«Любой человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, бросать навоз, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать. Специализация - удел насекомых»
Роберт Хайлайн

Прежде, чем пуститься во все тяжкие, договоримся о терминологии.

Гуманитарий - человек, чья работа связана с обществом, культурой, людьми.
Технарь - человек, чья работа связана с техникой, проектированием, вычислениями.

В этих определениях используется слово «работа», потому что это едва ли не единственный объективный источник обратной связи, который позволяет определить адекватность избранной в социуме роли.

Так, вчерашний продавец и недели не просидит на стуле разработчика, если на деле не докажет свои навыки технаря. Потому что в сфере, где нет места, чтобы «лить воду», плести интриги и строить глазки, чужака можно вычислить быстро - по отсутствию исчислимого результата. С другой стороны, технарь с подвешенным языком сможет чуть дольше оставаться нераскрытым в какой-нибудь гуманитарной профессии. Но и он рискует тем, что его таки вычислят и потопят - надо было дружить с «нужными» людьми, плести интриги и знать, что, кому и как сказать в курилке.

То есть успешное выполнение своих функций на занимаемой должности позволяет более-менее объективно определить себя в условную категорию технарей или гуманитариев (другой вопрос - зачем это нужно?). Образование же вторично. Ещё с советских времен немало людей поступало в технические вузы и даже заканчивали их по какой угодно причине, но только не потому, что они любили физику и математику: одобрение общества, наличие военной кафедры, невозможность поступить на «блатную» гуманитарную специальность, единственный способ вырваться в город и так далее.

Всё дело в мотивации

Одной из причин обращения в одну из двух противоборствующих религий выступает мотивация. Она может быть внутренней или внешней, питаться отзывами от окружающих или обратной связью от самого себя. Мотивация может кончаться (об этом недавно рассказывал С. Немчинский). И вполне может быть, что ребёнок в детстве не «дотянул» до эталонного технаря лишь из-за того, что ему было чуть труднее, чем другим, окружающие его не хвалили, учителя гнобили и когда мотивация закончилась, он решил, что точные науки - не его. И поскольку дальше всё шло по накатанной, так и получился гуманитарий. Хотя, если б мозг получал достаточные дозы гормона удовольствия, то мог бы быть и технарь. И наоборот!

Родители тоже принимают активное участие в навешивании условных ярлыков. Если у сынка всё клеится с алгеброй, но проблемы с английским, кто-нибудь из родителей тут же подхватит тенденцию и скажет - «Да он весь в меня! Технарюга». И будет «курировать» его, заставляя за завтраком озвучивать желаемую величину куска омлета в радианах. И наоборот - если доця ненавидит математику, а с языками у неё все отлично, то восторженная мамаша подхватит - у неё мои способности к языкам! И будет тут и там сорить английскими словечками. Родители очень хотят, чтобы их дети были похожи на них. Так хотят, что усиливают этот искусственный раскол, после чего ребенок выбирает одно направление и уже никуда не сворачивает, забывая, что так было не всегда и что деление на физиков/лириков возникло относительно недавно, вместе с возросшей специализацией труда.

Философы (по-нашему - гуманитарии) древней Греции не ограничивали себя надуманными рамками. Поэтому занимались не только различными науками - астрономией, математикой, медициной, географией, но и борьбой и гимнастикой. Есть даже версия, что «Платон» - это не имя, а прозвище (от греческого слова «plato» - широта), которое дал философу Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Знали люди толк в эрудированности!

Физики и лирики

Но мы живём не в древней Греции - у нас всё заточено на узкую специализацию. Причем не только профессиональную, но и мозговую. Поэтому в народе всё еще живут мифы про «правополушарных» и «левополушарных» людей, гуманитариев и технарей.

Имидж гуманитариев в нашей стране изрядно подпортило не столько слабое образование, сколько наличие немалого числа его носителей, которые своим поведением создают поводы для недоразумений.

Один из примеров: если в ИНЯЗе на одну группу из 30 человек придется пару мальчиков - это ещё не самый скверный вариант. Большинство гуманитариев - девушки. Понятия вроде «блондинка» или «женская логика» - одна из ловушек их восприятия. Когда никто не смотрит, они могут тут же выключить «дурочку» и общаться на удивление прагматично и даже практично. Но образ «милой глупышки» мужскому обществу показывают чаще - отсюда и взялись стереотипы о блондинках. Наивные хлопцы воспринимают эту игру за чистую монету, ищут причины «недалёкости», идут в Linkedin смотреть, какой она окончила универ, и делают скоропалительные, неверные выводы. А она уже посчитала в уме стоимость всей одежды, которая на вас, оценила степень её изношенности, прикинула вашу зарплату и перспективы карьерного роста. Недурно как для «гуманитария»!

При этом один из аргументов в пользу крутости технарей звучит так: технарь может освоить любую гуманитарную профессию, а вот гуманитарий технарём не станет как бы ни старался.

Но мало ли кто кем может стать! Главное кто чем занимается и какой результат производит. Здесь гуманитариям приходится нелегко, потому что результат их деятельности бывает трудно измерить (и они этим иногда злоупотребляют).

Кто больше повлиял на общество - инженер, придумавший датчик крена судна или философ, написавший книгу о смысле бытия? Ньютон или Гомер? Разработчик, создавший новый фреймворк или журналист, написавший у себя в Facebook: «Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей»?

Рано радоваться

В Японии сокращают гуманитарные направления. И кто теперь будет продавать поделки технарей? Кто нарисует презентации? Или может, раз технари такие умные, то станут менеджерами, аналитиками, финансистами и юристами? Конечно, нет. Как говорил китайский миллиардер Ма Юнь, самый богатый человек Китая, создатель Alibaba: «Нужно заниматься не тем, чем можешь, а тем, чем должен» (согласно представления о своей роли в социуме). То есть наличие результатов в определенном деле ещё не говорит о том, что нужно закрыть глаза на всё остальное и только этому и посвящать всю жизнь. С таким подходом не видали бы мы романа Энди Уира «Марсианин»!

Гуманитарии и технари - это как инь и ян: одни придумывают смыслы, другие подгоняют под них физический мир. Одни вдохновляют, другие воплощают. Философ спрашивает «зачем», инженер «как». Но это всё сферические кони в вакууме. В реальной жизни намного чаще встречаются два в одном, но в разных пропорциях. Например 60% технарь, 40% гуманитарий. Вот только некоторым почему-то стыдно признаться в этой своей дуальности. Но это и не останавливает их в том, чтобы прямо в резюме расписаться в своей гуманитарности - «Excellent communicator», «Passionate about UI and UX», «Interfacing well with clients and colleagues», «Proficient in English, German, French» и так далее.

Если вам трудно выучить иностранный язык, то это не значит, что вы типичный технарь, которому трудно даются гуманитарные науки. Вы всего лишь не умеете (или не хотите) его учить. Доказательство? Вы уже знаете два языка - русский и украинский, не считая языков программирования. Это намного больше, чем один!

Аналогичные примеры можно придумать и про «гуманитариев». Например, современный литературный критик, вполне вероятно, знает математику лучше, чем его коллега сто лет назад. Стандарты за десятилетия поднялись, вот он и выучился в школе тому, чему раньше учили в университетах. Бывает!

«Технарскость» или «гуманитарность» - это очень условное деление даже для Кремниевой долины, где техническое образование есть лишь у половины стартаперов .

STEM - это акроним для Science, Technology, Engineering and Math

Это значит, что даже в святой святых всех стартапов мира, не обязательно быть убежденным гиком! Зато там ценятся другие качества - активность, желание изменить мир.

Бывают случаи, когда прожженный технарь начинает понимать, что кодом сыт не будешь и идет учить гуманитарщину. Так поступил Дэймон Хоровитц, исследователь AI, окончивший Массачусетский технологический институт. Он бросил высокооплачиваемую работу в IT, чтобы получить PhD по философии. После подобного опыта Дэймон «больше не пытается решить все задачи с помощью техники» и не считает, что лучше знает о том, что нужно пользователю. То есть спустился с небес.

Конечно, это не значит, что технари должны всё бросить и повально поступать на философию, социологию, рисование и прочую дартаньянщину. Нет, кесарю кесарево. В конце концов, научившись хорошо делать что-то одно, можно обеспечить себе сытое, в меру спокойное существование. Но только не удивляйтесь потом, что в такой зашоренной жизни зрелищ и воспоминаний будет не больше, чем при езде в тоннеле - потолок, дорога, стены. Впереди свет - вот она и пролетела.

Сегодня родителям, подыскивающим подходящее учебное заведение для своего ребенка, предоставляется богатейший выбор. Языковые лицеи, физико-математические гимназии, масса специальных развивающих программ… И это, конечно, прекрасно. Однако есть одно «но» - программа, даже самая прогрессивная и распрекрасная, должна, прежде всего, нравиться самому ученику. Но ведь бывает и так, что честолюбивые родители выбирают школу для своего ребенка, руководствуясь исключительно собственными соображениями насчет того, что лучше и престижнее.

А потом ребенок годами мучается, без особого успеха зубря несколько иностранных языков и отдыхая душой лишь на уроках математики, где вместо скучных и тяжелых текстов ему предлагают схемы и формулы - такие ясные, простые и интересные. Или тупо смотрит на диковинные значки всяких синусов, косинусов и похожих на собачьи хвосты интегралов, которые ежедневно вбивают ему в голову, и читает под партой сборник стихов.

Только «физмат»!

Конечно, я слегка утрирую. На самом деле таких детей - одаренных гуманитарно и при этом совершенно не способных к точным наукам, или, наоборот, прирожденных «технарей», не умеющих связать двух слов, очень мало - всего один–два процента. Чаще бывает по-другому: талантливый ребенок, как правило, показывает хорошие способности к изучению любых предметов. Но все-таки в какой-то из областей он одарен больше. В какой?
В прошлом году школа, в которой учится мой ребенок, «выросла» в статусе - из обычного среднего учебного заведения она стала физико-математической. А в конце учебного года мой сын-семиклассник огорошил меня новостью: их класс расформировывают, а ученикам нужно выбрать, где им учиться дальше. Предлагались специализированные физико-математический и природоведческий классы или учеба по стандартной общеобразовательной программе. Перед тем, как решить, какой же класс выбрать, мы сравнивали программы. В природоведческом - поменьше математики, чем в физико-математическом, но побольше, чем в обычном. Зато там каждый день урок английского. И мощная программа по химии. На чем остановиться?
Детей не рассортировывали по классам насильно - родители были вольны выбрать программу для своего ребенка. Тем временем школьный психолог работала с семиклассниками: с помощью развернутых тестов и проективных методик выясняла уровень интеллекта, способности к обучению и индивидуальные склонности ребенка. А затем советовала каждому из них, на какой программе лучше остановиться. Выбор моего ребенка - природоведческий класс - меня, в общем, не удивил. Мне казалось, что сын всегда больше тянулся к естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. А математика… Да ну ее, скучищу такую! Каково же было мое удивление, когда сказали, что по результатам тестов моему ребенку следовало бы пойти в физико-математический класс: у него оказались «на высоте» логика и способности к абстрактному мышлению. А одному из его одноклассников, которому, по словам сына, родители категорически заявили: «Только физмат!», порекомендовали выбрать более мягкую программу. Но физико-математический класс - он ведь самый престижный… Как узнать, кто же ваш ребенок - технарь или гуманитарий? В каком возрасте обычно проявляются способности к точным или гуманитарным наукам?

Наш консультант - психолог Киевской физико-математической школы № 185 Елена Смирнова: «Раньше с ребенком старались дополнительно заниматься по тем предметам, по которым он не успевает, чтобы «дотянуть» его хотя бы до среднего уровня. Сейчас психологи пришли к тому, что нужно максимально развивать его сильные стороны. И они «паровозом» будут тащить за собой все остальное».

Не читать и считать, а думать и пересказывать
Случаи, когда направление способностей ребенка можно просмотреть очень рано, в дошкольном и младшем школьном возрасте, крайне редки. Конечно, если малыш хорошо рисует или поет, читает с выражением стихи, можно говорить об артистичности, художественной или музыкальной одаренности. Но когда в детском саду маме говорят о том, что ребенку непременно нужно идти в физико-математический класс, это еще вилами по воде писано. Ребенок хорошо считает и умеет прибавлять-отнимать? Это замечательно. Но это еще совершенно не говорит о том, что у него есть математическое мышление. Примерно до 7–8, а то и до 9 лет мышление детей - наглядно-образное. Математическое же предполагает способности к анализу. А что такое анализ? Это умение, пользуясь предыдущим опытом, прогнозировать ситуацию, строить новые конструкции. Оно приходит позже, после 9 лет.

В принципе, все мы появляемся на свет с потенциальными задатками к любому виду деятельности. Другими словами, мы способны ко всему. Вопрос только в том, разовьются ли эти наши задатки в способности? Специалисты Киевского НИИ логопедии выяснили, что между задатками и способностями есть две буферные системы, называющиеся «симультанная» и «сукцессивная». За этими «страшными» названиями кроются способности нашего мозга мыслить последовательно и умение мысленно «схватывать» весь массив информации одновременно. Если ребенку в возрасте от 3 до 6 лет давать упражнения на развитие этих двух форм мышления, то, придя в школу, он будет знать, что делать с любым материалом и играючи справляться с самыми сложными заданиями. Только вот вопрос, что это за упражнения? Не секрет, что многие родители, желающие как можно лучше подготовить своего малыша к школе, стараются, в первую очередь, научить его читать и считать. Так вот, НЕ НУЖНО с трех лет учить ребенка читать. Этому он и так научится. И четыре действия арифметики он выучит, никуда не денется.
Что же тогда нужно? Общее, базовое развитие. Учите его говорить, пересказывать, давать развернутые ответы на вопросы. Рассказывая ему сказки, не ленитесь спрашивать: «А как бы ты сам поступил на месте героя? Давай придумаем для сказки новый конец».

Нужно максимально способствовать любым проявлениям детского творчества. Рисует ребенок на обоях - не ругайте его, а, наоборот, дайте ему побольше бумаги и карандашей, развесьте листы ватмана на стенах. Лепите с ним из пластилина, собирайте конструкторы. Замечательная вещь - песочная терапия. На берегу речки или моря стройте замки из песка (на взрослых это занятие, между прочим, тоже хорошо влияет). Водите его в театр, на экскурсии. И общайтесь, общайтесь, общайтесь! А занятия с репетитором перед первым классом принесут больше вреда, чем пользы. Что обычно делают репетиторы? «Прогоняют» с дошкольником программу первого класса. Потом такой «натасканный» ребенок приходит в школу, и поначалу ему просто не интересно учиться - он уже и так все знает. А позже, когда идет новый материал, и ребенок что-то не понимает, ему становится страшно и обидно. И интерес к учебе пропадает.

Выбирая школу для своего первоклассника, ищите не хорошую программу, а хорошего учителя - для него это сейчас самое важное. Для того, чтобы успешно учиться, младшему школьнику, в первую очередь, нужна ситуация успеха. Психологический комфорт - это среда, в которой развиваются все способности. Поэтому не скупитесь на похвалы: «Ты молодец, у тебя все получится». И ни в коем случае не ругайте за двойки, а ищите причины неудач. Ребенок что-то не понял - ему нужно объяснить. А то ведь бывает, что при самой распрекрасной программе учитель просто «затюкивает» ученика и гасит в нем интерес к учебе.

Учим физику - подтягиваемся… по языкам?
Не случайно в большинстве учебных заведений все специальные программы начинаются примерно с пятого класса. Именно в этом возрасте уже более-менее определяются склонности ребенка, видно, справится ли он с более сложной программой. Кроме того, в середине переходного возраста (в среднем, лет в 10–13) в мозгу уже сформированы центры, отвечающие за аналитическое мышление.

В старые советские времена родителям было проще определить наклонности ребенка - существовала масса кружков и секций, в которые можно было за символическую плату (а то и вовсе бесплатно) водить ребенка. Оптимальный вариант - дать ему попробовать как можно больше занятий. Тот кружок, в котором он останется, - это его. А как определяют слабые и сильные стороны ребенка профессиональные психологи? Для этого существует масса специальных тестов. В нашей школе для определения способностей ребенка мы используем тест Кеттелла. Он хорош тем, что может быть адаптирован для ребенка в возрасте от 6 до 16 лет и базируется на общей способности человека к адекватной оценке соотношений между объектами. Сюда входят умение продолжать логические цепочки, умение находить лишнее, абстрактное мышление. Первый блок заданий теста выявляет склонность к точным наукам, второй - к гуманитарным.
В первом классе мы просто просматриваем деток. В четвертом, пятом и седьмом они проходят тесты. Процент детей, у которых направление способностей четко определяется к четвертому классу, очень мал, в пятом уже можно с большей уверенностью говорить о склонностях ребенка. Профильное обучение в нашей школе начинается только с восьмого класса, поэтому мы еще раз тестируем семиклассников, поднимаем результаты тестов за предыдущие годы, и тогда уже составляем рекомендации.
В среднем, примерно 5–7 процентов детей показывают очень высокие способности и к точным, и к гуманитарным наукам. 12 процентов очень способных детей имеют узконаправленные наклонности, однако все равно это не «чистые» технари или гуманитарии. Чаще всего сочетаются в паре математические и естественнонаучные или естественнонаучные и гуманитарные способности. Дети средних способностей показывают неплохие результаты и в точных, и в гуманитарных науках. А вот дети, математически одаренные и гуманитарно бездарные (или наоборот), встречаются крайне редко: таких всего 1–2 процента.
Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев нельзя говорить об узконаправленных способностях. Они развиваются комплексно. Раньше как было? Например, у ребенка слабое место - математика. Значит, будем усиленно заниматься математикой, чтобы с грехом пополам подтянуть его хотя бы к среднему уровня. Сейчас уже в психологической практике приходят к тому, что нужно максимально развивать не слабые, а именно сильные стороны. И они «паровозом» будут тащить за собой все остальное.

«Правый уклонист» с большой головой
Тесты - это, конечно, хорошо. Но и они не дают стопроцентный результат. Случается, что дети волнуются и боятся отвечать на задания. Бывает и так, что у потенциально умного ребенка занижена самооценка. Не будучи уверенным в собственных силах, он старается подсмотреть ответы соседа.
Поэтому мы применяем и другие методики. Например, рисунок - как проявление нашего подсознательного. Если в тесте можно подогнать результат, то с рисунком так не получится: подсознание все равно будет гнуть свое. И по тому, что изображено, можно сделать много интересных выводов. Скажем, просим мы детей нарисовать человека. Сфера, которая отвечает за интеллект, - это голова. И то, насколько она большая или маленькая, показывает… нет, не ум ребенка, а его отношение к интеллектуальной деятельности. Это может быть ребенок с очень низким интеллектуальным потенциалом. Но большая голова на его рисунке говорит о том, что он жаждет воспользоваться этим потенциалом по максимуму. С другой стороны, для ребенка с огромным потенциалом основными могут быть физическая сила или красота - и голова человека на его рисунке будет маленькой. Одним словом, рисунок показывает не наличие способностей, а желание их развивать и ими пользоваться.
Как по рисунку можно определить склонность к точным или к гуманитарным наукам? Если изображение отклоняется в правую сторону, то с большой долей вероятности можно сказать, что ребенка влечет к точным наукам. Если в левую - то перед нами, скорее всего, гуманитарий. Но это, разумеется, всего лишь один из критериев. Для того, чтобы четко построить профиль ребенка, нужно комплексное исследование. К счастью, сейчас в каждой школе есть психолог. Кроме того, есть множество психологических центров, и неравнодушные родители могут обратиться туда.

«Бунтари», «подпольщики» и «беглецы»
Самое интересное в тестах - они не привязаны к школьным оценкам. Более того, по результатам тестов очень хорошо видно, когда оценки заслуженные, а когда нет. Довольно часто случается, что у отличника плохие результаты, а отпетый двоечник демонстрирует очень высокий уровень интеллекта и способностей. Стало быть, двойки ребенок получает не потому, что он глуп, а потому, что у него просто не сложились отношения с учителем. Либо наоборот, хороший ученик «берет» старательностью и исполнительностью, а не интеллектом.

Многие учителя имеют совершенно ложные представления об уровне одаренности учеников. Мы часто убеждались в том, что учителя часто ставят знак равенства между интеллектом и школьными отметками. Они видят в оценках главный критерий одаренности - одним словом, смотрят на следствие, а не на причину. Давая характеристику ученику, учителя, по большей части, руководствуются такими признаками:

Дисциплинированность;
- успешность;
- способности (не уточняя, какие именно способности - «способный», и все!);
- скрупулезность, настойчивость в достижении учебных целей;
- интерес к учебе;
- исполнительность;
- авторитет среди товарищей;
- внешний вид.

Как видите, в этом списке не указаны ни истинная мотивация обучения (только «интерес», который стоит далеко не на первом месте), ни интеллект, ни самооценка и уровень притязаний, ни коммуникабельность. Учителей не интересуют степень внутренней свободы ученика, его чувство ответственности. Наконец, они не разделяют общие и специальные способности ученика.

Школьный статус ребенка вовсе не отражает истинного уровня его способностей. По-настоящему умный и одаренный ребенок может быть в школе как отличником, так и «третьесортным» учеником. Это зависит не от интеллекта, а от психологических особенностей школьника.

Существует несколько «школьных типов» одаренных детей
1. «Лучший ученик». Все его любят, сам он делает то, что и как ему говорят. Любит нравиться.
2. «Бунтарь». Спорит со всеми, с ним тяжело общаться. Когда что-то мешает достижению его целей, у такого ребенка часто возникает состояние фрустрации - эмоционально-волевого напряжения.
3. «Подпольщик». Знает, что за одаренность не платят, а, наоборот, требуют. Поэтому он стремится «не высовываться» и «быть как все».
4. «Беглец». Выпадает из школьной системы, не может приспособиться к требованиям школы и учителей.
5. «Двуликий». Отстает, имеет физические недостатки. Его все считают слабым и не замечают одаренности.
6. «Целеустремленный». Независимый и автономный. Знает себе цену и знает, что хочет. Наилучший тип для разработки индивидуальной программы.

У каждого из этих типов свой стиль поведения, свои потребности, своя система отношений, свой эмоционально-волевой статус. И, конечно же, к каждому нужен свой подход как в школе, так и в семье.
А родители должны помнить об одной вещи. Ребенок - это не их продолжение. Это отдельная личность со своими мыслями, желаниями, образом мышления. Насколько это жутко - выучиться и понять, что всю оставшуюся жизнь предстоит заниматься тем делом, которое тебе не по душе. Но пока ребенок учится в школе, еще не поздно что-то изменить. Выбирая программу для ребенка, помните об этом и не заставляйте его силой заниматься тем, что ему не нравится.

7 СИСТЕМ СПОСОБНОСТЕЙ

ЛОГИЧЕСКИ-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ. Умение обобщать, способность к последовательному мышлению, оперирование системой символов, легкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей, гибкость мыслительных процессов. Такому ребенку в будущем подойдет сфера деятельности философа, математика, ученого.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ. Умение видеть мир в образах, визуальная креативность, умение создавать собственные образы. Черчение, дизайн, пиктографическое проектирование - вот те области, в которых пространственно одаренному человеку будет интересно.

СОЦИАЛЬНЫЕ. Людям с этим типом одаренности лучше всего дается общение с окружающими. Они умеют определять и оценивать характерные черты других, понимать их чувства. Одарены «социальным интеллектом», т. е. способностями, необходимыми для будущих учителей, политиков, продавцов.

ОЦЕНИВАЮЩИЕ. Способность оценивать характерные черты личности, понимание мотивов поведения других, рефлексивность - все это черты ведущего интеллекта психологов, врачей, социальных работников, юристов.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ. Кинестетический интеллект присущ тем, кто работает в движении - это, в основном, спортсмены, танцовщики, ткачи. И, между прочим, талантливые хирурги тоже наделены высокими кинестетическими способностями.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ. Вербальный (лингвистический) интеллект, необходимый для развития способностей поэтов, переводчиков, писателей, историков, предусматривает красочность образов памяти, чувство языка, развитие эстетического чувства, творческое воображение.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ. Чувство ритма, размера, тона, интонации - вот интеллект, присущий музыкантам.

Конечно, ни один из типов интеллекта не существует отдельно. Но справедливо и то, что способности одаренных людей, как правило, определяются такими комбинациями:
- интеллектуалы-аналитики;
- художественно одаренные;
- лидеры, организаторы;
- психомоторно одаренные;
- способные к специфическому обучению.

7 советов родителям, желающим развивать способности своих детей
1. Избегайте однобокости в учебе и воспитании.
2. Не лишайте ребенка игр, забав, сказок, создавайте условия для выхода детской энергии, подвижности, эмоциональности.
3. Помогайте ребенку в удовлетворении основных нужд, поскольку человек, энергия которого скована решением повседневных проблем, менее способен к достижению высот самовыражения.
4. Оставляйте ребенка в одиночестве, позволяйте ему самому заниматься своими делами. Помните - если вы хотите своему ребенку добра, научите его обходиться без вас.
5. Поддерживайте любые творческие проявления ребенка, сочувствуйте его неудачам. Избегайте критики и низкой оценки творческих способностей ребенка.
6. Уважайте любознательность ребенка, его новые идеи. Отвечайте на любые вопросы, даже на те, которые, по вашему мнению, выходят за рамки дозволенного.
7. Учите ребенка не тому, что может он сам, а лишь тому, что он может осилить только с помощью взрослого.

Измеряем уши
Российские ученые разработали метод, который дает возможность определить потенциальную склонность ребенка к точным или гуманитарным дисциплинам еще в раннем возрасте.
Они установили, что творческие способности человека зависят от размера его… ушей.

Если, к примеру, ваше левое ухо больше правого, то, скорее всего, вы больше одарены в точных науках. Если же правое ухо больше, перед вами - типичный гуманитарий. Разница в размерах ушей может быть незначительной - всего лишь 2–3 миллиметра. Но даже этой разницы достаточно для того, чтобы определить ведущее полушарие головного мозга.

Некоторые ученые считают, что будущее человека, а именно его профессиональная деятельность и карьерный рост зависит от типа мышления. Существует некий стереотип, что если ребенку нравится и легко дается литература и языки, значит, он непременно гуманитарий. На самом деле тип мышления определяется по-другому.

Кто такой гуманитарий?

Многие считают, что если у человека гуманитарный склад ума, то он любит , а не решать задачки, но на самом деле определение более широкое. Гуманитарий предпочитает наблюдать за окружающим миром, не вмешиваясь в происходящее, если этого не требуется. Он любит по-новому рассматривать существующие вещи и выдвигать гипотезы. Для тех, кого интересует, что такое гуманитарий, стоит заметить, что такие люди не стремятся к новым открытиям, а просто изучают существующие мнения и истории.

Гуманитарный склад ума

Ученые определили, что задатки у человека можно определить еще в раннем детстве. О гуманитарном складе ума говорят такие признаки: развитое тактильное и обонятельное чутье, хорошая реакция на прикосновения и визуальные эффекты. Среди увлекательных занятий такие дети предпочитают заниматься рукоделием, например, рисовать, лепить и делать поделки. Чтобы лучше понять, кто такой гуманитарный, стоит сказать о еще одном признаке – предпочитает сюжетные игры, где у каждого участника есть своя роль.

Важны качества гуманитария: отличные коммуникативные способности, большой интерес к литературе и стремление постоянно приобретать новые навыки. Такие люди хотят быть в центре внимания, интересуются новостями и разными традициями. Чтобы освоить новую информацию, они проводят анализ существующих предположений и высказываний. Еще одно отличительное качество – последовательное и точное изложение собственных мыслей.

Чем гуманитарий отличается от технаря?

У многих людей слабо выражены конкретные способности, что усугубляет определение склада ума. Специалисты, чтобы понять является ли человек гуманитарием, учитывают его мышление и мировоззрение. Люди с техническим складом ума выделяются своей энергичностью, самоуверенностью и целеустремленностью. Отличие гуманитария от технаря заключается в умении красиво разговаривать, эмоциональности и ранимости. Они являются неуверенными в себе, хоть и хорошо находят общий язык с окружающими.

Гуманитарии достигают успехов в области изучения языков, истории и литературе. Среди их увлечений можно выделить любовь к театру, кино и музыке. Они прекрасные ораторы, поэтому легко выступают на публике. Чтобы определить, кто такие гуманитарии и их отличие от технарей, стоит учитывать несколько критериев: цветовые предпочтения, способы запоминания информации, поведение на людях, поставленные цели и жизненные приоритеты.

Кто лучше - гуманитарий или технарь?

Среди людей распространено мнение, что умственные способности технарей лучше, чем при гуманитарном складе ума, но научных обоснований этому нет. Согласно проведенным исследованиям гуманитарий легко справится с изучением любой технической профессии, а все благодаря отличной памяти. Для тех, кого интересует, кто лучше гуманитарий или технарь, стоит сказать о том, что вторым легче , поскольку они отвечают на все вопросы конкретно, поэтому и оценка их способностей на собеседовании происходит быстро.

Как узнать, гуманитарий ты или технарь?

Есть много способов, дающих возможность определить склад ума, как у ребенка, так и у взрослого. Во многих школах учителя проводят специальное тестирование, чтобы понять, в каком направлении учащимся будет развиваться проще, а в каком сложнее. Есть еще другие способы, как определить, технарь или гуманитарий человек, например, проводится наблюдение за поведением и анализ предпочтений. Необычный способ предложили отечественные ученые, и подразумевает он оценку размера ушей. Исследования показали, что если у человека правое ухо больше левого, значит, перед вами гуманитарий.

Почему гуманитариев не любят?

Есть у людей с гуманитарным складом ума черта, которая может вызывать у окружающих негативные эмоции. Они благодаря своему критическому мышлению плохо поддаются внушению, поскольку могут легко анализировать ситуации и знают историю. Технари испытывают нелюбовь к своим оппонентам из-за того, что сферы, где они могут работать, с каждым годом сужаются, поскольку их заменяют техническими изобретениями и роботами. Гуманитарные же сферы, например, кино и искусство, заменить будет сложно. Характеристика гуманитарий и технарей будет всегда вызывать противоречия.

Кем работать гуманитарию?

Согласно проведенным экспериментам примерно половина жителей Земли имеет гуманитарный склад ума. Образование они могут получать «исследовательских» специальностей, например, истории или филологии, и массовых направлений: журналистика, дизай и другие. Людям, которых интересует, кто такой гуманитарий, стоит знать, что работать человек с таким складом ума может в разных сферах, но достичь больших высот можно в специальностях, не требующих серьезных умозаключений.


  1. Творческие профессии . Гуманитарий сможет найти себя в области дизайна, кино и музыке. Он может стать хорошим гидом или искусствоведом.
  2. Филология и лингвистика . Профессии для гуманитариев в этих областях: учителя языков и литературы, журналисты, писатели и копирайтеры, переводчики и редакторы. Продвигаться в карьере можно благодаря умению хорошо фантазировать и создавать мысленные образы.
  3. Юриспруденция и экономика . Многие могут поспорить, но, не имея технических навыков легко достичь успехов в указанных сферах. Возможно, это благодаря умению анализировать и широко смотреть на современные реалии. Подходят для гуманитариев еще государственная служба.
  4. Врачи и психологи . Благодаря умению хорошо понимать других, сострадать и разбираться в проблемах такие люди станут хорошими психологами.

Известные гуманитарии

В любой сфере можно выделить лучших представителей, которые сделали большой вклад или открытие. Известные писатели, психологи, музыканты, все могут считаться выдающими гуманитариями. Их работы и жизненные примеры помогают развиваться другим. Самые известные гуманитарии: Леонардо да Винчи и Абрахам Маслоу. Первый является известным художником, сделавшим огромный вклад в сферу искусства, а второй – психолог-гуманист, который предложил теорию самореализации.

Один человек может писать хорошую прозу, стихи, красиво рисовать, но разобраться в устройстве даже сравнительно простого прибора для него – тяжелая задача. А другой при всем желании не срифмует пары строчек, зато с техникой «на ты». Это понятно и естественно, ведь один из них – «гуманитарий», а другой – «технарь».

Человек гуманитарного склада ума при рассмотрении какого-то вопроса, явления в основном обращает внимание на наиболее запоминающиеся, бросающиеся в глаза признаки. Он способен к логическому мышлению, но до определенного предела. При запоминании какой-то новой информации гуманитарий использует такие признаки, как частичное совпадение по нескольким наиболее значимым характеристикам, а иногда и всего лишь по одному наиболее характерному признаку. Второстепенные признаки гуманитарий, как правило, относит к разряду незначительных мелочей, и поэтому не уделяет им должного внимания.

Именно поэтому ярко выраженному гуманитарию трудно добиться успеха в таких сугубо технических дисциплинах, например, таких, как физика, математика, химия и т.п. Ведь там необходимо тщательно учитывать абсолютно всю известную информацию, вплоть до самой незначительной.

Как мыслит человек-«технарь»

Для ярко выраженного «технаря» сама мысль, что можно пренебречь какой-то информацией, просто потому что она не слишком значима, практически невозможна. Разумеется, человек с техническим складом мышления тоже умеет отличать главное от второстепенного, но он рассматривает и учитывает абсолютно все, вплоть до мелочей. Пытаясь разобраться в чем-то новом или запомнить какую-то информацию, «технарь» не может ограничиться формальным совпадением некоторых наиболее значимых признаков, как это сделал бы гуманитарий. Он обязательно проверит, совпадают ли и второстепенные признаки, и только после этого запомнит информацию или сделает вывод. Один-единственный факт, признак, выбивающийся из общего ряда, заставит технаря заново все проверить и обдумать.

Технарь может показаться слишком дотошным, медлительным (особенно с точки зрения гуманитария). Но это всего лишь естественное следствие особенностей его мышления и поведения.

Поэтому извечный спор, кто важнее – «физики» или «лирики» (то есть, технари и гуманитарии) не имеет смысла. В жизни одинаково важны и те, и другие.

Довольно большое количество школьников старших классов начинают задумываться о своем будущем, мечтают о достижении высот и планируют карьеру. Но надо признать, что еще больше этот вопрос заботит родителей, которые не знают, что посоветовать своему ребенку. Довольно часто определиться с будущей профессией помогает тип мышления, но лишь в том случае, если он хорошо выражен.

Педагоги, которые обучают ребенка, знают о его способностях и без особого труда смогу сказать гуманитарий он или технарь . Что означают эти понятия знает почти каждый.

На сегодняшний день в обществе бытует определенный стереотип, если школьнику по нраву приходятся точные науки (алгебра, геометрия, физика), то он технарь, а вот если у школьника наблюдается предрасположенность к истории, языкам или литературе, то он 100% гуманитарий. В действительности все не так просто, поскольку существуют и смешанные типы. При выборе будущей профессии школьник всегда должен полагаться на свою интуицию.

Человек – гуманитарий: что это значит?

Делать новые открытия в области науки техники, а также вписывать свои имена в историю – это участь технарей. Гуманитарий – это человек , который привык созерцать все происходящее, при этом, не вмешиваясь в него, если нет такой необходимости. У него нет желания совершать что-то экстраординарное, выделяться и входить в историю, ему больше приходится по нраву изучать работы других ученых, в будущем оперируя ими во время диалогов. Гуманитарии, в отличие от технарей, осознают, что их мнение не является единственно верным, этим и обусловлено их отсутствие желания вести споры.

Разумеется, что им может не нравиться мнение окружающих людей, но при этом они не настаивают на своем, потому что не видят в этом смысла. Гуманитарии – это, прежде всего, превосходные коммуникаторы, которым удается находить общий язык даже с незнакомцами, умело подбирая слова в любой сложившейся ситуации.

Каждому человеку присущ определённый тип мышления , но что же это значит? Все ли понимают и осознают тонкую грань между гуманитарием и технарем? В чем заключается их разница? Довольно часто люди ошибочно себя относят к тому или иному типу. Например, человек увлекается кинематографией, музыкой, живописью, любит читать литературу, то значит, он гуманитарий.

В действительности дела обстоят совершенно не так, поскольку предметы увлечения человека не всегда говорят о складе его ума. Не стоит также забывать и о смешанных типах людей, которым хорошо даются все предметы. Но как понять, что ты технарь или гуманитарий?

В данном случае следует руководствоваться тем, что оговариваемый тип мышления позволяет осознать человеку о существовании иной интерпретации , мировоззрения, мышления, смысла и опыта. Параллельно с этим ему вовсе не обязательно с ним соглашаться, ему вовсе не обязательно относиться толерантно к людям с иной точкой зрения. Главное – отдавать себе отчет в том, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Главное оружие – красивая речь

Как мы уже говорили ранее, люди с гуманитарным мышлением являются превосходными коммуникаторами, из них в большинстве случаев выходят отменные ораторы, психологи и преподаватели. Им с легкостью удается вступить в контакт с малознакомыми им людьми, умеют поддерживать беседу, даже если она им совсем неинтересна.

Стоит обратить внимание на то, что вражда является тоже способом коммуникации, однако те, кто в нее вмешан, заведомом отодвигают себя на край гуманитарного мира. Гуманитарии по складу своего ума, как правило, признают несовершенство своих мыслей, зависимость различных обстоятельств извне.

Каким бывает гуманитарное образование?

На сегодняшний день выделяют две совершенно разные “гуманитаристики”:

Профессии для гуманитариев

К числу общественных наук относятся юриспруденция, политология, лингвистика, психология, филология, журналистика и история. Люди с гуманитарным типом мышления превосходно в них разбираются, поскольку их склад ума позволяет им виртуозно владеть языком слов и букв. Люди, которые комфортно себя чувствуют в социальной среде могут смело выбирать гуманитарные профессии.

Довольно большой популярностью на сегодняшней день обладает психология. Люди в течение веков изучали происхождение, обычаи, историю и биологическую природу человека. На основании полученных данных, были сформированы определенные психологические закономерности, которые позволяют разбираться не только в медицине, но преподавании, науке, торговле и прочих социальных сферах.

Если вы относите себя к гуманитариям , то вы можете обратить внимание на деятельность, которая связана с политологическими, религиоведческими, философскими, культурологическими знаниями. Если необычайный интерес вызывает история, то можно свою жизнь посвятить и ей.

Ни для кого не секрет, что власть и деньги привлекают огромное количество людей, поэтому люди с гуманитарным типом мышления отдают предпочтение политической деятельности, собирают митинги, ведут переговоры и организовывают политические партии. Если по душе вести различные расследования, первыми узнавать о происходящем, то можно рассмотреть профессию журналиста. Сегодня эта отрасль чрезвычайно развита, поэтому множество изданий нуждается в квалифицированных кадрах.

Технарь и гуманитарий: отличия

Можно ли при необходимости стать гуманитарием или технарем? Ответ довольно сложный, изменить склад ума невозможно, однако развиваться можно всегда. Понять принадлежность человека к определенному типу можно не с помощью оценок в школе, а по мышлению и мировоззрению. Довольно часто успеваемость по определенной дисциплине зависит не от способностей школьника, а то множества других факторов, например, умения учителя заинтересовать ребенка.

Особенности гуманитариев:

Что касается технарей , то им присущи следующие особенности:

  • самоуверенные;
  • энергичные;
  • целеустремленные;
  • некоммуникабельные, не любят разговаривать.