Сегодня родителям, подыскивающим подходящее учебное заведение для своего ребенка, предоставляется богатейший выбор. Языковые лицеи, физико-математические гимназии, масса специальных развивающих программ… И это, конечно, прекрасно. Однако есть одно «но» - программа, даже самая прогрессивная и распрекрасная, должна, прежде всего, нравиться самому ученику. Но ведь бывает и так, что честолюбивые родители выбирают школу для своего ребенка, руководствуясь исключительно собственными соображениями насчет того, что лучше и престижнее.

А потом ребенок годами мучается, без особого успеха зубря несколько иностранных языков и отдыхая душой лишь на уроках математики, где вместо скучных и тяжелых текстов ему предлагают схемы и формулы - такие ясные, простые и интересные. Или тупо смотрит на диковинные значки всяких синусов, косинусов и похожих на собачьи хвосты интегралов, которые ежедневно вбивают ему в голову, и читает под партой сборник стихов.

Только «физмат»!

Конечно, я слегка утрирую. На самом деле таких детей - одаренных гуманитарно и при этом совершенно не способных к точным наукам, или, наоборот, прирожденных «технарей», не умеющих связать двух слов, очень мало - всего один–два процента. Чаще бывает по-другому: талантливый ребенок, как правило, показывает хорошие способности к изучению любых предметов. Но все-таки в какой-то из областей он одарен больше. В какой?
В прошлом году школа, в которой учится мой ребенок, «выросла» в статусе - из обычного среднего учебного заведения она стала физико-математической. А в конце учебного года мой сын-семиклассник огорошил меня новостью: их класс расформировывают, а ученикам нужно выбрать, где им учиться дальше. Предлагались специализированные физико-математический и природоведческий классы или учеба по стандартной общеобразовательной программе. Перед тем, как решить, какой же класс выбрать, мы сравнивали программы. В природоведческом - поменьше математики, чем в физико-математическом, но побольше, чем в обычном. Зато там каждый день урок английского. И мощная программа по химии. На чем остановиться?
Детей не рассортировывали по классам насильно - родители были вольны выбрать программу для своего ребенка. Тем временем школьный психолог работала с семиклассниками: с помощью развернутых тестов и проективных методик выясняла уровень интеллекта, способности к обучению и индивидуальные склонности ребенка. А затем советовала каждому из них, на какой программе лучше остановиться. Выбор моего ребенка - природоведческий класс - меня, в общем, не удивил. Мне казалось, что сын всегда больше тянулся к естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. А математика… Да ну ее, скучищу такую! Каково же было мое удивление, когда сказали, что по результатам тестов моему ребенку следовало бы пойти в физико-математический класс: у него оказались «на высоте» логика и способности к абстрактному мышлению. А одному из его одноклассников, которому, по словам сына, родители категорически заявили: «Только физмат!», порекомендовали выбрать более мягкую программу. Но физико-математический класс - он ведь самый престижный… Как узнать, кто же ваш ребенок - технарь или гуманитарий? В каком возрасте обычно проявляются способности к точным или гуманитарным наукам?

Наш консультант - психолог Киевской физико-математической школы № 185 Елена Смирнова: «Раньше с ребенком старались дополнительно заниматься по тем предметам, по которым он не успевает, чтобы «дотянуть» его хотя бы до среднего уровня. Сейчас психологи пришли к тому, что нужно максимально развивать его сильные стороны. И они «паровозом» будут тащить за собой все остальное».

Не читать и считать, а думать и пересказывать
Случаи, когда направление способностей ребенка можно просмотреть очень рано, в дошкольном и младшем школьном возрасте, крайне редки. Конечно, если малыш хорошо рисует или поет, читает с выражением стихи, можно говорить об артистичности, художественной или музыкальной одаренности. Но когда в детском саду маме говорят о том, что ребенку непременно нужно идти в физико-математический класс, это еще вилами по воде писано. Ребенок хорошо считает и умеет прибавлять-отнимать? Это замечательно. Но это еще совершенно не говорит о том, что у него есть математическое мышление. Примерно до 7–8, а то и до 9 лет мышление детей - наглядно-образное. Математическое же предполагает способности к анализу. А что такое анализ? Это умение, пользуясь предыдущим опытом, прогнозировать ситуацию, строить новые конструкции. Оно приходит позже, после 9 лет.

В принципе, все мы появляемся на свет с потенциальными задатками к любому виду деятельности. Другими словами, мы способны ко всему. Вопрос только в том, разовьются ли эти наши задатки в способности? Специалисты Киевского НИИ логопедии выяснили, что между задатками и способностями есть две буферные системы, называющиеся «симультанная» и «сукцессивная». За этими «страшными» названиями кроются способности нашего мозга мыслить последовательно и умение мысленно «схватывать» весь массив информации одновременно. Если ребенку в возрасте от 3 до 6 лет давать упражнения на развитие этих двух форм мышления, то, придя в школу, он будет знать, что делать с любым материалом и играючи справляться с самыми сложными заданиями. Только вот вопрос, что это за упражнения? Не секрет, что многие родители, желающие как можно лучше подготовить своего малыша к школе, стараются, в первую очередь, научить его читать и считать. Так вот, НЕ НУЖНО с трех лет учить ребенка читать. Этому он и так научится. И четыре действия арифметики он выучит, никуда не денется.
Что же тогда нужно? Общее, базовое развитие. Учите его говорить, пересказывать, давать развернутые ответы на вопросы. Рассказывая ему сказки, не ленитесь спрашивать: «А как бы ты сам поступил на месте героя? Давай придумаем для сказки новый конец».

Нужно максимально способствовать любым проявлениям детского творчества. Рисует ребенок на обоях - не ругайте его, а, наоборот, дайте ему побольше бумаги и карандашей, развесьте листы ватмана на стенах. Лепите с ним из пластилина, собирайте конструкторы. Замечательная вещь - песочная терапия. На берегу речки или моря стройте замки из песка (на взрослых это занятие, между прочим, тоже хорошо влияет). Водите его в театр, на экскурсии. И общайтесь, общайтесь, общайтесь! А занятия с репетитором перед первым классом принесут больше вреда, чем пользы. Что обычно делают репетиторы? «Прогоняют» с дошкольником программу первого класса. Потом такой «натасканный» ребенок приходит в школу, и поначалу ему просто не интересно учиться - он уже и так все знает. А позже, когда идет новый материал, и ребенок что-то не понимает, ему становится страшно и обидно. И интерес к учебе пропадает.

Выбирая школу для своего первоклассника, ищите не хорошую программу, а хорошего учителя - для него это сейчас самое важное. Для того, чтобы успешно учиться, младшему школьнику, в первую очередь, нужна ситуация успеха. Психологический комфорт - это среда, в которой развиваются все способности. Поэтому не скупитесь на похвалы: «Ты молодец, у тебя все получится». И ни в коем случае не ругайте за двойки, а ищите причины неудач. Ребенок что-то не понял - ему нужно объяснить. А то ведь бывает, что при самой распрекрасной программе учитель просто «затюкивает» ученика и гасит в нем интерес к учебе.

Учим физику - подтягиваемся… по языкам?
Не случайно в большинстве учебных заведений все специальные программы начинаются примерно с пятого класса. Именно в этом возрасте уже более-менее определяются склонности ребенка, видно, справится ли он с более сложной программой. Кроме того, в середине переходного возраста (в среднем, лет в 10–13) в мозгу уже сформированы центры, отвечающие за аналитическое мышление.

В старые советские времена родителям было проще определить наклонности ребенка - существовала масса кружков и секций, в которые можно было за символическую плату (а то и вовсе бесплатно) водить ребенка. Оптимальный вариант - дать ему попробовать как можно больше занятий. Тот кружок, в котором он останется, - это его. А как определяют слабые и сильные стороны ребенка профессиональные психологи? Для этого существует масса специальных тестов. В нашей школе для определения способностей ребенка мы используем тест Кеттелла. Он хорош тем, что может быть адаптирован для ребенка в возрасте от 6 до 16 лет и базируется на общей способности человека к адекватной оценке соотношений между объектами. Сюда входят умение продолжать логические цепочки, умение находить лишнее, абстрактное мышление. Первый блок заданий теста выявляет склонность к точным наукам, второй - к гуманитарным.
В первом классе мы просто просматриваем деток. В четвертом, пятом и седьмом они проходят тесты. Процент детей, у которых направление способностей четко определяется к четвертому классу, очень мал, в пятом уже можно с большей уверенностью говорить о склонностях ребенка. Профильное обучение в нашей школе начинается только с восьмого класса, поэтому мы еще раз тестируем семиклассников, поднимаем результаты тестов за предыдущие годы, и тогда уже составляем рекомендации.
В среднем, примерно 5–7 процентов детей показывают очень высокие способности и к точным, и к гуманитарным наукам. 12 процентов очень способных детей имеют узконаправленные наклонности, однако все равно это не «чистые» технари или гуманитарии. Чаще всего сочетаются в паре математические и естественнонаучные или естественнонаучные и гуманитарные способности. Дети средних способностей показывают неплохие результаты и в точных, и в гуманитарных науках. А вот дети, математически одаренные и гуманитарно бездарные (или наоборот), встречаются крайне редко: таких всего 1–2 процента.
Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев нельзя говорить об узконаправленных способностях. Они развиваются комплексно. Раньше как было? Например, у ребенка слабое место - математика. Значит, будем усиленно заниматься математикой, чтобы с грехом пополам подтянуть его хотя бы к среднему уровня. Сейчас уже в психологической практике приходят к тому, что нужно максимально развивать не слабые, а именно сильные стороны. И они «паровозом» будут тащить за собой все остальное.

«Правый уклонист» с большой головой
Тесты - это, конечно, хорошо. Но и они не дают стопроцентный результат. Случается, что дети волнуются и боятся отвечать на задания. Бывает и так, что у потенциально умного ребенка занижена самооценка. Не будучи уверенным в собственных силах, он старается подсмотреть ответы соседа.
Поэтому мы применяем и другие методики. Например, рисунок - как проявление нашего подсознательного. Если в тесте можно подогнать результат, то с рисунком так не получится: подсознание все равно будет гнуть свое. И по тому, что изображено, можно сделать много интересных выводов. Скажем, просим мы детей нарисовать человека. Сфера, которая отвечает за интеллект, - это голова. И то, насколько она большая или маленькая, показывает… нет, не ум ребенка, а его отношение к интеллектуальной деятельности. Это может быть ребенок с очень низким интеллектуальным потенциалом. Но большая голова на его рисунке говорит о том, что он жаждет воспользоваться этим потенциалом по максимуму. С другой стороны, для ребенка с огромным потенциалом основными могут быть физическая сила или красота - и голова человека на его рисунке будет маленькой. Одним словом, рисунок показывает не наличие способностей, а желание их развивать и ими пользоваться.
Как по рисунку можно определить склонность к точным или к гуманитарным наукам? Если изображение отклоняется в правую сторону, то с большой долей вероятности можно сказать, что ребенка влечет к точным наукам. Если в левую - то перед нами, скорее всего, гуманитарий. Но это, разумеется, всего лишь один из критериев. Для того, чтобы четко построить профиль ребенка, нужно комплексное исследование. К счастью, сейчас в каждой школе есть психолог. Кроме того, есть множество психологических центров, и неравнодушные родители могут обратиться туда.

«Бунтари», «подпольщики» и «беглецы»
Самое интересное в тестах - они не привязаны к школьным оценкам. Более того, по результатам тестов очень хорошо видно, когда оценки заслуженные, а когда нет. Довольно часто случается, что у отличника плохие результаты, а отпетый двоечник демонстрирует очень высокий уровень интеллекта и способностей. Стало быть, двойки ребенок получает не потому, что он глуп, а потому, что у него просто не сложились отношения с учителем. Либо наоборот, хороший ученик «берет» старательностью и исполнительностью, а не интеллектом.

Многие учителя имеют совершенно ложные представления об уровне одаренности учеников. Мы часто убеждались в том, что учителя часто ставят знак равенства между интеллектом и школьными отметками. Они видят в оценках главный критерий одаренности - одним словом, смотрят на следствие, а не на причину. Давая характеристику ученику, учителя, по большей части, руководствуются такими признаками:

Дисциплинированность;
- успешность;
- способности (не уточняя, какие именно способности - «способный», и все!);
- скрупулезность, настойчивость в достижении учебных целей;
- интерес к учебе;
- исполнительность;
- авторитет среди товарищей;
- внешний вид.

Как видите, в этом списке не указаны ни истинная мотивация обучения (только «интерес», который стоит далеко не на первом месте), ни интеллект, ни самооценка и уровень притязаний, ни коммуникабельность. Учителей не интересуют степень внутренней свободы ученика, его чувство ответственности. Наконец, они не разделяют общие и специальные способности ученика.

Школьный статус ребенка вовсе не отражает истинного уровня его способностей. По-настоящему умный и одаренный ребенок может быть в школе как отличником, так и «третьесортным» учеником. Это зависит не от интеллекта, а от психологических особенностей школьника.

Существует несколько «школьных типов» одаренных детей
1. «Лучший ученик». Все его любят, сам он делает то, что и как ему говорят. Любит нравиться.
2. «Бунтарь». Спорит со всеми, с ним тяжело общаться. Когда что-то мешает достижению его целей, у такого ребенка часто возникает состояние фрустрации - эмоционально-волевого напряжения.
3. «Подпольщик». Знает, что за одаренность не платят, а, наоборот, требуют. Поэтому он стремится «не высовываться» и «быть как все».
4. «Беглец». Выпадает из школьной системы, не может приспособиться к требованиям школы и учителей.
5. «Двуликий». Отстает, имеет физические недостатки. Его все считают слабым и не замечают одаренности.
6. «Целеустремленный». Независимый и автономный. Знает себе цену и знает, что хочет. Наилучший тип для разработки индивидуальной программы.

У каждого из этих типов свой стиль поведения, свои потребности, своя система отношений, свой эмоционально-волевой статус. И, конечно же, к каждому нужен свой подход как в школе, так и в семье.
А родители должны помнить об одной вещи. Ребенок - это не их продолжение. Это отдельная личность со своими мыслями, желаниями, образом мышления. Насколько это жутко - выучиться и понять, что всю оставшуюся жизнь предстоит заниматься тем делом, которое тебе не по душе. Но пока ребенок учится в школе, еще не поздно что-то изменить. Выбирая программу для ребенка, помните об этом и не заставляйте его силой заниматься тем, что ему не нравится.

7 СИСТЕМ СПОСОБНОСТЕЙ

ЛОГИЧЕСКИ-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ. Умение обобщать, способность к последовательному мышлению, оперирование системой символов, легкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей, гибкость мыслительных процессов. Такому ребенку в будущем подойдет сфера деятельности философа, математика, ученого.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ. Умение видеть мир в образах, визуальная креативность, умение создавать собственные образы. Черчение, дизайн, пиктографическое проектирование - вот те области, в которых пространственно одаренному человеку будет интересно.

СОЦИАЛЬНЫЕ. Людям с этим типом одаренности лучше всего дается общение с окружающими. Они умеют определять и оценивать характерные черты других, понимать их чувства. Одарены «социальным интеллектом», т. е. способностями, необходимыми для будущих учителей, политиков, продавцов.

ОЦЕНИВАЮЩИЕ. Способность оценивать характерные черты личности, понимание мотивов поведения других, рефлексивность - все это черты ведущего интеллекта психологов, врачей, социальных работников, юристов.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ. Кинестетический интеллект присущ тем, кто работает в движении - это, в основном, спортсмены, танцовщики, ткачи. И, между прочим, талантливые хирурги тоже наделены высокими кинестетическими способностями.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ. Вербальный (лингвистический) интеллект, необходимый для развития способностей поэтов, переводчиков, писателей, историков, предусматривает красочность образов памяти, чувство языка, развитие эстетического чувства, творческое воображение.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ. Чувство ритма, размера, тона, интонации - вот интеллект, присущий музыкантам.

Конечно, ни один из типов интеллекта не существует отдельно. Но справедливо и то, что способности одаренных людей, как правило, определяются такими комбинациями:
- интеллектуалы-аналитики;
- художественно одаренные;
- лидеры, организаторы;
- психомоторно одаренные;
- способные к специфическому обучению.

7 советов родителям, желающим развивать способности своих детей
1. Избегайте однобокости в учебе и воспитании.
2. Не лишайте ребенка игр, забав, сказок, создавайте условия для выхода детской энергии, подвижности, эмоциональности.
3. Помогайте ребенку в удовлетворении основных нужд, поскольку человек, энергия которого скована решением повседневных проблем, менее способен к достижению высот самовыражения.
4. Оставляйте ребенка в одиночестве, позволяйте ему самому заниматься своими делами. Помните - если вы хотите своему ребенку добра, научите его обходиться без вас.
5. Поддерживайте любые творческие проявления ребенка, сочувствуйте его неудачам. Избегайте критики и низкой оценки творческих способностей ребенка.
6. Уважайте любознательность ребенка, его новые идеи. Отвечайте на любые вопросы, даже на те, которые, по вашему мнению, выходят за рамки дозволенного.
7. Учите ребенка не тому, что может он сам, а лишь тому, что он может осилить только с помощью взрослого.

Измеряем уши
Российские ученые разработали метод, который дает возможность определить потенциальную склонность ребенка к точным или гуманитарным дисциплинам еще в раннем возрасте.
Они установили, что творческие способности человека зависят от размера его… ушей.

Если, к примеру, ваше левое ухо больше правого, то, скорее всего, вы больше одарены в точных науках. Если же правое ухо больше, перед вами - типичный гуманитарий. Разница в размерах ушей может быть незначительной - всего лишь 2–3 миллиметра. Но даже этой разницы достаточно для того, чтобы определить ведущее полушарие головного мозга.

На самом деле гуманитарий - не тот, кто любит читать хорошие книжки. Любить читать должен каждый нормальный человек, обладающий воображением. Великий физик Альберт Эйнштейн восхищался Достоевским. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев регулярно перечитывал «Войну и мир» и знал наизусть многие стихи Есенина. Но это не сделало их гуманитариями.

Бывает и хуже: последние годы «гуманитариями» корректно называют тех, кто, отсидев 10 лет в школе, не может посчитать площадь квадрата и не помнит таблицу умножения. Как правило, это обычные лентяи. Но слово «лентяй» обидное, а «гуманитарий» – нет.

Конечно, гуманитарные науки отличаются от точных. Но совсем не так, как кажется многим. Дело в том, что естественные (точные) науки стремятся к построению объективной картины мира. Гуманитарные же имеют дело с человеческим сознанием. А оно, во-первых, всегда нелинейно, во-вторых, тяжело поддается формализации, а в-третьих, очень субъективно. Психологи говорят, что у любого явления есть как минимум семь объяснений, а в любой ситуации – семь способов действия. Поэтому главная задача гуманитария – увидеть многозначность и сложность явлений, их принципиальную незамкнутость.

Например, литературный текст для гуманитария – это способ познания мира. Мы можем познавать себя с помощью текста. Можем анализировать взаимоотношения героев. Можем рассматривать, как и из чего текст сделан. Изучать, каким образом человек (в данном случае автор) составляет модель, которая начинает жить собственной жизнью. Если человеку интересно смотреть на эту многозначность и вертеть ее, как калейдоскоп, – он гуманитарий. Если хочется просто восхищаться – он хороший человек. Но это не имеет отношения к гуманитарным профессиям.

Вы думаете, филологи – это те, кто любит литературу? О нет! Филологи литературу изучают и препарируют. Они уже не могут любить книги наивной трепетной любовью. А тот, кто остается в таком первозданном состоянии, обычно не особо котируется как специалист.

«Гуманитариями» иногда называют себя и люди искусства – те, кто идет во ВГИК, Щепкинское или Суриковское училища. Увы, искусство и гуманитарные дисциплины – это разные вещи. Искусство апеллирует к чувствам, а гуманитарные науки – к разуму. Да, в Средневековой Европе гуманитарные науки назывались свободными искусствами (кстати, в их число входила и арифметика), но со времен Средневековья много воды утекло.

Тому, кто хочет поступить в творческий вуз, нужно учиться думать и анализировать. И в этом может помочь изучение литературы. Опыт людей, лишь вступающих во взрослую жизнь, обычно достаточно ограничен. А литература дает множество моделей восприятия массы душевных оттенков и жизненных коллизий. Так что если человек в 16-17 лет не прочитал определенного количества текстов и не пропустил их через себя, значит почти наверняка работа его души не налажена.

Формально для поступления в большинство творческих вузов хватает 55-60 баллов по литературе. Но на самом деле, чтобы стать артистом, режиссером, музыкантом, художником, мало «изучить» программные произведения по кратким пересказам. Их надо пропустить и через сердце, и через разум.
Так что быть гуманитарием непросто. Гуманитариями не рождаются – этому надо учиться.

Еще сидя на школьной скамье, многие молодые люди задумываются над своим будущим, планируют карьеру, мечтают о достижении каких-то высот. Но еще больше переживают их родители, не зная, что посоветовать своему чаду. В некоторых случаях определиться с будущей профессией помогает тип мышления (в том случае, если он четко выражен). Педагоги, хорошо знающие способности ученика, без проблем могут определить, технарь он или гуманитарий. Что это значит, понимают многие.

Существует определенный стереотип - если нравится математика и физика, человек разбирается в технике, значит, он технарь, а вот если наблюдается расположенность к литературе, языкам, истории, нравится писать сочинения - 100% гуманитарий. Но все не так просто, существуют и смешанные типы, поэтому в выборе профессии всегда нужно прислушиваться к своей интуиции.

Кто такие гуманитарии?

Что-то кому-то доказывать, делать новые открытия в области науки и техники, вписывая свое имя в историю, - это задача технарей. Гуманитарий - это человек, привыкший созерцать окружающий мир, не вмешиваясь в происходящее, если нет такой необходимости. Он не стремится сделать нечто экстраординарное, выделиться, войти в историю, он сам изучает эту историю, работы других ученых, при этом оперируя знаниями, собиравшимися по крупицам на протяжении многих веков. Гуманитарии, в отличие от технарей, прекрасно понимают, что их мнение не является единственно верным. Им может не нравиться мышление других людей, но при этом они понимают, что иное понимание ситуации существует, и никогда не навязывают свои доводы. Гуманитарии - хорошие коммуникаторы, они легко находят общий язык даже с незнакомцами, подбирают нужные слова в любой ситуации.

Гуманитарный тип мышления

Иногда люди ошибочно причисляют себя к тому или иному типу. Например, если человек любит читать литературу, интересуется живописью, музыкой, кинематографом, то он уже гуманитарий. На самом деле это совершенно не так, потому как увлечения не всегда могут соответствовать складу ума. Также не стоит забывать о смешанных типах, которым в равной степени даются все науки. Кто такой гуманитарий? Это человек, осознающий существование другой интерпретации, опыта, смысла, мышления, мировоззрения и т. д. При этом ему не обязательно соглашаться с этим, он не обязан толерантно относиться к людям с противоположным мнением. Главное - понимать, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Красивая речь - главное оружие

Гуманитарии - отличные коммуникаторы, из них получаются превосходные ораторы, преподаватели, психологи. Они легко устанавливают контакт с малознакомым человеком, способны поддержать любую беседу, даже если тема им не интересна. Вражда тоже является способом коммуникации, хотя те, кто в нее ввязан, заведомо отодвигают себя на самый край гуманитарного мира. Гуманитарии в большинстве случаев признают несовершенство своих мыслей, зависимость от различных обстоятельств извне.

Каким бывает гуманитарное образование?

Существует две совершенно разные «гуманитаристики». Одна не акцентирует внимание на теоретизации бытия, а реально его преображает. Из-за этого человек начинает совершенно новую жизнь. Другая, наоборот, музеефицирует старые знания, изучает многовековые труды. Именно такую гуманитаристику преподают в большинстве вузов. Соответствующее образование условно можно разделить на три типа. Первое подходит для «исследовательских» специальностей. Преподаватели основываются на концепции уча студентов так, словно те в будущем станут великими учеными. Второй тип подходит для массовых профессий, которые может себе выбрать гуманитарий. Что это за специальности? Сюда стоит отнести учителей, библиотекарей, пиарщиков, журналистов и т. д. Третий тип гуманитарного образования представляет собой различные курсы, рассчитанные на технарей.

Профессии для гуманитариев

К общественным наукам относятся история, журналистика, филология, психология, лингвистика, политология, юриспруденция. Гуманитарии хорошо в них разбираются, потому как особый позволяет им свободно владеть языком букв и слов. Люди, хорошо чувствующие себя в социальной среде, могут выбирать Большой популярностью пользуется психология. Люди на протяжении многих веков изучали биологическую природу человека, историю, обычаи, происхождение. Все это формировалось в определенные психологические закономерности, позволяющие лучше разбираться в медицине, преподавании, науке, торговле и других сферах деятельности.

Если вы - гуманитарий, то вам подойдет деятельность, связанная с культурологическими, философскими, религиоведческими, политологическими знаниями. Если нравится копаться в прошлом, можно стать историком. Власть и деньги привлекают многих, поэтому люди с гуманитарным складом ума занимаются политической деятельностью, организовывают партии, ведут переговоры, собирают митинги. Нравится писать, первым узнавать о разных происшествиях, вести расследования? Подойдет профессия журналиста. Сегодня много печатных и интернет-изданий нуждаются в квалифицированных кадрах.

Различия между технарем и гуманитарием

В некоторых случаях определить склад ума очень тяжело, потому как конкретные способности слабо выражены. Понять, человек технарь или гуманитарий, можно не по оценкам, получаемым в школе, а по мировоззрению, мышлению. Очень часто успеваемость по конкретной дисциплине зависит вовсе не от способностей ученика, а от каких-то других факторов, например умения учителя заинтересовать предметом.

Гуманитарии красиво разговаривают, очень эмоциональны, ранимы, любят изучать языки, писать сочинения и даже стихи. Они немного неуверены в себе, у таких людей развито и воображение. Технари энергичные, самоуверенные, целеустремленные. Мысли в их голове проносятся со скоростью света, такие люди хорошо разбираются в технике, любимыми их предметами являются физика и математика. Они малообщительные, не любят разговаривать ни о чем.

Логика карьеры

Ничего экстраординарного от жизни не требует гуманитарий. Что это такое - жить на сущие копейки - прекрасно знают педагоги, работники архивов, библиотекари. Технарь всегда стремится построить блистательную карьеру, показать, какой он умный и незаменимый. У историков, психологов, журналистов нет завышенных рыночных ожиданий, зато хорошим образованием, формирующим элитную идентичность, может похвастаться каждый гуманитарий. Что это такое - зарабатывать умением думать, знают многие люди с гуманитарным складом ума. Они прекрасно осведомлены о низкой рыночной востребованности, поэтому начинают зарабатывать на жизнь уже с 3-4 курса университета. К сожалению, сегодня социум живет по законам рынка, молодые люди выбирают профессию в зависимости от уровня зарплат, престижности. Хотя нужно опираться на собственную интуицию и строить карьеру по зову сердца.

Ну что сказать, малята? Технарь или гуманитарий – понятия относительные, особенно в детском возрасте. Малыш все делает играючи: и стишки учит, и таблицу умножения с одинаковым успехом. А вот есть ли на самом деле реальные различия у этих двух взглядов на мир, которые мы, взрослые, наделили непримиримым противоречием?

  • Предполагается, что «технарь» более связан с реальностью и что он пристально наблюдает за тем миром, который называется объективной реальностью, данной нам в ощущениях. (Гуманитарии, помните, чья это фраза?) Тем миром, что находится вне человека. Мыслит «технарь» логично, то есть четко, последовательно, неэмоционально и доказательно. Технический склад ума позволяет его обладателю составлять длинные цепочки умозаключений, приводящие к новому знанию. Главный вопрос для человека с техническим складом ума – «почему?». Такой человек не боится использовать для преобразования мира инструменты, как скромные и простые, так и сложные станки и механизмы.
  • «Гуманитарий» же больше привержен тому миру, который находится внутри человека. Он пытается понять мотивы поведения других людей. Его стихия – общение. Человек с гуманитарным складом характера лучше запоминает большие массивы информации, не стремясь их упростить. Поэтому он лучше преуспевает в изучении языков. Гуманитарий не всегда стремится понять внутреннюю связь между частями текста. Главный вопрос «гуманитария» – «как?»

На самом деле, уже на этом этапе возникают вопросы чисто практического толка. Например, биолог – это «технарь» или «гуманитарий»? А можно ли математика считать «технарем» только на основании того, что язык математики основан на логике? Математик напрямую с реальным миром не работает. Его область деятельности – мыслимые, придуманные, объекты, он создает миры. Применением своих знаний на практике он, зачастую, не интересуется. А что говорить о мастерах шахмат или преферанса? Они ведь демонстрируют чудеса логического анализа с истинным артистизмом при блефе.

То есть, первый вывод – различия между технарями и гуманитариями не слишком резкие. Они настолько не резкие, что в детстве, пожалуй, не различимы. Редко случается, чтобы малыш «прилепился» к музыке, как Моцарт или Паганини. Редко случается, чтобы карандаш стал продолжением руки шестилетки. А недавно весь русский Интернет умилялся умению четырехлетней Беллы Девяткиной непринужденно щебетать на 7 языках, включая русский.

В основном же дети просто живут в этом мире, применяя все свои способности. Живут, играючи и не слишком задумываясь, по чьим правилам они играют, по правилам технарей или по правилам гуманитариев.

Задумываются, чаще всего, взрослые. Можно ли по каким-то признакам еще в детстве предсказать, какой подход к жизни более соответствует будущему характеру? Что скажут психологи?

А психологи скажут: мы давно уже определили, что за интуитивные и эмоциональные способности отвечает правое полушарие, а за способности аналитические и логические – левое.

Ну и что же? – зададим мы им следующий вопрос.

А то – ответят нам эти многознающие люди, – что с помощью электроэнцефалографии можно определить, какое из полушарий у человека более активное, а значит, определить, кто же он на самом деле, технарь или гуманитарий.

А она не опасна, эта самая электроэнцефалография? – обеспокоимся мы.

Нет, что вы! – постараются нас тут же успокоить. – Даже не болезненна.

А еще мы можем определить то же самое с помощью тестов. – Объявят нам голосом кота Матроскина.

Ну что же – скажем мы удовлетворенно. – Если не больно, жарьте вашу электроэнцефалографию. И тесты тоже произведите. Маэстры, урежьте!

И маэстры урежут! А обработав результаты, доложат, как распределяются способности у детей дошкольного, школьного и пубертатного возраста. И как они распределяются у людей взрослых и жизнью немного утомленных.

И окажется, что четкое разделение активности между двумя полушариями имеет место только у одного человека из сотни. Эти счастливцы могут выучить зараз целую пьесу и с выражением ее декламировать. А вот запомнить, что такое синус, так и не могут. Кстати, а вы-то помните отношение какого это катета к гипотенузе, прилежащего или противолежащего?

Или того хуже. Зарывшись в научные исследования, не смогут оценить ни весенней песни соловья, ни, скажем, песни почитаемой всем миром Аллы Пугачевой.

Таких людей тесты легко выделяют.

Во всех же прочих случаях «технарство» и «гуманитарство» достаточно хорошо перепутано и переплетено. Так что тесты не дают определенного ответа на вопрос о том как с детства воспитывать в ребенке Моцарта или Николая Лобаческого. И главное, кого из этих двоих в нем, милом, воспитывать?

А может быть, определенный ответ и не нужен. Мир сейчас растет вместе с нашими детьми и наше воспитание волей-неволей окажется устарелым.

Так не лучше ли просто любить ребенка и потакать его желаниям?

От така чудасия, малята!