да, основная проблема - в отношении к тебе. Многие воспринимают психологов либо как мудрецов, которые за некоторую плату разрешат все ваши личностные кризисы, вернут мужа в семью, излечат от алкоголизма, и вы выйдете через час из кабинета совершенно другим человеком. Либо как шарлатанов, которые всего вышеперечисленного сделать не могут, а деньги за сеанс берут. Все почему? Потому что уровень психологической грамотности у нас в стране чрезвычайно низок. Масса людей психолога от психиатра не отличает, и, когда предлагают посетить специалиста, какую фразу слышим чаще всего? Я НЕ ПСИХ!

Зато "экспертов" в психологи у нас масса. Тут у нас и диванные психологи без соответствующего образования, и психологи кухонные, которые за рюмочкой горячительного расскажут вам, в чем сила, брат. А все это может привести к последствиям не самым приятным.

Что касается клинической психологии - да, отрасль преимущественно новая. Не так много университетов готовят по такой специальности. А те, которые выпускают клиников, сами толком не знают, что должно входить в образовательную программу.

Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции. Естественно, научных и медицинских дисциплин тут в разы больше, чем у простых психологов. Мы должны знать основы функционирования ГМ, всех отделов, которые отвечают за различные функции. Методики восстановления впф и многое другое. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

При этом клиенты зачастую не видят НИКАКОЙ разницы между психологом обычным и психологом медицинским, требуют разрешения своих личностных проблем и вот этого всего. Клинический психолог этим не занимается!

И вот попробуй это объяснять всем - и клиентам, и тем, кто тебя на работу берет. Успевай укрываться от презрительных взглядов работников сферы медицинской, отклонять предложения об участии в бизнес- или еще каких-либо тренингах, объясняй, что для работы с детьми или психотерапии нужна специализация...

Но нет, ты психолог на все руки, когнитивист, бихевиорист, психоаналитик, психиатр,воспитатель, учитель, тренер, диагност, маг и волшебник за 13 тысяч в месяц. На обучение организация тратиться не хочет - им выгодней взять выпускника, который будет работать на энтузиазме, чем оплачивать повышение квалификации молодого специалиста. Ну и прочие бюрократические тонкости.

Лично я со здоровыми людьми никогда работать не хотела. Работаю с больными, занимаюсь психологической реабилитацией. Работа действительно интересная - столько жизненных историй. А главное,ты знаешь, что людям НЕОБХОДИМА твоя помощь.

Конечно, после этого всего и самому психологу нужна помощь супервизора, но, хех, явно не нашем отделении. С выгоранием и прочими душевными терзаниями как бы разбираетесь сами.

Стоит помнить, что всем помочь нельзя.

Такие дела, ребята.

Не утверждаю, что у всех психологов/клиников такая ситуация. Просто описала частный случай.

Последнее обновление: 23/02/2015

Итак, Вы решили специализироваться в психологии. Чем именно Вы планируете заниматься после окончания учебы? Из-за экономического спада конкуренция резко возросла. Для того чтобы занять сильную позицию на современном рынке труда, Вы должны тщательно рассмотреть имеющиеся у Вас возможности и выбрать сферу, которая пользуется наибольшим спросом.
По статистике, спрос на психологов растёт быстрее, чем не специалистов других отраслей. Ниже приводятся лишь некоторые из перспективных направлений работы.

1. Консультант по профессиональной ориентации

Средняя зарплата в США: $46,000

Благодаря меняющимся условиям на рынке труда, многие люди ищут новую работу - в своей сфере или совершенно другой. помогают людям принимать решения в отношении будущей карьера, используя разные инструменты.

Часто они начинают с изучения интересов клиента, его образования, профессиональных навыков и личностных качеств - для того чтобы определить наилучшее соответствие. Они также помогают клиентам развивать навыки, полезные для трудоустройства - инсценируют интервью, подсказывают, как грамотно составить резюме, и на что обращать внимание при поиске вакансий. Кроме того, они помогают клиентам преодолеть стресс, связанный с потерей работы.

2. Школьный психолог

Средняя заработная плата в США: $59,440


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Кажется, что в работе психолога главное ー уметь выслушать пациента и направить его мысли в нужное русло. Разве врождённая чуткость и жизненная мудрость не заменят таланту университетскую скамью? Разберёмся, нужно ли психологу высшее образование или можно обойтись профильными курсами.

В профессии существует ряд специализаций, каждая из которых подразумевает разный уровень образования и профессиональный опыт.

Медицинское образование нужно психотерапевту . Этот специалист работает в поликлиниках и больницах. Лечит расстройства психики: депрессии, навязчивые состояния, неврозы и фобии. Имеет право выписывать рецепты на лекарства. Может выполнять функции психолога, так как хорошо знаком с методиками работы этого специалиста.

Детский психолог может иметь как высшее медицинское, так и гуманитарное образование. Коррекционной работой с детьми и лечением может заниматься только специалист с медицинским образованием. Работать с личностными, семейными проблемами может психолог, имеющий специализацию или прошедший дополнительное обучение по детской психологии.

Организационный психолог консультирует персонал или работает в кадровой службе. Такой специалист подбирает персонал, оценивая личностные качества соискателя, проводит профессиональные тренинги, консультирует руководителей по вопросам управления. Организационному психологу достаточно иметь оконченное образование по профилю «Общая психология» и прохождение курсов дополнительного профессионального образования или окончание университета по специальности «Психология служебной деятельности».

Психолог-консультант занимается помощью людям, столкнувшимся с жизненными или профессиональными проблемами. Специалист проводит с клиентом беседы, которые способствуют нахождению новых путей для выхода из сложной ситуации. Такие специалисты получают высшее психологическое образование, работают в консультациях или ведут частную практику.

Педагог-психолог работает в детских садах, школах, училищах, колледжах. Специалист помогает детям справиться с личными и учебными трудностями, находит индивидуальный подход к обучению, занимается профориентацией. Работать педагогом-психологом может человек с базовым психологическим образованием или педагог, прошедший соответствующий курс профессиональной переподготовки.

О том, может ли стать психологом человек без профильного образования и кому подойдут курсы дополнительного образования по психологии, мы спросили у Марии Бородиной, ректора .

Можно ли работать психологом без образования в области психологии?

– На этот вопрос можно ответить по-разному. Мы все считаем себя лучшими психологами, врачами, учителями. Но именно в тех вопросах, которые касаются нас самих, наших родных и близких. Мы скорее любители, бытовые консультанты, «жилетки». Незнакомые человек не доверит вам решение своих психологических проблем и проблем близких людей, если вы не профессионал.

С юридической точки зрения работать психологом без профильного образования нельзя. Должности «Психолог», «Психолог в социальной сфере» или «Педагог-психолог» может занять только специалист, имеющий профильное высшее образование.

С 2016 года происходит ужесточение требований к соответствию сотрудников занимаемой должности. В скором времени человек без психологического образования не сможет работать психологом.

Можно ли работать психологом после окончания курсов профессиональной переподготовки, не имея психологического образования?

– Такая практика действительно есть. Обычно подобная ситуация касается малой части педагогов или педагогов-воспитателей, которые сначала занимали должность психолога по совместительству. Особенно это было характерно для малокомплектных школ в России.

Кому подойдут курсы профессиональной переподготовки по психологии?

– Курсы профессиональной переподготовки по психологии подойдут в первую очередь педагогам, воспитателям, педагогам-психологам, психологам.

Педагогам и воспитателям эти курсы необходимы, поскольку для эффективного процесса обучения и воспитания детей, подростков, молодых людей требуются знания о психологических особенностях каждого возраста, особенностях когнитивных процессов.

Педагогам-психологам и психологам курсы профессиональной переподготовки могут потребоваться, если с момента получения диплома о профильном образовании и начала профессиональной деятельности проходит несколько лет. Также курсы профессиональной переподготовки по профилю желательно проходить один раз в пять лет.

Важно ли для психолога непрерывное обучение?

– Скажем так, непрерывное обучение необходимо каждому человеку в независимости от его должности. Постоянно обучение и развитие должно быть направлено как на развитие личностных качеств, так и профессиональных.

От профессионализма психолога зависит решение внутренних проблем человека, а значит его карьера, личная жизнь и внутренний мир. Экономика, образование, наука – все отрасли нашей жизни меняются постоянно, это непрерывный процесс развития. Появляются другие точки зрения на существующие процессы и явления, новые результаты психологических исследований. И всё это необходимо знать уважающему себя и своих клиентов специалисту.

О чем думают люди, поступающие на факультет психологии? Кто-то хочет разобраться в собственном внутреннем мире, кому-то нравится работать с людьми. Навязанные многочисленными фильмами образы психоаналитиков демонстрируют нам радужные перспективы, будь то просторный кабинет и очередь на консультации или увлекательная работа с серийными убийцами. Но как же обстоят дела на самом деле и почему работа в детском саду это один из лучших вариантов? Поговорим об этом.

Психолог-педагог в школу или детский сад

Где может работать психолог? Наиболее распространенный вариант по специальности - детский сад. Спрос здесь есть всегда. К тому же, сюда можно смело отправляться сразу после вуза, достаточно просто высшего образования. Естественно, для того, чтобы работать с детьми – нужно их любить. В детском саду часто выполняет функции педагога – проводит различные развивающие игры и тренинги, занятия творчеством.

Школьная психология чревата большими объемами бумажной работы, необходимо составлять планы, методические пособия и т.д. Занятия психологией как таковой здесь гораздо меньше, изредка на консультацию будут приходить проблемные дети.

Телефон доверия, онлайн-консультирование

Один из немногих возможных вариантов удаленной работы для психолога. Такие вакансии можно встретить довольно часто. Для приема на работу, кроме высшего образования необходим опыт личной терапии, определенное количество часов консультирования.

Реабилитация пациентов в больницах и поликлиниках

Для того, чтобы попасть на работу в больницу или реабилитационный центр, нужно иметь образование по направлению «медицинская психология». С чистым диломом попасть на такую работу довольно проблематично, т.к. работать нужно с людьми с пост-операционным синдромом, возможно с неизлечимо больными или их родственниками. Также медицинский психолог должен обладать развитой эмпатией и быть устойчивым к воздействию стресса.

После окончания вуза можно устроиться в психоневрологический диспансер, однако нужно понимать, что сразу к «тяжелым» пациентам вас никто не подпустит, кроме того, что такая работа очень тяжелая в моральном плане.

Психологи-дефектологи могут работать с детьми больными ДЦП, в специальных детских интернатах.

Психоаналитик

Кем может работать психолог в идеале? Профессия-мечта каждого второго выпускника факультета психологии - это психотерапевт. Но для многих, увы, она так и остается мечтой. Для того чтобы стать сертифицированным психоаналитиком высшего образования недостаточно. Как минимум, нужно быть готовым к тому, что вам самим придется пройти курс личного психоанализа, чтобы освободиться от предрассудков, эмоционального подхода и всего, что может помешать в будущей работе. Помимо этого необходимы: клиническая работа под наблюдением опытного специалиста, теоретические и практические семинары, желательно обучение заграницей. Путь к желанной профессии может длиться 6-8 лет, и заканчивается сдачей экзамена на членство в Международной ассоциации.

Стать психоаналитиком могут специалисты как с дипломом психолога, так и . Но вести прием можно только при наличии сертификата.

Что касается шикарного личного кабинета и очереди на консультацию... Новичкам в психотерапию путь закрыт. Только опыт работы, практика и дополнительные образовательные курсы помогут вам добиться желаемого. Начать можно с малого. Главное – оставаться в профессии и усердно работать, а там и шикарный личный кабинет не за горами.

Кем еще может работать психолог - читайте в следующей статье.

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься . Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь - это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления - очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред - они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
    в больницах и поликлиниках;
    преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
    в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
    в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога - только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть : личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог - решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы - от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог - это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера - это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога - это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец - это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог - специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :

    улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
    изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
    способность принять решение;
    способность осуществить принятое решение;
    подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
    получение поддержки;
    приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
    поиск и изучение альтернатив;
    получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
    развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
    получение информации;
    реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.