Рисунок 1. Электропривод ЭП-40-5-03.

Принесли как-то в ремонт электропривод ЭП-40-5-03 от швейной машинки. Их ещё рано списывать в утиль и они ещё довольно часто встречаются. Предварительное вскрытие показало, что там уже копался какой-то умелец, и при помощи его «нежных» манипуляций, имеющаяся там микросборка 03ГП8 была треснута в одном месте, а в другом от неё был отломан кусочек уголка с нанесёнными дорожками.

Короче - сердце электропривода ремонту не подлежало. Поиски в интернете ни чего не дали, схемы и советы по ремонту такого привода не на гугле, яндексе и прочих поисковиках не было. Попадалась только схема привода ЭНП-40-5 (машинки «Чайка»), выполненная на счетверённом компараторе.

Выхода было два; - попытаться восстановить микросборку, - собрать схему на компараторе. Решил пойти сначала по первому пути, если получится. Речи конечно о восстановлении микросборки 03ГП8 не было и в помине, так как в домашних условиях сделать это не реально, но попытаться разобраться в её схеме и понять принцип работы и может собрать дубликат на «рассыпухе» - вполне возможно. Вот что получилось.

Рисунок 2. Плата управления электроприводом.

Не буду подробно описывать, каких трудов стоило разобраться и нарисовать принципиальную схему микросборки, скажу только, что замерить величины сопротивлений удалось только 3х. На следующий день принёс щуп для замера SMD-деталей, чтобы замерить ёмкости (их 3 штуки в микросборке). Но на своём рабочем столе уже не нашёл кусочки от разобранной 03ГП8, или уборщица навела там свой порядок, или …, короче кусочков не было и поиски в мусорном ведре тоже ничего не дали, благо успел всё зарисовать вчера.

Рисунок 3. Микросборка 03ГП8 (не моя).

Размеры микросборки где-то 2х2 см, выполнена на тонкой керамической пластине и имеет 7 выводов, из виднеющихся на ней деталей, видны только транзисторы и конденсаторы SMD, резисторы и дорожки нанесены способом напыления. Короче схему срисовать удалось, где с помощью лупы, где догадками.

Рисунок 4. Схема микросборки 03ГП8, нумерация выводов со стороны деталей.

При анализе общей схемы электропривода, было установлено, что ещё перепутаны провода от педали привода (может первый мастер не туда пихнул при сборке), то есть с такой комбинацией включения педали - схема работать не будет. Всё расставил на схеме по своим местам, микросборку «сваял» на рассыпухе», на такой же по размерам (ну может чуть по больше) плате, и приступил к общим испытаниям. Все испытания лучше всего проводить с разделительным трансформатором, дабы обеспечить безопасность себе и своим измерительным приборам.

Конечно, можно было бы собрать и на SMD элементах, но скажу честно, с ними пока не работал, да и штучный экземпляр, короче не стал заморачиваться.

Рисунок 5. Схема электропривода ЭП-40-5-03.

Скажу ещё, что на двигателе привода имеется датчик (генератор переменного напряжения), обозначенный на фотографии ниже - кругом. Размах переменки на нём достигает 12 вольт (частота зависит от оборотов). Предназначен он, как я понял для «растягивания» предела регулирования оборотов двигателя педалью. Если его отключить, то обороты двигателя регулируются очень резко, и поймать ногой какие-то стабильные обороты, практически не удаётся. Датчик на рисунке обведён кружочком.

Рисунок 6. Электродвигатель с датчиком.

Транзисторы на микросборку ставил любые, главное там где нужно p-n-p, и где нужно n-p-n. Частотозадающий конденсатор ёмкостью от 0,1 до 0,3 (изначально был установлен 0,47 мкФ), от него зависят обороты двигателя. Имеющийся на общей плате электролит на 10 мкФ х 16 вольт, увеличивать, смысла нет, так как при его большой ёмкости начинает дёргаться двигатель в момент замыкания кнопки педали (при нажатии на педаль). Кроме микросборки в плате были полетевшие тиристор и стабилитрон Д815, тоже заменил. Тиристор поставил ВТ152.
Да, ещё хотел сказать, что выводы у микросборки не на стандартном расстоянии друг от друга, а немного шире. Я припаял 6 выводов (по схеме получается, что 5-6 выводы соединены, и я их соединил на плате), и чуть их раздвинул, чтобы сели в отверстия платы.

Рисунок 7. Аналог 03ГП8 в сборе.

Короче, практически всё пошло без особых затруднений. Во всём разобрался и нарисовал, что как должно быть соединено с платой. Ниже на рисунке, плата изображена со стороны деталей. Проставлены величины установленных элементов, а так же все необходимые соединения.
Дорожки нарисованы с обратной стороны. То есть, если делать печатку, то необходимо будет зеркалить рисунок.

Рисунок 8. Печатная плата и схема электрических соединений.

Общая плата так-же нарисована и в Sprint Layout 5, прикреплена в архиве, если кому нибудь понадобится. Микросборку паял без печатки, навесным монтажом. Если кто нибудь разработает её на SMD и поделится - буду очень признателен.

P.S.
Данную микросборку повторили некоторые радиолюбители, отзывы положительные.
Сергей Фролов собрал микросборку на SMD-элементах и поделился своей печатной платой (она добавлена в архив, плата в формате Sprint-Layout 6.0), вот его конструктив.


Рисунок 9. Микросборка 03ГП8 на SMD-элементах.

Архив для статьи

Изначально устройство швейной машины разрабатывалось таким образом, чтобы она могла самостоятельно совершать работу, заменив тем самым человека. Это изобретение позволило значительно облегчить труд швеи, и повысить его производительность. Схема работы позволяет даже абсолютному новичку, никогда не державшему иголку в руках, прошить прямые и качественные стежки. Новейшее поколение устройств шьет не только простым способом, они способны создавать узоры и вышивку. Достижения современных технологий поражают, но в основе принципа работы каждой швейной машины все так же лежит тот самый первый алгоритм, разработанный много лет назад.

Существуют базовые части швейной машины, без которых не обходится ни один агрегат:

  • маховик;
  • моталка;
  • рукав;
  • швейная платформа;
  • колесо выбора строчки;
  • рукавная стойка
  • ресивер (обратный ход)
  • держатель иглы;
  • игольная пластина;
  • лапка;
  • рычажок подъема и опускания лапки.

Но это те детали, которые видны при поверхностном осмотре – они являются малой толикой скрытого под корпусом механизма. Там внутри находится сложная система для приведения в действие челнока. Можно сказать, что работа швейной машины целиком и полностью основывается на челночном устройстве. Для неподготовленного человека схема деталей обычной швейной машины может показаться сложной и запутанной, но все становится понятным, если немного разобраться.

Шпулька — наиболее заметная деталь, с которой у портного происходит постоянное взаимодействие. Располагается она за выдвигающейся панелью под иглой . Чтобы достать шпульку из гнезда, потяните ее на себя и немного вверх. Таким образом вы отогнете небольшой захват и освободите элемент.

Шпулька необходима для поставки ниток, которые перед работой на нее наматывают из основной катушки. Происходит это автоматически – нить из катушки продевают в специальное отверстие шпульки. После этого деталь укладывают в гнездо, а катушку с нитками закрепляют на корпусе машинки. При активации маховика происходит вращение шпульки, которая наматывает нить на свою ось, катушка с нитками при этом так же вращается.

Для натяжения нити в процессе работы строение шпульки включает в себя маленький винт . Грамотно выставленные настройки исключают возможность пропуска верхних и нижних стежков. Портной может шить, не отвлекаясь на постоянные проверки качества. Внимательно проконтролируйте нить перед началом работы, излишнее ее натяжение вызывает постоянные разрывы. про идеальное натяжение нити.

Маленькая деталь, так называемый носик , предназначен для страховки катушки от случайных выпадений шпульки. Он крепится на двигающейся панели, которая отжимается пружинным механизмом от корпуса втулки. Если все работает, как задумано, то в системе не происходит сбоев. Пока эта деталь находится в правильном положении, шпулька надежно закрепляется в швейной машинке и ее невозможно вытащить. Для выполнения обратной сборки отогните носик, и, удерживая его в таком положении, вставьте шпульку на место.

При изучении корпуса на швейной машине можно обнаружить продолговатый выступ. Его задача заключается в препятствовании вращению катушки со шпулькой или приводом челнока.

Вставленная на место шпулька взаимодействует с одной из главных деталей устройства, а именно с челноком. Он представлен в виде переходящей туда и обратно детали, врезанной по специальному профилю.

Работающая швейная машина приводит его в движение посредством шатунного соединения , задающего правильную траекторию.

Работа шатунного соединения может контролироваться оператором. Для этого на корпусе специально предусмотрена отодвигающаяся металлическая панель. Открутив ее, можно видеть, как вращается маховик, приводя в движение иголку, уходящую то вниз, то вверх. В точке подъема, не доходя то поверхности стола пяти миллиметров, мимо нее проходит острый захват.

Этот захват представляет собой носовую часть челнока . Устройство швейной машины предусматривает зазор между этим носиком и иголкой, не слишком большой, но недостаточно маленький, чтобы допускать их случайное соприкосновение.

Иногда расстояние начинает увеличиваться, и если его значение изменится хотя бы на пол миллиметра, то машинка начнет пропускать стежки в строчке. При таком сбое игла продолжает свою работу, ткань исправно продвигается, но нить совсем ее не прошивает. Продырявленная материя практически не скрепляется между собой и продолжает свое движение. Для устранения этой неприятности необходимо провести настройку положения иглы к челноку.

Видео о том, как провести регулировку челнока швейной машины от компании «Подольск».

Функционирование швейной машины

Как же устроена швейная машина, и какие силы приводят в действие ее внутренние процессы? В основе всей системы лежит простейший принцип, основанный на заданном движении иглы. Захватывая с собой верхнюю нить, она продевает ее вниз. Далее ее подхватывает уже готовый к этому челнок, и переплетает нижнюю с верхней ниткой.

Простейшее движение дает основу для таких сложных манипуляций, как зигзагообразные швы и даже узорная вышивка. Видео о том, как выполнять вышивку на домашней швейной машинке.

Компании производители совершенствуют свои модели. Сегодня уже существуют агрегаты со специальным дополнением в виде боковой иглы для обработки краев материи, однако найти их в простых магазинах нелегко.

Внутренняя часть корпуса скрывает в себе привод, который приводится в действие вручную (в механических машинках) либо при помощи электродвигателя (в электромеханических устройствах). Двигатель посредством шатуна запускает вращение трех других валов. Если вдаваться в подробности, можно сказать что система включает одну промежуточную ось, которая передает вращательный импульс трем описанным валам.

Эта система рассчитана на длительный период использования и считается довольно долговечной. Для нанесения смазочных материалов на подвижные части в корпусе предусмотрены отверстия, в которые без труда может пройти носик масленки.

Механизмы механических швейных машинок не поддаются быстрому износу, а их характеристики считаются одними из лучших. При правильном уходе прибор может прослужить портному до пятидесяти лет, без каких-либо неполадок. Однако для этого нужно соблюдать все предписанные инструкцией приготовления перед работой, а также регулярно замазывать и прочищать подвижные детали

В более продвинутых моделях предусматривается педаль , при нажатии ногой на которую приводятся в движение все механизмы. Она гораздо удобнее в использовании, так как предоставляет свободу рукам. Конечно же, современные конструкторы усовершенствовали и эту систему, превратив педаль из механической в электрическую.

Перемещение ткани

Говоря о том, как работает домашняя швейная машина, нельзя опустить описание устройства, предназначенного для протяжки материи. Это революционное для своего времени изобретение позволило задавать нужную длину стежков, а также избавило портных от обязанности следить за продвижением лоскута.

Происходит все следующим образом:

  • на первом этапе, по центральной части проходит главный вал, который соединяется с осью маховика через шатун;
  • в боковых частях проходят два стержня, при синхронном вращении которых приходит в движение протяжный механизм.

Первый укомплектован деталью, который специалисты называют между собой «Ласточкин хвост». Для простого человека он больше похож на ключ. Этот элемент двигается туда-обратно по направлению хода ткани.

У второй оси предусмотрен кулачок, который размещается в пространстве «ласточкиного хвоста». Главной его функцией является подъем и спуск данной детали.

Итоговым результатом всех движений перечисленных механизмов происходит работа швейной машины, деталь в виде «ласточкиного хвоста» приводит в движение протяжные зубцы. Получив импульс, зубья выполняют свои шаги, прокручиваясь на месте.

Все манипуляции по настройке длины стежка проводят посредством поворотного рычажка. Совсем небольшая деталька скреплена с осью хвостатого ключа. При поворотах рычага хвосты изменяют свою конфигурацию от начального положения, что приводит к изменению длины стежка в строчке. Видео показывает, как правильно проводить настройку длины шагов.

Натяжение ниток

Эту манипуляцию проводят при помощи специального винта , расположенного над иглодержателем. Натяжение верхней нити — важный показатель, контролирующий качество шва. Недалеко от иглодержателя находится особое ушко, которое перемещается в процессе работы и не позволяет натянутой нити ослабнуть или провиснуть, когда игла идет вверх. Без этой маленькой детали вся работа швейной машины свелась бы на нет.

Видео о том, как собрать и установить регулятор натяжения нити.

Устройство намотки

Под конец описания нужно сказать несколько слов об устройстве намотки. Как правило, недалеко от маховика для намотки располагается маленькое прижимное колесо с валом, укомплектованным риской.

На панели, расположенной под ним, располагается ушко с еще одним колесом небольшого размера. Катушка устанавливается на вертикальную подставку, а уже от нее нить пропускается над столом, чтобы быть намотанной на шпульку. Чтобы обеспечить правильную работу, прижимное колесо аккуратно вдавливается пальцем, после чего начинается вращение, передающееся от привода швейной машины.

Конструкция предусматривает другой вариант. Если вдруг заканчивается нижняя нить, можно воспользоваться концом, взятым прямо от иголки. Главное, не забудьте перед этим вытащить его из уха. После этого повторите описанный выше алгоритм.

Позиция I. Игла 1, проколов ткани, проводит верхнюю нитку под игольную пластину, при подъеме образуется петля, при этом нитепритягиватель 2 опускается до середины прорези и подает нитку.

Позиция II. Игла поднимается вверх, а носик челнока 3 захватывает петлю и, двигаясь по часовой стрелке, расширяет ее. Рычаг нитепритягивателя, опускаясь вниз, подает нитку челноку.

Позиция III. Челнок расширяет петлю верхней нитки и обводит ее вокруг шпульки. Нитепритягиватель, поднимаясь вверх, вытягивает нитку из челночного комплекта.

Позиция IV. Когда петля верхней нитки обойдет вокруг шпульки более чем на 180°, рычаг нитепритягивателя быстро поднимается вверх и затягивает стежок. Челнок начинает двигаться против часовой стрелки.

Позиция V. Зубья рейки 5 и лапка продвигают ткань, для того чтобы игла следующий свой прокол сделала на расстоянии, равном длине стежка.

Вопрос и задание

  1. Расскажите о процессе образования и взаимодействии рабочих органов.
  2. Каковы особенности работы нитепритягивателя?

Лабораторно-практическая работа

Чтение кинематической схемы швейной машины. Схема образования челночного стежка.

1. Задание

Рассмотрите рисунки на которых даны механизмы рабочих органов швейной машины, и ответьте на вопросы:

Смотрите рисунок –

  1. Какие детали входят в данный механизм?
  2. Где они находятся на кинематической схеме?
  3. Как передается движение от главного вала, например, к челноку в механизме челнока? (Проследите по кинематической схеме.)

2. Упражнение:

  1. заправьте верхнюю и нижнюю нитки на швейной машине и откройте задвижную пластину;
  2. медленно вращая от руки маховое колесо, проследите процесс, образования челночного стежка;
  3. изучите работу рабочего органа, который укажет учитель, и ответьте на вопросы: какова роль этого органа в образовании стежка? В какой механизм входит данный орган?

«Обслуживающий труд», С.И.Столярова, Л.В.Домненкова

Рейка работает с прижимной лапкой, которая должна с определенной силой прижимать ткань к рейке по всей ее площади. В узле лапки для этого имеется регулируемая пружина, а также детали, с помощью которых осуществляется подъем лапки и опускание ее на ткань. Прижимная лапка может быть с подвижной подошвой и с качающейся на шарнире. Такие лапки удобны…


Механизм двигателя ткани состоит из трех узлов: узла горизонтального перемещения, узла вертикального перемещения и узла лапки. Механизм двигателя ткани А — эксцентриковый механизм, Б — кулачковый механизм, а — механизм двигателя ткани, б — кинематическая схема механизма: главный вал, эксцентрик, регулятор строчки, шатун-вилка, коромысло, винт, качающийся валик, кулачок, вилка, вал подъема, коромысло, ролик, вилка рычага,…

Устройство и настройка швейной машины

На занятиях по технологии в школьных общеобразовательных учреждениях преподаватели рассказывают про устройство швейной машины и все мы почти на 100% уверенны в том, что знаем, как устроена швейная машина. Однако, довольно часто, мы неправильно даже называем некоторые детали швейной машины, и совсем мало кто имеет реальное представление, как формируется швейная строчка. Если вы желаете самостоятельно выполнить ремонт , или настройку вашей швейной машинки, при использовании для этого технической литературы, необходимо точно знать термины и представлять принцип устройства и работы швейной машины. Все машины вроде тех, называемых Zinger, или Подольск выполняют один прямой шов с ножным, или ручным приводом и устроены почти одинаково. И швейные машинки типа Чайка 104, 132, 134, 143, 144 отличаются от них только наличием электромотрора и дополнительными операциями на базе зигзагообразной строчки. Швейные машинки типа Чайка и Подольск имеют в своей конструкци вертикальный качающийся челнок, а швейные машины, производимые сейчас (это Brother, Singer, Janome и многие другие марки применяют более современную конструкцию- горизонтальный челнок.

Другие модели швейных машин имеют челнок вертикальный двойного облегания, вращающийся. Такой применяется у промышленных швейных машин. Кроме того что челнок стал вращающимся, появились новые возможности вымётывания глазковых петель и вышивка рисунков любой сложности на ткани, возможно вышить даже фотографию. К современным швейным машинам прилагается болшой выбор аксессуаров и дополнительных принадлежностей. И как новинка, входящее в комплект к некоторым машинкам оверлочильное устройство, расширяющее возможности швейных машинок, позволяет выполнить любой процесс, связанный с пошивом одежды

1. Терминология, используемая для названия деталей швейной машинки.

Винт - это не болт, имеет круглую головку, или без нее. На стержне винта нарезана резьба, а сверху винта находится щлиц под отвертку.

Болт - это уже не винт, его можно крутить гаечным ключом и он имеет 6 ти, или 4-х гранную головку под гаечный ключ, соответствующий её размеру. И конечно на стержне у болта нарезана резьба.

Вал - это круглая ось, на которую закрепляются детали для передачи им движения.

Втулка - металлический цилиндр, с отверстием вдоль его оси внутри. Используется для крепления осей и валов. Заместь втулок могут использоваться шарикоподшипники скольжения и качающиеся подшипники. Для передачи момента вращения валам, расположенным параллельно и отстоящим на большом расстоянии друг от друга, применяются ремни и ременно-зубчатые передачи.

Кривошип - находится на конце вращающегося вала. В него вставляется палец, крепящий шатун

Шатун - железяка с двумя втулками на концах - это главный элемент преобразования вращения одного вала во вращение/качение другого.

Рейка - деталь с зубцами, она находится под прижимной лапкой, предназначается для продвижения ткани.

Нитепритягиватель - тонкий и длинный проволочный поводок на передней стороне машинки. Он выдергивает нить наверх, когда образуется стежок и предотвращает провисание нитки. На конце его находится ушко или прорезь для вдевания верхней нити.

Игольная пластина - металлическая пластина с прорезью для прохода иглы. У пластины также имеются прорези для зубчатой рейки. Игловодитель - штырь, на котором удерживается иголка и проводит её в движение.

Шпулька - маленькая катушка, на которую наматывается нижняя нитка.Может быть металлической, или пластиковой.

Шпульный колпачок - главная деталь челночного устройсва, в нег вставляют шпульку.

2. Как формируется челночный стежок

Строчка двухниточная челночная формируется переплетением в середине стачиваемых тканей, или материалов. Верхняя нить называется игольная, потому что заправлена в ушко иглы, а нижняя нитка зовётся челночной, поскольку она разматывается со шпульки, установленной внутри шпульного колпачка (челночного механизма). Челночная строчка плохо растяжимая по сравнении с цепной строчкой. Поэтому челночная строчка не применяется для шитья трикотажа, сильно тянущихся тканей. При сильном растяжении изделий, пошитых челночной строчкой, например спортивных костюмов, шов челночный может лопнуть. Достоинства такого вида строчки - она нераспускаемая и достаточно крепкая, как и в продольном, так и в поперечном направлении. Главный недостаток такой строчки - частые замены шпулек. Переплетение ниток в строчку выполняется при помощи качающегося, вращающегося, или колеблющегося челнока. В бытовых швейных машинках, в особенности швейных машинах старого образца, применяется качающийся челнок, в швейных машинах последних выпусков используется горизонтальный челнок. В таком челноке шпульку видно снаружи. Одним из самых надежных и быстрых считают челнок вращающегося типа, его применяют в промышленных швейных машинах. Формирование стежка происходит, когда иголка вместе с нитью проколов ткань, начинает двигаться вверх на полтора - два миллиметра. В этот момент, создаётся излишек нитки, и выше ушка иглы формируется петля, в которую проходит носик челнока. Прихватив за собой верхнюю нитку, челнок провёртывает её на 180 градусов по окружности и в то же время нитепритягиватель подвигается вверх, вытягивая верхнюю нить. Когда нить переходит рубеж в 180 градусов, нитепритягиватель вытягивает нитку из материала и таким способом формируется стежок. После всего этого, зубчатая рейка машины продвигает ткань на длину стежка, на исходную для формирования нового цикла. Челнок выполняет за время образования стежка два оборота. Один оборот получается холостой, а другой рабочий, причём все узлы швейной машинки (иголка, зубчатая рейка, нитепритягиватель) работают в это время, заканчивая формирование стежка. Не правда-ли гениально? А для тех, кто так ничего и не понял, предлагаем посмотреть наше фирменное видео!

Устройство швейной машины, видео:



2. Регулировка зазоров взимодействия иглы и челнока.

Если вы уже получили представление об устройстве швейной машины и процессе формирования челночного стежка, то вам будет легче понять, как настраивается челночный узел - взаимодействие иглы и челнока . От настройки этого узла, полностью зависит качественная работа вашей швейной машинки: пропуски, путляние, обрывы верхней и нижней ниток и другие варианты плохой строчки.

Основные настройки зазоров: В момент поднятия иголки на полтора - два миллиметра, происходит формирование петли верхней нити чуть выше ушка иглы. Одновременно носик челнока проходит мимо почти вплотную, на расстоянии 0,15 мм от ложбины иголки (соьовыраженное углубление в игле), и выше ушка иголки на полтора миллиметра. Эти настройки имеют еще только усреднённое значение и служат лишь ориентиром для настройки практически любой швейной машины челночного стежка. В зависимости от типа ткани, параметры они могут изменяться. Для толстых или стрейчевых тканей выставляются несколько иные значения и, которые устанавливаются экспериментальным путем. Влияние на образование стежка создают и другие механизмы машинки: зубчатая рейка, прижимная лапка, шпульки, натяжитель верхней нити, пружина компенсационная и другие. Более подробно о их правильной регулировке и ремонте можно почерпнуть на нашем сайте. В дальнейшем мы опубликуем ещё несколько статей по этому поводу.

Схемы.

Все швейные машины делятся на специальные и универсальные . Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д. На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно вы-полнять петли и т. д.

Рабочие органы швейной машины. Рабочими органами швейной машины являются: игла , двигатель ткани , лапка , нитепритягиватель , челнок .

Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов. В их основе, лежат механизмы преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное. Такими механизмами преобразования являются: кривошипно-шатунный , эксцентриковый , кулачковый .

Механизм иглы.

Наиболее распространенным преобразователем вращательного движения махового колеса и главного вала в возвратно-поступательное движение иглы и наоборот является кривошипно-шатунный механизм, который используется в механизме иглы (рис. 1).

На рисунке 1 показан механизм иглы, в котором применен кривошипно-шатунный механизм. Кривошипом 3 является цилиндрический диск, который жестко закрепляется на главном валу 2 и вращается вместе с ним. На палец кривошипа 4 надет шатун 5, который представляет собой стержень с двумя головками. Верхнюю головку шатуна 5а надевают на палец кривошипа, а нижнюю головку шатуна 5б соединяют с пальцем поводка 6, который играет роль ползуна. Игловодитель 7 вставлен в поводок и закреплен установочным винтом. Игла 9 крепится в игловодителе при помощи прижимного винта 8.

Основные звенья кривошипно-шатунного механизма: кривошип , шатун и ползун .

Кривошип жестко закреплен на валу, совершает вращательное движение и является ведущим звеном. Шатун является связующей деталью между кривошипом и ползуном, соединение с ними подвижно-шарнирное, он совершает колебательные движения и является передаточным звеном. Ползун совершает возвратно-поступательное движение, которое посредством жесткого разъемного соединения передается игловодителю с иглой, он является ведомым звеном.

Рис. 1. Кривошипно-шатунный механизм:
а - механизм иглы, б - кинематическая схема механизма, 1-маховое колесо, 2- главный вал,
3- кривошип, 4- палец кривошипа, 5-шатун, 5а- верхняя головка шатуна, 56 - нижняя головка
шатуна, 6- поводок, 7- игловодитель, 8- прижимной винт, 9- игла.

Механизм двигателя ткани (рис. 2) состоит из трех узлов: узла горизонтального перемещения , узла вертикального перемещения и узла лапки .

В узле горизонтального перемещения используется эксцентриковый механизм (рис. 2, а), который служит для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное или колебательное.

Основным звеном данного механизма является эксцентрик - круглый диск, ось вращения которого не совпадает с его геометрической осью. На рисунке 3 показана общая схема эксцентрикового механизма. При вращении главного вала 1 наиболее утолщенный участок эксцентрика будет пе-ремещаться по окружности по движению часовой стрелки. На рисунке он обращен вниз (I), влево (II), вверх (III) и вправо (IV). Как видно, схема движения эксцентрика сходна со схемой движения кривошипа и его пальца. Шатун 4 и его головка 3, надетая на эксцентрик 2, совершает колебательные движения. Ползун 5 совершает прямолинейные движения вверх и вниз по направляющим 6.

В швейной машине к узлу горизонтального перемещения (рис. 2) относится вал продвижения 15. Коромысло вала 5, соединенное с нижней головкой шатуна-вилки 4, получает движение от главного вала 1 через эксцентрик 2. При вращении главного вала шатун-вилка совершает колебательное движение. Шатун поднимается, и вместе с ним поднимается коромысло 5, поворачивая вал продвижения против часовой стрелки. Рычаг 13, закрепленный на левом конце вала, отклоняется вместе с валом и продвигает зубчатую вилку от работающего. Продольное перемещение рейки 14 регулируется с помощью рычага регулятора строки 3, который соединен с шатуном через шарнирный винт и одетый на него ползун. Ползун, в свою очередь, вставлен в паз рычага регулятора строчки. Опуская или поднимая рычаг, мы изменяем величину поворота шатуна, что при-водит к большому повороту вала продвижения, т. е. увеличивается продольное перемещение рейки и, следовательно, длина стежка.

Рис. 2. Механизм двигателя ткани:
А - эксцентриковый механизм, Б - кулачковый механизм, а - механизм двигателя ткани, б - кинематическая схема механизма: 1- главный вал, 2- эксцентрик, 3- регулятор строчки, 4- шатун-вилка, 5 коромысло, 6- винт, 7-качающийся валик, 8-кулачок, 9-вилка, 10-вал подъема, 11-коромысло, 12-ролик, 13-вилка рычага, 14-зубчатая рейка, 15-вал продвижения.

Эксцентриковый механизм

Эксцентриковый механизм состоит из эксцентрика , шатуна-вилки и коромысла .
Эксцентрик жестко закреплен на валу и совершает вращательное движение, является ведущим звеном. Шатун-вилка (как и в кривошипно-шатунном механизме) совершает колебательные движения, соединение эксцентрика с шатуном и ша-туна с коромыслом - подвижное. Коромысло жестко закреплено на валу продвижения и совершает колебательные движе-ния, является ведомым звеном.

В узле вертикального перемещения применен кулачковый механизм, который служит для преобразования вращательного движения в сложное повторяющееся, совершающееся по определенному замкнутому циклу. Основной деталью данного механизма является кулачок (различают кулачки плоские (дисковые) и цилиндрические). При колебательных движениях (рис. 2, б) качающегося валика 7 кулачок 8 нажимает на рожки вилки 9, которые его охватывают. Вилка поворачивается вместе с валом подъема 10, поднимающим коромысло 11, на конце которого находится ролик 12, вставленный в вилку рычага двигателя ткани 13. При подъеме рычаг давит на верхний рожок вилки и поднимает его вместе с рейкой. Вал подъема получает движение от главного вала и качающегося валика, который, в свою очередь, получает движение от коленчатого вала через шатун. Его конструкция позволяет регулировать высоту подъема рейки в зависимости от толщины стачиваемых тканей.

Узел лапки.

Рейка работает с прижимной лапкой, которая должна с определенной силой прижимать ткань к рейке по всей ее площади. В узле лапки для этого имеется регулируемая пружина, а также детали, с помощью которых осуществляется подъем лапки и опускание ее на ткань. Прижимная лапка может быть с подвижной подошвой и с качающейся на шарнире. Такие лапки удобны тем, что позволяют легко проходить утолщенные места.

Узел лапки имеет следующее устройство (рис. 4). Прижимная лапка 8 прикреплена винтом к стержню 7. Над пружинодержателем 4 надета спиральная пружина 2, на которую сверху надавливает регулировочный винт 1. Под действием пружины лапка нажимает на ткань, сила прижима может быть изменена регулировочным винтом. Если винт поворачивать вправо, пружина, сжимаясь, создает большее давление лапки на ткань, и наоборот. Для подъема лапки в головке машины шарнирным винтом присоединен рычаг 5, снабженный кулачком. Если повернуть рычаг и подвести его кулачок под боковой отросток муфточки 3, то муфточка поднимется и поднимет стержень лапки и лапку.

Рис. 4. Механизм лапки:
а-узел лапки, б - кинематическая схема узла лапки: 1-регулировочный винт, 2- спиральная пружина, 3-отросток муфточки, 4-пружинодержатель, 5- рычаг, 6-7- стержни, 8- прижимная лапка.

Преобразование вращательного движения главного вала в колебательное движение челнока осуществляется с по-мощью механизма челнока (рис. 5). Движение главного вала посредством шатуна 2 преобразуется в колебательное движение качающегося валика 3. Ползуну 5, вставленному в вилку 4 качающегося валика, передается колебательное движение от ва-лика. Ползун перемещается в вилке и приводит в движение вал челнока 6. На левом конце челночного вала имеется обойма, куда вставляется челнок 7. При передаче колебательного движения с качающегося валика на вал челнока угол поворота вала увеличивается.

Рис. 5. Механизм челнока:
а - узел челнока, б - кинематическая схема механизма челнока. 1- кривошип, 2- шатун, 3- качающийся валик, 4- вилка, 5- ползун, 6- вал челнока, 7- обойма с челноком.

Механизмом нитепритягивателя осуществляется подача нитки и затяжка стежка. Ролик 3 (рис. 6) рычага нитепритя-гивателя скользит в пазу 4 цилиндрического кулачка 5. Рычаг 2 укреплен шарнирным винтом 7 в отверстии рукава машины, а его плечо, имеющее ушко 6 для прохождения нитки, выступает из прорези фронтовой доски.

При вращении кулачка ролик скользит по пазу и приводит в движение рычаг нитепритягивателя, который переме-щается вверх и вниз с переменной скоростью и участвует в процессе образования стежка -медленно подает нитку и дви-жется вниз, быстро поднимается вверх и затягивает стежок.

Рис. 6. Механизм нитепритягивателя:
а-узел механизма, б - кинематическая схема механизма нитепритягивателя:
1-главный вал, 2- рычаг, 3- ролик, 4- паз, 5- кулачок, 6- ушко, 7- шарнирный винт.

Процесс образования челночного стежка.

Позиция I. Игла 1, проколов ткани, проводит верхнюю нитку под игольную пластину, при подъеме образуется петля, при этом нитепритягиватель 2 опускается до середины прорези и подает нитку.

Позиция II. Игла поднимается вверх, а носик челнока 3 захватывает петлю и, двигаясь по часовой стрелке, расширя-ет ее. Рычаг нитепритягивателя, опускаясь вниз, подает нитку челноку.

Позиция III. Челнок расширяет петлю верхней нитки и обводит ее вокруг шпульки. Нитепритягиватель, поднимаясь вверх, вытягивает нитку из челночного комплекта.

Позиция IV. Когда петля верхней нитки обойдет вокруг шпульки более чем на 180°, рычаг нитепритягивателя быст-ро поднимается вверх и затягивает стежок. Челнок начинает двигаться против часовой стрелки.

Позиция V. Зубья рейки 5 и лапка продвигают ткань, для того чтобы игла следующий свой прокол сделала на рас-стоянии, равном длине стежка.