Остановленная атомная электростанция на востоке Литвы, действовшая 26 лет и один день: с 31 декабря 1983 года по 31 декабря 2009 года. Энергоблоки: 1. РБМК-1500 1300 МВт; 2. РБМК-1500 1300 МВт.

За время эксплуатации оба энергоблока выработали 307,9 млрд кВт·ч электроэнергии (из них первый блок - 137,7, второй блок - 170,2). Станция находится на южном берегу озера Дрисвяты (Drukšiai) , в Висагинском самоуправлении, около города Висагинас, прежде территория электростанции относилась к Игналинскому району, отсюда произошло её название.

К 2018 году Литва, Латвия, Эстония и Польша планируют построить на старой площадке новую современную АЭС.

На Игналинской АЭС установлены водографитовые атомные реакторы РБМК-1500 канального типа на тепловых нейтронах. Тепловая мощность одного блока Игналинской АЭС - 4800 МВт, электрическая мощность - 1500 МВт. После Чернобыльской аварии тепловая мощность реактора была ограничена до 4200 МВт. Первый энергоблок функционировал период с 1984 по 2004 годы (срок эксплуатации до 2028 года), с 1 января 2005 года был начат его вывод из эксплуатации. Второй энергоблок функционировал с 1987 по 2009 год, 31 декабря 2009 года реактор был остановлен (технически возможный срок эксплуатации реактора - до 2032 года).

Игналинская АЭС, как и все станции с реакторами типа РБМК, имеет одноконтурную тепловую схему: насыщенный водяной пар с давлением 6,5 МПа, подаваемый на турбины, образуется непосредственно в реакторе при кипении проходящей через него легкой воды, циркулирующей по замкнутому контуру.

Первая очередь станции включает в себя два энергетических блока. На блоке с одним реактором устанавливаются две турбины мощностью по 750 МВт каждая. На момент эксплуатации двух реакторов Игналинская АЭС производила примерно 74 % электроэнергии, потребляемой в Литве.

Энергоблоки

Энергоблок Тип реакторов Мощность Начало
строительства
Подключение к сети Ввод в эксплуатацию Закрытие
Чистый Брутто
1 РБМК-1500 1185 МВт 1300 МВт 01.05.1977 31.12.1983 01.05.1984 31.12.2004
2 РБМК-1500 1185 МВт 1300 МВт 01.01.1978 20.08.1987 20.08.1987 31.12.2009
3 РБМК-1500 1380 МВт 1500 МВт 01.06.1985 Строительство остановлено 30.08.1988
4 РБМК-1500 1380 МВт 1500 МВт Строительство не начиналось

Изначально строительство станции предполагалось на белорусском берегу озера Дрисвяты. Однако из-за неподходящих грунтов площадка под строительство была выбрана на литовском берегу в Игналинском районе, в нескольких километрах от границы с Белоруссией. Подготовительные работы к строительству Игналинской АЭС начались в 1974 году, а уже в 1975 году был заложен первый камень на месте будущего города-спутника Снечкус (после восстановления независимости город был переименован в Висагинас).

Полномасштабные работы по возведению первого блока АЭС были начаты в марте 1978 года, второго блока - в начале 1980 года. Всего на Игналинской АЭС планировалось построить четыре энергоблока с типом реакторов РБМК-1500 (на тот момент самым мощным в мире энергетическим реактором). В 1983 году началось строительство третьего блока АЭС, а 31 декабря того же года был запущен первый энергоблок АЭС.

В 1986 году планировалось запустить второй блок, но из-за аварии на Чернобыльской АЭС все работы, связанные с пуском и наладкой блока, были перенесены на 1987 год. Второй блок был запущен 31 августа 1987 года.

В конце 1987 года из-за протестов экологических организаций и в связи с ухудшившейся экономической ситуацией в СССР было принято решение о приостановке строительства третьего энергоблока Игналинской АЭС и его консервации. В 1989 году работы по строительству третьего энергоблока были полностью остановлены, на тот момент энергоблок был готов на 60-70 %. Впоследствии здание недостроенного энергоблока было демонтировано и распродано по частям.

В феврале 2001 года Правительство Литовской Республики , под давлением ЕС , утвердило программу остановки и дальнейшего вывода из эксплуатации первого блока Игналинской АЭС.
В 2005 году, после вступления Литвы в ЕС, первый блок был выведен из эксплуатации и законсервирован. Второй энергоблок вывели из эксплуатации к концу 2009 года.

Видео

Кол-во строк: 5 10 15 20 25 30 50 100 Все

JavaScript is currently disabled. Please enable it for a better experience of Jumi .

К 2018 году Литва, Латвия, Эстония и Польша планируют построить на старой площадке новую современную АЭС.

История в СССР

Изначально строительство станции предполагалось на белорусском берегу озера . Однако из-за неподходящих грунтов площадка под строительство была выбрана на литовском берегу в Игналинском районе, в нескольких километрах от границы с Белоруссией. Подготовительные работы к строительству Игналинской АЭС начались в 1974 году, а уже в 1975 году был заложен первый камень на месте будущего города-спутника Снечкус (позднее город был переименован в ). Полномасштабные работы по возведению первого блока АЭС были начаты в марте 1978 года, второго блока - в начале 1980 года. Всего на Игналинской АЭС планировалось построить четыре энергоблока с типом реакторов РБМК-1500 (на тот момент самым мощным в мире энергетическим реактором). В 1983 году началось строительство третьего блока АЭС, а 31 декабря того же года был запущен первый энергоблок АЭС.

В 1986 году планировалось запустить второй блок, но из-за аварии на все работы, связанные с пуском и наладкой блока, были перенесены на 1987 год. Второй блок был запущен 31 августа 1987 года.

В конце 1987 года из-за протестов экологических организаций и в связи с ухудшившейся экономической ситуацией в СССР было принято решение о приостановке строительства третьего энергоблока Игналинской АЭС и его консервации. В 1989 году работы по строительству третьего энергоблока были полностью остановлены, на тот момент энергоблок был готов на 60-70 %. Впоследствии здание недостроенного энергоблока было демонтировано и распродано по частям.

В независимой Литве

В феврале 2001 года Правительство Литовской Республики утвердило программу об остановке и дальнейшего вывода из эксплуатации первого блока Игналинской АЭС. В 2005 году, после вступления Литвы в ЕС, первый блок был выведен из эксплуатации и законсервирован. Второй энергоблок планировалось вывести из эксплуатации к концу 2009 года; после его остановки и консервации станция будет закрыта. 1 декабря 2009 года опубликована информация, что второй блок будет остановлен за 1 час до Нового Года.

Отключение реакторов Игналинской АЭС началось 31 декабря 2009 года в 20:00 по местному времени (21:00 мск). Реактор АЭС был остановлен 31 декабря 2009 года в 23:00 по местному времени (в 00:00 мск 1 января). Таким образом, Литва полностью выполнила свои обязательства перед Европейским союзом.

Техническое описание

На Игналинской АЭС установлены водографитовые атомные реакторы РБМК-1500 канального типа на тепловых нейтронах. Тепловая мощность одного блока Игналинской АЭС - 4800 МВт, электрическая мощность - 1500 МВт. Первый энергоблок функционировал период с 1984 по 2004 годы (срок эксплуатации до 2028 года), в 2005 году был выведен из эксплуатации. Второй энергоблок был запущен в 1987, позднее, после модернизации, его мощность была переклассифицирована на 1,36 ГВт, 31 декабря 2009 года реактор был остановлен (технически возможный срок эксплуатации реактора - до 2032 года).

Игналинская АЭС, как и все станции с реакторами типа РБМК, имеет одноконтурную тепловую схему: насыщенный водяной пар с давлением 6,5 МПа, подаваемый на турбины, образуется непосредственно в реакторе при кипении проходящей через него легкой воды, циркулирующей по замкнутому контуру.

Первая очередь станции включает в себя два энергетических блока. На блоке с одним реактором устанавливаются две турбины мощностью по 750 МВт каждая. На каждом энергоблоке предусмотрены помещения систем транспортировки ядерного горючего и пультов управления. Общими для энергоблоков являются машинный зал, помещения газоочистки и системы подготовки воды. На момент эксплуатации двух реакторов Игналинская АЭС производила примерно 74 % электроэнергии, потребляемой в Литве.

В культуре

Закрытию станции был посвящён сборник индустриальной музыки Ignalina, Mon Amour , в котором приняли участие музыкальные коллективы из , Беларуси и . Сборник вышел ограниченным тиражом в 100 копий.

Будущее АЭС

ИАЭС была остановлена 31 декабря 2009 года в 23:00 по местному времени, согласно принятым Литвой условиям вхождения в ЕС. По мере приближения этого срока в Литве нарастало движение за продление срока эксплуатации. Последний референдум по продлению работы АЭС был провален из-за низкой явки избирателей (меньше 51 %), несмотря на то, что почти 90 % пришедших на референдум литовцев высказались за продление работы АЭС.

Как отмечают наблюдатели, закрытие станции приведет к росту цен на электроэнергию в Литве и вызовет резкий рост зависимости страны от энергетических поставок из других стран. Правительство ЕС выделило около 820 млн евро на покрытие части расходов по выводу станции из строя.

Влияние закрытия станции на экологию

На озере (Drukšiai) возле станции погибает целая стая лебедей. Озеро раньше служило сбросным каналом АЭС. Вода оставалась тёплой, водоём не замерзал. Лебедям хватало корма, они спокойно могли перезимовать. Но после остановки реакторов озеро покрылось коркой льда.

Тема Островецкой атомной электростанции, ударными темпами строящейся на западе Беларуси, не сходит со страниц отечественных СМИ. Реже упоминается закрытая Игналинская АЭС, находящаяся рядом, по ту сторону литовской границы. Пресс-тур на территорию обеих станций, организованный МОО «Экопартнёрство» и Экологической сетью «ZOI», позволил журналистам взглянуть глубже не только на сухие цифры энергетических сводок. Любая станция - это ещё и целые города энергетиков, десятки тысяч человек. Районы и регионы, живущие за счёт своей кормилицы. Расцветающие и умирающие вместе с ней.

Две страны, две станции, два города энергетиков. Объекты разделяет всего 60 км пути и государственная граница. Граница Шенгенской зоны, Евросоюза и… граница времени. Два пресс-центра АЭС со схемами, картами и набором материалов. Две станции, на одной из которых идёт монтаж, а на другой - демонтаж. Островец и Висагинас. Населения первого с 13 000 человек вырастет до 30 000. У второго 35 000 жителей в прошлом, а сейчас - менее 20 000 человек. Общее у этих городов одно - люди с их мечтами и разочарованиями, трагедиями и судьбами.

В глаза смотрели живые атомщики

Островец - это прошлое Висагинаса. Свежий асфальт, новые дома, хорошие зарплаты и ощущение стройки века. Скромный 8-тысячный городской посёлок вдруг обрёл вторую жизнь: огромные бюджеты, кварталы, больница, «социалка» и статус города - теперь здесь всё серьёзно.

Местные жители с одобрением наблюдают за невиданными темпами строительства, не забывая опасаться за экологию. «Ой, страшно, конечно, а что делать? Чернобыль, да. Но жить как-то надо…» - работницы кафе синхронно выражают, кажется, общее мнение жителей города. Может ли оно быть другим? Чернобыль давно и далеко, а жить надо здесь и сейчас. К тому же, тут новые реакторы. Говорят, что безопасные.

- Мы смотрели людям в глаза, - руководитель группы по информационной работе и связям с общественностью Эдуард Свирид был крайне убедителен. - И вот эти, как я говорю, живые атомщики на своём примере объясняли людям, что такое ядерная энергетика. Люди, которые смотрели на них, видели, что они вполне адекватные, образованные, здоровые, что немаловажно.

Хорошо оборудованный инфоцентр БелАЭС оставляет приятное впечатление. На мировой карте действующих станций, среди ожерелья красных огоньков уверенно горит зелёный, островецкий.

Рассказ о станции занимает значительное время, большая его часть - про безопасность. Новейшие автоматические системы, корпусной (в отличие от чернобыльского) реактор, дополнительная бетонная гермооболочка с толстыми стенами, замкнутые контуры циркуляции теплоносителя. Понятным и живым языком, с чувством и расстановкой, журналистам объяснили, почему новая станция надёжна и не может взорваться в принципе.

- Чернобыльская АЭС второго поколения. А у нас - третьего , - отметил Эдуард. - Наверняка будет и четвёртого.

Во время работы АЭС станет производить минимальное количество выбросов: водяной пар из градирен, да лишняя вода охлаждения, приведённая к температуре Вилии, чтобы не влиять на экосистему реки. Влияние станции на радиационный фон - минимально.

Виктор Турельский , начальник оперативно-производственной службы Беларусской атомной станции, готов, кажется, к любым вопросам. Обращение с ядерными отходами - самая очевидная тема.

- Во время эксплуатации появляются ещё жидкие отходы, - вероятно, в сотый раз рассказывает о больной теме он. - Если они будут иметь такую активность, что их использовать нельзя, то их забитумируют. Отходов здесь будет минимум: это современная станция, на которой уровень локализации и обращения с отходами на порядок выше, чем на станциях предыдущего поколения.

Отработанное топливо - дорогая вещь, его планируется отправлять на переработку в Россию. Хотя до сих пор не научились извлекать из него все ценные вещества. На Запорожской станции всё топливо вывозилось в РФ. Затем придумали сухое хранилище отработанного топлива в виде железобетонных контейнеров - это болванки диаметром 2 метра и высотой порядка 12 метров на площадке возле станции. И радиационный фон там замечательный. Можно так хранить. Но в Беларуси топливо храниться не будет.

Автобус МАЗ немыслимого малинового цвета провёз группу мимо строящихся энергоблоков. Там, где когда-то будет происходить ядерная реакция, сейчас уже горячо: масса кранов и сотни рабочих трудятся не покладая рук. Сотрудники безопасности строго запретили фотографировать забор объекта.

Продемонстрировали журналистам и учебно-тренировочный центр. Полномасштабный тренажёр (ПМТ) - самая интересная его часть. Это точная копия реального контрольного центра, который будет создан на АЭС. Тренировка шла даже во время визита. Когда в первый раз заверещала тревожная трель аварии, кто-то пошутил: «Куда бежать?» А в ответ: «Бежать уже поздно». Дежурные резво реагировали на опасность. Нажимались кнопки, двигались графики, после чего ситуация приходила в норму.

За пультами - молодые ребята. Попасть в центр управления непросто: сюда большой конкурс специалистов. На лицах вполне читается ощущение принадлежности к чему-то большому и важному. Похоже, в той или иной степени это чувство испытывают все, кто связан со станцией.

«Выживаем как можем»

- Она не работает. Толку от неё нет никакого. Европа финансирует закрытие станции, там есть персонал который её поддерживает, - случайный житель Висагинаса был зол, и причина тому явно не беларусские журналисты. - Половина города уже разбежалась. Выживаем за счёт европейских дотаций. Мы ничего не производим такого, чтобы обеспечить себя самостоятельно.

Пенсионер Тадеуш Вышемирский , работавший когда-то на строительстве Игналинской АЭС, привычно критикует власть. У него своя точка зрения, в которой странным образом уживается как критика атомной станции, так и факта её закрытия:

- Конечно, это глупость - закрывать работающую, приносящую прибыль станцию. Ну, в политике, как я думаю, очень много глупостей. Это шахматная игра. Вся эта политика гнилая и никудышная, всё это ведёт в тупик.

Не особо верит Тадеуш и в строительство новой станции в Литве:

- Глупости, никто не будет строить. Литва задолжала больше 10 миллиардов долларов. А чтобы станцию построить, надо ещё больше. Кто ж её будет по-новой строить? Второе - население не даст (в Литве проходил референдум о новом строительстве, где 65% жителей высказались против - прим. авт.). Третье - экология нарушается, загрязнение природы. Атомные станции - отжившие объекты, они никуда не годны. Сейчас есть новые энергии, которой все эти атомные технологии не нужны.

О строительстве Беларусской АЭС Тадеуш почти ничего не знает, но свою двоякую позицию озвучил:

- Если она будет работать и приносить прибыль, то это правильное дело. Но для экологии это ненужная штука, опасная.

Насчёт «приносящей прибыль станции» Тадеуш был прав: до начала снятия с эксплуатации АЭС обеспечивала 73% энергии, потребляемой в Литве, часть из которой выгодно продавалась. В 1999 году местный сейм принял обязательства по поэтапной остановке первого и второго энергоблока станции: снятие считавшихся ненадёжными реакторов РБМК-1500 было обязательным условием вступления Литвы в Евросоюз.

Пенсионер Тадеуш Вышемирский уверенно назвал бы реальные причины остановки станции, едва выработавшей половину ресурса, но что сделано, то сделано. После демонтажа обвеса турбин и энергетического оборудования вся она, в сущности, очень сложный самовар, который не должен закипеть, пока строятся хранилища для отработанного топлива. Национальной энергетической стратегией Литвы было предусмотрено строительство новой станции, «соответствующей современным требованиям безопасности». Но пока это строительство под большим вопросом.

Пресс-центр Игналинской АЭС поменьше, чем у беларусской, и специфика материалов совсем другая. Тут всё про захоронение отходов и поэтапный демонтаж всей станции.

Лишь когда изучаешь цифры и планы Игналины, приходит осознание: закрытие это едва ли не более сложный процесс, чем строительство и запуск. Только вместо ударных строек - демонтаж, дезактивация, захоронение. И расходы на миллиарды долларов. Текущее ежегодное поддержание работы систем второго, действующего энергоблока - 170 млн евро (из которых Литва оплачивает 25%). Плюс многочисленные вопросы по захоронению отработанного ядерного топлива: после выдержки в 4-5 лет в «горячем» бассейне топливо упаковывается в контейнеры и отправляется в хранилище, где ждёт своего часа 50 лет.

«Зачем они Игналинскую закрывали? Люди страдают, не за что жить!»

Город энергетиков Висагинас держится бодрячком. Дороги в порядке, магазины работают, брошенных квартир не видно. Но задора Островца здесь нет: это тихая, частично обеспеченная Евросоюзом старость. Город пенсионеров. Очень недовольных пенсионеров. Второй остановленный нами гражданин предельно ясно выдал финансовый расклад: пенсия 150-200 евро, квартплата - 100 евро.

- Как хочешь, так и живи, - подвел безрадостный итог житель города-сада, удаляясь в магазин наполнять свою скудную продуктовую корзину.

- Думаю, что АЭС не стоило закрывать , - Наталья с мужем тоже на пенсии, говорили возбуждённо и одновременно. - Людей много уезжает, потому что тут нечего делать. Люди жестокие стали. Занимаются, кто чем может. Нужно ли строить свою станцию снова? Если бы АЭС возвратилиа, было бы намного лучше. Зачем они Игналинскую закрывали? Один обман. Люди страдают, не за что жить!

- Вся моя родня, кто работал на станции, - все разъехались, - встреченная нами Светлана с грудным ребенком была вполне дружелюбна. - Я приехала сюда, когда станция уже закрылась. Жили тут до этого очень хорошо.

- А не страшно растить ребёнка в депрессивном городе?

- Мне - нет (смеется). У меня муж тоже за границей работает, и я сама, если что, уеду. Сейчас выгодно работать там, а жить здесь. Я своё будущее с этим городом не связываю. Дети подрастут - уедем.

Светлана верит в технологии и не боится повторения Чернобыля, поэтому к строительству в Островце относится нормально. Тем временем рядом появляется мама Светланы (живёт в Украине), у которой немедленно спрашиваем об отношении к строительству БелАЭС:

- Не знаю. Если это самый дешёвый вид энергии, и есть возможность эту энергию продавать и получать прибыль, то почему бы и нет? А риск есть в любом производстве.

Закрытие АЭС - не энергетическое решение

На встрече с журналистами в рамках пресс-тура депутат Европарламента и бывший глава Игналинского района Бронис Ропе рассказал о процессе принятия решения о закрытии станции. Региону были обещаны рабочие места, для этого принят ряд законов и выделены средства из бюджета и европейских фондов. Была построена мебельная фабрика, куда трудоустроены 700 человек. Бывшие работники станции получили годовые компенсации, ранний выход на пенсию. Однако этих мер оказалось недостаточно для людей, работающих на обслуживании станции. На данный момент Игналинский регион - один из самых депрессивных в Литве.

Совершенно однозначно высказался депутат и о причинах закрытия станции:

- Это было политическое решение, а не технологическое или из-за вопросов Чернобыля.

Строить нельзя выключить

Жители Литвы не стесняются спрашивать: зачем нужно было закрывать станцию, если её энергия хорошо продавалась и расходовалась? По эту сторону границы вопрос звучит ещё острее, отражаясь зеркально: зачем строить станцию, если её энергию некуда продавать и расходовать?

Литва совершенно чётко свою позицию и не собирается покупать или допускать транзит энергии с Островецкой АЭС. Это хорошо понимают в Беларуси, подготовка к утилизации профицита энергии заметна по косвенным признакам. По всей стране разрабатываются проекты мощных высоковольтных линий, установки огромных электрокотлов для ЖКХ и адаптации производств для ночного потребления энергии.

Любой крупный энергетический проект должен быть полностью обоснован именно с энергетической точки зрения. Тогда он займёт своё место в системе и эффективно отработает назначенный срок. Если проект строится по иным причинам - это приведёт к нездоровому перетряхиванию выстроенной энергосистемы, появлению неэффективных «костылей» и искажению временных шкал и сроков службы. Если вопросы о необходимости станции серьёзно ещё во время строительства - это плохой знак.

Главная опасность Беларусской АЭС не в угрозе повторения Чернобыля, а в том, что станция через несколько лет после запуска может оказаться просто не нужна. Не энергетические причины породили этот проект, но именно они могут сделать проект невыгодным. И этот невыгодный проект нельзя просто взять и выключить.

Ко времени введения второго реактора стоимость энергии от альтернативных источников будет уже в районе 5-15 центов за кВтч. Некоторые страны уже покрывают 100% своей потребности в ветреные дни. Не стоит забывать и про домашних хозяйств.

Приближающаяся дата загрузки ядерного топлива в 2018 году - это рубикон, после которого запускается цепочка длительностью 50+ лет, стоимостью миллиарды долларов, которую нельзя прервать. Депрессивный район, обманутые люди, отходы, захоронения, опасность утечки и отравления целого региона - как всё будет, прекрасно видно, Висагинас недалеко. Проблема в том, что вместо расчётных 40-60 лет, это будущее может наступить гораздо раньше.

На рисунках литовских детей, которые представлены на выставке «Мой город и АЭС» на Игналинской станции, везде мелькают трубы, странные люди и часто тревожное зарево вдали. У беларусских детей всё ещё есть шанс обойтись без труб и рисовать просто палочки и квадратики - ветряки и солнечные панели.

Знаменитая Игналинская АЭС была построена в Литве во времена СССР. Здесь изначально предполагалось использовать 6 энергоблоков, каждый из которых обладал бы энергетической мощностью в 1185-1380 МВт. Однако проект так и не был реализован в силу различных причин. Давайте разберемся, почему так и не удалось построить эту электростанцию и как выглядит Игналинская АЭС сегодня.

Строительство и планы

Возведение станции началось в 1974 году. Параллельно с ней строился городок, где должны были бы жить сотрудники, обслуживающие это огромное предприятие. Итак, самый первый энергетический блок был запущен 31 декабря 1983 года. В 1987 в эксплуатацию сдали и второй блок. Всего рассчитывали построить 4 реактора, а в перспективе - еще 2. Третий из них заложили в 1985 году. Однако его так и не построили. А что касается четвертого энергоблока, то он вообще остался лишь в планах.

Вероятно, что если бы не так называемая перестройка, то все реакторы были бы сданы в эксплуатацию, и Литва "купалась" бы в дешевой электроэнергии, однако окончательно проект был закрыт при вступлении Литвы в ЕС. Очень жаль, так как эта была оснащена самыми мощными на то время водографитовыми реакторами, которые и обеспечивали высокую энергетическую мощность.

Перспективы работы Игналинской АЭС

Они были поистине радужными. Можно бесконечно долго рассуждать о перспективах работы данной электростанции. Благодаря ей Литва получила очень дешевую электроэнергию в огромном количестве. Стране требуется всего 10 миллиардов кВт/ч в год. Однако два рабочие блока производили суммарно 12,26 миллиарда кВт/ч электроэнергии за такой же период времени. А вообще, с учетом других гидроэлектростанций и ветряков, страна имела 13,9 кВт/ч в год. Следовательно, 3,9 кВт/ч электроэнергии можно было продавать близлежащим государствам. А представьте, во сколько раз энергетическая мощность страны возросла, если бы были построены третий и четвертый энергетические блоки!

Кроме дешевого электричества для населения и производства, а также возможности наполнить свой бюджет валютой от продажи лишних кВт/ч, страна могла бы получить огромные инвестиции в области промышленности. Ведь крупные финансисты всегда ищут удобные страны с дешевой электроэнергией. Литва в этом случае является идеальной площадкой. Что уж говорить про политические дивиденды, которые получила бы страна от энергозависимых от нее стран. К сожалению, все это было утрачено, и сегодня в Литве Игналинская АЭС практически не работает.

Озвученные причины закрытия

После развала СССР Правительство Литвы и население бредили идеей о вступлении в ЕС. Одним из условий было закрытие Игналинской АЭС в целях обеспечения безопасности. Дело в том, что на данной электростанции использовались реакторы, которые были конструктивно схожими с реакторами на ЧАЭС. И хотя Игналинская АЭС была одной из самых безопасных станций согласно заключению МАГАТЭ, ЕС потребовал ее закрыть. В противном случае членство в этой организации было бы невозможным.

Правительство Литвы согласилось на эти условия и приняло решение об остановке станции. В 2004 году была прекращена работа первого блока, а в 2009 - второго. Литва полностью выполнила условия для получения членства в ЕС, однако процесс полной остановки и деактивации энергоблоков все еще осуществляется, а его окончание запланировано на 2034 год.

Реальные причины закрытия

Многие эксперты полагают, что настоящим поводом для закрытия ИАЭС было нежелание лидеров ЕС иметь сильного члена в Евросоюзе, который бы стал полноправным участником наряду с лидерами. После закрытия электростанции Литва была вынуждена покупать дорогие энергоресурсы за границей, а ее бюджет стал наполняться новыми деньгами.

В результате она стала зависимой от ЕС страной, которая при необходимости может принимать заведомо невыгодные ей условия в угоду другим государствам ЕС. Но будь у Литвы такой солидный инструмент привлечения инвестиций и капитала в бюджет, правительство страны вело бы себя по-другому.

ИАЭС в наши дни

Как выглядит объект сегодня, можно увидеть на фото Игналинской АЭС, размещенных в этой статье. К сожалению, она сегодня не производит электричество и находится на стадии остановки. Дело в том, что закрыть электростанцию - это сложный и длительный процесс. Нельзя просто повесить замок на ворота, поскольку за ядерным топливом нужен уход.

По данным на 20 января 2017 года, на станции работал 1991 человек. Все они выполняют работы, связанные с хранением отработанного ядерного топлива, производят дезактивацию и демонтаж оборудования, которое осталось на АЭС, создают могильники для короткоживущих низкоактивных отходов.

Предполагаемая дата завершения всех работ - август 2034 года. До этого времени должен быть произведен демонтаж реакторных установок первого и второго блоков.

На строительстве была применена несъёмная опалубка... которая внутри заливалась бетоном...

Погрузка "несъёмной опалубки" на "трал"...

Несъемная металлическая опалубкат из плит толщиной 60-80 мм на строительстве блока А-1

Все крупные элементы реактора изготавливались в так называемых "шатрах"... здания имели съёмную крышу и мощными кранами грузились на "шагающий транспортёр" ,который подвозил детали к блоку...

Общий вид цеха укрупнительной сборки схем аппарата.


Рассверловка схемы реактора


Изготовление отдельных частей реактора...

Шагающий транспортёр... грузоподъёмность 1400 тонн...


Блок "А" ,реакторный зал... готов принять реактор...

Ну вот- часть стен уже поднялось и можно везти оборудование...

Реактор - доставка металлоконструкций схемы "КЖ" и "Д" на шагающем транспортере.

Транспортировка схемы реактора "Л" весом 600 тонн на шагающем транспортере из шатров - тепляков под перегрузочную эстакаду. Начало 1982 года...

Реактор - Доставка металлоконструкций схемы "ОР" и "С "на шагающем транспортере


Транспортировка схемы "ОР" в комплекте со схемой "С" на транспортёре в зону монтажа... декабрь 1981г.

Как и положено было в то время - указать план дальнейших действий...


Монтируют и главную вентиляционную трубу...

Интересно... что из этого получится?

Пошло на стыковку очередное кольцо...

Площадка на которой сошлись три вентиляционные трубы...


Пока монтируют главные схемы реактора, подвозят сепараторы...

Транспортировка сепаратора

Коблицкий К.А. - начальник МСТ-3 Андреев Ю.Н. - зам.гл. инженера Сорокин Н.Ф. -главный механик

Подача барабан-сепаратора весом 320 тонн в проем к месту монтажа с использованием основания крана БК-1000 и площадки для укладки барабан-сепаратора. Начало 1982 года

Герой социалистического труда Марьясов Г.Н. ведет подъем барабан-сепаратора весом 320 тонн.

Бригада Зуева на монтаже сепаратора


Еще бригада...

"Война-войной, а обед - по рассписанию..."



Зима работе не помеха... Везде подъёмные краны...(другие фото смотри )

Бесстрашные крановщицы...Нужно было иметь большое мужество находиться в кабине шатающегося подъёмного крана, поднимая многотонные грузы...

А тут уже и реактор собрали "до кучи"...




Ведутся работы на реакторе... (рабочий момент) (другие фото смотри


Бригада Поляева-монтаж реактора

В мае начаты монтажные работы по созданию принудительной системы циркуляции. Начат монтаж металлоконструкций.
В октябре завершено бетонирование стен зала 1- ого реактора до +43 метров.



Митинг, посвящённый окончанию бетонирования отметки 43,2 м.


Взята высота 43.20




Бригада Егорова

В июле 1982 года завершен монтаж технологических схем в шахте реактора, а в августе завершен монтаж графитовой кладки. В августе начат монтаж турбогенераторов.

Теперь всё это нужно собрать в одно целое... Монтаж ТГ-2-1


Монтаж турбогенератора...

Развязка труб на блоке "Г"...

Одновременно продолжал поступать бетон на блоки "Д" и "Г" ...

Военные арматурщики за работой...


В декабре начаты монтажные работы в коридоре коммуникаций,
в сентябре начат монтаж сепараторов, а в октябре - начат монтаж технологических каналов.

За этими "сухими" фактами скрываются человеческие судьбы и души...Одно из строительных подразделений...

Электромонтажники МСУ-21 1979 год... дальний ряд- М. Никольский, Б. Литвинович, посередине - А. Мартиросян, Валентина..., Т. Ольшанова, впереди - Е. Легченкова


Вот они-мастера своего дела... сварщики реактора... Благодаря их мастерству станция уже который год работает безаварийно...

Сварка под реактором - это вам не "хухры-мухры"...


Станцию строили не только "гражданские" строители, но и военные...Самую тяжёлую, неблагодарную работу вынесли эти ребята на своих плечах....

Скоро дембель... и туманная гражданка...


В свободные минуты можно и пошутить...

Только в такой обуви можно было находиться на строительной площадке...
Механик СМУ-5 Михаил Никольский и электрик Супян
(Где же ты теперь Супян? Как сложилась твоя судьба в пылающей Чечне?)



Весёлая бригада...


Военные строители на работе...

Офицеры были частыми гостями на строй-площадке...

Мы строили атомную...

Развод военных строителей на работу...

Под знаменем полка...

У солдат была техника и посерьезней... 1991 год




Бригада Евсеева на ОРУ-330

Монтаж ОРУ-330-бригада Кострюкова Г.И.

Ну и как обычно были свои победители...

А вот и сам победитель...

Анатолий Дмитриевич Пономарёв...

Об этом скромном и замечательном человеке, самом молодом из Героев Социалистического Труда министерства "Среднего машиностроения" можно прочитать

Анатолий Понамарёв в президиуме на очередном собрании Западного Управления Строительства...

(фото из архива А.Пономарёва)

Гавриил Николаевич Марьясов

(фото из архива А.Пономарёва)

Герой Социалистического Труда Алексей Иванович Козловский...

(фото из архива А.Пономарёва)

О всех Героях Социалистического Труда СССР когда-либо работавших на Игналинской станции, можно прочитать

Рабочие моменты строительства станции из архива Анатолия Пономарёва...

Жуковский...

Вениамин Фёдорович - геодезист СМУ1

Пазынич с бригадой

Абрамов, крановщик

Прораб Сергей Рамаданов

Монтируют ж/д пути для перевозки крупногабаритных грузов...

Королюк


Сергей Смирнов (слева) - бригадир комплексной бригады СМУ1, рядом Мачулайтис Бронюс

Цветы на стройке... завершают фотоальбом Анатолия Пономарёва...

Победителей строительства чествовали различные делегации...

Пионеры приехали...

Прионеры ждут когда проснётся комсомол... (погода осенняя... а пионеры в летней форме...)


Другие победители...


Комсомольцы - добровольцы - участники 2-го съезда ЛКСМ (Литовского Коммунистического Союза Молодёжи)

И конечно не забывали про праздники и демонстрации..

В центре посёлка Снечкус...

Военные строители на демонстрации...

Военные строители на параде...

(было и такое... не хватало настоящих автоматов, так делали деревянные и два-три солдата становились с ними внутри "коробки")

Идут офицеры...

А стройка продолжалась...



Не забывали про строительство и "верхи" из Москвы...

Министр (председатель госкомитета) среднего машиностроения СССР Ефим Павлович Славский на объекте...

Вот уже начал вырисовываться и сам реактор...

Физический пуск реактора -одно из основных событий того времени...

Торжественный момент - загрузка активного стержня в реактор... (другие фото смотри

Венцом завершения наружных работ - было красное знамя на самой высокой точке здания...

Кстати, на средней (самой высокой) вентиляционной трубе второго энергоблока, в 1987 году были установлены из нержавеющей стали огромные буквы - СССР, которые блестели на солнце и были видны далеко за пределами станции... Но сразу, после обретения "независимости", эти ненавистные четыре буквы были сняты верхолазами из г.Панявежис за "кругленькую" сумму... В это же время и посёлок Снечкус был переименован в Висагинас... - по названию местного озера...(это уже гораздо позже был присвоен статус города)

Озеро Висагинас...

В 1983 году начато строительство 3 - ого энергоблока.

Эта стелла долго встречала своим приветствием строителей и гостей станции...


Вот так мы могли позволить себе встретить первый новый год реактора!!!

Выход воды в сбросной канал из первого энергоблока...

Митинг, посвящённыё пуску турбогенератора 2


После вручения правительственных наград... Как говорится "Сражения выигрывают генералы а проигрывают их солдаты..." В первом ряду сидит 5-й справа - Гришкявичус Пятрас (1-й секретарь ЦК КП Литвы) 3-й справа - Бразаускас Альгирдас; 5-й слева -Жилин Юрий - начальник ЗУСа (Западного Управления Строительства)

Последним начальником Западного Управления Строительства на Литовской земле был Муравьёв Геннадий Иванович. Об этом трудолюбивом и неутомимом человеке можно прочитать в статье Муравьев Г.И.

Геннадий Иванович Муравьёв...

В 1986 году завершались все монтажные работы на 2 - ом реакторе, который планировалось запустить в 1986 году, но из-за Чернобыльской аварии все пусковые работы были перенесены на 1987 год.


Игналинскую атомную электростанцию строил весь Советский Союз!...

Перечень предприятий и организаций, учавствовавших в строительстве ИАЭС.

Министерства СССР

Министерство атомной промышленности

Министерство химического и нефтяного машиностроения

Министерство тяжелого и транспортного машиностроения

Министерство энергетического машиностроения

Министерство энергетики и электрификации

Министерство монтажных и специальных строительных работ

Министерство оборонной промышленности

Министерство внутренних дел

Всесоюзное объединение «Изотоп»

Проектные организации _________________________________

ИАЭ - Институт атомной энергетики

НИКИЭТ - Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники

ВНИПИЭТ - Всесоюзный проектный и НИИ комплексной энергетической технологии

ВНИИАЭН - Всесоюзный НИИ атомного и энергетического машиностроения

"Оргстройпроект" -Проектно-изыскательский институт

НИКИМТ - Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии

Институт «Атомтеплоэлектропроект» Министерства энергетики и электрификации СССР (Киевское отделение)

Институт «Энергосетьпроект» Министерства энергетики и электрификации СССР (северо-западное отделение)

Литовский ОКП СЗО «Энергосетьпроект»

Институт «Сельэнергопроект» Министерства энергетики и электрификации СССР

Институт «Гипрокислород» Министерства химической промышленности СССР

Институт «ВНИИ Холодмаш» Министерства химического машиностроения СССР

Институт «Укржелдорпроект» Министерства путей сообщения СССР

«Севзапспецавтоматика» - Специальное проектное бюро Министерства приборостроения СССР

ВНИИПИ «Теплопроект» Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР

Ленинградское отд. ЦНИИ «Проектстальконструкция» Госстроя СССР

Институт «Гипросвязь-2»

ЦНИИТМАШ - Научно-производственное объединение

ГИДРОПРОЕКТ - Всесоюзный НИИ Министерства энергетики и электрификации

СОЮЗУГЛЕРОД - Производственное объединение конструкционного графита и электродов

ВНИИТО - Всесоюзный НИИ электротермического оборудования

ВНИИГИДРОМАШ - Всесоюзный НИИ гидромашиностроения

НТО ЦКТИ - НПО по исследованию и проектированию энергетического оборудования

Центральное проектно-конструкторское бюро Министерства связи ЛССР

ЛЭИ - Литовский энергетический институт

КТУ - Каунасский технический университет

Научно-технический центр «ЕМС»

Р1МА - Проектно-монтажная фирма электронных инженерных систем

Строительные организации

ЗУС - Западное управление строительства

СМУ- 1, 4. 8, 10 - Строительно-монтажные управления

СУС - Северное управление строительства

СМУ- 2, 3 СУС - Строительно-монтажные управления

Механомонтажные организации ___________________

МСТ-3 - Монтажно-строительный трест

МСУ-90 - Монтажно-строительное управление

МСУ-91 - Монтажно-строительное управление

МСУ-1, 58 - ПО Энергоспецмонтаж

МСУ-105. 109 - Монтажно-строительные управления

МСУ-86 - Монтажно-строительное управление

МСУ-16 - Монтажно-строительное управление

Электромонтажные организации ________________

ПЭМ - Трест «Промэлектромонтаж»

МСУ-21 - Электромонтажное управление

МСУ-32 - Электромонтажное управление

МСУ-31 - Электромонтажное управление

МСУ-80 - Специальное электромонтажное управление КИПиА

СМНУ-41 - Специальное электромонтажное управление по связи и пожарной сигнализации.

ХЭМ - Трест «Химэлектромонтаж»

МСУ-71 - Электромонтажное управление

МСУ-74 - Электромонтажное управление

МСУ-76 - Электромонтажное управление

ВМУ - Вильнюсское монтажное управление треста "Севзапмонтаж автоматика"

Заводы, фирмы

Государственный институт информационных технологий (\/1Т1)

Завод "Криогенмаш"

Завод "Энергомаш"

Завод «Энергомаш»

Машиностроительный завод

Машиностроительный завод

Механический завод

Завод "Энергомаш"

Завод подъемно-транспортного оборудования

Завод «Сибтяжмаш»

Завод насосного оборудования.

Завод турбогенераторов «Электросила»

Научно Производственное Объединение им. Лепсе.

Центральное конструкторское бюро "Машиностроение" (ЦКБМ)

Центральный НИИ конструкционных материалов «Прометей»

Завод Противопожарного машиностроения

Всероссийский НИИ по эксплуатации атомных электростанций

Завод «Борец»

Российский научный центр «Курчатовский»

Завод электро-монтажных изделий -1

Государственный Технический Университет Атомной Энергетики (ИАТЭ)

Центральный институт повышения квалификации (ЦИПК)

Завод «Криогенмаш»

Завод «Промтяжарматура».

Завод «Химмаш»

Завод насоного оборудования.

Завод «Красный котельщик».

Завод вентиляторного оборудования (Челябинская обл.)

Завод «Электопривод»

Завод кранового оборудования

Вентиляторный завод

Завод «Союзуглерод»

Металлургический завод

Завод металлоконструкций

Арматурный завод «Энергмаш».

Машиностроительный завод

Научно-исследовательский центр «ЗТЗ-Сервис»

Арматурный завод

Специализированное проектно-конструкторское бюро «Проэлектро»

Завод теплообменного оборудования

Завод «Криогентехника»

Завод насосного оборудования.

Завод «Энергомаш»

Научно-производственное предприятие "АББ-Монолит"

Научно-производственное предприятие "Турбоэнергосервис"

Завод "Двигатель"

Ташкентский электротехнический завод (ТашЭЗ)


Общая схема блока "А" Игналинской атомной электростанции...

Технические характеристики

В это же время было построено 60 процентов 3 - го энергоблока, но все работы были законсервированы.


Общий вид строительства блока А-3

3-й блок...

Более низкая часть левой стороны здания - недостроенная часть 3-го энергоблока...

В 1989 году полностью остановлены работы на строительстве 3 - го энергоблока.


Пока станция работает...

За 11 лет была построена самая мощная электростанция в мире. На строительстве ИАЭС было построено 142 км автодорог, 50 км железных дорог, 390 км линий связи, 334 км кабельных электролиний, 133 км канализационных сетей, 164 км теплосетей. Было заложено 3544000 м3 железобетонных конструкций, 76480 т арматуры.

На ИАЭС работало около 4500 работников, из которых 1290 женщин. 92,04% работников - граждане Литовской Республики.

5 октября 1999 года Правительство Литовской Республики утвердило неадекватную Национальную стратегию энергетики, по которой первый блок Игналинской АЭС будет снят с эксплуатации в 2005 году.

19 февраля 2001 года Правительство Литовской Республики утвердило программу снятия с эксплуатации первого блока Игналинской АЭС.

И так...31 декабтя 2004 года навсегда остановились турбины первого энергоблока Игналинской АЭС...хотя они могли бы работать ещё не один десяток лет!!!

Уже работает только 2-й блок...


Летом 2009 года начали демонтировать генераторы с первого блока и отправлять покупателям...

А сколько ещё электоэнергии мог бы он выработать! ...

Нет ничего тут весёлого... уже на ж/д платформе...

Наступает 2010-й год... 31 января 2009 года должен остановиться (по решению правительства Литвы!) 2-ой энергоблок станции... И на этом прекращает своё существование ГИГАНТ энергетики... , а вместе с ним и город, и люди, построившие этот уникальный объект и оригинальный город!

Как и девяносто лет назад стал для нас актуальным этот плакат!

Краткую летопись в цифрах и последствия закрытия станции можно прочитать

Единственное предприятие, которое осталось в "нагрузку" от СССР для свободной Литвы - Промышленная отопительная котельная , которую побоялись разрушить до конца...

Но из-за "умной" политики руководителей государства (которые не хотят жить дружно с соседями, по причине чего Россия и не дает скидки на газ!) власти на местах всячески умудряются выйти из этого тяжелого положения... Так директор государственного предприятия "Visagino energija" З. Юргутавичус на пресс-конференции по результатам работы в 2010 году заявил - "Проблем с биотопливом в нашем регионе нет. В охранной зоне водозабора можно выращивать иву, кустарники, которые используются в качестве биотоплива, которое с учетом затрат будет как минимум на треть дешевле газа, может использоваться для работы котельной в летнее время" (когда и так в это время цена за квартплату минимальная! ).

Ко всему этому хочется добавить... Давайте разводить пчёл на обширных полях (лес из Литвы уже весь вывезли за границу!) и делать восковые свечи для освещения домов и улиц, и тогда Свободная Литва полностью будет энергонезависимой!!! (чего так добиваются руководители государства!)


ГЕОГРАФИЯ ИГНАЛИНСКОЙ АЭС


Игналинская атомная электростанция расположена в Литве. Станция построена на южном берегу озера Друкшяй, в 39 км от города Игналина.

Расположение Висагинской атомной электростанции...

Ближайшими к станции большими городами являются Вильнюс, расположенный в 130 км (575000 жителей), и Даугавпилс в Латвии, расположенный в 30 км (126000 жителей).


Вид на станцию и озеро Другшяй...

В 6 км от станции расположен г. Висагинас (32600 жителей) - резиденция работников Игналинской АЭС.


г. Висагинас... на дальнем плане - Игналинская атомная электростанция.. .

г. Висагинас...на горизонте в дымке Игналинская атомная электростанция...

Ближайшее шоссе проходит западнее, в 12 км от ИАЭС. Оно соединяет город Игналину с городами Зарасай и Дукштас и выходит на магистраль Каунас - С.- Петербург. Выход основной дороги от Игналинской АЭС на указанное шоссе находится вблизи г.Дукштас. На этой земле в далёком 1944 году полегло много советских людей, защищая свободу и независимость Прибалтики от фашизма. С статье "Мы помним о вас..." - рассказ об одном из многих захоронений советских воинов... Протяженность дороги от электростанции до г.Дукштас составляет около 20 км.

Железнодорожная станция г. Дукштас где-то 1900-е годы


Метеорология

Игналинская АЭС расположена в зоне умеренного климата. В глобальном масштабе климат региона можно рассматривать как однородный.Однако в региональном масштабе климат достаточно неустойчивый из-за преобладающего вторжения воздушных масс из примыкающих географических зон. По сравнению с другими регионами Литвы рассматриваемый регион отличается большими изменениями температуры воздуха в течение года, более холодной и долгой зимой с обильным снежным покровом и более коротким летом.

Среднегодовая температура воздуха в регионе составляет 5,5°C. Весной (март-май) средняя температура составляет 5,1°C, летом (июнь-август) 16,1°C, осенью (сентябрь-ноябрь) 6,10°C и зимой (декабрь-февраль) - -5,5°C. Самый холодный месяц - январь, его среднемесячная температура равна - минус 6,5°C. Самый теплый месяц - июль, его среднемесячная температура составляет 17,8°C. Годовая амплитуда среднемесячных температур составляет 24,1°C градуса. Абсолютный максимум температуры достигал 36°C, а абсолютный минимум - минус 40°C.

В течение года над территорией региона проходит свыше 170 атмосферных фронтов. Преобладают ветры западного и южного направлений. Наиболее сильными являются ветры западного и юго-восточного направлений. Среднегодовая скорость ветра составляет 3,5 м/с. Максимальная скорость при порывах ветра может достигать 28 м/с. Весной среднемесячная скорость ветра составляет 3,1, летом - 2,7, осенью - 3,4 и зимой - 3,7 м/с.

Среднегодовое количество осадков равно 638мм. Минимальное их количество выпадает в феврале (около 31 мм), а максимальное - в июле (около 83 мм).Снежный покров сохраняется в среднем в течение 110 дней в году. Средняя высота снежного покрова составляет 30-40 см.

Среднегодовая относительная влажность воздуха равна 80%, зимой она достигает 90%. Минимальная относительная влажность (53 - 63%) приходится на июнь, а максимальная - на январь.

Генеральный план

Игналинская АЭС занимает площадь около 0,75 км2, причем здания занимают около 0,2 км2. ИАЭС включает в себя два сходных блока с реакторами РБМК-1500.

Каждый блок состоит из шести сооружений, а именно из зданий А, Б, В, Г и Д. Два отдельных реакторных здания А1 и А2 примыкают к общему зданию Д1/ Д2, в котором расположены блочные щиты управления,

Блочный щит управления...

электрические помещения и деаэраторное отделение. Последнее здание примыкает к общему машинному залу. Главные корпуса Игналинской АЭС расположены в 400-500 м от берега озера Друкшяй.


Общий вид площадки станции...(ближе к нам от главного корпуса чернеют развалины 3-й очереди...)


Оба блока содержат следующее общее оборудование: хранилище слабоактивных отходов, хранилище твердых радиоактивных отходов, корпус по переработке жидких радиоактивных отходов, открытое распределительное устройство, азотно-кислородную станцию и вспомогательные системы.
Здания, в которых расположены 12 дизельных генераторов (по 6 на каждый блок), служащих в качестве аварийного электроснабжения, физически отделены от других зданий.

Очередной учебный пуск двенадцатого дизеля...

В помещении одного из дизелей...

Один из 12 дизелей.... которые запускаются автоматически при потере напряжения на блоках эл. станции...

Снята крышка цилиндров дизеля...

Отдельные береговые насосные системы сооружены для каждого блока. Их назначение - непрерывная поставка воды на нужды станции.

Небольшое здание по центру - насосная станция...


В МИРЕ ФАКТОВ

TG 1 0.00 МВт TG 3 702.48 МВт

TG 2 0.00 МВт TG 4 649.81 МВт

МВт МВт

МВт Текущий расход ядерного топлива 1,31 кг/ч

Для выработки этого количества электроэнергии за 1 час необходимо было бы сжечь:

Уголь 8 вагонов 510 тонн

или мазут 5 вагонов

Грузоподьемность 60 тонн - грузоподьемность 60 тонн

При выработке эл.мощности 1342,53 МВт за 1 час на ТЕПЛОВОЙ станции от сгорания топлива

ОБРАЗУЕТСЯ


А так выглядит Игналинская атомная электростанция...

Но не всегда так тихо и мирно жила станция...


Сотни, не сведущих в технологии работы реактора, людей, из глубинок Литвы, подстрекаемые антисоветскими элементами, выступили за срочное закрытие станции...



Собрались на очередной пикник...


Вроде уже и устали слушать "правду" ...


Надпись на плакате..." Хиросима Чернобыль Игналина? "

Тут всё ясно...


"Играют" на национальных чувствах... (как нам хорошо жилось здесь раньше...)


Надпись на плакатах..."Прочь АЕ с нашей земли! " , " Реактор РБМК в музей" , "Гарантию будущему Литвы "



Было и такое...


После получения самостоятельности Литвы, работники станции стали заполнять уже другие анкеты...
(появился "интересный" IX пункт...



Небольшая экскурсия...


Реакторный зал... На переднем плане "пятак" реактора...


Принципиальная схема работы станции....

Рабочие моменты станции...



Ночная смена...

Машина для загрузки и выгрузки топлива.... позволяет производить все свои манипуляции во
время работы реактора...

Она же в работе...


Машинный (турбинный) зал...


Турбогенератор... ТГ-3 и ТГ-4



Очередное ТО...(Техническое Обслуживание)


ТО продолжается...


Щит управления реактором...


Рабочие стержни для реактора...


Макет контейнера для отработанных стержней....


Установленные контейнера на площадке ХОЯТ (Хранилище Отработанного Ядерного Топлива)


Площадка ХОЯТ

Контейнер перед установкой на ХОЯТ...



Вот такой у нас получился Новый год!

Их Величество Трубы....

Трубы,трубы,трубы - везде трубы....


А это Игналинская атомная электростанция - вид из космоса....в правом нижнем углу - развалины недостроенного и затем уничтоженного государством 3-го блока...

Тот самый Альгирдас Бразаускас (первый слева)(премьер министр Литвы) который ратовал, по приезду на станцию, за работу первого энергоблока, и тут же, через несколько дней, в Женеве, подписал акт о его закрытии..., хотя никто из европейских стран об этом и не настаивал...Третий слева - начальник станции Виктор Шевалдин.

Закат станции...

Вот и всё кончено... 31 декабря 2009 года был остановлен второй (он же последний) энергоблок Игналинской атомной электростанции... Был город, жили люди, имели работу... и вот настали времена покидать свои "насиженные" места, потому, что перспективы дальнейшего существования в этом регионе государство и не пыталось создать...

Вот как выступила новая глава государства Даля Грибоускайте:- " После закрытия Игналинской АЭС 2010-й станет годом начала энергетической независимости. Энергетическая система Литвы была зависимой от России именно из-за старой (?) электростанции. Опутавшие её интересы привязали Литву к России и не позволили (?) развивать ни альтернативную энергетику, ни прокладывать линии электропередачи, соединяющую нашу страну с западными регионами. Наконец начнётся создание реальных электросетей (?) , которые ни одна политическая сила не решилась начать, пока действовала старая (?) Игналинская АЭС" ... Без комментариев...

Вот уже почти год стоит и бездействует гигант атомной энергетики... Всех ведущих специалистов тут же заменили на «профессианалов»(конечно каждый в своей области... кто в политике, кто в бизнесе), которые в первый раз в этом году увидели близко атомную электростанцию (а возможно и вообще ознакомились с энергетическим предприятием!) и начали «рулить»...(ведь станция уже не работает и, как им казалось, ничего страшного не может произойти) всё ещё катилось по инерции, пока не стали разъезжаться старые «кадры». И вот 5 октября 2010 года на станции произошла авария, которую новые руководители тщательно пытались скрыть даже от своих жителей, не говоря уже о мировых средствах массовой информации... И только 26 октября 2010 года, когда информационное агенство REGNUM Новости сообщило об аварии и упрекнуло администрацию станции о сокрытии фактов, то 27 октября 2010 года в ИА REGNUM Новости поступило заявление администрации станции, в котором говорится: «Во-первых, хотим подчеркнуть, что Игналинская АЭС от людей ничего не скрывала. Сразу после происшествия ИАЭС на своем сайте разместила подробную и соответствующую действительности информацию, в которой детально разъяснялось, что произошло. Больше к этому добавить нечего.»

Вот это заявление...

Перевод текста:

"5 октября 2010 года при выполнении плановых работ по проекту В12 «Услуги по созданию технологии дезактивации внутренних поверхностей основного циркуляционного контура, систем продувки и расхолаживания и байпасной очистки ИАЭС» — дезактивации контура первого блока — в одном из компонентов произошла разгерметизация, во время которой за пределы контура вытекли используемые при дезактивации химические реагенты (азотная кислота (1 проц.) и перманганат калия).
Так как при осуществлении этого проекта соблюдаются строгие требования безопасности и работы выполняются в герметичных помещениях со специальными дренажными системами, никакие химические реагенты и загрязненные радиоактивными нуклидами материалы за пределы контролируемой зоны ИАЭС не попали.
После этого происшествия был произведен радиоактивный контроль помещений, где проходят работы, а также прилегающих к ним помещений. Установлено, что в помещениях, где находился персонал, уровень радиации не превышал установленных и допустимых норм. Была произведена дезактивация помещений и приняты все остальные необходимые меры безопасности. Установлено, что персонал, работавший 5-6 октября в тех помещениях, не пострадал и никаких дополнительных доз облучения не получил. 4-7 октября увеличения выброса радионуклидов в окружающую среду зафиксировано не было. О происшествии была информирована Государственная инспекция по безопасности атомной энергетики (VATESI). В настоящее время специалисты ИАЭС анализируют причины возникновения этих неполадок в выполнении проекта, чтобы в будущем, при осуществлении похожих проектов, аналогичные технические проблемы не повторились."

Что интересно, это заявление (как они пытаются доказать) было опубликовано 5 октября 2010 года в 15:46. Но тут же, ниже, пишут, что персонал, работавший 5-6 октября в тех помещениях, не пострадал и никаких дополнительных доз облучения не получил. 4-7 октября увеличения выброса радионуклидов в окружающую среду зафиксировано не было. Как это так они узнали наперёд, что всё будет нормально? Или это дала «осечку» пресс-секретарь ИАЭС Дайва Римашаускайте, дописав (конечно под диктовку руководителей) задним числом это объявление...

Из разорвавшегося контура вытекло около трехсот кубометров радиоактивной суспензии.

Вот так и живём...


В И С А Г И Н А С

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Окрестности Висагинаса - это земли, на которых с незапамятных времен жили племена селонов (древних балтов). Первое упоминание об этой местности в исторических источниках относится к 1526 году - в дарственном акте приходу Науейи Даугелишкес.

В 1975 году на месте современного г. Висагинас было начато строительство поселка энергетиков.

Камень установили рядом со строящимися первыми домами...



Памятная доска в честь будущих строителей города энергетиков...

В 1977 году ему было присвоен статус поселка городского типа с названием Снечкус до 1992 года. В 1994 году Висагинасу присвоен статус города, а в 1995 году - права города, в связи с новым территориальным делением страны.


Сначала эта надпись встречала гостей посёлка...

Границы посёлка расширялись...пришлось делать новую стеллу...


981 год.... субботник в городе....

На субботнике трудились все....

Снечкуские футболисты...


А так проходили демонстрации...

Улыбки не принужденные...

Здесь тоже все довольны...


Спортсмены идут...

Ветеранов было много...

Всё как на настоящем параде...


Над городом надвигались тучи антирусизма...



Митинг в 1989 году.....

А это уже другое...


Надпись на плакате..."Требуем объявить секретные протоколы пакта Молотова - Риббентропа недействительными, вывести из Прибалтийских республик
окупационную армию и разрешить народам Балтийских стран самим установить политико-социальный порядок."


Многие прогрессивные деятели Литвы были против отделения республики от Союза...За что и поплатились годами тюрьмы...

Вот проект обращения компартии Литвы,подписанное бывшим зав.орготделом компартии Литвы Йонасом Ермолавичусом к жителям республики...


В 1996 году Декретом президента Литвы утвержден герб города. На гербовом щите на синем фоне изображен серебряный журавль, который в геральдике обозначает осторожность и бдительность.

Герб города Висагинас...

Знамя города Висагинас...

Журавль на стелле в центре города...

Город расположен в восточной части Литвы, недалеко от самого большого в стране озера Друкшяй, на северном берегу озера Висагинас. Площадь города 896 га.



План-схема города Висагинас

А это - реальность...

В городе проживает 33,8 тыс. жителей. Из них мужчин - 16,3 тыс. и женщин - 17,5 тыс. 22,3 тыс. жителей трудоспособного возраста, 8,8 тыс. нетрудоспособного возраста и 2,7 тыс. пенсионного возраста. (на конец 1990 года...)



Футбольное поле в одном из дворов...

Железная дорога у станции "Висагинас"...


Кольцо на ж/д станции "Висагинас"


Около 5 тыс. человек, проживающих в городе, работали на Игналинской атомной станции, которая находится в 6 км от города. Другие работают в других отраслях.



Единственная швейная фабрика... - работа для женщин...

В городе много строителей, швей, работников сферы услуг, занимающихся предпринимательством.



Пешеходная улица Седулинос в городе...

В городе есть очень много предпринимателей. Им создаются благоприятные условия для развития деятельности, для регистрации новых предприятий. В реестре предприятий самоуправления зарегистрировано 2049 предприятий (876 действующих). В большинстве своем это предприятия торговли, общественного питания, транспортных услуг, выполнения ремонтно-строительных работ и бытовых услуг


Мозайка на фасаде одного из домов...

Это же здание...

В городе находится 8 общеобразовательных школ, из которых средних - 5, одна гимназия, одна основная и детский сад - школа. В учебных заведениях города работают 567 учителей и обучается 5485 учеников (2002/2003 у.г.).



Профессионально-техническое училище...

В городе также имеется 2 частных школы, политехническая школа, дом Детского творчества и известная своими достижениями музыкальная школа им. Чесловаса Саснаускаса. Действуют 5 детских садов - яслей (на 01 01 2003 - 1054 детей). При отделе просвещения действует клуб дополнительного развития


Здание больницы в городе...

Дачный массив "Вишня"...


Культурную жизнь города организует Отдел культуры и спорта и подчиненные ему центры культуры: "Драугисте", "Банга", "Орбита". В "Драугисте" очень часто организуются выставки работ людей искусства Литвы и других стран; в большом зале "Банга" проводятся различные концерты, выставки, дискотеки; в клубе "Орбита" - различные молодежные мероприятия, вечера отдыха.

Дом культуры "Банга" на берегу озера...

Различные состязания проводились раньше во время праздников...

Центром национальных культур организуются мероприятия национальных меньшинств. При этих центрах действует множество коллективов художественной самодеятельности. Всего в городе насчитывается 110 таких коллективов с 2546 участниками.


Улица Парко...

Традиционные культурные мероприятия города: "Поэтическая весна", "Музыкальная весна", "Праздник песни, танца и искусств", Visagino Country, "Праздник города", "Рок-фестиваль". Горожане участвуют в традиционном фестивале народной музыки и танца "Ежеру сетува".


"Белый дом" города...

В городе образовано 17 спортклубов, спортивные секции посещают 1600 горожан. Профессионально подготавливаются футболисты, борцы греко-римской борьбы, лыжники, гребцы на байдарках и каноэ. Школа акробатики в Висагинасе - это центр акробатики всей Литвы, вырастивший призеров чемпионатов Европы и мира. В городе созданы хорошие условия для спорта и активного отдыха: стадион на 5 тыс. мест, 2 спорткомплекса, теннисные корты, гребная база, освещаемая лыжная - роликовая трасса. Висагинская футбольная команда "Интер" известна далеко за пределами города и Литвы...


Фонтан "Солнце" на улице Седулинос....(к сожалению уже который год не работает...)

2010 год... фонтан заработал...!!!


Живописные окрестности Висагинаса привлекательны для развития массового туризма. Висагинас - самый молодой город Литвы, расположенный среди сосен на берегу одноименного озера. Архитектура города сбалансирована удачным сочетанием многоэтажных домов с зелеными насаждениями. Жилые дома расположены в виде своеобразных закрытых тихих двориков, защищенных от ветра и шума транспорта. По пешеходной улице удобно выйти в зону отдыха на берегу озера и в парк. Здесь же, в зоне отдыха, оборудованы пляжный комплекс и несколько спортивных площадок. Озеро Висагинас украшают несколько островков, которые можно посетить, арендовав лодки или водные велосипеды. Ни один турист не откажется прогуляться по новому понтонному мосту. Несколько далее - современный стадион, за ним - прекрасные теннисные корты.


Городской пляж...

Туристы, прибывшие в Висагинас, обеспечиваются жильем в самой большой и комфортабельной в Утенском округе гостинице "Аукштайтия". Здесь работают кафе, ресторан, швейное ателье, парикмахерская, прачечная, предоставляются услуги массажа, косметолога, есть игровые автоматы, бильярд, магазин сувениров и цветов.


Справа- гостинница "Аукштайтия"...

В парковой зоне Висагинаса оборудована хорошая роликовая трасса. По всему городу оборудованы велосипедные дорожки. Круглый год действуют бассейны, сауны, бани. Зимой можно арендовать лыжи. В городе часто проводятся концерты, выставки, центры культуры готовят вечера отдыха.


Первый (из трёх) микрорайон города

Со всех сторон город окружают сосновые боры. Много грибов и ягод. Площадь озера Висагинас - 219,6 га, наибольшая глубина - 6,6 м. Из него вытекает речушка с одноименным названием. Примерно в 1,5 - 2 км от города расположено большое озеро Смалвос, а в 3 - 3,5 км к северо-западу - озеро Друкшяй. В озерах много щуки, плотвы, линей, карасей, окуней и другой рыбы. Здесь разрешена любительская рыбная ловля. Это прекрасное место отдыха, рыбалки, спорта как летом, так и зимой.


Лето в разгаре...

Когда-то в городе почитали "чернобыльцев"... Даже было сооружено что-то чудовищное... посвященное трагедии Чернобыльской АЭС... Это было единственное место, куда могли прийти ликвидаторы аварии для встречи в памятный роковой день...

Это что-то , было посвящено Чернобыльской трагедии...

Но забыли про "ликвидаторов" аварии и тем более не нужно стало сооружение...

Новая метла...

Раньше мы смотрели в одну сторону... а теперь - деморкатия... смотрим, куда хотим...

Теперь Висагинас - портовый город, город моряков... Каким-то морским бризом в леса Висагинаса занесло якорь... И ничего не оставалось сделать, как "очередное" что-то... , что по мнению руководителей города вроде напоминает корабль с якорем, вместо боевой рубки... и который, вроде, плывет по асфальту к новой жизни...

Хорошо, что якорь... а если бы занесло синхрофазотрон?


Это было раньше... А сейчас Висагинас - «город-тюрьма»...

Всё началось с того, что со всей свободной Литвы начали высылать на «вольное поселение» отсидевших свой срок за наркотики и грабежи, заключенных...(наверное для дискредитации русскоязычного населения этого небольшого городка, где и для местных жителей нет работы, кроме тех, кто раньше устроился на атомную станцию). Город стал фигурировать в сводках литовской печати как один из криминальных городов... Но этого показалось мало... Для неродивых (да и для примерных) водителей по всему городу установили 12 «лежачих полицейских»..., так, что нет ни одного участка дороги в городе больше одного километра, чтобы машины не прыгали на этих «американских» горках...В столице Литвы вряд-ли насчитается такое количество трамплинов...


Всё больше машин стало обращаться в сервис по обслуживанию "ходовой" части автомобилей... из-за "американских" горок...

Водителей вроде «оседлали»... теперь взялись за пешеходов... По всему городу, (где нужно и где нет) понаставили вдоль всех дорог ограждения... и вид получился как в советское время на кладбищах - одни металлические заборы... Видно и здесь не доверяют местному населению из-за их «низкой» культуры...


Заборы... тут и раньше никто не ходил...

Но и это не всё...Теперь нужно следить за каждым... По городу установили 80 камер наблюдения. И теперь любой шаг вправо или влево фиксируется на камеру и к нарушителям тут же принимают меры в виде огромных штрафов... Кто-то не успел пристегнуть «ремень безопасности» в машине, а камера уже зафиксировала... и вот - пожалуйста по номеру машины определяют владельца автомобиля и ему на дом приходит счёт для оплаты штрафа...


Три зорких глаза (в белом кружочке) следят круглосуточно за всеми...

Человек перебежал дорогу в неположенном месте - выезжает наряд и по одежде находят бедолагу в магазине, куда он зашел за молоком... И это не единичные случаи... Теперь женщин грабят в подъездах, отбирают сумочки и драгоценности не так, как раньше, когда не было камер и грабили в основном в темное время суток... Теперь грабят круглосуточно...


Заборы, камеры... как в зоне...

На въездах в город установили камеры, задача которых определять по номеру автомашины её техническое состояние... то есть дату технического осмотра, есть ли страховка и прочее... И не дай бог, если ты поедешь на следующий день после прохождения тех осмотра (большинство гаражей находятся за чертой города) и не прошел его из-за того, что не горела лампочка освещения номера, и теперь на исправном автомобиле въезжаешь своим ходом до службы тех. осмотра (по новому закону если машина не прошла тех. осмотр она должна передвигаться только на трале...!!!) тебя тут-же догонят... и соответственно тех. осмотр не пройдешь без штрафа...


И снова... заборы, камеры, лежачие "полицейские"...

Видно только таким образом государство пытается поднять свою экономику... И не только таким... По закону продавец не имеет права продавать спиртное человеку у которого алкоголя в организме больше 0 промилле! Для водителей разрешается 0,4 промилле - и он еще не преступник, а тут рьяные полицейские дежурят у магазинов и вылавливают тех покупателей, которые выпили хоть бутылку пива... И вот - пожалуйста - штраф продавцу... Хотя для определения алкоголя покупателя, у продавцов никаких приборов нет (да и почему они должны быть?) ...


Молодежи никуда не скрыться от посторонних глаз...

И сколько было судов на эту тему - суд всегда был на стороне полицейских... Да, видно только таким способом можно поднять экономику разваливающейся страны... и благодаря таким полицейским, которые неудосуживаются даже узнать ассортимент магазина и подсылают пьяных безработных с бутылкой вина в магазин, для поимки очередного преступника - продавца... а в магазине - то такого вина давно уже не продают... Так что живем в Висагинасе как в сказке... чем дальше, тем страшнее...

Циклоп не дремлет...


Вид Висагинаса из вертолёта...


Висагинас...вид из космоса...

Лети с миром!!!