность, отказ от тотального контроля над обществом, единой общеобязательной идеологии и т.д.

Концентрация государственной власти в руках главы государства, правительства или военных, отчуждение народа от процесса принятия решений;

Монополизация государственной властью политической сферы, недопущение оппозиции и политической конкуренции, ограничение деятельности политических партий и групп интересов и сведение их к минимуму;

Опора на силовые структуры (армия, полиция, служба безопасности и т.д.), приоритет силовых методов над другими в политическом управлении;

Отсутствие прямого вмешательства государства в частный сектор экономики;

Не подконтрольность власти обществу, народ не признается источником власти;

Отмена или значительное сужение политических прав и свобод граждан;

Отсутствие обязательной для всех граждан идеологии;

Приспособление избирательной системы к решениям исполнительной власти, правящая элита формируется не через конкурентные выборы, а путем назначения;

Отсутствие местного самоуправления или жесткий контроль государства за его функционированием.

1) военный режим, который возникает, как правило, вследствие насильственного захвата власти диктатором и военным группировкам (хунтой) путем государственного переворота и осуществляет свое правление методами террора. (Например, диктатура "черных полковников" в Греции в 1967-1975 гг., хунта генерала Пиночета в Чили в 1973-1989 гг., военный переворот в Панаме в 1968 г. и др.);

2) монархический режим получил наибольшее распространение в государствах с абсолютной формой монархического правления, для которых характерно отсутствие органов представительной власти, сосредоточение в руках главы государства всей полноты власти, легитимность которой носит традиционный характер. К таким режимам относят политические системы стран арабского Востока - Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию;

3) персонифицированный режим, то есть режим личного правления, в котором власть принадлежит диктатору и опирается не на политические институты, а на репрессивно-полицейский аппарат. (Например, режим Дювалье на Гаити, Амина в Уганде, Сомоса в Никарагуа, Хусейна в Ираке и др.).

Следовательно, указанные и другие формы авторитаризма в своем развитии, с одной стороны, могут трансформироваться в жесткую диктатуру и даже в тоталитарный режим, а с другой - трансформироваться в демократический режим (например, Испания, Южная Корея, Китай, государства Восточной Европы).

В современном мире, при любом политическом режиме всегда проявляется сочетание черт авторитаризма и демократизма, с преобладанием признаков того или иного режима.