Стальные трубопроводы . Течи в стальных трубопроводах можно временно устранить путем наложения бандажей с резиновыми прокладками. Бандажи стягивают болтами с одной или двух сторон или хомутом. Небольшие течи ликвидируют приваркой к трубопроводу накладки. Отдельные отверстия можно заглушить болтом. Для этого в месте течи высверливают отверстие диаметром, большим диаметра свища, и нарезают метчиком резьбу. Затем в отверстие ввертывают болт с уплотнительной прокладкой. Небольшие свищи и трещины заваривают также газовой сваркой.

Поврежденные участки с большими дефектами (свищи, длинные трещины) заменяют. Для этого ножовкой или труборезом вырезают поврежденный участок трубопровода. От трубы такого же диаметра отрезают вставку длиной, меньшей на 8-10 мм длины вырезанного участка. На концах трубы нарезают две короткие резьбы. На одном из концов вставки нарезают длинную резьбу и на нее сгоняют контргайку и муфту, на другом - короткую резьбу и на нее навертывают другую муфту. Вставку вводят в трубу так, чтобы их оси совпадали, и, вращая вставку, навертывают муфту на конец трубы, затем сгоняют вторую муфту и завертывают контргайку.

Поврежденные участки стальных трубопроводов можно заменять, используя клеевое бандажное соединение, которое представляет собой стеклоткань, пропитанную эпоксидным клеем. Клеевое бандажное соединение трубопровода выполняют в такой последовательности. Сначала приготовляют клеящую ленту. Для этого стеклоткань разрезают на полосы определенных размеров, зависящих от наружного диаметра ремонтируемого трубопровода. Длина ленты должна быть такой, чтобы в намотке уместилось не менее шести слоев, а ширина принимается на 20-30% больше диаметра поврежденного трубопровода. Чтобы на краях ленты не образовывалась бахрома, предварительно перед раскроем места резов пропитывают клеем БФ-2 или БФ-4.

Затем ленты пропитывают эпоксидным клеем. Эпоксидный клей готовят непосредственно на месте проведения работ, так как он пригоден к употреблению в течение 45-60 мин при температуре окружающего воздуха 20°С. Клей с помощью шпателя наносят ровным тонким слоем на одну сторону ленты, которую помещают на ровную поверхность, покрытую полиэтиленовой пленкой. Для того чтобы клей проникал в стеклоткань, к шпателю прикладывают небольшое усилие.

Перед склеиванием наружные поверхности соединяемых труб очищают от загрязнения, окалины и ржавчины. Очистку производят механизированным инструментом или вручную металлическими щетками, шлифовальной бумагой и т. п. на всю длину склеиваемого шва (ширины ленты). После зачистки поверхности концов и торцов стыкуемых труб обезжиривают, протирая тампоном из ветоши, смоченным бензином или ацетоном, с последующей открытой просушкой не менее 10-15 мин. Чтобы стыкуемые трубы не смещались во время производства работ, включая время на затвердевание клея, их необходимо зафиксировать. Для этого стыки труб предварительно прихватывают сваркой в нескольких точках или фиксируют с помощью различных центрирующих устройств и приспособлений. При применении точечной сварки места прихваток должны быть зачищены и выступать над поверхностью не более чем на 2 мм.

Затем на концы стыкуемых труб наматывают ленту из стеклоткани с нанесенным на нее слоем клея. Намотку осуществляют вручную с натягом в радиальном направлении без перекосов. Середина ленты должна располагаться над местом стыка.

Клеевое бандажное соединение выдерживают в неподвижном положении до полного затвердевания клея и приобретения им необходимой прочности.

При выполнении работ по склеиванию рабочие должны пользоваться защитной одеждой: комбинезоном или халатом из плотной ткани, головными уборами, тонкими резиновыми или хлопчатобумажными перчатками, а в некоторых случаях и защитными очками. При попадании на кожу клея или его компонентов их снимают ватой, смоченной ацетоном, а затем смывают водой с мылом.

Чугунные трубопроводы . Способы ремонта чугунных трубопроводов зависят от их типа: напорные или безнапорные. Поврежденные участки напорных трубопроводов ремонтируют путем их замены. Для этого отрубают раструб и удаляют поврежденный участок. Затем отрезают вставку необходимой длины, надевают на нее надвижную муфту и гладкий конец вводят в раструб вставки. Далее центрируют вставку относительно трубы и сдвигают муфту. После этого раструб заделывают смоляной прядью и асбестоцементной смесью или цементом.

Поврежденные чугунные безнапорные трубопроводы ремонтируют, устанавливая металлические пластины и резиновые прокладки, которые прижимают к трубе проволочной скруткой или болтами.

Пластмассовые трубопроводы . Пластмассовые трубопроводы обладают меньшей механической прочностью, чем металлические, при их ремонте следует соблюдать особую осторожность - не прикладывать больших усилий, не перегревать трубы, не подвергать ударам, не царапать. Способ ремонта пластмассовых трубопроводов также выбирают в зависимости от их типа: напорный или безнапорный.

Напорные трубопроводы ремонтируют путем замены поврежденных участков. Устранять дефекты сварных соединений напорных трубопроводов сваркой нагретым газом с применением присадочного прутка не допускается.

При замене поврежденных участков трубопровод освобождают от креплений. Мелом отмечают места отрезки, после чего ножовкой вырезают поврежденный участок. Затем из новой трубы того же диаметра и типа вырезают вставку длиной на девять наружных диаметров трубы больше, чем вырезанный поврежденный участок, и на нем формируют раструб. При формовании раструбов концы труб нагревают паяльной лампой или в специальной ванне.

Вместо раструбов на концы вставки можно приварить контактной сваркой соединительную муфту. При этом длину вставки принимают на 10-12 мм меньше длины вырезанного участка. Вставку приваривают с помощью оправки, разогреваемой открытым пламенем паяльной лампы. Температуру оправки контролируют термокарандашом или кусочком материала трубы, который должен плавиться, но не дымиться. После проверки температуры сварочного инструмента производят сварку.

Можно также использовать сварку в косой стык. Для этого торцы соединяемых труб срезают под углом 45°, а сварку производят под давлением, приложенным перпендикулярно оси трубопровода. При выполнении такого соединения применяют комплект устройств, в который входят кондуктор для выполнения среза, струбцина для прижима по вертикали концов сопрягаемых труб, фиксирующая муфта для временного закрепления концов свариваемых труб и вставки, нагревательный инструмент для оплавления концов свариваемых труб.

Сварку выполняют следующим образом. Вырезают ножовкой поврежденный участок под прямым углом, после чего с помощью кондуктора и ножовки обрезают концы трубопровода под углом 45°. Измеряют расстояние между верхними точками вырезанного участка трубопровода и вырезают из новой трубы заготовку с косыми концами и длиной на 20 мм больше, чем вырезанный участок. Один конец вставки временно соединяют с концом трубопровода фиксирующей муфтой, другой вставляют в струбцину, закрепленную на трубопроводе. Затем между концом трубы и вставкой размещают нагревательный инструмент и струбциной прижимают его к торцам труб. Оплавленный конец вставки приподнимают струбциной, убирают нагревательный инструмент, а заготовку опускают и прижимают с заданным давлением к оплавленной поверхности торца трубопровода. Сваренный стык выдерживают в течение 5-10 мин под нагрузкой. Через 20-30 мин после полного охлаждения сварного шва струбцину снимают и сваривают второй конец аналогичным образом.

Безнапорные пластмассовые трубопроводы ремонтируют путем накладки бандажей, обмотки поврежденных мест липкой поливинилхлоридной или полиэтиленовой лентой, наклейкой накладок на масляную краску или универсальные клеи для склеивания пластмасс. Перед ремонтом края трещины или скола тщательно зачищают, обезжиривают и высушивают.

При ремонте труб из поливинилхлорида (ПВХ) диаметром до 100 мм используют клей, в состав которого входят, мас/ч: перхлорвиниловая смола - 14-16 и метилхлорид - 86-84. Трубы диаметром более 100 мм склеивают с помощью клея, в состав которого входят, мас/ч: перхлорвиниловая смола - 14-16, метилхлорид - 72-76, цикло-гексанат - 10-12.

При больших трещинах в трубах (до 0,6 мм) применяют клей ГИПК-127, состоящий из тетрагидрофурана (растворитель ПВХ), поливинилхлоридной смолы, оксида кремния.

Трубы склеивают при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С. Склеенные стыки в течение 5 мин не должны подвергаться механическим воздействиям. Склеенные узлы и трубы перед монтажом выдерживают в течение 2 ч.

В некоторых случаях проколы и небольшие пробоины устраняют с помощью прутковой сварки. Для этого используют специальные газовые горелки или электрический пистолет. При отсутствии сварочного прутка можно использовать полоску шириной 5-8 мм, вырезанную из свариваемой трубы.

Сильно поврежденные участки и раструбы пластмассовых трубопроводов заменяют так же, как чугунных раструбных. При замене используют трубы из тех же материалов, что и поврежденная труба.

Резьбовые соединения стальных труб . При подтекании резьбового соединения в результате некачественного уплотнения соединение разбирают, тщательно удаляют старое уплотнение, заменяя его новым, и вновь собирают соединение. В качестве уплотнительного материала используют льняную прядь, пропитанную суриком, ленту ФУМ или силиконовый уплотнительный материал KЛT-30.

Резьбовые соединения, находящиеся в длительной эксплуатации, очень сложно демонтировать из-за коррозии и засыхания краски, используемой в качестве уплотнителя. Чтобы облегчить разборку резьбового соединения, его прогревают паяльной лампой, газовой горелкой или обливают кипятком. В результате этих действий уплотнитель выгорает или размягчается и соединение можно разобрать.

Подтягивать при ремонте резьбовые соединения, находившиеся в эксплуатации, недопустимо, так как подсохшая льняная прядь или сдавленная лента не сможет надежно герметизировать соединение на длительное время.

Утечки из-под контргаек происходят при отсутствии желобка с внутренней стороны муфты или наличии неровностей на торце муфты, что приводит к выдавливанию и разрыву уплотнительного материала. При разборке соединения такую муфту заменяют новой. После отворачивания контргайки удаляют старый уплотнительный материал и очищают место соединения от краски.

При утечке из-под муфты или другой соединительной части после разборки и очистки соединения резьбу покрывают белилами. Прядь наматывают на резьбу по ходу ее от начала резьбы до конца. Началом резьбы считают первую нитку, на которую будет навернута муфта. Намотку производят ровно, без утолщений.

При срыве витков на длинной резьбе сгона или на контргайке последняя, свободно вращаясь на трубе, не затягивает уплотнительный материал. В этом случае гайку или сгон заменяют; кроме того, контргайка может быть заменена муфтой. Для этого плашкой на длинной резьбе сгона нарезают дополнительную резьбу, на которую навертывают муфту. Дополнительная муфта упирается в целые нитки резьбы и при наличии уплотнительного материала надежно герметизирует зазор между муфтами.

При срыве резьбы на конце трубы отрезают кусок длиной не менее. 100 мм с дефектной резьбой и приваривают новый отрезок трубы с резьбой. Если труба расположена близко к стене и поэтому невозможно поворачивать трубу для качественной сварки всего шва, то газовой сваркой вырезают отверстие в трубе. В отверстие вводят горелку и сваривают часть шва, расположенную у стены. Затем отверстие, боковые и передние части шва заваривают.

Короткую резьбу на конце трубы можно удлинить на 4-5 витков с помощью плашки, а длинную - на 8-10 витков. После этого устанавливают компенсационную муфту, которая проходит дефектный участок резьбы, опираясь на вновь нарезанные витки.

Резьбовые соединения пластмассовых труб . Ремонт таких соединений, выполняемых в виде накидных гаек, производят путем подтягивания их специальными ключами. Запрещается применять для этих работ трубные ключи и прикладывать большие усилия, чтобы не повредить детали. Если подтягиванием гайки течь не устраняется, соединение разбирают и заменяют прокладку новой, которую изготовляют из мягкой резины.

При течи в резьбовом соединении пластмассовой детали с металлической арматурой соединение разбирают, очищают деталь от старого уплотнительного материала и вновь собирают соединение, применив в качестве уплотнительного материала ленту ФУМ.

Сварные соединения трубопроводов . При ремонте сварных соединений используют тот же вид сварки, с помощью которого было выполнено соединение. Дефектный сварной шов подчеканивать нельзя.

Фланцевые соединения трубопроводов . При ремонте фланцевых соединений подтягивают болты, заменяют прокладки, устраняют перекосы фланцев. Подтягивают болты равномерно по периметру фланца, начиная с болтов, ближних к месту течи.

В том случае, если подтяжкой болтов не удается устранить течь, заменяют уплотнительную прокладку.

При температуре среды до 105°С в качестве прокладки применяют термостойкую резину, при большей температуре - паронит толщиной 2-3 мм.

Фланцевое соединение собирают следующим образом. Прокладку смазывают графитовой смазкой и устанавливают в зазор между фланцами. Затем в отверстия вводят болты так, чтобы головки болтов располагались с одной стороны соединения. На болты навертывают гайки без натяга, которые после выравнивания прокладки затягивают гаечным ключом.

Раструбные соединения трубопроводов . Такие соединения ремонтируют различными способами в зависимости от давления внутри трубы (напорные или безнапорные) и материала, из которого она изготовлена.

При ремонте раструбных соединений чугунных напорных трубопроводов удаляют старый уплотнительный материал и зачищают раструбную щель, после чего вновь заделывают раструб просмоленной пеньковой прядью, скрученной в жгут диаметром 7-8 мм, и зачеканивают асбестоцементной смесью на глубину 25-30 мм. Асбестоцементную смесь приготовляют из асбестового волокна не ниже IV группы (30% по массе) и портландцемента марки не ниже 400 (70% по массе). При обнаружении трещин на раструбе его заменяют.

Ремонт раструбных соединений чугунных безнапорных трубопроводов выполняют аналогично ремонту напорных трубопроводов, но при заделке стыка просмоленная прядь должна заполнять 2/3 глубины раструба. Остальную часть раструба заполняют цементом марки не ниже 400, который увлажняют, добавляя 10-12% воды от сухой массы, и зачеканивают.

Для заделки раструба применяют также водонепроницаемый расширяющийся цемент.

Раструбные соединения с резиновым кольцом пластмассовых безнапорных трубопроводов . При ремонте таких соединений щели в раструбе заделывают льняной прядью или штапельной вискозой, пропитанной раствором полиизобутилена в бензине. Раствор до применения выдерживается в течение суток.

При невозможности устранить течь или повреждение раструба его заменяют аналогично замене раструба чугунных труб. При этом обрезанный конец трубы, чтобы он не повредил резиновое уплотнительное кольцо, следует хорошо подготовить: срез трубы должен быть перпендикулярен ее оси, на наружной поверхности трубы снята напильником фаска под углом 15° на длину 7-8 мм.

Раструбные сварные соединения ремонтируют с использованием прутковой сварки.

Стык полиэтиленовых трубопроводов иногда восстанавливают введением разогретого до 250-300°С паяльника в зазор между раструбом и стенкой трубы в месте течи. После оплавления материала паяльник удаляют, а свариваемые поверхности выдерживают 2-3 мин в прижатом состоянии.

Гибкие пластмассовые подводки . При утечке воды в месте соединения гибких подводок с водопроводной сетью или арматурой ремонт производят путем замены уплотнительной прокладки. Для этого специальным ключом отвертывают пластмассовую накидную гайку и вынимают прокладку. Новую изготовляют из мягкой резины толщиной 3-5 мм. Перед сборкой соединения осматривают резьбу на трубе, присоединительном патрубке арматуры и накидной гайке.

При обнаружении дефектов (заусенцев, срывов первых витков) на резьбе труб или патрубках ее исправляют путем навертывания на резьбу плашки («прогонка» резьбы). Заусенцы на торце трубы удаляют напильником так, чтобы плоскость торца была равной и перпендикулярной оси трубы. При повреждении резьбы на накидной гайке ее заменяют. Вместо пластмассовой накидной гайки используют металлическую, которая обеспечивает более надежное соединение. Для установки новой накидной гайки срезают бурт, снимают поврежденную пластмассовую гайку и надевают новую так, чтобы ее резьба была обращена к концу гибкой подводки. Паяльной лампой нагревают конец подводки до температуры 100°С и надригают его на оправку, зажатую в тиски. Подводку продвигают вдоль оправки до тех пор, пока кромки трубы, находящиеся в пластичном состоянии, не заполнят кольцевой желоб оправки. Кромку отформованного бурта выравнивают разъемным молотком. Таким способом можно изготовить новую подводку из полиэтиленовой трубы низкой плотности типа Т наружным диаметром 12 мм.


Очень часто старые трубопроводы в квартирах дают течь. Это верный признак того, что пора подумать о капитальном ремонте труб водоснабжения, то есть, о полной их замене. Но это достаточно длительная процедура, требующая немало средств, сил и времени. И если вы не имеете возможности полностью заменить трубопроводы в срочном порядке, то стоит позаботиться об устранении течи в месте поломки. Притом, производить работы лучше своими руками, дабы не оплачивать услуги работников ЖЭКа или какой-то частной организации. О том, как провести ремонт труб водоснабжения в квартире, пойдет речь в сегодняшней статье.

Обратите внимание! Если планируется качественный ремонт, то без полной или частичной замены труб нам не обойтись. Тот, кто затеял подобный ремонт, несет ответственность за водоснабжение всего дома, поэтому будет лучше, если работу выполнит ЖЭК (в противном случае его нужно хотя бы предупредить).

Ремонт металлических труб водоснабжения

Первый способ

Зачастую из строя выходит участок трубопровода с минимальным давлением, то есть слив. Если течет сливной трубопровод, можно воспользоваться известным «дедовским» способом – обмоткой дефектного участка тканью (марлей) с цементным раствором. Прежде всего, нужно перекрыть запорные вентили на магистральных трубопроводных трубах.

Далее в сухой цемент добавляем воду и перемешиваем массу до жидкой консистенции. Пропитываем полученным раствором марлю, которую незамедлительно оборачиваем вокруг трубы в несколько слоев (непосредственно в месте течи и с двух сторон от нее, пока общая длина цементной ремонтной накладки не составит 30-40 см). Ждем, когда раствор застынет (на это уйдут сутки). Ремонт завершен, можно смело открывать магистральные и краны и приступать к пользованию водопроводом, не опасаясь протечек.

Главное преимущество «дедовского способа» ремонта труб водоснабжения – прочность и долговечность цементного покрытия. Сорвать марлю руками просто невозможно.

Но есть и минусы . Трубы, плотно прилегающие к стене, отремонтировать таким способом не получится. Да и места стыков труб ремонтировать так не рекомендуется, так как в случае необходимости невозможно будет провести демонтаж.

Второй способ

Существует и более современный метод заделки течи – использование цементного раствора с армировкой из прочного асбестового волокна .

Обратите внимание! Цементный раствор в данном случае вполне может быть заменен эпоксидным клеем.

Технология заделки в этом случае ничем не отличается от метода, описанного выше (с цементным раствором). Как при использовании эпоксидного клея, так и асбестового раствора, полное высыхание ремонтного покрытия происходит не менее, чем через одни сутки.

Третий способ

Если отверстие в трубе небольшое, то его можно заделать, вкрутив болт соответствующего диаметра. Отметим, что подобные «ремонтные» работы способны дать лишь временный результат.

Для начала расширяем дыру в трубопроводе до размеров болта, используя электродрель, затем вкручиваем в отверстие болт с массивной эластичной шайбой. При необходимости, можно проделать резьбу в отверстии посредством метчика.

Четвертый способ

Следующий метод заключается в наложении временного бандажа, стянутого упругой стальной проволокой. В качестве заплатки мы можем использовать резину, тонкую жесть и даже стеклоткань. Накручиваем заплатку вокруг поврежденного участка трубопровода, стягиваем проволоку «на скрутку». Обжимать заплатку желательно сразу в нескольких местах. При снятии зажимов бандаж обязан сохранить первоначальную форму и, следовательно, препятствовать протеканию.Что такое

Ту же процедуру можно проделать со стальным хомутом и резиновой подкладкой. Главное, чтобы хомут был достаточно широким.

Ремонт пластиковых труб водоснабжения

Гораздо проще обстоят дела с пластиковым трубопроводом. Даже капитальные ремонтные работы, связанные с заменой отдельных участков магистрали, мы сможем проделать собственноручно. Соединение труб может осуществляться одним из двух способов:

  • обычной спайкой, если речь идет о полипропиленовых трубах;
  • вставками с резьбой, если используется металлопластик.

Спайка представляет собой достаточно легкую процедуру, с которой почти со стопроцентной вероятностью успеха может справиться даже тот, кто ни разу не держал в руках паяльник.

Локальные же работы можно провести одним из приведенных ниже способов.

Первый способ

Если повреждения незначительные, то их можно заделать даже без дополнительного бандажа. Просто берем изоленту и наматываем ее на поврежденный участок в несколько слоев. Скорее всего, после этого труба сможет послужить вам несколько месяцев и даже лет (особенно, если речь идет о трубе слива).

Пластиковые трубы можно «отремонтировать» обычной изолентой

Второй способ

Есть и «кустарный» способ сварки – заделать поврежденный трубопровод его «собственным» расплавленным пластиком. Для этого прикладываем к месту запайки раскаленный металлический предмет, хотя можно и обычную зажигалку. Но при выполнении этой процедуры нужно быть предельно аккуратным, неосторожность может привести к перегреву трубы.

Третий способ

Третий способ подходит для соединения труб различного диаметра. Для этого меньшую трубу смазываем клеем (при необходимости ее можно дополнительно обмотать стеклотканью) и вставляем ее в трубу большего диаметра. Обжимаем место стыка железным бандажом.

Обратите внимание! Даже самый качественный клей следует «подстраховывать» бандажом, поскольку при эксплуатации соединение со временем разрушается, теряет герметичность.

Капитальный ремонт. Замена труб водоснабжения

Как уже говорилось, если вы решили провести качественный ремонт трубопровода, то он обязательно должен быть капитальным. Это нелегко, да и сварочные работы выполнять нужно. Тем не менее, задача осуществима.

Капитальный ремонт труб начинается с выбора материала труб, которыми мы заменим старую магистраль. Здесь выбор не очень широк, есть всего три варианта.

  1. Пластиковые трубы наиболее доступны. Более того, они устойчивы к коррозии, легко монтируются и мало весят.
  2. Более долговечными считаются трубы из стали , но лишь оцинкованной. Преимущество таких труб в отменных технических характеристиках, которые полностью затмеваются крайне сложными монтажными работами. Настолько сложными, что провести их самостоятельно невозможно.
  3. Наилучшим вариантом считаются медные трубы . Их просто ремонтировать, они выдерживают температуру до 250 градусов, срок эксплуатации таких труб измеряется столетиями.

Начальный этап работы

До того как приступить к монтажу, следует:

  • определиться, где будет располагаться новый трубопровод;
  • приобрести трубы и фитинги для него, обзавестись инструментами;
  • демонтировать старый трубопровод.

Важно соблюдать именно предложенную технологическую последовательность действий, вне зависимости от того, горячий трубопровод требуется заменить или холодный. Если же приступить к демонтажу, не купив предварительно комплект труб, то на ремонтные работы потребуется больше времени.

Итак, начинаем с разметки. Размечать можно непосредственно на опорной поверхности, используя маркера или мел. Просчитайте необходимый погонный метраж магистрали, количество тройников, переходников и фитингов. Иными словами, производя разметку, мы в то же время подсчитываем будущие затраты.

После покупки и расчетов остается лишь демонтировать старый трубопровод. Порядок действий следующий:

  • перекрываем воду, используя «квартирный» вентиль или же общий вентиль в подвале дома;
  • демонтируем соединения трубопровода с сантехническими приборами – раковиной, унитазом и т. д.;
  • срезаем все трубы с опорных поверхностей, используя «болгарку», затем выносим их из квартиры.

Обратите внимание! При обрезке труб те участки, которые проходит сквозь стены, можно оставить, они в дальнейшем послужат«тоннелями» для нашего трубопровода.

Монтажные работы

На завершающем этапе ремонтных работ остается смонтировать между собой трубы и соединить их фитингами, либо сваркой. Если используются медные трубы, то сваривать их нужно посредством пайки газом. Для этого мы обезжириваем место соединения, вставляем в фитинг конец трубы, подогреваем ее газовой горелкой и оборачиваем вокруг стыка проволоку, поддерживая перманентную температуру. Как установить , Вы можете прочитать в нашей статье.

Стальные трубы свариваются без каких-либо фитингов, все крепления производятся встык. Касаемо Х- и Т-образных встроек, то их мы делаем аналогичным образом. Для работы может быть использована не только газовая, но и электрическая сварка.

Пластиковые трубы соединяются между собой диффузионным сварочным аппаратом. С этой процедурой может справиться практически каждый, поскольку она подразумеваем выполнение следующих действий:

  • трубу с муфтой надеваем на специальную насадку;
  • включаем аппарат;
  • задаем необходимый температурный режим;
  • разогреваем все детали;
  • спрессовываем их друг в друга.

Такой способ сварки позволяет получить высокопрочное герметичное соединение.

Видео — Замена труб водоснабжения в квартире

Меры профилактики по эксплуатации труб водоснабжения

Предлагаем вам несколько дельных советов для того, чтобы ваш трубопровод прослужил максимально долго.

  1. Заботьтесь о внешнем состоянии трубопровода. Устраняйте потеки, своевременно пресекайте распространение коррозии, грунтуйте их, окрашивайте.
  2. Не допускайте, чтобы замерзал наружный трубопровод. Лед запросто может вывести из строя всю магистраль, изогнув или разорвав трубу.
  3. Если замерзание все же произошло, то немедленно отогрейте трубу.
  4. Не допускайте засорения сливной магистрали. Для этого периодически заливайте в нее пару ведер горячей воды, которая будет прочищать трубы от грязи. Также регулярно очищайте мусоросборники.
  5. Не допускайте того, чтобы на холодных трубах образовывался конденсат.
  6. Дабы не ржавели чугунные трубы, их можно обрабатывать одним старинным народным средством (свинцовый сурик + железный сурик + олифа (3:3:1) ).

Если вы будете эксплуатировать трубы водоснабжения правильно, то ремонт потребуется нескоро.

Пользуйтесь трубопроводом правильно, а иначе…




Стальные трубы обычно используются в подсобных или технических помещениях. Часто они имеют большой диаметр, и эта особенность дает возможность провести ремонт своеобразными способами. Что делать если в стальной трубе появился свищ? Применяют такие варианты:
  • ремонт с помощью болта: место свища рассверливают, нарезают резьбу и завинчивают болт;
  • устранение течи при помощи временного бандажа или хомутов с уплотнительной прокладкой (накладывают, если поврежденный
  • участок имеет значительную площадь);
  • ремонт при помощи клеевого бандажа – стеклотканью пропитанной герметиком обматывают поврежденный участок (накладывают не менее 6 слоев);
  • фланцевое соединение.

Предварительно система отключается и теплоноситель сливается. Ремонтные работы проводят на сухом и остывшем участке.

Ремонт труб

  1. Ремонт труб из полипропилена производится с помощью специальных «утюгов», в которые зажимают стыки труб, сваривая их таким образом. Поэтому если протечка появилась в теле трубы или в месте такой спайки, то для...
  2. Трубы из металла наиболее подвержены коррозии и имеют самый небольшой срок службы по сравнению с более современными материалами. Однако ввиду невысокой стоимости такие трубы по-прежнему широко распространены. Возникновение течи на металлической трубе...
  3. На металлопластиковых трубах проблемы чаще всего возникают в местах компрессионного соединения. Именно здесь появляется свищ. Проблему решают путем замены проблемного участка. Поврежденный кусок вырезают и с помощью пресс-фитингов устанавливают новый....
  4. Полная замена всех радиаторов и трубопроводов не всегда целесообразна с технической и финансовой точки зрения. Достаточно всего лишь выполнить качественный ремонт отопления для обеспечения его полной работоспособности. Несомненно, стоит воспользоваться услугами профессионалов, имеющих теоретические знания...
  5. Коммуникации твердотопливного отопления частного дома не могут служить бесконечно, поэтому периодически требуется их ремонт. Чаще всего нужда возникает в ремонте труб угольного отопления или их замене. А здесь многое зависит от качества установленных труб...
  6. Итак, обнаружив протечку в системе отопления или водопроводе, прежде всего, нужно попытаться ее остановить. Сделать это можно, стянув поврежденный участок трубы хомутом или замазать свищ специальной пастой быстрого отверждения непосредственно в том...
  7. Ремонт труб автономного отопления Автономное отопление дает неоспоримое преимущество. В доме всегда тепло и уютно. Есть возможность постоянно поддерживать в нем комфортную температуру. Однако любые трубы систем отопления имеют свой износ. Приходит время...
  8. Ремонт труб дровяного отопления Существует большое количество печей, которые используются в частных домах в качестве дровяного отопления. Некоторые модели оснащены специальными устройствами, позволяющими дожигать остаточные газы. Такой эффект может достигаться путем применения...
  9. Отопление в частном доме выступает в качестве ключевой коммуникации, без которой невозможно обойтись. При несерьезном или неквалифицированном подходе к организации частного отопления вскоре могут возникнуть большие неприятности, связанные с проведением дорогостоящего ремонта. Крайне важно...
  10. Трубопровод – одна из ответственных составляющих отопительной системы, каждая из частей которой вносит свой значимый вклад в обеспечение дома теплом. Стальные трубы, активно применяемые для организации трубопроводов в прежние годы, были временно...
  11. Трубопровод – неотъемлемая часть большинства инженерных сооружений, будь это система отопления, канализация или водопровод. Еще не так давно стальная труба активно использовалась для обустройства всех этих коммуникаций. Однако с появлением пластиковых деталей,...
  12. Ремонт отопительных систем в частных домах – это комплексная задача, в которую входит диагностика неисправностей, поиск и устранение их причин. Чаще всего поиск причин занимает львиную долю всех работы, особенно, когда причина...

Анализ публикаций и патентный поиск по способам ремонта поврежденных магистральных и распределительных трубопро-водов позволил все существующие способы укрупненно разде-лить по технологическим признакам и применяемому оборудова-нию на следующие четыре группы:

  1. Способы ремонта, связанные с полной заменой дефектного участка трубопровода новым трубопроводом.
  2. Способы ремонта, которые предусматривают герметизацию поврежденного участка трубы снаружи.
  3. Способы ремонта, в которых герметизация осуществляется изнутри трубопровода.
  4. Способы ремонта по так называемому типу «труба в тру-бе», в которых в поврежденный участок трубопровода вставля-ется новая труба меньшего диаметра.

Первая группа способов ремонта является до настоящего времени традиционной технологией. Учитывая, что ремонт, свя-занный с заменой поврежденного участка новой трубой, доста-точно дорогой, его целесообразность вытекает из наличия круп-ных дефектов трубопровода, или его полного износа. Рассмат-риваемые способы проще реализуются для открытых трубопро-водов. Здесь основной трудностью является отсечение продукта перекачки на дефектном участке и удаление его остатков из зон сварки. В случаях подземных трубопроводов в основном требуется полное вскрытие поврежденного участка, что значительно увеличивает трудоемкость способов, особенно в труднодоступ-ных местах.

Существуют технологии замены дефектного участка трубо-провода новым трубопроводом без вскрытия. Суть этих техноло-гий заключается в том, что старая труба разрушается с помощью специальных приспособлений, и ее измельченные сегменты либо удаляются, либо вдавливаются в грунт коническим расширите-лем, освобождая тем самым проход для укладывания новой трубы. Разрушение изношенных труб производят двумя способа-ми - динамическим и статическим. Динамический способ осу-ществляется с помощью пневмопробойника, перемещающегося внутри старого трубопровода. Статический способ разрушения трубопроводов осуществляется с помощью режущего рабочего органа, выполненного либо в виде конусной головки, снабженной плоским ножом из высокопрочной стали, либо в виде роликового ножа (фрезы) с расширителем. Привод режущего рабочего органа осуществляется с помощью специального оборудования. В настоящее время оборудование для бестраншейного ремонта и замены трубопроводов изготавливается более чем двад-цатью зарубежными фирмами. В России серийного изготовле-ния такого оборудования нет. На Одесском заводе строительно--отделочных машин изготавливают комплексы типа МПС-01, МПС-01-01 для замены труб диаметром 150-250 мм.

Как можно заметить, данные технологии достаточно сложны они требуют сложных и дорогих механизмов для разрушения старой трубы и приспособлений для их проталкивания. Дефект-ный участок трубопровода должен быть ветхим для его полного и беспрепятственного удаления и, кроме того, не очень искрив-ленным и протяженным.

При ремонте подводных трубопроводов трудоемкость рас-сматриваемых способов, относящихся к первой группе, еще бо-лее возрастает, что связано не только с освобождением дефект-ного участка трубопровода от грунта, но и часто с его подъемом над уровнем воды.

Решить проблему массового ремонта магистральных трубо-проводов с коррозионными и другими повреждениями, ориенти-руясь только на технологию электродуговой сварки с заменой поврежденных участков в масштабах России за короткий срок практически невозможно и экономически не эффективно. Даже при наличии труб и финансовых средств на реконструкцию за-мена всех изношенных трубопроводов в стране займет десятки лет. К тому же, с точки зрения трудо- и материалоемкости, а также технологичности, использование электродуговой сварки не всегда целесообразно, поэтому она применима преимуще-ственно при реконструкции.

Несмотря на отмеченные недостатки, рассматриваемая техно-логия является вполне приемлемой и эффективной для экстрен-ного ремонта трубопроводов, у которых имеется доступ к по-врежденным участкам для их удаления и замены.

Для устранения локальных и незначительных коррозионных, эрозионных и других дефектов широкое распространение по-лучили способы восстановления трубопроводов снаружи. По сравнению с предыдущей группой эти способы являются менее дорогостоящими и требуют меньшего времени для их осуществления. Однако недостаток, связанный с вскрытием подземных трубопроводов остается. Герметизация снаружи может осуществляться различными методами в зависимости от диаметра трубопровода и материала, из которого он изготовлен, а также от состава и параметров транспортируемой среды.

Хорошо известны в качестве временной, но быстрой меры по ликвидации утечки жидкости или газа из металлических или пластмассовых труб методы с применением металлических хомутов, муфт, и других прижимных устройств. В качестве уплотнителя используют пластичные металлы, резиновые уплотнения, липкую синтетическую ленту, глиняный пластырь. При наличии мелких трещин ремонт может быть произведен с применением сварки (для газопроводов - с отключением подачи газа и со-блюдением соответствующих правил безопасности). В качестве заплаты могут быть применены полумуфты, которые между со-бой сваривают продольными швами, а с трубопроводом - коль-цевыми, или муфты со сквозными отверстиями для приварки к трубе. В некоторых случаях вокруг дефекта конструируется об-шивка и в полость между ней и трубопроводом нагнетается за-твердевающий полимерный материал. При этом роль муфты иг-рает термоусадочная лента.

Среди множества способов ремонта трубопроводов снаружи, относящихся по предложенной классификации ко 2-й группе, лидирующее место занял способ устранения дефектов по техно-логии «холодной» сварки с применением полимерных компо-зитных материалов. На основе результатов многолетних иссле-дований и полигонных испытаний ООО «Газнадзор» были опробованы различные материалы, определены эффективные технологии, разработаны конструкции с гарантийным сроком эксплуатации до 20 лет для ремонта трубопроводов и оборудования нефтяной и газовой промышленности методом «холодной» сварки. Совместно со специализированными институтами ООО «Газнадзор» разработал ведомственную руководящую докумен-тацию, которая была утверждена Газпромом и введена в дей-ствие с 1 октября 2000 года. В соответствии с технологической картой ремонта проводится подготовка поверхности участка тру-бы с дефектом, восстанавливается геометрия трубы с использо-ванием полимерного композитного материала (ПКМ). Затем на него с помощью ПКМ-адгезива накладывается стекло-полимер- ная композиционная лента (СПКЛ), имеющая память диаметра трубы и прочностные свойства боле высокие, чем у металла. Установка и закрепление ленты осуществляется на газопроводе только при снижении давления не менее чем на 30 % от рабочего и без прекращения эксплуатации газопровода. Снижение давле-ния регламентируется нормативно-техническими требованиями в целях обеспечения безопасности ремонта, а также для включе-ния в работу ремонтной конструкции. Для достижения необхо-димой адгезии, уложенная на дефект СПКЛ с помощью шабло-на, соответствующего кривизне наружной поверхности трубы, закрепляется различными прижимными приспособлениями, обе-спечивающими необходимое усилие.

Описанные способы относятся к открытым способам, которые в случаях ремонта сетевых газопроводов в городах, населенных пунктах или вблизи них требуют вскрытия дорожного полотна, газонов, сноса зеленых насаждений, закрытия городских маги-стралей, с последующей рекультивацией и восстановлением нарушенного благоустройства. Как следствие, возникает нару-шение привычного ритма жизни в районах, прилегающих к ме-сту производства работ. Таким образом, рассмотренная группа способов ремонта из-за значительных затрат является неэконо-мичной.

Способы ремонта трубопроводов изнутри относятся к бес-траншейным. Герметизация может осуществляться разными ме-тодами. Известны устройства для ремонта, позволяющие вво-дить в восстанавливаемую трубу кольцевые облицовочные вкла-дыши, специальные втулки, уплотнители в виде гибкого пла-стыря, с нанесенным на его поверхность быстро затвердевающим составом с повышенной адгезионной способностью или в виде шлангообразной фольги.

Наибольшее количество способов в 3-й группе - это способы, в которых герметизация трубопровода производится путем нане-сения на его внутреннюю поверхность защитного восстанавли-вающего покрытия. Такое покрытие получают следующим обра-зом. После предварительной очистки и сушки в дефектный уча-сток трубопровода нагнетается затвердевающий материал, а за-тем через него протягивают формователь, который вытесняет излишки материала, а на внутренней поверхности трубы образу-ется со временем затвердевающий равномерный защитный слои этого материала. В ряде случаев материал защитного покрытия размещают на поверхности эластичной оболочки, которую вво-дят в поврежденную зону трубопровода и раздувают. Материал при этом прижимается к внутренней поверхности трубопровода. После отверждения материала эластичная оболочка удаляется.

В случаях ремонта рассматриваемыми способами трубопрово-дов больших диаметров предлагаются специальные устройства для нанесения покрытий на внутреннюю поверхность труб. Эти устройства содержат транспортный модуль, механизмы выдавливания полимерной наполнительной смеси, механизмы ее радиальной подачи и нанесения на внутреннюю поверхность, нагре-вательные элементы для полимеризации.

Несмотря на основное преимущество данных способов, за-ключающееся в ремонте без вскрытия трубопровода, они имеют следующие недостатки, ограничивающие их применение, осо-бенно при ремонте газопроводов, где требуются высокая надеж-ность и качество.

  • Необходимость применения сложного оборудования.
  • Необходимость попадания полимерного материала в нужное место и обеспечение полноценного и надежного контакта.
  • Прочность полимерного защитного покрытия в случаях вы-сокого давления и существенных дефектов, а также большой изношенности трубы может оказаться недостаточной.
  • Невозможность контроля качества ремонтных работ по хо-ду их выполнения.
  • Невозможность качественного ремонта трубопроводов, про-ложенных в грунтах с повышенной влажностью, а также под-водных трубопроводов.

Способы ремонта трубопроводов по типу «труба в трубе» от-носятся к относительно дешевым и быстрым бестраншейным технологиям, и эти преимущества часто перевешивают их глав-ный недостаток - уменьшение проходного сечения трубопро-вода.

Использование металлических труб в качестве ремонтных из-за их большой изгибной жесткости возможно только в случаях, когда изношенный участок трубопровода является практически прямолинейным, а также имеется пространство для образования шахтных стволов необходимой длины для ввода ремонтных труб. В силу отмеченных ограничений ремонт с применением металлических труб выполняется преимущественно на трубопроводах большого диаметра. С увеличением длины ремонтируемо-го участка трубопровода, даже если он имеет небольшую кривизну, растет усилие, необходимое для протягивания ремонтных труб. С целью уменьшения этого усилия применяются центри-рующие направляющие роликовые элементы. Опорные элементы предлагается располагать на поверхности ремонтной трубы по винтовой линии, и при приложении осевого усилия к трубе ей обходимо придавать вращательное движение. В некоторых случаях для облегчения монтажа ремонтируемый участок трубопровода заполняется водой, а новая труба, поддерживаемая специальной плавучей трубой, или понтонами, вводится на плаву. После прокладки вода из трубопровода удаляется. В качестве тягового устройства обычно применяются лебедка и трос, протягиваемый через ремонтируемый трубопровод со второго вскры-того его конца. Вместо этого традиционного метода перемещения секций ремонтных труб можно осуществлять давлением, подава-емым во внутрь этих секций, передний конец которых временно закрывается заглушкой.

Применение пластмассовых, в частности, полиэтиленовых труб для ремонта рассматриваемым способом расширяет его возможности, так как такие трубы по сравнению с металличе-скими обладают большей гибкостью и меньшим весом, а значит позволяют ремонтировать более протяженные и имеющие доста-точно большую кривизну трубопроводы. Однако, если вопрос получения необходимой гибкости пластмассовой трубы решается за счет уменьшения толщины стенки, то возникают проблемы, связанные с потерей прочности как на истирание при протягива-нии в ремонтируемый трубопровод, так и прочности при нагру-жении внутренним давлением. В этом заключаются основные недостатки применения пластмассовых труб. Предотвратить ис-тирание ремонтной трубы о стенки изношенного, покрытого коррозией трубопровода невозможно, а для обеспечения прочно-сти при перекачке среды под давлением необходима дополни-тельная непростая технологическая операция по заполнению межтрубного пространства тампонажным материалом, например, пеноцементом.

Существуют так называемые «чулочные технологии» ремон-та, которые отнесены к 4-й группе, так как они связаны с протя-гиванием внутрь ремонтируемого трубопровода специальных рукавов, называемых иногда чулками. По результату, однако, эти способы близки к способам герметизации трубопроводов из-нутри различными полимерными составами.

В качестве чулка используют, например, синтетический рукав с нанесенным на его наружной поверхности клеем. После про-таскивания рукава его прижимают к внутренней стенке трубо-провода специальными раскатчиками или подачей внутрь дав-ления.

В других способах в качестве защитного покрытия предлага-ются комбинированные рукава из композитных материалов. Эти рукава вводятся в трубопровод. Затем непосредственно в них или во вспомогательный рукав подается под давлением подогре-тая газообразная или жидкая среда. Прижатый к внутренней поверхности трубы комбинированный рукав полимеризируется и образует герметичную защитную пленку. Вспомогательный ру-кав удаляется.

Достаточно близкой к «чулочной» является технология «U-лайнер», при которой внутрь предварительно очищенного ремонтируемого трубопровода протягивается U-образная (может быть и другой формы) в поперечном сечении пластиковая, чаще всего полиэтиленовая плеть с последующим ее распрямлением с помощью теплоносителя определенной температуры и образованием нового цельного пластикового трубопровода.

Преимущество, выделяющее «чулочные технологии» и технологии «U-лайнер» среди способов 4-й группы, заключается в том, что практически сохраняется проходное сечение трубопро-вода. но они не лишены недостатков, перечисленных в отноше-нии способов 3-й группы. Кроме того, добавляется еще один, уже указанный для пластмассовых труб, недостаток - возмож-ность повреждения рукава или пластмассовой трубы о стенки изношенного трубопровода при протягивании. И этот недостаток проявляется тем больше, чем больше кривизна дефектного участка трубопровода и чем больше его длина.

Заслуживают внимания способы ремонта криволинейных трубопроводов, в которых в качестве ремонтной трубы исполь-зуются гофрированные трубы. Гофрированные трубы или рука-ва имеют малую изгибную жесткость, поэтому их можно протя-гивать (проталкивать) в. дефектные участки сильно изогнутых трубопроводов, содержащих даже отводы и колена. Причина, ограничивающая применение гофрированных труб, та же, что для пластмассовых труб - их малая прочность. Здесь имеется в виду не только прочность на нагрузку от давления, но и контактная прочность, а также прочность на растяжение, необходимые при протягивании в ремонтируемую трубу. Этот недостаток устраня-ется путем их снабжения наружной проволочной оплеткой.

Описанные способы ремонта всех четырех групп, за исклю-чением способов ремонта 2-й группы, для незначительных по-вреждений требуют обязательной остановки перекачки транспор-тируемого продукта. В то же время существует достаточно много ситуаций, когда, не смотря на обнаруженный дефект или сквоз-ное повреждение трубопровода, остановка перекачки невозмож-на из-за возникновения значительных проблем технологического и социального характера (металлургическая, стекольная про-мышленность, нефтехимия, система охлаждения реакторов атом-ных электростанций, питание отопительных котельных в зимнее время и т.п.).

Существуют способы ремонта повреждений трубопроводов без остановки перекачки с использованием методов «холодной врезки» и монтажа байпасной линии.

Способ аварийного ремонта трубопровода без остановки перекачки включает два основных этапа (рисунок ниже):

1. Аварийное перекрытие поврежденного участка трубопро-вода.

Схема ремонтных работ с монтажом байпасной линии

а - установка перекрывающих устройств для отсечения поврежденного участка от основной магистрали; б - монтаж байпаса; в - удаление поврежденного участка и замена его новым; г - демонтаж перекрывающих устройств и ввод в действие трубопровода

2. Прокладка и врезка временной байпасной линии для не- прекращаемой перекачки.

Основные же восстановительные работы по замене участка трубы выполняются в обычном ритме, что способствует повыше-нию качества монтажных работ. Одновременно с началом ава-рийно-восстановительных работ по вскрытию участка трубопро-вода, сбору и откачке вытекающего нефтепродукта с обеих сто-рон удаляемой секции трубопровода (без его опорожнения) устанавливают перекрывающие устройства для отсечения поврежденного участка от основной магистрали, для чего выпол-няются два вида сложных и ответственных операций:

  1. Вырезка отверстий в трубопроводе.
  2. Ввод через них перекрывающих устройств.

Для этого в месте ввода перекрывающих устройств к трубо-проводу привариваются два патрубка или разрезных тройника, во фланцах которых имеются специальные пазы для установ-ки заглушек после окончания ремонтных работ. К патрубкам присоединяют специальную запорную арматуру, к которой мон-тируют механизм для вырезки отверстия. Конструкция меха-низма позволяет вырезать отверстия в трубопроводе, находя-щемся под давлением перекачиваемого продукта. Сверление отверстий производят цилиндрической трубчатой фрезой с тор-цевой рабочей частью. Фрезу необходимо устанавливать очень точно по оси предполагаемого отверстия, а раму крепят к фланцу.

Фрезерный шпиндель снабжен специальным устройством, которое удерживает вырезанный кусок металла и позволяет его извлечь. Вращательное движение фрезы и ее подача обеспечи-ваются встроенным в рамку пневмо- или гидроприводом. После вырезки отверстий механизм демонтируют, арматуру закры-вают и на его место устанавливают приспособление для ввода перекрывающих устройств. Перекрывающее устройство пред-ставляет собой заглушку в форме ребристого конуса, смонтиро-ванную на тягах, и позволяет удерживать рабочее давление жидкости в трубопроводе.

После вырезки отверстий в трубопроводе и демонтажа свер-лильного устройства к запорной арматуре подсоединяют байпас, по которому и направляется поток перекачиваемого продукта. Поврежденный участок удаляют и заменяют новым, затем пере-крывающие устройства демонтируют, патрубки заглушают спе-циальными сегментными заглушками, запорную арматуру на обводной линии перекрывают, и поток нефтепродукта направляется по основному трубопроводу.

С целью соблюдения требований техники безопасности и противопожарных норм при проведении монтажных работ про-водят герметизацию полости трубопровода различными гермети-зирующими устройствами.

Наиболее широко применяемые в газораспределительных си-стемах низкого давления так называемые «глиняные пробки» представляют собой шамотную глину, зафасованную в эластич-ные матерчатые мешки и утрамбованную в полость трубопрово-да. Длина пробки зависит от характера местности, качества гли-ны, времени года, диаметра трубопровода и т.д., но должна со-ставлять не менее двух диаметров трубы и гарантировать без-опасность огневых работ, выполняемых вручную. Набивку и трамбование глиняной пробки обычно производят вручную. Для герметизации полости трубопровода, кроме глиняных пробок, создание которых является весьма трудоемкой и малопроизводи-тельной операцией, применяют и другие способы, принцип дей-ствия которых основан на введении внутрь трубопровода раз-личных шаров, пробок, скребков и иных механических раздели-телей, используемых при замене участков нефтепроводов в пла-новом порядке.

При утечке нефти или газа велика вероятность дальнейшего развития повреждения, трещин, негативного развития аварии, что может привести к недопустимому прекращению перекачки по поврежденному участку трубопровода, в связи с чем вопрос сокращения времени перекрытия поврежденного трубопровода и строительства временной обводной линии является весьма акту-альным.

Вырезка отверстий с помощью торцевой трубчатой фрезы должна производиться на малых оборотах с тем, чтобы не про-изошел перегрев зубьев фрезы, их заклинивание или поломка, в связи с чем на этом технологическом этапе нет резерва для со-кращения времени аварийного ремонта трубопровода.

Таким образом, только за счет уменьшения времени монтажа временной обводной линии возможно уменьшение общего време-ни локализации и ликвидации аварийной ситуации без останов-ки перекачки, возникшей на трубопроводе.

Необходимо также попытаться улучшить первый технологи-ческий этап - аварийное перекрытие поврежденного участка трубопровода с возможностью дальнейшего проведения ремонт-ных работ в обычном режиме.

Необходимо разработать технические средства и технологию быстрой ликвидации аварии и восстановления перекачки бес-траншейным методом по типу «труба в трубе», а также без оста-новки перекачки транспортируемого продукта.

Исследование существующих способов ремонта подземных трубопроводов выявило, что достаточно хорошо разработаны и с успехом применяются для ремонта трубопроводов технологии, предусматривающие вскрытие и ремонт дефектных участков с остановкой перекачки. Но эти технологии достаточно дорогие и не во всех случаях возможны.

При необходимости ремонта трубопроводов в стесненных условиях при нахождении мест повреждений под болотами, транспортными магистралями и другими препятствиями наибо-лее эффективными являются методы ремонта по типу «труба в трубе».

Применение «холодной врезки» с одновременным строитель-ством байпасной линии не решает вопрос сокращения сроков восстановления поврежденного трубопровода, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с прекраще-нием подачи энергоресурсов на объекты производственной и со-циальной сферы деятельности человека, имеющие непрерывный характер.

Решение задач повышения точности и эффективности мето-дов определения мест утечек, образования сужений и закупорок, создания эффективных и быстрых технологий ремонта трубо-проводов методом «труба в трубе», а также без остановки пе-рекачки позволило бы значительно сократить сроки ремонта, потери транспортируемых углеводородов, снизить загрязнение окружающей среды, что очень актуально.

Как трубы, так и любая сантехника имеет весьма неудобное свойство течь в самый неподходящий момент. И хорошо еще, если это происходит в вашем присутствии, а если вы на работе и дома никого нет? Увы, вы определенно зальете соседей, и в семейном бюджете образуется внушительная дыра.

Тем не менее, представим, что вы таки дома и вот она – резкая протечка, да такая, что вода брызжет фонтаном. Что же предпринять?

Перекрытие воды

В первую очередь, разумеется, нужно перекрыть подачу воды, как можно быстрее. Какой же вентиль нужно крутить? Это зависит от конкретного типа канализации в вашем доме или квартиры.

Нередко нужный вентиль расположен рядом с той трубой или сантехникой, где обнаружена протечка. Иногда это общий вентиль, который подает воду во всю квартиру или дом.

Ищите нужный вентиль, просматривая трубу, которая подает воду в ванну или раковину. Кроме того, отдельные вентили есть и на небольших трубках, к которым подключают стиральные машины.

Кран для подачи воды в туалет

Нужный вентиль найден? Немедленно закручивайте его против часовой стрелки, чтобы перекрыть воду. Когда напор воды остановлен, самое время приступить к ремонту.

Сливаем воду

Протечка временно остановлена, но к ремонту приступать еще рано – из водопроводной системы нужно удалить всю оставшуюся там воду.

Как правило, для этого следует (если вы еще этого не сделали) перекрыть подачу воды во всей квартире.

Теперь откройте кран, что находится ниже всех других кранов. Затем постепенно открывайте и другие краны, благодаря чему в водопроводную систему будет подан воздух, и вода быстрее сольется.

Как быстро починить протекающую трубу

Вода перекрыта и слита – пришло время подлатать трубу, что так некстати стала протекать.

Когда такая медная труба начинает течь — приступать к ее ремонту нужно незамедлительно.

Посмотрим, как это можно сделать.

  1. Если в трубе ее осталась вода, ее нужно слить.
  2. В том месте, где труба протекает, положите плотный фрагмент резины или отрежьте такой фрагмент от старого садового шланга. Такая заплатка должна быть больше, чем зона протечки на 5-6 сантиметров в каждую сторону.
  3. Зафиксируйте заплатку с помощью проволоки либо пластиковых зипперов.

Как быстро отремонтировать треснувшую трубу

  1. Шланговые хомуты и фрагмент обычного садового шланга.
  2. Резина или кусок садового шланга, туго перетянутые проволокой.

Защитная оболочка и неопреновая резина позволяют временно забыть о протечке

  1. Стяните хомут с помощью болтов.
  2. Трубный хомут.
  3. Резина из неопрена.

Специализированная пластиковая защитная оболочка для ремонта треснувшей трубы. Для ее использования, поместите оболочку ровно по центру трещины и закрепите на месте.

Более универсальный и надежный вариант – приобрести специальную защитную оболочку для труб, которая прослужит куда дольше, нежели ваш старый садовый шланг. Тем не менее, это все равно временное решение и трубу придется заменить.

Видео по замене водопроводных и канализационных труб в квартире

В этом видео подробно демонстрируется процесс замены труб в квартире, а также показано, как можно подключить трубы к газовой колонке.

Как отремонтировать треснувшую водопроводную трубу

Если стальная водопроводная труба треснула, то необходимо произвести ее капитальный ремонт. Для этого треснувший фрагмент трубы заменяется на целый.

Если треснула стальная труба

Чтобы соединить этот фрагмент с трубой, как правило, применяется фиксирующая муфта.

Чтобы сделать капитальный ремонт металлической трубы, которая треснула, необходимо изъять треснувший фрагмент и установить новый. Для крепления применяются фиксирующие муфты.

  1. Муфта для соединения труб из стали.
  2. Разрез в трубе.
  3. Снимите оба фрагмента трубы справа и слева от разреза.
  4. С помощью трубного ключа удерживайте фитинги и свинтите трубу другим ключом.
  5. Новые секции трубы.
  6. Собранная соединительная муфта.
  7. Гайка муфты навинчивается на трубу.
  8. Вторая соединительная гайка тоже навинчивается на трубу.
  9. Гайка муфты навинчивается на соединительную гайку.

В данном случае сегмент стальной трубы меняется на ее гальванизированный вариант.

Ремонт треснувшей медной трубы

Если треснула медная труба, то ремонт производится аналогичным образом. Поврежденный фрагмент вырезается, а вместо него монтируется муфта. Иногда приходится вырезать весь фрагмент до ближайшего соединения, особенно в том случае, когда муфты не хватает для перекрытия слишком большой трещины.

Для капитального ремонта трубы из меди поврежденный сегмент вырезается, а вместо него устанавливается специальная муфта.

  1. Отсоедините конец трубы от фитинга.
  2. Поврежденный сегмент нужно вырезать.
  3. Припаяйте новый фитинг.
  4. Припаяйте новую муфту.
  5. Добавьте новый сегмент трубы, если поврежденный сегмент длинее, нежели муфта.
  6. Воду из поврежденной части трубы нужно слить.

Такая треснувшая и вздувшаяся медная труба требует немедленного капитального ремонта или полной замены.

Меняем треснувшую пластиковую трубу

Ремонт треснувшей пластиковой трубы проходит несколько сложнее. Как правило, снять пластиковую трубу с фитинга нет возможности, поэтому из трубы нужно вырезать треснувший сегмент, после чего установить новый сегмент.

При этом новый сегмент устанавливается благодаря муфтам, которые крепятся на специальном клею.

Капитальный ремонт пластиковой трубы подразумевает вырезание поврежденного сегмента и его замену новым сегментом, который крепится с помощью муфт, «посаженных» на клей.

  1. Вырежьте достаточно длинный фрагмент трубы для того, чтобы установить как новый фрагмент, так и две муфты.
  2. Муфта.
  3. Новый фрагмент трубы.
  4. Муфта.
  5. Вырезаемый фрагмент трубы.
  6. Вставьте новый фрагмент, содержащий две муфты и короткий сегмент трубы.

Замена сегмента пластиковой трубы, размещенной под раковиной. Безусловно, работать с пластиком намного проще, нежели со стальными или медными трубами.